Научная статья на тему 'Оценка состояния российских ipo как отражение общемирового рынка первичных размещений акций'

Оценка состояния российских ipo как отражение общемирового рынка первичных размещений акций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРВИЧНОЕ ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ АКЦИЙ / ФОНДОВАЯ БИРЖА / АКЦИИ / ВТОРИЧНЫЕ РАЗМЕЩЕНИЯ / ЭМИТЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ЛИСТИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Круглянский Я. С.

рассмотрена структура размещений IPO российских компаний. Проанализированы показатели успешного и неуспешного размещения в посткризисный период. Выделены предпочтения российских компаний по прохождению листинга и самой процедуры IPO на мировых фондовых биржах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния российских ipo как отражение общемирового рынка первичных размещений акций»

Принимая во внимание всю трудоемкость процесса добычи углеводородов на территории Восточной Сибири, проведение геологоразведочных работ оправдано [5]. Использование в качестве механизма привлечения инвестиций такой финансовый инструмент, как первичное публичное размещение акций является необходимым и целесообразным. Размещение экономически эффективнее проводить на базе Лондонской фондовой биржи. Однако не стоит ориентироваться только на инвесторов из-за рубежа. В России достаточно инвесторов, которые готовы вложиться в долгосрочные проекты, но для этого нужны точные расчеты и максимально прозрачная схема ведения бизнеса.

Сопутствующими факторами успеха будут являться восстановление российской экономики после финансово-экономического кризиса, поддержка со стороны государства, потенциал для развития сопутствующих производств, которые в конечном итоге создадут вкупе с вышеуказанными предложениями все необходимые условия для проведения IPO отечественных компаний нефтегазового сектора в краткосрочной перспективе.

Литература

1. Гвардин С.В. IPO стратегия, перспективы и опыт российских компаний. -М., СПб.: Вершина, 2007.

2. Даниел Джонстон. Анализ экономики геологоразведки, рисков и соглашений в международной нефтегазовой отрасли. - М.: Олимп бизнес, 2005.

3. Джейсон Дрэйхо IPO. Как и почему компании становятся публичными. - М.: «Инфра-М», 2008.

4. Кушмар И.А., Григоренко Ю.Н., Ананьев В.В., Белинскин В.А., Губина Е.А. Нефть и газ Восточной Сибири. - СПб.: Недра, 2006.

5. Лазарев В.В. Геология / Учебное пособие. - Волгоград: Ин-Фолио, 2010.

Я. С. Круглянский

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКИХ IPO КАК ОТРАЖЕНИЕ

ОБЩЕМИРОВОГО РЫНКА ПЕРВИЧНЫХ РАЗМЕЩЕНИЙ АКЦИЙ

AN ASSESSMENT OF THE RUSSIANS' IPO MARKET AS A REFLECTION OF THE GLOBAL INITIAL PUBLIC OFFERINGS' TREND

Аннотация: рассмотрена структура размещений IPO российских компаний. Проанализированы показатели успешного и неуспешного размещения в посткризисный период. Выделены предпочтения российских компаний по прохождению листинга и самой процедуры IPO на мировых фондовых биржах.

Ключевые слова: первичное публичное размещение акций, фондовая биржа, акции, вторичные размещения, эмитенты, инвестиции, листинг.

Abstract: the article describes the Russian companies' IPO structure. Major keys of successful and non-successful offerings are analyzed in the time of post crisis. It identifies preferences Russian companies in the way of listing procedure and IPO in tote on the global stock exchange field.

Keywords: IPO, stock exchange, shares, SPO, issuer, investments, listing.

Что представляет собой IPO, упоминание о котором в последнее время все чаще и чаще встречается в прессе и деловых кругах? Отчасти IPO является своего рода

© Я.С. Круглянский, 2012

модной тенденцией, которая привлекает к себе внимание. Кроме того, IPO является необходимым инструментом для дальнейшего динамичного развития компании, перехода ее на качественно новый уровень.

IPO (от англ. initial public offering) [1] - это первичное размещение компанией акций на фондовой бирже, где они становятся доступными широкому кругу инвесторов и превращаются в инструмент биржевой игры. Благодаря IPO компания меняет свой статус с «частной» на «публичную». Чтобы разместиться на бирже, компании должны соответствовать ряду требований: иметь отстроенную систему корпоративного управления, понятную инвесторам структуру активов и денежных потоков, а также раскрывать все существенные факты своей деятельности. Помимо вырученных от продажи акций средств, публичный статус дает компании много других преимуществ: повышается ее деловая репутация и известность на рынке, появляется возможность привлекать кредиты, размещать облигации под более низкие проценты и т.д.

На сегодняшний день такой инструмент, как IPO стал одним из самых популярных способов повысить капитализацию компании. Конечно же, это не единственная причина такой популярности IPO. Стоит отметить, что грамотное размещение приносит большую прибыль акционерам и довольно часто именно выход из бизнеса с учетом максимизации своей прибыли и является главным мотивирующим фактом проведения первичного размещения.

2011 год оказался достаточно удачным для российского рынка IPO. В течение года публичный статус получили сразу 10 российских компаний из самых разных секторов, начиная от высоких технологий и заканчивая производством пиццы [2]. Как и в случае иностранных компаний, IPO российских эмитентов преимущественно были сконцентрированы в I полугодии. Половина размещений была организована на Лондонской фондовой бирже. Три IPO прошли на российских РТС и ММВБ, по одному размещению российских компаний прошло на американском NASDAQ и немецкой Deutsche Boerse.

Слухи об IPO российской компании появились уже в первые дни года: о намерении разместить свои акции в Лондоне объявил производитель насосных станций группа ГМС. Первоначально компания заявляла о желании привлечь $437-567 млн., но затем умерила аппетиты и за 37% своих акций выручила лишь $360 млн. Вслед за машиностроительным холдингом свои акции на Лондонской бирже разместили девелопер «Эталон», аграрный холдинг «РусАгро», портовый оператор Global Ports.

Последнее в 2011 г. IPO российской компании на Лондонской бирже прошло уже в декабре. Ради включения своих бумаг в базу индекса FTSE100 свои акции в Лондоне разместил Polymetal International, контролирующий российского производителя драгоценных металлов ОАО «Полиметалл». Через размещение компания привлекла $770 млн.

Среди наиболее заметных вторичных размещений были SPO банка "ВТБ" (привлек $3,3 млрд) и ритейлера "Магнит" ($475 млн) [3].

Крупнейшим размещением 2011 года стало IPO Yandex [4], управляющего одноименным российским поисковиком. Yandex привлек от продажи бумаг $1,3 млрд., и стал вторым среди интернет-компаний после Google, который в рамках IPO в 2004 г. получил $1,67 млрд от инвесторов. Большую часть полученных от размещения средств - $919.35 млн. - получили акционеры, $385 млн. - сама компания.

Самым небольшим из зарубежных размещений стало IPO Worldwide Papa's [5]. Компания управляет четырьмя пиццериями в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и организует доставку пиццы. Благодаря продаже 36% своих акций на Франкфуртской бирже компания привлекла 14.5 млн. евро. Полученные средства группа намерена вложить в расширение сети до 40 ресторанов к 2014 году.

На российских биржах инвесторы проявляли меньшую активность и провели лишь три размещения. Речь идет об IPO интернет - магазина «Ютинет.ру», «Номос-

банка» и производителя удобрений «ФосАгро». Примечательно, что два последних также выпустили депозитарные расписки для Лондонской фондовой биржи, и большая часть размещений также проводилась за рубежом.

Впрочем, далеко не для всех эмитентов 2011 год оказался удачным. Завершить процедуру IPO по разным причинам так и не смогли не менее десяти компаний, в числе которых «Челябинский Трубопрокатный Завод», ритейлер мобильной техники «Евросеть», холдинг «Вертолеты России» и ряд других эмитентов [6].

В целом, объем российского рынка IPO за год составил около $10 млрд., что значительно больше уровня 2010 года. Однако активность размещений концентрировалась в первой половине года, до июля. Начавшаяся в августе волатильность и коррекция на мировом рынке повлияла на активность компаний во второй половине года, где прошло лишь две сделки. Остальные были отложены на 2012 год. По оценкам аналитической компании Dealogic, учитывая данные по SPO, российский рынок акционерного капитала с начала года по начало ноября составил $10,8 млрд, на 71% превысив прошлогодний уровень. Большая часть размещений традиционно пройдет в «два окна» - весеннее и осеннее. Пик активности, вероятно, придется на осень, поскольку к тому времени, по мнению инвесторов, возможно, будут решены долговые проблемы еврозоны. Непосредственно для российских компаний «джокером» окажется позиция государства. Частным эмитентам придется конкурировать за внимание инвесторов с приватизируемыми государственными компаниями. Учитывая сохранение макроэкономической стабильности, вряд ли государство будет торопиться с приватизацией, что дает шансы частным компаниям провести целый ряд размещений». В 2012 г. свои акции могут разместить обувной ритейлер «ЦентрОбувь», горнорудные холдинги «Мечел-Майнинг» и «Металлоинвест», оператор танкерного флота «Совкомфлот», «Вертолеты России», «Связной», «Росгосстрах», Yota Holding, «Аэрофлот», «ВКонтакте», «Разгуляй», а также Промсвязьбанк [6].

Однако, если брать 2011 год в целом для компаний только-только разместившихся на бирже, то по итогам первого года на биржах инвесторы российских компаний фиксируют убытки. «Яндекс», разместил на американской бирже Nasdaq 16% своих акций. Несмотря на то что предварительно бизнес компании оценивался в диапазоне от $6,4 млрд. до $7 млрд., инвесторы в итоге оценили ее в $8 млрд. Более того, после первого дня торгов цена акций «Яндекса» выросла ещё на 42%, а капитализация компании достигла $11,4 млрд. При размещении одна акция «Яндекса» торговалась на уровне $25, по состоянию на начало января за акцию давали $19,96. Год компания завершила снижением капитализации на 20% по сравнению с уровнем первичного размещения. На конец марта 2012 года одна акция «Яндекса» оценивается в $24 [7]. Основными покупателями бумаг «Яндекса» были инвесторы из США и Европы с долгосрочной стратегией вложений. Индекс Nasdaq за это время упал на 4,5%, до 2618,64 пункта.

Почти на 50% к началу 2012 года снизилась капитализация Номос-банка -первого частного российского банка, вышедшего на зарубежную биржу. Депозитарные расписки в Лондоне реализовывались по $17,5. На конец марта 2012 они и вовсе опустились до $13.6.

По итогам последней торговой сессии котировки Номос-банка на LSE - $9,14 за одну акцию. На 32% упали по итогам 2011 года бумаги крупнейшего петербургского застройщика Etalon Group. На 40% опустилась капитализация специализирующегося на производстве удобрений концерна «Фосагро», который провел размещение в середине июля. Если при размещении глобальные депозитарные расписки продавались по $14 за одну бумагу, то в конце года они стоили $8,45.

Аналогичные тенденции характерны для остальных компаний, проведших IPO в 2011 г. Капитализация оператора контейнерных терминалов в России Global Ports

Investments упала на 15%, до $1,4 млрд. Стоимость одной акции снизилась с $15 до $13. Оценка стоимости бизнеса инвестиционно-промышленной группы «Гидравлические машины и системы», разместившейся в феврале в Лондоне, рухнула почти на 50%. Если при размещении бумаги продавались по $8 за штуку, то в конце 2011 г. торговались на уровне $4,29. Стоимость акций крупнейшего российского производителя сахара «Русагро», размещавшего свои расписки в апреле 2011 по $15 за штуку, рухнула вдвое - до $7,51. Капитализация компании по итогам года опустилась до $582,29 млн.

При подготовке IPO всегда крайне сложно дать реалистичную оценку потенциала акций. Особенно это касается таких уникальных компаний, как «Яндекс», «Фосагро» и «Русагро». Эти компании, конечно, имеют мировые аналоги, но их российская специфика настолько сильна, что иностранные инвесторы при оценке компании вынуждены полагаться на организатора IPO.

Глобальные фонды вынуждены участвовать в IPO, так как на вторичном рынке купить крупный пакет сложно. Изменился не только взгляд инвесторов на бумаги, но и ситуация на рынке. В связи с долговыми проблемами в Европе ликвидности стало значительно меньше, и многие крупные инвесторы продают бумаги даже ниже цены размещения, потому что нуждаются в деньгах для себя или своих клиентов. При этом, российские эмитенты в большинстве своем по-прежнему стремятся разместить свои акции на зарубежных площадках (LSE, NASDAQ, Deutche Borse, HK), что негативно сказывается на развитии фондового рынка в России и, как следствие, становление Москвой мировым финансовым центром.

Литература

1. Геддес Росс: IPO и последующие размещения акций / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2008.

2. http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/02/02/32290689

3. http://top.rbc.ru/pressconf/28/09/2011/616914.shtml

4. http://www.finam.ru/analysis/profile13bfd/default.asp

5. http://www.ipocongress.ru/rus/guide/

6. http://www.offerings.ru/market/placement/futureplacement/

7. http://www.rusipo.com/news.php?txt_id=5517&page=0

П.В. Лукашов

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ ПО ДОХОДАМ В ВУЗЕ

METHODS OF THE ORGANIZATION OF THE INTERNAL CONTROL

SYSTEM OF SETTLEMENTS WITH COUNTERAGENTS ON INCOME

IN THE UNIVERSITIES

Аннотация: в статье представлены основные аспекты предлагаемой методики контроля расчетов с контрагентами по доходам в вузе. Автор статьи обосновывает решение поставленных задач путем совершенствования существующих механизмов контроля.

Ключевые слова: расчеты, контроль, контрагенты.

© П.В. Лукашов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.