Оценка состояния и проблемы развития потребкооперации Оренбургской области
О.С. Лазарева, к.э.н, М.Ю. Варавва, к.э.н,
Оренбургский филиал РГТЭУ
Торговля — одно из основных и традиционных направлений деятельности потребительской кооперации. Торговые предприятия, входящие в систему потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития, осуществляют торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывают социальные и бытовые услуги населению, производящему сельскохозяйственную продукцию [1].
Потребительская кооперация по-прежнему остаётся основной товаропроводящей сетью в
отдалённых и малонаселённых сельских пунктах Оренбургского региона. Сегодня потребкооперация Оренбургской области насчитывает около 1600 розничных предприятий торговли, общественного питания, производственных цехов; получают развитие сеть торгово-закупочных пунктов сельскохозяйственной продукции, сфера бытовых услуг.
Система потребкооперации объединяет более 300 тыс. пайщиков и обслуживает около 500 тыс. человек в 35 районах и 8 городах Оренбуржья, в том числе в таких малонаселённых пунктах, где нет стационарной торговой сети [2].
Ретроспективный анализ позволяет отметить, что совокупный объём хозяйственной деятельно-
сти системы потребительской кооперации области в 2011 г. составил 2629,2 млн руб. и увеличился по сравнению с 2010 г. на 7,7%. В 2011 г. оборот розничной торговли организаций потребительской кооперации составил 1628,4 млн руб., или 103,1% к 2010 г. в сопоставимых ценах. Более высоких темпов роста достигли Новосергиевское «Центральное» сельпо (125,3%), Кваркенское райпо (122,5%), ПО «Саракташское» (119,1%), ПО «Асекеевское» (117,4%), Соль-Илецкое (112,5%), Северное (111,5%) и Красногвардейское (111,1%) райпо. Так, в расчёте на одного обслуживаемого человека организациями потребкооперации продано товаров на 4996 руб. (в 2010 г. — 3915 руб.). По этому показателю лидируют Соль-Илецкое райпо — 13367 руб., ПО «Кувандыкское» — 13181 руб., Бугурусланское райпо — 11326 руб., Новосергиевское «Центральное» сельпо — 11361 руб. и Северное райпо — 10466 руб.
Потребительская кооперация остаётся значительным источником пополнения товарных ресурсов области и играет положительную роль в сдерживании цен на продовольственные товары за счёт собственного производства и организации завоза товаров первой необходимости непосредственно от товаропроизводителей.
В течение 2011—2012 гг. организациями заготовлено сельскохозяйственной продукции на сумму 360,5 млн руб., или 105,1% к 2010 г. Выросли объёмы закупок молочной продукции — 1956 т (103,4%), картофеля — 1113 т (100,3%), овощей — 2156 т (100,2%); произведено 1212 туб консервной продукции (100,2%), 717 т кондитерских изделий (100,3%), 28,7 тыс. безалкогольных напитков (100,3%), 339 т колбасных изделий (100,1%), 10 тыс. т хлебобулочных изделий (100%).
Закупаемые объёмы сельхозпродукции используются в качестве сырья предприятиями переработки и общественного питания, системы потребкооперации, а также для обеспечения организаций социальной сферы.
Наиболее высокие темпы развития производства основных видов продукции обеспечивают Соль-Илецкое, Северное, Красногвардейское райпо, Новосергиевское «Центральное» сельпо.
Оренбургская потребительская кооперация в своей деятельности ориентирована на удовлетворение потребности сельских жителей в товарах и услугах и является партнёром правительства области по вопросам социально-экономического развития на селе.
Региональные товаропроизводители являются постоянными участниками мероприятий по формированию и стимулированию внутреннего спроса (конкурс «Наша марка», «100 лучших товаров», проект «Оренбургское качество»). Для формирования положительного позитивного имиджа на продукцию местных товаропроизводителей и продвижения её на потребительский рынок в об-
ласти реализуется при поддержке правительства Оренбургской области проект «Оренбургское качество». Только в 2012 г. знак «Оренбургское качество» получили 138 товаров, выпущенных на предприятиях Оренбуржья. В подавляющем большинстве это продукты питания: колбасы, ветчина, карбонат, пельмени, кондитерские и макаронные изделия, мороженое, рыба различной обработки, сыры, молочная продукция и др.
В рамках проекта «Оренбургское качество» 170 торговым предприятиям области на безвозмездной основе предоставлено 500 «стопперов» для выделения на витринах продукции местных товаропроизводителей. В настоящее время 58 областных предприятий получили право маркировать свою продукцию знаком «Оренбургское качество», среди них — ЗАО «Оренбургский бройлер», ЗАО «Орский мясокомбинат», ООО «Бузулукское молоко», ЗАО «Хлебопродукт-2» и др.
В 2011—2012 гг. Оренбургская область участвовала в XV и XVI форумах «Покупайте российское», которые проходят в Москве в Международном выставочном центре «Крокус Экспо». В коллективной экспозиции Оренбургской области представлены ведущие предприятия региона: ООО «Оренбургский молочный комбинат», ЗАО «Мясо-маркет» (ТМ «Андреевское подворье»), ЗАО «Орский мясокомбинат» и др. Проводимая выставочно-ярмарочная деятельность способствует поддержанию конкурентоспособности оренбургских товаропроизводителей, развитию и укреплению экономического потенциала области, позволяет производителям продвигать выпускаемую продукцию на региональный и российский потребительский рынки.
В период 2011—2013 гг. администрацией области инициирован ряд важных мероприятий по упорядочению деятельности розничных рынков. Так, на начало 2014 г. в Оренбургской области функционируют 28 розничных рынков, реализующих агропродукцию, из них 11 — сельскохозяйственных, 3 — сельскохозяйственных кооперативных.
Местным сельхозтоваропроизводителям, включая фермерские и личные подсобные хозяйства, упрощён доступ на рынки и ярмарки области для реализации собственной продукции. Под реализацию сельскохозяйственной продукции на рынках и ярмарках области предоставляется 6,8 тыс. торговых мест. Из них 4,3 тыс. торговых мест выделяется гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личное подсобное хозяйство или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, в том числе 1,6 тыс. торговых мест — на льготных условиях.
С целью обеспечения населения продуктами питания по доступным ценам и оказания поддержки местным товаропроизводителям в городах и районах области организованы сезонные ярмарки и ярмарки выходного дня. Так, в 2013 г. в городах и районах области проведено около 2,6 тыс.
ярмарок выходного дня с привлечением на них сельхозпредприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий потребительской кооперации и оптовой торговли, владельцев личных подсобных хозяйств, а также предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области (товарооборот составил более 1143,0 млн руб.).
Мониторинг цен показывает, что ярмарки выходного дня являются серьёзным конкурентом традиционным розничным рынкам в реализации сельхозпродукции, а упрощённая схема поступления товара на прилавок, минуя посреднические структуры, позволяет значительно снизить цены на реализуемую продукцию.
Доля продаж товаров на розничных рынках и ярмарках в общем объёме оборота розничной торговли в 2013 г. составила 15%.
В 7 муниципальных образованиях (г. Кувандык, г. Орск, Беляевский, Грачёвский, Новосергиев-ский, Первомайский, Соль-Илецкий районы) на розничных рынках предоставлены 269 торговых мест сельскохозяйственным потребительским кооперативам для реализации своей продукции.
В Акбулакском, Красногвардейском, Курмана-евском и Ясненском районах продолжены работы по реконструкции и планированию строительства сельскохозяйственных кооперативных рынков.
В рамках программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 гг.» для увеличения объёмов производства потребительских товаров и закупок сельскохозяйственной продукции предусмотрено возмещение организациям и индивидуальным предпринимателям части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на строительство, техническое перевооружение и приобретение автотранспорта для перевозки скоропортящихся продуктов. Так, в 2012 г. субсидии организациям потребкооперации составили 779 тыс. руб.
В настоящее время областной администрацией разрабатывается механизм субсидирования части затрат на сертификацию систем менеджмента качества и безопасности пищевой продукции для оренбургских производителей в общей сумме 12 млн руб. за счёт бюджета программы. Для популяризации положительного опыта успешных производительных хозяйств Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области проводит пресс-туры с посещением представителями СМИ крупных товаропроизводителей в Бузулукском, Новотроицком, Оренбургском, Орском, Новосергиевском районах с последующим широким освещением в СМИ.
Однако в настоящее время сельская торговая потребкооперация подвержена воздействию целого комплекса негативных факторов. Снижение внимания к социальной сфере, особенно в сельских и удалённых поселениях, крайне медленное восстановление приемлемого уровня материального
обеспечения, бытового обслуживания и удовлетворения повседневных потребностей сельского населения отражаются на всех субъектах рынка потребительской кооперации.
В результате сокращения объектов социальнокультурной инфраструктуры в сельской местности отсутствуют необходимые условия для эффективного развития торговли. Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы, низкая платёжеспособность сельчан, дефицит отраслевых кадров не позволяют организациям потребительской кооперации развивать свою деятельность, модернизировать и укреплять материально-техническую базу.
Около половины сельских населённых пунктов области являются отдалёнными, труднодоступными и малонаселёнными, в них проживает почти пятая часть всего сельского населёния Оренбуржья. В инфраструктуре потребительского рынка области удельный вес магазинов системы потребительской кооперации составляет около 6,5%. Основная доля (88%) расположена в малых городах и сельских населенных пунктах, 27,6% из них являются убыточными. В настоящее время предприятия потребительской кооперации обслуживают около 40% населения области и являются основной товаропроводящей сетью в сельской местности [3].
В 337 населённых пунктах отсутствуют торговые объекты, торговое обслуживание в ряде таких поселений осуществляется через магазины-автолавки. Организация торгового обслуживания в данном сегменте рынка является серьёзной проблемой.
На потребительском рынке сегодня актуальна проблема качества товаров. Доля реализуемых в розничной торговле некачественных товаров отдельных групп остаётся значительной. По данным статистики, из общего количества обследованных образцов товаров удельный вес товаров ненадлежащего качества составил: по рыбной пищевой продукции — 32,8%, цельномолочной продукции — 20,2%, мясу и птице — 8,2%, колбасным изделиям — 6,0%, маслу животному — 6,1%, швейным изделиям — 56,6%, обуви — 37,4% [4].
Одной из острых проблем потребкооперации является дефицит и низкая квалификация кадров. Недостаток трудовых ресурсов отмечается в низшем и среднем звеньях: продавцы, кассиры, руководители отделов. Решение данной проблемы возможно путём переподготовки и повышения квалификации кадров, проведения обучающих семинаров, корпоративных тренингов внутри торговых сетевых компаний.
Таким образом, развитие системы потребительской кооперации в Оренбургской области сдерживает ряд факторов:
— недостаток собственных финансовых средств;
— высокий уровень налогов, арендной платы, тарифов на энергоносители и коммунальные услуги;
— высокий процент кредитной ставки;
— значительные транспортные расходы;
— недостаточная платёжеспособность населения.
Для снижения влияния указанных негативных факторов и формирования условий благоприятной среды развития потребительской кооперации важную роль должно сыграть государство. В рамках поддержки и стимулирования сферы потребкооперации необходима реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее развитие инфраструктуры и решение отраслевых проблем.
Кардинальным путём решения проблемы более активного продвижения продукции местных товаропроизводителей в оренбургскую торговую сеть может стать государственная поддержка создания в регионе логистических центров в рамках единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации (информационная система, унификация бизнес-процессов, оптовораспределительные центры, комплектация товаров, транспортная и иная инфраструктура) для поставок продукции в сельские поселения. Эта помощь может осуществляться путём включения предприятий потребкооперации в систему субсидирования кредитования, применения льготных тарифов по оплате электроэнергии, предоставления лизинга технологического оборудования и транспорта на льготных условиях, возмещения транспортных затрат по доставке товаров в отдалённые и малонаселённые пункты, расширения сети локальных
рынков для реализации созданной сельхозпродукции, сохранения отечественных традиций производства качественных натуральных продуктов, восстановления и развития культуры их потребления, создания системы преференций для обеспечения рынка продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания; поддержания и развития развозной торговли.
Данные меры в результате должны создать более полное самостоятельное обеспечение товарными ресурсами сельских территорий, что поможет организациям потребительской кооперации снизить влияние негативных изменений на товарных рынках, позволит удерживать цены на приемлемом уровне, сохранить и расширить сферу влияния кооперативной торговли в районных центрах, вернуть и укрепить ранее утраченные позиции на городских рынках.
Литература
1. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года. URL: http://www.biblio-fond.ru/
2. Информационно-аналитический центр Законодательного собрания. URL: http://www.oren.ru/news//
3. Об утверждении областной целевой программы «Развитие торговли в Оренбургской области на 2012—2014 годы». Постановление от 29 июня 2011 г. N 518-пп. URL: http:// oreneconomy.ru/business/torgovla/
4. Кооперация на селе/Портал Правительства Оренбургской области. URL: http://www.orenburg-gov.ru/magnoliaPublic/ regportal (дата обращения: 03.05.2013).