ОЦЕНКА СИТУАЦИИ КАК ЭТАП ПРИНЯТИЯ ТАКТИЧЕСКОГО
РЕШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ДЕЙСТВИЯМ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-
БОЕВЫХ ЗАДАЧ
ASSESSMENT OF THE SITUATION AND TO MAKE TACTICAL DECISIONS IN THE SYSTEM OF TRAINING POLICE OFFICERS TO PERFORM SERVICE-COMBAT TASKS
УДК 351.74
П.Н. ВОИНОВ,
кандидат социологических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) vojnovp283@gmail.com
P.N. VOYNOV,
candidate of sociological science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
П.А. КАДУЦКИЙ
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) palado7@rambler.ru
Р.А. KADUTCKI
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
m
А.А. УСТИНОВ
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) Kazak7611@mail.ru
А.А. USTINOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.Н. ВОРОТНИК,
кандидат педагогических наук (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина) anvorotnik@list.ru
A.N. VOROTNIK,
candidate of pedogodgical science (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье проводится исследование с целью выявления обстоятельств, способствующих правильной оценке ситуации сотрудниками полиции и выбору оптимального тактического решения в сложной оперативно-служебной обстановке. Сформулированы общие правила построения модели ситуации сотрудниками органов внутренних дел, которые будут способствовать успешному выполнению служебно-боевых задач.
Ключевые слова: оценка ситуации, тактическое решение, служебно-боевые задачи, модель ситуации, экстремальные ситуации, моделирование ситуаций, субъективно-эмоциональные факторы.
Abstract: in this article a study to identify the circumstances that contribute to the correct assessment of the situation by the police and the choice of the optimal tactical decisions in a complex operational environment. Formulated general rules for constructing a model of the situation of employees of internal Affairs bodies, which will contribute to the successful implementation of service-combat tasks.
Keywords: assessment of the situation, tactical solution service-combat tasks, model of the situation, emergency situations, simulations, subjective emotional factors.
Выполнение сотрудниками полиции служеб-но-боевых задач зачастую связано с действиями в сложных, экстремальных ситуациях, требующих незамедлительного принятия правильного тактического решения. Одним из этапов принятия тактического решения является анализ собранной информации, другими словами, оценка ситуации.
В данной статье выявляются правила построения модели ситуации, что ведет к ее объективной оценке. Правильная оценка играет решающую роль в выборе оптимального тактического решения, а это, в свою очередь, способствует успешному решению служебно-боевой задачи.
Ряд отечественных авторов в своих работах [5, 6, 7, 8, 9] косвенно затрагивают вопросы оценки обстановки в экстремальных ситуациях, но специальных исследований по данному направлению не проводилось.
Под оценкой ситуации понимается создание умозрительного заключения на основе систематизации и сравнения полученной информации. Для полноты сведений их можно условно распределить на группу информации о подготовке преступников и об условиях выполнения поставленной задачи. Сведения о преступниках, в свою очередь, характеризуют их техническую, тактическую, физическую и психологическую подготовленность, а имеющиеся сведения об условиях выполнения задачи определяются факторами, косвенно влияющими на ее успешное выполнение (погодные условия, время суток, наличие оружия и специальных средств, присутствие посторонних людей, наличие естественных укрытий и т.д.).
Полученные сведения составляют основу, определяющую модель ситуации, в которой будет необходимо выполнять оперативно-служебную задачу. Происходит оценка и классификация информации, определение ее важности и влияния на возможные тактические действия [2]. Часто бывает так, что полное и всестороннее представление о ситуации не может возникнуть в связи с недостат-
ком отдельных сведений. В таком случае требуется проведение дополнительной разведки. Уточнение ситуации и детализацию тактики приходится проводить постоянно. Такие условия предполагают влияние на оценку не только фактов, полученных с помощью разведки, но и личных суждений [3].
Во время оценки ситуации складывающаяся в сознании сотрудника полиции модель может несколько расходиться с действительностью. Реальность оценки зависит от фактов, получаемых извне, и подробности информации. Возможно «домысливание» модели на основании второстепенных деталей схожих ситуаций. В этих случаях начинает преобладать роль субъективно-эмоциональных факторов и оценок, создающих внутренний барьер, который мешает принять правильное решение. Наиболее часто субъективно-эмоциональные факторы оказывают отрицательное воздействие в экстремальной ситуации. Поэтому сотрудник полиции может выбрать тактику действий, руководствуясь субъективным, предвзятым представлением о сложившейся действительности. Соответственно, это может привести к негативным последствиям.
Анализ научной литературы говорит о систематизации некоторых субъективно-эмоциональных факторов, отрицательно сказывающихся на оценке ситуации, и, соответственно, на принимаемом решении [10]. Среди таких факторов можно выделить следующие:
1. «Фактор предвзятости» наиболее часто возникает во время оценки возможностей преступников. Это проявляется в завышении или занижении своих возможностей или возможностей противника. Часто сотрудник полиции в большей степени опирается на те факты, которыми подтверждается его прежняя оценка, и не доверяет фактам, ей противоречащим.
2. «Фактор подмены действительного желаемым» проявляет свое действие в том случае, если поставленная цель противоречит возможностям
сотрудника. Он не находит аргументов, составляющих основу необходимых тактических действий, и поэтому в условиях дефицита времени предполагает, что выполнит поставленную задачу. В такой ситуации происходит возникновение неоправданного оптимизма и самообмана, в результате чего задуманная тактика будет нереальна.
3. «Фактор риска» предусматривает наличие обстоятельств, усиливающих возможность наступления негативных последствий. Если такая возможность будет учтена на достаточном уровне, то это будет способствовать правильному выбору тактических действий. Если наступление неблагоприятных последствий преувеличивается, то сотрудники мобилизуют силы и средства в большем объеме, чем это требуется.
4. «Фактор эгоцентризма» заключается в чрезмерно завышенной оценке своих способностей и возможностей. Стремление добиться выполнения поставленной задачи мобилизует все внутренние резервы и способы ее достижения, без учета множества объективных обстоятельств. Данный фактор также может проявиться в нарушении морально-этических норм поведения и даже в противоправных действиях со стороны сотрудника полиции.
Для выявления обстоятельств, способствующих правильной оценке ситуации, было проведено исследование с участием сотрудников ОВД, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Сотрудники были разделены на десять групп по три человека. Каждой группе было предложено выполнить задачу, связанную с задержанием условного преступника. Для этого преподавателями были смоделированы соответствующие условия и ситуации, имитирующие подобные обстоятельства. Моделируемые ситуации оперативно-служебной деятельности были максимально приближены к реальным. Они моделировались с использованием учебного оружия, искусственных и естественных препятствий, автомобильного, железнодорожного и воздушного транспорта. Следует отметить, что для получения максимально объективных результатов исследования в процессе выполнения тактических действий осуществлялось искусственное изменение обстановки, связанное с количеством преступников, их вооружением, владением навыками единоборств, наличием посторонних людей, естественных укрытий, путей отхода и т.д.
На первоначальном этапе старший каждой группы должен был устно охарактеризовать ситуацию в целом, оценить ее элементы и определить алгоритм тактических действий. После этого сформированные группы выполняли учебно-боевые задачи, целью которых являлось задержание или уничтожение преступника (преступников) с
недопущением негативных последствий (ранение или гибель сотрудников и посторонних людей).
В процессе исследования были выявлены обстоятельства, представляющие определенный интерес в сфере тактики силовых действий. В частности, при характеристике сложившейся ситуации некоторыми сотрудниками были упущены ее важные элементы. Например, не всегда учитывались такие сведения, как степень вооруженности преступника, количество боеприпасов, возможность присутствия сообщников, наличие навыков боевых действий. Это являлось основанием для неправильного предположения о характере и степени сопротивления, что в конечном итоге негативно влияло на выполнение поставленной служебно-боевой задачи. Выявилась закономерность того, что ошибки в оценке сведений о преступниках обратно пропорциональны успешному выполнению поставленной цели. Это означает то, что чем больше неточностей в информации о противнике, тем меньше вероятность положительного результата действий сотрудников.
Наиболее правильно и объективно сотрудниками оценивались условия выполнения задачи. Тем не менее выяснилось, что оценка данных условий в меньшей степени влияет на правильность принятия тактического решения.
Также необходимо отметить такое важное условие достижения успеха, как наличие времени. Проведенное исследование показало, что особо важную роль оно играет при неожиданном изменении ситуации. Чем больше времени есть у сотрудников, тем правильнее рисунок тактических действий они выстраивают. Причем наличие дополнительных нескольких секунд может кардинально повлиять на правильность оценки ситуации и принятие решения.
Сведения, влияющие на правильную оценку ситуации сотрудниками полиции, можно представить в виде таблиц (см. таблицу 1, таблицу 2).
Справедливо заметить, что на положительный результат в исследуемом направлении деятельности, безусловно, влияют такие характеристики сотрудников, как стаж службы в органах внутренних дел, опыт боевых действий, индивидуальная тактическая и физическая подготовленность, возраст, образование и т.д.
Наиболее успешно оценка ситуации и принятие тактического решения осуществлялись в результате снижения роли субъективно-эмоциональных факторов. Это достигалось с помощью совместного обсуждения информации и вариантов ее восприятия. Также свою эффективность показал метод общей оценки ситуации с последующей детализацией ее элементов.
Опираясь на полученные данные, можно сформулировать определенные правила построения модели ситуации сотрудниками органов внутрен-
них дел, которые будут способствовать выбору оптимального тактического решения в сложной оперативной обстановке.
Во-первых, корректировка суждений и эмоций, негативно влияющих на принятие тактических решений, может осуществляться путем их обсуждения с сотрудниками, участвующими в совместных тактических действиях по задержанию преступника. Положительный эффект такого обсуждения будет более высоким, если в нем участвует хотя бы один сотрудник, обладающий практическим опытом соответствующей деятельности.
Во-вторых, осуществляя оценку ситуации, необходимо постоянно пересматривать имеющуюся информацию, так как могут появляться новые факты и обстоятельства. Причем это надо делать в максимально короткий временной промежуток, так как промедление может повлечь не только провал выполнения служебно-боевой задачи, но и гибель сотрудников органов внутренних дел.
В-третьих, составляя модель ситуации, необходимо придерживаться принципа «от общего к частному», то есть сначала оценить ситуацию в целом, а потом рассматривать ее по отдельным элементам. Для этого идентифицируется происходящее событие, определяются положительные и отрицательные характеристики тех или иных яв-
лений и предметов с точки зрения их тактических свойств. Важным элементом оценки ситуации выступает характеристика степени опасности преступников, включающая их возможные действия, вооруженность, психологическое состояние и т.д.
Используя данные правила в экстремальной обстановке, следует помнить, что полное соответствие между умозрительной моделью и сложившейся ситуацией ведет к правильному выбору тактических действий. Несмотря на то, что приблизить правильность оценки ситуации к ста процентам очень сложно и проблематично, к этому результату, безусловно, необходимо стремиться.
Очевиден тот факт, что только теоретическое изучение сотрудниками органов внутренних дел основ оценки сложившейся ситуации с последующим принятием тактического решения не даст должного результата. Необходимо постоянное совершенствование умений и навыков на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности в учебно-тренировочном процессе. Таким образом, особое значение в подготовке сотрудников полиции должен играть метод моделирования, позволяющий свести изучение сложного к простому, невидимого и неощутимого - к видимому и ощутимому, незнакомого - к знакомому.
Таблица 1
Сведения о преступниках, влияющие на правильную оценку ситуации сотрудниками полиции (степень влияния: +++ - высокая, ++ - средняя, + - низкая)
О) 1= Сведения о преступниках Ситуации, связанные с применением физической силы Ситуации, связанные с применением специальных средств Ситуации, связанные с применением огнестрельного оружия
1. Вооружение +++ +++ +++
2. Тактико-техническая подготовленность +++ ++ ++
3. Физическая подготовленность +++ ++ +
4. Психологическая подготовленность ++ + +
п Сведения об условиях выполнения задачи Ситуации, связанные с применением физической силы Ситуации, связанные с применением специальных средств Ситуации, связанные с применением огнестрельного оружия
1. Тактические свойства местности ++ + +++
2. Время выполнения служебно-боевой задачи +++ +++ +++
3. Погодные условия + ++ ++
4. Присутствие посторонних граждан ++ +++ +++
^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 1'17 100
Таблица 2
Сведения об условиях выполнения задачи, влияющие на правильную оценку ситуации сотрудниками полиции (степень влияния: +++ - высокая, ++ - средняя, + - низкая)
Литература
1. Баркалов С.Н., ГерасимовИ.В. Физическая подготовка курсантов образовательных организаций МВД России: состояние, проблемы и пути совершенствования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 299-304.
2. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека // Теория и практика физической культуры. 1999. Выпуск 9.
3. Золотенко В.А. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2011.
4. Кряжев В.Д. Двигательные возможности человека: определение, основные понятия и проблемы измерений // Вестник спортивной науки. 2003. № 1. С. 3-5.
5. Кузнецов С.В., Пономарев Н.Л. Тактика действий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в типовых ситуациях несения службы: учебно-практическое пособие. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. 96 с.
6. Померанцев Ю.Л. Личная безопасность сотрудников ОВД: сущность проблемы и пути ее решения // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4. С. 131-133.
7. СтепанюкВ.И. Аспекты личной безопасности сотрудников ОВД // Наука и практика. 2015. № 2 (63). C. 174-176.
8. ТребенокА.А. Инновационные пути специальной боевой подготовки курсантов вузов МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 8. С. 37-42.
9. Тарасов В.А., Тимошенко Л.И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке / Сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. -Ставрополь, 2013. С. 238-240.
10. Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста. - М.: Физкультура и спорт, 1976. 224 с.
= References =
1. Barkalov S.N., Gerasimov I.V. Physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: state, problems and ways of improvement // Society and law : scientific and practical journal. 2014. № 4 (50). P. 299-304.
2. Donskoy D.D., Dmitriev S.V. Psychosemantic mechanisms of motor control the actions of man // Theory and practice of physical culture. 1999. № 9.
3. Zolotenko V.A. Improvement of professional-applied physical preparation of students in educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08. - SPb.: Saint Petersburg University of MIA of Russia, 2011.
4. Kryazhev V.D. Locomotor human capabilities: definition, basic concepts and problems of measurement // Sports science Bulletin. 2003. № 1. P. 3-5.
5. Kuznetsov S.V., Ponomarev N.L. Tactics of actions of employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation the typical situations of service: educational-practical guide. - N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. 96 p.
6. Pomerantsev Yu.L. Personal safety of police officers: the essence of problems and solutions // Bulletin of Vladimir law Institute. 2009. № 4. P. 131-133.
7. Stepanyuk V.I. Aspects of the personal safety of police officers // Science and practice. 2015. № 2 (63). P. 174-176.
8. TrebenokA.A. Innovative way of special combat training of cadets of educational institutions of the MIA of Russia // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. 2010. № 8. P. 37-42.
9. Tarasov V.A. Timoshenko L.I. On the need for joint practical classes on special tactical, fire and special physical training // The Collection of materials VI interuniversity scientific and practical conference. - Stavropol, 2013. P. 238-240.
10. Chumakov E.M. Tactics of the fighter. - M.: Physical culture and sport, 1976. 224 p.
(статья сдана в редакцию 28.11.2016)
Проблемы правоохранительной деятельности 1'17 -
101