Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ'

ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
688
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шумовое загрязнение / автотранспорт / здоровье населения / расчеты / шумомер ЭКОФИЗИКА-110 / нормативные значения / карта шума. / noise pollution / motor transport / public health / calculations / noise meter ECOPHYSICS-110 / normative values / noise map.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Буфалова Мария Алексеевна, Лазарева Галина Александровна

Большая проблема для многих городов сегодня шумовое загрязнение, негативно влияющее на здоровье населения и приводящее ко многим заболеваниям. Для изучения влияния шума и оценки шумового загрязнения городской среды был выбран район Большая Волга города Дубна. В связи с постройкой моста через реку Волга и введением его в эксплуатацию в 2019 г. перераспределился транспортный поток в данном районе города, и изменились уровни шумового загрязнения района. В работе проводится сравнение шумового загрязнения за 2018 и 2020 года. Установлено, что уровень шума в изученном районе в дневное время превышает допустимые нормативных значения в среднем на 10-30 дБА. Предложены меры, которые позволят снизить шумовое воздействие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF NOISE POLLUTION FROM MOTOR TRANSPORT IN URBANIZED AREAS

A big problem for many cities today is noise pollution, which negatively affects the health of the population and leads to many diseases. To study the impact of noise and assess the noise pollution of the urban environment, the Bolshaya Volga district of the city of Dubna was selected. Due to the construction of a bridge over the Volga River and its commissioning in 2019, the traffic flow in this area of the city was redistributed, and the noise pollution levels of the area changed. The paper compares noise pollution for 2018 and 2020. It was found that the noise level in the studied area during the daytime exceeds the permissible standard values by an average of 10-30 dBA. Measures that will reduce the noise impact are proposed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ»

IXМеждународная научно-практическая конференция УДК 504.6, 502.175

Буфалова Мария Алексеевна Bufalova Maria Alekseevna

студент student

Государственный университет «Дубна» Dubna State University Лазарева Галина Александровна Lazareva Galina Aleksandrovna

к.б.н, доцент

candidate of Biological Sciences, Associate Professor Государственный университет «Дубна» Dubna State University

ОЦЕНКА ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОТ АВТОТРАНСПОРТА НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

ASSESSMENT OF NOISE POLLUTION FROM MOTOR TRANSPORT IN URBANIZED AREAS

Аннотация. Большая проблема для многих городов сегодня - шумовое загрязнение, негативно влияющее на здоровье населения и приводящее ко многим заболеваниям.

Для изучения влияния шума и оценки шумового загрязнения городской среды был выбран район Большая Волга города Дубна. В связи с постройкой моста через реку Волга и введением его в эксплуатацию в 2019 г. перераспределился транспортный поток в данном районе города, и изменились уровни шумового загрязнения района. В работе проводится сравнение шумового загрязнения за 2018 и 2020 года.

Установлено, что уровень шума в изученном районе в дневное время превышает допустимые нормативных значения в среднем на 10-30 дБА. Предложены меры, которые позволят снизить шумовое воздействие.

Abstract: A big problem for many cities today is noise pollution, which negatively affects the health of the population and leads to many diseases.

To study the impact of noise and assess the noise pollution of the urban environment, the Bolshaya Volga district of the city of Dubna was selected. Due to the construction of a bridge over the Volga River and its commissioning in 2019, the traffic flow in this area of the city was redistributed, and the noise pollution levels of the area changed. The paper compares noise pollution for 2018 and 2020.

«Научные исследования и инновации»

It was found that the noise level in the studied area during the daytime exceeds the permissible standard values by an average of 10-30 dBA. Measures that will reduce the noise impact are proposed.

Ключевые слова: шумовое загрязнение, автотранспорт, здоровье населения, расчеты, шумомер ЭКОФИЗИКА-110, нормативные значения, карта шума.

Key words: noise pollution, motor transport, public health, calculations, noise meter ECOPHYSICS-110, normative values, noise map.

Введение

Шум - это беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры [1].

По данным исследователей, «шумовое загрязнение», характерное сейчас для больших городов, сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет [1]. Шум является одной из основных причин преждевременного старения, а также увеличения количества инфарктов. Он оказывает деструктивное воздействие на нашу нервную и иммунную систему. При интенсивности 60-75 дБ возникают различные аномалии в виде незаметных изменений в работе сердца, кровеносной системы и органов дыхания. Частые нарушения сна и повышенная нервная возбудимость появляются уже при 55 дБ. Апатия, агрессивность, бессонница и чувство усталости, невозможность сконцентрироваться и низкая производительность труда - вот симптомы психического бессилия и стрессогенных патологий, которые наблюдаются у всё большего количества людей [2].

Особенно негативно шум влияет на формирование и умственное развитие детей, которые, пребывая в помещениях с высоким уровнем шума, всё чаще испытывают проблемы с концентрацией внимания и умением правильно мыслить, говорить и читать. Ослабленный организм становится более восприимчивым к различным инфекциям и развитию опасных болезней [6].

Шум от автотранспорта является опасным параметрическим загрязнением окружающей среды, одним из самых распространенных видов неблагоприятного экологического воздействия на организм человека. В последние годы в Российской Федерации отмечается интенсивный рост количества

IXМеждународная научно-практическая конференция автотранспортных средств. По данным аналитического агентства «Автостат», по

состоянию на 01.01.2020 г. в России насчитывается 44,5 млн легковых

автомобилей; более 400 тыс. автобусов; 3,8 млн грузовых автомобилей [7].

Автомобильный транспорт является причиной шумового загрязнения на 80 %

территорий городов. Поскольку многие автомобильные дороги располагаются

непосредственно возле жилых домов, то уровень шума в жилой застройке

превышает существующие нормы на 5-30 дБ [8]. Чем крупнее город, тем больше

количество населения, которое проживает в условиях шумового дискомфорта. В

целом по РФ в зоне шумового загрязнения от автотранспорта проживает 34 млн.

человек.

Цели и задачи исследования

Основной целью работы является изучение шумового загрязнение от автотранспорта в районе Большая Волга города Дубна, его изменение с 2018 по 2020 год и предложение мер по улучшению ситуации.

Для исследования был выбран район Большая Волга города Дубна. Городской округ Дубна расположен на севере Московской области на границе с Тверской областью в 121 км от Москвы. Город расположен на реке Волге, ограничен реками Дубной и Сестрой, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем. Единственный населённый пункт Московской области, расположенный на Волге. На территории города находится Иваньковская ГЭС. Площадь городского округа составляет 63,02 км2. Численность населения Дубны на 01.01.2020 года составляет 74 985 по данным Росстата [9].

Отличительной особенностью района Большая Волга является наличие железнодорожная станция Савёловского направления Московской железной дороги. Также в районе расположено несколько учебных заведений: Колледж Дубна, Гуманитарно-Эстетическая Гимназия № 11, Школа №2, Школа №7, имеется Взрослая поликлиника №1, Детский сад №5 «Радость», расположен общественный плавательный бассейн «Карасик». В центре района есть небольшая аллея, где установлен памятник П. А. Журавлеву. Район Большая

«Научные исследования и инновации» Волга является центром города Дубна, поэтому там сосредоточено также больше количество магазинов, торговых центров и баров.

Основная причина выбора район для исследования - изменение здесь транспортной ситуации, а именно закрытие в 2018 годы плотины и открытие нового моста через р. Волга. До 2018 года основной поток автотранспорта приходился на улицы Станционная, Вокзальная, Энтузиастов и проспект Боголюбова и выезда с этих улиц на плотину, которая до 2019 г. была единственной переправой через р. Волга в городе Дубна и соединяла правобережную и левобережную части города. Однако ситуация изменилась после запуска в эксплуатацию нового моста и закрытие плотины на ремонтные работы. Это резко снизило транспортную нагрузку на улице Станционная. Мост является продолжением ул. Вернова, поэтому транспортная нагрузка на эту улицу сильно возросла. На 2020 год самыми загруженными являются улицы: Вернова, Энтузиастов, Приборостроителей и проспект Боголюбова, и все улицы с выездом на ул. Вернова.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

выполнить анализ интенсивности автотранспортных потоков в 2018 и 2020 года на 5 перекрестках исследуемого района города;

произвести оценку шумового загрязнения в жилой застройке от автотранспорта расчетным методом;

произвести замеры уровня звука шумомером «Экофизика-110» в районе Большая Волга;

сравнить замеренные показатели уровня звука за 2018 и 2020 года; построить картосхему интенсивности транспортных потоков в исследуемом районе;

сравнить результаты уровня звука, полученные расчетным методом с результатами замеров;

дать оценки шумовому загрязнению согласно существующим нормативам.

IXМеждународная научно-практическая конференция Материалы и методы

В данной работе использовались два метода - измерительный и расчетный. Оценка измеренных уровней шума на соответствие допустимым уровням шума проводилась по ГОСТ 12.1.036, по санитарным нормам и действующим нормативно-техническим документам. Измерения проводились шумомер-виброметром, анализатором спектра ЭК0ФИЗИКА-110А. Продолжительность измерений эквивалентного уровня шума продолжалась до тех пор, пока цифры не переставали меняться, в соответствии с руководством по эксплуатации [10]. Для более точных показателей измерения были сделаны в трёхкратном повторении на каждой точке.

Расчетный метод проводился по двум формулам, согласно ГОСТ 233372014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий [2]:

Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука на 7,5 м от дороги: ¿мэкв = 10 lgQ + 13,3 ^ V + 4 ^(1 + р) + А 1А1 + А 1А2 + 15 (1) Расчет ожидаемого эквивалентного уровня звука от дороги до стен ближайших застроек:

^А экв*тер.2 = ^А экв — ^^43 + ^^44 (2)

Расчеты ожидаемого эквивалентного уровня звука от дороги до стен ближайших застроек и результаты, полученные измерительным методом, сравнивались с допустимыми значениями согласно СП 51.13330.2011. Результаты

Результаты, полученные с применением расчетного метода В 2018 и 2020 года на 5 перекрестках района Большая Волга (рис.1) был выполнен анализ интенсивности автотранспортных потоков.

Рис. 1. Схема расположения перекрестков, на которых проводился анализ интенсивности автотранспортных потоков: 1 - пересечение проспекта Боголюбова и ул. Попова, 2 - пересечение ул. Попова и ул. Энтузиастов, 3 - пересечение ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная, 4 - пересечение ул. Вокзальная и проспекта Боголюбова, 5 - пересечение ул. Вокзальная и ул. Станционная.

Весь автотранспорт был разбит на три категории:

легковые автомобили;

грузовые автомобили;

городские автобусы и маршрутные такси.

Подсчет производился в будни днем, в промежутке с 12:00 до 17:00, по часу на каждом из перекрестков. В это время нет час пик и движение не было затруднено. Результаты подсчета количества автотранспорта за 2018 и 2020 годы представлены в таблице 1.

IXМеждународная научно-практическая конференция Таблица 1. Количество транспортных средств на перекрестках

в 2018 и 2020 годах

Название перекрестка Количество транспортных средств в 2018/2020 гг., шт./час

легковых авто грузовых авто автобусов и маршрутных такси

проспект Боголюбова и ул. Попова 1692 / 1943 21 / 34 36 / 53

ул. Попова и ул. Энтузиастов 856 / 1506 9 / 18 16 / 22

ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная 1237 / 1448 14 / 5 18 / 25

ул. Вокзальная и пр-т Боголюбова 1952 / 2137 24 / 36 48 / 73

ул. Вокзальная и ул. Станционная 1741 / 312 19 / 2 16 / 0

Из таблицы видно, что на пересечении пр. Боголюбова и ул. Попова количество автотранспорта увеличилось (легковые +251 шт./час, грузовые +13 шт./час, общественный транспорт +17 шт. /час); на пересечении ул. Попова и ул. Энтузиастов тоже произошло увеличение (легковые +650 шт. /час, грузовые +9 шт. /час, общественный транспорт + 6 шт./час); на пересечении ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная количество автотранспорта тоже увеличилось (легковые + 211 шт./час, грузовые - 9 шт./час, общественный транспорт + 7 шт./час); на пересечении ул. Вокзальная и пр. Боголюбова аналогично произошло увеличение автотранспорта (легковые +185 шт./час, грузовые + 12 шт./час, общественный транспорт + 25 шт.); на пересечении ул. Вокзальная и ул. Станционная количество автотранспорта значительно уменьшилось (легковой -1429 шт./час, грузовой -17 шт ./час, общественный -16 шт./час). Это уменьшение возможно связано с закрытием тоннеля и моста плотины Иваньковской ГЭС и открытию нового моста. Такие изменения сильно перераспределили движение автотранспорта в городе. Если в 2018 году основной поток приходился на пересечение ул. Станционная, ул. Вокзальная и пр. Боголюбова, то в 2020 году основной поток приходится на пересечения ул. Вокзальная, пр. Боголюбова и ул. Вернова.

На основании подсчетов в программе Quantum GIS была построена картосхема, которая наглядно показывает, какие дороги в основном используются жителями г. Дубна (рис. 4).

Условные обозначения:

Улицы интенсивного движения (более 1000 авт/час)

Улицы средне-интенсивного движения (от 400 до 1000 авт/час)

^^ Улицы слабой интенсивности (до 400 авт/час)

Рис. 2. Карта интенсивности дорожного движения в районе Большая Волга г. Дубна в 2020 г.

Зеленым цветом на схеме выделен участок дороги со слабой интенсивностью (менее 400 авт./час) - ул. Станционная и ее пересечение с ул. Вокзальная. Желтым цветом показаны дороги средней интенсивности (от 400 до 1000 авт./час) - ул. Попова, ул. 9 мая и ул. Школьная. Красным цветом показаны дороги интенсивного движения (более 1000 авт./час) - это проспект Боголюбова, ул. Вокзальная, ул. Энтузиастов и ул. Вернова.

Из-за перераспределения транспортного потока администрацией города Дубна было принято решение выпустить на рейсы больше общественного городского транспорта. Поэтому на изучаемых перекрестках количество автобусов и маршрутных такси увеличилось.

В связи с изменением интенсивности автотранспортных потоков на пяти перекрестках исследуемого районе города, был произведен расчет ожидаемого эквивалентного шума от автотранспорта.

Согласно СП 23-104-2004 "Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена" [4] расчет эквивалентного уровня звука от автотранспорта на расстоянии 7,5 метров от дороги проводился по формуле 1.

IXМеждународная научно-практическая конференция При расчетах за 2018 и 2020 годы средняя скорость потока (V) составила

40 км/ч., поправка ЛЬА1 принята равной 0, так как покрытие всех дорог

асфальтобетонное, поправка Л , учитывающая продольный уклон дороги, в

данных расчетах принималась равной 0. Результаты расчета интенсивности

движения (0), доля грузового и общественного транспорта в потоке, и расчет

эквивалентного уровня звука от автотранспорта на расстоянии 7,5 метров по 5

перекресткам за 2018 и 2020 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Данные расчетов эквивалентного уровня звука

от автотранспорта на расстоянии 7,5 м от дороги

Название перекрестка Расчет эквивалентного уровня звука от автотранспорта на расстоянии 7,5 метров от дороги

2018 2020

0 ед/час ^ % Ад экв 0 ед/час ^ % Ад экв

пр. Боголюбова и ул. Попова 1749 3,26 71,25 2030 4,29 72,27

ул. Попова и ул. Энтузиастов 881 2,84 68,09 1546 2,59 70,42

ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная 1269 2,52 69,53 1778 1,69 70,52

ул. Вокзальная и пр. Боголюбова 2024 3,56 72,00 2246 4,85 72,89

ул. Вокзальная и ул. Станционная 1776 1,97 70,69 314 0,64 62,13

пр. Боголюбова и ул. Вернова - - - 2589 5,79 73,77

Из таблицы с результатами расчетов видно, что эквивалентный уровень звука увеличился на перекрестках пр. Боголюбова и ул. Попова (на 1,02 дБА), ул. Попова и ул. Энтузиастов (на 2,33 дБА), ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная (на 0,99 дБА) и ул. Вокзальная и пр. Боголюбова (на 0,89 дБА). Увеличение не значительное, поэтому в целом шум от автотранспорта изменился не значительно. На пересечении ул. Вокзальная и ул. Станционная уровень эквивалентного звука уменьшился на 8,56 дБА. Такое снижение связано с изменением интенсивности транспортных потоков на перекрестке. Также в расчеты был внесен перекресток пр. Боголюбова и ул. Вернова потому что теперь он из основных перекрестков города. Из таблицы 2 видно, что

«Научные исследования и инновации» эквивалентный уровень звука на этом перекрестке самый высокий и составляет

73,77 дБА.

Согласно СП 23-104-2004 [4] и имеющимся данным был проведен расчет эквивалентного уровня звука от автомобильной дороги у стен ближайшей жилой застройки по формуле 2 [3]. Результаты расчета ожидаемого эквивалентного уровня звука от автомобильной дороги до стены здания представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты расчетов ожидаемого эквивалентного уровня шума от автомобильной дороги до стен зданий ближайших к перекрестку

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Название перекрестка Ожидаемый эквивалентный уровень звука от автомобильной дороги до стены здания Расстояния от дороги до здания, м

2018 2020

Ад экв*тер.2 Ад экв*тер.2

пр. Боголюбова и ул. Попова 62,05 63,07 49,7

ул. Попова и ул. Энтузиастов 58,99 61,32 31,2

ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная 60,53 61,52 8,5

ул. Вокзальная и пр. Боголюбова 62,70 63,59 5,9

ул. Вокзальная и ул. Станционная 61,89 53,33 19,0

пр. Боголюбова и ул. Вернова - 65,07 17,7

Из таблицы видно, что ожидаемый эквивалентный уровень звука от автотранспорта увеличился у стен жилых зданий вблизи перекрестка пр. Боголюбова и ул. Попова (на 1,02 дБА), ул. Попова и ул. Энтузиастов (на 2,33 дБА), ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная (0,99 дБА) и ул. Вокзальная и пр. Боголюбова (на 0,89 дБА). Такие изменения не очень значительные, но тенденция увеличения шума является негативной. Значительное снижение звука произошло на перекрестке ул. Вокзальная и ул. Станционная (на 8,56 дБА), что связано с закрытием платины.

IXМеждународная научно-практическая конференция Расчетные характеристики сравнены с нормативными значениями уровня

звука. Согласно СП 51.13330.2011, для «территории, непосредственно

прилегающие к жилым домам, зданиям поликлиник, зданиям амбулаторий,

диспансеров, домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и

инвалидов, детских дошкольных учреждений, школ и других учебных

заведений, библиотек» [5], уровень эквивалентного уровня шума не должен

превышать 55 дБА днем у стен зданий с 7:00 до 23:00. Сравнение с

нормативными значениями показало, что в 2018 году было превышение

эквивалентного уровня звука на всех перекрестках, а в 2020 наблюдалась такая

же картина, за исключением перекрестка ул. Вокзальная и ул. Станционная, где

превышение нормативов не отмечено. Самым «громким» является пересечение

пр. Боголюбова и ул. Вернова (превышение на 10,07 дБА).

Таблица 4. Результаты измерительного и расчетного методов

на расстоянии 7,5 м от дороги

Наименование перекрестка Замеры шума в 2018/2020 гг. Расчетные значения в 2018/2020 гг.

пр. Боголюбова и ул. Попова 61,9 / 76,5 71,2 / 72,3

ул. Попова и ул. Энтузиастов 56,8 / 72,8 68,1 / 70,4

ул. Энтузиастов и ул.Вокзальная 68,7 / 75,9 69,5 / 70,5

ул. Вокзальная и пр.Боголюбова 70,4 /76,8 72,0 / 72,9

ул. Вокзальная и ул.Станционная 72,4 / 53,4 70,7 / 62,1

По результатам, представленным в таблице 4 видно, что расхождения в расчетном и измерительном методах большие. На перекрестке пр. Боголюбова и ул. Попова расчетным методом за 2018 год показано значение на 9,3 дБА больше, а за 2020 год на 4,2 дБА меньше. На перекрестке ул. Попова и ул. Энтузиастов расчетным методом за 2018 год показано значение на 11,3 дБА больше, а за 2020 год на 2,4 дБА меньше. На перекрестке ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная расчетным методом за 2018 год показано значение на 0,8 дБА больше, а за 2020 год на 5,4 дБА меньше. На перекрестке ул. Вокзальная и пр. Боголюбова расчетным методом за 2018 год показано значение на 1,6 дБА больше, а за 2020 год на 3,9 дБА меньше. На перекрестке ул. Вокзальная и ул. Станционная

«Научные исследования и инновации» расчетным методом за 2018 год показано значение на 1,7 дБА меньше, а за 2020

год на 8,7 дБА больше.

Вероятнее всего такое несовпадение значений получилось из-за неточности проведенных мною расчетов. Для расчета мне необходимо было знать такие параметры, как средняя скорость автотранспорта и продольный угол дороги. Четких цифр по этим данным у меня нет, поэтому за скорость принималось 40 км/час из-за знаков ограничения скоростного режима, установленным вдоль дорог, а поправка, учитывающая наклон дороги, была взята за 0.

Результаты замеров уровня звука в районе Большая Волга

В 2020 году был проделан замер уровней звука по 156 точками. На рисунке 3 представлены места точек замеров. 2020 года полностью повторили места замеров 2018 года. Это позволяет сравнить уровней звука 2018 и 2020г.

Рис. 3. Карто-схема точек замеров шума в районе Большая Волга

Все замеры были выполнены шумомером «Экофизика-110». Замеры показали, что уровень шума повысился на всех изучаемых точках, кроме точек вдоль улицы Станционная и местами вдоль улицы Правды. Из таблицы видно, что в 2018 ситуация была гораздо лучше и уровень шума был в диапазоне норматива. В 2020 году ситуация значительно ухудшилась.

Розовым цветом в таблице выделены участки, на которых произошло очень сильное изменение. В основном такое наблюдается на проспекте

IXМеждународная научно-практическая конференция Боголюбова, но есть участки и на улице Энтузиастов, улице Школьная и улице Попова.

Ранее было описано, что проспект Боголюбова в 2020 году является одной из основных улиц, поэтому такие значения не удивительны. Такие значения сильно превышают нормативные значения, приведенные в СП 51.13330.2011 [5]. На улице Энтузиастов наблюдается также превышения, и это тоже напрямую связано с изменением основного потока автотранспорта, а также с тем, что замер в этой точке выполнялся возле проезжей части. На улице Попова обе точки со значительным изменением шумовой обстановки находятся рядом. 1 -общественный бассейн «Карасик» и 2 - Торговый Центр «Орбита». Вероятнее обстановка ухудшилась из-за увеличения автотранспорта, который приезжает в эти места и оставляет свои автомобили на парковке. Все значения превышают установленные СП 51.13330.2011 [5] норматив в 55 дБА.

Результаты проведенных замеров и выполненных расчетов, показали, что дома, находящиеся вдоль пр. Боголюбова, ул. Вернова, ул. Энтузиастов и ул. Вокзальная находятся в зоне шумового загрязнения. Это негативно может негативно сказываться на здоровье жителей.

Для снижения шумовой нагрузки предлагается предпринять следующие

меры:

В кратчайшие сроки отремонтировать и открыть плотину. Из-за того, что в городе на данный момент можно пересечь реку Волгу только в одном месте, весь поток машин вынужден двигается через проспект Боголюбова и улицу Вернова и создавать повышенную шумовую нагрузку в данном районе. С открытием плотины потоки перераспределяться, что положительно скажется на уровне шумового воздействия в районе;

Необходимо усилить контроль за соблюдением всех стандартов и нормативов при строительстве и эксплуатации зданий. Это поможет улучшить звукоизоляцию и убережет жителей от негативного шумового воздействия. Использовать шумозащитные окна в жилых домах. Конструкция поглощающего

«Научные исследования и инновации» шум стеклопакета спроектирована таким образом, что она, снижая пропускную

способность звука, гасит как низкочастотные, так и высокочастотные шумы;

Использовать шум понижающие марки дорожного покрытия. Это поможет снизить шум от 2 до 5 дБА. Также стоит понимать, что любые ямы и трещины на дорогах также приводят к дополнительному шуму. Поэтому необходимо тщательнее следить за состоянием дорог в городе. Также стоит отметить, что уровень шума повышается при проезде лежачих полицейских. Поэтому рекомендуется устанавливать их только в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006;

Разместить зеленые насаждения вдоль дорог. Некоторые виды культур способны поглощать до 25% звуков. Также они способны отражать или рассеивать его до 75%. При этом следует учитывать ярусность насаждений. Из лиственных видов для живой изгороди с шумозащитой лучше всего подойдут следующие виды: акация белая; кизильник; боярышник; тополь берлинский; сирень; клен; липа мелколиственная; граб обыкновенный. Листопадные растения способны снизить уровень звука не более чем на 6 дБ и то, только весной, летом и осенью. В зимний период показатели шума практически не изменятся [12];

Использовать исправные автомобили, соответствующие технологическим нормативам по шуму. А также внедрять в автопарк общественного транспорта электроавтобусы, шум которых ниже на 10-15 дБА, чем у привычного нам транспорта с двигателями внутреннего сгорания. Также такой вид транспорта сможет уменьшить негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух).

Комплексное использование этих мер поможет достичь допустимых нормативов по уровню шумового воздействия и сохранить здоровье жителей г. Дубны в целом и района Большая Волга в частности.

Выводы

В результате проведенных исследований установлено, что уровень шума в городе Дубна района Большая Волга в дневное время превышает допустимые нормы в среднем на 10-30 дБА.

IXМеждународная научно-практическая конференция

Выявлено, что наибольшее влияние на шумовой режим улиц города Дубна

в районе Большая Волга оказывает в общем транспортном потоке легковые автомобили. Параметры шума на улицах с интенсивным движением зависели также от скорости движения транспорта. Визуально было отмечено, что скорость потока превышает допустимые 40 км/час.

Улицами с самым интенсивным движением на 2020 год были проспект Боголюбова, улица Энтузиастов, улица Вернова. Именно на них, в первую очередь, необходимо проводить мероприятия, по снижению шумового воздействия.

Библиографический список:

1. ГОСТ 31295-2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета. Введ. 01.01.2007 - Москва: стандартинформ, 2006. - 39с.

2. ГОСТ 23337-2014 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий. Введ. 01.07.2015 (с Поправкой). - 29 с.

3. ГОСТ Р 52605-2006 Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Введ. 01.01.2018. - Москва: Стандартинформ, 2007 - 10 с.

4. СП 23-104-2004 Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена - Москва: Госстрой России, ФГУП ЦПП, 2004 г. - 101 с.

5. СП 51.13330.2011 Защита от шума. Москва: Стандартинформ, 2011 г. -

109 с.

6. Защита окружающей среды от шума [Электронный ресурс]//Основы безопасной жизнедеятельности. - URL: https://studfile.net/preview/8072302/ (дата обращения: 25.06.2020).

7. Чудинова О.Н., Тумуреева Н.Н., Санжиева С.Е. Воздействие шума от автомобильного транспорта на городскую среду // Вестник КрасГАУ. 2017. №9.

«Научные исследования и инновации» URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vozdeystvie-shuma-ot-avtomobilnogo-transpor ta-na-gorodskuyu-sredu (дата обращения: 16.04.2021).

8. Иванов Н.И. Проблема повышенного шумового воздействия на население РФ // Сб. доклад всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Россия, Санкт-Петербург, 21-22 марта 2015г.) / под редакцией Иванова Н.И., Фридмана К.Б.; Балтийский гос. Техн. Ун-т. - СПб.: Издательство ИННОВА, 2015. - 17-26 с.

9. Официальный интернет-портал органов местного самоуправления городского округа Дубна Московской Области [Электронный ресурс] - URL: http://www.naukograd-dubna.ru/about/map?tab=tab57 (дата обращения 10.04.2021).

10. Шумомер-виброметр, анализатор спектра ЭК0ФИЗИКА-110А. Руководство по эксплуатации. ПКДУ.411000.001.02 РЭ - Москва, 2011. - 93с.

11. Концепция снижения уровня шума и вибрации в городе Москве [Электронный ресурс] - URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow.asp? DocumID =136481& DocumType=5 (дата обращения 21.04.2021).

12. Интернет-журнал Живой лес. [Электронный ресурс] - URL: https://givoyles.ru/articles/sovety/zashhitnye-svoistva-drevesnyh/ (дата обращения 20.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.