2. Коротаева Е. В., Матвейчук Е. Н. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2012. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnye-tsennosti-professii-pedagoga-ponyatiya-i-klassifikatsii (дата обращения: 28.03.2020).
3. Сизганова Е. Ю. Трансформация педагогических ценностей в сознании студента современного вуза [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра РАН. 2014. № 2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ transformatsiya-pedagogicheskih-tsennostey-v-soznanii-studenta-sovremennogo-vuza (дата обращения: 28.03.2020).
4. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика [Электронный ресурс]. М., 2002. 576 с. URL: http://pedlib.ru/ Books/1/0075/1_0075-125.shtml#book_page_top (дата обращения: 01.02.2020).
5. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Электронный ресурс]. URL: https://current_ pedagogy.academic.ru/ (дата обращения: 28.03.2020).
6. Федорова Е. Н., Птицына Е. В. Ценности профессиональной деятельности будущего педагога // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-2. С. 401-405. URL: http://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36827 (дата обращения: 28.03.2020).
7. Чуватова Н. Е. Педагогические ценности как основа профессионализма личности учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2007. 23 с.
8. Шохин В. К. Аксиология [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/1807424 (дата обращения: 25.03.2020).
9. Щуркова Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ professionalnoe-obespechenie-tsennostno-orientirovannogo-vospitaniya (дата обращения: 29.03.2020).
References
1. Bolotova Zh. A., Kostrikova Yu. V., Radchenko E. A., Rahmanova M. N. Cennosti pedagogicheskoj deyatel'nosti [Teaching values of activities]. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2016, no. 1-2, pp. 257-259. Available at: https://applied-
research.ru/ru/article/view?id=8362 (accessed 25.03.2020). (In Russian).
2. Korotayeva E. V., Matveychuk E. N. Professional'nye cennosti professii pedagoga: ponyatiya i klassifikacii [Professional values of the pedagogical profession: concepts and classifications]. Pedagogical Education in Russia, 2012, no. 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnye-tsennosti-professii-pedagoga-ponyatiya-i-klassifikatsii (accessed 28.03.2020). (In Russian).
3. Sizganova E. Yu. Transformaciya pedagogicheskih cennostej v soznanii studenta sovremennogo vuza [Teaching values transformation in the modern university students mind]. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, 2014, no. 2-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ transformatsiya-pedagogicheskih-tsennostey-v-soznanii-studenta-sovremennogo-vuza (accessed 28.03.2020). (In Russian).
4. Slastenin V. A., Isaev I. F., SHiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy] Moscow, 2002, 576 p. Available at: http://pedlib.ru/ Books/1/0075/1_0075-125.shtml#book_page_top (accessed 01.02.2020). (In Russian).
5. Sovremennyjobrazovatel'nyjprocess: osnovnye ponyatiya i terminy [Contemporary educational process: main notions and terms]. Available at: https://current_pedagogy.academic.ru/ (accessed 28.03.2020). (In Russian).
6. Fedorova E. N., Pticyna E. V. Cennosti professional'noj deyatel'nosti budushchego pedagoga [The value of professional activity of future teachers]. Fundamental Research, 2015, no. 2-2, pp. 401-405. Available at: http://www.fundamental-research.ru/ ru/article/view?id=36827 (accessed 28.03.2020). (In Russian).
7. Chuvatova N. E. Pedagogicheskie cennosti kak osnova professionalizma lichnosti uchitelya [Pedagogical values as the basis for professionalism of a teacher's personality]. Abstract of Ph. D. thesis. Saransk, 2007, 23 p. (In Russian).
8. Shohin V. K. Aksiologiya [Axiology]. Available at: https://bigenc. ru/philosophy/text/1807424 (accessed 25.03.2020). (In Russian).
9. Shchurkova N. E. Professional'noe obespechenie cennostno-orientirovannogo vospitaniya [Professional support of value-oriented upbringing]. Siberian Pedagogical Journal, 2007, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obespechenie-tsennostno-orientirovannogo-vospitaniya (accessed 29.03.2020). (In Russian).
УДК/UDC 378:355
А. Г. Ширшов A. G. Shirshov
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
ASSESSMENT OF READINESS TO WORK IN EXTREME SITUATIONS
Введение. Проблема формирования у будущих офицеров готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях является не только актуальной, но и находится на методологическом острие важнейших научно-педагогических исследова-
ний, связанных с боеготовностью войск национальной гвардии Российской Федерации, особенно служебно-боевой деятельностью в условиях осложнения обстановки. Для формирования готовности к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях,
а также дальнейшего прогнозирования путей и педагогических условий его оптимизации немаловажно изучить реальное состояние готовности курсантов к действиям в экстремальных ситуациях. Целью работы является оценка сформированности готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях посредством авторской анкеты.
Методология. Участниками анкетирования стали 195 курсантов от 18 до 25 лет, определенных в две группы (экспериментальную и контрольную). Исследование проводилось с 2016 по 2020 г. на базе Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации. Посредством авторской анкеты определялся уровень сформированности готовности к действиям в экстремальным ситуациях у курсантов военного вуза.
Результаты. Анализ данных проведенного опроса по уровню сформированности готовности будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях показал, что около 54 % респондентов имеют представления и знания об особенностях формирования готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях будущих офицеров. Более 68 % участвующих в анкетировании испытывают потребность в получении более глубоких знаний, навыков и умений действовать в экстремальных ситуациях, желание быть профессионалами в дальнейшей служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации. Только 64 % опрошенных высоко оценили порядок организации и проведения мероприятий образовательной деятельности военного института, направленных на формирование готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.
Заключение. Оценка результатов анкетирования показала, что обучающиеся не в полной мере понимают особенности экстремальных ситуаций, действий, условий успеха, к которым надо быть готовым в служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, у части курсантов отсутствуют твердые знания и предвидение особенностей (трудностей) выполнения служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях в режиме осложнения обстановки, не в полной мере присутствуют мотивы, способствующие преодолению любых трудностей в достижении целей и решении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях, что является для нас основанием поиска путей решения проблемы формирования у будущих офицеров готовно-
сти к предстоящей служебно-боевой деятельности в режиме осложнения обстановки.
Introduction. The problem of forming the readiness of future officers of the national guard troops to perform service and combat tasks in extreme situations is not only relevant, but also is at the methodological forefront of the most important scientific and pedagogical research related to the combat readiness of the national guard troops of the Russian Federation, especially service and combat activities in a complicated situation. For formation of readiness for service and combat activities in extreme situations, as well as the further forecasting of ways and pedagogical conditions for its optimization is the study of the real state of readiness of cadets to act in extreme situations. The purpose of the work is to assess the readiness of future officers of the national guard to perform service and combat tasks in extreme situations using the author's questionnaire.
Methodology. Participants of the survey were 195 cadets from 18 to 25 years old, defined in two groups (experimental and control). The study was conducted from 2016 to 2020 on the basis of the Novosibirsk Military Institute named after General of the army of the National Guard of the Russian Federation I. K. Yakovlev. The author's questionnaire was used to determine the level of readiness for action in extreme situations among military University cadets
Results. Analysis of the results of the survey on the level of formation of readiness of future officers to perform service and combat tasks in extreme situations shows that about 54 % of respondents have ideas and knowledge about the features of formation of readiness to perform service and combat tasks in extreme situations of future officers. More than 68 % of participants in the survey feel the need to obtain deeper knowledge, skills and abilities to act in extreme situations, the desire to be professionals in the further service and combat activities of the national guard of the Russian Federation. Only 64 % of respondents highly appreciate the order of organization and conduct of educational activities of the military Institute aimed at forming readiness to perform service and combat tasks in extreme situations.
Conclusions. Evaluation of the results of the questionnaires showed that students did not fully understand the features of extreme situations, actions, conditions for success, which should be ready in the service and combat activity of troops of the national guard of the Russian Federation, on the part of cadets absent solid knowledge and prediction features (difficulties) of executing service-combat missions in extreme situations in the modes of aggravation of the situation, not fully present motives, forcing to overcome any difficulties in achieving goals and resolving service-combat
tasks in extreme situations, this is the basis for us to search for ways to solve the problem of forming the readiness of future officers for the upcoming service and combat activities in the mode of complication of the situation.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, будущие офицеры, служебно-боевые задачи, готовность к служебно-боевой деятельности, экстремальные ситуации.
Keywords: professional activity, future officers, service-combat tasks, readiness for service-combat activity, extreme situations.
Введение
Профессиональная подготовка офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования (ВОО ВО) войск национальной гвардии Российской Федерации строится с учетом содержания Всемирной декларация о высшем образовании для XXI в., стратегии национальной безопасности, требований концепции кадровой политики и развития системы образования в войсках национальной гвардии Российской Федерации на 2018-2021 гг. и до 2025 г., перспектив развития и характера профессиональной деятельности офицеров Росгвардии. Все перечисленное актуализирует признание человеческих ресурсов решающим фактором повышения эффективности служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, необходимость развития у будущих офицеров войск национальной гвардии знаний, умений и навыков, характерных для их будущей служебно-боевой деятельности, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Эти обстоятельства обусловливают необходимость разработки новых методологических основ и концептуальных подходов к подготовке офицеров Росгвардии, которые обеспечат эффективное реагирование на происходящие изменения оперативной обстановки и соответствие требованиям общества и государства [1].
В научно-педагогической литературе подготовка личного состава силовых структур Российской Федерации рассматривалась в работах педагогов А. В. Бара-банщикова, М. П. Коробейникова, Н. Ф. Феденко, А. М. Столяренко, В. И. Вдовюка, М. И. Дьяченко, А. Н. Янюка [2-8] и др.
За рубежом проблема действий личного состава в экстремальных ситуациях, в том числе с применением специальных средств и огнестрельного оружия, поднималась в публикациях Л. Авербака, Грегори Б. Моррисона и Г. Суареза.
Некоторые ученые [9-12] считают, что условия, требующие от человека максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы, являются экстремальными.
Так, М. Агайл считает: «Если мы хотим понимать какую-либо из этих ситуаций в той степени, чтобы мы могли предсказать или объяснить последовательность событий в ней, мы нуждаемся в том, чтобы знать больше» [13].
Другой исследователь Г. Ю. Айсенк уверен, что деятельность любого офицера в экстремальных условиях связана с выбором оптимального решения, либо с реализацией уже имеющегося решения, либо в одной и той же ситуации эти действия осуществляются последовательно [14].
По мнению Ю. Л. Андерсона, К. А Балди, Г. Д. Бэнки, экстремальные условия жизнeдeятeльнocти создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, сознательной мобилизации всех личностных сил для собственных действий и контроля физического и морального состояния [15-17].
С точки зрения M. К. Яновски, Д. С. Холмса, достижение востребованной степени формирования готовности к действиям в боевых условиях требует создания учебно-боевой обстановки, где важнейшим элементом учебной ситуации является моделирование психологических трудностей, близких по значению к боевым [18].
Готовность к экстремальным ситуациям - один из ведущих показателей обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом [19]. Под определением «готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях курсантов специального вуза» мы понимаем интегратив-ное качество личности курсанта, результат специально организованной подготовки в вузе, характеризующийся высоким уровнем эмоциональной устойчивости, устойчивости личности к опасности, стрессоу-стойчивости, саморегуляции, прогностических и рефлексивных способностей и возможностью их мобилизовать в экстремальных ситуациях [20, с. 90].
Методология
С 2016 по 2020 г. на базе Новосибирского военного института им. генерала-армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации нами проведено анкетирование. Число участников составило 195 курсантов. Целью анкетирования явилось изучение состояния сформированности готов-
ности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях в ходе их дальней службы в рядах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Результаты
Данные, полученные в ходе обобщения и анализа анкетирования обучающихся, стали исходными для подготовки и проведения формирующего эксперимента.
Анкета включает 21 вопрос, сведенный в три блока.
1. Я знаю, как должен действовать офицер войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях из рассказов своих дедов, отца, старших братьев, других членов семьи.
2. Историю и опыт формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях я предпочел бы самостоятельно изучать по научным и литературным источникам.
3. Я начал интересоваться вопросами формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях в старших классах школы.
4. На групповых и практических занятиях материал о формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях я воспринимаю лучше.
5. Мне известно, как должен действовать офицер войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях, из различных учебников и научных источников.
6. Мой интерес к профессии офицера войск национальной гвардии и действиям в экстремальных ситуациях стал серьезным увлечением уже в процессе учебы в военном институте.
7. Я знаком с опытом выполнения служебно-боевых задач офицерами войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях из документальных и художественных фильмов, телевизионных передач.
8. Мне нравятся мероприятия патриотического направления, посвященные изучению опыта становления и развития войск национальной гвардии, их роли в ликвидации экстремальных ситуаций.
9. Мое увлечение тематикой действий офицера войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях связанно с учебой в военном институте.
10. Об офицерах Росгвардии, неоднократно попадавших в экстремальные ситуации, их умелых и решительных действиях по их преодолению, мне рассказывали ветераны войск национальной гвардии
11. Я активно принимаю участие в различных учебных и научно-представительских мероприятиях,
посвященных изучению и обсуждению опыта действий военнослужащих войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях.
12. Мое стремление быть всестороннее подготовленным профессионалом военного дела, знающим и умеющим грамотно действовать в экстремальных ситуациях, связано с желанием стать офицером Росгвардии - защитником своего Отечества.
13. Мне известно о настоящих подвигах военнослужащих войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях из экскурсий в различные музеи.
14. Научные мероприятия, проводимые в военном институте, проводятся на высоком уровне и в достаточной степени освещают различные аспекты выполнения военнослужащими войск национальной гвардии Российской Федерации служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях.
15. Мои интересы и желание совершенствоваться по вопросам формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях обусловлено требованиями обучения в военном институте, спецификой выполнения служебно-боевых задач войсками национальной гвардии Российской Федерации.
16. Я готов делиться знаниями и опытом формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях с обучающимися других вузов.
17. Я получаю информацию о формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях и служебно-боевой деятельности офицера войск национальной гвардии из Интернета.
18. Мой выбор будущей профессиональной деятельности в рядах войск национальной гвардии обусловлен гражданской позицией и сформированными профессиональными качествами, привитыми в военном институте.
19. Я считаю, что подход к формированию готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях у обучающихся военного института является эффективной педагогической технологией становления будущего офицера Росгвардии.
20. Мое желание соответствовать требованиям, предъявляемым к современному офицеру Росгвардии, определено активной жизненной позицией.
21. Я узнаю об опыте формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях из личных встреч с военнослужащими войск национальной гвардии, в процессе войсковой стажировки в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Первый блок - блок оценки знаний и представлений об особенностях формирования готовности к дей-
ствиям в экстремальных ситуациях у будущих офицеров (вопросы 1, 5, 7, 10, 13, 17, 21).
Второй блок - мотивационный - направлен на вызов интереса к изучению теории формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у будущих офицеров (вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 20).
Третий блок - блок рефлексии программ формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях у будущих офицеров (вопросы 2, 4, 8, 11, 14, 16, 19).
Анализ данных, полученных в ходе анкетирования (табл. 1-3), позволяет сделать следующие выводы.
1. Более 51 % курсантов получили первичную информацию о действиях офицеров войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях от членов семьи и близких друзей.
2. В то же время 49,4 % курсантов показали, что необходимые знания о действиях в экстремальной ситуации они получили во время обучения в военном институте из учебной и научной литературы.
3. Более 65 % курсантов получили для себя некоторые знания, полезные для формирования собственного опыта выполнения служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях из различных документальных и художественных фильмов, телевизионных передач.
4. 61,7 % опрошенных получали необходимую информацию об умелых и решительных действия офицеров войск национальной гвардии, успешно выполняющих служебно-боевые задачи и воинский долг в экстремальных ситуациях, из рассказов ветеранов войск национальной гвардии Российской Федерации.
5. Часть курсантов (59,4 %) посещала музеи и различные экспозиции, посвященные героическим действиям и подвигам военнослужащих войск национальной гвардии при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях, с целью углубления своих знаний.
6.Группа обучающихся (27,9 %) удовлетворяла свою потребность в необходимых знаниях с помощью различных специализированных интернет-ресурсов.
7. В то же время 58,5 % обучающихся узнали об опыте формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях из личных встреч и общения с военнослужащими при нахождении на войсковой стажировке в ходе совместной службы.
Таблица 2
Результаты анкетирования по второму блоку
№ вопроса Оценка (в баллах)
1 2 3 4 5
3 18,9 16,4 20 23 21,7
6 4,6 8,7 17,4 30,2 39,1
9 2 11,7 20,5 28,2 37,6
12 1,5 6,1 14,3 25,1 53
15 2 7,6 16,9 30,2 43
18 6 10,2 15,8 27,6 40,1
20 2,5 8,7 16,9 23 48,9
Объединенные данные по результатам анкетирования курсантов по мотивационному блоку (табл. 2) показывают, что:
- более 44 % курсантов заинтересовались вопросами формирования готовности офицеров войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях в старших классах школы;
- 69,3 % курсантов проявили интерес к рассматриваемой проблеме в ходе обучения в военном институте;
- 65,8 % интересовались тематикой действий офицеров Росгвардии в экстремальных ситуациях в связи с их обучением в вузе;
- у 78,1 % респондентов желание быть военным, умеющим грамотно действовать в экстремальных ситуациях, связано с выбранной целью - стать настоящим офицером, защитником Отечества;
- 73,2 % курсантов признались, что их интересы и желания по повышению готовности к действиям в экстремальных ситуациях обусловлено требованиями образовательных программ, квалификационных требований, спецификой выполнения служебно-боевых задач личным составом войск национальной гвардии Российской Федерации.
- для 68,1 % курсантов выбор будущей профессиональной деятельности в рядах войск национальной гвардии Российской Федерации определен их гражданской позицией и сформированными профессио-
Таблица 1
Результаты анкетирования по первому блоку
№ вопроса Оценка (в баллах)
1 2 3 4 5
1 20,5 7,6 20 25 26,9
5 13,8 16,4 19,4 28,7 21,7
7 5,1 9,2 20 27,6 38,1
10 6,1 10,7 21,5 26,1 35,6
13 7,9 9,2 23,5 27,1 32,3
17 35,3 23,5 13,3 14,8 13,1
21 12,3 8,7 20,5 18,4 40,1
нальными качествами, привитыми в военном институте;
- 71,9 % курсантов считают, что их личное стремление соответствовать требованиям, предъявляемым к офицеру Росгвардии, определяется активной жизненной позицией, необходимостью быть компетентным профессионалом военного дела.
Таким образом, результаты по второму блоку позволяют говорить о наличии явной тенденции к увеличению потребности курсантов в получении более глубоких знаний, навыков и умений действовать в экстремальных ситуациях, желании быть профессионально компетентным офицером войск национальной гвардии Российской Федерации.
Результаты блока рефлексии программ формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях» приведены в таблице 3.
Таблица 3
Из проведенного анкетирования курсантов по вопросам 3-го блока следует:
- 54,5 % респондентов предпочитают знакомиться с историей и теорией формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях из научных и литературных источников;
- 80,7 % обучаемых лучше воспринимают информацию о формировании готовности к действиям в экстремальных ситуациях из лекций, групповых и практических занятий, тренингов;
- 75,5 % опрошенных любят разнообразные мероприятия, посвященные формированию, становлению и развитию войск национальной гвардии Российской Федерации, роли военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ликвидации экстремальных ситуаций;
- 24,7 % курсантов активно участвуют в проведении различных учебно-научных мероприятий, посвя-
щенных изучению и обсуждению опыта действий военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации в ходе выполнения служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях;
- 70,3 % учащихся высоко оценивают учебные и научно-представительские мероприятия, проводимые в военном институте по изучению и обсуждению опыта выполнения служебно-боевых задач военнослужащими войск национальной гвардии в экстремальных ситуациях;
- 71,9 % курсантов готовы делиться опытом формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях с курсантами других военных вузов;
- 72,5 % опрошенных считают, что подход к формированию готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях является наиболее эффективной педагогической технологией в становлении будущего офицера Росгвардии именно в Новосибирском военном институте имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что в условиях образовательной деятельности военного института войск национальной гвардии Российской Федерации готовность будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях рассматривается как одна из задач образовательной деятельности военного вуза, что обеспечивает в дальнейшем достижение высоких показателей в профессиональной деятельности офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации.
Р. Моэлкер считает, что офицер должен обладать определенными характеристиками личности, которые необходимо развивать в процессе обучения специалистов. К таким характеристикам можно отнести толерантность, терпеливость, твердость, умение слушать, стрессоустойчивость, внимательность, храбрость, мужественность, профессиональное знание и владение оружием [21].
Результаты анкетирование курсантов показали недостаточный уровень сформированности готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях у будущих офицеров войск национальной гвардии, что подтверждает наше предположение о необходимости специальных педагогических условий и реализации в образовательной деятельности военного института структурно-функциональной модели формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению
Результаты анкетирования по третьему блоку
№ вопроса Оценка (в баллах)
1 2 3 4 5
2 9,2 14,8 21,5 26,6 27,9
4 0,5 3 15,8 36,9 43,8
8 1,5 5,1 17,9 24,6 50,9
11 24,1 23 28,2 20,5 4,2
14 5,1 8,2 16,4 30,7 39,6
16 3 8,2 16,9 30,2 41,7
19 2,5 6,6 18,4 33,8 38,7
служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях путем факультативного спецкурса «Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях» [22].
Заключение
1. Точка зрения курсантов - будущих офицеров -по проблеме формирования готовности к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях явно неоднозначна, часть курсантов понимают важность знаний, навыков и умений для успешных действий в любых экстремальных ситуаций, однако удовлетворяются только теми темами, которые проходят согласно учебному плану.
2. Повышена потребность курсантов в получении более глубоких знаний по рассматриваемой проблеме, а также в совершенствовании практических навыков, знаний и умений, обеспечивающих достаточно высокий уровень профессиональной готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
3. Для курсантов, имеющих слабую профессиональную подготовку, свойственны нерешительность, слабоволие, отсутствие желания продолжить профессиональную деятельность в войсках национальной гвардии Российской Федерации.
Проведенное исследование обозначило направление дальнейшего научного поиска и оптимизации вопроса формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях путем внедрения в образовательную деятельность ВООВО силовых структур Российской Федерации экспериментальной проверки и обоснования эффективности структурно-функциональной модели формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях в процессе их профессиональной подготовки.
Литература
1. Ширшов А. Г. Педагогическая система формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к слу-жебно-боевой деятельности в экстремальных ситуация // Наука через призму времени. 2020. № 3. С. 47-52.
2. Барабанщиков А. В. Педагогическая культура офицера: научные поиски, войсковой опыт, практические рекомендации, взгляд в будущее. М., 1985. 159 с.
3. Коробейников М. П. Современный бой и проблемы психологии. М., 1972. 235 с.
4. Военная психология / под ред. Н. Ф. Феденко. М., 1978. 334 с.
5. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. 167 с.
6. Вдовюк В. И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М., 1971. 43 с.
7. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 175 с.
8. Янюк А. Н. Личностно-ориентированное обучение как условие раннего профессионального самоопределения будущих офицеров : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2001. 24 с.
9. Гонтарь В. Н. Операционно-деятельностный компонент лич-ностно-ориентированного обучения курсантов в вузе МВД РФ : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород,
2004. 19 с.
10. Гонтарь В. Н. Личностно-ориентированное обучение в условиях вуза МВД. Нижний Новгород, 2004. 154 с.
11. Гонтарь В. Н. Педагогические условия тактико-специальной подготовки курсантов вузов МВД РФ. Нижний Новгород, 2006. 105 с.
12. Червова А. А. Педагогический эксперимент по проверке эффективности методической системы формирования тактико-специальной компетентности курсантов вузов МВД РФ в инновационной образовательной среде вуза // Школа будущего. 2015. № 6. С. 149-155.
13. Argyle M., Furnham A., Graham J. A. Social Situations. London: Cambridge University Press, 1981. P. 14-86.
14. Eysenk H. J. Anxiety and the normal history of neurosis // Stress and anxiety. London, 1975. P. 43-45.
15. Anderson Y. L. Women's sports and fitness programs of the US Military Academy. Phys Sportsmed. 1979. № 7. P. 72-82.
16. Baldi K. A. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies // Military Medicine. 1991. № 10. P. 537-539.
17. Banky G. D. Cold weather survival // Approach. 1971. № 2. P. 32.
18. Exercise, changes in aerobic capacity, and changes in self-perceptions: An experimental investigation / M. L. Jasnoski, D. S. Holmes, S. Solomon, C. Aguiar // Journal of Research in Personality. 1981. Vol. 15, iss. 4. P. 403-546.
19. Кугно Э. Э. Формирование личной готовности военнослужащих к деятельности в экстремальных ситуациях : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Уде, 2013. 24 с.
20. Ширшов А. Г., Нежельской А. Н. Моделирование как метод формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 88-98.
21. Moelker R. Restructuring and Resilience: Cadet's Opinions on their Future Profession in a Perpetually Changing Organization: The Dutch Organization // The European Armed Forces in Transition / eds. F. Kernic, P. Klein, K. Haltiner. Frankfurt am Main,
2005. P. 45-64.
22. Ширшов А. Г, Дахин А. Н., Нежельской А. Н. Готовность к выполнению служебно-боевых задач в экстремальных ситуациях: мотивационный аспект // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 103-112.
References
1. Shirshov A. G. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya gotovnosti budushchih oficerov vojsk nacional'nojgvardii k sluzhebno-boevoj deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciya [Pedagogical system of formation of readiness of future officers of the national guard troops for service and combat activities in extreme situations]. Science Through the Prism of Time, 2020, no. 3, pp. 47-52. (In Russian).
2. Barabanshchikov A. V. Pedagogicheskaya kul'tura ofitsera: nauchnyye poiski, voyskovoy opyt, prakticheskiy rekomendatsii, vzglyad v budushcheye [Pedagogical culture of an officer: scientific search, military experience, practical recommendations, a view to the future]. Moscow, 1985, 159 p. (In Russian).
3. Korobeynikov M. P. Sovremennyjboji problemy psihologii [Modern fight and problems of psychology]. Moscow, 1972, 235 p. (In Russian).
4. Military psychology. Ed. N. F. Fedenko. Moscow, 1978, 334 p. (In Russian).
5. Stolyarenko A. M. Ekstremal'naya psihopedagogika [Extreme psychopedagogy]. Moscow, 2002, 167 p. (In Russian).
6. Vdovyuk V. I. Voenno-pedagogicheskie kachestva oficera i puti ih formirovaniya [Military-pedagogical qualities of an officer and ways of their formation]. Moscow, 1971, 43 p. (In Russian).
7. Dyachenko M. I. Psihologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'nosti [Psychological problems of readiness for activity]. Minsk, 1976, 175 p. (In Russian).
8. Yanyuk A. N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie kak uslovie rannego professional'nogo samoopredeleniya budushchih oficerov [Personality-oriented training as a condition for early professional self-determination of future officers]. Abstract of Ph. D. thesis. Nizhny Novgorod, 2001, 24 p. (In Russian).
9. Gontar V. N. Operacionno-deyatel'nostnyj komponent lichnostno-orientirovannogo obucheniya kursantov v vuze MVD RF [Operational-activity component of personal-oriented training of cadets in the higher education institution of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation]. Abstract of Ph. D. thesis. Nizhny Novgorod, 2004, 19 p. (In Russian).
10. Gontar V. N. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie v usloviyah vuza [Personal-oriented training in the conditions of the University of the Ministry of internal Affairs]. Nizhny Novgorod, 2004, 154 p. (In Russian).
11. Gontar V. N. Pedagogicheskie usloviya taktiko-special'noj podgotovki kursantov vuzov MVD RF [Pedagogical conditions of tactical and special training of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Nizhny Novgorod, 2006, 105 p. (In Russian).
12. Chervova A. A. Pedagogicheskijeksperiment po proverke effektivnosti metodicheskoj sistemy formirovaniya taktiko-special'noj kompetentnosti kursantov vuzov MVD RF v innovacionnoj obrazovatel'noj srede vuza [Pedagogical experiment to test the effectiveness of the methodological system for the formation of tactical and special competence of cadets of the Ministry of internal Affairs of the Russian
Federation in the innovative educational environment of the University]. School of the Future, 2015, no. 6, pp. 149-155. (In Russian).
13. Argyle M., Furnham A., Graham J. A. Social Situations. London, Cambridge University Press,1981, pp. 14-86. (In English).
14. Eysenk H. J. Anxiety and the normal history of neurosis. Stress and anxiety. London, 1975, pp. 43-45. (In English).
15. Anderson Y. L. Women's sports and fitness programs of the US Military Academy. Phys Sportsmed, 1979, no. 7, pp. 72-82. (In English).
16. Baldi K. A. An overview of Physical Fitness of Female Cadets at the Military Academies. Military Medicine, 1991, no. 10, pp. 537-539. (In English).
17. 17. Banky G. D. Cold weather survival. Approach, 1971, no. 2, pp. 32. (In English).
18. Jasnoski M. L., Holmes D. S., Solomon S., Aguiar C. Exercise, changes in aerobic capacity, and changes in self-perceptions: An experimental investigation. Journal of Research in Personality, 1981, vol. 15, iss. 4, pp. 403-546. (In English).
19. Kugno E. E. Formirovanie lichnoj gotovnosti voennosluzhashchih k deyatel'nosti v ekstremal'nyh situaciyah [Formation of personal readiness of military personnel to activity in extreme situations]. Abstract of Ph. D. thesis. Ulan-Ude, 2013, 24 p. (In Russian).
20. Shirshov A. G., Nezhelskoy A. N. Modelirovanie kak metod formirovanie gotovnosti budushchih oficerov vojsk nacional'noj gvardii k vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach v ekstremal'nyh situaciyah [Modeling as a method of forming the readiness of future officers of the national guard to perform service and combat tasks in extreme situations]. Siberian Pedagogical Journal, 2019, no. 6, pp. 88-98. (In Russian).
21. Moelker R. Restructuring and Resilience: Cadet's Opinions on their Future Profession in a Perpetually Changing Organization: The Dutch Organization. The European Armed Forces in Transition. Eds. F. Kernic, P. Klein, K. Haltiner. Frankfurt am Main, 2005, pp. 45-64. (In English).
22. Shirshov A. G., Dakhin A. N., Nezhelskoy A. N. Gotovnost' k vypolneniyu sluzhebno-boevyh zadach v ekstremal'nyh situaciyah: motivacionnyj aspekt [Readiness to perform service and combat tasks in extreme situations: motivational aspect]. Siberian Pedagogical Journal, 2020, no. 1, pp. 103-112. (In Russian).