Научная статья на тему 'Оценка сформированности экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений'

Оценка сформированности экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
975
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабкина Л. А., Балабина И. П., Тригуб Н. И., Неведров Н. П.

Дана оценка сформированности экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений 5-9 классов и 10-11 классов, а также проведен сравнительный анализ на основе результатов экологического диктанта, проводимого в регионе. Обучающиеся 10-11 классов обладают более высоким уровнем экологической грамотности и способностью применять знания для решения практических задач. Недостаточно сформированными у всех обучающихся общеобразовательных учреждений можно считать экологические компетенции, связанные с вопросами биоразнообразия и его охраны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабкина Л. А., Балабина И. П., Тригуб Н. И., Неведров Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка сформированности экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений»

УДК 37.033

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2018 Л. А. Бабкина1, И. П. Балабина2, Н. И. Тригуб3, Н. П. Неведров4

1канд. биол. наук, доцент кафедры биологии и экологии e-mail: L-Babkina@yandex.ru 2канд. биол. наук, декан естественно-географического факультета, доцент кафедры

биологии и экологии e-mail: kaf-ecolbiol@yandex.ru 3канд. биол. наук, зав. кафедрой биологии и экологии e-mail: kaf-ecolbiol@yandex.ru 4 канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры биологии и экологии

e-mail: kaf-ecolbiol@yandex.ru

Курский государственный университет

Дана оценка сформированности экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений 5-9 классов и 10-11 классов, а также проведен сравнительный анализ на основе результатов экологического диктанта, проводимого в регионе. Обучающиеся 10-11 классов обладают более высоким уровнем экологической грамотности и способностью применять знания для решения практических задач. Недостаточно сформированными у всех обучающихся общеобразовательных учреждений можно считать экологические компетенции, связанные с вопросами биоразнообразия и его охраны.

Ключевые слова: экологические компетенции, экологическое образование, экологическая культура

Современный экологический кризис обусловлен не только ростом численности населения, истощением природных ресурсов, загрязнением компонентов окружающей среды, но в большей степени является следствием низкой экологической культуры населения. Основной фактор, определяющий уровень экологической культуры, -это экологическая образованность личности [Захлебный 1987; Формирование... 2010]. Человек должен обладать элементарными экологическими знаниями для объективной оценки экологической информации, поступающей из различных источников, экологически грамотного поведения. Так, зачастую население обвиняет предприятия в ухудшении состоянии здоровья в результате сбросов и выбросов загрязняющих веществ, однако нередко можно встретить людей, собирающих лекарственные растения и грибы, заготавливающих сено вблизи автодорог, в городских парках. Основное количество несанкционированных свалок на территории России образуется вследствие размещения твердых коммунальных отходов именно населением, особенно в сельской местности [Бабкина, Балабина, Миронов 2017].

Повышение экологической грамотности и экологической культуры населения возможно за счет развития системы экологического образования. Концепции экологического образования рассматривались В.Ф. Зуевым, И. Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Т. Суравегиной, И.Н. Пономаревой и др. учеными [Захлебный 1987; Захлебный, Дзятковская 2007; Зверев, Суравегина 1983; Организация. 1990; Пономарева 2015]. Несмотря на множество подходов к определению экологического образования, можно выделить ключевые его составляющие: формирование системы

знаний о взаимосвязях в природе и обществе (когнитивный компонент), развитие умений и навыков природоохранной деятельности (деятельностный компонент), воспитание нравственно-этического и эстетического отношения к природе (эмоциональный компонент). Наличие системы экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения. Мотивы и стратегии поведения определяются отношением человека к природе. Однако для понимания и стремления к экологическому грамотному поведению необходимо уметь реализовать свои действия. По мнению А.Н. Захлебного, «способность обучающегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания для проектирования и организации экологически безопасной деятельности (действий, поведения) в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях в интересах устойчивого развития, здоровья человека и безопасности жизни» составляет сущность экологической компетенции [Захлебный, Дзятковская 2007]. Таким образом, экологическое образование должно быть направлено на формирование экологических компетенций.

Большими возможностями для реализации экологического образования обладают общеобразовательные учреждения. Системно-деятельностный подход современных образовательных стандартов общего образования ориентирован не только на формирование системы знаний, умений и навыков у обучающихся, но и на создание условий для формирования личности, обладающей способностями к самообразованию, готовностью принимать решения и действовать в условиях динамично изменяющегося современного общества [Трегубова 2015].

Экологизация обучения может осуществляться несколькими способами. Более эффективными в содержательном аспекте являются разработка и введение в вариативную часть учебных планов курсов экологической направленности. Однако ограничением для реализации данного пути экологического образования является выделение отдельных часов. Наиболее доступным и распространенным способом формирования экологических компетенций обучающихся является изучение системы экологических понятий в различных курсах. Экологизация содержания учебных предметов отражает междисциплинарный подход к решению экологических проблем и способствует развитию целостного экологического мировоззрения. Формирование экологических компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений происходит прежде всего на уроках биологии. Так, один из содержательных блоков дисциплины «Биология» в школе называется «Экосистемы и присущие им закономерности», и в его рамках формируются следующие группы экологических понятий: 1) среда обитания и экологические факторы, 2) экология организмов, 3) экология популяций, 4) экосистема и биосфера, 5) экология человека, прикладная экология, охрана окружающей среды [Пономарева 2015]. Изучение природных ресурсов, формирование представления об их рациональном использовании осуществляется на уроках географии. Причины возникновения и механизмы тех или иных экологических ситуаций могут быть рассмотрены в курсах биологии, физики, химии, географии. Нравственно-этическое и эстетическое отношение к природе формируется на уроках гуманитарного профиля, прежде всего литературы. Вопросы экологического права целесообразно рассматривать в курсе «Обществознание». Наиболее оптимальным направлением экологического образования является интеграция учебной, внеурочной, внеклассной деятельности с привлечением социальных партнеров и родителей [Трегубова 2015; Чуйкова 2011].

Реализация школьного экологического образования в Курской области в рамках учебной деятельности осуществляется в основном по пути экологизации содержания учебных предметов, преимущественно биологии и географии. Однако широко

Бабкина Л. А., Балабина И. П., ТригубН. И., Неведров Н. П. Оценка сформированности экологических

компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений

распространены различные внеурочные и внеклассные формы формирования экологических компетенций, в том числе и в рамках дополнительного образования. Так, в ряде школ действуют научные общества (например, «Экология и здоровье» в МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска). Экологоориентированной деятельности обучающихся способствуют различные мероприятия, организуемые профессорско-преподавательским составом кафедры общей биологии и экологии Курского государственного университета (например, Летняя экологическая школа, проекты «Экологически безопасный город», «Здоровые почвы - гарант устойчивого развития» и др.) [Тригуб и соавт. 2017], Центрально-Черноземным государственным природным биосферным заповедником им. В.В. Алехина, органами местного самоуправления (экологические субботники и т.п.).

Результатом образовательного процесса является оценка сформированности компетенций обучающихся. Междисциплинарный характер экологического образования не позволяет дать целостное представление о сформированности экологических компетенций в рамках учебной деятельности. Результаты олимпиад и конкурсов экологического направления также не дают объективной оценки, поскольку ориентированы на обучающихся с выраженной мотивацией к познанию экологических закономерностей, осуществлению социально-значимой экологической деятельности. Достаточно полно сформированность экологических компетенций, на наш взгляд, отражают результаты экологического диктанта, проводимого в Курской области на базе Курского государственного университета в рамках мероприятиях, посвященных Году экологии и особо охраняемых природных территорий, охватившего широкие слои населения, в том числе и обучающихся общеобразовательных учреждений. Наибольшую активность проявили обучающиеся 5-9 и 10-11 классов (соответственно 39,75% и 28,38% от общего количества участников) [Бабкина и соавт. 2017]. Данный возрастной период является наиболее оптимальным для формирования экологической культуры, что связано со стремлением к самообразованию, к участию в общественно-значимой деятельности, в том числе и природоохранной, к оценке действий взрослыми, особенно специалистами [Трегубова 2015]. Задания экологического диктанта были представлены в тестовой форме различного типа и направлены на проверку знаний об экологии организмов, экологических закономерностей и умений их использования в практической деятельности [Бабкина и соавт. 2017], что отражает сущность экологической компетенции. Распределение заданий экологического диктанта по содержательным блокам представлено на рисунке 1.

□ общежо логические закономерности □ бноразнообразне и его охрана

■ природопользование II прикладная экология! особо охраняемые природные территории

Рис. 1. Содержательные блоки заданий экологического диктанта

Анализ выполнения заданий экологического диктанта показал, что средний балл при максимальном возможном 100 в группе обучающихся 5-9 классов составил 51,02, а в группе обучающихся 10-11 классов - 56,97, Экологические компетенции среди обучающихся 10-11 классов сформированы у 76,92%, а среди обучающихся 5-9 классов - лишь у 48,36%. Полученные результаты (рис. 2) свидетельствуют о более высоком уровне экологической грамотности старшеклассников в связи с детальным изучением вопросов экологического содержания и активным вовлечением в экологоориентированную деятельность.

Для более полного представления о сформированности экологических компетенций был проведен анализ выполнения заданий по каждому содержательному блоку (рис. 2).

общежолопгаеские бноразнообразнен природопользование особо охраняемые закономерности его охрана и прикладная природные

экология территории

■ обучающиеся 5-9классов ■ обучающиеся 10-11 классов

Рис. 2. Процент выполнения заданий экологического диктанта по содержательным блокам

Задания блока «Общеэкологические закономерности» были направлены на проверку знаний сущности экологии как науки, понятия популяции, функциональной роли различных организмов в экосистеме, а также способности их применять для решения ситуационных задач. Обучающиеся общеобразовательных учреждений обладают достаточным уровнем знаний общеэкологических закономерностей, однако как среди обучающихся 5-9 классов, так и среди обучающихся 10-11 классов возникли сложности в применении данных знаний для решения практических задач, в частности использования правила 10% для определения растительной биомассы, сохраняемой гигантской вечерницей (при оценке задания в 1 балл средний балл составил 0,28 и 0,48 соответственно). У 54% обучающихся 5-9 классов были трудности при определении сущности экологии. Так, в качестве верных были выбраны такие утверждения: «экологию необходимо охранять», «экология у нас стала хуже» вместо правильного ответа «экология - основа природопользования».

Блок «Биоразнообразие и его охрана» включал задания на знания синантропных видов, типичных представителей растительного и животного мира Курской области, охраняемых растений. Результаты выполнения заданий данного блока свидетельствуют, что они вызвали наибольшие затруднения в обеих анализируемых выборках обучающихся. Процент правильных ответов составил 47% и 48% соответственно среди обучающиеся 5-9 классов и 10-11 классов, что позволяет говорить о недостаточном уровне сформированности компетенций в области биоразнообразия. Данное обстоятельство может быть связано с тем, что на уроках

Бабкина Л. А., Балабина И. П., ТригубН. И., Неведров Н. П. Оценка сформированности экологических

компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений

биологии мало уделяется внимания изучению вопросов экологии растений и животных, особенно региональным аспектам. Наиболее сложным для всех участников экологического диктанта общеобразовательных учреждений оказался вопрос, связанный с выбором наименее типичного для Курской области представителя копытных (средний балл 0,07 в группе 5-9 классов и 0,11 в группе 10-11 классов). Низкий результат выполнения имеет задание, связанное с выбором растения, отсутствующего в Красной книге России, - средний балл 0,35 в 5-9 классе и 0,34 в 1011 классе, при этом в качестве правильного ответа было указано типичное сорное растение марь белая. Наилучшие результаты были получены при определении насекомоядного растения (средний балл 0,88 и 0,92 соответственно).

Наибольшее количество заданий включал блок «Природопользование и прикладная экология». Средний процент правильных ответов среди обучающихся 5-9 классов составил 53,51%, среди обучающихся 10-11 классов - 57,56%, что свидетельствует в целом о сформированности экологических компетенций в данной области. Однако сложности возникли при оценке экологической безопасности источников получения энергии и токсичности твердых коммунальных отходов (процент выполнения заданий составил менее 50%).

Задания блока «Особо охраняемые природные территории» направлены на проверку знаний визитных карточек заповедников Центрального региона, а также участков Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника им. В.В. Алехина, расположенного на территории Курской области. Определить по рисунку географическое положение и назвать участки заповедника оказалось достаточно сложной задачей для всех участников экологического диктанта. Средний процент выполнения заданий данного блока составил 45,78% среди обучающихся 5-9 классов и 56% среди обучающихся 10-11 классов.

Анализ результатов экологического диктанта среди обучающихся общеобразовательных учреждений показал, что, несмотря на более высокий уровень сформированности экологических компетенций у обучающихся 10-11 классов, прослеживается сходная тенденция в освоении определенных знаний и умений по различным содержательным блокам среди обучающихся 5-9 классов и 10-11 классов. Степень сформированности экологических компетенций по каждому содержательному блоку на основе среднего процента правильных ответов (в порядке возрастания) среди обучающихся общеобразовательных учреждений можно представить следующим образом: биоразнообразие и его охрана, особо охраняемые природные территории, природопользование и прикладная экология, общеэкологические закономерности. Выявленная тенденция может быть связана с формированием экологических компетенций преимущественно на уроках биологии в разделе «Общая биология», где основное внимание уделено изучению вопросов общей экологии.

Таким образом, результаты экологического диктанта являются объективным показателем, отражающим сформированность экологических компетенций среди обучающихся общеобразовательных учреждений. Старшеклассники (10-11 класс) продемонстрировали более высокой уровень экологических знаний и умений их применения для решения ситуационных задач, что связано с расширением возможностей для изучения экологической проблематики. Недостаточно сформированными можно считать экологические компетенции, связанные с вопросами биоразнообразия и его охраны, что определяет необходимость усовершенствования системы экологического образования в регионе путем разработки элективных курсов, введения в учебные планы дисциплин экологической направленности, а также реализации экологических проектов.

Библиографический список

Бабкина Л.А., Балабина И.П., Миронов С. Ю. Эколого-токсикологический анализ почв, загрязненных отходами производства и потребления // Актуальные проблемы экологии: сб. науч. ст. по материалам XII Междунар. науч.-практич. конф., 4-6 октября 2017 г., Гродно. Гродно: ЮрСаПринт, 2017. С. 136-139

Бабкина Л.А.. Балабина И.П., Тригуб Н.И., Неведров Н.П. Экологическая грамотность населения Курской области // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы IV междунар. науч.-практич. конф., 15-16 февраля 2018 г., г. Самара. Самара: СГСПУ, 2018. С. 76-80

Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: дис. ... докт. пед. наук. М., 1987. 389 с.

Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция - новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. №3. С. 3-8.

Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 1983. 160 с.

Организация экологического образования в школе / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. М.: АПН СССР, 1990. 150 с.

Пономарева И.Н. Экологическое образование школьников при обучении биологии, 2015 [Электронный ресурс]. URL:

https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/7d0/7d003b59a4697f13da55353450efab86.pdf (дата обращения: 23.07.2018)

Трегубова О.Г. Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы: дис. ... канд. пед. наук. Пермь, 2015. 226 с.

Тригуб Н.И., Балабина И.П., Бабкина Л.А., Лыкова Н.И. Реализация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках летней экологической школы // Биоэкологическое краеведение: мировые, российские и региональные проблемы: материалы 6-й международ. науч.-практич. конф., посвящ. 105-летию со дня рожд. докт. биол. наук, профессора В.Е. Тимофеева и 95-летию со дня рожд. канд. биол. наук, доцента А.И. Борисовой. 15 ноября 2017 г., г. Самара. Самара: СГСПУ, 2017. С. 314-318

Формирование экологической культуры как цель образования для устойчивого развития. Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2010. 303 с.

Чуйкова Л.Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования. 2011. №1 (17). С. 7-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.