• Аграрный вестник Урала №6 (85), 2011 г.-
Экономика
учитывая их общую ограниченность. Значение здесь имеет экономическая свобода, предприимчивость при жестко корректирующей роли государства [2].
Анализируя современное состояние АПК и практику государственного регулирования, стоит отметить несовершенство экономического механизма, перекосы в кредитно-финансовой и налоговой системах. Для стабилизация агропромышленного комплекса, с одной стороны, необходимо сформировать самостоятельно и эффективно хозяйствующие субъекты, несущие ответственность за свою деятельность, а с другой, обеспечить реальные возможности регулирования со стороны органов государственной власти, отвечающих за проведение мероприятий в области, а также органов снабженческо-сбытовой и тарифно-ценовой политики.
Необходимо дальнейшее совершенствование управления комплексом, поэтапное формирование эффективного механизма государственного регулирования АПК. Основным в деятельности системы управления АПК должен стать анализ условий и результатов хозяйственной
деятельности предприятий АПК, функционирования аграрных рынков, реальной и потенциальной ситуации в продовольственном хозяйстве России и на мировых рынках, исходя из интересов отечественных товаропроизводителей АПК, их информационного обеспечения.
Как показал кризис, рынок сам по себе не в состоянии обеспечить стабильность. В такой ситуации усиление господдержки и регулирующей роли государство крайне необходимо. Одним из важнейших способов воздействия со стороны государства являются целевые программы. В свою очередь, эффективность от реализации программ должна носить комплексный характер, иметь максимальную отдачу во всех сферах.
Программные мероприятия необходимо ориентировать на получение высоких и устойчивых темпов роста, удовлетворять нужды всего населения. А также иметь гибкий механизм реализации, позволяющий адаптироваться к местоположению конкретного хозяйства, специфике климата и региона в целом. Мероприятия в рамках отдельной программы должны
соответствовать конечным условиям и целям.
С целью совершенствования механизма государственного регулирования АПК, требуется разработка методических рекомендаций. Рекомендации должны содержать: стратегию развития, направления осуществления технической политики отрасли, отраслевые и межотраслевые пропорции, степень защиты отечественных товаропроизводителей, варианты и условия повышения экспортных возможностей страны. На региональном уровне необходимо разработать оптимальные пропорции существующих производств, их рациональное размещение на территории региона, а также схему взаимодействия, налаживания связей между хозяйствами.
Таким образом, государство, выступающее в роли регулятора, должно корректировать рыночные отношения. Рынок и государство должны быть взаимодополняющими сторонами одного целого. Хозяйства должны быть ответственны за восстановление ресурсов и их рациональное использование, а государство — осуществлять поддержку такой важной сферы, как АПК.
литература
1. Серова Е. В. Аграрная экономика. М. : ГУ ВШЭ, 2007. 480 с.
2. Нечаев В. И., Хатуов Д. Х. Совершенствование системы государственного регулирования региональной агроэкономики. Краснодар: КубГАУ, 2010. 139 с.
3. Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства / под ред. И. Г. Ушачева, Н. А. Борхунова. М. : ГНУ ВНИИЭСХ, 2009. 324 с.
4. Добрынин В. А. Государственное регулирование агропромышленного производства. М. : МСХА, 2000. 480 с.
оценка сельскохозяйственных угодий при влиянии полезащитных лесополос
А. Ш. тимерьянов,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
Башкирский ГАУ
г. Уфа, ул. 50 лет Октября, д. 34; тел. 8-917-407-83-91; e-mail: [email protected]
Ключевые слова: сельскохозяйственные угодья, земельная доля, кадастровая оценка, урожайность, полезащитные лесополосы, влияние лесных полос.
Keywords: agricultural land; land share; cadastre evaluation; productivity; agro forest belts, influence of forest belts.
Из 6,7 млн га сельскохозяйственных угодий Республики Башкортостан (РБ) 5,6 млн га являются эрозионно-опасными. Мощность гумусового горизонта пахотных почв в среднем по республике за последние 20 лет сократилось на 5 см, ежегодно содержание гумуса уменьшается на 0,5-1,8 т/га [1]. В то же время значительно снизились объемы агрохимических работ, способствующих повышению плодородия почвы; существенно меньше стали вносить минеральные и органические удобрения; сворачивается финансирование работ по мелиорации и химизации, природоохранных мероприятий. Все вместе взятое влечет за собой деградацию сельхозугодий, утрату плодородия почв. Для реального позитивного улучшения ситуации в этой сфере требуется 30-40-кратное увеличение финансовых средств [2]. Одним из источников финансирования работ по сохранению и повышению плодородия почв может и должен стать земельный налог, исчисление которого с 2006 г. происходит в процентном отношении от
кадастровой стоимости земельных участков.
На территории РБ завершается бесплатная приватизация гражданами земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Площади земельных долей как мера владения землей становятся объектом аренды, купли-продажи и налогообложения. В связи с этим возникает необходимость отражения в земельном кадастре возможности объективной оценки земель не только крупных субъектов землевладения, но и каждого относительно небольшого по площади земельного пая/доли, т. к. государственная кадастровая оценка проводилась, в основном, для крупных землепользований. Нужно создать механизм эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в долевой собственности, включающий в себя и кадастровую оценку [3]. В предлагаемых усовершенствованиях методики кадастровой оценки объектами служат сельскохозяйственные угодья в целом [4]. В обороте же участвуют небольшие земельные участки,
и необходима оценка земель в разрезе почвенных разновидностей, полей и рабочих участков. Также исчисление земельного налога на основе более дифференцированных кадастровых стоимостей могло бы увеличить ее собираемость.
Данные государственной кадастровой оценки являются настолько укрупненными, что во многих случаях даже два рядом расположенных земельных участка с одной кадастровой стоимостью существенно различаются по плодородию и рыночной стоимости. Это различие не имеет значения для налогоплательщиков — владельцев общей долевой собственности в настоящее время, т. к. налог на землю, которую уплачивает владелец земельной доли, исчисляется на основе кадастровой стоимости всего земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, пропорционально размеру доли, приходящегося на владельца. При неоднородности поля по почвенным разновидностям в случае натурного выделения земельных долей собственник земельного участка, расположенного на
333^*~ Аграрный вестник Урала №в (85), 2011 г.~ t -
Экономика
Таблица 1
Зонирование поля на основе влияния лесополосы продуваемой конструкции на урожайность зерновых культур
(СПК «Нива» Благовещенского района РБ)
Культура Показатели Расстояние от лесополосы, м Контроль, 1000 м
10 25 50 100 200 300 400 500 600 700
Яровая пшеница Урожайность, ц/га 17,5 19,2 24,4 26,4 26,1 25,0 23,2 20,7 20,3 20,1 20,2
Прибавка, ц/га -2,7 -1,0 4,2 6,2 5,9 4,8 3,0 0,5 0,1 -0,1
Озимая рожь Урожайность, ц/га 27,7 30,0 37,1 44,7 43,1 35,5 30,6 30,4 30,3 29,8 29,3
Прибавка, ц/га -1,6 0,7 7,8 15,4 13,8 6,2 1,3 1,1 1,0 0,5
Зоны депрессионная оптимальная удаленная
Таблица?
Зонирование поля на основе влияния лесополосы плотной конструкции на урожайность зерновых культур
(СПК «Нива» Благовещенского района РБ)
Культура Показатели Расстояние от лесополосы, м Контроль, 1000 м
10 25 50 100 200 300 400 500 600 700
Яровая пшеница Урожайность, ц/га 13,2 13,6 18,1 26,1 18,6 16,5 16,7 16,8 15,9 15,7 15,8
Прибавка, ц/га -2,6 -2,2 2,3 10,3 2,8 0,7 0,9 1 0,1 -0,1
Озимая рожь Урожайность, ц/га 19 19,8 24,2 34,3 28,1 24,5 25 23,9 23,5 22,8 24,1
Прибавка, ц/га -5,1 -4,3 0,1 10,2 4 0,4 0,9 -0,2 -0,6 -1,3
Зоны депрессионная оптимальная удаленная
почвах лучшей разновидности, будет иметь дифференциальную ренту I по плодородию по сравнению с собственником участка, расположенного на худшей почве на том же поле, из-за разницы в урожайности сельскохозяйственных культур на этих участках. Проблема учета и правильного расчета этой разницы возникает при налогообложении и вовлечении в оборот земельных долей.
Аналогичная неоднородность обнаруживается и на полях, защищенных лесополосами. По данным, полученным нами в результате исследований в различных районах РБ, повышение урожайности сельскохозяйственных культур на облесенных полях достигает 15-25 % [5]. Однако влияние лесополос на защищаемые поля неравномерно. На участке поля, непосредственно прилегающем к лесополосе, создаются неблагоприятные условия для развития сельскохозяйственных культур. Например, урожайность озимой пшеницы и ячменя на расстоянии 5 м от лесной полосы в среднем в 2,5 раза ниже, чем на расстоянии 150 м. Наиболее высокие показатели урожайности сельскохозяйственных культур проявляются на расстоянии 100-250 м от полос в зависимости от их конструкции, высоты, степени ветропроницаемости с постепенным убыванием по мере удаления от полос. На расстоянии 600-700 м от полос их влияние на урожайность практически не отмечено. При натурном выделении земельных долей собственник земельного участка, расположенного на оптимальном расстоянии 100-250 м от полосы, будет иметь дифференциальную ренту I по местоположению по сравнению с собственником удаленного участка и собственником участка, примыкающего к лесополосе из-за различия в урожайности (до 3-15 ц/га) сельскохозяйственных культур на этих участках. Такая дифференциальная рента должна изыматься и направляться в т. ч. и на финансирование работ по созданию и уходу за лесополосами. Однако в существующих механизмах исчисления кадастровой стоимости и земельного налога подобное
1. Сафин Х. М., Ишбулатов М. Г., Япаров
не предусмотрено, и все эти владельцы при равной площади участков уплачивают одинаковый налог на землю.
По разрабатываемой нами методике предлагается зонировать сельскохозяйственные угодья, защищенные лесополосами, по величине урожайности. Урожайность на поле определяется методом метровых пробных площадок на разном удалении от лесных полос. Метод довольно трудоемок, и не всегда расчетные показатели урожайности совпадают с фактическими. Повысить точность и автоматизировать процесс можно, используя технологии точного земледелия — картировать урожайность, учитывая урожай с каждого участка поля с обязательной географической привязкой полученных данных по системе GPS [6]. Необходимая для этого техника в республике имеется. Это комбайны типа «Нью Холланд», «Джон Дир», дополнительно оснащенные системой «Автотрак». Такая система позволяет определять урожайность на отдельных участках и местоположение этих участков с высокой точностью. Укрупненно можно выделять три зоны: первая — примыкающая к полосе депрессионная с минимальной урожайностью, вторая — оптимальная с максимальной урожайностью, третья — удаленная со средней урожайностью. Границы зон повторяют контуры лесополос. Ширина зон изменяется по мере роста полосы в высоту, и площадь каждой из них будет пересматриваться через определенный период времени. Различные сельскохозяйственные культуры по-разному реагируют на влияние полезащитных полос. Поэтому среднегодовой эффект этого влияния следует определять за ряд лет с учетом принятой в данном поле системы севооборотов и структуры посевных площадей. На основе такого зонирования можно дифференцировать кадастровую стоимость отдельных участков и, соответственно, величину налога. Пример такого зонирования в зависимости от конструкции лесополосы показан в табл. 1 и 2. Возле лесополос плотной конструкции распределение урожайности литература Х. Состояние и использование сельхозуго
по полю неравномерно, меньше протяженность оптимальной зоны. Что важно, увеличить урожайность и размер оптимальной зоны можно, изменяя конструкцию лесополосы с плотной на продуваемую проведением рубок ухода. Величина кадастровой стоимости для участков, расположенных в той или иной зоне, определяется путем умножения кадастровой стоимости всего поля (рабочего участка) на повышающий коэффициент для оптимальной и понижающий коэффициент для депрессионной зон. Для удаленной зоны коэффициент равен единице. Показатель коэффициента прямо зависит от величины урожайности в зоне и изменяется в пределах 1,1 —1,3.
Чем выше качественные характеристики используемых земель, тем выше их кадастровая оценка, а значит, и облагаемая база для исчисления земельных платежей. Создается ситуация, при которой чем больше землепользователь улучшает используемые им земли, тем выше их кадастровая стоимость, а значит, и взимаемый с него налог. Поэтому у землепользователя отсутствует заинтересованность в улучшении качественных характеристик используемых земель, в т. ч. созданием лесомелиоративных полос. Необходимо усовершенствовать методику расчета кадастровой стоимости, разработать модели земельных платежей, основанных на рентном подходе с учетом складывающегося спроса и предложения земельных участков, выполнения землепользователями почвоохранных и почвоулучшающих мероприятий, способствующих восстановлению и улучшению почвенного плодородия. Объективная кадастровая оценка земель позволит избежать случаев занижения стоимости при их продаже, послужит основой определения стартовых цен на аукционах, арендной платы, стоимости залога. Более дифференцированный расчет кадастровой стоимости, в т. ч. с учетом влияния лесных полос и почвенных разновидностей, повысит роль земельного налога как экономически эффективного инструмента, стимулирующего рациональное землепользование.
ий в Башкортостане // Землеустройство,
• Аграрный вестник Урала №в (85), 2011 г.-
Экономика
кадастр и мониторинг земель. 2009. № 2. С. 23-26.
2. Ушачев И., Югай А. Сельскохозяйственные угодья России: состояние, проблемы и пути решения // АПК: экономика, управление. 2008. № 10. С. 12-18.
3. Нечаев В., Барсукова Г Повышать эффективность использования земельных долей // АПК: экономика, управление. 2009. №
4. С. 78-83.
4. Газалиев М. Формирование кадастровой стоимости сельхозугодий // АПК: экономика, управление. 2008. № 11. С. 53-56.
5. Тимерьянов А. Ш., Андрианов П. Д., Коновалов В. Ф., Габдрахимов К. М. Воздействие агролесомелиоративных полос на свойства почв и урожайность сельскохозяйственных культур в Республике Башкортостан // Достижения науки и техники АПК. 2009. № 4. С. 16-17.
6. Орлова Л. В., Шакиров Ф. К., Парвицкий С. А. Инновационные технологии в земледелии: опыт применения, оценка эффективности // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 1. С. 19-21.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАльНОй жилищной политики на селе
р. А. ХАннАнов,
доктор юридических наук, профессор,
Т. ч. ЯГАФАРов, аспирант, Башкирский ГАУ
450001, г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д.34
Ключевые слова: жилищная политика, жилищная субсидия, муниципальное управление, полинаправленное субсидирование.
Keywords: the housing policy, the housing grant, the municipal management, the polydirected subsidising.
Жилищная политика по своей природе является составной частью политики социальной и представляет собой в самом широком смысле систему мер, направленных на обеспечение граждан жильем. Уровень обеспечения населения жилищным фондом — один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Особенно это касается сельских поселений.
Цель и методика исследований.
Целью данного исследования является формирование экономически обоснованных мер по совершенствованию муниципального управления жилищной политикой на селе.
Актуальность исследования обусловлена наличием следующих факторов:
- остро стоящими проблемами обеспечения жильем граждан на территории сельского поселения;
- необходимостью разработки конкретных предложений по совершенствованию муниципальной жилищной политики;
- несовершенством правового обеспечения в области муниципальной жилищной политики;
- наличием существенных противоречий социально-экономического характера в жилищной сфере, проявляющихся в несоответствии возможностей жилищной экономики страны потребностям населения.
Методологической основой исследования послужили такие методы научного исследования, как системный анализ, метод экспертных оценок, а также метод включенного наблюдения.
Результаты исследований.
На сегодняшний день развитие национального сельского хозяйства направлено не только на повышение объемов и качества продукции, но и на повышение качества социальных условий жизни, условий труда работников села [2]. Несомненно, одним из важнейших социальных критериев является уровень обеспеченности жильем. Совершенствование жилищной политики
напрямую влияет на развитие сельского хозяйства, т. к. направлено на разрешение одной из насущных проблем общества в целом.
При рассмотрении жилищной политики нельзя не обратить внимание на такой институт, как жилищные субсидии, который выступает как фактор развития финансовоэкономических основ муниципальной жилищной политики.
Жилищные субсидии — это программы, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления для адресной помощи малоимущим и наиболее незащищенным слоям населения [1]. Критериями эффективности системы субсидирования являются: предсказуемость бюджетных затрат, прозрачность системы, четкий охват целевых категорий граждан, предоставление реальной возможности улучшения жилищных условий.
Стоит отметить, что в России уже имеется опыт применения системы субсидирования жилищного вопроса [6].
Основные принципы формирования системы жилищного субсидирования, на наш взгляд, следующие:
1) эффективность системы субсидирования;
2) справедливость распределения средств субсидий;
3) прозрачность затрат программы жилищного субсидирования и распределения средств субсидий;
4) свобода выбора местонахождения и типа жилья для участников программы.
Рассмотрим существующие виды субсидий [4]:
1) субсидии, стимулирующие спрос или предложение;
2) субсидии, направленные на развитие определенных районов или на оказание помощи определенным категориям граждан;
3) всеобщие или распределяемые субсидии.
Предложенная классификация
позволяет оценить различные программы субсидирования с точки зрения основного признака, по которому программа относится к той или иной группе. Основной признак, по которому разделяются программы жилищного субсидирования, — это ориентация программы на стимулирование либо спроса на жилье, либо предложения жилья на рынке.
Субсидии, стимулирующие спрос, нацелены на повышение доступности жилья для нуждающихся, на увеличение числа собственников (или арендаторов) жилья. Поскольку при субсидировании спроса получатель субсидии сам выбирает жилье, которое хочет купить или арендовать, такие субсидии считаются более эффективными, чем субсидии, стимулирующие предложение, которые привязывают граждан к конкретным видам жилья.
Субсидии, стимулирующие предложение, призваны увеличить объемы доступного жилья для отдельных категорий граждан, прежде всего граждан с невысокими доходами, что особенно актуально для сельского населения, путем строительства новых и реконструкции старых домов.
Прямую выгоду от реализации этих программ получают государственные и частные строительные организации, предлагающие населению свои услуги по строительству жилья для улучшения жилищных условий. Субсидирование охватывает как программы по увеличению сектора арендного жилья, так и программы по росту частного жилищного фонда.
В целом субсидии, стимулирующие предложение, эффективны лишь тогда, когда рынок жилищного строительства не реагирует на растущий спрос граждан на недорогое жилье. Кроме того, возможны программы, которые инициируют кредиторов предлагать недорогие кредиты застройщикам.
Выбор всеобщих или распределяемых субсидий зависит от проводимой в стране жилищной политики. Большинство стран