ББК 65.04
Е. А. Каськевич
ОЦЕНКА САМОРАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНОВ (НА ПРИМЕРЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Преимущества региона в саморазвитии - это более выгодные позиции региона во взаимодействии с другими регионами. Они определяются следующими группами факторов:
1) природно-климатическими, географическими, экологическими и социально-
экономическими параметрами региона;
2) предпринимательской и инновационной активностью в регионе;
3) уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;
4) уровнем международной интеграции и кооперирования региона.
Анализ саморазвития депрессивного региона, на наш взгляд, предполагает оценку его экономического потенциала, а также анализ эффективности его использования.
Оценить потенциал региона достаточно сложно, поскольку необходим целый набор показателей его хозяйственной деятельности. Помимо этого, при анализе важно учесть специфические характеристики каждого региона - субъекта Федерации. На наш взгляд, оценка саморазвития региона должна иметь составляющие, характеризующие промышленный, финансовый потенциал и уровень жизни населения в регионе [1, с. 314].
Промышленный потенциал определяется уровнем промышленной самостоятельности регионов. Следует отметить, что регионы, производство которых строится на добывающей отрасли, самостоятельными не являются.
Промышленная самостоятельность - это способность региона самостоятельно обеспечивать расходы бюджета посредством получения дохода от производства товаров и услуг на территории данного региона и последующей их продажи.
Регионы, поставляющие ключевые ресурсы для обеспечения функционирования всей страны, отличаются высоким уровнем интегрированности в общероссийское экономическое пространство. Столь же интегрированным можно назвать и положение тех регионов, ресурсное обеспечение которых в большой степени происходит за счет других территорий России. Таким образом, межрегиональный экспорт и импорт ресурсов выступают факторами интеграции регионов в единое государство.
Особо значимыми являются регионы, система природопользования в которых может обеспечить им самостоятельное существование. Такие регионы можно назвать производственно самостоятельными, т. к. они могут существовать с минимальным ввозом и вывозом ресурсов.
Промышленная самостоятельность рассчитывается по формуле
*^пром
тх/т2, (1)
где 5Лром - промышленная самостоятельность; тх - сумма средств, полученных за год предприятиями региона, не занятыми в добывающей промышленности и не экспортирующими свою продукцию в другие регионы; т2 - сумма средств, полученных производственными предприятиями, занятыми в добывающей промышленности и экспортирующими свою продукцию в другие регионы. При этом Япром > 1.
Рассчитаем коэффициент промышленной самостоятельности Астраханской области.
^пром = 32 195 300 000/77 761 500 000 = 0,4.
Полученный коэффициент свидетельствует, что Астраханская область - депрессивный регион, ведущий хозяйственную деятельность на основе добывающей промышленности, и о промышленной самостоятельности региона пока речи не идет.
Промышленную самостоятельность можно также рассчитать с помощью формулы
*^пром 2пп (2)
где пп - коэффициенты полных затрат материалов на производство продукции основных отраслей материального производства в регионе.
Таким образом, при проведении сравнительного анализа балансов регионов можно сделать вывод о самостоятельности регионов - субъектов Федерации.
Для анализа производства в регионах можно также использовать коэффициенты экспорта и импорта.
По сути, с точки зрения экономической теории, регион должен экспортировать только то количество выпускаемой продукции, которое является излишним в экономике региона, т. е. экспорт осуществляется только в том случае, если предложение превышает региональный спрос. Однако в реальной экономике России это не всегда так. Производство и продажа на внутреннем рынке продукции региона часто заменяются импортом из других стран, что в целом тормозит развитие экономии. Поэтому производственно самостоятельным можно назвать тот регион, товары которого полностью удовлетворяют спрос населения, исключая импорт продукции того же качества из-за рубежа.
Уровень производства и потребления продукции в регионе тесно связан с понятием социальной самостоятельности региона, характеризующейся уровнем жизни населения региона. Он зависит от множества показателей, таких как уровень занятости, уровень оплаты труда, объем социальных гарантий и т. п.
Социальная самостоятельность региона заключается в обеспечении как минимум достаточных условий для нормальной жизнедеятельности населения и может быть рассчитана по формуле
&оц = (¿/РтпЯ + (й/г)Э2 + ((V + 0)/Ртш)Э3, (3)
где &оц - социальная самостоятельность региона; й - денежные доходы на душу населения; Ртт - прожиточный минимум; г - потребительские расходы на душу населения; V - объем платных услуг; О - оборот розничной торговли на душу населения; Эь Э2, Э3 - вес каждого коэффициента. Их сумма должна быть равна 1.
При этом социальная самостоятельность региона достигается, если ШРтт > 1; й/г > 1;
(V + 0)/Ртп) > 1.
Рассчитаем коэффициент социальной самостоятельности Астраханской области. йоц = 12864/4482 • 0,3 + 12684/10347 • 0,3 + ((1447 + 6222)/4482) • 0,4 = 0,8 + 0,4 + 0,7 = 1,9.
Можно утверждать, что Астраханская область - социально самостоятельный регион, т. к. выполняется вышеназванное условие.
Однако данное утверждение достаточно условно в связи с тем, что в Астраханской области очень большая дифференциация заработной платы. Денежные доходы на душу населения в несколько раз превышают прожиточный минимум, однако это происходит за счет высокого уровня заработной платы на предприятии «Газпром Добыча Астрахань», где работает около 30 % населения области и средняя заработная плата составляет 28 тыс. руб. Это и увеличивает средний доход на душу населения по Астраханской области. Средний доход на душу остального населения составляет 4 420 руб., что даже ниже прожиточного минимума.
Именно поэтому при управлении хозяйственной деятельностью региона, с целью нормализации взаимодействия производства и потребления на потребительно-стоимостной основе, целесообразно, на наш взгляд, необходимый объем производства определять с помощью совокупного потребления. Производство должно выпускать потребительные стоимости соответствующего качества, в определенном количестве, зависящем от потребительной силы общества, которая характеризуется как способность общества к потреблению, зависящая от количества людей, их потребностей в материальных благах и услугах. Величина потребительной силы и будет пределом того, сколько обществу надо производить потребительных стоимостей [2, с. 69].
Следует отметить, что для эффективной работы экономики региона необходимо изучение потребительского спроса населения субъекта Федерации.
На наш взгляд, круг основных потребностей выделить несложно. Не составляет также труда уточнить нормы их удовлетворения в каждом регионе. Данные нормы можно выделить
при расчете потребительской корзины каждого региона, необходимо также учесть установленные законодательством размеры потребления отдельных материальных благ и услуг и нормативы рациональной обеспеченности населения товарами длительного пользования.
Вся совокупность товаров и услуг, потребляемых человеком в течение определенного времени, определяет уровень его жизни. Поэтому удовлетворение одной потребности обозначим 1, в то время как степень удовлетворения всех остальных потребностей обозначим (п - 1).
Таким образом, уровень жизни (УЖ) населения в регионе будет определяться по формуле
Соответственно, 1 - величина нефиксированная, т. к. степень удовлетворения потребности -это качественная характеристика, которая имеет свойство изменяться во времени при повышении или понижении УЖ населения страны.
Отметим, что для удовлетворения потребностей населения региона можно определить два направления политики региона:
— регион обеспечивает потребности населения ввозом продукции из других регионов и стран, что, на наш взгляд, неэффективно, т. к. региону необходимо собственное производство для дальнейшего развития и интеграции в мировой процесс воспроизводства;
— регион производит продукцию, необходимую для удовлетворения потребностей населения. Для этого необходим анализ потребительского рынка, а также вложения инвестиций в производство. Данное направление является основным для обеспечения эффективного развития производства страны и исключения экспорта ресурсов. Именно развитие регионального производства является базой для обеспечения самодостаточности региона.
Так как потребности населения постоянно изменяются, то для их удовлетворения требуется постоянное развитие производства, подъем его эффективности, введение новых технологий. Рост производства ведет к появлению новых потребностей, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост производства. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что развитие производства взаимосвязано с ростом потребностей, а значит, процесс этот предела не имеет.
Следовательно, сопоставление достигнутого уровня потребления с уровнем потребностей выявляет неудовлетворенную их часть, сокращению которой должно способствовать дальнейшее развитие производственного процесса.
Итак, можно рассчитать взаимосвязь уровня потребления продукции и услуг в регионе с уровнем производства этих же продуктов и услуг данного региона и выявить направления, необходимые для развития производства. Данный расчет отвечает классической модели спроса и предложения, где проблема дефицита и излишка решается с помощью импорта и экспорта.
Еще одним фактором социальной самостоятельности является уровень пособий, выплачиваемых малообеспеченным слоям населения. Здесь имеется в виду именно та часть населения, заработная плата которой меньше прожиточного минимума и позволяет получать пособия (детские пособия, субсидии на оплату коммунальных услуг и т. д.).
Чем выше данный показатель, тем, соответственно, ниже уровень социальной самостоятельности региона. Однако данный показатель нужно рассматривать не в сравнении с соответствующими показателями других регионов, а во взаимосвязи с уровнем производства в данном регионе. Ведь низкий уровень промышленных предприятий объясняет высокий уровень безработицы в регионе, а значит, и большое количество жителей с маленьким уровнем дохода. Но если показатель производства в регионе достаточно большой и количество малоимущих также значительно, то это объясняет низкий уровень конкурентоспособности продукции, выпускаемой в регионе, а значит, и его низкую социальную самостоятельность.
Для Астраханской области сумма экспортируемой продукции достаточно высока, т. к. ООО «Газпром Добыча Астрахань» расположено на данной территории и работает непосредственно на экспорт. Такого же направления придерживаются и судостроительные предприятия региона, поэтому отношение произведенной продукции в регионе к купленной составляет 3,8. Однако если исключить экспорт, данный коэффициент сокращается до 0,6.
п
(4)
1=1
Отсюда можно заключить, что Астраханская область является вполне социально самостоятельным регионом, однако производство продукции ориентировано в основном на экспорт; производства продукции, ориентированного на регион, практически нет.
Социальная самостоятельность тесно связана с финансовой самостоятельностью региона, которую можно оценить с помощью как качественных, так и количественных показателей.
Отметим, что основополагающим фактором финансовой самостоятельности является бюджет региона. Если бюджет дефицитен и имеет долгосрочную перспективу недофинансирования, то о самостоятельности региона говорить нет смысла. Отметим, что дотационных регионов в России намного больше, чем регионов-доноров.
Нельзя утверждать, что депрессивный регион не стремится к самостоятельности, а регион-донор вкладывает все свободные средства в собственное развитие. Во-первых, это невозможно при существующей системе межбюджетных отношений, а, во-вторых, низкие показатели обеспеченности расходов региона ничего не отражают без анализа их динамики.
Проблема финансовой самостоятельности регионов состоит в том, что регионы не обладают такими полномочиями, как самостоятельное распределение полученных доходов. Независимо от того, какое финансовое положение регион занимает в стране, он вынужден направлять все свои доходы в федеральный центр, а потом получать сумму на собственное развитие, уменьшенную или увеличенную, от центра.
Именно поэтому у дотационных регионов нет стимула для развития, т. к. независимо от того, сколько доходов они получат в отчетном периоде, федеральный центр покроет недостающую часть бюджета. Это же касается и регионов-доноров. Независимо от того, насколько лучше они будут работать в отчетном году, федеральный центр изымет все излишки, поэтому и у этих регионов нет стимула для дальнейшего развития.
Финансовая самостоятельность региона определяется по формуле
^фин 'Dрег/'Rрег, (5)
где ^фин - финансовая самостоятельность региона; Д,ег - собственные бюджетные и внебюджетные доходы региона (за исключением федеральных средств, выделенных для поддержки региона); Лрег - бюджетные и внебюджетные расходы региона.
Финансовая самостоятельность региона достигается, когда Оре1/Ярег > 1.
Определим коэффициент финансовой самостоятельности Астраханской области.
^фин = 9 455 402,1 тыс. руб./13 784 532,1 тыс. руб. = 0,68.
Из расчета можно заключить, что финансово самостоятельной Астраханскую область назвать нельзя, но коэффициент финансовой самостоятельности стремится к 1, что требует дополнительного анализа.
На наш взгляд, анализ коэффициентов саморазвития предполагает расчет уровня обеспечения расходов регионов собственными доходами, в связи с чем для анализа уровня финансовой самостоятельности по предлагаемой нами методике необходимо:
1. Проанализировать отношения уровня доходов региона к бюджетным расходам в динамике. Данный уровень должен стремиться к увеличению, даже если он намного меньше 100 %.
В Астраханской области данный уровень составлял 84 % в 2005 г., 86 % - в 2006 г. и 90 % - в 2007 г., что свидетельствует об увеличении доходов региона от года к году.
2. Определить уровень дотаций федерального центра в динамике, проследив при этом направления дотирования. Если дотации направляются на решение стратегически важных задач или на финансирование федеральных целевых программ, то такие дотации можно считать поддерживающими и не влияющими на уровень самодостаточности региона. Если такие дотации направляются на обеспечение текущей хозяйственной деятельности региона, то, соответственно, регион нельзя признать экономически самостоятельным субъектом Российской Федерации.
Уровень дотаций по Астраханской области растет, однако 70 % носят целевой характер, и их доля с каждым годом увеличивается, что говорит о росте финансовой самостоятельности Астраханской области.
3. Определить уровень обеспеченности населения финансовыми средствами. Методика расчета проста, но, на наш взгляд, является вполне обоснованной. Реальный уровень обеспеченности населения финансовыми средствами определяется отношением суммы всех полученных доходов населения на количество всех проживающих на территории региона.
Данный показатель должен быть равен прожиточному минимуму в регионе и стремиться к максимуму. Уровень отклонения данного показателя в большую сторону позволяет говорить
о высоком уровне жизни населения, в меньшую - о низком.
Вышеназванный показатель в Астраханской области в 2006 г. был равен 4 671,5 руб., что выше минимальной заработной платы. Для сравнения1: коэффициент обеспеченности населения финансовыми средствами в Краснодарском крае равен 4 539,2.
Отношение данных коэффициентов = 1,03 в пользу Астраханской области.
Одним из путей достижения саморазвития региона является эффективное управление инновационным потенциалом (ИП). Под ИП региона следует понимать его способность выполнять определенный объем инновационной деятельности в выбранный период времени.
От состояния ИП зависит выбор путей развития региона, поэтому оценка ИП представляет собой необходимую операцию при организации и совершенствовании управления им.
Инновационный потенциал региона определяется следующим набором показателей.
1. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 10 тыс. чел., занятых в экономике.
2. Доля занятого населения, имеющего высшее, неполное высшее и среднее профессиональное образование, в общей численности занятых.
3. Основные средства исследований и разработок в расчете на одного занятого исследованиями и разработками.
4. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на 1 000 руб. валового регионального продукта (ВРП).
5. Число созданных передовых производственных технологий в среднем за год.
6. Число использованных передовых технологий в среднем за год.
7. Уровень инновационной активности предприятий (удельный вес из числа обследованных).
8. Интенсивность инновационных затрат (удельный вес затрат на технологические инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных организаций).
Можно предложить формулу расчета ИП региона
ИП = £Си - Синв/НР, (6)
где Си - стоимость инноваций в отрасли, определяется как сумма рыночной стоимости инноваций и ожидаемого дохода от внедрения инноваций; Синв - сумма инвестиций, затраченных на разработку и внедрение инноваций; НР - численность персонала, занятого исследованиями и разработками в отрасли.
В случае, если инновационный проект не находит спроса, слагаемое примет отрицательное значение, что снизит общую величину ИП региона.
В целом регион считается обладающим ИП только в том случае, если ИП > 0. Чем выше данный коэффициент, тем выше ИП региона.
Рассчитаем ИП Астраханской области.
ИП = 4625 - 3124/254 = 5,9 млн руб. на человека.
Инновационный потенциал Краснодарского края составляет 8,4 млн руб. на человека.
Таким образом, показатель саморазвития Астраханской области, с точки зрения ИП, по отношению к Краснодарскому краю составляет 5,9/8,4 = 0,7.
Еще одним показателем саморазвития региона является уровень его предпринимательской активности (ПА).
Уровень ПА следует рассчитывать исходя из весовых коэффициентов всех объектов предпринимательской деятельности, включающих в себя стоимость инноваций, величину инвестиций, а также уровень денежных доходов населения.
Расчет ПА как одного из показателей экономического саморазвития региона представлен формулой
Спа = 1па1/1па2, (7)
1 Сравнение показателей развития Астраханской области и Краснодарского края интересно в связи с тем, что оба региона входят в состав Южного федерального округа и имеют примерно одинаковые условия экономического развития.
где Спа - самостоятельность региона с точки зрения ПА; 1па1 - индекс ПА исследуемого региона;
1па2 - индекс ПА региона, имеющего достаточно высокий уровень ИП и примерно аналогичные условия экономического развития, что и у исследуемого региона.
Например, исследуемый регион - Астраханская область. Ее экономика основывается главным образом на сельском хозяйстве, переработке сельскохозяйственного сырья и топливной промышленности. При этом рейтинг ее инвестиционной привлекательности - незначительный потенциал - высокий риск 3С2. В то же время рейтинг инвестиционной привлекательности Краснодарского края, имеющего примерно такие же условия экономического развития (сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственной продукции и производство цемента, сборного железобетона) - средний потенциал - умеренный риск В2. Краснодарский край занимает 8 место среди регионов, ИП которых выше среднерегионального за последние 12 лет.
Данный коэффициент рассчитывается на основе весовых коэффициентов, составляющих ПА региона.
Рассчитаем коэффициент ПА Астраханской области и Краснодарского края за 2007 г. (табл. 1).
Таблица 1
Расчетные значения коэффициентов ПА по состоянию экономического развития Астраханской области и Краснодарского края за 2007 г.
Оценочный критерий, ед. Весовой коэффициент Астраханская область Краснодарский край
Доля ВРП анализируемого региона в стране 0,2 0,052 0,289
Доля производства товаров и услуг в расчете на 1 предпринимательскую структуру региона 0,1 0,8 0,92
Доля инвестиций в развитие предпринимательства в расчете на одну предпринимательскую структуру региона 0,32 0,24 0,59
Средняя величина прибыли в расчете на 1 предпринимательскую структуру региона 0,08 0,59 0,92
Средняя величина занятых в расчете на 1 предпринимательскую структуру региона 0,05 0,02 0,03
Средний доход населения в регионе 0,1 0,06 0,4
Общее количество предпринимательских структур в регионе 0,15 0,7 0,9
Расчет сводного показателя уровня ПА осуществляется по формуле
1пА = ТАХь (8)
где А{ - величина весового коэффициента оценочного критерия; X - количественное значение показателей оценочных критериев.
Таким образом, сводный показатель ПА:
- по Астраханской области:
1па = (0,2 • 0,52) + (0,1 • 0,8) + (0,32 • 0,24) + (0,08 • 0,59) + (0,05 • 0,02) +
+ (0,1 • 0,06)+(0,15 • 0,7) = 0,42;
- по Краснодарскому краю:
1ПА = (0,2 • 0,289) + (0,1 • 0,92) + (0,32 • 0,59) + (0,08 • 0,92) + (0,05 • 0,03) +
+ (0,1 • 0,4) + (0,15 • 0,9) = 0,5887.
Приведенные данные позволяют сделать вывод, что в Астраханской области уровень ПА существенно ниже её уровня в Краснодарском крае. Это обусловлено тем, что Краснодарский край является центром федерального значения, а Астраханская область - депрессивным регионом, а также рядом объективных факторов: большим количеством туристов, дополнительной загрузкой предприятий Краснодарского края государственными заказами, реализацией мероприятий по расширению строительства, активно проводимой социальной политикой, косвенно влияющей на качество жизни населения, и другими направлениями государственного регулирования.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) измеряет долголетие, объем знаний и доступ к базовым источникам, необходимым каждому индивиду для развития его возможностей.
Понятия «человеческое развитие» и «индекс развития человеческого потенциала» как метод его измерения были введены ПРООН в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.
Индекс развития человеческого потенциала рассчитывается на основе 3-х показателей, которые, взятые вместе, отражают три основных качества развития страны: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, достигнутый уровень образования и достойный человека материальный достаток.
1. Долголетие, измеряемое при рождении как продолжительность предстоящей жизни.
2. Достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения (на этот фактор приходится 2/3 всего ИРЧП) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения I, II, III уровней (73 всего ИРЧП).
3. Уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения (паритет покупательной способности (ППС), долл. США).
Индекс развития человеческого потенциала не является показателем, который может быть максимизирован обычным способом, т. е. допуская отставание какого-то «малозначимого» компонента. Концепция человеческого развития исходит из стремления к сбалансированности различных измерений и отрицает целесообразность какой-либо избыточности.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны), к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.
В советское время Россия занимала по ИРЧП место в числе развитых стран мира. Она славилась своим образованием; продолжительность жизни не была очень высокой, но росла, а уровень жизни рассчитывался так, что мог считаться вполне сопоставимым с уровнем жизни развитых стран. Спад производства и сокращение ВВП в России в 90-е гг., связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что она покинула по показателю ИРЧП группу развитых стран и заняла место в группе государств со средним уровнем развития. Так, например, в 1995 г. Россия занимала по ИРЧП лишь 114 место из 174 стран, по которым рассчитывается индекс человеческого капитала. После 2000 г., в связи с быстрым экономическим ростом, ИРЧП России стал расти, в результате чего Россия переместилась на 62 место.
Индекс развития человеческого потенциала представляет собой среднее арифметическое от индексов продолжительности жизни, уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения.
Для расчета индекса для каждого из этих показателей были приняты фиксированные минимальные и максимальные и значения:
— продолжительность предстоящей жизни при рождении - 25 и 85 лет;
— грамотность взрослого населения - 0 и 100 %;
— совокупная доля учащихся - 0 и 100 %;
— реальный ВВП на душу населения (ППС, долл. США) - 100 и 40 000 долл. США.
Для любого компонента ИРЧП отдельные индексы могут быть рассчитаны по формуле
Индекс = (Фактическое значение Х - min значение Х!)/(мах значение Х] - min значение Х) (9)
I
Индекс ожидаемой продолжительности жизни = (Фактическое значение - 25)/(85 - 25) Индекс грамотности взрослого населения = (Фактическое значение - 0)/(100 - 0) Валовой показатель поступивших в учебные заведения = (Фактическое значение - 0)/(100 - 0)
II
Индекс достигнутого уровня образования = (2 • индекс грамотности +
+ 1 • Валовой показатель поступивших в учебные заведения)/3
III
Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения =
(log факт знач. на душу населения - log 100)/(log 4000 - log 100)
Индекс развития человеческого потенциала = I + II + III (10)
Из приведенных выше данных видно, что ИРЧП Астраханской области меньше, чем минимальный показатель для развитых стран - 0,800, что отрицательно влияет на саморазвитие региона.
Ожидаемая продолжительность жизни незначительно сокращается, но при дальнейших тенденциях к спаду можно ожидать низкую продолжительность жизни в долгосрочной перспективе. Следует, правда, отметить: при экономическом росте, который наблюдался в России вплоть до настоящего времени, можно говорить об увеличении средней продолжительности жизни как в России, так и в Астраханской области. Индекс продолжительности жизни также сокращается, т. к. является следствием экономических кризисов и политических колебаний. В настоящее время политическая и экономическая ситуация в России стабилизируется, а значит, можно ожидать рост данного индекса.
Доля учащихся от 7 до 24 лет в 2007 г. выросла по сравнению с 2005 г., что свидетельствует об увеличении индекса грамотности населения. Рост доли учащихся является следствием внедрения программ по поддержке образования как в стране, так и на региональном уровне. Данный показатель имеет тенденцию к росту, а значит, и без того высокий индекс образования в скором будущем будет равен 1.
Расчет ИРЧП по России и Астраханской области представлен в табл. 2.
Таблица 2
Итак, показатели финансовой, промышленной и социальной самостоятельности регионов, инновационного потенциала, предпринимательской активности и ИРЧП в совокупности дают полную картину о саморазвитии анализируемого региона, а также о направлениях его достижения.
На основании предложенной методики и расчетов саморазвития Астраханской области можно заключить следующее:
Астраханская область является депрессивным, добывающим регионом, уровень промышленной самостоятельности которого достаточно низок.
Коэффициент социальной самостоятельности показывает, что Астраханская область является регионом социально самостоятельным, т. к. доход населения и другие показатели превышают уровень прожиточного минимума по области.
Коэффициент финансовой самостоятельности стремится к единице, однако финансово самостоятельным регионом Астраханскую область назвать нельзя. Динамика доходов Астраханской области имеет положительную тенденцию, что вместе с ростом целевых дотаций федерального центра приводит к выводу об увеличении финансовой самостоятельности Астраханской области.
Уровень инновационной активности Астраханской области ниже, чем таковой Краснодарского края. Однако соотношение коэффициентов составляет 0,7, что свидетельствует о достаточно высоком инновационном потенциале области по сравнению с самым крупным регионом ЮФО.
Уровень предпринимательской активности Астраханской области существенно ниже её уровня в Краснодарском крае. Это обусловлено рядом объективных факторов: большое количество туристов; дополнительная загрузка предприятий Краснодарского края государственными заказами; реализация мероприятий по расширению строительства; активно проводимая социальная политика, косвенно влияющая на качество жизни населения, и другие направления государственного регулирования.
Индекс развития человеческого потенциала показывает: с 2005 по 2007 г. в России, и в частности в Астраханской области, наблюдается рост ВВП на душу населения, что свидетельствует об экономическом развитии страны и региона. Но индекс дохода относительно невысок и, скорее, приближается к уровню стран с низким человеческим развитием. Внедрение новых программ экономического развития страны и регионов должно привести к увеличению доходов населения, росту заработной платы, социальных пособий и пенсий, что поднимет индекс дохода до уровня высокого человеческого развития.
Из вышесказанного можно заключить, что регионы, независимо от того, по какому принципу они были образованы, имеют потенциал для собственного развития. Отметим, что регионы идентичны как корпорации, так и государству в целом, что предполагает их относительную независимость и создание условий для их экономического функционирования. Но так как регион все же является территорией государства и наделен определенными инструментами власти, то государству необходимо создавать условия для достижения регионами высоких макроэкономических показателей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бияков О. А., Коломарова Н. Ю. О составляющих финансово-экономической самодостаточности региона // Финансово-экономическая самодостаточность регионов: опыт, проблемы, механизмы обеспечения: материалы межрегион. науч.-практ. конф., посвященной 60-летию Кемеровской области. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. - С. 314.
2. Дюдяев Н. Ф., Иванова И. А. Критерий социально-экономического развития региона // Стратегия развития региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 27-28 мая 2002 г. - С. 69.
Статья поступила в редакцию 3.07.2009
ESTIMATION OF THE SELF-DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF DEPRESSIVE REGIONS (BY THE EXAMPLE OF THE ASTRAKHAN REGION)
E. A. Kaskevich
It is proposed to evaluate the level of the region self-development by means of constant tracking of its self-sufficiency, i. e. provision with the productive, financial, innovation resources, necessary for the self-development of the region economy. The indices of industrial self-sufficiency, financial selfsufficiency innovation potential, business activity, social self-sufficiency; the index of human capital development are used for evaluation. According to the calculations Astrakhan region is a depressive extractive region. The region is socially independent however the level of its industrial self-sufficiency is rather low. The region can’t be considered as a financially independent region, though the coefficient of the financial self-sufficiency is about 1. The level of the innovation potential of the region is rather high.
Key words: self-development, depressive region, industrial self-
sufficiency, financial self-sufficiency, innovation potential, business activity, social self-sufficiency.