DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_79 УДК 338.3
Ганеев Руслан Раисович,
аспирант кафедры финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: [email protected]
Ершова Ирина Геннадьевна,
доктор экономических наук, кафедра финансов и кредита, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия, е-mail: [email protected]
ОЦЕНКА РЫНКА ОПЕРАЦИОННЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ РЕГИОНА В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В статье анализируется процесс оценки рынка операционных логистических услуг для компаний электронной коммерции. Представлены динамика показателей объема рынка логистики для электронной коммерции, скорости доставки на российском рынке электронной коммерции, количество интернет-заказов и актуальные категории для срочной доставки. Одной из основных задач логистики распределения на макроуровне является построение системы товародвижения, в которой поставщик и потребитель готовой продукции выступают в качестве отдельных микрологистических систем, связанных между собой так называемым каналом распределения. Каждый производитель стремится к сокращению времени доставки и сопутствующих издержек.
Ключевые слова: логистическая деятельность; операционная логистика; цифровая трансформация.
UDC 338.3
Ganeev Ruslan Raisovich,
postgraduate student of the Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, е-mail: [email protected]
Ershova Irina Gennadievna,
Doctor of Economics, Department of Finance and Credit, Southwestern State University, Kursk, Russia, e-mail: [email protected]
ASSESSMENT OF THE MARKET OF OPERATIONAL LOGISTICS SERVICES IN THE REGION IN AN INNOVATIVE ECONOMY
The article analyzes the process of assessing the market for operational logistics services for e-commerce companies. The dynamics of indicators of the volume of the logistics market for e-commerce, the speed of delivery in the Russian e-commerce market, the number of online orders and relevant categories for urgent delivery are presented. One of the main tasks of distribution logistics at the macro level is to build a distribution system in which the supplier and consumer of finished products act as separate micrologistics systems interconnected by the so-called distribution channel. Each manufacturer strives to reduce delivery time and related costs.
Keywords: logistic activity; operational logistics; digital transformation.
Под влиянием пандемии в 2020-2021 гг. число онлайн-покупателей сильно выросло. По оценке Data Insight, только «первые три месяца карантинных ограничений в 2020 году привели в онлайн как минимум 10 млн
новых покупателей. В 2021 году число новых покупателей продолжило увеличиваться. Кроме того, большинство из тех, кто начал совершать заказы в интернет-магазинах в 2020, продолжает это делать» [1] (рис. 1).
Рисунок 1 - Количество интернет-заказов в 2022-2021 гг. [1]
По мнению Data Insight, «российский рынок электронной торговли отличается от других своей географической концентрацией. В больших городах отмечен очень большой объем заказов по сравнению с регионами. На логистику нашей страны очень влияют ее необъятные размеры. В результате и логистическая инфраструктура, и вообще рынок интернет-торговли в России фрагментирова-ны» [2].
Еще один факт из исследования: покупатели на российском рынке до сих пор оставляют свой выбор за самовывозом из магазинов и ПВЗ, а не за курьерской доставкой (табл. 1). К тому же у россиян очень завышены ожидания по скорости доставки.
Как видно из табл. 1, объемы отправлений посылок от онлайн-продаж увеличились на 78 % по сравнению с показателями 2020 г. А доставки в ПВЗ и постаматы значительно
Таблица 1 - Объем рынка логистики для электронной коммерции в 2021 г. [1]
2020, млн 2020, % от нес* 2021, млн 2021, % от всех Прирост
отправлений отправлений отправлений отправлений 2021/2020
Логистические компании 350 40% 400 25% 14%
до двери 140 16% 130 3% -7%
& ПВЗ и постаматы 210 24% 270 17% 29%
Собственные службы магазинов 530 60% 1 170 75% 121%
до д&ери 160 13% 160 10% 0%
п ПВЗ и постаматы 370 42% ЮЮ 55% 173%
Wild berries 299 33% 771 49% 153%
до д&ери 6 >1% 15 >1% 150%
6 ПВЗ и постаматы 293 33% 756 де% 15Е%
Ozon 74 8% 226 14% 205%
до двери 15 2% 27 2% 80%
6 ПВЗ и постаматы 59 6% 199 12% 237%
Всего a so 1 570 70%
превышают долю курьерских доставок. Так, например, всего 2 % заказов на Wildberries были доставлены курьерами до двери покупателей.
Ключевая причина большой «доли само-
вывоза - увеличение числа точек самовывоза и снижения стоимости их услуг, то есть повышение качества услуг самовывоза» [3].
Скорость доставки на рынке России представлена на рис. 2.
Цееть!
Готовая еда и продукты Электроника Товары для детей Товары для ремонта и строительства
Аптека
Маркетплейсы и универсальные магазины
Автоэ-зп части Зоотовэры Бытовая техника Косметика Одежда и обувь Мебель Хннгн
Й1% 14%
33%
25% 25%
20% 20%
10% 30%
19% 16%
13% 13%
20%
10% 10%
10% 10%
20%
М 16%
Ш Доставка за несколько часов
0% Доставка в тот же день
Рисунок 2 - Скорость доставки на российском рынке электронной коммерции в 2021 г. [1]
Как видно из рис. 2, быстрее всего доставляются продукты питания и цветы, дольше -книги. «Различаются сроки и стоимость, не все магазины выделяют срочную доставку как отдельную услугу. 10 % покупателей считают срочной доставку на следующий день. 48 % считают срочной доставку в пределах двух часов после заказа» [1].
Развитие «сектора продуктовых товаров обозначает новые требования к логистике, в том числе и складской. Легализация торговли безрецептурными препаратами и алкоголем через Интернет, которая, вероятно,
случится в скором времени, приведет к увеличению числа интернет-заказов, также увеличив нагрузку на внутригородскую доставку. К тому же, это повлечет за собой появление новых требований к упаковке, к контролю, к верификации личности при выдаче заказа и т. д. Таким образом, отрасль становится диверсифицированной и более сложной» [4].
Также целесообразно рассмотреть актуальные категории для срочной доставки в зависимости от регулярности и серийности покупки (рис. 3).
Покупки регулярные и сериями Покупки регулярные, но по одной • Товары для животных
Косметика •
Одежда Хобби и рукоделие и обувь
* » Детские товары • Электроника Ф Подарки, украшения
• Дом и ремонт • Медицина «Автозапчасти
продукты • Спорттовары • Книги и диски
питания•
Покупки нерегулярные, но сериями Покупки нерегулярные и по одной
Рисунок 3 - Актуальные категории для срочной доставки, 2021 г.
Так, например, ремонт случается нечасто, но во время него срочная доставка может потребоваться несколько раз. И наоборот, корм для животного нужен регулярно, но хватает его ненадолго.
Предпочтения по доставке у жителей России сложились следующим образом:
- Москва: преобладает курьерская доставка;
- Петербург и другие крупные города: самовывоз;
- последние 2-3 года - стремление к постепенному усреднению предпочтений по городам и регионам;
- за пределами мегаполисов: Почта России [5].
Можно выделить несколько основных трендов на этом рынке:
1. С 2013 г. рынок логистики активно разви -вается и растет, и для большинства компаний в сфере электронной коммерции отдавать логистические процессы профильным компаниям стало дешевле и удобнее, чем налаживать самим. Более того, если говорить про маленькие, средние и часть крупных интернет-магазинов, то качество услуг логистики внешнего подрядчика выше, чем свое;
2. Самоизоляция во время пандемии и сопутствующие ей обстоятельства способствовали изменению основных покупательских привычек. Например, в 2020 г. маркетплейсы ввели непривычную для российских покупателей операцию - предоплату покупки в интернет-магазине. Вместе с этим людям не рекомендовалось пользоваться наличными средствами, так как вирус мог передаваться контактным путем. Потребители стали гораздо чаще пользоваться безналичными платежами. В конечном счете, пользователи интернет-магазинов стали гораздо проще относиться к предоплате товаров, и доля таких заказов не перестает увеличиваться. Вместе с этим в России бурными темпами развивается бесконтактная доставка, которая по словам компаний гораздо безопаснее с точки зрения возможного заражения, чем обычная курьерская «из рук в руки»;
3. Процессы в логистических компаниях становятся все более сложными. Компании должны быстрыми темпами развивать несколько направлений. Торговые площадки практически обязуют логистические компании уметь управлять различными каналами
доставки и товарами всех сегментов, они ожидают современное техническое обеспечение, а также индивидуальный подход при работе с ними.
В результате работа логистических компаний становится многокомпонентной. Необходимо заниматься созданием логистической инфраструктуры. Это расширение сетей ПВЗ и складов, развитие и улучшение региональных филиалов, а также работа над созданием новых партнерских соглашений, которые должны обеспечивать быструю работу и разнообразие каналов доставки. Необходимо улучшать IT-сектор логистики и постоянно обновлять оборудование, чтобы клиентам было удобно заниматься кооперацией и интеграцией с их внутренними схемами работы необходимыми услугами, например различные виды оплаты этих услуг или возможность отслеживания курьера с посылкой на карте в режиме реального времени. Нужно развивать отдел «Human Recources», который отвечает за несколько необходимых в современном мире факторов. Это обучение сотрудников, в каких-то случаях с нуля, и раз -работка современных программ мотивации, например для курьеров, условия работы которых улучшаются с каждым днем.
Вообще, профессия курьера оказалась чуть ли не ключевой во время пандемии коронавируса. Обороты компаний из сферы электронной коммерции увеличиваются, из-за этого поднимается спрос на услуги курьеров, параллельно с ним увеличивается и объем работы, необходимый к выполнению курьерами, при этом привлекать на данную работу людей все еще сложно и долго.
Отсутствие на рынке труда необходимого количества курьеров вынуждает крупные фирмы преобразовывать профессию курьера в более оплачиваемый и удобный для людей способ заработка. Помимо этого, различные образовательные площадки в партнерстве с курьерскими службами постоянно занимаются созданием обучающих программ и курсов повышения квалификации для курьеров и сотрудников, которые ими управляют. Для покупателя появилась возможность оставлять чаевые курьеру онлайн, чтобы также избежать лишнего контакта с самим курьером и наличными деньгами, что делает доставку безопаснее как для курьера, так и для самого заказчика.
Среди недавно внедренных в некоторые службы возможностей курьеров - распределение нагрузки и выбор времени в течение рабочего дня, обеспечение хорошего и непрерывного дохода, прохождение опросов, созданных курьерскими службами для улучшения качества и условий работы, то есть возможность повлиять на свою работу самостоятельно, что сейчас важно для многих людей.
Логистические компании в крупных городах вроде Москвы и Санкт-Петербурга представлены большим количеством служб, чем в регионах. Это в первую очередь связано с тем, что основной объем товаров проходит через столицы, которые вкладывают больше средств и в улучшение 1Т- технологий, и в оптимизацию бизнес-процессов, что, к сожалению, делает региональные компании менее конкурентоспособными на рынке, а это негативно сказывается на их развитии и развитии регионов в целом. Это также связано с тем, что в больших городах больше покупателей, а их покупательская способность выше, чем в городах с небольшим населением.
С каждым днем растет спрос на доставку крупногабаритных грузов и товаров, но нынешнее предложение на рынке неспособно удовлетворить его. Все больше людей хотят, чтобы их диван или холодильник доставили прямо к ним в дом, но компаний, которые готовы выделить сотрудников и время для предоставления данной услуги, единицы.
Наблюдаются создание партнерств и объединение логистических компаний, в связи с тем что клиенты хотят работать с одной организацией и получать все необходимые им логистические услуги у партнера, на которого они могут рассчитывать и с которым смогут построить долгое и плодотворное сотрудничество.
Ожидания покупателей от сроков доставки растут: в первом квартале 2021 г. около 19 % всех интернет-заказов были доставлены срочной доставкой. Понятие срочной доставки постоянно изменяется: в 2021 г. срочная доставка - это доставка, которая будет у покупателя на руках уже в день совершения заказа. Раньше же срочной могла считаться доставка на следующий день.
Специалисты считают, что в ближайшем будущем произойдет увеличение доли прямых межрегиональных доставок. Это возможно по нескольким причинам: региональные интернет-магазины вслед за столичными понемногу увеличивают товарооборот и производственные мощности, вводят новые процессы и постепенно растут, также они занимаются улучшением инфраструктуры РРЦ.
Список литературы
1. Интернет-торговля в России 2021. Аналитическое агентство Data Insight, декабрь 2021. URL: https:// datainsight.ru/eCommerce_2021 (дата обращения: 10.03.2022).
2. Крапонина Ю. Э. Рынок электронной коммерции: мировые тенденции и российские реалии // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2(54). С. 43-48.
3. Голубева А. С., Козырская И. Е. Рынок электронной коммерции: мировые тенденции и российские реалии // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Т. 10. № 6-1. С. 157-168.
4. Медведева О. С., Короленко В. В. Цифровизация в современной транспортной логистике // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 14 апреля 2021 года. Калуга : КГУ им. К.Э. Циолковского, 2021. С. 177-185.
5. Харченко Е. В., Широкова Л. В., Юрьева М. А. Факторы формирования высококонкурентного сегмента рынка образовательных услуг Курской области // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 4(25). С. 235-244.
References
1. Online trading in Russia 2021. Data Insight Analytical Agency, December 2021. URL: https://datainsight.ru/ eCommerce_2021 (accessed: 10.03.2022).
2. Kraponina Yu. E. E-commerce market: global trends and Russian realities. Bulletin of the Rostov State University of Economics (RINH). 2016. № 2(54). Pp. 43-48.
3. Golubeva A. S., Kozyrskaya I. E. E-commerce market: Global trends and Russian realities. Economics: yesterday, today, tomorrow. 2020. Vol. 10. No. 6-1. Pp. 157-168.
4. Medvedeva O. S., Korolenko V. V. Digitalization in modern transport logistics. Scientific works of Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, April 14, 2021. Kaluga: K.E. Tsiolkovsky KSU, 2021. Pp. 177-185.
5. Kharchenko E. V., Shirokova L. V., Yuryeva M. A. Factors of formation of a highly competitive segment of the educational services market of the Kursk region. Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2017. Vol. 7. No. 4(25). Pp. 235-244.