ОЦЕНКА РОЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В УСТОЙЧИВОМ
ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОТРАСЛЕЙ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И. С. ЯКШИНА,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета МВД России
Научная специальность: 08.00.05 — экономика, планирование, организация управления народным хозяйством и его отраслями
E-mail: [email protected]
Аннотация. Отражена специфика железнодорожного транспорта и определена его зависимость от деятельности отраслей материального производства. Дана оценка взаимовлияния и взаимозависимости железнодорожного транспорта и отраслей, пользующихся его услугами.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, коэффициент перевозимости, зависимость воздействия внешней среды на работу железнодорожного транспорта.
EVALUATION OF THE RAILWAY TRANSPORT ROLE IN SUSTAINABLE STRATEGIC MATERIAL PRODUCTION
I.S. YAKSHINA,
the senior teacher of chair of accounting and audit of the Moscow university
of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article reflects the specificity of rail transport and defines its dependence on the activities of material production. The cooperation level between the railway transport and related industries that use its services detected on based on the assessed analysis.
Keywords: railway transport, the coefficient being transported, the dependence of the external environment to the work of railway transport.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю, железнодорожный транспорт делает возможным нормальное функционирование и развитие всех отраслей, регионов и организаций. Для транспортной системы России железнодорожный транспорт является одним из ее ключевых видов, обеспечивая свыше 80% транспортной работы (без учета трубопроводного транспорта). Он во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических, юридических
лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории России» (Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Железнодорожный транспорт как объект экономики со стороны производственно-экономических отношений рассматривается в постоянно действующей взаимосвязи с производительными силами (рис. 1).
В структуре перевозок железнодорожного транспорта, под данным Росстата «Основные показатели транспортной деятельности в России — 2010 г.», преобладают грузовые перевозки, обес-
вых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота (табл. 1).
Для большинства грузовладельцев железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта, перевозя 70—90% массовых грузов (рис. 2).
Железнодорожный транспорт осуществляет основной объем перевозок (коэффициент перевозимости по основным грузам более 70%) в системообразующих, стратегически важных отраслях, среди которых угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и переработка черных металлов, производство минеральных, строительных и других материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование экономики и влияют на национальную экономическую безопасность.
В аспекте анализа роли железной дороги в устойчивом функционировании стратегических отраслей материального производства важна оценка взаимовлияния и взаимо-печивающие отрасли промышленности. Номен- зависимости железнодорожного транспорта и от-клатура перевозимых по железным дорогам гру- раслей, пользующихся его услугами. Структура пе-зов насчитывает несколько тысяч наименований, ревозимых железной дорогой грузов в 2010 г. ха-но ведущее место занимают восемь групп массо- рактеризуется данными, представленными на рис. 3.
Таблица 1
Структура перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования
по отдельным видам грузов, %
Груз 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Отправление грузов всего, в том числе 100 100 100 100 100 100
Каменный уголь 23,2 21,9 22,0 21,3 22,8 24,9
Кокс 1,0 0,9 0,9 0,9 0,9 0,9
Нефтяные грузы 14,8 17,2 17,5 17,3 17,9 20,6
Руды металлические 10,8 10,0 10,3 10,1 10,0 10,9
Черные металлы 6,0 5,8 6,2 6,2 6,2 6,0
Лом черных металлов 1,8 2,1 2,1 2,0 1,9 1,5
Химические и минеральные удобрения 3,4 3,4 3,3 3,4 3,2 3,5
Строительные материалы 22,0 22,7 22,1 22,3 22,3 17,9
Цемент 2,1 2,7 2,9 3,1 2,9 2,6
Лесные грузы 4,6 5,1 4,9 4,9 4,3 3,7
Зерно и продукты перемола 2,0 1,8 1,8 2,0 1,9 2,0
Прочие грузы 8,3 6,4 6,0 6,5 5,7 7,0
Рис. 1. Взаимосвязь железнодорожного транспорта с производительными силами
100п
60-
40-
20-
90
11
100
Коэффициент перевозимости — отношение объема погрузки груза на ЖД транспорте к объему его производства
69
87
76
47
66
Уголь Нефть сырая Бензин Дизельное Мазут Руда железная Кокс Цемент
топливо
Рис. 2. Коэффициент перевозимости разных видов грузов в 2010 г., % (данные Росстата «Основные показатели транспортной деятельности в России — 2010 г.»)
0
По отправлению доминирует четыре вида грузов, которые в общей сложности составляют более 70% всех перевозимых грузов, а именно каменный уголь, нефтяные грузы, минерально-строительные материалы и руда. Несмотря на некоторые колебания, структура грузовых перевозок сохранила устойчивость начиная с 1995 г. Вместе с тем для обеспечения национальной экономической безопасности важна оценка роли железнодорожного транспорта в устойчивом функционировании стратегических отраслей материального производства, которые нуждаются в перевозках собственной продукции.
На основе анализа объема перевозок железнодорожного транспорта по видам грузов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (табл. 2) можно сделать следующие выводы:
Рис. 3. Структура грузооборота по родам
♦ объем перевозок грузов сократился на 15% и составил 1108,2 млн т;
♦ наибольшее сокращение произошло в погрузке строительных грузов, лома чёрных металлов и лесных грузов;
♦ наименьшее сокращение наблюдалось в погрузке нефти и нефтепродуктов, руды цветной и серного сырья и зерна и продуктов перемола.
Сокращение грузоперевозок железнодорожным транспортом по некоторым видам грузов произошло в большей степени, чем снижение производства в соответствующем секторе, за исключением грузоперевозок зерна и продуктов перемола (рис. 4).
Существует зависимость воздействия внешней среды на работу железнодорожного транспорта. Так, ухудшение показателей деятельности отраслей материального производст-ва, замедление экономического роста и динамики промышленного производства неизбежно приведет к значительному снижению темпов роста грузооборота, а следовательно, к снижению финансовой устойчивости железнодорожного транспорта. Несмотря на то что в объеме перевозок железнодорожного транспорта ряд отраслей используют его незначительно (например, пищевая грузов промышленность), тем не менее
Объем перевозок по видам грузов
Таблица 2
Груз 2009 г. % к 2008 г. Удельный вес в общей погрузке, %
Погрузка всего, млн т, в том числе 1108,2 85,0 100,0
Каменный уголь 275,4 92,9 24,9
Из них в собственных вагонах 146,7 150,2 13,2
Кокс 10,5 86,3 0,9
Нефть и нефтепродукты 228 98,2 20,6
Руда железная и марганцевая 95,4 93,3 8,6
Черные металлы 64,7 82,2 5,8
Лом черных металлов 16,6 67,4 1,5
Химические и минеральные удобрения 39,1 93,0 3,5
Цемент 29,2 81,0 2,6
Лесные грузы 40,6 73,2 3,7
Зерно и продукты перемола 22,6 93,9 2,0
Строительные грузы 128,2 65,0 11,6
Промышленное сырье 30,7 77,9 2,8
Грузы в контейнерах 15,2 91,4 1,4
железнодорожный транспорт существенно влияет на обеспечение функционально отраслевых составляющих национальной экономической безопасности, например продовольственной.
Прирост тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом является самым низким среди всех видов транспорта и на треть ниже темпов прироста цен в промышленности. Однако
ценовое давление, оказываемое внешней средой на расходы компании, существенно, почти в 1,7 раза, выше индексации тарифов на перевозки (17,3% против 10,3% в среднегодовом исчислении). Опережающий темп роста цен на потребляемую ОАО «РЖД» продукцию при ограничении роста доходности означает субсидирование отраслей промышленности за счет железнодорожного транспорта.
40
-^-.--!-^-.--!-^-.--!-^-.-,—
Строительные грузы Лесные грузы Зерно и продукты Нефть
перемола и нефтепродукты
Ц Снижениеобъема погрузки % Щ Снижение производства в соответствующем секторе %
Рис. 4. Снижение объёмов погрузки по отдельным грузам на железнодорожном транспорте и производства в соответствующих секторах в 2009 г., % к 2008 г.