ASSESSMENT OF THE PROFITABILITY OF COMMERCIAL ACTIVITIES: APPROACHES AND ALTERNATIVES
Abstract: This article observes the existing approaches to the assessment of profitability level in trade enterprises, introduces suggestions on using profitability index of a commercial activity, which allows assessingthe efficiency of trade at any management level.
Key words: trade, profitability,purchase costs, circulation costs, cost value.
УДК 339.1
ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОДЫ И АЛЬТЕРНАТИВЫ Михайлова Галина Витальевна, доцент Соломатин Александр Николаевич, к.э.н., профессор Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Исследованы существующие методы оценки уровня рентабельности, вносятся предложения по использованию показателя рентабельности торговой деятельности (РТД), позволяющего оценивать эффективность деятельности торговли на различных уровнях управления.
Ключевые слова: торговля, рентабельность, затраты на покупку товаров, издержки обращения, себестоимость торговой деятельности.
Одним из важнейших показателей, характеризующим эффективность функционирования является рентабельность.
На отраслевом уровне рентабельность торговой деятельности оценивается по уровням рентабельности продаж и активов.
Таблица 1 - Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов в Российской Федерации по отдельным видам экономической _ деятельности, (%) [1, С.418-4211 _
Экономическая деятельность 2014г. 2015г. Изменение (+;-)
Всего по экономике: 7,3 2,5 9,3 5,0 +2,0 +2,5
-производство сельскохозяйственной продукции 17,4 4,9 21,3 7,4 +3,9 +2,5
-добыча полезных ископаемых 19,2 12,1 26,8 12,7 +7,6 +0,6
-производства обрабатывающие 9,9 2,9 12,4 4,7 +2,5 +1,8
-строительство 3,4 -0,9 5,4 1,9 +2,0 +2,8
-торговля оптовая и розничная 6,1 3,2 7,1 6,5 +1,0 +3,3
-связь и транспорт 8,4 0,9 10,6 2,6 +2,2 +1,7
Рентабельность продажи товаров в торговой отрасли составила в 2015 году 7,1% к обороту, что на 2,2% ниже, чем в среднем по экономике Рос-
сии. Рентабельность активов составила 6,5% к их среднегодовой стоимости, что на 1,5% выше, чем в среднем по экономике страны. Следует отметить, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж товаров в торговле повысилась на 1,0% к обороту, а рентабельность активов возросла на 3,3%, что является самым высоким приростом из всех видов экономической деятельности.
Интересно проанализировать рентабельность отдельных сегментов торговой отрасли.
Таблица 2 - Рентабельность отдельных сегментов торговли,(%) _[1, С.420-421]_
Сегмент торговой деятельности 2014г. 2015г. Изменение (+;-)
Всего, 6,1 3,2 7,1 6,5 +1,0 +3,3
в том числе:
- торговля автомоби-
лями и мотоциклами, их техническое об- 1,5 4,7 3,2 9,5 +1,7 +4,8
служивание
- оптовая торговля, кроме автомобилей и 8,1 3,0 9,8 6,4 +1,7 +3,4
мотоциклов;
- розничная торговля, кроме автомобилей и
мотоциклов; ремонт бытовых изделий и 1,9 4,1 1,4 6,0 -0,5 +1,9
предметов личного
пользования
Как следует из данных таблицы 2, самая высокая рентабельность проданных товаров наблюдается в оптовом сегменте торгового рынка - 9,8% к обороту, что даже выше, чем в среднем по всем видам экономической деятельности Российской Федерации.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом рентабельность продаж автотранспорта и мотоциклов, а также оптовой торговли повысилась на 1,7% к обороту, рентабельность розничной торговли и ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования снизилась на 0,5% к обороту и остается очень низкой - 1,4% к обороту.
Самая высокая рентабельность активов наблюдается в торговле автотранспортом и мотоциклами, их техническом обслуживании - 9,5% к стоимости активов.
За период с 2014 года по 2015 год рентабельность активов во всех сегментах торговли существенно повысилась:
в торговле автотранспортом и мотоциклами:
- на 4,8% к активам;
- в оптовой торговле на 3,4% к активам;
- в розничной торговле на 1,9% к активам.
На уровне торгового предприятия оценка эффективности хозяйственной деятельности осуществляется по показателю уровня рентабельности в % к товарообороту [5. С.181]:
Р = — х 100
Т (1) где Р - уровень рентабельности, % к обороту;
П - сумма прибыли, руб.;
Т - объем товарооборота, руб.
На наш взгляд, данный показатель характеризует только долю прибыли розничного торгового предприятия в розничной цене товара, но он ни в коей мере не отражает эффективность хозяйствования. Тем более, что и прибыль и товарооборот являются результативными показателями функционирования торгового предприятия [4.С.36].
В экономической литературе в качестве одного из показателей рентабельности торгового предприятия предполагается использовать отношение прибыли к издержкам обращения [5.С.182]:
РИО=-—
ИО (2)
где РИО - рентабельность торгового предприятия по издержкам обращения, руб.;
П - сумма прибыли, руб.;
ИО - сумма издержек обращения, руб.
Данный показатель уже в большей степени характеризует эффективность деятельности торгового предприятия, т.к. показывает какой эффект получает предприятие с каждого рубля издержек обращения.
Вместе с тем, показатель «издержки обращения» характеризует только часть текущих затрат торгового предприятия, причем не самую значительную.
Совокупные расходы по осуществлению продажи товаров может характеризовать показатель «себестоимость торговой деятельности» [4.С.40]:
СТД = ЗПТ + ИО + ПР (3)
где СТД - себестоимость торговой деятельности, руб.;
ЗТП - затраты на покупку товаров, руб.;
ИО - издержки обращения;
ПР - прочие расходы, руб.
Затраты на закупку товаров являются основным видом текущих расходов торгового предприятия. Они характеризуют не только себестоимость покупаемых товаров, но и в значительной степени зависят от уровня организации коммерческой работы на торговом предприятии.
Издержки обращения отражают текущие затраты по осуществлению торгово-технологического процесса.
Прочие расходы характеризуют соблюдение торговым предприятием договорной и финансовой дисциплины.
Тогда, оценка рентаблености может быть представлена следующим показателем:
РТД = -П-
СТД (4)
П - сумма прибыли, руб.;
СТД - себестоимость торговой деятельности, руб.
Предлагаемый показатель показывает сколько прибыли (от продажи товаров, валовой, чистой) получает хозяйствующий субъект с каждого рубля совокупных затрат, т.е. характеризует экономический эффект от ведения торговой деятельности [3. С.88; 5].
Таблица 3 - Рентабельность розничной продажи отдельных товаров в Российской Федерации в 2015 году [2.С.63-70]
Прибыль от продажи товара, руб. Себестоимость продажи товара, руб. Рентабельность продажи товара, руб.
Говядина
(за исключением 22,99 309,4 0,074
бескостного мяса)
Свинина
(за исключением 19,65 236,24 0,083
бескостного мяса)
Мясо куриное 6,12 128,89 0,047
Вареная колбаса высшего сорта 23,15 336,00 0,069
Сливочное масло 19,82 382,86 0,052
Подсолнечное масло 6,31 96,21 0,066
Сахар-песок 2,28 66,54 0,034
Пшеничная мука высшего сорта 2,41 33,86 0,071
Изделия макарон-
ные из муки высше- 4,51 61,02 0,074
го сорта
Водка крепостью 40% об. спирта 35,66 494,49 0,072
Куриные яйца 3,35 59,55 0,056
Куртка мужская 1122,92 4904,76 0,229
Брюки мужские 337,35 1621,83 0,208
Сапоги женские 1080,45 5249,15 0,206
Данные таблицы 3 показывают, что из рассмотренных продовольственных товаров наиболее рентабельными является реализация свинины: с каждого рубля себестоимости продажи которой розничная торговля получает 8,3 копейки прибыли. Наименее рентабельной является торговля сахаром-
песком: 3,4 копейки прибыли с каждого рубля себестоимости. Следует отметить, что реализация непродовольственных товаров (из рассмотренного перечня) в разы выгоднее, чем реализация продуктов питания. Так, при продаже мужских курток продавец с каждого рубля полной себестоимости получает 22,9 копейки прибыли.
Таким образом, показатель рентабельности торговой деятельности достаточно полно отражает эффективность хозяйствования торговых субъектов на всех уровнях управления [4-8].
Список литературы
1. Россия в цифрах. М.: Росстат. 2016.
2. Цены в России. М.: Росстат. 2016.
3. Ильина О.В. Управление экономическими ресурсами розничного торгового предприятия // Экономика и управление. 2007. №3. С.88-93.
4. Соломатин А.Н. Комплексная оценка эффективности деятельности торгового предприятия //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: «Экономика и право». 2013. №12. С.36-41.
5. Соломатин А.Н., Морева С.А. Розничные цены на продукты питания в Российской Федерации: динамика и структура//Практический маркетинг.2017.№2-1 (240-1).С.87-93.
6. Соломатин А. Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Учебник /Под общ. ред. А.Н. Соломатина. СПб: Питер, 2009. 560 с.
7. Соломатин А.Н., Жугайло Г.Ю. Управление товарооборотом розничного торгового предприятия в современных условиях. СПб. Изд-во С.-Петерб. торгово-экон. ин-та (СПбТЭИ). 2005. 83 с.
8. Соломатин А.Н. Регулирование розничных цен на товары народного потребления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2014. № 12. С. 36-41.
Mikhailova Galina Vitalievna
Associate professor (e-mail: [email protected])
Solomatin Alexander Nikolaevich
Professor, Candidate of Economic Sciences
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
ASSESSMENT OF THE PROFITABILITY OF COMMERCIAL ACTIVITIES: APPROACHES AND ALTERNATIVES
Abstract: This article observes the existing approaches to the assessment of profitability level in trade enterprises, introduces suggestions on using profitability index of a commercial activity, which allows assessingthe efficiency of trade at any management level.
Key words: trade, profitability,purchase costs, circulation costs, cost value.