4.2. ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Зембатов Марат Русланович, канд. экон. наук. Должность: руководитель. Место работы: Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России. Подразделение: Центр экономико-правового анализа. E-mail: [email protected]
Аннотация: Совершенствование процессов управления государственными финансами на современном этапе развития отечественной экономики с неизбежностью вовлекает не только экономические, но и правовые механизмы. Формирование федерального бюджета, контроль за его исполнением в части администрирования расходов выдвигают требования как к соответствию финансирования целевому назначению, так и к эффективности и рациональности расходов. Построение системы оценки регулирующего воздействия, осуществляемое на протяжении последних лет в Российской Федерации призвано служить целям обеспечения условий для эффективного использования бюджетных средств и исключения случаев необоснованного регулятивного вмешательства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. В настоящей статье рассмотрена оценка регулирующего воздействия как системы инструментов прогнозирования и наблюдения финансово-экономических изменений, вызываемых внедрением нормативного регулирования экономически значимых сфер деятельности, формируемая и развивающаяся на современном этапе.
Ключевые слова: законодательный процесс, нормативный правовой акт, оценка регулирующего воздействия, расходы федерального бюджета.
ASSESSMENT OF THE REGULA TORY IMPA CT AT PRESENT
STAGE OF DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY Zembatov Marat Ruslanovich, PhD in Economics. Position: Head. Place of employment: Scientific research financial institute of Ministry of Finance of Russia. Department: Economic and legal analysis center. E-mail: [email protected]
Annotation: Improving the public financial management of the nowadays and mindful of the present development stage of the national economy one should inevitably agree to use not only economic, but also legal mechanisms. The public expenditure must correspond to program budget, and these expenditures must also be efficient. The construction of the regulatory impact assessment system implemented in recent years in the Russian Federation is intended to serve the purposes of ensuring conditions for the effective use of budgetary funds and excluding cases of unreasonable regulatory interference in the economic activities of economic entities. In this article the assessment of the regulatory impact as a system of tools for forecasting and monitoring financial and economic changes caused by the introduction of regulatory regulation of economically significant areas of activity is considered. Keywords: legislation process, regulatory act, regulatory impact assessment, public expenditure.
На современном этапе развития российской экономики все большее значение приобретают механизмы планирования и мониторинга государственных расхо-
дов. Одним из наиболее значимых механизмов, используемых сегодня для повышения эффективности государственных расходов, является оценка регулирующего воздействия.
В период действия пятого созыва Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с 2008 г по 2011 г. в государственную Думу было внесено 4 391 законопроектов, а принято всего 1 605 федеральных законов. В ходе работы шестого созыва в период с 2012 г. по 2016 г. внесено в Государственную Думу 7 129 законопроектов, издано 2 195 федеральных законов. Следующий VI созыв Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в период 2012-2016 гг. рассмотрел 7504 законопроекта. По итогам четырех лет работы созыва было принято 2340 федеральных законов (включая федеральные конституционные законы).1
В период с 2017 г. по март 2018 г. работа Государственной Думы седьмого созыва выразилась в цифрах следующим образом: 1 741 законопроектов внесено, 711 принято Государственной Думой.2
30 ноября 2017 г. Министерством юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» внедрен правовой портал Минюста России «Нормативные правовые акты в Российской Федерации», доступ к которому является открытым ля всех пользователей.3 Указанный правовой информационный ресурс содержит сведения о 127 015 нормативных правовых актах федерального уровня, включая 52 084 акта федеральных органов исполнительной власти, 1 321 997 нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, 6 661 947 актах органов местного самоуправления, а также реестры муниципальных образований, реестры соглашений субъектов Российской Федерации, реестры соглашений о передаче полномочий и уставы муниципальных образований.
Такой большой объем нормативных правовых актов указывает на активную правотворческую работу. Примечательно, что с существенным увеличением трудозатрат на правотворчество, связанных с введением ОРФ и ОФВ, ускорение с которым растет количество нормативных правовых актов всех уровней, не уменьшилось.
В таких условиях особую актуальность получает анализ эффективности разрабатываемого законодательства.
В июле 2010 г. в Минэкономразвития России был образован Департамент оценки регулирующего воздействия. Это управленческое решение дало старт работе по внедрению и развитию института ОРВ в России.4
На сайте Минэкономразвития России оценка регулирующего воздействия (ОРВ) определена как «совокупность проводимых государственными органами аналитических процедур, направленных на выявление и оценку экономических последствий введения нового или применения существующего государственного регулирования», а целевая установка сформулирована следующим образом: «главная цель ОРВ - соотнести выгоды от принятия решения с издержками бизнеса, которые это решение влечет».5
1 http://parlib.duma.gov.ru/spravka/?pid=188#pipl
2 По данным официального сайта Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.gov.ru/legislative/statistics/
3 См.: http://pravo-minjust.ru, Ь|йр://право-минюст.рф.
4 http://orv.gov.ru/
5 http://regulation.gov.ru/#
По состоянию на март 2018 г. более 50 000 проектов нормативных актов прошли процедуру ОРВ, организованную Минэкономразвития России. Подготовлено 4 189 заключений. В обсуждениях и подготовке заключений участвовали 46 736 экспертов. В общей сложности было зарегистрировано 114 040 высказываний, мнений, предложений.
Ведомственные показатели ОРВ федеральных органов исполнительной власти, представленные на официальном сайте Минэкономразвития России, выглядят следующим образом: на первый квартал 2018 г. характеризуется 376 положительными ОРВ и 90 отрицательными, Минтранс - 257 и 185, соответственно, Минсельхоз - 306 и 87, Минприроды -152 и 146. Показатели Минэкономразвития отличаются в лучшую стороны - 304 положительных заключения ОРВ за тот же период и только 9 отрицательных.
В соответствии с п. 4 «Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии» ,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» целью оценки регулирующего воздействия проектов актов являются определение и оценка возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.6
В целях придания существующему нормативному порядку регулирования оРв действенных механизмов Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» дополнены пунктом 35 (1) следующего содержания:
6 Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7491.
«В случае если Министерством экономического развития Российской Федерации сделан вывод о том, что федеральным органом исполнительной власти, ответственным за подготовку проекта поправок, при подготовке проекта поправок не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта поправок, проводит процедуры, предусмотренные пунктами 32 - 34 настоящих Правил (начиная с невыполненной процедуры), и дорабатывает проект поправок по их результатам, после чего повторно направляет проект поправок в Министерство экономического развития Российской Федерации для подготовки заключения.
В указанном случае Министерство экономического развития Российской Федерации в течение 3 рабочих дней письменно извещает федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку проекта поправок, о несоблюдении порядка проведения оценки регулирующего воздействия».'
В Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральным законом от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» внесена статья 26.3-3. «Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», которой предусмотрено, что «проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации» (ч. 1) и «методическое обеспечение деятельности по проведению оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, в том числе разработка методических рекомендаций по внедрению процедуры и порядка проведения оценки регулирующего воздействия в субъектах Российской Федерации, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти» (ч. 3).8
7 Постановление Правительства РФ от 30.06.2016 № 613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, N 28, ст. 4738
8 Федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3468.
Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия» впервые ввел в правовое поле Российской Федерации стандартизованный вид документов, содержание которых описывало результаты ОРВ,9
Постановлением Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Министерству экономического развития Российской Федерации предписывалось разработать и утвердить: методику оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, и методику проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений) - в срок до 1 октября 2015 г., а формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и методику оценки фактического воздействия нормативных правовых актов - в срок до 1 января 2016 г.10
Во исполнение указанного постановления Правительства России Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» установлено. что «наряду с проведением экспертизы нормативных правовых актов в нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, регламентирующих порядок проведения процедуры ОРВ, могут быть установлены требования по проведению оценки фактического воздействия в отношении нормативных правовых актов, при подготовке проектов которых проводилась процедура ОРВ» (п. 7.1) и «оценка фактического воздействия нормативных правовых актов проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях оценки достижения целей регулирования, заявленных в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, определения и оценки фактических положительных и отрицательных последствий принятия нормативных правовых актов, а также выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности или приводящих к возникновению необоснованных расходов бюджета субъекта Российской Федерации» (п. 7.2).
В соответствии с п. 7.4. указанного Приказа «процедура проведения оценки фактического воздействия
9 Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регу-пирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия» // «Российская газета», № 184, 21.08.2013.
10 Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.02.2015, № 6, ст. 965.
нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:
а) формирование проекта плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, его публичное обсуждение и утверждение коллегиальным совещательным органом субъекта Российской Федерации, определенным нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими порядок проведения процедуры ОФВ;
б) подготовка органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности или разработавшим нормативный правовой акт, отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и его публичное обсуждение;
в) подготовка уполномоченным органом заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта;
г) рассмотрение совещательным органом отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта и заключения уполномоченного органа об оценке фактического воздействия нормативного правового акта».
Приказ также содержит формы представления данных (см. Рис. № 1).
Рис. № 1. Раздел 7 формы уведомления о
разработке предлагаемого правового регулирования, утвержденной Приказом
Минэкономразвития России от 26.03.2014 № 159
7. Сравнение еозжяиш; ЕариантоЕ реиенин проблемы:
Вариант 1 Вариант 2 Вариант N
7.1. Содержание варианта решения выявленной пр облемы
12. Качественная характеристика и оценка числен ности потенциальных адресатов предлагаемого пр авового регулирования в среднесрочном периоде
7.3. Оценка дополнительных расходов (доходов) п стенойальных адресатов предлагаемого правового регулирования, связанных с его введением
7.4. Оценка расходов (доходов) бюджета субъекта Российской Федерации, связанных с введением пр слагаемого правового регулирования
7.5. Оценка возможности достижения заявленных целей предлагаемого правового регулирования по средством применения рассматриваемых варианте в предлагаемого правового регулирования
7.6. Оценка рисков неблагоприятных последствий
Важной частью процедуры ОРВ и антикоррупционной экспертизы является публичное обсуждение проекта нормативного правового акта. Приказом Минэкономразвития России от 07.07.2015 № 454 «Об утверждении методики проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений)» установлено, что «общественный контроль за исполнением разработчиком правил проведения публичных (общественных) консультаций (обсуждений) выражается в общественной оценке эффективности деятельности разработчика по организации и проведению публичных (общественных) консультаций (обсуждений), а также учету их результатов» (п. 40).
Следующим важным шагом в развитии системы ОРВ и ОФВ стала попытка внедрения в эти методики коли-
чественных инструментов. Так, Приказом Минэкономразвития России от 22.09.2015 № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования» вводится методика расчета стоимости приобретений, необходимых для представления информационных элементов (кроме государственных пошлин и иных обязательных платежей), осуществляется следующим образом (Аиэ), которая определяется в соответствии с формулой: Аиэ = МР: (п * q), где: МР - средняя рыночная цена на соответствующий товар; п - нормативное число лет службы приобретения (для работ/услуг и расходных материалов п = 1); q - ожидаемое число использований приобретения за календарный год для осуществления информационного требования.11
В соответствии с п. 3.4.3. Приказа Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830 «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта» была сделана попытка максимально приблизить ОФВ к анализу финансовых последствий, а именно: «на основе оценки доходов и расходов относительно каждой функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления формируется итоговая оценка расходов и доходов за календарный год».
А «единовременные расходы и доходы делятся на количество лет действия установленного регулирования с учетом индекса-дефлятора. При формировании сумм учитываются все виды влияния на доходы и расходы (например, итоговый объем доходов равен объему доходов, уменьшенному на объем выпадающих доходов)».12
Кроме того, Приказом Минэкономразвития России от 26.07.2016 № 471 «О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159» утверждена новая форма оценки финансовых последствий разработки и внедрения нормативного правового акта, которая призвана конкретизировать данные о предполагаемом воздействии на
11 Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2015 № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 21.12.2015.
12 Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830 «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения феде-
ральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.06.2016
бюджет соответствующего уровня в денежном выражении (см. Рис. № 2).
Большой объем организационных усилий, направленных на формирование системы прогнозирования результатов разработки и внедрения нормативных правовых актов, проводимый в рамках ОРВ и ОФВ, привел к тому, что сегодня существует устойчивая тенденция к росту количества запрашиваемой для целей анализа информации о проектах нормативных правовых актов. В число элементов такой информации попали и количественные финансовые показатели. С четом этого можно сделать предварительный вывод о том, что предпосылки для более детального анализа именно финансовых последствий разработки и внедрения нормативных правовых актов сформированы.
Рис. № 2. Раздел 9 Формы сводного отчета, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26.07.2016 № 47113
9, Оценка соответствующих расходов (возможных поступлений! бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В Наименование новой или изменяемой функции, полномочия, обязанности или права В Описание видов расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации В Количественная оценка расходов (возможных поступлений)
Э.4. Наименование органа : (Орган 1Т)
Единовременные расходы в _ (год возникновения):
9.4.1. 9.4.2.
(Я. К) 9.4.3. Периодические расходы за период
9.4.4. Возможные поступления за период :
|9.5.| Итого единовреме 1ные расходы:
9.6. Итого периодические расходы за год:
|9.7.| Итого возможные поступления за год;
9.8. Иные сведения о расходах {возможных поступлениях) бюджетов '-' бюджетной системы Российской Федерации:
(место для текстового описания)
9.9. Источники данных:
(место для текстового описания)
Кроме того, в наличии имеются готовые к использованию для целей анализа и прогнозирования финансовых последствий в рамках ОРВ и оФв комплексные базы данных, предоставляемые официальными указанными выше информационными порталами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, Минюста России и Минэкономразвития России.
Адекватное целям анализа использование этих информационных ресурсов должно позволить по-новому взглянуть на перспективы создания системы прогнози-
13 Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 № 471 «О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159» (по данным consultant.ru Ь http://orv.gov.ru/Education?cat=42)
рования финансовых последствий разработки и внедрения нормативных правовых актов.
Проведенный анализ отечественной практики планирования финансовых последствий разработки и реализации нормативных правовых актов позволяет сделать два предварительных вывода.
Во-первых, уровень теоретической и методологической разработанности оценки регулирующего воздействия (ОРВ) позволяет сегодня осуществлять эффективный мониторинг нормативных правовых актов на стадии разработки в массовом масштабе. Позитивным является в этом отношении опыт Минэкономразвития России, в деятельности по ОРВ которого учтены лучшие существующие в мире практики. Разработаны формы и методические рекомендации, осуществляются публичное обсуждение и экспертная работа. Кроме того, необходимо отметить исключительно глубокую проработку современного состояния и тенденций развития отечественного законодательства, проводимую Советом Федерации Федерального Собрания в своих анализах.
Во-вторых, несмотря на то, что проделываемая работа по ОРВ, действительно может быть охарактеризована, как обоснованная теоретически и методологически на самом высоком уровне и осуществляемая эффективно, собственно финансовые показатели разработки и реализации нормативных правовых актов, особенно в долгосрочной перспективе, анализируются в ней недостаточно глубоко.
В этой связи представляется целесообразным, отталкиваясь от существующих механизмов ОРВ, используя уже накопленный при осуществлении ОРВ и ОФВ практический опыт, разработать механизм финансовых последствий разработки и реализации нормативных правовых актов и определить ответственный за его практическое внедрение и мониторинг результатов орган государственной власти.
Результаты настоящего анализа указывают на то, что теоретической основой такого нового механизма должен стать экономико-правовой анализ, значимость которого для целей современного государственного управления справедливо подчеркивается в работе директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Т.Я. Хабрие-
« 14
вой.14
При использовании методологических наработок и инструментов ОРВ необходимо помнить о том, что в целях придания им способности анализировать и описывать долгосрочные последствия внедрения нормативных паровых актов они нуждаются в дополнительном использовании методик, позволяющих системно оценивать как позитивные, так и негативные воздействия, прогнозировать возможные риски и оценивать влияние на правовую систему и экономическую ситуацию с учетом возникающих на практике особенностей внедрения, обусловленных зачастую «противоположными интересами, позволяя тем самым вскрыть латентные не регистрируемые на поверхности экономических явлений противоречия и обеспечивая своевременную корректировку возможных структурных искажений в развитии всего хозяйства в целом».1
14 Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права, 2010, № 12 (168), с. 526.
15 Данилов-Данильян В.И., Рывкин А.А. Прогнозирование и пла-
нирование // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: Наука, 1981, с. 39-59.
Перспективным для целей планирования финансовых последствий разработки и реализации нормативных правовых актов представляется такое дальнейшее направление исследования, которое позволит оценить взаимосвязь внедрения нормативных правовых актов с изменениями важных социально-экономических показателей в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Определение набора таких показателей, включающих, например, данные о средней продолжительности жизни, величине прожиточного минимума, смертности от различных заболеваний (постнатальная смертность, сердечнососудистые заболевания и т.д.), о показателях преступности (преступления против личности, покушения на имущественные права граждан и т.д.) и другие значимые для целей анализа социально-экономической обстановки показатели может привести к созданию новых прогнозных инструментов и повышению эффективности государственного управления.16
Не последнюю роль в таком анализе наравне с методами системных исследований могут сыграть и современные информационные технологии, например, так называемая технология «больших данных».1
Таким образом, основанное на теоретическом фундаменте экономико-правового анализа применение эконометрических и статистических методов, методов системного анализа и новых информационных технологий способно определить направление дальнейших исследований совершенствования планирования финансовых последствий разработки и реализации нормативных правовых актов.
Список литературы:
1. Арямов А.А., Гусев А.В. Анализ взаимосвязи инвестиций в реальный сектор экономики и динамики преступности в регионах Центрального федерального округа // Российской Федерации Российское правосудие. 2010. № 6. С. 15-28.
2. Данилов-Данильян В.И., Рывкин А.А. Прогнозирование и планирование // Системные исследования. Методологические проблемы. - М.: наука, 1981, с. 3959.
3. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2012 года «О состоянии законодательства Российской Федерации». - М.: Совет Федерации, 2013
4. Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / пер. с англ. Инны Гайдюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
5. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, № 52, ст. 7491.
6. Постановление Правительства РФ от 30.01.2015 № 83 «О проведении оценки фактического воздейст-
16 См. например: Арямов А.А., Гусев А.В. Анализ взаимосвязи инвестиций в реальный сектор экономики и динамики преступности в регионах Центрального федерального округа // Российской Федерации Российское правосудие. 2010. № 6. С. 15-28.
17 О прогностических возможностях «больших данных» см.: Майер-Шенбергер В. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / пер. с англ. Инны Гайдюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
вия нормативных правовых актов, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.02.2015, № 6, ст. 965.
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2016 № 613 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 11.07.2016, N 28, ст. 4738
8. Приказ Минэкономразвития России от 11.11.2015 № 830 «Об утверждении методики оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы проекта плана проведения федеральным органом исполнительной власти оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формы отчета об оценке фактического воздействия нормативного правового акта, формы заключения об оценке фактического воздействия нормативного правового акта» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.06.2016.
9. Приказ Минэкономразвития России от 22.09.2015 № 669 «Об утверждении методики оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 21.12.2015.
10. Приказ Минэкономразвития России от 26.07.2016 № 471 «О внесении изменений в Методические рекомендации по организации и проведению процедуры
оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 26 марта 2014 г. № 159» (по данным consultant.ru, http://orv.gov.ru/ Education?cat=42).
11. Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2013 № 290 «Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия» // «Российская газета», № 184, 21.08.2013.
12. Федеральный закон от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» // «Собрание законодательства РФ», 08.07.2013, № 27, ст. 3468.
13. Хабриева Т.Я. Экономико-правовой анализ: методологический подход // Журнал российского права, 2010, № 12 (168), с. 5-26.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,18%