УДК 35
Ахметов А.А.
магистрант кафедры государственного и муниципального управления Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан (г. Уфа, Россия)
ОЦЕНКА РЕАЛИЗУЕМЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация: в работе представлена оценка реализуемых на территории Республики Башкортостан проектов (соглашений) муниципального уровня, рассмотрены объемы их инвестиций с 2008 г. по 2023 г. На уровне муниципалитетов действует 46 концессионных соглашений на сумму 10,6 млрд рублей. При этом около 60% из них - инициативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сумма инвестиции одного проекта муниципально-частного партнерства варьируется от 450,0 тыс. руб. до 2895000,0 тыс. руб. Большинство соглашений рассчитаны на 21-25 лет.
Ключевые слова: муниципально-частное партнерство, концессионное соглашение, инвестиции, бюджет, Башкортостан.
Актуальность проблематики муниципально-частного партнерства в Российской Федерации объясняется необходимостью создания условий для устойчивого развития страны на основе привлечения в экономику дополнительных инвестиций и человеческих ресурсов на основе партнерства власти и бизнеса. Муниципально-частное партнерство (МЧП) открывает инвесторам новые возможности для долгосрочных инвестиций с управляемыми рисками в отраслях, ранее не доступных для частного бизнеса, со стабильным рынком и гарантиями государства по обеспечению минимального уровня рентабельности. Муниципальные структуры, в свою очередь, снимают с себя
бремя бюджетного финансирования в целях создания и эксплуатации объектов социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, а также оказания муниципальных услуг [1-3].
Целью работы являлась оценка реализуемых на территории Республики Башкортостан (РБ) проектов муниципально-частного партнерства.
Механизмы МЧП активно внедряются в экономическую систему Российской Федерации и включают в себя ряд форм сотрудничества, которые позволяют государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. В РБ механизм МЧП реализуется в виде особого договора - концессии. При заключении концессионного соглашения происходит передача муниципального имущества частному инвестору с целью его строительства или реконструкции, а также дальнейшей эксплуатации со сбором дохода в пользу инвестора. Уполномоченным органом по осуществлению государственной политики в области реализации инвестиционных проектов с применением механизмов МЧП в республике является Министерство экономического развития и инвестиционной политики Республики Башкортостан [4]. Согласно «Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» одним из приоритетных проектов выступает «Развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства» [5]. Проект направлен на комплексное внедрение механизмов МЧП с целью привлечения в экономику частных инвестиций для модернизации и ускоренного развития общественной инфраструктуры при дефиците бюджетных средств. Документ является преемственным для РБ и развивает практику вовлечения средств инвесторов в решение задач создания социально ориентированной инфраструктуры. Органы местного самоуправления РБ реализуют социально значимые задачи с использованием меньшего объема бюджетных средств. Специфическим показателем подпроекта выступает вовлеченность бизнеса в проекты МЧП.
Были проанализированы данные о реализуемых на территории РБ проектах (соглашениях) за 2008-2023 гг., полученные из открытых источников
[4]. На рис. 1 показано число подписанных концессионных соглашений муниципального уровня и объемы их инвестиций. Видно, что первое соглашение было заключено в 2008 году. При этом до 2014 года заключено всего 5 проектов МЧП. В динамике наблюдается волнообразный характер развития данного показателя. Наилучший показатель зафиксирован в 2022 году - 15 соглашений на сумму 2884207 тыс. руб. В 2023 году наблюдается резкое снижение числа муниципальных проектов до 2-х.
Число соглашений
2 884 207,0
2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г. 2019г. 2020 г. 2021 г. 2022г. 2023г.
Рис. 1. Число подписанных соглашений муниципального уровня в Республике Башкортостан и объемы их инвестиций (тыс. руб.).
Согласно данным Инвестиционного портала Республики Башкортостан [4], на сегодняшний день на уровне муниципалитетов действует 46 концессионных соглашений на сумму 10,6 млрд рублей. При этом около 60% из них - инициативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (табл. 1).
Таблица 1. Распределение реализуемых в Республике Башкортостан проектов муниципально-частного партнерства по сферам деятельности
Сфера деятельности Число проектов
Теплоснабжение 15
Водоснабжение и водоотведение 8
Обращение с твердыми коммунальными отходами 5
Строительство спортивных объектов 5
Электроснабжение 4
Гидротехнические сооружения 4
Геоинформационные технологии 3
Объекты образовательных учреждений 1
Объекты сельского хозяйства 1
Срок действия реализуемых на сегодняшний день соглашений муниципального уровня варьируется от 2 до 49 лет (рис. 2). При этом 14 соглашений МЧП рассчитаны на 21-25 лет. По 8 проектов реализуется в сроки 11-15 лет и 16-20 лет. Максимальный срок действия соглашения (от 41 до 50 лет) определен для 6-ти проектов.
Рис. 2. Распределение соглашений муниципального уровня по сроку действия.
Сумма инвестиции одного проекта МЧП варьируется от 450,0 тыс. руб. до 2895000,0 тыс. руб. На рис. 3 показано распределение числа соглашений по объему инвестиций: 20 соглашений имеют объем инвестиций от 100 млн до 500 млн рублей, 13 соглашений заключены на сумму от 1 млн до 50 млн рублей, объемы инвестиций 5-ти соглашений ниже 1 млн рублей.
Рис. 3. Распределение соглашений муниципального уровня по объему инвестиций.
Таким образом, анализ данных показал, что на территории РБ наблюдается волнообразный характер развития проектов МЧП. К сдерживающим развитие МЧП факторам как и на всей территории страны относятся дефицит квалифицированных специалистов, способных обеспечить решение поставленных задач в рамках реализации проектов МЧП, недостаточная нормативно-правовая основа, а также недоработки в системе стратегического планирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова М.А. Муниципально-частное партнерство: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. №2 7. С. 37-40;
2. Валиева А.Р. Особенности управления муниципально-частным партнерством // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 4-1 (79). С. 198-200;
3. Иванова Н.В. Организационно-правовые формы муниципально-частного партнерства для решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий в контексте мирового (европейского) опыта // Местное право. 2015. № 5. С. 13-60;
4. Официальный сайт Инвестиционного портала Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL: https://investrb.ru/ru/ (дата обращения: 25.02.2025);
5. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2018 №620 «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года».
Akhmetov A.A.
Bashkir Academy of Public Administration and Management under Head of Republic of Bashkortostan (Ufa, Russia)
ASSESSMENT OF MUNICIPAL-PRIVATE PARTNERSHIP PROJECTS IMPLEMENTED IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract: the paper presents an assessment of municipal projects (agreements) implemented in the Republic of Bashkortostan, and considers their investment volumes from 2008 to 2023. There are 46 concession agreements worth 10.6 billion rubles in effect at the municipal level. About 60% of them are initiatives in the field of housing and communal services. The investment amount of one municipal-private partnership project varies from 450.0 thousand rubles to 2,895,000.0 thousand rubles. Most agreements are designed for 21-25 years.
Keywords: municipal-private partnership, concession agreement, investments, budget, Bashkortostan.