Научная статья на тему 'Оценка реализации стратегии инновационно-ориентированного развития экономики в регионах России'

Оценка реализации стратегии инновационно-ориентированного развития экономики в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
329
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновации / модернизация / инвестиции / инновационно-ориентированное развитие / региональная экономика / субъекты федерации / «сырьевая зависимость» / конкурентоспособность / потенциал региона / "raw materials dependence" / innovations / modernization / investment / innovation-oriented development / regional economy / federation subjects / competitiveness / potential of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токтамышева Юлия Семеновна

Определено, что переход экономики на интенсивный путь экономического роста как важнейший элемент долгосрочной стратегии ускоренного экономического развития реализуется не во всех регионах России. Имеются диспропорции по уровню инновационной активности и эффективности инвестиционной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токтамышева Юлия Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF THE ECONOMY INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT IN RUSSIAN REGIONS

It was determined that the transition to intensive economic growth, as a vital in the long-term strategy for accelerated economic development, is not implemented in all regions of Russia. There are disparities in the level of innovation activity and investment performance.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации стратегии инновационно-ориентированного развития экономики в регионах России»

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

УДК 338:330.35 Токтамышева Ю. С.

URL: http://hdl.handle.net/n435/2116 С. 118-125.

Ю. С. ТОКТАМЫШЕВА, аспирант

Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия

ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

В РЕГИОНАХ РОССИИ

Цель: разработка методики анализа и определения уровня социально-экономического развития регионов - субъектов Российской Федерации - в инновационно-ориентированном направлении.

Методы исследования: диалектический и системный подходы к рассмотрению экономических явлений и фактов, обработка и обобщение информации через статистические и графические методы анализа.

Результаты исследования: определено, что переход экономики на интенсивный путь экономического роста как важнейший элемент долгосрочной стратегии ускоренного экономического развития реализуется не во всех регионах России. Имеются диспропорции по уровню инновационной активности и эффективности инвестиционной деятельности.

Научная новизна: в качестве метода оценки эффективности использования и реализации потенциала инновационно-ориентированного развития регионов Российской Федерации использован метод составления рейтинга, опирающийся на информацию о ключевых в данном вопросе индикаторах: производительность труда, фондоотдача, экологичность экономики региона, выпуск инновационных товаров, работ и услуг, затраты в регионе на исследования и разработки, инвестиции в технологические инновации.

Практическая значимость: доказано влияние на экономический рост и эффективность экономики всего региона мероприятий по финансированию и внедрению инновационных проектов (промышленно-производственных и технико-внедренческих особых экономических зон, технопарков и т. д.). Наиболее высокие позиции в рейтинге инновационного развития занимают регионы, имеющие высокую инновационную привлекательность, развитую энергосырьевую промышленность.

Ключевые слова: инновации; модернизация; инвестиции; инновационно-ориентированное развитие; региональная экономика; субъекты федерации; «сырьевая зависимость»; конкурентоспособность; потенциал региона.

Введение

В качестве основного направления в достижении дальнейшего интенсивного развития и роста российской экономики инновационно-ориентированный путь начал активно выдвигаться правительством страны в середине первого десятилетия XXI в. Так, к Федеральному закону «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»1, принятому в 1999 г., прибавились: Закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (2005)2, отдельные положения об инновационной деятельности в Законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Фе-

дерации» (2007)3, закон «Об инновационном центре "Сколково"» (2010)4 и др. Эффективность и степень реализации мероприятий, которые прописаны в этих законах, уже можно оценить. В данном исследовании объектом анализа являются регионы-субъекты Российской Федерации. Поставлены следующие основные задачи:

- путем анализа экономической ситуации в России и в регионах - субъектах определить потенциал их инновационно-ориентированного развития;

- разработать методику определения уровня инновационного развития регионов Российской Федерации (РФ);

1 Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике: Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ от 01.12.1999 г. № 4685-II ГД.

2 Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ от 22.07.2005. URL: http://www.rg.ru/2005/07/27/ekonom-zony-dok. html (дата обращения: 21.05.2015).

3 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007. URL: http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html (дата обращения: 21.05.2015).

4 Об инновационном центре «Сколково»: Федеральный закон № 244-ФЗ от 28.09.2010. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_173413/ (дата обращения: 21.05.2015).

118

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

- провести оценку позиций регионов в полученном рейтинге и выявить факторы, повлиявшие на степень реализации в отдельных регионах-лидерах инновационно-ориентированного пути развития.

На современном этапе своего развития Российская Федерация и подавляющее большинство ее регионов-субъектов имеют ряд проблем: низкий уровень конкурентоспособности отечественной конечной продукции на мировом рынке вкупе с относительно высокой долей импортных товаров в потреблении населения; недостаточно высокая эффективность бизнеса. Происходит возрастание «сырьевой» зависимости в формировании объемов национального дохода, что пополняет бюджет страны. Это создает основу для экстенсивного, а не более эффективного интенсивного пути экономического роста [1, с. 391]. Имеется немало и других особенностей функционирования российской экономики, преобразование которых позволит преодолеть ее движение по инерции и с низкими темпами роста. Активное и эффективное внедрение инновационных проектов - «двигатель» развития экономики.

Ключевым моментом устойчивого развития региона является его конкурентоспособность, повышению которой способствуют инновационные и экологические факторы [2, с. 49], усиливая воспроизводственный потенциал региона [3, с. 143; 4, с. 404-405]. Инновации требуют огромных инвестиций, а на современном этапе развития экономики России и ее регионов имеется проблема не только количества, но и качества инвестиций; важен грамотный подход в распоряжении этим привлеченным капиталом. Их можно направлять как на устарелые технологии, так и на инновационные. Можно развивать как производство промежуточного продукта, так и конечного (последнее соответствует интенсивному пути экономического роста) [5, с. 43-44].

Инвестиционное развитие российской экономики в последние годы замедляется: с 4,5 % в 2010 г. до 3,4 % в 2012 г., хотя и происходит интенсификация инвестиционной активности. К. Н. Юсупов [6, с. 84] указывает две возможные причины: 1) снижение эффективности инвестиционной деятельности; 2) увеличение производственных возможностей отечественной экономики, с опережением динамики платежеспособного спроса, в результате чего предприятия вынуждены сокращать прирост выпуска продукции.

Результаты исследования

Многофакторность и сложность эффективной реализации инновационных проектов требуют проведения комплексного и глубокого анализа потенциала и

текущего состояния экономики регионов, мониторинг привлечения инвестиций и развития науки и техники. Все это важно применять в оценке потенциала экономического роста региона, так как инновации - ключевой инструмент интенсивного экономического роста.

Специалисты [7, с. 36-37] в качестве главных индикаторов, отражающих технико-технологические аспекты развития, выделяют: объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг; число организаций, выполняющих исследования и разработки; внутренние затраты на исследования и разработки; численность персонала, занятого исследованиями и разработками; число созданных и использованных передовых производственных технологий.

Научно-техническая (инновационная) безопасность как часть экономической безопасности должна оцениваться, по мнению ряда экономистов [8, с. 119], по четырем главным индикаторам: доля инновационной продукции в объеме промышленной продукции, расходы на науку и научное обслуживание, доля затрат на фундаментальные исследования во внутренних затратах на науку и научное обслуживание, отношение среднемесячной зарплаты в отрасли «Наука и научное обслуживание» к прожиточному минимуму.

Однако более многофакторный и емкий состав индикаторов, предложенный исследователями [9, с. 160 162], включает 6 показателей, отражающих потенциал и эффективность деятельности регионов в этой сфере (рис. 1). Их мы применим в наших расчетах.

Рассмотрим лидирующие по каждому из показателей регионы Российской Федерации по расчетам в среднем за последние три года (2010-2012 гг.), после негативно повлиявшего на развитие России мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

По предоставленной информации можно сразу определить, что в Сахалинской области проводится самая активная среди регионов Российской Федерации инновационно-ориентированная политика. При этом осуществляется как значительное финансирование опытно-конструкторских разработок, так и еще более масштабный выпуск готовой инновационной продукции. Также по первым двум показателям (производство инновационной продукции и затраты на технологические инновации) можно отследить наиболее активную инновационную политику в Республике Татарстан, Липецкой, Самарской и Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Хорошо финансируются исследования в так называемых «столичных» регионах (Москве, Санкт-Петербурге и Московской области). Лидирующие позиции сразу

119

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Произведено инновационной продукции (тыс. руб. на душу населения) / Затраты на исследования и разработки (тыс. руб. на 1 занятого) /

Made of innovative products (thousand rubles per capita) Expenses for research and development (thousand rubles GRP per 1 employee)

Сахалинская обл. / Sakhalinskaya oblast 397,3

Республика Татарстан / Republic ofTatarstan 1 55,

Самарская обл. / Samarskaya oblast | 54,

Нижегород-ская обл. / Nizhegorodskaya oblast 38,6

Липецкая обл. / Lipetskaya oblast 2,1

г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg ■ 2 9,4

Пермский край / Permskiy kray H 2 8,6

г. Москва / Moscow г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg Московская обл. / Moskovskaya oblast Нижегородская обл. / Nizhegorodskaya oblast Калужская обл. / Kaluzhskaya oblast Томская обл. / Tomskaya oblast Ульяновская обл. / Ul'yanovskaya oblast

0 50 100 150 200 250 300 350 400 45<

Фондоотдача по региону (руб. ВВП на стоимость 1 руб. основных ф ондов) / Capital productivity in the region (rubles GDP value of 1 ruble fixed assets)

Затраты на технологические инновации (тыс. руб. на 1 занятого) / Expenditure on technological innovation (thousand rubles GRP per 1 employee)

Республика Тыва / Tyva Republic Красноярский край / Krasnoyarskiy kray г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg Р еспублика Ингушетия / Ingushetiya Белгородская обл. / Belgorodskaya oblast Омская обл. / Omskaya oblast Республика Башкортостан / Bashkortostan Republic

0,72

0

56

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8

Сахалинская обл. / Sakhalinskaya oblast

Липецкая обл. / Lipetskaya oblast ХМАО-Югра / Khanty-Mansiyskiy avtonomniy okrug - Yugra

Челябинская обл. / Chelyabinskaya oblast Самарская обл. / Samarskaya oblast Нижегородская обл. / Nizhegorodskaya oblast Ярославская обл. / Yaroslavskaya oblast

Производительность труда по региону, (тыс. руб. ВРП на 1 занятого) / Productivity in the region (thousand rubles GRP per 1 employee)

Ненецкий авт. округ / Nenetskiy avtonomniy okrug ЯНАО / Yamalo-Nenetskiy avtonomniy okrug ХМАО-Югра / Khanty-Mansiyskiy avtonomniy okrug - Yugra Тюменская обл. / Tyumenskaya oblast Сахалинская обл. / Sakhalinskaya oblast г. Москва / Moscow Чукотский авт. о^уг / Chukotskiy avtonomniy okrug

26

| 2056,8 1997,3

4966.4

26 35.7

1.8

,5

0 1000 2000 3000 4000 5000 6000

Экологичность (млн. руб. ВВП на 1 т выброса вредных веществ в атмосф ере) / Sustainability (mln rubles GDP per 1 ton of emissions in the atmosphere)

Республика Ингушетия / Ingushetiya г. Москва / Moscow

Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarskaya Republic г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg Республика Северная Осетия / Respublika Severnaya Osetiya-Alaniya Калужская обл. / Kaluzhskaya oblast Республика Дагестан / Dagestan Republic

■ 3

I 30

I 20,8

17.7

17.7

40

100 120 140 160

54.8

143

0

20

60

80

180

Рис. 1. Показатели потенциала и состояния инновационного развития регионов-субъектов Российской Федерации в среднем за 2010-2012 гг. [9]

Fig. 1. Fig. 1. Indictors of the potential and actual condition of the innovative development of the Russian regions,

on average in 2010-2012 [9]

120

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

по двум показателям эффективности промышленного производства (производительность труда и фондоотдача) не отмечено ни в одном регионе из-за множества факторов, влияющих на объемы этих показателей. Высокая экологичность же в регионе часто определяется отсутствием загрязняющих экологию промышленных предприятий (республики Ингушетия и КабардиноБалкарская, г. Москва)

Уровень эффективности, отдача от инноваций нами определены по методике составления рейтинга инновационного развития (с некоторыми изменениями по [9, с. 160-162]). По информации о каждом отдельном показателе был найден регион-лидер, получивший

100 %, а уже по объемам показателя этого региона найдены значения других субъектов РФ по формуле:

S, = (X,. / X max) х 100%, (1)

где i - номер региона; X. - значение показателя i-го региона; Xmax - значение показателя у региона-лидера; S. - процентное отношение значения показателя в i-ом регионе к значению показателя региона-лидера.

По полученным шести значениям показателей у каждого региона-субъекта Российской Федерации математически найдено среднее значение от 0 до 100 %, более высокое значение которого означает более высокий уровень инновационного развития (табл. 1).

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рейтинг регионов России по уровню инновационного развития, в среднем за 2006-2012 гг.*

Table 1. Ranking of the Russian regions by the level of innovative development, on average in 2006-2012*

Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, % Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, % Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, %

1 г. Москва / Moscow 50,2 29 Чукотский автономный округ / Chukotskiy avtonomniy okrug 14,8 57 Рязанская обл. / Ryazanskaya oblast 10,5

2 г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg 34,9 30 Владимирская обл. / Vladimirskaya oblast 14,2 58 Удмуртская Республика / Udmurt Republic 10,5

3 Сахалинская обл. / Sakhalinskaya oblast 32,8 31 Республика Саха (Якутия) / Sakha Republic (Yakutiya) 14,2 59 Хабаровский край / Khabarovskiy kray 10,2

4 Самарская обл. / Samarskaya oblast 30,7 32 Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarskaya Republic 13,9 60 Брянская обл. / Bryanskaya oblast 10,1

5 Ненецкий автономный округ / Nenetskiy avtonomniy okrug 29,5 33 Республика Мордовия / Mordoviya 13,8 61 Саратовская обл. / Saratovskaya oblast 9,9

6 Хаты-Мансийский автономный округ - Югра / Khanty-Mansiyskiy avtonomniy okrug - Yugra 27,5 34 Камчатский край / Kamchatskiy kray 13,7 62 Кемеровская обл. / Kemerovskaya oblast 9,8

7 Республика Татарстан / Tatarstan Republic 26,8 35 Белгородская обл. / Belgorodskaya oblast 13,4 63 Тамбовская обл. / Tambovskaya oblast 9,7

8 Московская обл. / Moskovskaya oblast 26,4 36 Воронежская обл. / Voronezhskaya oblast 13,4 64 Республика Дагестан / Dagestan Republic 9,6

9 Нижегородская обл. / Nizhegorodskaya oblast 25,1 37 Тульская обл. / Tul'skaya oblast 12,8 65 Ставропольский край / Stavropol'skiy kray 9,6

10 Ямало-Ненецкий автономный округ / Yamalo-Nenetskiy avtonomniy okrug 21,6 38 Волгоградская обл. / Volgogradskaya oblast 12,8 66 Алтайский край / Altayskiy kray 9,6

11 Калужская обл. / Kaluzhskaya oblast 21,2 39 Тверская обл. / Tverskaya oblast 12,4 67 Республика Бурятия / Buryatiya Republic 9,3

12 Тюменская обл. / Tyumenskaya oblast 20,3 40 Республика Тв1ва / Tyva Republic 12,4 68 Республика Карелия / Kareliya Republic 9

13 Пермский край / Permskiy kray 19,3 41 Ростовская обл. / Rostovskaya oblast 12,3 69 Республика Алтай / Altay Republic 8,8

14 Свердловская обл. / Sverdlovskaya oblast 19,1 42 Курская обл. / Kurskaya oblast 12,2 70 Смоленская обл. / Smolenskaya oblast 8,6

15 Томская обл. / Tomskaya oblast 18,8 43 Республика Хакасия / Khakasiya 12 71 Карачаево-Черкесская Республика / Karachaevo-Cherkesskaya Republic 8,6

16 Ярославская обл. / Yaroslavskaya oblast 18,2 44 Краснодарский край / Krasnodarskiy kray 11,5 72 Кировская обл. / Kirovskaya oblast 8,2

17 Республика Ингушетия / Ingushetiya 17,5 45 Орловская обл. / Orlovskaya oblast 11,3 73 Костромская обл. / Kostromskaya oblast 7,9

18 Челябинская обл. / Chelyabinskaya oblast 17,4 46 Республика Северная Осетия-Алания / Respublika Severnaya Osetiya-Alaniya 11,2 74 Республика Марий Эл / Mari El Republic 7,9

121

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Продолжение табл. 1

Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, % Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, % Место / Position Регион РФ / RF subject Значение, % / value, %

19 Красноярский край / Krasnoyarskiy kray 16,9 47 Иркутская обл. / Irkutskaya oblast 11,2 75 Амурская обл. / Amurskaya oblast 7,8

20 Липецкая обл. / Lipetskaya oblast 16,7 48 Приморский край / Primorskiy kray 11,2 76 Псковская обл. / Pskovskaya oblast 7,5

21 Новгородская обл. / Novgorodskaya oblast 16,4 49 Вологодская обл. / Vologodskaya oblast 11,1 77 Курганская обл. / Kurganskaya oblast 7,3

22 Омская обл. / Omskaya oblast 15,7 50 Республика Коми / Komi Republic 11 78 Ивановская обл. / Ivanovskaya oblast 7,1

23 Ульяновская обл. / Ul'yanovskaya oblast 15,6 51 Мурманская обл. / Murmanskaya oblast 11 79 Астраханская обл. / Astrakhanskaya oblast 6,5

24 Новосибирская обл. / Novosibirskaya oblast 15,5 52 Республика Адыгея / Adygeya 10,9 80 Забайкальский край / Zabaykal'skiy kray 6,5

25 Магаданская обл. / Magadanskaya oblast 15,5 53 Оренбургская обл. / Orenburgskaya oblast 10,9 81 Еврейская автономная область / Evreyskaya avtonomnaya oblast 6,3

26 Республика Башкортостан / Bashkortostan 15,1 54 Архангельская обл. / Arkhangel'skaya oblast 10,8 82 Республика Калмыкия / Kalmykiya Republic 6,1

27 Калининградская обл. / Kaliningradskaya oblast 14,8 55 Пензенская обл. / Penzenskaya oblast 10,7 83 Чеченская Республика / Chechen Republic 4,5

28 Ленинградская обл. / Leningradskaya oblast 14,8 56 Чувашская Республика / Chuvash Republic 10,6

* Источник: рассчитано автором на основе1.

* Source: compiled by the author basing on2.

Регионы также имеют различия в количестве, масштабах и видах реализуемых на их территории инновационных проектов, например, особых экономических зон и технопарков (табл. 2). Эти проекты ориентированы на развитие промышленности, созда-

ние технологических новшеств, обеспечение особых условий для бизнеса, в первую очередь, в целях внедрения инноваций и эффективного задействования инновационно-ориентированных инвестиций.

Таблица 2

Наличие в регионах России особых экономических зон и технопарков (по состоянию на конец 2014 г.)* Table 2. Functioning of special economic zones and technoparks in the Russian regions (by the end of 2014)*

№ / No. Регион-субъект РФ / RF subject Наличие особых экономических зон и технопарков / Special economic zones and technoparks

1 Республика Татарстан / Tatarstan Republic 1. Промышленно-производственная ОЭЗ «Алабуга» / Industrial-production SEZ «Alabuga» 2. Технико-внедренческая ОЭЗ «Иннополис» / Technology-launching SEZ «Innopolis» 3. «Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк» / High-technology Technopark «IT-park» 4. Инновационный индустриальный парк - Технопарк в сфере высоких технологий «Технополис „Химград“» / Innovative industrial park - High-technology Technopark «Tekhnopolis „Khimgrad“»

2 г. Москва / Moscow 1. Технико-внедренческая ОЭЗ «Зеленоград» / Technology-launching SEZ «Zelenograd» 2. Технопарк «Сколково» / Technopark «Skolkovo» 3. Технополис «Москва» / Technopolis «Moskva»

3 Самарская область / Samarskaya oblast' 1. Промышленно-производственная ОЭЗ «Тольятти» / Industrial-production SEZ «Titanovaya dolina» 2. Технопарк «Инновационный центр „Жигулевская долина“» / Technopark «Innovation center „Zhigulevskaya dolina”»

4 Свердловская область / Sverdlovskaya oblast' 1. Промышленно-производственная ОЭЗ «Титановая долина» / Industrial-production SEZ «Titanovaya dolina» 2. Технопарк «Уральский университетский комплекс» / Technopark “Urals University Complex”

5 Калужская область / Kaluzhskaya oblast' 1. Промышленно-производственная ОЭЗ «Людиново» / Industrial-production SEZ «Lyudinovo» 2. Технопарк «Обнинск» / Technopark «Obninsk»

6 Московская область / Moskovskaya oblast' 1. Технико-внедренческая ОЭЗ «Дубна» / Technology-launching SEZ «Dubna» 2. Технопарк «Экополис» / Technopark «Ekopolis»

7 Нижегородская область / Nizhegorodskaya oblast' 1. Технопарк «ИТ-парк Анкудиновка» / Technopark «IT-park Ankudinovka» 2. Технопарк «Саров» / Tekhnopark «Sarov»

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: стат. сб. // Росстат. М., 2014. 900 с.

2 Russian regions. Social-economic indicators. 2014: Statistical review // Russian Statistical Agency. Moscow, 2014. 900 p.

122

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

Продолжение табл. 2

№ / No. Регион-субъект РФ / RF subject Наличие особых экономических зон и технопарков / Special economic zones and technoparks

8 г. Санкт-Петербург / Saint-Petersburg Технико-внедренческая ОЭЗ «Санкт-Петербург» / Technology-launching SEZ «Sankt-Peterburg»

9 Республика Мордовия / Mordoviya Republic Технопарк «Мордовия» / Tekhnopark «Mordoviya»

10 Республика Саха (Якутия) / Sakha Republic (Yakutiya) Технопарк «Якутия» / Technopark «Yakutiya»

11 Архангельская область / Astrakhanskaya oblast' Технико-внедренческая ОЭЗ «Астрахань» / Technology-launching SEZ «Astrakhan'»

12 Белгородская область / Belgorodskaya oblast' Технопарк «Белогорье» / Technopark «Belogor'ye»

13 Кемеровская область / Kemerovskaya oblast' «Кузбасский технопарк» / «Kuzbasskiy technopark»

14 Липецкая область / Lipetskaya oblast' Промышленно-производственная ОЭЗ «Липецк» / Industrial-production SEZ «Lipetsk»

15 Мурманская область / Murmanskaya oblast' Портовая ОЭЗ / Portovaya SEZ

16 Новосибирская область / Novosibirskaya oblast' «Технопарк Новосибирского Академгородка» / «Technopark Novosibirskogo Akademgorodka»

17 Приморский край / Primorskiy kray Промышленно-производственная ОЭЗ в г. Владивостоке / Industrial-production SEZ in Vladivostok

18 Псковская область / Pskovskaya oblast' Промышленно-производственная ОЭЗ «Моглино» / Industrial-production SEZ «Moglino»

19 Томская область / Tomskaya oblast' Технико-внедренческая ОЭЗ «Томск» / Technology-launching SEZ «Tomsk»

20 Тюменская область / Tyumenskaya oblast' Технопарк «Западно-Сибирский инновационный центр» / Tekhnopark «Zapadno-Sibirskiy Innovation center»

21 Ульяновская область / Ul'yanovskaya oblast' Портовая ОЭЗ «Ульяновск-Восточный» / Portovaya SEZ «Ul'yanovsk-Vostochnyy»

22 Хабаровский край / Khabarovskiy kray Портовая ОЭЗ «Советская Гавань» / Portovaya «Sovetskaya Gavan'»

23 Ханты-Мансийский автономный округ / Khanty-Mansiyskiy avtonomnyy okrug «Технопарк высоких технологий» / “High-technology Technopark”

* Источник: составлено автором на основе [10, 11].

* Source: calculated by the author basing on [10, 11].

Лишь 23 региона РФ располагают ими на своей территории. Также при рассмотрении данных таблицы обращает на себя внимание то обстоятельство, что регионы, занимающие лидирующие по рейтингу позиции, реализуют и наибольшее количество благоприятных для инновационного развития проектов. Ярко выражено лидерство в рейтинге «регионов-столиц» -Москвы и Санкт-Петербурга. Это обосновывается и тем, что они очень привлекательны для инвесторов в силу наличия значительного финансового, трудового и интеллектуального потенциала. Последнее обусловлено тем, что в первых двух регионах имеются крупнейшие высших учебные заведения и научные исследовательские центры. Сахалинская и Самарская области, Республика Татарстан активно внедряли и внедряют инновации в промышленности весь рассматриваемый период. Подобная стратегия развития региона, но с менее значительными темпами, присуща и Московской, Нижегородской, Калужской, Тюменской и Свердловской областям. Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа и Тюменская область имеют отраслью специализации нефте- и газодобычу, нефтепереработку. Именно эти сферы производства являются ключевыми источниками поддержания развития российской экономики [12, с. 241-243], так как создают огромные доходы от их экспорта как самих регионов, так и страны в целом.

Выводы

Результаты рейтинга свидетельствуют о том, что развитие по интенсивному (инновационно-ориентированному) пути экономического роста способны реализовать регионы с уже имеющимся высоким уровнем развития, инвестиционно привлекательные, отраслевая специализация которых приносит очень высокие доходы, а также активно осуществляющие финансирование исследований, разработок и особенно технологических инноваций.

Нами также определены следующие обстоятельства развития российских регионов и страны. Москва, обладая около 9 % численности всего занятого населения России производит более 22 % от общего объема ВРП субъектов РФ. В то же время 24 региона России, имеющие в среднем за 2000-2012 гг. неудовлетворительное значение (менее 10 %) по рейтингу, располагающие примерно 41 % всего занятого населения страны и производят примерно 25 % общего объема валового продукта российских регионов. Субъекты РФ со средним уровнем инновационного развития (от 11 до 20 %) - их 44 - располагали примерно 55 % всей численности занятого населения и производили около 57 % общей суммы ВРП регионов России. Лидирующий по большинству рассмотренных нами параметров субъект РФ - Москва, имея крупнейший количественный и качественный задел практически

123

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

по всем факторам экономического развития, снижает по рейтингу значения большинства других регионов, а также их потенциал дальнейшего роста по инновационному пути как менее конкурентоспособных и привлекательных.

Подтверждается необходимость скорейшего перехода страны и ее регионов на инновационной путь развития, способствующий интенсивному экономическому росту. Важнейшей проблемой, на наш взгляд, является продолжающееся уже десятилетия и не «искореняемое» отставание большинства регионов от «нефтеэкспортирующих» и «столичных». За счет внедрения инноваций каждый регион России может осуществить экономическое развитие. Это является потенциалом для выравнивания уровня социальноэкономического в стране, которое сейчас, к сожалению, не наблюдается. Проблемой во внедрении и освоении инноваций является, на наш взгляд то, что коммерческие компании не готовы принимать высокие риски от внедрения «дорогостоящих новшеств». Имеющийся в России уровень инновационной деятельности заметно уступает многим хорошо развитым и интенсивно развивающимся странам. Роль государства остается важнейшей в решении этой проблемы. Это серьезная угроза как для дальнейшего социальноэкономического развития, так и для экономической безопасности Российской Федерации.

Рассмотренный и использованный в расчетах состав показателей инновационного развития можно, безусловно, считать комплексом наиболее важных индикаторов инновационно-ориентированного развития, потенциала интенсивного экономического роста в регионах Российской Федерации.

Список литературы

1. Токтамышева Ю.С. Индикаторы социально-экономического развития региона // Научное обозрение. 2014. № 8.

C. 390-396.

2. Зозуля Д.М. Инфраструктура инновационного бизнеса в России: проблемы и решения // Современные научные исследования. 2013. Вып. 1. ART 53223. URL: http://e-koncept. ru/article/596/ (дата обращения: 05.02.2015).

3. Ахунов Р.Р. Система индикаторов, характеризующих регион как функциональную подсистему национальной экономики. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 60 с.

4. Янгиров А. В. Воспроизводственный потенциал в системе управления региональной экономикой: дис. ... д-ра экон. наук. Уфа, 2008. 389 с.

5. Yusupov K.N., Yangirov A.V, Akhunov R.R., Toktamy-sheva Y.S. The region reproductive potential structure pyramid // Life Science Journal. 2014. Vol. 11. No. 12. Pp. 403-408.

6. Юсупов К.Н. Стратегия управления воспроизводственным потенциалом Республики Башкортостан в системе национальной экономики / под общ. ред. К.Н. Юсупова. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 256 с.

7. Сысоева Е.Ф., Трещевский Ю.И., Щедров А.И. Инновационное развитие России: этапы, сценарии, индикаторы // Регион: системы, экономика, управление. 2011. № 4 (15). С. 34-40.

8. Куклин А.А., Багаряков А.В., Никулина Н.Л. Факторы и индикаторы инновационного развития региона // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 10 (89). С. 116-121.

9. Гусев А.Б. Формирование рейтингов инновационного развития регионов России // Наука. Инновации. Образование. 2009. №8. С. 158-173.

10. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index (дата обращения: 25.03.2015).

11. Члены ассоциации технопарков в сфере высоких технологий // Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий. URL: http://nptechnopark.ru/members_of_the_ association/ (дата обращения: 25.03.2015).

12. Токтамышева Ю.С. Экспорт топливно-энергетических ресурсов как фактор социально-экономического развития России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 2 (27). С. 240-245.

В редакцию материал поступил 06.02.15 © Токтамышева Ю. С., 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторе

Токтамышева Юлия Семеновна, аспирант, Башкирский государственный университет Адрес: 450076, г Уфа, ул. К. Маркса, 3/4, тел.: (347) 229-96-08 E-mail: [email protected]

( Л

Как цитировать статью: Токтамышева Ю.С. Оценка реализации стратегии инновационно-ориентированного развития экономики в регионах России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 118-125.

V______________________________________________________________________________________J

124

Экономика и управление народным хозяйством Economics and economic management

Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2 Actual Problems of Economics and Law. 2015. No. 2

YU. S. TOKTAMYSHEVA, post-graduate student Bashkir State University, Ufa, Russia EVALUATION OF IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY OF THE ECONOMY INNOVATION-ORIENTED DEVELOPMENT IN RUSSIAN REGIONS

Objective: to develop methods for analyzing and determining the level of socio-economic development of the Russian Federation subjects towards innovations.

Methods: dialectical and systemic approaches to the consideration of economic phenomena and facts, processing and synthesis of information using statistical and graphical methods of analysis.

Results: it was determined that the transition to intensive economic growth, as a vital in the long-term strategy for accelerated economic development, is not implemented in all regions of Russia. There are disparities in the level of innovation activity and investment performance.

Scientific novelty: the method used for estimating the efficiency of implementing and realization of the potential of innovation-oriented development in the Russian Federation regions was the method of ranking, based on information on the key indicators: labour productivity, capital productivity, sustainability of the regional economy, production of innovative goods, works and services, expenditure on research and development, investment in technological innovation in the region.

Practical value: financing and implementation of innovative projects (industrial production and technical innovation special economic zones, technology parks, etc.) proved their efficient impact on the growth and performance of the entire region’s economy. The highest positions in the ranking of innovative development are occupied by the regions with high innovative attractivity and well-developed energy and raw materials industry.

Key words: innovations; modernization; investment; innovation-oriented development; regional economy; federation subjects; "raw materials dependence"; competitiveness; potential of the region.

References

1. Toktamysheva, Yu.S. Indikatory sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona (Indicators of social-economic development of a region). Nauchnoe obozrenie, 2014, no. 8, pp. 390-396.

2. Zozulya, D.M. Infrastruktura innovatsionnogo biznesa v Rossii: problemy i resheniya (Infrastructure of innovative business in Russia; problems and solutions). Sovremennye nauchnye issledovaniya, 2013, is. 1, available at: http: //e-koncept.ru/article/596/ (accessed: 05.02.2015).

3. Akhunov, R.R. Sistema indikatorov, kharakterizuyushchikh region kak funktsional'nuyu podsistemu natsional'noi ekonomiki (System of indicators characterizing the region as a functional subsystem in national economy). Ufa: RIO BashGU, 2003, 60 p.

4. Yangirov, A. V. Vosproizvodstvennyi potentsial v sisteme upravleniya regional'noi ekonomikoi: dis. ... d-ra ekon. nauk (Reproduction potential in the system of regional economy management: Doctoral (Economics) thesis). Ufa, 2008, 389 p.

5. Yusupov, K.N., Yangirov, A.V., Akhunov, R.R., Toktamysheva, Y.S. The region reproductive potential structure pyramid. Life Science Journal, 2014, vol. 11, no. 12, pp. 403-408.

6. Yusupov, K.N. Strategiya upravleniya vosproizvodstvennym potentsialom Respubliki Bashkortostan v sisteme natsional'noi ekonomiki (Strategy of reproductive potential management of Bashkir Republic in national economy system). Ufa: RITs BashGU, 2012, 256 p.

7. Sysoeva, E.F., Treshchevskii, Yu.I., Shchedrov, A.I. Innovatsionnoe razvitie Rossii: etapy, stsenarii, indicatory (Innovative development of Russia: stages, scenarios, indicators). Region: sistemy, ekonomika, upravlenie, 2011, no. 4 (15), pp. 34-40.

8. Kuklin, A.A., Bagaryakov, A.V., Nikulina, N.L. Faktory i indikatory innovatsionnogo razvitiya regiona (Factors and indicators of a region’s innovative development). Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 10 (89), pp. 116-121.

9. Gusev, A.B. Formirovanie reitingov innovatsionnogo razvitiya regionov Rossii (Forming the ratings of the Russian regions’ innovative development). Nauka. Innovatsii. Obrazovanie, 2009, no. 8, pp. 158-173.

10. Osobye ekonomicheskie zony (Special economic zones), available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index (accessed: 25.03.2015).

11. Chleny assotsiatsii tekhnoparkov v sfere vysokikh tekhnologii (Members of Associations of technoparks in high-technologies sphere), available at: http://nptechnopark.ru/members_of_the_association/ (accessed: 25.03.2015).

12. Toktamysheva, Yu.S. Eksport toplivno-energeticheskikh resursov kak faktor sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii (Export of fuel-energy resources as a factor of social-economic development of Russia). Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa, 2014, no. 2 (27), pp. 240-245.

Received 06.02.15

Information about the author Toktamysheva Yuliya Semenovna, post-graduate student, Bashkir State University Address: 3/4 Karl Marx Str., 450076, Ufa, tel.: 8 (347) 229-96-08 E-mail: [email protected]

For citation: Toktamysheva Yu.S. Evaluation of implementation of the strategy of the economy innovation-oriented development in Russian regions. Aktual’niyeproblemy ekonomiki iprava, 2015, no. 2, pp. 118-125.

© Toktamysheva Yu. S., 2015

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.