Научная статья на тему 'Оценка развития туристской инфраструктуры региона'

Оценка развития туристской инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6235
658
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕТОДИКА / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / REGIONAL TOURIST INFRASTRUCTURE / METHOD / TOURISM DEVELOPMENT ISSUES / NORTHWESTERN FEDERALDISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Величкина Анна Владимировна

Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, однако по данным Всемирного экономического форума в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в 2013 году она занимает лишь 63 место в мире. При этом главным фактором, сдерживающим развитие сферы туризма как в стране, так и в регионах, по-прежнему является неразвитая туристская инфраструктура, низкие темпы развития и совершенствования её основных элементов. В статье раскрыто понятие туристской инфраструктуры региона, определен ее состав, обобщены методические подходы к ее оценке, а также выявлены преимущества и недостатки рассматриваемых методик. Представлена авторская методика оценки развития туристской инфраструктуры региона, получившая апробацию на материалах Северо-Западного федерального округа. По результатам оценки на территории округа зафиксированы регионы со следующими уровнями развития: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего. Результаты оценки позволили установить основные проблемы, сдерживающие развитие туристской инфраструктуры регионов, и сформулировать основные направления ее совершенствования. Представлена также матрица перспектив развития туризма в регионах СЗФО, составленная на базе методологии портфельного анализа. Таким образом, важнейшим условием развития туризма должно стать достижение оптимальных уровней инфраструктурной обеспеченности региона; а формирование туристской инфраструктуры должно входить в число приоритетных направлений региональной экономической политики в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The assessment of the regional tourism infrastructure development

The Russian Federation has a high potential for tourism, but, according to the World Economic Forum, it ranks only 63rd in the world in the rating of travel and tourism sector competitiveness in 2013. The obstacle to tourism development in the country and its regions is still an underdeveloped tourist infrastructure, the slow pace of development and improvement of its basic elements. The article discloses the tourist infrastructure concept in the region, defines its structure, summarizes methodological approaches to its assessment and reveals the advantages and disadvantages of the considered methods. It presents the author’s method to estimate the regional tourism infrastructure development that has been approbated by the data of the Northwestern Federal District. The research has resulted in the regions’ differentiation by the following development levels: high, above average, average, below average. The evaluation results have helped to indicate the key problems, hindering the regional tourist infrastructure development, and to formulate the basic directions of its improvement. The author presents the matrix of tourism development prospects in the Northwestern Federal District regions, based on the portfolio analysis method. Thus, the most important condition for the tourism development is to achieve optimal levels of infrastructure provision in the region; and the regional economic policy in the sphere of tourism should focus on tourist infrastructure development.

Текст научной работы на тему «Оценка развития туристской инфраструктуры региона»

УДК 338.48(470.12), ББК 65.433(2Рос-4Вол) © Величкина А.В.

Оценка развития туристской инфраструктуры региона

Анна Владимировна ВЕЛИЧКИНА

аспирант, младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий РАН (160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а, avelichkina@ya.ru)

Аннотация. Российская Федерация обладает высоким туристским потенциалом, однако по данным Всемирного экономического форума в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма в 2013 году она занимает лишь 63 место в мире. При этом главным фактором, сдерживающим развитие сферы туризма как в стране, так и в регионах, по-прежнему является неразвитая туристская инфраструктура, низкие темпы развития и совершенствования её основных элементов. В статье раскрыто понятие туристской инфраструктуры региона, определен ее состав, обобщены методические подходы к ее оценке, а также выявлены преимущества и недостатки рассматриваемых методик. Представлена авторская методика оценки развития туристской инфраструктуры региона, получившая апробацию на материалах Северо-Западного федерального округа. По результатам оценки на территории округа зафиксированы регионы со следующими уровнями развития: высоким, выше среднего, средним, ниже среднего. Результаты оценки позволили установить основные проблемы, сдерживающие развитие туристской инфраструктуры регионов, и сформулировать основные направления ее совершенствования. Представлена также матрица перспектив развития туризма в регионах СЗФО, составленная на базе методологии портфельного анализа. Таким образом, важнейшим условием развития туризма должно стать достижение оптимальных уровней инфраструктурной обеспеченности региона; а формирование туристской инфраструктуры должно входить в число приоритетных направлений региональной экономической политики в сфере туризма.

Ключевые слова: региональная туристская инфраструктура, методика, проблемы развития туризма, Северо-Западный федеральный округ.

В настоящее время в региональной экономике большое внимание уделяется вопросам развития туризма, поскольку данная отрасль является одной из высоко-

доходных и динамично развивающихся. Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) занимает выгодное положение в России с точки зрения развития туризма,

что обусловлено уникальным сочетанием природно-климатических условий и присутствием крупнейших объектов культурного наследия [9].

Въездной туристский поток в СЗФО в

2011 г. составил более 11,5 млн. посетителей. При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются: Санкт-Петербург, Ленинградская и Вологодская области. На долю данных субъектов приходится около 80% всего въездного потока в СЗФО (по данным за 2011 г.). Остальные регионы существенно уступают регионам-лидерам (рис. 1). Вместе с тем следует отметить тенденцию активного развития туризма в Псковской области и Республике Коми, о чем свидетельствует рост объема их туристских услуг в последние годы (рис. 2).

В рассматриваемый период (с 2007 по

2012 г.) сфера туризма Вологодской области получила значительное развитие: растут доходы от туризма, увеличивается доля этой отрасли в ВРП региона: так, в 2012 году в консолидированный бюджет Во-

логодской области от организаций сферы туризма и сопутствующих отраслей поступило 225,5 млн. рублей (рис. 3). В период с 2007 по 2012 г. доходы от туризма в расчете на душу населения выросли на 80% и составили в 2012 г. 10 811 рублей [4]. Особо следует подчеркнуть роль туризма в экономике региона — доля отрасли в ВРП увеличилась на 1,2 процентных пункта —до 4,2%.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает фактором, сдерживающим развитие отрасли, либо определяет положительную динамику развития туристско-рекреационной сферы. Вместе с тем для большинства регионов СЗФО инфраструктурные проблемы служат основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В этой связи становится актуальным поиск подхода к комплексной оценке туристской инфраструктуры региона и разработке направлений ее развития и совершенствования.

Рисунок 1. Туристский поток в регионах Северо-Западного федерального округа в 2011 г.

г. Санкт-Петербург Ленинградская область Вологодская область Калининградская область Республика Карелия Псковская область Архангельская область Мурманская область Новгородская область Республика Коми

5500

1875

1800

500 490 376 | 325 ~~| 312 308

38*

* По Республике Коми представлены данные за 2010 г.

Рисунок 2. Объем туристских услуг населению в 2011 г.

руб.

Объем туристских услуг на душу населения, руб. Среднегодовой темп роста за 2010-2011 гг., в %

Рисунок 3. Совокупный доход от туризма в Вологодской области в 2007-2012 гг., тыс. чел.

Для более детального изучения региональной туристской инфраструктуры возникает необходимость уточнения ее определения, структуры и выявления основных проблем, сдерживающих ее развитие.

Понятие туристской инфраструктуры не является новым, но следует отметить, что в научной литературе нет единого толкования этого термина. Неоднозначность и размытость содержательного смысла

понятия «инфраструктура туризма» объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к ней отдельных видов хозяйственной деятельности, а также неопределенностью круга объектов туристской инфраструктуры.

Следует согласиться с мнением Д.Ф. Ва-селиха, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)» [3].

Результаты теоретико-методологического анализа позволяют определить состав региональной инфраструктуры туризма: это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения

потребностей туризма, — производственная инфраструктура, и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов, — инфраструктура сферы услуг (рис. 4). Поэтому комплексная оценка развития туристской инфраструктуры должна базироваться на всестороннем, последовательном анализе входящих в нее элементов [4].

В научной литературе известны авторские методики, применяемые специалистами непосредственно для оценки туристской инфраструктуры (например, методики В.С. Боголюбова, И.Г. Лимониной, О.Б. Ев-реинова, А.В. Кучумова и др.). Условно эти методики можно разделить на два подхода.

Согласно первому подходу (И.Г. Лимо-нина, А.В. Кучумов) развитие региональной туристской инфраструктуры оценивается через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» в развитии туристской инфраструктуры в территори-

Рисунок 4. Элементы региональной инфраструктуры туризма

альном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, не снижая значимости отдельных ее элементов. Однако данные методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, позволяющих более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время в некоторых из методик отмечается ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В.С. Боголюбов, О.Б. Евреинов) оценивают региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатками таких методик является то, что действующая система статистических показателей не позволяет апробировать их на региональном уровне.

Обобщая вышесказанное, можно заключить, что наиболее полной и объективной будет та методика оценки туристской инфраструктуры, которая опирается на существующий инструментарий и учитывает показатели официальной статистики. Кроме того, эту методику можно дополнить анализом качественных показателей развития туристской инфраструктуры, полученных с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса, проведенного как среди туристов, так и предприятий туротрасли.

В основе методики лежит определение индекса туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов

десяти входящих в него блоков показателей (рис. 5). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.

Как видно из рисунка 6, на первом этапе расчета индекса туристской инфраструктуры региона различные показатели представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе индексы отдельных блоков рассчитываются как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса туристской инфраструктуры.

Апробация методики на материалах субъектов СЗФО позволила выделить группы территорий по уровню развития в них туристской инфраструктуры (рис. 7).

Границы интервалов групп формировались в зависимости от среднего значения индекса туристской инфраструктуры по СЗФО (табл. 1). Согласно расчетам среднее значение индекса туристской инфраструктуры в 2011 г. составило 488, максимальное — 1000 (см. рис. 7).

Результаты исследования позволили распределить регионы СЗФО по уровню развития в них инфраструктуры туризма в 2011 г. (рис. 8).

Высокий уровень развития инфраструктуры туризма зафиксирован в г. Санкт-Петербурге, занимающем лидирующее положение по большинству составляющих индекса, за исключением объектов экологической очистки и блока безопасности.

В Мурманской области уровень инфраструктурного развития выше среднего, что объясняется ростом значений показателей коммунальной инфраструктуры, объектов экологической очистки, информационно-коммуникационной инфраструктуры, предприятий общественного питания, торговли.

Рисунок 5. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона

Рисунок 6. Методический инструментарий расчета индекса туристской инфраструктуры

I этап

Приведение показателей к одинаковой размерности

II этап

Расчет индексов отдельных блоков

III этап

Расчет индекса туристской инфраструктуры

НДт =

1000-Зг

гутах эт

1000-

для прямых показателей

1000 ■ зг

гутах

‘-'ти

для обратных показателей

где: Зт - фактическое значение показателя;

Зтах - наилучшее значение показателя в выборке.

где: т - количество показателей в блоке.

Рисунок 7. Распределения регионов СЗФО по индексу туристской инфраструктуры в 2011 г.

г. Санкт-Петербург Мурманская область Новгородская область Республика Коми Калининградская область Архангельская область Республика Карелия Ленинградская область Вологодская область Псковская область

732

538

491

480

462

454

443

437

433

412

Среднее значение индекса (1ИТ = 488)

Таблица 1. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры

№ группы

Границы интервала

Нижняя граница

Верхняя граница

Уровень туристского потенциала

I-

I 41

1тах ^ 1тах

N

I-

I 3 I

1тах ^ 1тах

N

Очень низкий

I 31

^ 1тах 1тах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N

I-

I 2 I

1тах и 1тах

N

Низкий

N

Ниже среднего

I +

Средний

— !г

I +

I +

+ ■

N

Выше среднего

N

N

Высокий

7

I +

+ ■

N

N

Очень высокий

Примечание: !тах - максимальное значение индекса туристской инфраструктуры, равное 1000; I - среднее значение индекса туристской инфраструктуры; N - число групп по уровню туристской инфраструктуры.

Рисунок 8. Распределение регионов СЗФО по уровню развития туристской инфраструктуры в 2011 г.

1

2

3

4

5

6

Средний уровень развития туристской инфраструктуры выявлен в Новгородской, Калининградской, Архангельской областях, а также в республиках Коми и Карелия. Значение индекса туристской инфраструктуры в этих регионах варьируется от 443 до 491.

Уровень туристской инфраструктуры ниже среднего отмечается в Ленинградской, Вологодской и Псковской областях, что обусловлено низкими показателями по многим составляющим индекса.

Актуальным является определение перспектив развития сферы туризма, что возможно осуществить через соотнесение уровней туристско-рекреационной конкурентоспособности и развития туристской инфраструктуры региона. Для этого целесообразно использовать матрицу, построенную на базе методологии портфельного анализа (табл. 2).

Ведущим регионом СЗФО с точки зрения перспектив развития туризма является город Санкт-Петербург, который характеризуется высоким уровнем туристско-рекреационной конкурентоспособности и развития туристской инфраструктуры.

Весьма перспективными можно назвать Мурманскую, Калининградскую, Вологодскую области и Республику Карелия. Реализовать перспективы развития туризма в Мурманской области позволит проведение комплекса мероприятий, направленных на рост ее туристско-рекреационной конкурентоспособности. В Калининградской, Вологодской областях и Республике Карелия, обладающих достаточно высоким среди регионов СЗФО уровнем конкурентоспособности туризма, важно уделить большее внимание совершенствованию туристской инфраструктуры.

Достижение высоких показателей в Ленинградской, Новгородской, Псковской, Архангельской областях и Республике Коми возможно при значительных инвестициях в инфраструктурные проекты и долгосрочном стимулировании повышения туристско-рекреационной конкурентоспособности.

Таким образом, матрица позволяет выявить взаимосвязь между туристской инфраструктурой и развитием туризма, выделить регионы, которым в первую очередь следует обратить внимание на развитие туристской инфраструктуры.

Таблица 2. Матрица перспектив развития сферы туризма регионов СЗФО

Уровень развития туристской инфраструктуры

Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего

Уровень туристско-рекреационной конкурентоспособности региона Высокий г. Санкт-Петербург - - -

Выше среднего - - Калининградская область Вологодская область, Республика Карелия

Средний - - Новгородская область Ленинградская область

Ниже среднего - Мурманская область Архангельская область -

Низкий - - Республика Коми Псковская область

Проблемы, сдерживающие развитие в регионах инфраструктуры туризма, можно классифицировать следующим образом: инфраструктурные проблемы, связанные прежде всего с состоянием материальнотехнической базы, и административноправовые проблемы.

К инфраструктурным проблемам следует отнести:

— недостаточное развитие объектов производственной инфраструктуры, в том числе из-за высоких издержек на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортной сети, очистных сооружений);

— моральный и физический износ материально-технической базы объектов инфраструктуры сферы услуг;

— старение и износ основных фондов туристской инфраструктуры;

— неравномерность в развитии туристской инфраструктуры районов и крупных городов области;

— недостаточность необходимой сервисной инфраструктуры на рекреационных территориях;

— слабую информационную оснащенность территорий (отсутствие на многих территориях громкоговорящей связи, информационных стендов и указателей, в том числе и на иностранных языках) и др.

Административно-правовые проблемы представлены тремя группами:

1) проблемы нормативно-правового обеспечения туристско-рекреационной индустрии (в частности туристской инфраструктуры);

2) низкая инвестиционная активность в индустрии, отсутствие эффективных механизмов государственного стимулирования инвестиций в ее развитие;

3) недостаток высококвалифицированных профессиональных кадров.

Таким образом, данная классификация проблем, сдерживающих развитие туристской инфраструктуры, позволяет выделить два основных направления комплексного развития и совершенствования туристской инфраструктуры регионов:

• совершенствование материальнотехнической базы;

• развитие системы административноправового регулирования.

Решение выявленных проблем в рамках данных направлений позволит совершенствовать туристскую инфраструктуру регионов, успешно развивая региональный туризм. Эти меры будут способствовать увеличению туристского потока в регионы и, как следствие, обеспечат рост поступлений в бюджет, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.

Литература

1. Барабанов, А.С. Оценка конкурентоспособности региона / А.С. Барабанов // Проблемы теории и практики управления. — М., 2011. — № 3. — С.69-81.

2. Боголюбова, С.А. Факторы неэффективного развития региональной инфраструктуры туризма [Электронный ресурс] / С.А. Боголюбова, Д.Ф. Василиха // Современные проблемы науки и образования : электрон. журнал. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/100-4960.

3. Василиха, Д.Ф. Стратегическое управление развитием региональной инфраструктуры туризма [Текст] : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Д.Ф. Василиха. — СПб, 2012. — 19 с.

4. Величкина, А.В. Проблемы развития туристской инфраструктуры региона (на примере Вологодской области) / А.В. Величкина // Проблемы развития территории. — 2013. — № 66. — С. 40-48.

5. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ [Текст] : учеб. пособие / Д.К. Исмаев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Книгодел, 2009. — 152 с.

6. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы) : Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 // Собрание законодательства РФ. —2011. — № 34. — Ст. 4966. — 22 авг.

7. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области за 2012 г. // Официальный портал Вологодской области. — Режим доступа: http:// vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/index.php?id_ 16=100& from_17=1.

8. Селякова, С.А. Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области [Текст] / С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2009. — № 1. — C. 80-88.

9. Стратегия развития туризма в Вологодской области [Текст] / В.А. Ильин, Ю.Н. Плеханов, Т.В. Ускова, С.А. Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков, Е.Н. Богачева. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. - 187 с.

10. Татаркин, А. И. Оценка инвестиционных потребностей социально-экономического развития региона [Текст] / А. И. Татаркин, М. Р. Биматов // Журнал экономической теории. — 2010. — № 2. — С. 29-33.

11. Ускова, ТВ. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В.С. Орлова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — 182 с.

Velichkina A.V

The assessment of the regional tourism infrastructure development

Anna Vladimirovna Velichkina — Junior Research Associate, Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia, common@vscc.ac.ru)

Abstract. The Russian Federation has a high potential for tourism, but, according to the World Economic Forum, it ranks only 63rd in the world in the rating of travel and tourism sector competitiveness in 2013. The obstacle to tourism development in the country and its regions is still an underdeveloped tourist infrastructure, the slow pace of development and improvement of its basic elements. The article discloses the tourist infrastructure concept in the region, defines its structure, summarizes methodological approaches to its assessment and reveals the advantages and disadvantages of the considered methods. It presents the author’s method to estimate the regional tourism infrastructure development that has been approbated by the data of the Northwestern Federal District. The research has resulted in the regions’ differentiation by the following development levels: high, above average, average, below average. The evaluation results have helped to indicate the key problems, hindering the regional tourist infrastructure development, and to formulate the basic directions of its improvement. The author presents the matrix of tourism development prospects in the Northwestern Federal District regions, based on the portfolio analysis method. Thus, the most important condition for the tourism development is to achieve optimal levels of infrastructure provision in the region; and the regional economic policy in the sphere of tourism should focus on tourist infrastructure development.

Key words: Regional tourist infrastructure, method, tourism development issues, Northwestern Federal District.

References

1. Barabanov A.S. Otsenka konkurentosposobnosti regiona [Assessment of the Region’s Competitiveness]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya [Issues of Theory and Practice of Management], Moscow, 2011, no.3, pp. 69-81.

2. Bogolyubova S.A., Vasilikha D.F. Faktory neeffektivnogo razvitiya regional’noi infrastruktury turizma [The Factors of Inefficient Development of Regional Tourism Infrastructure]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education]. Available at: http://www.science-education. ru/100-4960.

3. Vasilikha D.F. Strategicheskoe upravlenie razvitiem regional’noi infrastruktury turizma: avtoref. dis.... kand. ekon. nauk: 08.00.05 [Strategic Management of the Regional Tourist Infrastructure: Ph.D. in Economics Dissertation Abstract]. Saint Petersburg, 2012. 19 p.

4. Velichkina A.V. Problemy razvitiya turistskoi infrastruktury regiona (na primere Vologodskoi oblasti) [Problems of Development of the Region’s Tourism Infrastructure (Case Study of the Vologda Oblast)]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no.66, pp. 40-48.

5. Ismaev D.K. Organizatsiya v”ezdnogo turizma v RF: ucheb.posobie [Internal Tourism in Russia: Textbook]. 2nd edition, revised and supplemented. Moscow: Knigodel, 2009. 152 p.

6. O federal’noi tselevoi programme “Razvitie vnutrennego i v”ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011—2018 gody)”: Postanovlenie Pravitel’stva RF ot 2 avgusta 2011 g. № 644 [On the Federal Target Program “Development of Domestic and Inbound Tourism in the Russian Federation (2011—2018): the RF Government Decree of August 2, 2011, no.644]. Sobranie zakonodatel’stva RF [Collection of Legislation of the Russian Federation], 2011, no.34, p. 4966.

7. Publichnyi doklad o rezul’tatakh deyatel’nosti Departamenta dorozhnogo khozyaistva i transporta Vologodskoi oblasti za 2012 g. [The 2012 Public Report on the Results of the Road-Building and Transport Department Activity of the Vologda Oblast]. Ofitsial’nyiportal Vologodskoi oblasti [Official Website of the Vologda Oblast]. Available at: http://vologda-oblast.ru/ru/government/executive_power/index.php?id_ 16=100& from_17=1.

8. Selyakova S.A., Dubinicheva L.Y, Markov K.V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya turistskoi industrii v Vologodskoi oblasti [Status and Prospects of Tourist Industry Development in the Vologda Region]. Ekonomicheskie i sotsial’nye peremeny: fakty, tendentsii,prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Tendencies and Forecast], 2009, no.1, pp. 80-88.

9. Ilyin V.A., Plekhanov Yu.N., Uskova T.V., Selyakova S.A., Dubinicheva L.V., Markov K.V., Bogacheva E.N. Strategiya razvitiya turizma v Vologodskoi oblasti [Strategy of Tourism Development in the Vologda Oblast]. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2009. 187 p.

10. Tatarkin A.I., Bimatov M.R. Otsenka investitsionnykh potrebnostei sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Assessment of Investment Needs for the Regional Socio-Economic Development]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Journal of Economic Theory], 2010, no.2, pp. 29-33.

11. Uskova T.V., Dubinicheva L.V., Orlova V.S. Sotsial’no-ekonomicheskii resurs turizma: monografiya [SocioEconomic Resource of Tourism: Monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2011. 182 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.