УДК: 330.33
ББК: 65.9
Васильчук О.И., Голиков О.И., Голикова О.В. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Vasilchuk O.I., Golikov O.I., Golikova O. V.
ASSESSMENT OF THE DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AND THE PROSPECTS FOR ITS DEVELOPMENT
Ключевые слова: экономическая безопасность, правовое регулирование экономической безопасности, критерии и индикаторы экономической безопасности, субъекты малого и среднего предпринимательства, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Keywords: economic security, Legal regulation of economic security, Criteria and indicators of economic security, Small and medium-sized enterprises, support for small and medium-sized enterprises.
Аннотация: значимость сектора малого и среднего предпринимательства признана во всем мире. В цивилизованных государствах объем сектора малого и среднего предпринимательства достаточно огромен. Малые и средние предприятия формируют рабочие места и обеспечивают значительную часть населения страны доходами, во многом определяя социально-экономическое и финансовое состояние страны в целом и её регионов в частности.
В сформировавшихся условиях мирового экономического кризиса, обусловленного развитием пандемии «COVID 19», и в условиях политического давления на Россию особо остро встала проблема обеспечения национальной безопасности государства.
Экономическая безопасность является направлением национальной безопасности государства и её уровень находится под влиянием многочисленных факторов внешних и внутренних угроз.
Сектор малого и среднего звена предпринимательской деятельности оказывает существенное влияние на развитие социально-экономической сферы государства тем самым обуславливая устойчивость и функциональность национальной экономики. Важность сегмента малого и среднего предпринимательства в проводимой государством социально-экономической политике определяется сферой деятельности, уровнем занятости активного населения, удовлетворением потребителей в товарах и услугах, участием в формировании конкурентных преимуществ и, как следствие, формировании доходной части бюджетной системы разных уровней.
Формирование и процесс развития сектора малого и среднего предпринимательства является приоритетным направлением развития экономики государства.
Поскольку развитие сектора малого и среднего бизнеса является стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности как страны в целом, так и отдельно взятых регионов, в Российской Федерации приняты и функционируют различные программы содействия и поддержки субъектов МСП.
Abstract: the importance of the smeel sector is recognized worldwide. In civilized countries, the size of the small and medium-sized business sector is quite huge. Small and medium-sized enterprises form jobs and provide a large part of the country's population with income, largely determining the socio-economic and financial condition of the country in general and its regions in particular. In the prevailing conditions of the global economic crisis caused by the development of the "COVID 19" pandemic, and in the face ofpolitical pressure on Russia, the problem of ensuring the
national security of the state became particularly acute. Economic security is the national security of the state and its level is influenced by numerous factors of external and internal threats.
The small and medium-sized business sector has a significant impact on the development of the socio-economic sphere of the state and, thus, conditioning the stability and functionality of the national economy. The importance of the segment of small and medium-sized enterprises, in the state's socio-economic policy, is determined by the sphere of activity, the level of employment of the active population, consumer satisfaction in goods and services, participation in the formation of competitive advantages and, as a result, the formation of the income part of the budget system of different levels.
The formation and development of the small and medium-sized business sector is a priority for the development of the state's economy. As the development of the small and medium-sized business sector is a strategic direction for ensuring the economic security of the country as a whole and in the individual regions, various programmes to promote and support SMEs have been adopted and are in place in the Russian Federation.
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства предопределяет темпы роста экономики, уровень занятости активного населения и безработицы, структуру валового продукта. Способность субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности быстро реагировать на изменения, обусловленные геополитической обстановкой в мире, и на происходящие рыночные преобразования является стабилизирующим фактором экономических процессов в регионах и в
стране. В то же время, сегменту субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности присущи значительная интенсивность труда, трудности, обусловленные внедрением инновационных технологий и методов, нехватка собственного капитала и жесткая конкурентная борьба за своего потребителя.
По данным Росстата в таблице 1 проанализируем состояние сегмента малого и среднего предпринимательства.
Субъект РФ 2017 2018 2019 Абсолютные отклонения (+;-) Темп роста (снижения), %
2018 к 2019 к 2018 к 2019 к
2017 2018 2017 2018
Российская Феде- 6039216 6041195 5916906 1979 -124289 0,03 -2,06
рация
Центральный феде- 1861590 1866670 1821752 5080 -44918 0,27 -2,41
ральный округ
Северо-Западный 697706 707495 692465 9789 -15030 1,40 -2,12
федеральный округ
Южный федераль- 712124 709427 694492 -2697 -14935 -0,38 -2,11
ный округ
Северо-Кавказский 199503 201326 200256 1823 -1070 0,91 -0,53
федеральный округ
Приволжский фе- 1083030 1080648 1058398 -2382 -22250 -0,22 -2,06
деральный округ
Уральский феде- 520433 517901 510075 -2532 -7826 -0,49 -1,51
ральный округ
Сибирский феде- 702399 642811 628271 -59588 -14540 -8,48 -2,26
ральный округ
Дальневосточный 262431 314917 311197 52486 -3720 20,00 -1,18
федеральный округ
Таблица 1 - Количество субъектов малого и среднего предпринимательства
Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют о негативной тенденции в сфере малого бизнеса, поскольку на протяжении 2017-2019 наблюдается уменьшение количества зарегистрированных субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности. В целом по Российской Федерации по состоянию на 31.12.2018 отмечается незначительный рост на 1979 субъектов. Однако пять из восьми феде-
ральных округов показывают крайне отрицательные значения. Антилидером является Сибирский федеральный округ, в котором в 2018 году прекратили свою предпринимательскую деятельность 59 588 субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности или 8,48%.
Более наглядно это отражено на рисунке 1.
6100000 6050000 6000000 5950000 5900000 5850000
2017 2018 2019
Рисунок 1 - Общее количество зарегистрированных субъектов малого и среднего
предпринимательства в 2017-2019 гг.
В целом по федеральным округам представленная информация отражена на рисунке 2.
ура
Федерал
Г
Фед
Сибирский
Дальневосточный Федеральный округ
Северо-Кавказский Федеральный округ
Южный Федеральный округ
г
Рисунок 2 - Динамика субъектов по Федеральным округам
Тем не менее в целом по России наблюдается прирост на 0,03% который связан с ростом количества зарегистрированных субъектов в Дальневосточном феде-
ральном округе на 52 486 единиц, или на 20%, и Северо-Западном федеральном округе на 9789 единиц, или на 1,4%.
2000000 1800000 1600000 1400000 1200000 1000000 800000 600000 400000 200000 0
-Ж-
Центральный Федеральный округ
Северо-Западный
Федеральный округ Южный Федеральный округ
Северо-Кавказский
Федеральный округ Приволжский Федеральный
округ
Уральский Федеральный
ибирский Федеральный округ
Дальневосточный Федеральный округ
2017
2018
2019
Рисунок 3 - Динамика субъектов малого и среднего бизнеса по федеральным округам
В таблице 2 проанализируем количе- предпринимательской деятельности по ка-ство субъектов малого и среднего звена тегориям.
Таблица 2 - Категории МСП
Категория МСП 2017 2018 2019 Абсолютные отклонения (+;-) Темп роста (снижения), %
2018 к 2017 2019 к 2018 2018 к 2017 2019 к 2018
Юридические лица 2817510 2715388 2528711 -102122 -186677 -3,62 -6,87
Индивидуальные предприниматели 3221706 3325807 3388195 104101 62388 3,23 1,88
г
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, что на протяжении 20172019 гг. наблюдается уменьшение количества зарегистрированных юридических лиц (в 2018 году на 3,62%, в 2019 году на 6,87%)
и увеличение индивидуальных предпринимателей (в 2018 году на 3,23%, в 2019 году на 1,88%). Наглядно эта динамика представлена на рисунке 4.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Индивидуальные предприниматели
Юридические лица
2017
2018
2019
Рисунок 4 - Годовая динамика субъектов МСП
Факт роста количества индивидуаль- юридическими лицами обусловлен рядом ных предпринимателей по сравнению с объективных причин (рисунок 5).
индивидуальный предприниматель является единственнымвладельцем
меньше налогов и жиже налоговые ставки административная ответственность чем у юридических лиц
Рисунок 5 - Объективные причины регистрации ИП
Субъекты малого и среднего звена предпринимательской деятельности оказывают существенное влияние на уровень занятости активного населения и уровень безработицы (таблица 3). Все сотрудники, за-
действованные в малом бизнесе, заинтересованы в стабильной работе своей организации и в устойчивости региональной и национальной экономики.
Таблица 3 - Количество активного населения, задействованного в МСП
Абсолютные Темп роста
Показатель 2017 2018 2019 отклонения (+;-) (снижения), %
2018 к 2017 2019 к 2018 2018 к 2017 2019 к 2018
Количество 6039216 6041195 5916906 1979 -124289 0,03 -2,06
субъектов МСП
Количество 16106581 15873589 15321788 -232992 -551801 -1,45 -3,48
работников
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют, что изменение количества субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности влечет за собой и изме-
нение количества занятого активного населения. Так, ликвидация в 2019 году 124 289 единиц субъектов малого бизнеса лишило работы 551 801 человек (рисунок 6).
25000000
20000000
15000000
10000000
5000000
16106581
15873589
15321788
6039216
-♦-6041195
5916906
К
ра
К су
Рисунок 6 - Динамика изменения количества субъектов МСП и занятого активного населения
Данные таблицы 4 свидетельствуют, ления являются микропредприятия индиви-что лидером по занятости активного насе- дуальных предпринимателей.
Таблица 4 - Количество активного населения, задействованного в малом и среднем бизнесе в зависимости от категории предприятия
Юридические лица Индивидуальные предприниматели
Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия Микропредприятия Малые предприятия Средние предприятия
2017 2558536 239030 19944 3193349 28003 354
2018 2473561 223335 18492 3298065 27423 319
2019 2314128 197842 16741 3361628 26263 304
По остальным позициям индивидуальные предприниматели существенно проигрывают юридическим лицам (рисунок 7).
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
31412 47356 19784, 16741 36162 26263 27423 304 319 354
2 8 1 3 8
>2333. 18492 19944
1 ;
55853 3 29806 19334 5 28003
2 6 >3903! ] 3 9
2019 2018 2017
Микро предприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Юридические лица
Микро предприятия
Малые предприятия
Средние предприятия
Индивидуальные предприниматели
Рисунок 7 - Количество активного населения, задействованного в малом и среднем бизнесе в зависимости от категории предприятия
На рисунках 8, 9, 10 представлены графики занятости активного населения.
Рисунок 8 - Число работников в сфере малого и среднего бизнеса в 2017 году
Дальневосточный Федеральный округ
Сибирский Федеральный округ
Уральский Федеральный округ
Приволжский Федеральный округ
Северо-Кавказский Федеральный округ
Южный Федеральный округ
Северо-Западный Федеральный округ
354967 782562
1350830 1505976 1727752 1954712
Рисунок 9 - Число р аботников в сфере малого и среднего бизнеса в 2018 году
Рисунок 10 - Число работников в сфере малого и среднего бизнеса в 2019 году
На протяжении 2017-2019 гг. максимальное количество активного населения в сегменте малого предпринимательства фиксируется в Центральном федеральном округе, второе место занимает Приволжский федеральный округ и замыкает тройку лидеров -Северо-Западный федеральный округ.
Северо-Кавказский федеральный округ на протяжении периода исследования 20172019 гг. является антилидером в рейтинге занятости активного населения.
Уровень занятости активного населения в 2019 году между лидером (ЦФО) и антилидером (СКФО) превышает 14-ый размер.
Традиционно в сфере малого и среднего бизнеса фиксируется низкий удельный вес таких отраслей экономики, как обрабатывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, услуги жилищно-коммунального хозяйства, информационные услуги и услуги связи, здравоохранение и образование.
На основе проведенных аналитических
процедур можно сделать вывод о негативной тенденции, развивающейся в сфере малого и среднего звена предпринимательства, обусловленной резким сокращением его субъектов.
Анализ научной литературы позволил сгруппировать негативные факторы по внешним и внутренним признакам.
Основными факторами внешней среды являются политическая и экономическая обстановка в мире, и как следствие, изменение деловой активности, потребительского спроса и конкурентоспособности в сфере реального сектора развития МСП и экономики.
Факторы внутренней среды хотя и подвержены мониторингу, но влияют на концепцию экономической безопасности сектора малого и среднего бизнеса не меньше. Основными факторами внутренней среды, влияющими на развития сегмента МСП, являются:
- внутренняя политика государства в отношении сектора малого и среднего предпри-
нимательства, которая обусловлена уровнем финансовой поддержки, налоговой нагрузки, программ кредитования малого бизнеса и др.;
- внутренние причины развития самого субъекта МСП, которые обусловлены недостаточностью собственных средств, неудовлетворительной организационной структурой, слабым уровнем администрирования, нехваткой
Представленные данные свидетельствуют об уменьшении количества субъектов в 2019 году по сравнению с 2017 годом на 2,05% или на 124 289 единиц субъектов МСП. Этот факт связан с негативной динамикой таких показателей, как изменение государственной поддержки на 15,77%, или на 921 782 тыс.
Таким образом, за период с 2015 года по 2019 год объем финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства снизился на 73,42%, или на 13 605 062 тыс. руб. При снижении объема субсидирования уровень налоговой нагрузки существенно увеличился. Общая сумма
квалифицированного персонала и другими.
Определим, какое влияние оказывают на развитие сектора МСП такие внутренние факторы государственного уровня, как субсидирование и налоговая политика.
Представим в таблицах 5 и 6 статистические данные по уровню государственной поддержки и по уровню налоговой нагрузки.
руб., и увеличения налоговой нагрузки на 45,99%, или на 256 194 958 тыс. руб.
При анализе этих показателей по состоянию на 31.12.2015 и на 31.12.2019 наблюдается крайне негативная динамика (таблица 7).
налоговых отчислений увеличилась на 317 793 757 тыс. руб., или на 64,14%.
На рисунках 11, 12 наглядно представлены объемы субсидирования и налоговой нагрузки на сегмент МСП на протяжении 2015-2019 гг.
Таблица 5 - Размер субсидий и налогов за 2015-2019 гг.
Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
Количество субъектов 5014372 5294162 6039216 6041195 5916906
Объем субсидий, млрд руб. 18528287 11124625 7510720 5845007 4923225
Сумма налогов, млрд руб. 495412698 450289689 456756679 557011497 813206455
Таблица 6 - Анализ объема субсидий и налоговой нагрузки за 2017-2019 гг.
Показатель 2017 2018 2019 Абсолютные отклонения (+;-) Темп роста (снижения), %
2018 к 2019 к 2018 к 2019 к
2017 2018 2017 2018
Количество 6039216 6041195 5916906 1979 -124289 0,03 -2,05
субъектов
Объем субси- 7510720 5845007 4923225 -1665713 -921782 -22,17 -15,77
дий, тыс. руб.
Сумма налогов, 456756679 557011497 813206455 100254818 256194958 21,94 45,99
тыс. руб.
Таблица 7 - Анализ объема
Показатель 2015 2019 Абсолют. (+,-) Относит. %
Количество субъектов 5014372 5916906 902534 17,99
Объем субсидий, тыс. руб. 18528287 4923225 -13605062 -73,42
Сумма налогов, тыс.руб. 495412698 813206455 317793757 64,14
Рисунок 11 - Объем субсидирования сегмента МСП, млрд руб.
1Е+09
500000000
2015 2016 2017 2018 2019
Рисунок 12 - Сумма налоговых обязательств субъектов МСП, млрд руб.
Уровень этих факторов оказывает дестабилизирующее влияние на развитие сектора МСП.
При проведении оценки развития сегмента малого и среднего звена предпринимательской деятельности целесообразно обозначить факторы, оказывающие наиболее негативное влияние на развитие этого сектора экономики.
Действенным методом, позволяющим
установить, какой из обозначенных факторов оказывает большее влияние на уровень развития МСП, является корреляционно-регрессионный анализ.
Для проведения вероятностного факторного анализа использованы данные по объёму субсидирования сегмента МСП и по объему налоговой нагрузки на обозначенный сектор (таблица 8).
Таблица 8 - Факторы и их показатели для проведения стохастического факторного анализа
Факторы Показатель 2015 2016 2017 2018 2019
У Количество субъектов 5014372 5294162 6039216 6041195 5916906
Х1 Объем субсидий, млрд руб. 18528287 11124625 7510720 5845007 4923225
Х2 Сумма налогов, млрд руб. 495412698 450289689 456756679 557011497 813206455
Система трех линейных уравнений с тремя неизвестными Ь0, Ь1з Ь2:
Е ^ = ПЬ0 + Ь X Xli + Ь2 Е Х^ X ХН ^ = Ьо Е Хli + Ь1 Е Хli2 + Ь2 Е ХliХ2i
Е Х^ Уi = Ьо Е Х^ + Ь1 Е ХliХ2i + Ь2 Е Х2i2.
Для удобства проведения расчетов поместим результаты промежуточных расчетов в таблицу 9.
Таблица 9 - Результаты промежуточных расчетов
У X, Х2 х,2 Х22 Х,У Х2У Х1Х2 У2
5014 18528 495413 343286784 245434040569 92899392 2484000782 9179012064 25140196
5294 11125 450290 123765625 202761084100 58895750 2383835260 5009476250 28026436
6039 7511 456757 56415121 208626957049 45358929 2758355523 3430701827 36469521
6041 5845 557011 34164025 310261254121 35309645 3364903451 3255729295 36493681
5917 4923 813206 24235929 661303998436 29129391 4811739902 4003413138 35010889
28305 47932 2772677 581867484 1628387334275 261593107 15802834918 24878332574 161140723
5661 9586.4 554535.4 116373496.8 325677466855 52318621.4 3160566983.6 4975666514.8 32228144.6
Для наших данных система уравнений имеет вид
28305 = 5 Ь0 + 47932Ь1 + 2772677Ь2
261593107 = 47932Ь0 + 581867484Ь1 + 24878332574Ь2
15802834918 = 2772677Ь0 + 24878332574Ь1+1628387334275Ь2.
Решая систему методом Крамера, находим:
Ь0 = 6720.381, Ь1 = -0.0857, Ь2 = -0.00043.
Уравнение регрессии:
Y = 6720.381 -0.0857 Xi -0.00043 X2.
Найдем средние квадратические отклонения признаков:
S(y) = j'y- +у" = ^32228144.6 — 5661- = 425.704
S(xx) = L2 + = V116373496.3- 9SS6.42 = 4947.164
S(x2) = Jx22 + ц = >/325677466855 - SS4S3S.42 = 134788.564
Парные коэффициенты корреляции для y и xi, y и x2, x1 и x2 представлены в таблице 10.
Y X1 X2 C1l-\\x\\to(X1))2 С^г^ср!)2 (Yi-Ycp) (X1i-XlcB) (X2l-X2cр) (X2i-X2cр)
5014 18528 495413 418609 79952210,56 3495458181,76 -5785215,2 38252192,8 -528648851,84
5294 11125 450290 134689 2367289,96 10867103421,16 -564666,2 38258061,8 -160391972,44
6039 7511 456757 142884 4307285,16 9560615506,56 -784501,2 ■36960235,2 202929291,36
6041 5845 557011 144400 13998073,96 6128595,36 -1421732 940728 -9262209,84
5917 4923 813206 65536 21747299,56 66910479304,36 -1193830,4 66219673,6 ■1206284476,04
28305 47932 2772677 906118 122372159,2 90839785009,2 -9749945 106710421 -1701658218,8
5661 9586,4 554535,4 181223,6 24474431,84 18167957001,84 -1949989 21342084,2 -340331643,76
При проведении корреляционно-регрессионного анализа целесообразно установить, насколько качественно определен регресс.
Практические исследования взаимозависимости качественных и количественных факторов с помощью экономико-математических методов моделирования зависимости факторов осуществляются в следующей последовательности:
- контроль статистической значимости коэффициентов уравнения зависимости;
- контроль качества уравнения регрессионной зависимости;
- контроль признаков, возможность осуществления которых прогнозировалась при взвешивании уравнения множественной регрессии.
Для начала целесообразно рассчитать дисперсии и типичные погрешности коэффициентов, а также промежуточные оценки коэффициентов.
При этом:
И
5" -
л — m — 1
где m=2 - количество объясняющих переменных модели.
с? .
V
с2 _ "12 ~~
Sy = V 58444.94 = 241.75
90339785009.2
122372159.2* 90839735009,2 - 1701653213.S2 122372159.2
; * 53444.94 - 0.000646
122372159.2* 90339785009.2- 1701653213.8:
58444.94=Ш-6
Стандартные ошибки коэффициентов: Sb0 = V467203.232 = 633.523 Sbl = v 0.000646 = 0.0254
3Ъ0
V1.0E - 6 = 0.000933
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 3, том 2, 2020 Расчет остатков еь
У(Х,,Х2) е = (Уг У(Х,,Х2)) ^ - ем (^ - ем)2
4920,557 93,443 8731,669 0 0
5574,016 -280,016 78409,197 373,46 139472,238
5880,777 158,223 25034,401 -438,239 192053,469
5980,388 60,612 3673,81 97,611 9527,842
5949,262 -32,262 1040,809 92,874 8625,495
28305 0 116889,886 125,705 349679,044
С целью установления величины погрешности или объёмов точности мониторинга признака Y необходимо определить показатель диссонанса Тейла по формуле
а можно определить по
= 0.000725 : ::■: 14.: 7: .
Этот признак может колебаться в районе от 0 до 1 , и чем ближе параметр к 0, тем точнее результаты экономико-математического моделирования.
Матрица парных коэффициентов корреляции.
- у Х1 Х2
у 1 -0,926 0,372
Х1 -0,926 1 -0,51
Х2 0,372 -0,51 1
Коэффициенты регрессивной зависимости Ь можно рассчитать по следующим формулам:
где ГуХ1, ГуХ2, Гх1х2 - коэффициенты парной корреляции между результатом и каждым из факторов и между факторами;
в(х,), б(х2) - среднее квадратическое отклонение 1 -го и 2-го факторов соответственно;
Б(у) - среднее квадратическое отклонение результативного признака, -0.926- 0.372-(-0.51) 425.704
¡>1 =
1 - 0.51-
4947.164
= -0.0357
0.372 - (-0.926) ■ (-0.51) 425.704 Ь, =-----= -0.00043
1 - 0.512
134733.564
Параметр формуле
а = 5661 - (-0,0857) *~9586,4 - (-0,00043) * 554535,4 = 6720,381.
При оценке линейной взаимосвязи между факторами зависимой регрессионной модели целесообразно принимать во внимание полученные значения мультиколлине-арности.
Значение мультиколлинеарности матрицы межфакторной корреляции характеризует линейную зависимость и результаты множественной регрессии. Чем ближе значение к нулю, тем мощнее линейная зависимость и ненадежнее результаты.
С целью формирования выборки наиболее значимых факторов xi целесообразно принимать во внимание:
- взаимосвязь результативного признака и фактора;
- уровень взаимосвязи факторов должен находиться в пределах от 0 до 0,7;
- при тесной взаимосвязи факторов выбираются те, между которыми самое низкое значение корреляции.
Справедливую оценку взаимосвязи характеризуют частные коэффициенты корреляционной зависимости:
ГУ*1/}
-0.926- 0.372- (-0.51)
Ж
= -0.922
0.512)
Гу*з
0.3722) ■ (1 Теснота связи сильная _ 0.372 - (-0.926) ■ (-0.51)
^/(1 - 0.9262) ■ (1 - 0.512) Теснота связи не сильная
= -0.31
-0.51 - (-0.926)- 0.372
> V"С1 - 0.9262) ■ (1 -0.3722)
= -0.473
Теснота связи не сильная.
Эконометрическая модель регрессии предполагает, что значения исследуемых параметров приведены к стандартизированным по формулам:
5(>;)
где хц - значение переменной х^ в i-ом наблюдении.
х.
.
Стандартизированные переменные связаны линейным соотношением: ty = I Pi
Стандартизированная форма уравнения зависимой регрессии имеет вид ty = -0.995 Х1 -0.136 х2. Найденные из данной системы 0-коэффициенты позволяют определить значения коэффициентов в регрессии в естественном масштабе по формулам 5 (у)
Ь1
а
у
Находим стандартные коэффициенты регрессии посредством коэффициентов множественной регрессии Ь1 и Ь2:
5 (у)
= -0.0357
4947.164
Р2 = Ьг —= -0.00043
" Яу)
425.704 13473В.564
425.704
= -0.995
= -0.136
Получаем уравнение регрессии в стандартизированном масштабе: 1у = -0.995txl -0.136tx2. Определяем коэффициент множественной зависимой корреляции:
Д = N
где Дг
1 -
Дг Дг11
определитель матрицы парных коэффициентов корреляции;
Дг11 - определитель матрицы межфакторной корреляции.
1 -0,926 0,372
-0,926 1 -0,51
0,372 -0,51 1
= 0,0954
г11
1 -0,51
-0,51 1
= 0,74
Коэффициент множественной корре-
ляции
Аналогичный результат получим при использовании других формул
Определим значение коэффициента корреляции, применяя значения линейных коэффициентов парной корреляции и Р-коэффициентов.
уд-г
"I" Гуя2 ' @ух2
УХ 1
.
Коэффициент детерминации R = 0.871 Абсолютный прирост, определяемый в сравнении двух уровней ряда динамики, является главным статистическим показателем и определяется по формулам цепной прирост: Дуц = у; - у;-1; базисный прирост: Дуб = - у1. Темпы прироста характеризуют абсолютный прирост в относительных величинах. Определённый в % темп прироста говорит о том, насколько % изменился сравниваемый уровень с базовым уровнем. Темп прироста:
цепной темп прироста: Тпрц = Ду; / у;-1; базисный темп прироста: Тпрб = Дуб / у1. Темп роста характеризует отношение двух уровней ряда и может выражаться в виде коэффициента или в процентах. Темп роста:
цепной темп роста: Т рц = у; / у;-1;
г
базисный темп роста: Трб = уб / у,. базисный: 1 % б = уб / 100%
Абсолютное значение 1% прироста Темп наращения
цепной: 1 % ц = ум / 100% Тн = А у ц / у
Таблица 11 - Цепные показатели ряда динамики
Период Уровень Абсолютный Темп Темпы Абсолютное Темп
налоговой прирост прироста, % роста, % содержание наращения,
нагрузки 1% %
руб. прироста
2015 495412698 - - 100 - 0
2016 450289689 -45123009 -9,11 90,89 4954126,98 -9,11
2017 456756679 6466990 1,44 101,44 4502896,89 1,31
2018 557011497 100254818 21,95 121,95 4567566,79 20,24
2019 813206455 256194958 45,99 145,99 5570114,97 51,71
Итого 2772677018
В 2019 году по сравнению с 2018 годом налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего звена предпринимательской деятельности увеличилась на 256194958 руб., или на 46%.
Максимальный прирост зафиксирован в 2019 году (256194958 руб.).
Минимальный прирост наблюдается в 2016 году (-45123009 руб.).
Темп наращения характеризует возрастающую тенденцию ряда, что свидетельствует об увеличении уровня налоговой нагрузки.
Таблица 12 - Базисные показатели ряда динамики
Период Налоговая нагрузка, руб. Абсолютный прирост Темп прироста, % Темпы роста, %
2015 495412698 - - 100
2016 450289689 -45123009 -9,11 90,89
2017 456756679 -38656019 -7,8 92,2
2018 557011497 61598799 12,43 112,43
2019 813206455 317793757 64,15 164,15
Итого 2772677018
В 2019 году по сравнению с 2015 годом налоговая нагрузка увеличилась на 317793757 руб., или на 64,2 %.
Средний уровень ряда у динамики характеризует величину абсолютных уровней.
Средний уровень интервального ряда определяется по формуле
^НН^ЛННА1О
У =
5
Среднее значение уровня налоговой нагрузки с 2015 по 2019 составило 554535403,6 руб.
Средний темп роста
_ п-1
Тр =
4
Тр = •
'813206455
= 1.1319.
, 495412698 В среднем в 2015-2019 гг. зафиксированный рост уровня налоговой нагрузки составил 1,1319
Средний темп прироста
Тпр = Тр - 1
Тп
пР
1.1319 - 1 = 0.132.
В среднем ежегодный рост налоговой нагрузки зафиксирован в размере 13,2%. Средний абсолютный прирост:
у п - у 1
ау = п - 1 .
На протяжении 2015-2019 гг. налоговая нагрузка в среднем 1 тыс. субъектов увеличивалась на 79448439.25 руб.
Спрогнозируем на 2 шага вперед, используя показатель абсолютного прироста.
2021 у(6) = 813206455+79448439.25 = 892654894.25;
2022 - у(7) = 892654894.25 + 79448439.25 = 972103333.5.
В таблице 13 и на рисунке 13, используя показатель абсолютного прироста, представлен прогноз на период 2020-2022 гг.
Таблица 1 3 - Прогнозные значения уровня налоговой нагрузки на субъектов малого и среднего звена предпринимательской деятельности на период 2020-2022 гг.
Период Налоговая нагрузка, руб. Прогноз (налоговая нагрузка, руб.) Привязка низкой вероятности (налоговая нагрузка, руб.) Привязка высокой вероятности (налоговая нагрузка, руб)
2015 495412698
2016 450289689
2017 456756679
2018 557011497
2019 813206455 813206455 813206455,00 813206455,00
2020 819865639,7 604838407,17 1034892872,31
2021 901358773,9 660854779,41 1141862768,46
2022 982851908,1 719234747,39 1246469068,87
Рисунок 13 - Прогнозные значения налоговой нагрузки на субъекты малого и среднего
предпринимательства
Таким образом, можно констатировать, что на развитие сегмента малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации наибольшее влияние оказывает уровень налоговой нагрузки.
В практике отечественного налогообложения сектору МСП доступны для выбора одного из пяти специальных налоговых режимов.
Однако самым востребованным специальным режимом, применительно к деятель-
ности сектора малого и среднего бизнеса, является упрощенная система налогообложения.
Существенным недостатком упрощенной системы, на наш взгляд, является плоская шкала налогообложения, при которой налоговая ставка не зависит от размера полученного дохода.
Введение прогрессивной шкалы налогообложения (таблица 14) позволит сократить фискальную нагрузку на малый бизнес.
Таблица 14 - Прогрессивная шкала налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения
Налоговая ставка при использовании Минимальный налог при
Налоговая база, объекта налогообложения использовании объекта
млн руб. доходы доходы минус расходы налогообложения «доходы минус расходы»
От 0 до 1 2 6 5
От 1 до 5 2,5 6,5 5
От 5 до 10 3 7 5
От 10 до 20 3,5 7,5 5
От 20 до 40 4 8 5
От 40 до 60 4,5 8,5 5
По нашему мнению, в целях обеспечения экономической безопасности государства концепция общегосударственной поддержки малого бизнеса должна формироваться:
- из государственных нормативно-правовых актов, направленных на поддержание и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
- из государственного аппарата, представляющего собой базу государственных институциональных структур, которые несут ответственность за развитие малого бизнеса, обеспечивают выполнение госу-
дарственной политики в обозначенной сфере и осуществляют регламентацию малого бизнеса и управление составляющими его поддержки;
- из государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, в которую входят как некоммерческие, так и коммерческие компании, создающиеся как при участии, так и без участия государства, деятельность которых приветствуется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенной для выполнения систем государственной поддержки, направленных на развитие малого бизнеса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_358819/
2. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О безопасности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_344847/
3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_191669/
4. Гольдман, И.Ю. Налогообложение малого и среднего бизнеса: от «Налогового бремени» к «Инструменту государственной поддержки» [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2014. - №19 (265). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ nalogooblozhenie-malogo-i-srednego-biznesa-ot-nalogovogo-bremeni-k-instrumentu-gosudarstvennoy-podderzhki (дата обращения: 20.08.2020).
5. Зотиков, Н.З. Налогообложение малого бизнеса, его роль в доходах бюджетов [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. - 2018. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru / article/n/nalogooblozhenie-malogo-biznesa-ego-rol-v-dohodah-byudzhetov (дата обращения: 20.08.2020).
6. Окунь, А.С., Стешенко, Ю.А. Совершенствование налогового инструментария в системе малого предпринимательства [Электронный ресурс] // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - №30. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-nalogovogo-instrumentariya-v-sisteme-malogo-predprinimatelstva (дата обращения: 20.08.2020).
7. Пансков, В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены [Электронный ресурс] // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nalogooblozhenie-malogo-predprinimatelstva-nuzhny-kardinalnye-peremeny (дата обращения: 20.08.2020).
8. Темукуева, Ж.Х. Корреляционно-регрессионный анализ как индикатор отбора показателей при проведении факторного экономического анализа [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. - 2016. - №19 (61). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrelyatsionno-regressionnyy-analiz-kak-indikator-otbora-pokazateley-pri-provedenii-faktornogo-ekonomicheskogo-analiza (дата обращения: 20.08.2020).
9. Хайруллина, Д.Р. Факторы, определяющие развитие малого бизнеса [Электронный ресурс] // УЭкС. - 2017. - №3 (97). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-opredelyayuschie-razvitie-malogo-biznesa (дата обращения: 20.08.2020).
10. Хохлова, Е.А. Применение экономико-статистических методов анализа и прогноза динамических рядов в исследовании социальных факторов населения [Электронный ресурс] / Е.А. Хохлова, О.С. Доценко // Молодой ученый. - 2016. - № 11.1 (115.1). - С. 59-61. - URL: https://moluch.ru/archive/115/30770/ (дата обращения: 20.08.2020).
11. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. https://www.nalog.ru
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://www.gks.ru