_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
Таким образом, мы предполагаем, что использование задач с региональным содержанием на уроках математики повысит интерес младших школьников к предмету. Список использованной литературы.
1.Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.Г. Рубин, А.П. Тонких. Элементы стохастики в начальной школе // Начальная школа плюс. До и После. - 2005. - №5. - С. 3 - 5.
2.Толмашов А.Г. Обучение математике в начальной школе поликультурной модели: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО « Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2012. - 96 C.
© Тополя Л.С., 2016
УДК 378.17
В.Н. Яковлева
старший преподаватель кафедры «Физическая культура» Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровский государственный университет г. Новокузнецк, Российская Федерация
ОЦЕНКА ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В статье исследуется влияние различных форм занятий физической культуры на психофункциональное состояние и физическую работоспособность студентов.
Ключевые слова
Активность, настроение, самочувствие, психофункциональное состояние, физическая работоспособность, физическая культура.
Предмет «Физическая культура» в подготовке специалистов системы образования высших учебных учреждений занимает важное место в структуре учебного плана.
Особое внимание к студенческой молодежи объясняется тем, что студенты — это наше будущее, от которого зависит социально-экономическое благополучие нашей страны и здоровье населения на последующие годы. От их физического и психического здоровья, социального благополучия во многом зависит работоспособность будущих специалистов с высшим образованием, тот вклад, который они призваны внести в возрождение России[1, с. 255].
С целью определения психофункционального состояния и физической работоспособности студентов на занятиях физической культуры нами был проведен сравнительный анализ студентов 1-3 курсов факультетов технолого-экономического (ТЭФ) и дошкольной и коррекционной педагогики и психологии (ДиКПиП).
Для исследования психофункционального состояния организма был применен тест «САН», основанный на самооценке самочувствия, активности и настроения. Принято считать, что на основании трех выделенных категорий можно получить объективную характеристику психофункционального состояния организма.
Для оценки физической работоспособности была использована 6-моментная проба. Также разработан и апробирован дневник самоконтроля, где студенты оценивают уровень своей работоспособности по ЧСС до
нагрузки и после нагрузки (6-моментная проба). Умение правильно осуществлять самоконтроль за своим здоровьем - надежный путь к здоровому образу жизни и успеху в профессиональной деятельности[2, с.258].
Студенты были распределены на три группы:
1. Студенты, посещающие только уроки физической культуры.
2. Студенты, посещающие только тренировки по видам спорта, которые входят в спартакиаду ВУЗа.
3. Студенты, освобожденные от занятий физической культуры и посещающие только теоретический
курс.
Анализ психофункционального состояния студентов показал, что у 65% студентов ТЭФ отмечен хороший уровень самочувствия (на день обследования), у студентов ДиКПиП у 45% - хороший уровень самочувствия и у 38% - низкий уровень самочувствия, по-видимому, связанный с большой учебной нагрузкой. У студентов, посещающих регулярно спортивные секции (волейбол, баскетбол) в 88% -самочувствие хорошее и отличное. Низкий уровень самочувствия был отмечен у студентов, посещающих теоретические занятии (специальное учебное отделение), т.к. занятия проходят 5-парой и сказывается физическая и эмоциональная усталость.
Настроение в 66% и 56% у студентов ТЭФ и ДиКПиП наблюдается как «хорошее». Студенты отметили, что занятия в спортивных секциях значительно повышают настроение, отмечается психоэмоциональный подъем. У студентов, посещающих теоретический курс, отмечен средний уровень настроения (67%).
Активность по тесту «САН» у студентов, занимающихся спортом, в секциях значительно повышена, студенты более активны в своих жизненных позициях -53% у студентов ДиКПиП и 60% у студентов ТЭФ. У студентов, не занимающихся спортом, отмечается низкий уровень активности. Существенных различий между студентами ТЭФ и ДиКПиП не наблюдается.
Результаты теста «САН» на рисунках 1 -3.
Рисунок 1 - Анализ самочувствия у студентов ТЭФ и ДикПиП
Рисунок 2 - Анализ активности у студентов
Рисунок 3 - Анализ настроения у студентов 6- моментная проба определения физической работоспособности, показала, что функциональное состояние студентов, посещающих спортивные секции существенно выше, чем у студентов посещающих теоретический курс. У студентов, посещающих уроки физической культуры, отмечен средний уровень физической работоспособности.
Результаты анализа 6-моментной пробы физической работоспособности показаны на рисунке 4.
Рисунок 4 - Анализ 6-моментной пробы уровня физической работоспособности Выводы:
1. Различий по тесту «САН» между студентами факультетов не выявлено. Были выявлены различия между студентами, имеющими разную степень физической нагрузки - сильной у студентов, посещающих секции, слабой у студентов теоретического курса и средней у студентов, посещающих уроки физической культуры. Соответственно уровень мотивации, психоэмоционального состояния у них был различным.
2.Различий по 6-моментной пробе уровня физической работоспособности между студентами двух факультетов не обнаружено. Студенты - спортсмены, занимающиеся в секциях, участвующие в соревнованиях, имели высокий уровень физической работоспособности. Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и посещающие теоретический курс по ФК, имели низкий уровень физической работоспособности.
3.Необходимо разнообразить занятия по физической культуре для студентов с ослабленным здоровьем, внедрять в практику для них новые формы физических упражнений и видов спорта как, например - дартс, настольный теннис, бадминтон. И проводить среди этих студентов соревнования, которые будут поднимать настроение и повысят интерес к физической культуре[1, с.258].
Список использованной литературы:
1. Яковлева, В.Н. Роль физической культуры в обеспечении здоровья студенческой молодежи/ В.Н.Яковлева // Science Time. - 2015. - №1 (13).- С.525-529.
2.Яковлева, В.Н Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи / В.Н. Яковлева // Science Time. -2014. -№9. - С.254 -261.
© Яковлева В.Н.,2016