УДК 796.262:159.9
ОЦЕНКА ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДАРТСМЕНОВ
Евгений Анатольевич Изотов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
В игре дартс очень важна оценка психофизического состояния спортсменов, включающая в себя выявление и анализ психологических показателей тренированности. Психологические показатели тренированности включают в себя данные о сенсомоторных, перспективных, эмоциональных и других функциях характеризующих уровень психофизического состояния спортсменов.
Ключевые слова: спорт, психодиагностика, техническая подготовка, дартс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p222-225
EVALUATION OF PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF DARTERS
Evgeni Anatolyevich Izotov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg
Annotation
The assessment of the psychophysical condition of athletes is crucially important in darts game, including the identification and analysis of indicators of psychological fitness. Psychological fitness indicators include the data on the sensorimotor, emotional and other features characterizing the level of psy-chophysical condition of athletes.
Keywords: sports, psychological testing, technical training, darts.
Методика оценки психофизического состояния дартсменов включает выявление ряда показателей: времени двигательных реакций (простой сложной, реакции на движущийся объект), чувство времени, концентрации внимания.
Психологические показатели тренированности, характеризующие способность концентрировать внимание и быстроту психологических процессов, рекомендуется определять методом «отыскивания чисел» по таблицам Шульта. На таблицах размеров 60x60 см числа от 1 до 25 располагаются в определенном порядке. Обследуемый спортсмен находится в положении сидя на расстоянии, позволяющем видеть таблицу полностью. По сигналу предлагается отыскать цифры по порядку, показывая каждую и называя ее вслух. Замеряется время нахождения всех чисел в таблице. Данный тест прост, надежен и не требует большого количества времени на его проведение.
Изменение показателей концентрации внимания связаны с величиной выполненной спортсменом тренировочной нагрузки. Выявлено, что большие нагрузки по объему и средние по величине, способствующие появлению различных типов утомления, приводят к снижению показателей по тесту Шульта.
Сенсорные психофизические качества оцениваются показателями простой и сложной двигательной реакции (ПР и СР), реакцией на движущийся объект (РДО), чувством времени (ЧВ).
Двигательная реакция - это процесс, начинающийся с восприятия информации, которая побуждает к действию, и заканчивающиеся в момент начала движения - ответа. Информацией, побуждающей к действию, является заранее обусловленный сигнал или ситуация, имеющая сигнальное значение.
Быстрота двигательных реакций (простой и сложной) определялась с помощью миллисекундомера. Время простой двигательной реакции измеряется с момента включения сигнала до момента ответной реакции спортсмена. Сигналом является световой раздражитель. Обследуемый спортсмен выполняет 10 попыток (после 3-5 предварительных попыток). За искомый результат берется среднеарифметическое значение зачетных попыток.
Аналогичным методом выполняются измерения сложной двигательной реакции, но при этом используется два световых раздражителя (красный и зеленый свет). При появлении красного сигнала необходимо было нажать правую кнопку, зеленого - левую.
Показатели сенсомоторных реакций (простой сложной) чувствительны к большим и значительным тренировочным нагрузкам. Выявлено, что на этапе предсоревнователь-ной подготовки дартсмены - юниоров показатели простой реакции после ударного микроцикла ухудшают до 15%.
При определении РДО, обследуемый должен остановить ход стрелки прибора напротив отметки на шкале секундомера (например, напротив 03 с).
Точность РДО у хорошо тренированных спортсменов выше, чем у менее тренированных. Поэтому данный тест может с успехом применяться для оценки психомоторики на практике. Позитивное изменение показателя РДО свидетельствует об улучшении концентрации внимания и выполнения двигательных действий (бросков).
Кроме определения двигательных реакций, важно оценивать «чувство времени». Этот вид реакции основан на одновременном восприятии расстояния и времени движения объекта, что очень значимо при определении его подготовленности.
«Чувство времени» у дартсмена определяют, в интервале 0,5 с, методом, оценивающим точность реагирования (аналогичным оценке РДО), но без зрительного контроля. После 10 попыток учитывается величина ошибки (без учета знака ошибки).
Результаты тестирования психологических показателей дартсменов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Оценка психологических показателей дартсменов_
Наименование показателя Квалификация спортсменов
МС КМС, 1 разряд КМС, 2 разряд
Концентрация внимания по таблице Шульта, с <27 27-37 >37
Простая реакция, мс <146 146-176 >176
Сложная реакция, мс <176 176-200 >200
Чувство времени, мс <45 45,0-55,0 >55,0
Реакция на движущийся объект, мс <45,0 45,0-47,5 >47,5
Методы оценки психофизического состояния спортсменов не требуют много времени, просты и надежны. Однако при диагностике необходимо учесть, что выше перечисленные показатели достаточно вариативны и зависят от индивидуальных особенностей спортсменов. Оценка состояния тренированности спортсменов педагогическими (инструментальными) методами имеет ряд ограничений. Эти методы позволяют изучить отдельные системы организма спортсменов и требуют больших физических и психических нагрузок, времени, усложняют процесс тренировки. С точки зрения субъективные оценки состояния спортсмена имеют ряд преимуществ. Субъективные оценки не требуют дополнительных нагрузок и позволяют в процессе контроля полнее познавать спортсмену свои ощущения, сознательно строить тренировку. С помощью субъективных оценок можно определить такие состояния как самочувствие, настроение, желание тренироваться (выполнять ту или иную тренировочную работу), степень усталости, желание соревноваться и. т. п.
Для оценки субъективных ощущений мы рекомендуем метод тестирования физического состояния, активности и настроения спортсменов по карте-анкете ФСАН перед разминкой тренировочного занятия и непосредственно после тренировки. Согласно данному методу исследование состояния спортсменов осуществляется по поляризационному профилю (таблица 2), характеризующего физическое состояние (ФС), активность (А), настроение (Н). Тестируемому спортсмену предлагается заполнить анкету, содержащую 24 пары противоположных характеристик, оценивающих ФС, А, Н. В характеристике самочувствия квалифицируется по 7 балльной системе: «1» - самое благополучная характеристика, «7» - самая худшая.
Таблица 2
Карта анкета физического состояния, активности, настроения (ФСАН)
Настроение (Н) 3 2 1 0 1 2 3 Настроение (Н)
Унылый Бодрый
Беспокойный Спокойный
Вялый Собранный
Раздраженный Добродушный
Подавленный Беззаботный
Безразличный Воодушевленный
Мрачный веселый
Не уверен в себе Уверен в себе
Активность(А) Активность (А)
Пассивный Активный
Собранный Бодрый
Несобранный Собранный
Инертны Энергичный
Равнодушный Целеустремленный
Невнимательный Внимательный
Нет желания тренироваться Желание тренироваться
Утомленный Неутомленный
Физическое состояние (ФС) Физическое состояние (ФС)
Бессильный Полон сил
Истощен Здоров
Усталый Со свежими илами
Перетренирован Тренирован
Ощущение тяжести Ощущение легкости
Скован Расслаблен
Желание покоя Желание двигаться
Переменчивое состояние Стабильное состояние
По этой шкале спортсмен оценивает переживаемое им состояние. Время между окончанием нагрузки и заполнением бланка не должно превышать 5 минут.
В зависимости от стандартного отклонения значений и их суммы определяется изменение состояние спортсменов после нагрузки:
- до+13 - очень положительные изменения;
- от +12 до +3 - положительные изменения;
- от +2 до -3 - средние изменения;
- от -4 до -13 - отрицательные изменения;
- от -14 - очень отрицательные изменения.
Положительные изменения характеризуют позитивные субъективные ощущения в организме спортсмена, отрицательные - на их ухудшение.
Изменение показателей субъективных оценок на этапе предсоревновательной подготовки дартсменов - юниоров высших разрядов, полученного в ходе педагогического эксперимента показано в таблице 3.
Таблица 3
Динамика показателей самооценок ФСАН по неделям
в группе дартсменов-юниоров (п=10) на ЭПП_
Недели Статистические параметры Показатели ФСАН до тренировки в баллах Показатели ФСАН после тренировки в баллах
ФС А Н ФС А Н
1-ая XX 53,7 47,2 49,5 47,6 46,2 47,2
о 14,1 15,3 11,4 15,6 11,7 16,3
V 23,8 32,2 23,3 32,1 25,3 33,4
2-ая XX 53,5 48,3 52,4 51,2 49,4 50,4
о 13,2 11,3 12,5 13,3 12,6 11,5
V 23,2 23,5 23,5 26,4 25,5 23,5
Р1-2 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Недели Статистические параметры Показатели ФСАН до тренировки в баллах Показатели ФСАН после тренировки в баллах
ФС А Н ФС А Н
3-ая XX 51,2 49,6 54,4 49,4 49,7 52,9
о 10,1 12,5 10,7 12,0 9,9 11,9
V 20,2 25,2 19,7 24,3 19,9 25,5
Р2-3 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
4-ая XX 50,6 47,7 54,7 48,4 46,4 51,6
о 13,3 10,3 9,7 12,6 11,6 12,6
V 26,6 21,4 18,7 26,7 24,8 24,7
Р3-4 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05
Примечание: ФС - физическое состояние; А - активность; Н - настроение; Р1-2 - достоверность различий между показателями самооценок в 1 и 2 неделях; Р2-3 - достоверность различий между показателями самооценок во 2 и 3 неделях; Р3-4 - достоверность различий между показателями самооценок в 3-4 неделях.
Оценка субъективности ощущений является средством оперативного контроля и используется для оценки воздействия на организм спортсменов нагрузок тренировочных занятий.
Систематическая самооценка состояния помогает спортсмену полнее познавать себя и более сознательно строить тренировку и управлять собственным состоянием.
Проведенное в спорте исследование показали, что с накоплением опыта тренировки точность субъективных оценок повышается, а их надежность увеличивается, если их регулярно сопоставлять с соответствующими объективными показателями. Установлена тесная взаимосвязь между субъективными показателями желаниями тренироваться и работоспособностью, между обоими этими показателями и спортивным результатом.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.05.2015.
УДК 159.9.072
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УИС
Инна Валериевна Лаврентьева, кандидат психологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры, Юрий Михайлович Рекша, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Евгений Владимирович Пивунов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации
(Академия ФСИНРоссии, Рязань)
Аннотация
В результате содержательного обобщения когнитивных, эмоционально-волевых и коммуникативных свойств личности сотрудников оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов выделен комплекс личностных качеств, значимых для успешной профессиональной деятельности. Методом экспертной оценки выявлены наиболее значимые показатели для профессиональной деятельности сотрудников оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (УИС). Факторный анализ позволил выделить показатели с наибольшей факторной нагрузкой: способность к быстрой актуализации теоретических знаний в решении практических задач; мотивация на достижение социально-значимых результатов деятельности; владение приемами взаимодействия (интеракции) опосредованными общением; эмпатия, чувство юмора.
Ключевые слова: профессионально важные качества, фактор, факторный анализ, свойства личности, сотрудники оперативных подразделений.