Научная статья на тему 'Оценка психоэмоционального состояния и тревожности учеников 9-11 классов'

Оценка психоэмоционального состояния и тревожности учеников 9-11 классов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2244
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
школьники / тревожность / ЕГЭ / экзамены / психоэмоциональное состояние. / pupils / anxiety / USE / exams / psycho-emotional state

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сарчук Елена Владимировна, Жабура Мария Олеговна, Шостаковская Анастасия Сергеевна

В период предстоящих экзаменов школьники испытывают состояние психоэмоциональной нестабильности, что связано с повышенной нагрузкой вследствие подготовки к экзаменам, возрастными особенностями нервной системы подростков, а также давлением извне, которое обусловлено необходимостью последующей самореализации. Данное исследование направлено на изучение влияния экзаменов на психическое и эмоциональное состояние учеников 9, 10 и 11 классов. В исследовании приняли участие 105 школьников в возрасте от 15 до 17 лет из различных городов республики Крым. С помощью анкетирования был проведен анализ их психоэмоционального состояния. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами и классными руководителями для составления программ по помощи школьникам в сфере овладения своими эмоциями, повышения их стрессоустойчивости и снижения уровня тревоги в связи с экзаменами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сарчук Елена Владимировна, Жабура Мария Олеговна, Шостаковская Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATUS AND ANXIETY OF PUPILS OF 9-11 CLASSES

During the upcoming exams, students experience a state of psycho-emotional instability, which is associated with increased stress due to preparation for exams, age-related characteristics of the nervous system, as well as external pressure from the need for upcoming self-realization. This study aims to explore the impact of exams on the mental and emotional state of students in grades 9, 10 and 11. An analysis of their psycho-emotional state was carried out with the help of questionnaires. The study involved 105 pupils aged from 15 to 17 years from different cities of the Republic of Crimea. Results of this research can be used by school psychologists and head teachers to compile programs to help students master their emotions, increase their stress resistance and reduce anxiety levels due to exams.

Текст научной работы на тему «Оценка психоэмоционального состояния и тревожности учеников 9-11 классов»

ОЦЕНКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ УЧЕНИКОВ 9-11 КЛАССОВ

EVALUATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATUS AND ANXIETY OF

PUPILS OF 9-11 CLASSES

УДК 613.81/.84:613.955

Сарчук Елена Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, КФУ имени В.И.Вернадского, Медакадемия, Российская Федерация, г.Симферополь

Жабура Мария Олеговна, студент 3 курса, педиатрический факультет КФУ имени В.И.Вернадского, Медакадемия, Российская Федерация, г.Симферополь

Шостаковская Анастасия Сергеевна, студент 3 курса, педиатрический факультет КФУ имени В.И.Вернадского, Медакадемия, Российская Федерация, г.Симферополь

Sarchuk E.V., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of General Hygiene and Ecology KFU named after V.I.Vernadsky, Medical Academy, Russian Federation, Simferopol , [email protected] Zhabura M. O., 3rd year student, Faculty of Pediatrics KFU named after V.I.Vernadsky, Medical Academy Russian Federation, Simferopol,

[email protected]

Shostakovskaya A. S., 3rd year student, Faculty of Pediatrics KFU named after V.I.Vernadsky, Medical Academy, Russian Federation, Simferopol,

nastyashost@,gmail .com

Аннотация

В период предстоящих экзаменов школьники испытывают состояние психоэмоциональной нестабильности, что связано с повышенной нагрузкой вследствие подготовки к экзаменам, возрастными особенностями нервной системы подростков, а также давлением извне, которое обусловлено необходимостью последующей самореализации. Данное исследование направлено на изучение влияния экзаменов на психическое и эмоциональное состояние учеников 9, 10 и 11 классов. В исследовании приняли участие 105 школьников в возрасте от 15 до 17 лет из различных городов республики Крым. С помощью анкетирования был проведен анализ их психоэмоционального состояния. Результаты исследования могут быть использованы школьными психологами и классными руководителями для составления программ по помощи школьникам в сфере овладения своими

эмоциями, повышения их стрессоустойчивости и снижения уровня тревоги в связи с экзаменами.

S u m m a r y

During the upcoming exams, students experience a state of psycho-emotional instability, which is associated with increased stress due to preparation for exams, age-related characteristics of the nervous system, as well as external pressure from the need for upcoming self-realization. This study aims to explore the impact of exams on the mental and emotional state of students in grades 9, 10 and 11. An analysis of their psycho-emotional state was carried out with the help of questionnaires. The study involved 105 pupils aged from 15 to 17 years from different cities of the Republic of Crimea. Results of this research can be used by school psychologists and head teachers to compile programs to help students master their emotions, increase their stress resistance and reduce anxiety levels due to exams.

Ключевые слова: школьники, тревожность, ЕГЭ, экзамены, психоэмоциональное состояние.

Keywords: pupils, anxiety, USE, exams, psycho-emotional state.

ВВЕДЕНИЕ

Старший школьный возраст, бесспорно, является тем этапом взросления, когда очень значимо проявляется психологическая нестабильность подростков. В этом возрастном периоде, молодые люди часто подвержены аффективным состояниям, имеют высокий уровень тревожности, часто замыкаются в бесконечном круге переживаний. Отмечается, что старшие школьники могут испытывать состояние фрустрации, вследствие гипертрофированного чувства вины [5, с. 111].

Сама по себе тревожность является эмоциональным дискомфортом, который связан с предчувствием грозящего неблагополучия [7, с. 10]. Состояние тревожности, непосредственно в процессе обучения, характеризуется индивидуально переживаемыми эмоциями напряжения, озабоченности, тревоги. Все это может сопровождаться рядом вегетативных реакций, которые возникают в ходе стрессовых ситуаций (например, при подготовке к экзаменам, при предъявлении школьнику сверхвысоких требований со стороны учителя)

Выпускной экзамен выступает не просто дополнительным фактором стресса, он является основой формирования тревожности как таковой. Это обусловлено спецификой подготовки: увеличивается объем учебного материала, усиливается психоэмоциональная нагрузка школьников, которая может быть обусловлена рядом факторов: прежде всего, чувство тревоги

старшеклассников обусловлено страхом упустить шанс самореализоваться, ведь от результатов экзаменов может зависеть дальнейший жизненный путь. Во-вторых, некоторое давление со стороны преподавателей и родителей. В-третьих, непосредственно стрессогенный характер самого экзамена: строгие правила проведения, наличие наблюдателей, возможность непредвиденных вопросов - все эти факторы представляют собой выход из зоны комфорта, что влечет за собой повышение уровня тревоги и беспокойства [2, с. 5-6].

Подготовка к экзаменам приводит к длительному напряжению нервной системы, что может иметь негативное воздействие на психическое здоровье индивида. В данный период тревожность может быть связана с неудовлетворением ведущих потребностей, когда они приобретают гипертрофированный характер. Тревога может оказывать дезорганизующее влияние на продуктивность деятельности детей старшего школьного возраста [1, с. 14-15]. Помимо влияния на центральную нервную систему, повышенное возбуждение так же оказывает влияние на сердечно-сосудистую систему, что характеризуется повышением ЧСС, САД.

Немаловажным является психоэмоциональная совместимость участников коллектива, в котором занят школьник во время подготовки к экзаменам, так как это позволяет создать благоприятную среду. К ученикам 911 классов общество предъявляет требования, касающиеся первоначального профессионального самоопределения. Дубровина И.В. указывает, что большая часть подростков к окончанию школы не могут выбрать профессию, в связи с этим многие из них отличаются повышенной тревожностью и эмоциональной напряженностью [4, с. 385]. Так или иначе, индивидуальная тревожность определяет успешность в любой деятельности, в том числе и экзаменационной.

Ученики 10 класса характеризуются адекватной, устойчивой самооценкой. В этот период дети имеют оптимистичный взглядом на себя, свои возможности, не тревожны. В выпускном классе положение становится более напряженным. Выбор будущего, самоопределение, которые в прошлом году были весьма абстрактными, становятся реальностью. Некоторые выпускники сохраняют «оптимистическую» оценку. В ней соотносятся желания, а также реальная оценка способностей. Другая часть выпускников отличается повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, несоответствием потребностей и возможностей. Они имеют низкую самооценку [6, с. 150-162]. Особенно эта тенденция характерна для девушек. У девушек в два раза чаще выявляют депрессивные расстройства. Согласно

данным И.В. Грошева печальные, тревожные эмоции переживаются женским полом чаще, чем мужским [3, с. 211].

Заслуживает внимания работа Гапоновой С.А, в которой автор, опираясь на теорию социального научения Джулиана Роттера, выделяет личностную переменную, называемую локусом контроля. Дети с экстернальным локусом контроля считают, что их удача находится под контролем независящих от него факторов: судьба, везение, иные силы. Они считают себя заложниками судьбы, в связи с чем не пытаются предпринимать какие-либо действия. Полной противоположностью являются «интерналы». Они считают, что их успехи зависят напрямую от их деятельности, поэтому вкладывают максимальное количество сил для достижения результата.

Мы сочли интересным изучить особенности психоэмоционального состояния и тревожности учащихся 9,10,11 классов, что и явилось нашей целью.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 105 школьников в возрасте от 15 до 17 лет, среди которых 63 девушки и 42 юноши. Было проведено анкетирование, состоящее из 2 частей: первая часть содержала базовые вопросы, такие как: возраст, пол, особенности питания, условия проживания и другие. Вторая часть содержала тест для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения - вопросник САН. Диагностический материал методики "САН" составляют 30 пар противоположных по смыслу определений; респондент должен в каждой паре выбрать наиболее подходящее для его состояния определение и оценить степень выраженности данного аспекта состояния по шкале от 0 до 3 баллов. Методика включает 3 шкалы: самочувствие, активность, настроение. По достоверным результатам вычисляется показатель интегрального психического состояния путем нахождения среднего арифметического. Для анализа полученных в ходе исследования данных, использовали статистические методы обработки.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняло участие 105 человек. Учеников 9 класса - 29 (27,6%), 27 (25,7%) человек - учащиеся 10 класса и 47 (46,7%) респондентов составили ученики 11 классов (рис.1).

27,6

46,7

■ 9 класс

■ 10 класс

11 К1асс

Рис.1. Распределение учеников по классам, %

Изучение условий проживания школьников, позволило установить, что 76% учащихся проживают в частном доме, остальные 24% - в квартире. Полученные данные также позволяют предположить, что у большинства опрошенных условия проживания являются благоприятными, так как 76% опрошенных имеют свою отдельную комнату.

Важным звеном в сохранении здоровья школьников является правильное питание, которое должно быть сбалансированным и регулярным. Ученики 9-11 классов уже могут правильно давать оценку своему рациону питания. Среди опрошенных, 69% определили свое питание как сбалансированное, с достаточным количеством фруктов, овощей, мяса, рыбы и молочных продуктов; 39% респондентов - оценили свое питание как несбалансированное.

Одним из основных принципов рационального питания является правильный режим. Он включает как время приема пищи, так и кратность приемов. Среди исследованных только 16,2% питаются 4-5 раз в день (рис.2), у остальных опрошенных количество приемов пищи в сутки 3 и менее.

Рис.2. Распределение респондентов в зависимости от кратности приемов пищи, %

В группе подростков, питающихся 1 -2 раза в день, среди причин это доминировали: большая учебная загруженность, и невозможность выделить время для приема пищи и отсутствие аппетита.

На момент проведения исследования ученики 9-11 классов проводили подготовку к экзаменам. Среди опрошенных 9-х классов готовились к сдаче экзаменов 79,% обучающихся, 11,1% и 87,2% учеников 10 и 11 классов, соответственно.

При анализе ответов на вопрос «Испытываете ли Вы тревогу по поводу предстоящих экзаменов?», были получены следующие результаты: среди учеников 9 классов испытывают тревогу 16 человек, что составило 55,2% опрошенных девятиклассников; 7 (25,9%) школьников 10 класса обучения и 32 ученика, что составило 68,1% респондентов учеников 11 классов.

Следует отметить, что результаты нашего исследования поддтвердили то, что тревогу чаще испытывают девушк (рис.З).Больше тревожащихся по поводу выпускных экзаменов девушек выявлено среди школьников 9 и 11 классов.

Рис.3. Распределение респондентов в зависимости от тревожности, %

Результаты теста САН свидетельствуют о том, что учащиеся 9-11 классов показали в среднем по группам умеренный уровень самочувствия, активности и настроения (рис.4). Однако в группе школьников 11 классов показатели значительно снижены относительно учащихся 9 и 10 классов. Так показатель самочувствия в 11 классах на 18,0% ниже, чем у десятиклассников, а показатель уровня активности находится ниже 4,0, что является тревожным сигналом для учителей и родителей. Уровень активности респондентов 11 классов на 11,4% ниже уровня активности учеников 9 классов и на 18,8% чем у десятиклассников. Оценка настроения выявила, что его уровень незначительно (на 4,8%) снижен относительно от уровня настроения у девятиклассников и на 14,9% относительно учеников 10 классов.

Рис.4. Уровень самочувствия, активности и настроения у учащихся 9-11 классов, балл

Таким образом, прослеживается четкая тенденция снижения уровня самочквсивия, активности и настроения у опрошенных 11 классов, что очень тесно сопоставляетяс вязывается с периодом подготовки к вступительным экзаменам.

Исходя из современной ситуации в мире с пандемией по «коронавирусу», мы не смогли не задать вопрос школьникам: «Вызывает ли у вас тревогу ситуация с «коронавирусом»?». Результат обработки выявил, что чуть более половины опрошенных учащихся - 60 (57,1%) испытывают беспокойство в связи с этим, 43 (41,0%) респондента не беспокоятся по этому поводу и 2 (1,9)% затруднились ответить на этот вопрос.

Выводы: В ходе нашего исследования нам удалось установить:

1. Большинство школьников имеют хорошие условия проживания и сбалансированное питание.

2. Результаты теста САН указывают на умеренный уровень самочувствия, активности и настроения у школьников 9-11 классов, но в группе учеников 11 классов показатели снижены относительно учащихся 9 и 10 классов. Уровень активности находится в неблагоприятном диапазоне.

3. По поводу предстоящих экзаменов испытывают тревогу 55% и 65% учеников 9 и 11 соответственно. Уровень тревожности у девушек выше, чем у юношей.

При условии повышенной тревожности у школьников, сдающих выпускные экзамены, необходимым условием их успешного проведения является сохранение психологического благополучия учащихся, что обеспечивается психологическим сопровождением. При этом подход к организации психологической помощи для отдельных групп должен отличаться. Данное сопровождение должно помочь правильно использовать уже имеющийся у школьников ресурс знаний, компенсировать их слабые стороны. Важным является обучение школьников психологическим приемам, которые помогут научить управлять эмоциями и снизить уровень тревоги.

Литература

1. Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 10-16 лет в процессе учебной деятельности // Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. - №2. - С.58.

2. И.А. Боброва, О.В. Чурсинова Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2014. - 74 с.

1. З.Грошев И. В. Психология половых различий.— Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. — 683 с.

3. Дубровина И.В. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений -Издательство «ТЦ Сфера», 1997- 528 с.

4. Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. - 2-е издание, дополненное. - Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 117 с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад.Образования 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО,1999. - 175 с.

6. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.

Literature

1. Bezrukikh MM The dynamics of the statistical characteristics of the heart rhythm in adolescents 10-16 years in the process of educational activity // New studies on age-related physiology. 1985. - No. 2. - S. 58.

2. I.A. Bobrova, O.V. Chursinova Psychological training of students for the state final certification Stavropol: SKIRO PK and PRO, 2014. - 74 p.

3. Groshev I.V. Psychology of gender differences.— Tambov: TSU im. G.R.Derzhavina, 2001 .-- 683 p.

4. Dubrovina I. V. PRACTICAL PSYCHOLOGY OF EDUCATION A textbook for students of higher and secondary specialized educational institutions -Publishing House "TC Sphere", 1997- 528 p.

5. Kazanskaya V.G. Teenager: difficulties of growing up: a book for psychologists, teachers, parents. - 2nd edition, supplemented. - St. Petersburg: Peter, 2008 .-- 117 p.

6. Kulagina I.Yu. Age psychology: the development of a child from birth to 17 years / Un-Ros. Acad. Education 5th ed. - M.: Publishing House of URAO, 1999. - 175 p.

7. Parishioners A. M. Anxiety in children and adolescents: the psychological nature and age dynamics. - M .: Moscow Psychological and Social Institute; Voronezh: Publishing house NPO "MODEK", 2000. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.