ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛОВ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
О.В.Вялых, заместитель главного бухгалтера ОАО «Золотая Нива» В.В.Гуров, аспирант КГУ
Важным моментом при анализе конъюнктуры товарного предложения является оценка ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА. Производственный потенциал регионального рынка говядины выступает в форме возможности субъектов предложения произвести и предоставить на рынок определенный объем скотосырья и мясной продукции. Расчет производственного потенциала рынка на определенный период времени может быть представлен в виде формулы:
0=Х;к*и'>А*л,*£(1]-я-с, (о
где 0 - производственный потенциал рынка, то есть объем товара, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;
К, - предприятие или группа предприятий, производящих данный товар (продукт);
- производственная мощность предприятия или средняя мощность предприятий по группе;
Р, - степень загрузки производственных мощностей
Я, - степень обеспечения предприятий ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
Ер - эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
В - внутреннее производственное потребление готовой продукции (по нормативам);
С - часть продукции, которую будут производить конкуренты;
т - число ¡-тых производственных предприятий.
Производственный потенциал позволяет выявить производственные возможности региона по выпуску мяса крупного рогатого скота.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ - предложения явление специфически рыночное, обусловленное проявлением действия закона предложения. Сущность эластичности предложения заключается в
его гибкости и изменчивости в зависимости от ценовых факторов. С помощью концепции ценовой эластичности можно измерить степень чуткости производителей к изменению цен на продукцию.
Меру эластичности характеризует коэффициент эластичности, который представляет собой соотношение процентного изменения объемов предлагаемой продукции (результативного признака) к вызвавшему его процентному изменению цен (факторного признака). Формула эмпирического коэффициента эластичности была выведена А. Маршаллом и представлена в виде следующего соотношения:
(2)
где ДУ — прирост предложения;
АХ — прирост факторного признака;
У — базовый показатель предложения продукции;
X — базовое значение факторного признака.
При значении Эз<1 предложение на такие продукты принято называть относительно неэластичным или просто неэластичным, то есть процентное изменение количества предлагаемой продукции меньше, чем изменение цен. Если Эй=1, такая ситуация на рынке характеризуется как единичная эластичность предложения. В данном случае процентное изменение количества предлагаемого товара равняется процентному изменению цены, В случае, когда Э5>1, то наблюдается явление ультраэластичности - процентное изменение объемов предлагаемой продукции будет превышать процентное изменение цены. Эластичность предложения в значительной мере определяется фактором времени. Понятно, что если у производителя есть временной запас для расширения производственной мощности в ответ на рост цены, то его адекватная реакция более вероятна, чем когда у него нет времени для такого расшире-
ния. Очевидно также, что чем длиннее период производства, тем больше времени потребуется производителю на необходимые изменения.
Понятно, что в мгновенный и краткосрочный рыночные периоды предложение скота на убой будет крайне неэластичным (средняя продолжительность цикла выращивания и откорма крупного рогатого скота составляет около 14— 18 месяцев). Каков бы ни был скачок цен, производитель уже не сможет увеличить количество и весовые кондиции сдаточного поголовья. Если цены упали, то реакция производителей скога будет зависеть от наличия возможностей первичной обработки туш, их хранения, что позволит сохранить качество и избежать потерь продукции до момента роста цены на нее. В течение длительного периода времени производитель успевает принять все меры по приспособлению своего производственного потенциала к изменившейся ситуации в целях оптимизации дохода. И хотя ресурсы сельского хозяйства относительно иммобильны, но, тем не менее, производство продукции можно увеличить за счет более интенсивного кормления животных, применения интенсивных технологий по возделыванию кормовых культур, постановки на откорм высокопроизводительных пород животных, повышение уровня использования генетического потенциала, улучшения условий содержания скота.
Следует отметить, что кроме ценовых параметров на предложение продукции оказывают заметное влияние и неценовые детерминанты. перечень которых также представляет собой совокупность показателей рыночной конъюнктуры. Степень их влияния, к сожалению. достаточно трудно определить с математической точностью, однако их воздействие довольно чувствительно отражается на объемах предлагаемой потребителям продукции. К наиболее значимым неценовым факторам, определяющим уровень и динамику совокупного предложения на рынке говядины, на наш взгляд, следует отнести следующие:
• размеры и численность производителей на рынке, региональный рынок говядины интегрирует в себя и высококонкурентную среду производства крупного рогатого скота на убой (в 2005 г. в Курской области насчитывалось порядка 500 обособленно функционирующих сельскохозяйственных предприятий, практикующих выращивание и откорм крупного рогатого скота на убой, объемы реализации при этом достигали от 100 до 6759 ц, однако
только два хозяйства области являются крупнотоварными откормочными комплексами) и монопольно функционирующую структуру промышленных производителей мясной продукции (около 7 крупных мясокомбинатов по области);
• взаимоотношения с основными потребителями продукции: сложившаяся практика
партнерства сельскохозяйственных производителей скотосырья и заготовителей-переработчиков, проявляющаяся в ценовом монополизме, несвоевременности и неполноте расчетов, предопределила сужение объемов товарного производства сельскохозяйственными предприятиями области, и, напротив, не обремененная недостатками взаиморасчетов система взаимоотношений конечных потребителей и индивидуальных хозяйств населения способствовала увеличению товарного предложения последних;
• сезонность производства крупного рогатого скота на убой обуславливает увеличение его предложения в летне-осенние и снижение в зимне-весенние периоды года, отсюда происходят колебания нагрузки перерабатывающих мощностей мясокомбинатов области, однако, благодаря организованной системе хранения сырья и мясной продукции промышленные производители не допускают на рынке переизбытка товарного предложения мясных товаров, что может привести к падению отпускных цен на них, отсюда предложение на рынке мясной продукции отличается от рынка скотосырья более равномерными темпами производства и предложения:
• стоимость производственных ресурсов (для мясного скотоводства - молодняк крупного рог атого скота для откорма, корма. ГСМ. энергия: для мясной промышленности - мясосырье для переработки, вспомогательные материалы, энергия), затраты на их приобретение и использование образуют нижнюю границу цен, их пороговую величину, за пределами которой производство не приносит экономического эффекта;
• технология производства (практ икование нагула КРС в сельскохозяйственном производстве; применение обрата и сыворотки крови при промышленном производстве колбасных изделий) - се совершенствование позволит понизить затраты и увеличить отдачу вовлекаемых ресурсов, что существенным образом сократит издержки производства продукции и та-
ким образом усилит конкурентные преимущества предприятия по показателю стоимости;
• налоги и дотации, как и все остальные инструменты государственного регулирования мясной отрасли региона способны стимулировать рост совокупного предложения скотосырья и продукции его переработки, или сократить интерес к данной отрасли;
• цены на другие виды продукции: более высокий уровень цен на продукцию переработки КРС, по сравнению с закупочными ценами на сам ског способствовал перепрофилированию производственной специализации сельскохозяйственных предприятий на переработку КРС собственного производства. Кроме того, относительное падение рентабельности ведения выращивания и откорма крупного рогатого скога по сравнению с откормом других видов сельскохозяйственных животных (свиней, птицы, кролей, мелкою рогатого скота) будет способствовать снижению привлекательности отрасли и переливу ресурсов в рамках мясного подкомплекса региона.
Следующей важной харакгеристикой рыночного обращения выступает платежеспособный спрос. Под спросом понимается предъявленная на рынке потребность, обеспеченная деньгами. На рынке говядины спрос представляет собой потребность в скотосырье для промышленной переработки (промежуточный, сырьевой спрос), и потребность в мясной продукции со стороны конечного потребителя (конечный спрос). Спрос характеризуется объемом, потребительским потенциалом, структурой, эластичностью, сезонностью.
ОБЪЕМЫ И СТРУКТУРА платежеспособного спроса представлены количественным и видовым соотношением запрашиваемых товаров (скотосырья и мясной продукции) рынка говядины. Объем спроса зависит от следующих факторов:
- цены (закупочной на скот, потребительской на мясо и мясные продукты);
- количества потребителей (на рынке скотосырья - мясоперерабатывающих предприятий, на рынке мясной продукции - населения региона);
- структуры потребностей (доля затрат на мясное сырье или мясную продукцию в общей структуре расходов на сырьевые ресурсы для промышленности и продукты питания для населения соответственно);
- уровня дохода потребителей (рентабельности перерабатывающих структур или среднедушевых доходов населения).
При этом приоритетного внимания заслуживает исследование платежеспособного спроса на рынке мясной продукции, так как сырьевой спрос на рынке крупного рогатого скота для убоя будет выступать проекцией платежеспособной потребности коттечного потребления.
Численность населения, а также его половозрастной состав, национальные и религиозные предпочтения, уровень физиологической потребности в продуктах животного происхождения - все это выступает естественными факторами, влияющими на формирование платежеспособного спроса на рынке мясной продукции.
Структура потребностей конечных потребителей позволяет выявить ту часть доходов домохозяйств, которая потенциально может быть израсходована на приобретение мяса крупного рогатого скота и мясной продукции из него, а также дифференцировать рыночные сегменты по категориям потребителей мясных товаров рынка.
Уровень доходов конечных потребителей характеризуется следующими показателями:
^ доля расходов населения на продукты питания;
^ денежные доходы на душу населения;
^ реальные денежные доходы населения;
^ покупательная способность денежных доходов;
^ величина прожиточного минимума или стоимость набора продуктов питания потребительской корзины;
^ реальная заработная плата: определение тенденций ее изменения имеет особое значение при выявлении платежеспособности спроса Производственному потенциалу товарного предложения противостоит ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, который проявляется в возможности рынка приобрести (употребить) определенное количество продуктов и услуг. Потребительский потенциал характеризуется показателями емкости рынка и выражается следующей формулой:
у = I; [(5, х * х э,)+ Р. - (я - Иф - И„)]- А-С, (3)
где V — емкость рынка говядины (количество или стоимость сырья или готовой продук-
ции, которые могут быть куплены в определенном периоде);
Я* — численность ¡-той группы потребителей;
к —уровень потребления в базисном периоде или норматив потребления ьтой группы потребителей;
Эх — коэффициент эластичности спроса от цен и доходов;
Рс — объем нормальных страховых резервов товара;
Н — насыщенность рынка, то есть объем товаров, имеющихся в организациях-потребителях и домашних хозяйствах населения;
Иф — физический износ товаров;
Им — моральный износ товаров;
А — альтернативные региональному рынку формы удовлетворения потребления (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и пр.), а также потребление товаров-заменителей;
С — доля конкурентов на рынке.
Емкость рынка говядины с учетом его составляющих может быть также рассчитана и по упрощенной формуле:
Ерынкд^ОП + ОВ,-ОВг, (4)
где ЕрЫ1|](3 — емкость рынка крупного рогатого скота на убой или рынка мясной продукции,
тонн;
ОП — объем продаж скота или мясопродукции, произведенных в регионе, тонн;
0В[ — объем продаж скота или мясопродукции, завезенных из других регионов, тонн;
0В2 — объем продаж произведенных в регионе скота или мясопродукции за пределами региона, тонн.
При этом емкость регионального мясного рынка рекомендуется определять в физических единицах, поскольку рассмотрение ее динамики в стоимостном выражении с учетом индексов-дефляторов носило бы условный характер. Емкость регионального рынка говядины может носить фактический, прогнозируемый и потенциальный характер. Прогнозируемая емкость рассчитывается на перспективу 3-5 лет, потенциальная - представляет собой максимально возможную емкость рынков с учетом рациональной нормы потребления мяса крупного рогатого скота и продуктов его переработки в расчете на душу населения.
Подобно рыночному предложению платежеспособный спрос характеризуется показателем ЭЛАСТИЧНОСТИ. Однако при этом эла-
стичность спроса конечных потребителей определяется не только уровнем цен на приобретаемую продукцию, но и размерами денежных доходов. Суть эластичности спроса заключается в степени его чуткости и изменчивости, в зависимости от влияния цены на продукцию и денежных доходов покупателей. Причем вектор влияния цен на спрос находится в обратном соотношении к вектору влияния дохода покупателей, то есть если рост уровня доходов увеличивает объем спроса, то повышение цен оказывает прямо противоположное воздействие.
Коэффициент эластичности спроса по цене или доходу потребителей определяется по формуле:
_ДК Х_
цена/доход ду Х у
или
Процентное изменение количества запрашиваемой продукции
цена / доход
Процентное изменение цен (доходов)
где АУ — прирост спроса;
Д — прирост факторного признака (цена товара или доход потребителей);
У — базовый показатель спроса;
X — базовое значение факторного признака.
При Зс!иена< 1 наблюдается явление инфраэластичности, спрос на товар считается малоэластичным или неэластичным. При этом процентное изменение количества запрашиваемой продукции меньше, чем изменение цены. При Эс1цена>1 отмечается явление ультраэластичности, товар является эластичным или сильно эластичным, т.к. процентное изменение объема запрашиваемой продукции превышает процентное изменение цены. При Э(111ека-1 товар является слабоэластичным, в этом случае снижение цены обычно не приводит к коммерческому эффекту (росту денежной выручки).
Реакция платежеспособного спроса на увеличение доходов домохозяйств носит неоднозначный характер. По одним социальным группам темп роста доходов населения ведет к росту потребления, по другим, наоборот, к его падению. Эластичность спроса по доходу может иметь следующие значения.
Эйдоход > 1 означает, что потребление продукта растет более чем пропорционально увеличению дохода. Это характерно для деликатесных продуктов питания.
Э(1 доход - 1 Л акая ситуация возникает, как правило, при низком уровне дохода и характерна для базовых продуктов питания. Очевидно, что население в среднем имеет низкие доходы, не позволяющие полностью удовлетворять потребности в полноценном питании, то каждую дополнительную единицу дохода семья будет направлять в первую очередь на питание.
0< Эёдоход < 1. В развитых странах эта ситуация типична для всех основных продуктов питания: при возрастании денежных доходов доля потребительских расходов на продовольственные товары в бюджете семьи сокращается в пользу увеличения доли затрат на предметы роскоши, одежду, досуг и пр.
Эс1дОХОд < 0 это означает, что с ростом дохода доля расходов на определенный продукт уменьшается. Такая ситуация характерна для продуктов питания, преобладающих в рационе низкообеспеченных слоев населения: хле-
бобулочные изделия, картофель.
Наряду с коэффициентом ценовой эластичности спроса на мясо крупного рогатого скота, большое значение при анализе фактического уровня и выявлении тенденций изменения платежеспособной потребности с учетом влияния эффекта замещения в рамках регионального рынка говядины приобретает коэффициент перекрестной эластичности спроса - Эху, который показывает, на сколько процентов изменится спрос на говядину и телятину при изменении цен на иные виды мяса (свинину или мясо птицы) на 1% . При этом Эху принимает значе-
ние больше нуля, что выступает показателем проявления эффекта замещения и свидетельствует о возможности заменяемости говядины другими видами мяса при относительном снижении цен на них.
Следующим важным показателем и фактором организованного и эффективного функционирования регионального рынка говядины выступает уровень конкуренции производственной и потребительской сфер. Уровень конкуренции определяется не только числом, но и рыночной долей участников товарно-денежных отношений. Поэтому при оценке рыночного состояния помимо показателя численности необходимо учитывать концентрацию продавцов и покупателей. Определение степени концентрации опирается на сопоставление показателей размеров фирм с размерами рынка на котором они действуют. Уровень концентрации может быть оценен с помощью:
индекса концентрации рынка:
/™ = Х".| = 9, . (7)
где ц, — доля производства (реализации) ^го участника рынка в объеме выпуска (сбыта) отрасли.
Рынок считается неконцентрированным при значениях индекса ниже 45%, умеренно концентрированным при 1кр = 45-70% и высококонцентрированным при 1кр > 70%. Данный показатель позволяет нам определить степень влияния авангарда сырьевых, а также промышленных производителей на отраслевой рынок региона в целом;
коэффициента относительной концентрации рынка
Ккр = Ь/а , (8)
где Ь — доля крупнейших предприятий рынка в общей сумме предприятий отрасли, %;
а — доля продукции этих предприятий в общем объеме выпускаемой продукции, %.
При Ккр<1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным; при Ккр>1 наблюдается высокая степень концентрации на рынке. В отличие от предыдущего индекса данный показатель учитывает и рыночные доли крупнейших предприятий, и общее число предприятий, функционирующих на рынке.
Представленная система показателей регионального рынка говядины позволит изучить состояние и оценить эффективность его функционирования с точки зрения комплексного подхода к анализу производства и обращения сырья и готовой продукции. При этом следует учесть тот факт, что алогичность происходящих в стране явлений существенно осложняет объективную оценку состояния и тенденций развития регионального мясного рынка. Поэтому при изучении тех или иных закономерностей экономического порядка необходимо как можно полнее, разностороннее подходить к изучаемой проблеме, использовать наиболее широкий комплекс разнородных показателей рыночных параметров, при этом методика диагностики рыночной конъюнктуры мясного рынка, с учетом его специфики, обязательно должна включать анализ стадий производства и обращения сырья и готовой продукции. На основе комплексной оценки происходящих в рамках конкретного рынка процессов и явлений, с учетом специфических особенностей его развития, значения при выполнении народнохозяйственных задач, должны разрабатываться как комплексные программы регулирования
отраслевой экономики мясного хозяйства региона, так и тактика поведения отдельных участников рынка.
Литература
1. Гришаева Л. Концептуальные основы аграрного рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2002. - №1. - С.20-22.
2. Емельянов А, Производственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации // Российский экономический журнал. -
2003. - №7. - С.27-42.
3. Злобин Е.Ф.Ценовой механизм регионального продовольственного рынка: Учеб. пособие. - М.: «АгриПресс ЛТД», 1995,- 79 с.
4. Наумов А. Эффективность освоения передовых технологий производства и переработки зерна // АПК: экономика, управление, -
2004. - №5.-С.49-58.
5. Поляков Д.И. Современные условия формирования цены на сельскохозяйственную продукцию // Вопросы экономических наук. —
2004. -№2.-С. 102-103.
6. Роль цены в рыночном механизме агропромышленного комплекса // АПК: экономика, управление. - 2004. - №1. - С.4-7.
7. Сагайдак Э., Борхунов Н. Агропродо-волъственная политика и цены // АПК: экономика, управление. — 2001. - №1. - С.42-50.
8. Тенденции развития мясного рынка И Молочная и мясная промышленность. - 2002. -№4. - С.2-6.
9. Хорошильцев В.Р. Оптовый продовольственный рынок в регионе // Экономист. -2002. - №12. -С.9-12.
10. Шайкин В.В., Ахметов Р.Г. Сельскохозяйственные рынки //М.:Изд-во «Колос», 2001.