Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВА И РИСКОВ УГЛЕДОБЫЧИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ'

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВА И РИСКОВ УГЛЕДОБЫЧИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
угольные разрезы / инфраструктура / железная дорога / экология / цены / налог на прибыль / риски / coal mines / infrastructure / railway / ecology / prices / income tax / risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субракова Людмила Константиновна, Курильчик Сергей Александрович

Угольная промышленность как одна из важнейших экспортно-ориентированных отраслей российской экономики находится в сложных экономических условиях. Оценка производственной деятельности угледобывающих предприятий Республики Хакасия выявила как общие для всей отрасли проблемы (тенденции ценообразования на мировых рынках), так и особенные проблемы, характерные для региона: экологические, производственные, транспортные, социально-экономические.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Субракова Людмила Константиновна, Курильчик Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF PRODUCTION AND RISKS OF COAL MINING IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

The coal industry, as one of the most important export-oriented sectors of the Russian economy, is in difficult economic conditions. An assessment of the production activities of coal mining enterprises in the Republic of Khakassia revealed both problems common to the entire industry (pricing trends in world markets) and special problems characteristic of the region: environmental, industrial, transport, social and economic.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВА И РИСКОВ УГЛЕДОБЫЧИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ»

УДК 622.33:338.45(571.513)

ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВА И РИСКОВ УГЛЕДОБЫЧИ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Субракова Людмила Константиновна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и бизнеса

Курильчик Сергей Александрович,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катонова (г. Абакан)

Угольная промышленность как одна из важнейших экспортно-ориентированных отраслей российской экономики находится в сложных экономических условиях. Оценка производственной деятельности угледобывающих предприятий Республики Хакасия выявила как общие для всей отрасли проблемы (тенденции ценообразования на мировых рынках), так и особенные проблемы, характерные для региона: экологические, производственные, транспортные, социально-экономические.

Ключевые слова: угольные разрезы, инфраструктура, железная дорога, экология, цены, налог на прибыль, риски.

ASSESSMENT OF PRODUCTION AND RISKS OF COAL MINING IN THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Subrakova Lyudmila Konstantinovna,

Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Economics and Business Department

Kurilchik Sergey Aleksandrovich,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The coal industry, as one of the most important export-oriented sectors of the Russian economy, is in difficult economic conditions. An assessment of the production activities of coal mining enterprises in the Republic of Khakassia revealed both problems common to the entire industry (pricing trends in world markets) and special problems characteristic of the region: environmental, industrial, transport, social and economic.

Key words: coal mines, infrastructure, railway, ecology, prices, income tax, risks.

Программой развития угольной промышленности России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 г. № 1582-р (далее - Программа), предусмотрено «создание новых центров добычи угля в восточных регионах страны - в Республике Тыва, Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях и в Чукотском автономном округе, начнётся добыча на новых месторождениях антрацитов на полуострове Таймыр в Арктической зоне Российской Федерации. Получат дальнейшее развитие предприятия действующих угольных бассейнов - Печорского, Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского и Минусинского».

Предварительные результаты выполнения Программы оценены в исследовании [1] как

низкие вследствие сокращения финансовых, трудовых и материальных ресурсов, экстенсивного роста добычи и инфраструктурных ограничений. Целью нашего исследования является оценка производства и рисков угледобычи в Республике Хакасия.

Приложением 6 Программы установлено, что в Республике Хакасия с 2018 по 2035 год планируется увеличение добычи угля в 1,6-2,2 раза (по консервативному и оптимистическому варианту соответственно) с 24,5 до 40-53 млн тонн. Доля субъекта в общей добыче Российской Федерации повысится с 5 до 8,2-7,9 процентов.

Из 18 угледобывающих регионов России Республика Хакасия занимает 4-е место по объёму добычи после Кемеровской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутии).

Основным месторождением, добыча в котором обеспечит рост производства, приложением 8 Программы определено Бейское месторождение Минусинского каменноугольного бассейна, разрабатываемое АО «Русский уголь», ООО «Разрез «Кирбинский» (проект разработки и добычи на сумму 12 млрд руб.), ООО «КОУЛСТАР» (проект развития со строительством угледобывающего и обогатительного комплекса на сумму 150,2 млрд руб.), ООО «Разрез «Аршановский» (проект добычи угля на сумму 33,5 млрд руб.).

Кроме того, предполагается создание объектов производственной инфраструктуры: строительство железнодорожной ветки к станции Хоных с мостовым переходом через р. Абакан, строительство специализированного угольного терминала на Дальнем Востоке, создание парка полувагонов для доставки продукции в порты Российской Федерации для реализации на экспорт; проектирование и строительство железнодорожной и автомобильной инфраструктур с мостовыми переходами через р. Абакан и р. Уйбат, примыкающих к железнодорожной станции Хоных, железнодорожной инфраструктуры необщего пользования вблизи станции Углесборочная, примыкающей к станции Камышта. К разрабатываемым 4 участкам (Восточно-Бейский, Аршановский, Майрыхский, Кирбинский) планируется разрабатывать еще 8 участков [2].

Такие планы всерьёз угрожают экологии всего региона, что обусловливает экологиче-

ские риски дальнейшего роста добычи угля в Хакасии. В Национальном экологическом рейтинге, составляемом общественной экологической организацией «Зеленый патруль», показатели и место Республики Хакасия определены следующим образом (табл. 1).

Методика расчета индексов предполагает определение значений от -1 до +1, то есть чем выше индекс, тем лучше экология региона. Несмотря на то, за последние 3 года сводный экологический индекс Республики Хакасия повысился с 62 до 70, место региона в национальном рейтинге существенно снизилось: с 35-го в 2022 году до 53-го в 2024 году, что говорит о том, что экологические условия в российских регионах в целом повышались существенно лучше, чем в нашем регионе.

Из трёх составляющих экологических индексов наиболее благополучным в Республике Хакасия выглядит социально-экологический индекс со значениями от 73 до 85 с повышением за период на 12 пунктов. Природоохранный индекс сохранился примерно на одном уровне, повысившись на 2 пункта с 54 до 56. Наименьшее значение было у региона по промышленно-экологическому индексу: в 2022 году 49 пунктов, в 2024 году наблюдалось его повышение до 57. Представляется, что именно угольные предприятия, ведущие добычу топлива открытым способом в карьерах, вносят наибольший вклад в то, что промышленно-экологические показатели остаются на относительно низком уровне.

Таблица 1

Экологические индексы Республики Хакасия за зимние месяцы 2022-2024 годов,

составлено по [3]

Показатели Зима 2021-2022 гг. Зима 2022-2023 гг. Зима 2023-2024 гг.

Место региона в рейтинге 35 44 53

Сводный экологический индекс 62 67 70

Природоохранный индекс 54 55 56

Промышленно-экологический индекс 49 54 57

Социально-экологический индекс 73 79 85

По данным экологического мониторинга Минприроды РФ, в 35 городах России зафиксировано содержание бензапирена (продукт сжигания твёрдого топлива), превышающее нормативы в десятки раз, среди них 2 города республики Абакан и Черногорск и соседний Минусинск Красноярского края, находящиеся в Хакасско-Минусинской котловине со схожими факторами негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха. Одной из главных причин высокого уровня загрязненности атмосферного воздуха называется именно рост угледобычи в регионе. «Добыча угля оказывает пагубное воздействие на все сферы жизни людей: демографическую (заболеваемость общая и профессиональная, смертность, инвалидизация населения), этнокультурную (ущерб культуре, промыслам, среде обитания коренных народов), экологическую (загрязнение воздуха и воды, нарушение земель, накопление промышленных отходов, несоблюдение санитарных зон)» [4].

Следующим видом риска для производства угольных предприятий в регионе является ситуация с ценообразованием на мировых рынках. Аналитики оценивают движение цен на уголь как неустойчивое, подверженное значительным колебаниям. Анализ БКС показал, что за последние 8 лет падение цен в течение 3-5 месяцев составляло 17 %, а в последующие 5-7 месяцев они восстанавливаются с повышением на 30 % [5]. Динамика цен на коксующийся уголь, экспортируемый из России, представлена в таблице 2.

По сценарию Международного энергетического агентства STEPS [6], сокращение мирового спроса на уголь ожидается с 5,9 до 5,3 млрд тонн к 2035 году, то есть на 11,3 %.

К 2050 г. еще на 47 % по отношению к 2023 году. Со стороны предложения также прогнозируется замедление добычи угля в долгосрочной перспективе: пик будет достигнут к 2028 году, затем упадет почти на 30 % к 2035 году, снижаясь на 50 % в странах с развитой экономикой и на 25 % в развивающихся странах с формирующимся рынком.

Значительные различия намечаются по видам угля: поставки энергетического угля (в Хакасии добывается уголь, используемый в энергетическом комплексе) снизятся почти на 55 % к 2050 году, а коксующегося угля - на 25 %.

БКС отмечаются факторы, которые могут вызвать повышение спроса на уголь в ближайшие годы:

- экономический рост в Китае, а также неблагоприятные погодные условия, что повлечет неустойчивое производство гидроэнергии;

- чрезмерно интенсивный рост электромобилей может привести к дефициту электроэнергии, что повысит спрос на уголь как субститут чисто энергетики.

В сторону понижения угольных цен возможно действие факторов:

- достаточность предложения, обусловленного восстановлением добычи в Китае после пандемийного спада и существенным ростом добычи в Индонезии;

- слабость роста экономик Китая и Индии как ключевых стран-потребителей угля.

Реализация добывающими компаниями каменного угля в настоящее время затруднена в связи с транспортными проблемами - это еще один реально угрожающий риск угольной промышленности.

Таблица 2

Средние экспортные цены на российский коксующийся уголь, руб./т [7]

2023 год 2024 год

Цены, руб./т I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв.

10 429 8 432 8 609 11 174 10 720 9 435 8 204

Переориентация экспортных перевозок российского угля с запада на восток оказалась затруднённой из-за низкой пропускной способности Транссибирской железной дороги и БАМа, модернизация инфраструктуры которых в настоящее время не закончена.

В связи с нехваткой мощностей перевозчиков для угледобывающих регионов были установлены гарантированные объёмы предоставления транспортных услуг по железной дороге. Угольные разрезы Хакасии в 2023-2024 годах снижали добычу, создавали сверхнормативные запасы продукции из-за недостатка пропускной и провозной мощностей железнодорожного транспорта. По оценке Минэнерго России, дефицит пропускной способности Восточного полигона железных дорог (Транссиб и БАМ) составляет 130-140 млн тонн, из них для перевозки угля -85-95 млн тонн в год. В перспективе по национальному проекту «Эффективная транспортная система» планируется к 2030 году достижение провозной способности Восточного полигона железных дорог в объеме 210 млн тонн, по итогам 2032 года - 270 млн тонн.

В Правительстве РФ обсуждается выделение на 2025 год гарантированных квот на экспорт угля для 6 регионов Сибири на уровне прошлого года: Кемеровской области -

54.1 млн тонн, Республике Саха (Якутия) -

26.2 млн тонн, Республике Бурятия - 8,5 млн тонн, Республике Хакасия - 6,5 млн тонн, Иркутской области - 3,3 млн тонн, Республике Тува - 650 тыс. тонн, при условии заключения договоров не с регионами, а с угольными компаниями.

Угольная отрасль имеет для Республики Хакасия критически важное значение, так как значительная доля налоговых поступлений -30 % в республиканский бюджет поступает от угольной промышленности. В таблице 3 приведены отчётные данные о поступлении налогов в республиканский бюджет за 3 последних года, из которых видно, что налог на прибыль, основная часть которого (от 30 до 50 % всех бюджетных поступлений) приходится на предприятия цветной металлургии (алюминиевые заводы) и угольной промышленности, возрос в 2022 году в 1,9 раза в связи с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья, а в 2023 году налог на прибыль уменьшился в 2,1 раза, что обусловлено падением налогооблагаемой базы по прибыли в алюминиевой и угольной отраслях из-за снижения выручки и цен.

На угледобывающих предприятиях региона в 2024 году занято около 5,5 тыс. человек и 12,5 тыс. человек в смежных отраслях экономики, а с учетом их семей от угледобывающей отрасли зависит около 50 тыс. жителей республики (примерно 10 % населения республики). Поэтому сокращение объёмов производства на угольных разрезах означает повышение социально-экономических рисков региона. Их проявление провоцируется такими факторами, «как неустойчивая динамика экономической основы наполнения региональных бюджетов, снижение инвестиционной активности экономических агентов в регионе, а также усиление степени пространственной неравномерности социально-экономического развития» [7].

Таблица 3

Налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Хакасия за 2021-2023 годы,

млрд руб.

Показатели 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Налоговые поступления, всего 28,349 39,5 30,183

в т. ч. налог на прибыль 10,639 19,920 9,474

налог на доходы физических лиц 10,088 7,360 8,590

налог на имущество организаций 3,827 2,612 2,692

акциз 1,562 4,442 4,788

специальные налоговые режимы 1,553 1,325 1,360

налог на добычу полезных ископаемых 1,152 1,527 2,641

Аналитиками отмечается общая для сибирских регионов особенность инвестиционной деятельности - смещение её в область низкого передела - добычу и переработку сырья, а также строительство необходимой для их развития инфраструктуры [8], что подтверждается отраслевой принадлежностью инвестиционных проектов, осуществляемых в Республике Хакасия: добывающая и обрабатывающая промышленность, транспортная инфраструктура, сельское хозяйство.

Добыча угля в России осуществляется в соответствии в Программой развития угольной промышленности на период до 2035 года и

охватывает ряд восточных регионов, включая Республику Хакасия. В связи с действием внешних и внутренних политико-экономических факторов угольные разрезы, ведущие деятельность в регионе, находятся под воздействием экологических, производственных, транспортно-логистических, социально-экономических рисков. Деятельность федеральных и региональных властей должна быть направлена на их снижение и обеспечение устойчивого развития на основе дифференциации производства и уменьшения зависимости от колебаний сырьевых рынков.

Библиографический список

1. Уланов В. Л. Оценка перспектив развития российской угольной промышленности / Уланов В. Л., Иванова Е. В., Семина И. С. // Недропользование XXI век. 2024. № 1 (102). С. 32-42. URL: https://wec.hse.ru/data/2024/03Л4/2087034344/УЛАНОВ %20(4).pdf (дата обращения: 1.11.2024).

2. Балязин И. В. Влияние угледобывающей промышленности на экологическое состояние Койбальской степи // Географические исследования азиатской России и сопредельных территорий: новые методы и подходы: материалы Международной конференции. Иркутск. 2019. С. 28-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41433601 (дата обращения: 1.11.2024).

3. Экологический рейтинг регионов. Зелёный патруль. URL: https://greenpatrol.ru/stranica-dlya-obshchego-reytinga (дата обращения: 4.11.2024).

4. Субракова Л. K., Чебодаева В. В. Экологические последствия масштабной добычи угля и экологизация производства в регионе // Технологическое предпринимательство, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и трансфер технологий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Пермь. 2021. С. 286-291. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_48031468_21701486.pdf (дата обращения: 4.11.2024)

5. Цены на уголь восстанавливаются: цикл входит в фазу роста. БКС-ЭКСПРЕСС. 20.06.2024. URL: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/ugol-naia-promyshlennost-tsikl-vkhodit-v-fazu-rosta (дата обращения: 4.11.2024).

6. Цены на уголь будут поэтапно снижаться. Аналитика: обзор рынка и прогнозы. Финам.ру. 01.11.2024. URL: https://www.finam.ru/publications/item/rynok-uglya-stsenarii-sprosa-i-predlozheniya-20241101-0843/ (дата обращения: 4.11.2024).

7. Печенская-Полищук М. А. Социально-экономические факторы и риски формирования региональных бюджетов: о доходах, инвестициях и дифференциации // Экономическая безопасность. 2020. Том 3. № 4. С. 505-518. URL: https://doi: 10.18334/ecsec.3.4.111171 (дата обращения: 4.11.2024).

8. Инвесторы ушли, инвестиции остались // Коммерсант. Сибирь. 29.06.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6070067 (дата обращения: 4.11.2024).

© Субракова Л. К., Курильчик С. А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.