СЕКЦИЯ № 2
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Оценка прогнозирования
риска аварий гидротехнических сооружений
Арифуллин Е. З., Дьякова В. В.
Воронежский государственный технический университет,
г. Воронеж, Калач А. В.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Оценка прогнозирования и результаты риска аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) должны применяться по следующим основным принципам:
- при идентификации ГТС, подлежащих обязательному декларированию безопасности;
- при разработке и экспертизе деклараций безопасности ГТС;
- при назначении критериев безопасности ГТС;
- при расчетах вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.
Идентификация опасностей аварий ГТС выявляет все возможные опасные факторы, явления, процессы и события, способные инициировать аварии на данных объектах. Основные шаги выполнения процедуры анализа риска аварий ГТС гидроэлектростанции приведены на рис.
Основные факторы, способные инициировать аварии делятся на природные и техногенные, внешние и внутренние опасности. К наиболее серьёзным следует отнести природные и техногенные, присущие самим ГТС:
- человеческий фактор (ошибки изысканий, проектирования, строительства и эксплуатации конкретного ГТС, неправильные действия или бездействие персонала в аварийных ситуациях и т. д.);
- изменение свойств материалов сооружений и их оснований;
- статические и динамические нагрузки на сооружения и их основания,
- переменные температурные воздействия;
- суффозионные процессы и т. д.
На следующем этапе происходит формирование основных сценариев аварий ГТС, определяющих цели и задачи прогнозирования риска аварий, представленные в табл.
В данной таблице графа 1 содержит нумерацию сценариев аварий, возможных на исследуемом объекте. Целесообразна двузначная нумерация - пер-
вая позиция номера сценария отражает номер элемента ГТС (комплекса ГТС), вторая позиция - номер сценария аварии. Графа 2 содержит перечень элементов исследуемого ГТС (комплекса ГТС). В графу 3 для каждого из элементов исследуемого объекта заносятся все опасности аварий, идентифицированные на первом этапе процедуры. В графе 4 отражаются ожидаемые последствия реализации каждой из опасностей для каждого из элементов ГТС. В графе 5 - предварительная оценка вероятности реализации данной опасности для данного элемента исследуемого ГТС [1-4].
Предварительный анализ опасностей
(ПАО)
Максимально полный перечень сценариев аварий, возможных на анализируемом ГТС
Перечень основных сценариев аварий, возможных на анализируемом ГТС
Ранжирование основных сценариев
аварий, возможных на ГТС
Выбор дальнейших направлений деятельности
Идентификация опасностей аварий гидротехнического сооружения
Выявление всех без исключения опасных элементов ГТС и воздействий на них, способных инициировать аварии; предварительная экспертная оценка вероятности (среднегодовой частоты) и последствий аварий для основных реципиентов риска
Формирование максимально полного перечня всех возможных факторов, способных инициировать аварии анализируемого ГТС; разработка максимально полного перечня сценариев аварий, возможных на сооружении
Ранжирование сценариев аварий, возможных на ГТС, по уровню риска для основных групп реципиентов; обоснование перечня основных сценариев аварий, возможных на сооружении и приводящих к чрезвычайным ситуациям
Ранжирование основных сценариев аварий, возможных на ГТС, по уровню риска для персонала объекта, населения, имущества третьих лиц и окружающей природной среды
Риск аварий не существенен
Прекратить анализ риска
Риск аварий значителен
Выполнить детальный анализ риска с оценкой частоты и последствий
Рис. Основные шаги процедуры анализа риска аварий гидротехнических сооружений
Таблица
Форма таблицы результатов предварительного анализа опасностей (ПАО)
аварий ГТС
Нумерация сценариев аварий Перечень элементов ГТС Нежелательные явления, процессы, события, инициирующие аварию ГТС Ожидаемые последствия реализации каждой из опасностей Предварительная оценка вероятности реализации
1 Левобережная грунтовая плотина
1.1 Сопряжение с бетонным водосбросом Потеря фильтрационной прочности грунтов тела плотины в зоне сопряжения Обрушение участка плотины в зоне сопряжения, образование прорана и волны прорыва, затопление территории в нижнем бьефе Весьма вероятна, ввиду низкого качества сопряжения
Таким образом сценарии наиболее тяжелой и наиболее вероятной аварий ГТС служат исходными данными для проведения расчетов волны прорыва и расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, правила и порядок проведения которого установлены постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 № 876 и совместным приказом федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Библиографический список
1. Стандарт организации НП «ИНВЭЛ» СТО 70238424.27.140.0382010 Гидроэлектростанции. Мониторинг состояния сооружений и окружающей среды в процессе строительства. Нормы и требования (проект).
2. СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения.
3. Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения. Утв. приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России, Госгортехнадзора России от 18.05.2002 № 243/150/270/68/89.
4. Административный регламент исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления). (Утв. приказом Минприроды России № 289 от 31.10.2008. Зарег. в Минюсте РФ 13.03. 2009, рег. № 13509).