Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ'

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашина А. В., Фендель Т. В.

Цель исследования - оценить профессионально-прикладную физическую подготовленность юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 174 юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени, оканчивающих 9-й класс специальных (коррекционных) школ Пермского края. Оценку профессионально-прикладной физической подготовленности осуществляли при помощи метода контрольных испытаний. Перечень испытаний был определен в соответствии с рабочей программой по адаптивному физическому воспитанию, разработанной на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Результаты исследования и выводы. К наиболее значимым для юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени физическим качествам, детерминирующим успешность осуществления ими профессиональной деятельности, относятся: силовая выносливость и координационные способности. Формированию этих физических качеств будет способствовать методика профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования упражнений с тренажерами BOSU и Super Pump.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кашина А. В., Фендель Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESMENT OF PROFESSIONALLY-APPLIED PHYSICAL FITNESS OF YOUNG MEN WITH MILD INTELLECTUAL IMPAIRMENTS

Objective of the study was to evaluate the professional-applied physical fitness of young men with mild intellectual disabilities.Methods and structure of the study. The experiment involved 174 young men with mild intellectual disabilities, graduating from the 9th grade of special (correctional) schools in the Perm Territory. Assessment of professionally applied physical fitness was carried out using the method of control tests. The list of tests was determined in accordance with the work program for adaptive physical education, developed on the basis of the requirements of the Federal State Educational Standard for the education of students with intellectual disabilities.Results and conclusions. The most significant physical qualities for young men with mild intellectual disabilities, which determine the success of their professional activities, include: strength endurance and coordination abilities. The formation of these physical qualities will be facilitated by the methodology of professionally applied physical training, based on the use of exercises with BOSU and Super Pump simulators.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ»

оценка профессионально-прикладной физическом подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени

УДК/UDC 376.42

Поступила в редакцию 20.12.2021 г.

А.В. Кашина1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Фендель1

Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, Чайковский

ASSESSMENT OF PROFESSiONALLY-APPLiED PHYSICAL FiTNESS OF YOUNG MEN WITH MILD INTELLECTUAL IMPAIRMENTS

A.V. Kashina1

PhD, Associate Professor T.V. Fender

1 Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky

Информация для связи с автором: alenak [email protected]

Аннотация

Цель исследования - оценить профессионально-прикладную физическую подготовленность юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие 174 юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени, оканчивающих 9-й класс специальных (коррекционных) школ Пермского края. Оценку профессионально-прикладной физической подготовленности осуществляли при помощи метода контрольных испытаний. Перечень испытаний был определен в соответствии с рабочей программой по адаптивному физическому воспитанию, разработанной на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Результаты исследования и выводы. К наиболее значимым для юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени физическим качествам, детерминирующим успешность осуществления ими профессиональной деятельности, относятся: силовая выносливость и координационные способности. Формированию этих физических качеств будет способствовать методика профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования упражнений с тренажерами BOSU и Super Pump.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, интеллектуальные нарушения, профессионально-прикладная физическая подготовка, силовая выносливость, координационные способности.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the professional-applied physical fitness of young men with mild intellectual disabilities.

Methods and structure of the study. The experiment involved 174 young men with mild intellectual disabilities, graduating from the 9th grade of special (correctional) schools in the Perm Territory. Assessment of professionally applied physical fitness was carried out using the method of control tests. The list of tests was determined in accordance with the work program for adaptive physical education, developed on the basis of the requirements of the Federal State Educational Standard for the education of students with intellectual disabilities. Results and conclusions. The most significant physical qualities for young men with mild intellectual disabilities, which determine the success of their professional activities, include: strength endurance and coordination abilities. The formation of these physical qualities will be facilitated by the methodology of professionally applied physical training, based on the use of exercises with BOSU and Super Pump simulators.

Keywords: adaptive physical education, intellectual disorders, professionally applied physical training, strength endurance, coordination abilities.

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Введение. Профессионально-прикладная подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями легкой степени, осуществляемая в специальных (коррекционных) школах, играет очень важную роль в дальнейшей успешной их социализации, приобщении к труду, подготовке к самостоятельной жизни, открывая возможности получения профессии и трудоустройства [1, 6]. Она предполагает комплексную многолетнюю работу, в которой принимают участие педагоги, работодатели и приглашенные представители различных профессий [2, 6]. Получение общетрудовых умений и навыков дает возможность обучающимся планировать свою деятельность, контролировать и регулировать процесс ее выполнения, что в дальнейшем пригодится в любой профессии [2, 3].

Более 80 % профессий, рекомендуемых для лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени, связаны с высокими физическими нагрузками, что обуславливает высокие требования к уровню их физической подготовленности [2, 4, 5].

В то же время исследователи указывают на недостаточный объем профессионально-прикладной физической подготовки, предусмотренный ОПОП и программами адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) школах, особенно в старших классах [1, 5, 6]. Указанные факты и определили направление нашего исследования.

Цель исследования - оценить профессионально-прикладную физическую подготовленность юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени.

76

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | May

Методика и организация исследования. В ходе исследования применяли методы анализа и обобщения данных научно-методической литературы, метод профессиографии.

Изучение профессиональных стандартов и требований профессий, рекомендуемых для лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени, позволил выделить наиболее важные профессиональные качества, в том числе физические, которые необходимы для успешного их осуществления (табл. 1).

Проведенное исследование позволило определить, что к наиболее значимым для лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени физическим качествам, детерминирующим успешность осуществления ими профессиональной деятельности, относятся силовая выносливость и координационные способности.

При помощи метода контрольных испытаний осуществляли оценку профессионально-прикладной физической подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени -174 обучающихся, оканчивающих 9-й класс специальных (коррекционных) школ Пермского края.

Перечень испытаний был определен в соответствии с рабочей программой по адаптивному физическому воспита-

нию, разработанной на основе требований ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Результаты исследования и их обсуждение. При

анализе результатов обратили внимание, что по двум контрольным испытаниям («Проба Ромберга» и «Темпо-ритми-ческая оценка») юноши с интеллектуальными нарушениями легкой степени не смогли достичь даже нормативного значения (см. табл. 2).

Во всех остальных контрольных испытаниях средние значения близки к нижней границе нормативного диапазона, что свидетельствует о недостаточном уровне профессионально-прикладной физической подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени, оканчивающих 9-й класс специальных (коррекционных) школ Пермского края.

Проведенное исследование позволило выявить имеющееся противоречие между низким уровнем профессионально-прикладной физической подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени и требованиями к уровню развития профессионально важных физических качеств (в первую очередь координационных способностей и силовой выносливости), предъявляемых к работникам

Таблица 1. Требования профессий, рекомендуемых для лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени

Содержание труда Должен знать Должен уметь Профессионально важные качества

Штукатур-маляр

Подготовка поверхностей под штукатурку, нанесение растворов на поверхность стены и выравнивание штукатурки, отделка поверхностей и т. п. Виды и свойства растворов, технологии и способы оштукатуривания; требования к качеству работ и пр. Готовить растворы для штукатурных работ, подготавливать поверхности под штукатурку, работать со спец. инструментом Развитый вестибулярный аппарат, хороший глазомер, хорошее зрение с правильным цветовос-приятием, высокий уровень силовой выносливости и координационных способностей

Садовник. Озеленитель. Рабочий зеленого хозяйства. Овощевод

Благоустройство и озеленение газонов, скверов, парков, уход за растениями, выращивание культурных растений, овощей и фруктов Строение культурных растений овощей и фруктов, их виды и сорта, условия для их выращивания и размножения, правила планирования и оформления сада, процедуры подготовки почвы к посеву и посадке Осуществлять подготовку почвы, разводить культурные растения, овощи и фрукты, осуществлять уход и профилактику заболеваний, работать с садовым инвентарем,стричь газоны, деревья, подбирать семена овощей, осуществлять уход за урожаем и его сбор Наглядно-образное мышление, эстетический вкус, развитая функция зрительного восприятия, высокий уровень силовой выносливости и координационных способностей

Каменщик

Работы по кладке и ремонту каменных конструкций зданий, мостов, промышленных и гидротехнических сооружений Свойства растворов, гидроизоляционных материалов, системы кладки и перевязки швов, способы раскладки кирпича Производить и разбирать различные виды кладки, ремонтировать кирпичные стены и фундаменты, читать строительные чертежи, составлять эскизы Развитый вестибулярный аппарат, эмоциональная устойчивость, хорошие слух и глазомер, аккуратность, высокий уровень силовой выносливости и координационных способностей

Таблица 2. Результаты контрольных испытаний по оценке профессионально-прикладной физической подготовленности юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени (п = 174)

Контрольное испытание X Нормативное значение

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин, количество раз 29,28±3,15 28-40

Сгибание разгибание рук в упоре лежа, количество раз 18,92±2,75 23-32

Удержание туловища под углом 450 из положения лежа на животе, с 56,72±5,11 60-90

Удержание туловища под углом 450 из положения лежа на спине, с 36,96±4,64 40-60

Проба Ромберга, с 11,56±2,73 50 и более

Челночный бег, с 9,28±0,63 8-9

Темпо-ритмическая оценка, баллы 3,8±0,76 5-7

№5 • 2022 Май | Мау

http://www.teoriya.ru

77

в профессиях, рекомендуемых для лиц с интеллектуальными нарушениями легкой степени.

Преодолению этого противоречия, на наш взгляд, может способствовать методика профессионально-прикладной физической подготовки юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени, направленная на формирование их координационных способностей и силовой выносливости.

В качестве средств методики предлагаем для развития координационных способностей включить упражнения с тренажером BOSU и упражнения, выполняемые на координационной лестнице, а для развития силовой выносливости -упражнения Super Pump.

При этом рекомендуем придерживаться следующей логики их применения:

- При работе с тренажером BOSU на начальных этапах большое внимание уделять умению сохранять безопасное стабильное исходное положение; сначала применять простые упражнения без предметов; по мере овладения ими увеличивать координационную сложность упражнений и добавлять упражнения с предметами, после чего переходить к выполнению упражнений на перевернутом тренажере (на его плоском основании).

- Начинать работу с координационной лестницей рекомендуется с разновидностей шагов, выполняя их при соблюдении дистанции в три-четыре ячейки; постепенно увеличивая темп, добиваясь при этом снижения числа ошибок, переходить к беговым шагам (общее требование - не наступать на перекладины лестницы); после овладения ими включать повороты и выполнение упражнений без зрительной координации (с закрытыми глазами).

Упражнения силовой направленности (Super Pump) рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение с различным инвентарем (гриф штанги, гантели, диски) или собственным весом; между музыкальными треками рекомендуется устраивать отдых продолжительностью 1-2 минуты.

Выводы. К наиболее значимым для юношей с интеллектуальными нарушениями легкой степени физическим качествам, детерминирующим успешность осуществления ими профессиональной деятельности, относятся силовая выносливость и координационные способности. Формированию этих физических качеств будет способствовать методика профессионально-прикладной физической подготовки на основе использования упражнений с тренажерами BOSU и Super Pump.

Литература

1. Ермаков, С.Н. Профессионально-ориентированная физическая подготовка учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Ермаков. - Хабаровск. - 2005. - 28 с.

2. Васянина, И.И. Организация и содержание физкультурно-оздоровительного направления внеурочной деятельности по физической культуре учащихся с легкой умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук / И.И. Васянина. - Владивосток. - 2016. - 196 с.

3. Зак, Г.Г. Профильная трудовая подготовка обучающихся с умственной отсталостью: история, современность, перспективы / Г.Г. Зак // Специальное образование. - 2020. - № 2. - С. 42-50.

4. Капланская, Е.И. Профессиональная ориентация детей инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда: учебно-методическое пособие для педагога специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профессиональной ориентации детей-инвалидов в соответствии с потребностями рынка труда / Е.И. Капланская, А.Г. Галле, Г.А. Головина. - М.: АНО Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты. - 2010. - 72 с.

5. Кашина, А.В. Профессионально-ориентированный подход в физическом воспитании обучающихся с легкой степенью нарушения интеллекта / А.В. Кашина, И.С. Мальцева // Педагогико-пси-хологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Российский журнал физического воспитания и спорта. - 2021. - Т. 16. - № 3. - С. 80-84.

6. Старобина, Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. - 2007. - 304 с.

References

1. Ermakov S.N. Professionalno-orientirovannaya fizicheskaya pod-gotovka uchashchihsya specialnyh (korrekcionnyh) shkol VIII vida [Professionally-oriented physical training of students of special (correctional) schools of the VIII type]. PhD diss. abstrakt. Khabarovsk. 2005. 28 p.

2. Vasyanina I.I. Organizaciya i soderzhanie fizkulturno-ozdorovitel'nogo napravleniya vneurochnoj deyatelnosti po fizicheskoj kulture uchashchihsya s legkoj umstvennoj otstalostyu [Organization and content of the physical culture and health-improving direction of extracurricular activities in physical culture of students with mild mental retardation]. PhD diss. Vladivostok. 2016. 196 p.

3. Zach G.G. Profilnaya trudovaya podgotovka obuchayushchihsya s umstvennoj otstalost'yu: istoriya, sovremennost, perspektivy [Profile labor training of students with mental retardation: history, modernity, prospects]. Specialnoe obrazovanie. 2020. No. 2. pp. 42-50.

4. Kaplanskaya E.I., Galle A.G., Golovin G.A. Professionalnaya orien-taciya detej invalidov v sootvetstvii s potrebnostyami rynka truda [Vocational guidance for children with disabilities in accordance with the needs of the labor market]. Teaching aid for a teacher of special (correctional) educational institutions for the vocational guidance of children with disabilities in accordance with the needs of the labor market. Moscow: Nauchno-metodicheskij centr obrazovaniya, vospi-taniya i socialnoj zashchity publ., 2010. 72 p.

5. Kashina A.V., Maltseva I.S. Professionalno-orientirovannyj pod-hod v fizicheskom vospitanii obuchayushchihsya s legkoj ste-penyu narusheniya intellekta [Vocational-oriented approach in physical education of students with mild intellectual impairment]. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kultury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports]. Rossijskij zhurnal fizicheskogo vospitaniya i sporta. 2021. Vol. 16. No. 3. pp. 80-84.

6. Starobina E.M. [ed.] Professionalnaya orientaciya, professionalnaya podgotovka i trudoustrojstvo pri umstvennoj otstalosti [Vocational orientation, vocational training and employment with mental retardation]. Study guide. Moscow: FORUM: INFRA-M publ., 2007. 304 p.

НОВЫЕ КНИГИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ЯКОВЛЕВ, Б. п. МОТИВАЦИЯ И ЭМОЦИИ В СПОРТИВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Б.П. ЯКОВЛЕВ. - 3-Е ИЗД., СТЕР. - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛАНЬ, 2022. - 312 С. - iSBN 978-5-8114-9700-3.

В учебном пособии спортивного психолога, доктора психологических наук Б.П. Яковлева проанализирован целый ряд вопросов, касающихся методологических подходов, особенностей мотивации и эмоций, их огромного влияния на результативность и качество тренировочной и соревновательной деятельности. Представлены основные взгляды, теории, сущность мотивации и эмоций в условиях спортивной подготовки. Даны практические рекомендации на повышение мотивации спортсмена. Предложены методы саморегуляции мотивации и эмоций. Теоретические аспекты, содержащиеся в учебном пособии, проверены автором экспериментально на квалифицированных спортсменах. Книга рассчитана на широкий круг специалистов, студентов, спортсменов, тренеров, педагогов в области теории и методики спортивной подготовки, психологии физической культуры и спорта.

http://www.teoriya.ru

№5^ 2022 Май | May

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.