Научная статья на тему 'Оценка прочности железобетонных элементов, армированных ненапрягаемой высокопрочной арматурой при кручении'

Оценка прочности железобетонных элементов, армированных ненапрягаемой высокопрочной арматурой при кручении Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
94
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка прочности железобетонных элементов, армированных ненапрягаемой высокопрочной арматурой при кручении»

обеспечивается использованием соответствующих программных продуктов.

Основным фактором гибкости системы является ее совместимость с аппаратными и программными продуктами разных производителей. Имея модульную архитектуру с использованием компонентов аппаратного и программного обеспечения, система может сопрягаться с элементами благодаря их совместимости. Используя стандартные интерфейсы, система может быть гибкой и расширяемой, открытой для модернизации и усовершенствования в будущем.

Применяя мощные передовые технологии и установившиеся в мировом масштабе промышленные стандарты, в числе которых IEC, XML, PROFIBUS, Ethernet, TCP/IP, OPC, @aGlance, ISA S88 и ISA S95 можно добиться максимального использования сис-

темы для стыковки с уже существующими системами или построенными вновь на принципиально различной основе.

Как результат модульности и открытости архитектуры системы, основанной на использовании компонентов аппаратного и программного обеспечения, система должна одинаково эффективно применяться на малых и больших предприятиях. Масштабируемость, начиная от небольшой системы, включающей малое число точек измерения и контроля, до распределенной многопользовательской системы с архитектурой клиент-сервер и большим числом точек измерения, которая применяется для автоматизации большого промышленного предприятия или для автоматизации ряда связанных между собой производств, обеспечивает системе широкое применение и эффективность.

7 октября 2004 г.

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

УДК 681.3

ОЦЕНКА ПРОЧНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, АРМИРОВАННЫХ НЕНАПРЯГАЕМОЙ ВЫСОКОПРОЧНОЙ АРМАТУРОЙ ПРИ КРУЧЕНИИ

© 2005 г. Д.Х. Касаев

В исследовании [1] была получена расчетная формула, оценивающая прочность железобетонных элементов прямоугольного сечения при кручении, которая после упрощений имеет вид

T = ■

0,80

1 + 2

-Ъоhsq (1 + ф)

\1 + Ф

(1)

где

I t 22

е = GsAs,tot . е = waw . ^ s п 1 1 > 'iw

Rbbh

RbbS

S

а 2, а к - предел текучести продольной и поперечной арматуры соответственно; £2, £ № - механический коэффициент продольного и поперечного армирования соответственно; , - силовая интенсивность продольного и поперечного армирования соответственно; а№ - площадь сечения поперечного стержня (хомута); А2,ш - площадь сечения продольных стержней; Ь0 - рабочая ширина сечения; е2 - эксцен-

триситет приложения предельной силы в продольной арматуре; Ь, И - ширина и высота сечения соответственно; Ь2, И2 - расстояние между крайними продольными стержнями по ширине и высоте сечения соответственно; £ - шаг поперечной арматуры; RЬ -призменная прочность бетона.

В исследовании [2] было установлено, что образцы, армированные высокопрочной арматурой без предварительного напряжения, разрушались при меньших нагрузках, чем аналогичные образцы - близнецы, предварительно напряженные. По этой причине были проанализированы результаты испытаний, проведенных рядом исследователей над образцами с не-напрягаемой высокопрочной арматурой.

Опыты В.Н. Байкова. и др. [3]. Кручению подверглись два образца прямоугольного сечения с проектными размерами поперечного сечения 20x36,6 см. Продольное армирование состояло из четырех стержней, расположенных по углам сечения, диаметром 14 мм и условным пределом текучести 993,6 МПа. Шаг поперечной арматуры составлял 8 см. Призмен-ная прочность бетона была равна + 29,5 МПа.

Опыты А. Кадера [4]. Из 9 опытных образцов, испытанных на кручение, шесть имели прямоугольное сечение с размерами 20x36 см. Балки армировались четырьмя стержнями одинакового диаметра 14 или 18 мм, расположенных по углам сечения. Условный предел текучести арматуры диаметром 14 мм составлял

939 МПа, а для арматуры диаметром 18 мм - 988 МПа. Поперечная арматура принималась в виде замкнутых хомутов из арматурной стали диаметром 12 мм и с пределом текучести 316 МПа. Шаг хомутов был принят для одних балок 4 см, для других - 8 см. Приз-менная прочность бетона на сжатие составляла 27,4 или 32,7 МПа.

Опыты Р.А. Складневой [5]. Из десяти балок три подвергались кручению. Образцы имели квадратное сечение 20x20 см. Продольное армирование было принято из 6 стержней, из которых 4, расположенные по углам сечения, имели диаметр 8 мм и предел текучести 596 МПа. Два стержня диаметром 14 мм располагались в нижней половине сечения на расстоянии 50 мм от нижней и боковых граней. Эти стержни с пределом текучести 648 МПа для балок типа БН подвергались предварительному напряжению. Поперечное армирование было принято из тех же стержней, что и продольное: диаметром 8 мм с шагом 5 см. Призменная прочность бетона изменялась в пределах 44,4...46,0 МПа. Схема армирования такова, что продольная предварительно напряженная арматура, расположенная в средней зоне сечения, при кручении не включается в работу, т.е. работает только арматура, расположенная по углам сечения и элемент следует рассматривать как обычный без преднапряжения. При изготовлении опытных образцов была использована высокопрочная сталь как для продольной, так и для поперечной арматуры.

Опыты А.И. Турова [6], На действие крутящего момента были испытаны две балки сплошного прямоугольного сечения с проектными размерами 20x36,6 см. Балки армировались четырьмя продольными стержнями, расположенными по углам сечения, диаметром 18 мм и условным пределом текучести 998 МПа. Поперечная арматура, располагаемая через 4 см в одной и через 8 см в другой балке, была выполнена из арматурной стали диаметром 11,8 мм и условным пределом текучести 350 МПа. Призменная прочность бетона в одной балке составляла 15,6 МПа, в другой - 29,5 МПа.

Для всех балок были осуществлены расчеты и найдены теоретические значения крутящих моментов по формуле (1). В результате сравнения опытных разрушающих моментов с расчетными было установлено, что отношение Ти / Т в среднем составило 0,78 при минимальном и максимальном значениях 0,63 и 0,97 соответственно.

Указанный факт можно объяснить недоиспользованием прочности высокопрочной арматуры при ее применении без предварительного напряжения.

Анализ опытных данных позволил внести в формулу (1) необходимые коррективы, с учетом которых она имеет вид

T = ■

0,80b 0 hsq

1 + 2\t (1 -0,2^T )

(1+ ф)

1+ Ф2 11+ Ф

4 '

(2)

При этом силовые интенсивности армирования определяются по формулам

qs =

a scAs,tot 2( +hs )

f

1 -

2e

\2

qw =-

где

CT s

a sc =

1 + ^ (1 -0,2^s) a w

1 + 3^ w (1 - 0,2^ w)

> 400 МПа;

> 400 МПа.

Сравнение опытных данных с расчетными, полученными по формуле (2), показывает, что минимальные и максимальные значения отношений Ти / Т находятся в тех же пределах, что и для элементов, армированных мягкой сталью.

Выводы

1. При кручении элементов, армированных высокопрочной ненапряженной арматурой, наблюдается недоиспользование прочности арматуры.

2. Для оценки прочности элементов, армированных высокопрочной ненапрягаемой арматурой и подвергнутых кручению, необходимо учитывать предлагаемые поправки.

Литература

1. Касаев Д.Х. Прочность элементов прямоугольного сечения при кручении // Бетон и железобетон. 1987. № 12.

2. Касаев Д.Х. Исследование предварительно напряженных элементов, разрушившихся от изгиба с кручением ранее образования пластического шарнира: Дис. ... канд. техн. наук. М, 1971.

3. Байков В.Я, Елагин Э.Г., Вернигор В.А., Туров А.И. Влияние ядра сечения на деформативность железобетонного стержня прямоугольного поперечного сечения при кручении // Сопротивление железобетонных элементов силовым воздействиям. Ростов н/Д, 1985. С. 42-48.

4. Кадер А. Деформации железобетонных элементов сплошного и пустотелого прямоугольного сечения при длительном нагружении крутящим моментом: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1991.

5. Складнева Р.А. Экспериментальное исследование трещи-ностойкости железобетонных предварительно напряженных и обычных балок прямоугольного сечения, работающих в условиях поперечного изгиба и кручения // Расчетные методы в строительстве. М., 1975.

6. Туров А.И. Перемещения железобетонных стержней сплошного и пустотелого прямоугольного сечения с учетом предварительного напряжения при изгибе с кручением: Автореф. дис. ... канд. техн. наук. М., 1988.

Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия

22 ноября 2004 г.

a wcaw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.