На основе данных таблицы 3 и рисунка 8 можно сделать вывод об абсолютной финансовой устойчивости АО «Агрообъединение «Кубань» и ПАО «Племзавод им. В.И. Чапаева» на протяжении трех
последних лет.
При этом следует отметить, снижение устойчивости ПАО «Племзавод им. В.И.
Чапаева» и приближение итогового показателя к границе удовлетворительной финансовой устойчивости. Данная ситуация обусловлена снижением в 2018 г. рентабельности продаж.
Подводя итог, следует отметить, что разработанная модель адаптирована к сельскохозяйственной отрасли. Ее практическая значимость состоит в возможности изучения динамики финансовой устойчивости, определения направлений ее укрепления, повышения эффективности принимаемых управленческих решений, а также результативности контроля над финансовой устойчивостью.
Источники:
1. Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк, С.В. Банк, Л.В. Тараскина. - М.: Проспект, 2006. -
344 с.
2. Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / Л.Т. Гиляровская, А.А. Вехорева. - СПб: Питер, 2003. - 249 с.
3. Ендовицкий Д.А. От оценки финансового состояния организации к интегрированной методике анализа устойчивого развития / Д.А. Ендовицкий, Н.П. Любушин, Н.Э. Бабичева, О.М. Купрюшина // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 12. С. 42-65.
4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Конспект лекций с задачами и тестами: учебное пособие / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2011. - 504 с.
5. Никитская Е.Ф. Финансовый анализ: учеб. пособие / Е.Ф. Никитская. - Ярославль, 2007. - 134 с.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.
7. Тютюкина Е.Б. Финансы организаций (предприятий): учебник / Е.Б. Тютюкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 544
с.
8. Финансы организаций: учебник / Под ред. Колчина Н.В. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 399 с.
9. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.
Sources:
1. Bank V.R. Financial analysis: studies. Handbook / V.R. Bank, S.V. Bank, L.V. Taraskina. -Moscow: Prospect, 2006. - 344 p.
2. Gilyarovskaya L.T. Analysis and evaluation of financial stability of commercial enterprises / L.T. Gilyarovskaya, A.A. Vikhoreva. - St. Petersburg: Peter, 2003. - 249 p.
3. Endovitsky D.A. From the assessment of the financial condition of the organization to the integrated methodology of analysis of sustainable development / D.A. Endovitsky, N.P. Lyubushin, N.E. Babicheva, O.M. Kupryushina // Economic analysis: theory and practice. 2016. No. 12. P. 42-65.
4. Kovalev V.V. Financial management. Abstract of lectures with tasks and tests: textbook / V.V. Kovalev, Vit.V. Ko-valev. - Moscow: Prospect, 2011. - 504 p.
5. Nikitskaya E.F. Financial analysis: textbook / E. F. Nikita. - Yaroslavl, 2007. 134 p.
6. Savitskaya G.V. Analysis of economic activity of the enterprise: textbook / G.V. Savitskaya. -Moscow: INFRA-M, 2009. - 536 p.
7. Tutukin E.B. Finances of organizations (enterprises): the textbook / E.B. Tutukin. - M.: Dashkov and K, 2015. - 544
p.
8. Finance organizations: textbook / Kolchin N.V. - M.: Unity-Dana, 2016. - 399 p.
9. Sheremet A.D. Methodology of financial analysis of commercial organizations / A.D. Sheremet, E.V. Negashev. - Moscow: INFRA-M, 2008. - 208 p.
И.В. Гомон - к.э.н., доцент, кафедра «Таможенного дела» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Россия,
I. V. Gomon - PhD, associate Professor of Department "Customs affairs", Kaluga State University of K.E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russia;
Е.К. Квитько - студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Россия,
E.K. Kvitko - 4 th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia.
ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ASSESSMENT OF APPLICATION OF MEASURES OF NON-TARIFF REGULATION OF FOREIGN TRADE
Аннотация. В статье рассматриваются, анализ мер нетарифного регулирования внешней торговли, проблемы мер нетарифного регулирования и их решения. Нетарифные меры играют большую роль в системе госу-
дарственного регулирования международной торговли, а именно в системе защиты национального рынка от импорта фальсифицированных и контрафактных товаров, демпингового импорта, влияния экспортных субсидий иностранных государств и прочих, а также изменений в практике нетарифного регулирования в связи с образованием Евразийского экономического союза и вступлением Российской в ВТО.
Annotation. The article deals with the analysis of measures of non-tariff regulation of foreign trade, the problem of measures of non-tariff regulation and their solutions. Non-tariff measures play an important role in the system of state regulation of international trade, namely in the system of protection of the national market from imports of counterfeit and counterfeit goods, dumping imports, the impact of export subsidies of foreign States and others, as well as changes in the practice of non-tariff regulation in connection with the formation of the Eurasian economic Union and Russia's accession to the WTO.
Ключевые слова: Меры нетарифного регулирования, ЕАЭС, внешняя торговля, проблемы, эффективность.
Keywords: Non-tariff regulation measures, EAEU, foreign trade, problems, efficiency.
Российский исследователь И.И. Дюмулен определяет нетарифные ограничения как «любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различных режимов для товаров разных стран»[1].
На сегодняшний день наиболее широко используется определение ЮНКТАД, в соответствии с которым под нетарифными барьерами понимают меры в области торговой политики, не относящиеся к таможенным тарифам и влияющие на международную торговлю товарами посредством воздействия на объемы товарных потоков и их цены или на то и другое. При этом в определение ЮНКТАД не включаются услуги[2].
В последние годы большую роль в качестве ограничителей на пути движения товаров и услуг начинают играть нетарифные меры. Это связано со снижением импортных тарифов в рамках многосторонней торговой системы и с ростом количества региональных торговых соглашений, предполагающих свободную от тарифов торговлю между странами.
Развивая и углубляя интеграцию между странами, 29 мая 2014 года Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании Евразийского экономического союза, в котором предусмотрено, что в рамках функционирования внутреннего рынка страны-члены не применяют меры нетарифного регулирования за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Рассмотрим статистику применения защитных мер действующих на зарубежных рынках в отношении российских товаров (Рисунок 1).
За период 2016-2018гг. 21 страна (Австралия, Азербайджан, Белоруссия, Бразилия, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран, Китай, Лаос, Марокко, Мексика, Молдова, Нигерия, Республика Корея, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина), а так же ЕС и ССАГПЗ* применяют защитные меры в отношении российских товаров.
Также в 2016 г. 6 стран (Египет, Казахстан, Малайзия, Филиппины, Шри-Ланка, ЮАР) применяют защитные меры в отношении российских товаров. В 2017 г. 6 стран (Абхазия, Египет, Камбоджа, Киргизия, Мьянма, Оман) применяют ограничительные меры в отношении российских товаров. В 2018 г. 10 стран (Абхазия, Алжир, Казахстан, Камбоджа, Канада, Киргизия, Монголия, Мьянма, Оман, Япония) применяют ограничительные меры в отношении российских товаров.
32 31 30 29 28 27 26 25
31
2016 год 2017 год 2018 год
■ Количество стран
Рисунок 1. Динамика количества стран, вводивших ограничительные меры за 2016-2018 гг. Рассмотрим количество мер нетарифного регулирования, применяемых в отношении России (Таблица
Таблица 1 - Анализ структуры мер нетарифного регулирования в отношении российских товаров за пе-
риод 2016-2018 гг.
Название меры 2016г. 2017г. 2018г. 2018 год в % к
2016 году 2017 году
Антидемпинговая пошлина 41 43 48 117,1 111,6
Специальная защитная пошлина 17 11 19 111,8 172,7
Компенсационная пошлина 1 1 1 100 100
Административные меры 28 21 20 71,4 95,2
Технические барьеры 10 16 15 150 93,7
Квотные ограничения 4 9 12 300 133,3
Акцизы на дискриминационной основе 5 5 4 80 80
Запреты на импорт 4 6 8 200 133,3
Санитарные и фитосанитарные меры 15 23 26 173,3 113,1
Угрозы введения меры 5 7 6 120 85,7
Всего 130 142 159 122,3 111,9
Источник: http://www.ved. gov. ru/rus_export/torg_exp/[3]
По данной таблице можно сделать вывод, что в отношении российских товаров введение мер со стороны
третьих стран за анализируемый период растет.
Так в 2018 году действует 159 мер нетарифного регулирования, что на 11,9% больше чем в 2017 году и на 22,3% больше чем в 2016 году.
Самое большое количество введенных мер выявлено по антидемпинговой пошлине. Так в 2018 году действует 48 мер, что на 11,6% больше чем в 2017 году и на 17,1% больше чем в 2016 году.
Также по таблице видно, что количество административных мер падает. Так в 2018 году действует 23 меры, что на 28,6% меньше чем в 2017 году и на 4,8 меньше чем в 2016 году.
А количество компенсационных пошлин не менялась за анализируемый период.
Рассмотрим динамику проведения расследований в отношении российских товаров (Рисунок 2).
25
2016 год 2017 год 2018
■ Количество расследований
Рисунок 1 - Динамика проведения расследований в отношении российских товаров в период 2016-2019
гг.
В 2016 году проводится 20 расследований, из них 10 антидемпинговых, 10 специальных защитных, а также 3 пересмотра антидемпинговых мер и действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговой процедуры
В 2017 году проводится 16 расследований, из них 10 антидемпинговых, 4 специальных защитных, 2 расследования влияния импорта товара на национальную безопасность США, а также 6 пересмотров антидемпинговых мер, и действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований в США (в отношении урановой продукции и толстолистовой стали)
В 2018 году проводится 13 расследований, из них 6 антидемпинговых, 7 специальных защитных, в том числе 2 - по соображениям национальной безопасности, а также начаты 6 пересмотров антидемпинговых мер (включая 2 административных пересмотра в США), 2 пересмотра специальной защитной меры, действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований в США (в отношении урановой продукции и толстолистовой стали).
Стоит отметить, что на применение нетарифных мер оказывает серьезное влияние деятельность таможенных органов. Основные проблемы в области нетарифного регулирования:
1. Устаревшая технологическая инфраструктура валютного контроля в странах ЕАЭС. В условиях развития международных экономических связей, необходимо упрощение и ускорение выполнения валютного контроля.
2. Сложный процесс таможенного администрирования. К основным недостаткам настоящей системы таможенного администрирования в рамках ЕАЭС можно отнести:
Таблица 2 - Повышение эффективности мер нетарифного регулирования
Процедура Предполагаемый эффект
Постепенная унификация и отмена нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами -Увеличение реального объема экспорта в денежном выражении на 15-30%. -Увеличение импорта по всем направлениям. -Снижение объемов внутреннего производства при росте импорта со стороны партнеров. -Потенциальные отрасли - бенефициары: Производство машин и оборудования; Целлюлозно-бумажная промышленность; Пищевая промышленность; Производство резины и пластмасс; Химическая промышленность; Деревообрабатывающая промышленность.
Модернизация технологической инфраструктуры валютного контроля в странах ЕАЭС -Препятствие незаконному выводу валютных средств. -Снижение временных затрат на выполнение операций валютного контроля.
Упрощение процедуры таможенного администрирования Снижение временных затрат по части таможенного оформления и проверочных мероприятий.
2.1. Многоступенчатость таможенного оформления;
2.2. Разобщенность функций контроля таможенных и налоговых органов;
3. Дефицит взаимодействия функциональных отделов таможенных органов при реализации системы управления рисками. Взаимодействие уполномоченных органов стран-членов союза осложнено низкой технологической обеспеченностью и широким географическим разбросом, что создает препятствие для повышения эффективности выявления, пресечения и профилактики правонарушений в сфере валютного контроля.
Для того чтобы решить возникшие проблемы нужно разработать стратегию развития мер нетарифного регулирования, которая содержала в себе смягчение мер нетарифного регулирования и пути повышения эффективности нетарифного регулирования внешней торговли (Таблица 2).
Таким образом, важнейшей задачей в ЕАЭС является необходимость максимально ликвидировать и/или унифицировать нетарифные барьеры внутри союза. Нетарифные барьеры существенно обременяют взаимные потоки товаров и услуг между странами ЕАЭС, снижая эффективность общего рынка, что в особенности препятствует развитию технологических отраслей.
Источники:
1. Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. - М., 1997.
2. Оценка экономических эффектов отмены нетарифных барьеров в ЕАЭС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf (дата обращения 03.11.2019).
3. http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ (дата обращения 03.11.2019).
Sources:
1. Dyumulen I.I. Non-tariff restrictions in international trade. Foreign practice. - M., 1997.
2. Assessment of the economic effects of the abolition of non-tariff barriers in the EAEU. [Electronic resource]. Access mode: http://www.eurasiancommission.org/en/act/integr_i_makroec/dep_makroec_pol/developDocs/Documents/EAEU_estims.pdf (accessed November 3, 2019).
3. http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/ [Electronic resource]. Access mode: http://www.ved.gov.ru/rus_ex-port/torg_exp/ (accessed 03.11.2019).