УДК 338.33
ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕГМЕНТА РЫНКА ЗИМНИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ШИН В СЕВЕРНЫХ (АРКТИЧЕСКИХ) РЕГИОНАХ РОССИИ
© 2018
Филиппов Дмитрий Васильевич, кандидат экономических наук декан Автодорожного факультета Ноев Иван Иванович, кандидат технических наук доцент кафедры «Машиноведение» Автодорожного факультета, Северо-Восточный федерального университета имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, ул. Белинского, д. 58 e-mail: [email protected])
Аннотация. Исследование рынка автомобильных шин, а также анализ публикаций и официальных данных показывает, что рынок автомобильных шин достаточно хорошо изучен, однако имеется определенный дефицит данных по отдельным товарным позициям и географическим сегментами. По отдельным территориальным рынкам или узким товарным сегментам, например таким как, шины для тяжелой карьерной техники или сельскохозяйственных машин. Поэтому настоящее исследование направлено на то, чтобы восполнить некоторые имеющиеся пробелы и дать наиболее общую характеристику рынка зимних автомобильных шин арктических территорий Российской Федерации. В ходе проведения исследования в соответствии с выбранной методикой количественной оценки емкости рынка были изучены и охвачены такие важные аспекты как территориальное зонирование, демографическая ситуация и уровень автомобилизации. Элементом прикладной значимости исследования является новизна, а именно то, что подобная работа с таким уровнем детализации проводится и публично издается впервые. Данная статья будет интересна исследователям, производителям и специалистам, поскольку дает достаточно объективную количественную характеристику изучаемого объекта. А ее результаты сыграют немалую роль при принятии управленческих решений и масштабировании инвестиционного проекта по созданию первого в мире испытательного полигона автомобильных шин в Якутии, в самой холодной обитаемой части планеты.
Ключевые слова: зимние автомобильные шины, испытательный полигон, арктические регионы, рынок, маркетинговое исследование, потребительский сегмент, территориальное зонирование, демографическая ситуация, автомобилизация населения, емкость рынка.
ASSESSMENT OF THE CONSUMER SEGMENT OF WINTER TIRES MARKET IN NORTHERN (ARCTIC) REGIONS OF RUSSIA
© 2018
Filippov Dmitry Vasilievich, dean of the Road Construction Faculty, candidate of economic sciences Noev Ivan Ivanovich, associate professor of Engineering Machines Science Department of Road Construction Faculty, candidate of technical sciences North-Eastern Federal University after M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, Belinskogo Str., 58 e-mail: [email protected])
Abstract. The research of car tires market and also the analysis of publications and official data show that the car tires market is rather well studied, however there is a certain deficiency of data on separate commodity positions and geographical segments. Separate territorial markets or narrow commodity segments, for example such, as, tires for the heavy career machinery or farm vehicles. Therefore the real research is directed to meet some available lacks and to give the most general characteristic of the winter car tires market of the Arctic territories of the Russian Federation. During a research according to chosen as a technique of quantitative assessment of market capacity such important aspects as territorial zoning, demographic situation and level of automobilization were studied and captured. An element of the applied importance of research is the novelty, namely the fact that similar work with such level of specification is carried out and published for the first time. This article will be interesting to researchers, producers and experts as it gives rather objective quantitative characteristic of the studied object. And its results will play a considerable role at adoption of management decisions and scaling of the investment project on creation of the first-ever car tires proving ground in Yakutia, in the coldest manned part of the planet.
Keywords: winter car tires, proving ground, Arctic regions, market, market research, consumer segment, territorial zoning, demographic situation, automobilization of the population, market capacity.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследование рынка автомобильных шин, а также анализ публикаций и официальных данных показывает, что несмотря на хорошую изученность рынка автомобильных шин имеется определенный дефицит данных по отдельным территориальным рынкам и узким товарным сегментам, таким как, шины для тяжелой карьерной техники или сельскохозяйственных машин. Этими пробелами диктуется направленность исследования, основные результаты которого нашли отражение в настоящей статье. Сделана попытка дать наиболее общую характеристику рынка зимних автомобильных шин арктических территорий Российской Федерации. Охвачены такие важные аспекты как территориальное зонирование, демографическая ситуация и уровень автомобилизации, ставшие фундаментом для количественной оценки емкости изучаемого рынка зимних автомобильных шин арктических территорий России.
Анализ исследований и публикаций. Ключевым аспектом работы стал анализ исследований и публикаций на тему территориального зонирования, климата арктических территорий России, продажах шин и автомоби-
лизации населения. Поэтому в настоящей работе были изучены законодательные и нормативно-правовые акты, труды отечественных исследователей, из которых необходимо выделить труд Лаженцева В.Н. В процессе исследования изучались статьи и публикации по рынку автомобильных шин, в частности, Владимирского И., Калашникова М., Лободы В., Тимерханова А. При проведении расчетов емкости рынка использованы официальные статистические данные.
Формирование целей и задач статьи. В современных рыночных реалиях мировой экономики с ее системой разделения труда и глобальной конкуренцией ключевое место принадлежит маркетинговому анализу и изучению рынка. Настоящая работа, выполненная на автодорожном факультете Северо-Восточного федерального университета, ведущего строительство испытательного полигона, имеет прикладной характер и нацелена на анализ конечных потребителей зимних автомобильных шин в северных (арктических) регионах страны. Для достижения заданной цели поставлены задачи по: анализу состояния рынка, определению емкости рынка грузовых и легковых автомобильных зимних шин, определению соответствующих классов (сегментов) потребителей. Для
Филиппов Дмитрий Васильевич, Ноев Иван Иванович ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕГМЕНТА ...
достижения цели и решения задач в работе используются широко проверенные на практике методы получения и анализа результатов. В данной работе путем проведения камеральных исследований используются методы экспертных оценок, контент-анализ, статистические и расчетные.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Значительная площадь Арктических территорий, удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость от хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия, товаров первой необходимости из других регионов России [1] определяет его специфику транспортной системы в целом. По территории Арктической зоны проходят участки автомобильных дорог федерального значения общей протяженностью 729,5 километра.
Для анализа транспортной системы как сферы услуг необходимы показатели, определяющие условия жизнедеятельности населения, проживающих на арктических территориях. Такой подход отражает интересы потребителей транспортных услуг.
В 2016 году Федеральной службы государственной статистики проведено комплексные наблюдения условий жизни населения в рамках исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». Комплексное наблюдение условий жизни населения организовано во всех субъектах Российской Федерации с охватом 60 тыс. домохо-зяйств, также в разрезе представлена Арктическая зона. В разделе «Транспортное обслуживание» представлены данные показателя транспортной доступности для оценки условий жизнедеятельности населения, уровня развития транспорта и его инфраструктурных объектов [2].
Таблица 1 - Сведения о транспортном обслуживании населения, %
Показатель РФ Арктическая зона РФ
Лица в возрасте 15 лет и более - всего, в том числе: 100,0 100,0
пользуются транспортом 88,3 85,0
не пользуются транспортом 11,7 15,0
Из числа лиц в возрасте 15 лет и более, пользующихся транспортом 100,0 100,0
по видам транспорта, которым пользуются
общественный городской (пригородный) транспорт - муниципальный 46,1 45,8
общественный городской (пригородный) транспорт - коммерческий 36,3 36,3
пригородный поезд 3,6 0,4
автомобиль, мотоцикл (в качестве водителя) 29,6 31,7
автомобиль, мотоцикл (в качестве пассажира) 27,9 23,4
такси (вкл. частный извоз) 11,1 21,3
автомобиль, предоставляемый работодателем 1,4 7,2
мопед, велосипед и др. 2,0 0,8
гужевой, водный транспорт 0,1 0,2
другой вид транспорта 0,6 1,9
требует постоянного поиска инноваций и совершенствования технико-эксплуатационных качеств машин, которые невозможны без существенного улучшения характеристик и показателей отдельных узлов, агрегатов, компонентов, к которым безусловно относятся автомобильные шины. Вместе с тем, в 2015 году наблюдается падение рынка, особенно в сегменте зимних шин, так как этот сегмент непосредственно связан с продажами новых автомобилей, которые по результатам I полугодия 2015 года уменьшились на 36%. По данным АЕБ (Ассоциация Европейского Бизнеса) к снижению спроса на шины привел кризис на автомобильном рынке: за 2013-2016 гг. продажи новых легковых авто сократились в два раза - с 2,77 до 1,43 млн. единиц.
По итогам 1 квартала 2016 года продажи транспортных средств в сегменте новых легковых автомобилей показали рост на 8%. Был отмечен рост спроса на зимние шины, примерно на 18%, что подтолкнуло общую продажу шин через дистрибьюторов на 3%. В странах центральной Европы сбыт незначительно, но продолжает расти. Естественным ограничителем спроса по-прежнему остается цена на шины. За аналогичный период 2016 года рост продаж был также отмечен в скандинавских странах и составил 9%. Рынок шин в целом за период с января по март вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года и, по мнению специалистов останется стабильным.
Что касается Соединенных Штатов, то за анализируемый период продажи новых автомобилей продемонстрировали рост на 3%. Рынок шин за данный период вырос на 6% по сравнению с первым кварталом 2015 года. Отмечается совсем небольшое увеличение покупательского спроса (на 0,3%).
Что касается рынка TBR, то глобальный рынок демонстрирует разнонаправленный характер спроса. Высокий спрос был отмечен в сегменте производителей лесозаготовительной техники для ее первичной комплектации. Спрос на брендовую грузовую шину показал самый высокий рост в России - на 22%, в Европе - на 6%.
В России спрос на премиальные шины для грузовиков увеличился на 22% по сравнению с I кварталом прошлого года. По имеющимся оценкам спрос на грузовые шины на западных рынках продолжит расти.
В целом по прогнозам экспертов в 2018 году рынок шин может вырасти на 5-10%, что будет обусловлено снижением эффекта отложенного спроса и положительным прогнозом продаж новых автомобилей.
Продажи шин в России в целом упали, это, в частности, связано со снижением объемов реализации новых автомобилей, скатившихся до рекордно низких позиций. Это связано, в первую очередь, с кризисными явлениями, девальвацией рубля и слабой покупательной способностью россиян.
По данным консалтингового агентства «Кордиант», в 2016 году в России реализовано 35,8 млн. новых покрышек: на 2,6% меньше, чем годом ранее (рисунок 1) [3].
Таким образом, транспортная доступность территории и транспортная подвижность населения играют важную роль в оценке уровня жизни населения арктических территорий.
Жесткая борьба за потребителя, характерная для современного глобального рынка легковых автомобилей,
Рисунок 1 - Продажи шин в России в 2010-2016 гг., млн. штук
На графике видно, что последние три года спрос на шины в натуральном выражении сокращается. Причину
эксперты видят в кризисе на автомобильном рынке, с ним же связывают и ожидаемое «оздоровление» на рынке шин.
Прямых статистических данных позволяющих оценить размер рынка автошин в северных (арктических) регионах РФ нет, но применив методику «аналогий с известным рынком», можно рассчитать размеры рынка автомобильных зимних шин на Севере РФ, в натуральном выражении. Итак, нам известны данные по продаже шин на российском рынке. Следующее, известно распределение зарегистрированных транспортных средств в северных регионах РФ и есть статданные по транспорту РФ в целом (таблица 2).
Таблица 2 - Данные о размере рынков России и северных территорий России за 2015 год
Рынки 2015
Продажи шин в РФ, млн. шт. 36,7
Зарегистрированный транспорт в РФ, ед.:
легковые 44 253 108
грузовые 6 229 696
автобусы 872 582
Учтенный транспорт в северных (арктических) регионах РФ, ед.:
легковые 2 483 807
грузовые 449 559
автобусы 62 588
Реализация шин на Севере РФ, млн. шт.
легковые Данные отсутствуют
грузовые
автобусные
Источник: Рассчитано на основе данных http:// кпоета.шМ^/Российская-Федерация/Юр^/Транспорт Для примера комплект автомобильных шин в среднем меняется раз в три-четыре года. Рассчитаем емкость рынка: количество легковых автомобилей (в северных (арктических) регионах РФ) их зарегистрировано 2 483807 ед., ежегодный прирост составляет 7%) умножим на 1,5 (шины для одного авто), с учетом поправки на дороги, из-за неблагоприятных погодных условий, связанных с резко континентальному климату амплитуда колебаний температуры воздуха превышает 100°С - от 40°С летом до -60°С зимой. Итого в арктических регионах будет продано около 3 725710 тысяч шин для легкового транспорта.
Сопоставив пропорции видов транспорта, видим, что удельный вес автотранспорта северных регионов страны распределен: легковые (5,6l%), грузовые(7,21) и автобусы (7,17%) (таблица 3).
Таблица 3 - Удельный вес рынков России и северных территорий России за 2015 год
Рынки Пропорции «аналогичного рынка» (автотранспорт) Формула «расчетного рынка» (автошины, млн.шт)
Продажи шин в РФ, млн. шт. 36,7
Зарегистрированный транспорт в РФ, %:
легковые 86,17
грузовые 12,13
автобусы 1,69
Учтенный транспорт в северных (арктических)регионах РФ, %:
легковые 82,9
грузовые 15,02
автобусы 2,08
Реализация шин на Севере РФ, млн.шт.
легковые 36,7x82,9=3,43
грузовые 36,7x15,02=0,56
автобусные 36,7x2,08=0,76
Источник: Рассчитано на основе данных http:// knoema.ru/atlas/Российская-Федерация/topics/Транспорт
Зная пропорции известного нам «аналогичного рынка» (авто) и общее количество единиц реализованной авторезины в стране за 2015 год, становится возможным подсчитать объем продаж автомобильных шин в северных регионах России по видам (таблица 3).
Из источников известно, что примерно 50% всего шинного рынка России - зимние шины, поэтому вносим корректирующие поправки в расчет и подсчитываем динамику, общий объем продаж автомобильных зимних шин в северных регионах России по их видам (таблица
4).
Таблица 4 - Динамика продаж автомобильных зимних шин на Севере РФ (шт. млн.)
Виды зимних шин 2014 2015 2016
Грузовые 1,57 1,32 1,29
Автобусы 1,56 1,31 0,21
Легковые 1,23 1,03 1,01
Всего 4,36 3,66 2,51
Источник: Рассчитано на основе данных консалтинговой компании Cordiant
В перспективе, учитывая прогнозную отрицательную динамику продаж автотранспорта в РФ в целом, а также убывающую численность населения в регионах Севера России до 2031 года, скорого «оживления» спроса на данном рынке ожидать, не приходится.
Шины для легковых автомобилей классифицируются по ценовому признаку и группируются на 3 сегмента. Премиум-класс (Premium), условно класс «А». Средний сегмент - класс «В». И наконец, нижний ценовой сегмент (Econom) - «C» [4, 5]. Например, в 2011 году в РФ, рынок шин был распределен следующим образом: Премиум-класс (А) -27%, средний класс (В) - 35%, и Econom (С) - 38%. Заметно, что в РФ нижний ценовой сегмент (Econom) превалировал в структуре спроса населения. Характерные черты спроса в РФ:
российские водители, в отличие от своих европейских коллег, предпочитают внедорожники, которые «обуваются» в более дорогие шины;
примерно половина шинного рынка России - это зимние шины, которые из-за сурового российского климата на 80% выпускаются с шипами;
ежегодно более 2 млн. чел. являются потенциальными покупателями, при этом из них почти 1,5 млн. чел. хотят впервые сделать покупку и 0,5 млн. чел. - поменять автомобиль;
потребительские предпочтения отдается иномаркам, в том числе российского производства. Эти наблюдения справедливы как для шинного рынка, так и для авторынка.
за последние годы, существенно сократилось число автомобилей, которые используют шины диаметром 13 и 14 дюймов.
спрос на шины носит сезонный характер: пики в октябре и апреле, сменяются затишьем, которое приходится на лето и зиму. По сравнению с пиковыми значениями спрос во время летнего затишья «проседает» в три раза [4].
Отдельно стоит выделить технические ограничения существующие на рынке РФ, а именно существующий Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому [6] летняя резина может эксплуатироваться с марта месяца по ноябрь, зимняя шипованная резина (M+S и пр.) с сентября по май, зимняя «всесезонная» резина (M+S и пр.) - круглый год.
Исходя из вышесказанного определяются сезонные периоды эксплуатации автомобильной резины (таблица 5). Итак, по нормативу менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь, но на практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных усло-
Филиппов Дмитрий Васильевич, Ноев Иван Иванович ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕГМЕНТА ...
вий в регионах [7].
Согласно данным на 2015 год корпорация Bridgestone является лидером по производству автомобильной резины, если учесть процентное соотношение доли компаний на всемирном рынке автошин (16,7%). Второе место за компанией Michelin (16,3%), третье - Goodyear (13,25%).
Таблица 5 - Периоды эксплуатации автомобильной резины
Период Летние Зимние ошипованные Зимние неошипованные
Зимний период + +
Весенний период + + +
Летний период + +
Источник: Калашников Максим. Когда ставить зимнюю резину по закону в 2017 году? URL: http://pdd-master.ru/shtrafi/kogda-stavit-zimnyuyu-rezinu-po-zakonu. html. (Дата обращения: 07.05.2017).
Если рассматривать потребительские предпочтения при покупке зимней авторезины в РФ, становится видно, что наибольшим спросом пользуются производители Nokian, Bridgestone и Yokohama. Далее следовали Dunlop и Hankook, которые имеют практически равные результаты (5,8% и 5,6% соответственно). В десятку самых популярных зимних шин у опрошенных автовладельцев вошли также марки: Michelin, Goodyear, Continental, российская «КАМА» и Cordiant, имеющие очень сопоставимые показатели, в диапазоне от 4,2% до 5,1% [8].
Эксперты согласны, что все больше российских автомобилистов ориентируются на покупку импортных брендовых шин.
Бренд увеличивает стоимость шины и при прогнозируемом росте рынка дает весомый эффект, поэтому все производители отечественных шин ищут стратегических зарубежных инвесторов.
К основным иностранным игрокам относятся Bridgestone (Япония), Michelin (Франция), Nokian (Финляндия), Continental (Германия), Goodyear (США), Pirelli (Италия).
Актуальность проблемы производства и сбыта российской шинной продукции в дальнейшем будет только возрастать, чему способствует тот факт, что известные западные компании открывают собственные производства, французская группа Michelin и финская Nokian Tyres запустили собственные производства в России; немецкая Continental купила долю словацкого Matador в совместном с ОАО «Омскшина» (ОАО «Сибур -Русские шины») предприятии; объявлено о создании СП с ОАО «Иижнекамскшина» («Татнефть») по производству грузовых шин с металлокордом в каркасе и брекере (All steel).
В нижнем ценовом сегменте (Econom) следует ожидать усиления конкуренции со стороны азиатских производителей, прежде всего из Китая и Индии. Ие исключено активное наступление и других участков шинного бизнеса для укрепления своих позиций на данном рынке России, в первую очередь в сегменте шин для автопарка.
И производители, и эксперты единодушны во мнении, что сегмент «С» в скором времени перестанет быть лидером продаж, и споры сейчас идут по вопросу того, какой сегмент станет лидером российского рынка - «А» или «В».
Крупные мировые игроки уверены, что сегмент «А» вытеснит на российском рынке сегмент «В», тогда как отечественные производители и эксперты уверены, что сегмент «В» станет лидером на рынке России. Тем не менее, структурные изменения в спросе возможно только лишь в том случае, если в России откроют собственное производство другие мировые производители, кроме Michelin и Nokian Tyres.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. В исследовании рассмотрены субъекты России, которые были отнесены к районам Крайнего Севера, административно-территориально полностью. Субъекты сгруппированы в два условных пространственных макрорегиона (зоны): Европейский и Азиатский Север.
2. Состав северных (арктических) территорий отличается положительной динамикой, при этом неоднозначными являются вопросы о южной границе Севера и включении в состав Севера территорий, ныне приравненных к районам Крайнего Севера.
3. По данным Росстат России, на 01.01.2016 г. - численность Европейского и Азиатского Севера составила 7 млн. 859 тыс. человек, или 5,36% от населения РФ.
4. Плотность населения Российского Севера составляет 1,03 человека на 1 км2, для сравнения, заселенность Зарубежного Севера: на Аляске - меньше 0,5, на Канадском Севере - всего 0,04 человека на квадратный километр.
5. Нормативно, зимний период для владельцев автотранспортного средства, по всей территории Европейского и Азиатского Севера наступает с 15 октября и длится до 30 мая. Время использования зимних автомобильных шин в РФ регулируется Техническим регламентом таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
На практике выбор даты «переобувки» носит индивидуальный характер и зависит только от местных погодных условий.
6. По обеспеченности легковыми автомобилями на душу населения (на 1000 чел. населения), лидером в Европейском Севере является Республика Карелия (321 ед.) В Азиатском Севере лидеры - Камчатский край (472 ед.), Ханты-Мансийский АО - Югра (327 ед.).
7. В рейтинге Т0П-50 регионов РФ (рынок автомобилей с пробегом), на 1 полугодие 2016 года два региона Азиатского Севера вошли на 25 и 43 места: Ханты-Мансийский АО и Республика Саха (Якутия) соответственно.
8. Средний возраст автопарка северных регионов (14,6 лет) превышает среднероссийский уровень (12,6 лет).
9. Удельный вес автотранспорта северных регионов РФ за 2015 год, составлял: грузовые(7,21%); автобусов (7,17%); легковые (5,61%).
10. Искомые выгоды потребителя кроются в соотношение «цена - качество», но при этом учитываются популярность бренда или репутация фирмы, прошлый опыт, ожидаемый пробег или сцепные свойства шин и др. Вместе с тем, на выбор покупателя влияет профессиональная подготовка дилеров и продавцов.
11. Емкость рынка зимних автошин в рассмотренных северных (арктических) регионах составили, млн. шт.: 2014 - 4,36; 2015 - 3,66; 2016 - 2,51.
12. В перспективе, учитывая прогнозную отрицательную динамику продаж автотранспорта в РФ в целом, а также убывающую численность населения в регионах Севера России до 2031 года, скорого «оживления» спроса на данном рынке ожидать, не приходится.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лаженцев В.Н. Государственное управление и региональное развитие //Регион. 2016. № 5.
2. Комплексное наблюдение условий жизни населения 2016 // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/KOUZ16/ index.html.
3. Владимирский И. Продажи шин в России: подведены итоги 2016 года. Режим доступа: https://autoreview.ru/news/prodazhi-shin-v-rossii-podvedeny-itogi-2016-goda.
4. Рынок легковых автомобилей // Бюллетень социально-экономического кризиса в России/Аналитический центр при правительстве РФ. М, 2016. № 13 (май).
5. Тимерханов А. Парк грузовых автомобилей в России: ключевые цифры. Режим доступа: www.autostat.ru.
_6. Технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011
«О безопасности колесных транспортных средств».
7. Калашников М. Когда ставить зимнюю резину по закону в 2017 году? Режим доступа: http://pddmaster.ru/shtrafi/kogda-stavit-zimnyuyu-rezinu-po-zakonu.html.
8. Лобода В. ТОП-10 самых используемых марок зимних шин. Режим доступа: https://www.autostat.ru/news/27844
Статья поступила в редакцию 06.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018