ОХРАНА ТРУДА
© Е.Ю.- Куликова -
УДК 581.5:624:622 Е.Ю. Куликова
ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОРОДСКИХ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
... страх перед возможностью ошибки не должен отвращать нас от поисков истины.
Д
остигнутыи уровень подземного строительства и дальнейшие перспективы в этом направлении требуют внимательного отношения со стороны административных, хозяйственных, производственных, научных и других руководителей к сложившейся проблеме экологии подземного пространства таких крупных городов как Москва.
Под городом Москвой расположен огромный и совершенно неизученный мир. Если вытянуть все подземные коммуникации и водостоки московского подземного пространства в одну линию, ею можно дважды опоясать весь земной шар по экватору, а если вытянуть все шахты, то их совместная глубина достигнет 1200 км. Самые глубокие из них достигают 800 м, т.е. доходят до слоя гранитов.
В плане экологии подземное пространство никогда не изучалось. Тем не менее, в подземной части мегаполиса происходят процессы и явления, которые самым непредсказуемым образом влияют на поверхность. Подготавливая площадки для нового строительства, перерабатывают сотни тонн грунта, забывая о том, что там проходят старые коммуникации. Их обрезают, замыкают, не подозревая о том, что это дает толчок развитию и накапливанию отрицательных сред в коллекторах. Одним из проявлений таких сред является едкая плесень, представляющая собой шарообразные скопления, органика которых науке пока
К. Гельвеций
неизвестна. Биологическое воздействие на человека подобных плесняков, слабо светящихся в темноте, проявляется в сильных головных болях и головокружении, длительное же пребывание в подземном помещении, пораженном едкой плесенью, чревато смертельным исходом.
Перекрывая одни источники отрицательных сред, мы даем возможность этим средам переместиться куда-то на новое место, накопиться там и проявиться на поверхности, возможно, в самой гуще жилой застройки. Например, в районе станции Алексеевская проходка тоннеля метрополитена столкнулась с быстро раз-
каций, вследствие чего окружающий массив стал интенсивно загрязняться эксфильтрующимися техногенными водами. Необходимость защиты комплекса храма Христа Спасителя от воздействий внешних грунтовых вод связана с тем, что отметка пола его подвальной части (122,85), особенно в периоды паводков, оказывается подтопленной. Максимальное подтопление не превышает 1 м (при паводке 1 %-ой обеспеченности уровень р. Москвы находится на отметке 123,2 м). Техногенные воды, в данном случае, формируются за счет утечек из расположенных поблизости коммуникаций и, возможно, за счет фильтрации из проложенного в непосредственной близости от контура стилобата коллектора ручья Чартарый. Ликвидация подобного техногенного загрязнения среды потребовала осуществления такого мероприятия инженерной защиты как горизонтальный пристенный дренаж (рис.1) [1]. Для защиты храма от фильтрационного разрушения и восстановления экологического баланса в данном районе дренаж осуществлялся с рядом отступлений от общепринятых правил пристенного дренажа:
♦ дренажная система устроена на бетонной плите, а не вне ее, дрены заглублены в бетонные прорези;
♦ сток воды организован в сторону повышения уровня грунтовых вод, от
р. Москвы, в то время как обычно ук-Рис. 1. Конструкция дренажа:
1 - стена стилобата; 2 - фундаментная плита Дворца Советов; 3 - железобетонная плита, наращенная до сооружения стилобата; 4 - прорезь в бетонной плите; 5 - перфорированная асбоцементная труба ВЕ-9 диаметром 200 и 300 мм; 6 - первый слой обсыпки - ПГС; 7 - второй слой обсыпки - щебень 5-20 мм; 8 - обратная засыпка; 9 - кривая депрессии; 10 - поверхность планировки (переменная); 11 - насыпной грунт
рушающимися канализационными коммуникациями. В результате подработки этих коммуникаций произошло выделение в тоннель вредного для органов дыхания сероводорода, за счет чего на станции длительное время сохранялся специфический запах. Это лишь ощущаемые последствия, а сколько из них не было исследовано в результате недоучета характера взаимодействия подземных объектов с окружающей средой? Другим примером могут служить осложнения, вызванные строительством комплекса храма Христа Спасителя в узле сосредоточения старых забытых коммуни-
лон дрен совпадает с направлениями движения фильтрационного потока -к реке.
Вследствие отсутствия экологического анализа последствий подземного строительства, подземное пространство Москвы заполнено ядовитыми газами в разных концентрациях.
Проникающие на поверхность подземные испарения попадают в грунтовые воды, почву, а через нее -в учреждения и жилые дома. В подземном пространстве вызревают разнообразные мутанты-вирусы. Не случайно в некоторых районах города выше смертность, количество эпиде-
мий, чаще рождаются уроды. Как правило, данные явления приписывают предприятиям, выбрасывающим в воздух ядовитые газы и дым. Никто не думает о том, что из-под почвы выходят тяжелые металлы и другие вредные вещества. Под фундаментами зданий образуются камероподобные промывы и даже без взрывов здания могут сильно просесть или даже рухнуть. Пример тому - здание на Мичуринском проспекте, которое рухнуло не только благодаря тому, что у него были плохие стыки конструкций, но и благодаря отсутствию правильного учета типа взаимодействия сложной искусственной экосистемы «массив горных пород - подземная часть здания (фундамент)».
Причинами загрязнения грунтовых вод подземного пространства Москвы является также недобросовестное отношение некоторых фирм к экологии города. Во избежание уплаты гигантских штрафов за образование токсичных отходов, фирмы, находящиеся в черте города, осуществляют тайные проколы в подземные реки и спускают туда отходы. В подземных стоках при их исследовании обнаружены тяжелые металлы, сливы свинцовых растворов, фосфоресцирующие компоненты и т.п.
Само подземное строительство, несмотря на целый ряд преимуществ, в том числе и в сфере экологической разгрузки территорий города, также таит в себе целый ряд аспектов, угрожающих природной среде.
Экологический ущерб при строительстве подземных объектов наносится природе отчуждением в постоянное или временное пользование значительных земельных участков уже на этапе оснащения горностроительной площадки (табл. 1 [2]). Кроме площади, занимаемой собст-
Таблица 1
ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
венно сооружаемым объектом, в постоянное пользование отчуждаются земли для устройства коммуникаций, подъездных дорог, трубопроводов, ЛЭП, линий связи, строительства вспомогательных сооружений (очистных сооружений и т.п.). По сравнению с наземным строительством этот ущерб гораздо ниже. Но, тем не менее, имеет место. В период строительства сооружения рост нагрузок на массив вмещающих пород не только способствует оползням, просадкам поверхности, заводнению, но и нарушает общий баланс в геотехнической системе. Некоторые вредные воздействия на окружающую среду при строительстве подземных объектов отражены в табл. 2 [2].
Строительство метро, коллекторных тоннелей, прокладка подземных коммуникаций приводят, как правило к следующим негативным последствиям.
1. Изменяется режим подземных вод, что связано с понижением горизонта грунтовых вод, изменением режима и направления потоков, усилением или замедлением динамики вод; образуются депрессионные воронки, способствующие провалам и оседаниям земной поверхности. В конечном итоге, подобные явления коренным образом изменяют всю экосистему подземного пространства. Примером может служить Царицынский парковый комплекс. Изменение режима стока подземных вод к Царицынским прудам в 80-х годах вызвало оползень канализационного коллектора и выхода на многие годы из строя зоны отдыха для прилегающих районов. Заражение окружающей среды фекальными массами потребовало чрезвычайных мер по погашению вспышек холеры и других эпидемических вспышек.
2. За счет вышеописанных явле-
ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Природные Объекты под- Временные Постоянные Промышленность
ресурсы земного строи- выработки выработки стройматериалов
тельства
Воздух П(-) В(-) П(+) П(+)
Пресная вода П(-) В(-) П(-) П(+)
Земля П(+) В(-) П(+) П(+)
Недра П(+) В(-) П(+) П(+)
Лес П(+) В(-) П(+) П(+)
Биомасса П(+) В(-) П(+) П(+)
Примечание: П - постоянные; В - временные; (+) - с нарастанием объемов потребления; (-) - с уменьшением объемов потребления.
ний изменяется система переноса вещества, химического взаимодействия, происходит растворение и разложение субъектов массива горных пород, что, в свою очередь, приводит к изменению состава и свойств грунта, провалам, просадкам, выделениям вредных веществ, усилению процессов коррозии и иных видов разрушения самих подземных сооружений. Это способствует их быстрому выходу из строя и требует значительных финансовых и материальных затрат на ремонтно-восстановитель-ные работы.
3. Изменение минералогической структуры грунта приводит к изменению электрических полей в подземном пространстве и порождает появление блуждающих токов. Так как подземные воды являются наиболее подвижным элементом системы “подземное сооружение - массив горных пород”, активно реагирующим на любое техногенное вмешательство, то строительство подземных объектов сопровождается интенсификацией фильтрационных электрических полей.
Возникновение электрического поля в массиве горных пород, как правило, сопровождается изменением биологической составляющей, которая находит выражение в следующих основных моментах:
♦ усиливается биологическая коррозия сооружений;
♦ происходит заражение массива вмещающих подземный объект пород болезнетворными организмами, что, в первую очередь, сказывается на качестве воды и здоровье населения.
Определенная часть подобных негативных эффектов учитывается при проектировании, однако отсутствует комплексная оценка строительства с позиций экологии в его взаимодействии с ранее пройденными выработками, подчас уже забытыми. Неудивительно, что основной процент аварий приходится на старые районы города, где подземное строительство затрагивает забытые, отслужившие свой срок коммуникации.
4. Плотность застройки мегаполисов и характер размещения предприятий вблизи жилых кварталов способствуют снижению безопасности подземных и других сооружений при их эксплуатации и чрезвычайных ситуациях (ЧС). В таком крупном городе
Таблица 2
ВРЕДНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Вредные воздействия Объекты подземного строительства Временные выработки Постоянные выработки Промышленность стройматериалов
Загрязне- ния:воздуха П(-) В(-) П(+) П(+)
воды П(-) В(-) П(-) П(+)
почвы П(-) В(-) П(-) П(+)
Отчуждение и П(+) В(-) П(+) П(+)
уничтожение земли и почвы Уничтожение: флоры П(-) П(+) П(+)
фауны П(+) П(+) П(+) П(+)
Примечание: П - постоянные; В - временные; (+) - с нарастанием во времени; (-) - с умень-
шением во времени
как Москва находится 66 химически опасных и до сотни взрыво- и пожароопасных объектов, на большинстве производств используют сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, аммиак и т.п. Примеры подземных объектов, имеющих специфическую экологическую опасность при ЧС, приведены в табл. 3 [3].
Системы рабочей, аварийной и противодымной вентиляции собирают вредные вещества на большой площади подземных объектов и локально выбрасывают их на поверхность. При пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях в зоне выброса предельная концентрация вредных веществ может превышать ПДК в сотни раз, что повышает вероятность крупных ЧС. Примерами могут служить аварии с тяжелыми последствиями в аэропорту Орли (Париж), подземном гараже швейцарского города Люцерна, Всемирном торговом центре Нью-Йорка, метрополитенах Лондона, Кельна, Гамбурга, Бонна, Мюнхена, Москвы, железнодорожных тоннелях в Японии, под проливом Ла-Манш и других сооружениях.
Статистика показывает, что ЧС в подземных сооружениях могут сопровождаться быстрым увеличением температуры среды, плотности дыма, концентрации токсичных газовоздушных смесей. Большое тепловыделение приводит к резким перепадам плотности воздуха, интенсивному распространению токсичных газовоздушных смесей в вертикальном и горизонтальном направлениях как в подземных пространствах, так и на поверх-
ности. Наибольшую опасность для людей при ЧС представляют дым и содержащиеся в нем токсичные газовоздушные смеси, в которых может содержаться до 70 токсичных соединений. Токсичные газовоздушные смеси могут образоваться не только при пожарах в подземных сооружениях, но и при заторах, авариях с автоцистернами в тоннелях, утечке аммиака из холодильных установок, утечке хлора в хлораторных помещениях водоочистных сооружений.
5. Использование ранее неизвестных материалов для гидроизоляции и ремонта, которые не исследовались на предмет взаимодействия с характерным для данного района составом почв, пород, степенью минерализации и составом грунтовых вод. Типичным примером является ситуация на станции «Полежаевская», где для ликвидации последствий аварии в массив горных пород было закачано значительное количество карбамидной смолы. Отсутствие увязки сведений о составе агрессивных компонентов вод с материалом химического укрепления и с характером миграции подземных вод, содержащих сернистые соли, привело к достаточно быстрому расщеплению карбамидной смолы с образованием мочевины и формалина. О вреде этих компонентов, приносимом окружающей среде, нет необходимости говорить.
Огромное влияние на экологическое взаимодействие элементов подземного пространства и природу оказывает способ подземного строительства. При щитовой про-
ходке тоннеля мелкого заложения в несвязных малоустойчивых грунтах сдвижения и деформации дневной поверхности в каком-либо сечении начинаются еще до подхода щита к этому сечению на расстоянии 2D-5D ф -диаметр тоннеля). Это связано с постепенным увеличением давления грунта и сдвижением грунтовой толщи щитом в зоне влияния тоннеля. Далее по мере перемещения щита зона сдвижения грунтовой толщи как бы передвигается впереди забоя и сдвижения и деформации земной поверхности начинают нарастать. Обычно они достигают максимальных значений после удаления щита от данного сечения на расстояние 3D-4D, а затем постепенно затухают и стабилизируются, что свидетельствует о разгрузке напряженно-
деформированного состояния грунтового массива.
Об ориентировочных величинах оседаний поверхности земли можно судить по данным опыта щитовой проходки тоннелей Московского метрополитена диаметром 5,5 м на глубине 3-10 м от дневной поверхности в несвязных и связных грунтах. Максимальные осадки над осью тоннеля изменялись от 70 до 200 мм, а мульды оседания - от 15 до 30 м и более. Основная часть оседаний проявлялась в течение двух-трех суток после проходки щита через данное сечение. Период полной стабилизации оседаний в зоне влияния тоннеля длился около 5-6 месяцев, за пределами зоны
- до 2-3-х лет.
Интенсивность развития сдвижений и деформаций грунта во многом зависит от свойств грунтов и скорости проходки тоннелей. По данным опыта щитовой проходки тоннелей Московского метрополитена максимальные скорости оседания поверхности земли в песчаных грунтах составляют 80100 мм/сут, в глинистых - 12-20 мм/сут, в смешанных - 15-50 мм/сут. Скорость оседания земной поверхности имеет тенденцию к уменьшению с увеличением скорости проходки. Время активного периода оседания поверхности земли в песчаных грунтах составляет 5-15 суток, в глинистых - 15-20 суток, в смешанных - 10-25 суток.
ТаТбалбилциац4а 3
ОБЪшгынЕТЖвИШАШышАОВъвтаиюДЗштОапшгташеыТВА ВОДЫ ИЛИ ОБВОДНЕННОЙ ГОРНОЙ МАССЫ
Объекты
Метрополитены Транспортные тоннели Другие подземные сооружения Всего
шаДОхшЯВских
эгово-рекреацио
гачисло гщгш едПї^тИ^ГЇ
ОИЗВОД СТЗВА
ичТржі ни5е,
на поверхшь сти
22
1
23
%
39
2
41
Всего
.втотратснорт ью Tоттели, метрополитены [шриуктов. хранили ца радиоактивных отходов и т.п. етрополице 1тры, пі едприятия торговли, предприятия общественного
т----1
рохе^н^чес нн ели, хранилища, могильники
обогатитель ные^ мет аллургические, по обработке цветных металлов чих вещест , ситркг гных материалов, строительных материалов УТИ-ЛИЗАТ И_Я00Пр »мышленных отходов, мусора, отравляющих ве-.................... металлов и др.
Примечание: всего 50 объектов: в 6 случаях произошло одновременно и затопление (на поВерхности) и прорывы (под землей)
Таблица 5
РАЗНОВИДНОСТИ ТЕКУЧЕГО ВЕЩЕСТВА ИЛИ ГОРНОЙ МАССЫ, ВЫЗВАВШИЕ АВАРИИ
Текучее вещество Аварии Всего
под землей на поверхно- число %
сти
число % число %
Воды:
грунтовые 9 16 2 4 11 20
из коммуникации 8 14 7 12 15 26
ливневые или паводковые 1 2 8 14 9 16
плывуны или пульпа 12 22 - - 12 22
9 16
Текучий грунт (горная масса) 8 14 1 2 9 16
Итого 38 68 18 32 56 100
Примечание: всего 50 объектов: в 6 случаях произошел прорыв одноврем енно нескол ьких
тавшщ 6
ОСНОВНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПАРЫ И ГАЗЫ, ВЫЗВАВШИЕ АВАРИИ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАГАЗОВАННОСТИ ВЫРАБОТОК
Аварии Всего
Пары и газы в выработках на поверхности число %
число % число %
Пары бензина, нефтепродуктов (алифатические углеводороды) 5 29 - - 5 29
Метан 5 29 - - 5 23
Г азы от взрывных работ (оксиды азота) 4 22 - - 4 20
Азот 1 10 1 34 3 15
Аммиак 1 5 2 66 3 15
Диоксид углерода (углекислый газ) 1 5 - - 1 4
Итого 18 85 3 15 21 100
Потенциальную экологическую опасность создает строительство подземных сооружений специальными способами. Действующие
подземные объекты могут представлять опасность при вымывании подземными водами, обтекающими контур сооружения, и последующей миграции вредных компонентов из материалов гидроизоляции и химического укрепления грунтов. При этом опасность загрязнения становится более серьезной по мере «старения» сооружения, поскольку
выделение токсических компонентов происходит постепенно. Более подробно негативный эффект от применения специальных способов подземного строительства, сказывающийся на состоянии на окружающей среды с точки зрения экологии рассмотрен в последующих параграфах.
6. Неудовлетворительное состояние действующих подземных сооружений усугубляется отсутствием достаточного финансирования на их содержание, ремонт или кон-
сервацию уже проложенных, но еще не введенных в эксплуатацию объектов. По данным, представленным генеральным директором «Мосметростроя» Ю. Кошелевым, из заложенных в бюджет на 1998 г. 800 млн. руб., предназначенных для строительства новых линий метрополитена, получено лишь 91 млн. В постановлении правительства Москвы от 1994 года определены планы постройки к 2010 г. в объеме 175 метрокилометров, однако к началу 1998 г. к пассажирским перевозкам были готовы лишь 43 км. Вследствие отсутствия
материальных и финансовых средств в заброшенном или замороженном состоянии находятся многие наземные и подземные тоннели, крепление или ремонт которых не проведены на надлежащем уровне. Так как подземные сооружения городского типа закладываются, как правило, в неустойчивых, обводненных грунтах, при наличии агрессивных компонентов в грунтовых водах, то оснащение подземных помещений временными крепежными элементами при замораживании строительства на неопределенно долгое время, может представлять экологическую опасность и аварийность. Например, давление подземных вод и грунтов на недостроенный перегон между станциями «Чкаловская» и «Марьина роща» - почти 7 подземных километров
- сдерживается только временными деревянными перекрытиями. Несколько штолен недостроенной станции «Сретенский бульвар» находятся под действующими путями станций «Тургеневская» и «Чистые пруды».
Аналогичная аварийная ситуация может сложиться и на недостроенном участке «Строгино» - «Парк Победы», где подземным способом пройдено около 2,5 км, а также на перегонах «Митино» - «Волоколамская» - «Строгино» протяженностью около 8,5 км и ветках «Красногвардейская» - «Братеево» и «Пражская» - «Качалово», протяженностью по 2,5 км каждая, где строительство велось открытым способом. На указанных участках 20-метровые котлованы расположены в непосредственной близости от жилых кварталов, при том, что крепление осуществлено также временными деревянными конструкциями. Где гарантии, что в такой ситуации здесь на произойдет оползень или провал, чреватые разрушением окрестных домов? Каких последствий и в каком масштабе ожидать от возможного катастрофического выхода из строя одного из элементов системы «подземный объект - окружающая среда»?
Под Таганской площадью в конце пятидесятых годов спецстроем Минобороны на уровне транспортных коммуникаций метрополитена был построен запасной командный пункт (ЗКП) площадью около десяти тысяч квадратных метров [4]. Гидроизоляционные характеристики несущих и ограждающих конструкций ЗКП за 30 лет ухудшились, что вызвало значительные протечки подземных вод в помещения. Приток воды составляет 200 т/ч, т.е. столько воды, что при отсутствии должных мер инженерной защиты ее хватило бы, чтобы в течение часа затопить доверху десятиэтажный
чении электричества может явиться причиной катастрофы: ЗКП будет затоплен в считанные минуты, и вода либо прорвет перегородки, отделяющие его от тоннелей метрополитена, либо спровоцирует провал, аналогичный происшедшему на Большой Дмитровке. Поэтому необходима срочная герметизация ЗКП повторным бетонированием или установлением стального короба. Стоимость подобных работ на сегодняшний день составляет 8-9 млн. руб. Поэтому ремонтные работы откладываются на неопределенный срок, ставя под угрозу экологическую обстановку всей Таганской площади и прилегающих районов.
Не последнюю роль в ухудшении экологии подземного пространства и экологии города в целом играет недооценка состояния подземных коммуникаций. Многие городские трубопроводы находятся практически в аварийном состоянии. Так, из 669 тыс. км городских подземных трубопроводного, водопроводно-канализационного и теплоэнергетических хозяйств такого крупного города, как Омск, 306 тыс. км требуют замены, 55 тыс. км. находятся в аварийном состоянии. Помимо химического и биологического загрязнения утечки из подобных трубопроводов создают тепловое загрязнение окружающей среды. Холодная вода, поступающая зимой в здания с температурой +570 С, стекает в канализацию при температуре +20-300 С, т.к. нагревается в трубопроводах, бачках, водяных затворах, при смешивании с
режим фильтрации и уничтожая флору и фауну.
Особую актуальность приобретает эта проблема в городах, где утечка газа из разрушенных газопроводов является причиной многих аварий и ухудшения экологической обстановки.
Это лишь некоторые факты, которые необходимо учитывать при строительстве подземных сооружений. Многие выводы дополнительно можно сделать из приведенных таблиц 4, 5, 6, 7 [5]. Данные табл. 7 наглядно свидетельствуют об отсутствии соотношения числа аварий с неизученным характером взаимодействий элементов экосистемы «подземное сооружение - массив горных пород - окружающая среда». Не приходятся ли эти аварии на строчку «Другие или неустановленные причины»?
Строительство подземных сооружений, особенно в условиях города, сопряжено с активизацией всех негативных природных процессов, естественного перераспределения напряжений в массиве. Поэтому экологическая опасность процессов подземного строительства может рассматриваться лишь при комплексном подходе к изучению закономерностей взаимовлияния подземных объектов и окружающей среды. Сам собой напрашивается
вывод: необходимо изыскание финансовых средств для проведения исследований подземного пространства городов, для создания специального Центра, который будет заниматься предупреждением и
Таблица 7
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Объекты Аварии Всего
подземные на поверхности число %
число % число %
Отступление от проектов производства или организации работ 14 17 11 14 25 31
Транспортные недостатки изысканий и проектирования 5 6 2 2 7 8
Нарушения режимов и норм 3 4 1 1 4 5
несвоевременное проведение осмотров, ремонтов 4 5 2 2 6 7
Конструктивные недостатки оборудования и материалов требованиям ГОСТов 7 8 4 5 11 13
Стихийные природные явления 2 2 - - 2 2
Другие или неустановленные причины 16 19 12 15 28 34
Итого 51 61 32 39 83 100
дом. Откачка воды осуществляется единственным насосом, что, в случае его выхода их строя или отклю-
горячей водой. Поступая в подземный сток, такая вода создает тепловое загрязнение водоемов, изменяя
предотвращением катастроф, фиксацией угрожающих экологии объектов, обеспечением экологической
безопасности подземного строительства уже на стадии проектирования, включая разработку экологических объемных карт многоярусных подземных пространств по районам города. Гарантия решения проблемы экологичного подземного
строительства - в комплексном подходе, параллельном изучении и выполнении всех намечаемых мероприятий инженерной защиты окружающей среды. Пока еще отсутствует методика правильной оценки сложившейся экологической ситуа-
ции, поэтому необходима организации соответствующего обучения кадров по аспектам экологического управления освоением подземного пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Непомнящий В.А. Пристенный дренаж комплекса храма Христа Спасителя. //в журн. «Монтажные и специальные работы в строительстве». - №9, 1996, с. 10-13
2. Мазур И.И., Молдованов О.И., Шишов В.Н. Инженерная экология. - М.: Высшая школа, 1996, 637с.
3. Экологическая безопасность подземных и других сооружений при эксплуатации и чрезвычайных ситуациях. - Н.Ф. Давыдкин, И.Н. Кривошеев, В.А. Востротин, А.Н.
Давыдкин.// в журн. «Проблемы развития транспортных и инженерных коммуникаций», М.: ТИМР, №3, 1998, с. 29-35
4. Калинина Ю. Таганка Может провалиться под землю. // в газ. «Московский комсомолец», 20.10.98г.
5. Власов С.Н., Масовский Л.В., Меркин В.Е.. Аварийные ситуации при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей и метрополитенов. - М.: ТИМР, 1997,180с.
Ш
Куликова Елена Юрьевна — кандидат технических наук, доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды» МГГУ.