УДК 336.565
Б01 10.21685/2309-2874-2017-2-8
А. Ю. Аверин, Р. Р. Юняева
ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ САНАЦИИ ЦБ РФ СЕГМЕНТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ
Аннотация.
Актуальность и цели. В 2014 г. в связи с переходом страхового рынка на централизованный, основанный на единых правилах и стандартах уровень, была проведена масштабная санация Центральным банком РФ сегмента рынка сельскохозяйственного страхования. В связи с этим возникла потребность оценки результатов осуществленных надзорных мероприятий. Основной предпосылкой реализации масштабных надзорных процедур стало намерение государства снизить процесс бесконтрольного использования государственных средств, которые в условиях дефицита доступных источников ресурсов прогоняются через страховые «схемы» под видом целевого финансирования возмещения части расходов сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования без надлежащего проведения страховой экспертизы. Цель исследования - определить приоритеты механизма санации Центральным банком РФ сегмента страхового рынка в сфере сельскохозяйственного страхования.
Материалы и методы. Исследование базируется на критической оценке качества проводимой Центральным банком РФ массовой санации страхового рынка РФ. Для сопоставимости данных в качестве информационной базы для анализа были использованы статистические данные из трех основных источников: публикуемая на официальном портале Центрального банка статистика страхового рынка, ежегодный доклад Министерства сельского хозяйства РФ о состоянии сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, экспертные оценки Национального союза агростраховщиков. В исследовании активно используются методы сравнительного экономического анализа при оценке выполнения целевых показателей развития агропромышленного комплекса в соответствии с параметрами Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Результаты. Данные исследования показывают, что при реализации процедур санации на основе опыта регулирования банковской сферы Центральный банк РФ не учел в полной мере особенности функционирования страхового рынка. Ужесточение требований к участникам страхового рынка в 20142015 гг. создало угрозу выполнения взятых на себя обязательств и негативно отразилось на уровне спроса на страховые продукты. По данным анализа статистических данных, масштабная санация страхового рынка привела к резкому сокращению объема сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на 55,5 % и без государственной поддержки - на 35,5 %. Значительная часть страховых организаций в ожидании надзорных действий со стороны Центрального банка РФ снизила объемы заключаемых договоров страхования во избежание попадания под санкции из-за низкого уровня финансовой устойчивости по причине недостаточных объемов сформированных страховых резервов. Сокращения происходили в основном за счет снижения доли страхования наиболее рисковых клиентских сегментов страхования - небольших сельскохозяйственных производителей.
Выводы. Данные исследования показывают, что фактической целью действий Центрального банка была консолидация страхового рынка в интересах отдельных крупных страховых организаций. На фоне отзыва лицензий ряда страховых компаний увеличилась концентрация рынка сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. Однако отсутствие у большинства действующих страховых организаций существенного финансового потенциала повлекло за собой сокращение в 2015 г. объема страховой защиты сельского хозяйства на треть и уровня покрытия страховых объектов на половину. Это отразилось на снижении уровня устойчивости агропромышленного комплекса к возможным последствиям масштабных стихийных бедствий и существенно снизило доступ к страхованию небольших сельскохозяйственных производителей. Масштабные санкции позволили государству продолжать формальную поддержку политики импортозамещения продовольственной продукции при реальном сокращении объемов финансирования санированного рынка страховых услуг.
Ключевые слова: санация, Центральный банк РФ, сегмент сельскохозяйственного страхования, надзорные мероприятия.
A. Yu. Averin, R. R Yunyaeva
ASSESSMENT THE IMPACT OF THE RUSSIAN CENTRAL BANK'S READJUSTMENT OF THE AGRICULTURAL INSURANCE SEGMENT WITH STATE SUPPORT
Abstract.
Background. In 2014, in connection with the transition of the insurance market to a centralized level based on common rules and standards, the Central Bank of the Russian Federation carried out extensive reorganization of the agricultural insurance market segment. In this regard there is a need for evaluation of the results of supervisory activities carried out. The main precondition of large-scale supervisory procedures was the state's intention to reduce the process of uncontrolled use of public funds. In the conditions of shortage of available resources such funds are run through the insurance «scheme» under the trust funding reimbursement of costs of agricultural producers for payment of insurance premiums on contracts of insurance without proper insurance examination. The aim of the study is to determine the priorities of the Russia's Central Bank's readjustment mechanism for the insurance market segment in the field of agriculture.
Materials and methods. The study is based on critical evaluation of the quality of the Russian Central Bank's massive reorganization of the insurance market. The authors used statistical data from three main sources as the information base for analysis: insurance market statistics published on the official portal of the Central Bank, the annual report of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation on the status of agricultural insurance with state support, expert assessments of the National Union of Agricultural Insurers. The study was based on methods of comparative economic analysis for evaluation of the implementation of target indicators of development of agriculture in accordance with the parameters of the State program of development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020.
Results. These studies indicate that the implementation of readjustment on the basis of the banking regulation experience the Central Bank of the Russian Federation has failed to take into account the peculiarities of insurance market functioning.
Toughening of requirements to participants of the insurance market in 2014-2015 threatened execution of the obligations taken on and has had a negative impact on the level of demand for insurance products. According to the statistical data analysis, large-scale reorganization of the insurance market has led to a sharp reduction in agricultural insurance with state support by 55.5 %, and no state support of 35.5 %. A significant number of insurance companies pending supervisory procedures from the Central Bank of Russia have reduced the volume of concluded insurance contracts in order to avoid falling under the sanctions due to a low level of financial sustainability due to the lack of volume of formed insurance reserves. The reduction is mainly due to a decrease in the proportion of insurance to high-risk customer segments - small agricultural producers.
Conclusions. These studies indicate that the actual purpose of the Central Bank's actions was to consolidate the insurance market in the interests of certain large insurance organizations. Against the background of the revocation of licences from a number of insurance companies there has been an increase in concentration of the market of agricultural insurance with state support. However, the lack of significant financial capacity in most active insurance companies resulted in a reduction of the amount of agricultural insurance protection by one third and the level of insurance objects coverage by a half in 2015. This has been followed by a decrease in the level of sustainability of the agro-industrial complex to possible consequences of large-scale natural disasters and has significantly reduced access to insurance for small agricultural producers. Extensive sanctions enabled the government to continue their formal support to the policy of import substitution of food products at actual reduction in funding of the adjusted insurance market.
Key words: adjustment, Russian Central Bank, agricultural insurance segment, supervisory activities.
ЦБ РФ впервые заговорил о необходимости введения процедуры санации страхового рынка еще в 2013 г. Декларируемой целью создания управляемой системой санации страховых организаций являлось повышение уровня доверия к страхованию в целом со стороны населения и бизнес-сообщества. Фактически же действия регулирующего органа, как и в случае с банковской системой, направлены на консолидацию страхового рынка и защиту интересов крупных страховщиков.
Ряд экспертов заявляет, что при формировании процедуры санации на основе опыта регулирования банковской сферы ЦБ РФ не учел в полной мере особенности функционирования страхового рынка. Это отразилось на том, ужесточение требований к участникам страхового рынка в 2014-2015 гг. создало угрозу их невыполнения большинством участников страхового рынка в условиях экономического кризиса.
Динамика количества отозванных лицензий у страховых организаций за последние 5 лет представлена на рис. 1.
Основными причинами наложения санкций на страховые организации со стороны ЦБ РФ являлись следующие факторы:
- несоблюдение требований к финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов;
- несоблюдение порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов;
- непредоставление надлежащим образом заверенных документов, подтверждающих факт зачисления средств в счет оплаты уставного капитала.
2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
И Количество отозванных ЦБ РФ лицензий у страховых организаций
Рис. 1. Динамика количества отозванных ЦБ РФ лицензий у участников страхового рынка РФ в 2010-2015 гг., единиц [1]
В результате осуществления надзорных действий ЦБ РФ в 2015 г. были отозваны лицензии у 13 страховых организаций, осуществлявших агростра-хование с государственной поддержкой (табл. 1).
Таблица 1
Перечень страховых организаций в сегменте сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, попавших под санкции ЦБ РФ в виде отзыва лицензии в результате санации страхового рынка в 2014-2015 гг. [2]
Страховая организация Дата отзыва лицензии (приказ Банка России)
1 ООО СК «Исла» 14.11.2014
2 ООО СК «Ермак» 30.12.2014
3 ООО «Страховой компании «Северная казна» 22.04.2015
4 ООО «Страховое общество «Купеческое» 14.05.2015
5 ОАО РСТК 20.05.2015
6 ООО «Национальная противопожарная страховая компания» 03.06.2015
7 ОАО Страховая компания «МРСК» 03.06.2015
8 ОАО Страховая компания «Союз» 02.07.2015
9 ООО «Страховая компания «Еврострахование» 13.08.2015
10 ООО «Национальный Страховой Дом» 20.08.2015
11 ООО «Межрегиональная страховая компания «АСКО» 27.08.2015
12 ОАО КСК «Поддержка. Иркутск» 30.09.2015
13 ООО СК «Практика» 28.10.2015
14 ООО СК «Полис» 01.12.2015
15 ООО СК «Проспект» 01.12.2015
Приостановление действия лицензии страховой организации означает запрет на заключение договоров страхования. При этом страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства.
В связи с неисполнением надлежащим образом предписания ЦБ РФ в 2015 г. приостановлено действие лицензий у шести организаций (табл. 2).
Таблица 2
Перечень страховых организаций в сегменте сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, попавших под санкции ЦБ РФ в виде приостановления лицензии в результате санации страхового рынка в 2014-2015 гг. [2]
Страховая организация Дата приостановления действия лицензии (приказ Банка России)
i ЗАО СК «Авангард Полис» 06.08.2015
2 ОАО Государственная страховая компания «Поддержка» 07.10.2015
3 ООО «Страховая компания "Держава"» 07.10.2015
4 ООО «Русское общество страхования "Родина"» 15.10.2015
5 ООО «Специализированная страховая компания» 16.11.2015
б ООО «Страховая компания "АгроС"» 01.12.2015
Таким образом, в результате реализации ЦБ РФ надзорных функций на рынке страховых услуг под санкции попала 21 страховая организация.
Доля агростраховщиков с отозванными или приостановленными лицензиями в общем объеме рынка агрострахования с господдержкой представлена на рис. 2.
Таким образом, фактически действия ЦБ РФ убрали с рынка агростра-хования существенную долю страховых организаций с долей собранных страховых премий в 2014 г. 62,3 % и в 2015 г. 39,2 % [2].
Доля страховых организаций, которые подверглись санкциям ЦБ РФ (21 организация), по показателю «Застрахованная площадь», в 2014 г. составила 64,5 %, в 2015 г. - 41,6 %, по показателю «Поголовье застрахованных животных» - 0,5 % и 4,1 % соответственно [3].
Доля системообразующих страховых организаций в ближайшей перспективе будет расти как из-за ужесточения требований регулятора к капиталу, так и в связи с растущими требованиями клиентов к прозрачности бизнес-процессов и к уровню автоматизации (табл. 3).
Это предсказуемо ускоряет процесс консолидации рынка сельскохозяйственного страхования. На фоне отзыва лицензий ряда страховых компаний увеличилась концентрация рынка агрострахования с государственной поддержкой (рис. 3).
Топ-12 лидеров агрострахования существенно увеличили удельный вес аккумулируемых премий на 7,3 п.п. до 73,1 % на конец 2015 г.
При этом освобождающуюся после санации ЦБ РФ долю рынка могут заполнить только страховые организации со значительным финансовым потенциалом, который позволяет не просто балансировать на грани допустимых ЦБ РФ параметров уровня надежности и финансовой устойчивости, но и уве-
личивать объем собираемых страховых премий, при этом обеспечивая формирование страховых резервов в необходимом объеме.
в среднем по рынку в сегменте в сегменте
сельскохозяйственного растениеводства животноводства
страхования
Рис. 2. Доля страховщиков с отозванными или приостановленными лицензиями в общем объеме рынка агрострахования с государственной поддержкой, % от общего объема собранных страховых премий [2]
Таблица 3
Оценка уровня концентрации рынка сельскохозяйственного страхования РФ в 2014-2015 гг. [3]
Место Страховая организация Изменение рэнкинга Доля страховой премии в общем объеме, %
2014 г. 2015 г. изменение, п.п.
1 ООО «Росгосстрах» 0 12,7 18,5 5,8
2 ЗАО СК «РСХБ-Страхование» 4 4,4 7,6 3,2
3 ООО СК «Полис» (отозвана лицензия) 2 5,1 7,2 2,1
4 ОАО «АльфаСтрахование» 13 2,3 6,0 3,7
5 ООО СК «АгроС» (отозвана лицензия) 7 2,6 4,9 2,3
6 ЗАО СГ «Авангард Гарант» 3 3,3 4,8 1,5
7 ООО «СК «Высота» 14 1,8 4,8 3,0
8 ООО СК «Еврострахование» (отозвана лицензия) -6 8,2 4,5 -3,7
9 ООО «СК «Практика» (отозвана лицензия) 11 1,8 3,8 2,0
10 ОАО КСК «Поддержка. Иркутск» (отозвана лицензия) 3 2,5 3,5 1,0
11 ООО «Балт-страхование» 5 2,3 3,4 1,1
12 ООО «МСК АСКО» (отозвана лицензия) 12 1,5 3,2 1,7
100%п
90% -80%-70% -60%-50%-40%-
зо%-20% -ю%-
о%-
2014г. 2015г.
И Доля Топ-12 агростраховщиков, % И Доля остальных агростраховщиков,%
Рис. 3. Динамика уровня концентрации рынка сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой [3]
Масштабная санация страхового рынка ЦБ РФ, начавшаяся в ноябре 2014 г. и продолжавшаяся весь 2015 г., привела к резкому сокращению объема сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на 55,5 % и без государственной поддержки на 35,5 %. Значительная часть страховых организаций в ожидании надзорных действий со стороны ЦБ РФ снизила объемы заключаемых договоров страхования во избежание попадания под санкции из-за низкого уровня финансовой устойчивости по причине недостаточных объемов сформированных страховых резервов.
Фактически на конец 2015 г. общий объем сельскохозяйственного страхования оказался на 17,9 % ниже уровня 2010 г. и составил 7,9 млрд руб.
Оценка влияние деятельности ЦБ РФ на рынок страхование сегмента «Растениеводство» с государственной поддержкой представлена в табл. 4.
Таблица 4
Оценка влияния деятельности ЦБ РФ на рынок страхования растениеводства с государственной поддержкой [4]
Наименование показателя Значение по годам Прирост
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2014 г., %
1 2 3 4 5
Количество организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию - всего: 4 бб3 5 827 2 751 -52,8
в том числе: сельхозорганизации 2 701 3 442 1 854 -4б,1
Окончание табл. 4
1 2 3 4 5
крестьянские (фермерские) хозяйства 1 962 2 385 897 -62,4
Посевная (посадочная) площадь -всего, млн га 74,7 75,0 75,9 1,2
Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, млн га 11,7 12,8 8,3 -35,2
Удельный вес посевной площади застрахованных культур, % 16,3 17,7 10,9 -
Количество субъектов РФ, принявших участие в страховании 60 62 56 -9,7
Количество страховых организаций, осуществлявших страхование растениеводства с государственной поддержкой 42 43 24 -44,2
Страховая сумма, млн руб. 183 128 212 584 155 707 -26,8
Сумма уплаченных страховых взносов, млн руб. 10 653,0 12 265,2 8 709,7 -29,0
Санация ЦБ РФ оказала ощутимое влияние на резкое сокращение в 2015 г. сегмента страхования растениеводства с государственной поддержкой. Объем собранной страховой премии уменьшился на 29,0 % до 8,7 млрд руб., а величина страховой суммы (ответственность страховщиков) также сократилась на 26,8 % до 155,7 млрд руб. [4].
В результате отзыва или приостановления действия лицензии с рынка страхования растениеводства выбыло 44 % страховых организаций и их число составило на конец 2015 г. 24 единицы. Под санкции попало пять страховых организаций, входящих в десятку по объему собранной страховой премии и застрахованным посевным площадям. При этом количество субъектов РФ, принявших участие в страховании, снизилось с 62 до 56.
Также это повлияло на сокращение количества застрахованных сельскохозяйственных организаций на 46,1 % и мелких крестьянских и фермерских хозяйств на 62,4 %. На долю ушедших с рынка страховых организаций приходилось 85,4 % совокупных страховых премий организаций малых форм хозяйствования [4]. Это повлекло за собой снижение уровня защищенности представителей малого бизнеса в сфере сельскохозяйственного производства. При этом происходило существенное сокращение объема застрахованных посевных площадей на 35,2 % до 8,3 млн га и снижение удельного веса застрахованных площадей в общем объеме практически в два раза с 17,7 п.п. до 10,9 п.п.
Фактически санкции ЦБ РФ за 2015 г. повлекли за собой сокращение объема страховой защиты растениеводства на треть и уровня покрытия страховых объектов на половину, что существенно повлияло на снижение уровня устойчивости сельского хозяйства к последствиям масштабных стихийных бедствий и возможностям возместить полученный ущерб. Причем данное сокращение произошло как за счет ухода с рынка «схемных» недобросовестных
страховых организаций и их клиентов, так и за счет снижения спроса на данный вид страхования со стороны клиентов из-за снижения уровня выплат и ужесточения требований к страхованию. При этом по большей части пострадали мелкие сельскохозяйственные производители, которые наиболее остро нуждаются в государственной поддержке для защиты бизнеса от неблагоприятных последствий наступления страховых случаев. Фактически значительная часть небольших сельхозпроизводителей осталась без страховой защиты.
При этом уровень риска страхования их, естественно, выше в связи с высокой степенью износа материально-технической базы, ограничением финансовых возможностей полноценно проводить профилактические мероприятия по защите урожая и поголовья скота, а также создания благоприятных условий для снижения вероятности наступления страховых случаев.
Сегмент животноводства пострадал от санирования рынка в гораздо меньшей степени. Это объясняется тем, что государственная поддержка страхования животноводства вступила в силу лишь в 2013 г., что не позволило крепко обосноваться в этом сегменте «схемным» компаниям [5]. Кроме того, технология страхования в животноводстве является более сложной и менее рентабельной. Перед страхованием сельскохозяйственные производители обязаны провести весь комплекс мер по защите поголовья от возможной эпидемии в результате действия свиной чумы и прочих инфекционных заболеваний. Это снижает их мотивацию к страхованию. Страховые организации в свою очередь учитывают высокий риск ущерба (по сравнению с растениеводством) и более ответственно подходят к формированию тарифной политики, не позволяя откровенный демпинг с целью привлечения клиентов. Кроме того, в животноводстве сама процедура оценки ущерба от падежа поголовья скота проще, нежели при оценке гибели урожая сельскохозяйственных культур, что оставляет гораздо меньше пространства для осуществления манипуляций с урегулированием заявленных страховых случаев и возмещением ущерба.
Оценка влияния деятельности ЦБ РФ на рынок страхования сегмента «Животноводство» с государственной поддержкой представлена в табл. 5.
Таблица 5
Оценка влияния деятельности ЦБ РФ на рынок страхования животноводства с государственной поддержкой [4]
Наименование показателя Значение по годам Прирост
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2014 г.,%
1 2 3 4 5
Количество организаций, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию 371 52б 345 -34,4
в т.ч. сельхозорганизации 332 429 311 -27,5
крестьянские (фермерские) хозяйства 39 97 34 -б4,9
Поголовье сельскохозяйственных животных - всего, тыс. условных голов 24 59б,1 25 905,9 2б б37,3 2,8
Поголовье сельскохозяйственных животных по договорам страхования, тыс. условных голов i 728,7 4 302,8 4 77б,7 11,0
Окончание табл. 5
1 2 3 4 5
Удельный вес застрахованного поголовья, % 7,0 16,6 17,9 -
Количество субъектов РФ, принявших участие в страховании 38 57 51 -10,5
Количество страховых организаций, осуществлявших страхование сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой 28 31 13 -58,1
Страховая сумма, млн руб. 37 567,5 70 133,9 82 485,4 17,6
Сумма уплаченных страховых взносов, млн руб. 417,1 813,6 839,4 3,2
В результате санации ЦБ РФ число страховых организаций, работающих в системе страхования животноводства, сократилось за 2015 г. на 58,1 % до 13 единиц [4].
Под санкции попали четыре страховых организации, входящих в десятку по объему собранной страховой премии и застрахованному поголовью скота. Количество субъектов РФ, участвующих в системе государственной поддержки страхования животноводства, снизилось с 57 до 51.
На долю ушедших с рынка страховых организаций приходилось 91,9 % совокупных страховых премий организаций малых форм хозяйствования. Общее сокращение количества застрахованных сельскохозяйственных организаций в 2015 г. достигло 27,5 %, крестьянских (фермерских хозяйств) 64,9 %.
Можно сделать предположение, что основной причиной проведения масштабной санации сегмента сельскохозяйственного страхования является не только стремление регулирующего органа повысить уровень надежности страхового рынка и убрать не соблюдающие правила страховые организации перед переходом на централизованный, основанной на единых правилах и стандартах уровень.
Также видно стремление заявить о серьезности намерений ЦБ РФ снизить процесс бесконтрольного использования государственных средств, которые в условиях дефицита государственных источников ресурсов прогоняются через страховые «схемы» под видом целевого финансирования возмещения части расходов сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования без надлежащего проведения страховой экспертизы. Это позволяет государству продолжать формальную поддержку объявленной эффективной политики импортозамещения сельского хозяйства и при этом реально снизить объемы финансирования государственной поддержки санированному рынку страховых услуг.
Таким образом, эффективность проведенной ЦБ РФ санации рынка аг-рострахования можно оценить двояко. С одной стороны, существенно сократился объем государственных расходов на предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховых премий по заключенным договорам страхования за 2015 г. на 66,8 % до 1,7 млрд руб. Но при этом значительно снизился риск необдуманного расходования государственных средств на привлечение клиентов с высоким
уровнем риска без должного формирования страховых резервов и создания
предпосылок для снижения финансовой устойчивости.
Библиографический список
1. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела : официальный отчет Центрального банка РФ за 2011-2015 гг. - URL: http://www.cbr.ru
2. Итоги сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой за 2015 год : аналитический доклад Национального союза агростраховщиков. -URL: https://www.agrovesti.net
3. О состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в РФ в 2015 году : доклад Министерства сельского хозяйства РФ. - URL: http://www.fagps.ru
4. По страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений, и сельскохозяйственных животных, с государственной поддержкой в 2011-2015 гг. : статистические данные Министерства сельского хозяйства РФ. - URL: http://www.fagps.ru/sites/
5. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» : федер. закон № 424-ФЗ от 22.12.2014. - URL: http://base.garant.ru
References
1. Statisticheskie pokazateli i informatsiya ob otdel'nykh sub"ektakh strakhovogo dela: ofitsial'nyy otchet Tsentral'nogo banka RF za 2011-2015 gg [Statistical data on individual subjects of insurance: an official report of the Russian central Bank for 20112015]. Available at: http://www.cbr.ru
2. ltogi sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya s gosudarstvennoy podderzhkoy za 2015 god: analiticheskiy doklad Natsional'nogo soyuza agrostrakhovshchikov [Results of agricultural insurance with state support in 2015: an analytical report of the National Union of Agricultural Insurers]. Available at: https://www.agrovesti.net
3. O sostoyanii rynka sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya, osushchestvlyaemogo s gosudarstvennoy podderzhkoy, v RF v 2015 godu: doklad Ministerstva sel'skogo kho-zyaystva RF [On the market condition of agricultural insurance with government support in Russia in 2015]. Available at: http://www.fagps.ru
4. Po strakhovaniyu urozhaya sel'skokhozyaystvennykh kul'tur, urozhaya i posadok mnog-oletnikh nasazhdeniy, i sel'skokhozyaystvennykh zhivotnykh, s gosudarstvennoy podderzhkoy v 2011-2015 gg.: statisticheskie dannye Ministerstva sel'skogo khozyaystva RF [On insuring agricultural crops, permanent plantations and agricultural animals with state support in 2011-2015: statistical data of the Ministry of Agriculture of Russia]. Available at: http://www.fagps.ru/sites/
5. O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O gosudarstvennoy podderzhke v sfere sel'skokhozyaystvennogo strakhovaniya» i o vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon «O razvitii sel'skogo khozyaystva»: feder. zakon № 424-FZ ot 22.12.2014 [On amendments to the Federal Law "On agricultural development": law № 424-FZ from 22.12.2014]. Available at: http://base.garant.ru
Аверин Антон Юрьевич
старший преподаватель, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Юняева Римма Равильевна доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Averin Anton Yur'evich Senior lecturer, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Yunyaeva Rimma Ravil'evna Doctor of economic sciences, professor, sub-department of economics and finances, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 336.565 Аверин, А. Ю.
Оценка последствий санации ЦБ РФ сегмента сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой / А. Ю. Аверин, Р. Р. Юняева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2017. - № 2 (6). - С. 69-80. БОТ 10.21685/2309-2874-2017-2-8