Научная статья УДК 338.2
https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.12
Оценка перспективы внедрения обязательной нефинансовой отчетности в России
Надежда Алексеевна Мичурина
Московский университет имени А.С. Грибоедова, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Необходимость создания отчетов по устойчивому развитию осознается большинством российских компаний. Обсуждение обязательности нефинансовой отчетности ведется сегодня на различных уровнях - в научном сообществе, органах государственной власти, промышленности. В настоящем исследовании рассматриваются позиции различных ученых по этому вопросу, а также перспективы введения обязательности нефинансовой отчетности с точки зрения органов власти и промышленности. Методологической базой для анализа выступили статистические данные, касающиеся нефинансовых показателей российских компаний. По результатам исследования выяснено, что в законодательном поле формируются предпосылки для обязательности нефинансовой отчетности, разрабатывается нормативная база для оценки нефинансовых показателей компаний. Однако отношение промышленности к введению обязательности нефинансовой отчетности остается неоднозначным на основании различных стандартов отчетности для раскрытия информации по реализации целей устойчивого развития.
Ключевые слова: ESG-стратегия, принципы ESG, нефинансовая отчетность, стандарты GRI, регулирование, стандарты, раскрытие информации, экономика предприятия
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Мичурина Н.А. Оценка перспективы внедрения обязательной нефинансовой отчетности в России // Общество: политика, экономика, право. 2025. № 1. С. 98-104. https://doi.org/10.24158/pep.2025.1.12.
Original article
Assessment of the Prospects for the Introduction of Mandatory Non-Financial Reporting in Russia
Nadezhda A. Michurina
Moscow University named after A.S. Griboyedov, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The need to create sustainability reports is recognized by most Russian companies. Discussions on the obligation of non-financial reporting are underway today at various levels - in the scientific community, government authorities, and industry. This study examines the positions of various scientists on this issue, as well as the prospects for the introduction of mandatory non-financial reporting from the point of view of government and industry. The methodological basis for the analysis was statistical data on non-financial indicators of Russian companies. According to the results of the study, it was found that prerequisites for mandatory non-financial reporting are being formed in the legislative field, and a regulatory framework is being developed to assess non-financial performance of companies. However, the industry's attitude towards the introduction of mandatory non-financial reporting remains ambiguous based on various reporting standards for disclosing information on the implementation of the Sustainable Development Goals.
Keywords: ESG strategy, ESG principles, non-financial reporting, GRI standards, regulation, standards, information disclosure, responsible business
Funding: Independent work.
For citation: Michurina, N.A. (2025) Assessment of the Prospects for the Introduction of Mandatory Non-Financial Reporting in Russia. Society: Politics, Economics, Law. (1), 98-104. Available from: doi:10.24158/pep.2025.1.12 (In Russian).
Введение. Под ESG понимается определенный набор различных нефинансовых показателей, направленных на снижение и управление разнообразными рисками через реализацию корпоративной и социальной ответственности бизнеса. В руководстве ИСО (ISO) - Международной организации по стандартизации, приводится следующее определение нефинансовой отчетности: «отчетность ESG - это вид корпоративного раскрытия информации, который подробно описывает обещания, усилия и прогресс организации в области экологии, социальной политики и управления (ESG)»1.
1 ИСО - Создавая устойчивый путь к отчетности в области ESG [Электронный ресурс] // ISO. URL: https://www.iso.org/ru/climate-change/esg-reporting#toc1 (дата обращения: 17.12.2024).
© Мичурина Н.А., 2025
Исходя из приведенного выше определения, цель нефинансовой отчетности можно трактовать как освещение деятельности компании по реализации ESG-повестки (борьба с ухудшением климата, улучшение условий труда, отстаивание прав человека) для повышения уровня прозрачности, что способствует увеличению инвестиционной привлекательности.
Внимание к вопросам устойчивого развития и ESG растет значительными темпами, «причем данный тренд захватил не только зарубежные страны, но также и российских производителей и потребителей» (Тахингов, Бисултанова, 2022). В Российской Федерации разработкой ESG-стратегий и, соответственно, формированием ESG-отчетности первоначально занимался только крупный бизнес, представляющий ключевые сектора - нефтегазовый, банковский, сельскохозяйственный и другие.
Обзор литературы. В российском научном сообществе обсуждение проблем нефинансовой отчетности (ESG-отчетности) началось в 2010-х гг. как реакция в области развития инвестиционных стратегий компаний на вызовы, стоящие перед обществом, - социальные, экологические, ре-гуляторно-управленческие. Общим исследованием ESG как нового феномена в сфере инвестиций в этот период занимался известный ученый Л.Г. Судас (2017). Исторический аспект нефинансовой отчетности рассмотрен в трудах А.А. Трушевской и Н.Н. Кретовой (2017). Влияние изменений в обществе на стратегии компаний исследовал С.Н. Бобылев, который отмечает появление новых видов инвестирования с учетом нефинансовых факторов (Бобылев, Горячева, 2017).
Постепенно от теоретического исследования такого нового феномена, как ESG-отчетность, отечественный научный дискурс переходит к акцентированию внимания на ее различных аспектах -социальном, экологическом, управленческом. Среди исследователей, занимающихся социальным аспектом, отметим А.Д. Звереву (Зверева и др., 2023), экологическим - Т.В. Береговых (Береговых, Круцан, 2023).
С развитием применения бизнесом принципов ESG как важной части инвестиционной политики компаний и разработкой различных рэнкингов по ESG-отчетности проблема развития ESG-инвестирования в российской промышленности начинает анализироваться научным сообществом с позиции применения инструментов ESG отдельными компаниями или отраслями. В этой области проводят научные исследования М.М. Матвеева, которая рассматривала применение ESG в деве-лопменте (Матвеева и др., 2023), А.Г. Тимофеева (2021), исследующая интеграцию принципов ESG в банковском секторе.
Другая тенденция, характерная для российского научного дискурса начиная с 2020-х гг., заключается в сравнении российского и мирового опыта развития ESG-инвестирования. Для ориентира приведем работы А.В. Авиловой (2022) и М.К. Измайлова (Измайлов, Пупенцова, 2024), где соотносится опыт реализации ESG-стратегий в России и разработка глобальных тенденций в этой области.
Еще один тренд, прослеживающийся в современном научном дискурсе, изучающем нефинансовую отчетность, - попытки проведения анализа использования инструментов ESG на региональном уровне. Например, К.А. Калицева исследует применение принципов устойчивого развития в южнороссийских регионах (Калицева, 2022).
Таким образом, в российском научном дискурсе за 10 лет изучения ESG- инвестиций они рассмотрены в теоретическом и практическом аспекте, также проведен сравнительный анализ с мировыми тенденциями. Текущее положение вещей позволяет говорить о ESG-отчетности как о постоянном тренде в стратегиях российских компаний, который влияет не только на внутреннюю политику компании, но и на развитие российских регионов.
Материалы и методы. На текущем этапе развития ESG-отчетности следует констатировать, что накоплен большой объем различных отчетов о внедрении ESG-стратегий российским бизнесом, характеризующих основные тенденции в этой области. Данные материалы используются в настоящем исследовании для подтверждения различных тенденций в развитии раскрытия ESG-отчетности. Дополнительно рассматривались источники из сети Интернет.
В качестве методов исследования использовались анализ и синтез данных, представленных в различных аналитических материалах, посвященных проблемам раскрытия информации о ESG, в частности отчеты Б1 Группы и Интерфакса.
Обсуждение. В мировой практике формирования нефинансовой отчетности выработаны принципы составления документов по ESG-отчетности, которые обязательно должны содержать информацию по ключевым факторам ESG - экологическому (E), социальному (S), управленческому (G).
Попытку формирования перечня значимых для инвесторов ESG-факторов, которые раскрываются в нефинансовых отчетах, предприняла Е.А. Третьякова (2022). Предлагаемое на основе проведенного анализа содержание каждого из факторов ESG представлено в таблице 1. Однако значение каждого из факторов ESG неравнозначно. Как отмечает Н.Н. Семенова, «российские компании в большей степени уделяют внимание экологической и социальной составляющим, а управленческие факторы считаются ими менее значимыми» (Семенова, 2023).
Таблица 1 - Соотнесение факторов ESG-стратегии и показателей нефинансовой отчетности Table 1 - Correlation of ESG Strategy Factors and Non-Financial Reporting Indicators_
Фактор ESG Затрагиваемые вопросы
Экологические факторы Потребление водных ресурсов: использование воды (первичное и повторное), сброс воды
Использование энергоресурсов с разбивкой по типам
Потребление материальных ресурсов: использование первичного и вторичного сырья
Утилизация отходов: чистые отходы; отходы, подлежащие рециркуляции
Общий экологический ущерб
Социальные факторы Показатели общей численности работников с разбивкой по различным основаниям (например, по территориальному признаку)
Реализация программ повышения квалификации работников (с разбивкой на количество часов на одного работника)
Безопасность работников, включая показатели по выявлению профессиональных заболеваний, получению производственных травм
Создание системы внутренних коммуникаций
Меры по борьбе с дискриминацией работников: гендерное равенство, пенсионное обеспечение, использование детского труда
Управленческие факторы Состав совета директоров: гендерное равенство
Экономические показатели, выплаты налогов
Принципы ведения бизнеса: экологическая оценка поставщиков
Как видно из таблицы 1, при подготовке ESG-отчетности учитывается множество различных показателей, что требует использования стандартов по составлению отчетности.
В настоящее время на международном уровне разработана серия стандартов, регламентирующих правила составления ESG-отчетности, - GRI-стандарты, которые, по мнению ряда ученых, являются наиболее универсальной системой, применяемой при формировании ESG-отчетности, по причине того, что она предоставляет компаниям возможность комплексного представления информации, необходимой как инвесторам, так и самой компании, для оценки реализации стратегий ESG (Белименко, Попадюк, 2018). Схожего мнения придерживается и Е.А. Третьякова, которая указывает, что «GRI Standards соответствует кругу ESG-факторов на 84 %» (Семенова, 2023).
Безусловно, GRI-стандарты - признанный на мировом уровне инструмент. Они также сохраняют лидирующие позиции среди международных стандартов, на которые ориентируются российские компании при составлении нефинансовой отчетности. На рисунке 1 представлены данные из отчета «ESG-практики российских компаний: стабильность VS переменчивость», проведенного компанией Б1 «Новые вызовы. Новые решения»1.
КОМПАНИИ ПРОДОЛЖАЮТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ
НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ И ИНИЦИАТИВЫ
95% 62% 57% \ ' Данные за 1 It кв.
GRI 2022 гсща
TCFD SASB
I 90%* t 43%* 1 67%*
Рисунок 1 - Международные стандарты и инициативы, применяемые российскими компаниями для нефинансовой отчетности
Figure 1 - International Standards and Initiatives Applied by Russian Companies for Non-Financial Reporting
Анализ представленных на рисунке 1 данных показывает, что подготовка отчетности по GRI-стандартам используется практически всеми компаниями, применяющими данный вид раскрытия
1 ESG-практики российских компаний: стабильность VS переменчивость [Электронный ресурс] // Б1 «Новые вызовы. Новые решения». URL: https://b1.ru/local/assets/surveys/b1-esg-trends-survey-2023.pdf (дата обращения: 16.12.2024).
информации. Но принципы сопоставимости данных в отчетах по ESG не предусмотрены в GRI-стандартах (Korca et al., 2023). Однако его реализация на российском рынке неоднозначна: все чаще звучат призывы от отечественных компаний о необходимости разработки в России внутреннего стандарта для формирования нефинансовой отчетности. Например, такую позицию озвучила компания «Т Плюс», в рамках анкетирования, проведенного Интерфаксом в мае 2023 г.1 Среди основных причин необходимости разработки отечественного стандарта для подготовки нефинансовой отчетности следует выделить: повышение прозрачности компаний, изменение отношения к внедрению ESG, формирование у бизнеса более осознанного отношения к экологическим и социальным аспектам ведения бизнеса.
Учитывая понимание важности подготовки ESG-отчетности, признаваемое промышленностью и бизнесом, поднимаются дискуссии об обязательности нефинансовой отчетности для крупных компаний. Однако пока не сложилось единого мнения о том, должна ли нефинансовая отчетность стать обязательной в российской промышленности. На рисунке 2 представлена диаграмма, составленная автором исследования на основании анализа результатов опроса, проведенного Интерфаксом в мае 2023 г.
Поддержка обязательности нефинансовой отчетности
Да ■ Нет ■ Не определились
Рисунок 2 - Поддержка российскими компаниями обязательности нефинансовой отчетности, % Figure 2 - Russian Companies' Support for Mandatory Non-Financial Reporting, %
Данные, показанные на рисунке 2, свидетельствуют о том, что большинство компаний, принявших участие в опросе, не определились относительно своей позиции по поддержке обязательности нефинансовой отчетности. Среди тех, кто уже выработал отношение к поднимаемому вопросу, сторонников введения обязательности публикации ESG-отчетности больше, чем противников.
Процесс внедрения нефинансовой отчетности требует поддержки не только со стороны бизнеса, но и на уровне законодательном, политическом, финансовом (Тахингов, Бисултанова, 2022).
Предложение поддержано на государственном уровне. На съезде Российского союза промышленников и предпринимателей в 2023 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: «Предлагаю подумать о ежегодной публикации нефинансовой отчетности для крупных предприятий. В ней будет рассказываться о том, что та или иная компания сделала для общества, для конкретного поселка, города, региона, для своей страны»2.
Следует отметить, что концепция развития публичной нефинансовой отчетности была утверждена еще в 2017 г. и предполагала среди прочего создание и развитие системы нормативного правового регулирования и методического обеспечения публичной нефинансовой отчетности. В качестве основных шагов в этом направлении предполагались:
- разработка федерального закона о нефинансовой отчетности: проект закона был разработан в 2019 г., однако в 2022 г. работа над ним была приостановлена;
1 Интерфакс - Сервер раскрытия информации [Электронный ресурс] // Центр раскрытия корпоративной информации. URL: https://e-disclosure.ru/servisy-dlya-kompanij/esg-raskrytie (дата обращения: 17.12.2024).
2 Пленарное заседание съезда РСПП [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/70688 (дата обращения: 17.12.2024).
- создание методических рекомендаций ответственным ведомством - Минэкономразвития России, которые были утверждены 01 ноября 2023 г. Документ регулирует составление и подписание нефинансовой отчетности, проведение независимой оценки отчетности об устойчивом развитии, правила раскрытия отчетности1.
Методические рекомендации также послужили основанием для разработки отечественного стандарта отчетности об устойчивом развитии2, проект которого был представлен в апреле 2024 г. Подготовленный Минэкономразвития России документ учитывает, во-первых, разработанные ранее рекомендации, а во-вторых - национальную отечественную специфику. Основная цель стандарта предусмотрена в п. 1 и сформулирована как «содействие российским организациям при подготовке и раскрытии отчетности об устойчивом развитии, включая нефинансовую отчетность...».
Разработка соответствующего федерального закона, регулирующего вопросы нефинансовой отчетности, на текущем этапе государственными органами не рассматривается, так как принятие подобного законодательного акта ведет к дополнительному санкционному давлению на компании. Однако, начиная с 2019 г., Минэкономразвития проводит работу над законопроектом по отчетности в области устойчивого развития.
Отечественный бизнес не готов полностью отказываться от привычных инструментов подготовки нефинансовой отчетности. Согласно опросу, проведенному агентством «Эксперт РА» среди более чем 40 крупных компаний, 75 % респондентов при подготовке нефинансовых отчетов планируют придерживаться как международных, так и национальных стандартов, предусматривающих раскрытие нефинансовой информации. При этом 20 % респондентов готовы использовать только национальные стандарты.
Результаты. Анализ реализации российской промышленностью ESG-отчетности показал, что разработка ESG-стратегий остается приоритетным направлением для крупных компаний, включая государственные корпорации. Основные сектора, где представлены компании, публикующие нефинансовую отчетность, представляют собой ключевые направления российской промышленности, такие как нефтегазовый и банковский сектор, металлургия, сельское хозяйство.
Акцент в ESG-стратегиях отечественных компаний делается на двух существенных факторах - экологическом и социальном Однако такой аспект повестки устойчивого развития, как формирование управленческой среды практически не учитывается. Сложившееся положение вещей говорит о наличии специфической российской модели ESG-отчетности, концентрирующей внимание на влиянии деятельности компании на окружающую среду и поддержку социальных проектов.
На текущем этапе российский бизнес заинтересован в гармонизации российских и международных стандартов в области устойчивого развития, а также разработке национальной нормативно-правовой базы для формирования нефинансовой отчетности.
Несмотря на развитие нормативной базы для подготовки нефинансовой отчетности, раскрытие данных о реализации ESG-показателей остается добровольным, что закрепляется в методологических рекомендациях Минэкономразвития России. С другой стороны, предпринимаются попытки введения обязательности предоставления такой отчетности. Для примера приведем решение Московской биржи, которая в новой редакции правил раскрытия информации обязала компании из первого и второго котировального списка публиковать нефинансовую отчетность.
Учитывая предложение Президента Российской Федерации о публикации нефинансовой отчетности крупными предприятиями, следует констатировать тенденцию на постепенное введение обязательности нефинансовой отчетности.
Заключение. В ходе объединенного семинара стратегического проекта «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста» было отмечено, что «в кризисный период компании задумываются об экономической эффективности расходов на ESG, ученые анализируют эффекты кризиса для компаний с разным уровнем развития ESG, а органы государственной власти внедряют дополнительные меры поддержки экономики и общества» [ESG-повестка российских компаний в новых условиях: спрос на устойчивость сохраняется]3. На наш взгляд, это лучшая характеристика современного положения вещей в области подготовки нефинансовой отчетности, где нет единого мнения по различным аспектам ESG-отчетности.
1 Об утверждении методических рекомендаций по подготовке отчетности об устойчивом развитии [Электронный ресурс] : Приказ Минэкономразвития России от 1 ноября 2023 г. № 764 // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://clck.ru/3FjYKP (дата обращения: 17.12.2024).
2 Проект стандарта о нефинансовой отчетности [Электронный ресурс] // Там же. URL: https://clck.ru/3FjYTK (дата обращения: 18.12.2024).
3 Устойчивое развитие: зеленая повестка не теряет актуальности [Электронный ресурс] // HSE Daily. https://daily.hse.ru/post/ustoychivoe-razvitie-zelenaya-povestka-ne-teryaet-aktualnosti (дата обращения: 18.12.2024).
С одной стороны, компании заинтересованы в формировании имиджа ответственного бизнеса, с другой - возможность дополнительных санкций и сложности с раскрытием информации заставляют его выступать за сохранение добровольности в публикации ESG-отчетности.
Однако, учитывая формирование законодательной базы на уровне государства по отношению к раскрытию нефинансовой отчетности, рискнем предположить, что раскрытие ESG-отчетности может стать обязательным для компаний, которые указаны в методических рекомендациях Минэкономразвития России: государственных корпораций и компаний, публично-правовых компаний, государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с годовой выручкой от 10 млрд рублей.
Конечно, маловероятно, что это перспектива ближайшего будущего. Сначала должен быть принят стандарт составления нефинансовой отчетности и установлен переходный период.
Введение обязательной нефинансовой отчетности для государственных организаций позволит оценить внедрение ESG-устойчивости в крупных компаниях и сформирует передовую практику составления ESG-отчетности в Российской Федерации.
Список источников:
Авилова В.В. Глобальная экономическая повестка бизнес-стратегии устойчивого развития, ESG и ее локальные приоритеты: востребованность, реализуемость, риски и последствия // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 2 (48). С. 4-8.
Белименко А.Е., Попадюк И.Ф. Проблемы развития публичной нефинансовой отчетности в России // Актуальные вопросы в науке и практике : сб. ст. по мат. XII Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2018. С. 14-21.
Береговых Т.В., Круцан Е.А. Особенности регионального и отраслевого развития «зеленого» инвестирования в РФ // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2023. № 2 (69). С. 169-182.
Бобылев С.Н., Горячева А.А. Устойчивое развитие: цели и инвестиции // Социум и власть. 2017. № 5 (67). С. 61-64.
Зверева А.Д., Перская В.В., Мамедов Т.Н. «^»-компонента в деятельности российских компаний как составляющая ESG-стратегии // Социально-трудовые исследования. 2023. № 3 (52). С. 104-114. https://doi.org/10.34022/2658-3712-2023-52-3-104-114.
Измайлов М.К., Пупенцова С.В. Интеграция концепции ESG в стратегию менеджмента: мировой опыт и перспективы для России // Научный журнал НИУ ИтМо. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2024. № 2. С. 58-66. https://doi.org/10.17586/2310-1172-2024-18-2-58-66.
Калицева К.А. Тенденции устойчивого развития южнороссииских регионов в новых экономических условиях // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2022. № 3 (79). С. 40-48. https://doi.org/10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.79.3.005.
Матвеева М.В., Кутова М.А., Безруких О.А. ESG-принципы в девелопменте // Baikal Research Journal. 2023. Т. 14, № 2. С. 571-584. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2023.14(2).571-584.
Семенова Н.Н. ESG-трансформация российских компаний в интересах устойчивого развития // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 3. С. 57-65. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-3-57-65.
Судас Л.Г. Бизнес за устойчивое развитие // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 241262. https://doi.org/10.24411 /2070-1381 -2017-00084.
Тахингов К.Х., Бисултанова А.А. ESG-принципы: объективная необходимость внедрения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 6-2. С. 197-199. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2022-6-2-197-199.
Тимофеева А.Г. Интеграция ESG-принципов в практику российских компаний (на примере группы ВТБ) // Московский экономический журнал. 2021. № 12. С. 810-816. https://doi.org/10.24412/2413-046X-2021-10778.
Третьякова Е.А. Раскрытие ESG-факторов в нефинансовой отчетности российских нефтегазовых компаний // Всероссийский экономический журнал ЭКО. 2022. № 9 (579). С. 130-148. https://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2022-9-130-148.
Трушевская А.А., Кретова Н.Н. Интегрированная бизнес-отчетность в системе стратегического управленческого учета // Проблемы современной экономики. 2017. № 2 (62). С. 111-116.
Korca B., Costa E. Bouten L. Disentangling the concept of compa rability in sustainability reporting // Sustainability Accounting, Management and Policy Journal. 2023. Vol. 14, no. 4. P. 815-851. https://doi.org/10.1108/SAMPJ-05-2022-028.
References:
Avilova, V.V. (2022) The global economic agenda of the business strategy for sustainable development, ESG and its local priorities: demand, feasibility, risks and consequences. Vestnik of the Russian University of Cooperation. (2 (48)), 4-8. (In Russian)
Belimenko, A.E. & Popadyuk, I.F. (2018) Problemy razvitiya publichnoy nefinansovoy otchetnosti v Rossii [Problems of development of public non-financial reporting in Russia]. In: Aktual'nye voprosy v nauke i praktike [Current issues in science and practice]. Samara, pp. 14-21. (In Russian)
Beregovyh, T.V. & Krutsan, E.A. (2023) Features of regional and industrial development of green investment in the Russian Federation. Bulletin of PNU. (2 (69)), 169-182. (In Russian)
Bobylev, S.N. & Goryacheva, A.A. (2017) Stable development: purposes and investments. Society and Power. (5 (67)), 61-64. (In Russian)
Izmaylov, M.K. & Pupentsova, S.V. (2024) Integration of the ESG concept into management strategy: global experience and prospects for Russia. Scientific Journal NrU ITMO. Series: Economics and Environmental Management. (2), 58-66. Available from: doi:10.17586/2310-1172-2024-18-2-58-66. (In Russian)
Kalitseva, K.A. (2022) Trends in sustainable development of southern Russian regions in new economic conditions. Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). (3 (79)), 40-48. Available from: doi:10.54220/v.rsue.1991-0533.2022.79.3.005. (In Russian)
Korca, B., Costa, E. & Bouten, L. (2023) Disentangling the concept of comparability in sustainability reporting. Sustainability Accounting, Management and Policy Journal. 14 (4), 815-851. Available from: doi:10.1108/ SAMPJ-05-2022-028.
Matveeva, M.V., Kustova, M.A. & Bezrukikh, O.A. (2023) ESG-principles in development. Baikal Research Journal. 14 (2), 571-584. Available from: doi:10.17150/2411-6262.2023.14(2).571-584. (In Russian)
Semenova, N.N. (2023) ESG-transformation of Russian companies in the interests of sustainable development. Economics. Taxes & Law. 16 (3), 57-65. Available from: doi:10.26794/1999-849X 2023-16-3-57-65. (In Russian)
Sudas, L.G. (2017) Business for Sustainable Development. E-Journal Public Administration. (64), 241-262. Available from: doi:10.24411/2070-1381-2017-00084. (In Russian)
Tahingov, K.H. & Bisultanova, A.A. (2022) ESG principles: an objective need for implementation. Journal of Economy and Business. (6-2), 197-199. Available from: doi:10.24412/2411-0450-2022-6-2-197-199. (In Russian)
Timofeeva, A.G. (2021) Integration of ESG-principles into the practice of Russian companies (on the example of VTB Group). Moscow Economic Journal. (12), 810-816. Available from: doi:10.24412/2413-046X-2021-10778. (In Russian)
Tretiakova, E.A. (2022) Disclosure of ESG-factors in the non-financial reporting of Russian oil and gas companies. ECO Journal. (9 (579)), 130-148. Available from: doi:10.30680/EC00131 -7652-2022-9-130-148. (In Russian)
Trushevskaya, A.A. & Kretova, N.N. (2017) Integrated business-reporting in the system of strategic managerial accounting (St. Petersburg). Problems of Modern Economics. (2 (62)), 111-116. (In Russian)
Zvereva, A.D., Perskaya, V.V. & Mamedov, T.N. (2023) The S-component in the activities of Russian companies as a constituent element of the ESG strategy. Social & Labor Research. (3 (52)), 104-114. Available from: doi: 10.34022/2658-3712-202352-3-104-114. (In Russian)
Информация об авторе Н.А. Мичурина - аспирант Московского университета имени А.С. Грибоедова, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1202235
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author N.A. Michurina - PhD Student of the Moscow University named after A.S. Griboyedov, Moscow, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1202235
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.11.2024; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 27.12.2024; Принята к публикации / Accepted for publication 21.01.2025.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.