Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Дата публикации: 1.09.2015
№дк4з(160. С. 49-55. А. Е. Абылкасымова, С. Е. Шишов
Оценка перспективных моделей развития педагогического образования для целей инновационного развития Казахстана: анализ международного опыта
В статье анализируются современные общемировые, общецивилизационных тенденций, которые во многом определяют направления развития непрерывного педагогического образования, характеризуются особенности их проявления в Казахстане. Утверждается, что ключевой тенденцией модернизации педагогического образования является постепенное снижение объемов теоретической подготовки и ориентация на рост объемов практической подготовки и переподготовки учителей.
Предложены механизмы использования международного опыта педагогического образования для Республики Казахстан. Материалы подготовлены в рамках проекта «Перспективные модели развития педагогического образования в Республике Казахстан в условиях реализации Стратегии «Казахстан - 2050», утвержденного решением Национального научного совета Министерства образования и науки Республики Казахстан «Интеллектуальный потенциал страны».
Ключевые слова: образование, педагогическое образование, непрерывное педагогическое образование, оценка качества педагогического образования, образовательные технологии
Perspectives of Science & Education. 2015. 4 (16)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Accepted: 26 June 2015 Published: 1 September 2015
No. 4 (16). pp. 49-55. AHA C I" C
A. E. Abylkasymova, S. E. SmsHOv
Evaluation of promising models of development of pedagogical education for the purpose of innovative development of Kazakhstan: analysis of international experience
The article analyzes modern world, contemporary world trends, which largely determine the direction of the development of continuous pedagogical education, characterized by the features of their manifestation in Kazakhstan. It is argued that the key trend of modernization of pedagogical education is the gradual decline of theoretical training and orientation on the growth of practical training and retraining of teachers.
Proposed mechanisms of international experience of pedagogical education in the Republic of Kazakhstan. The materials prepared in the framework of the project "Promising model of development of pedagogical education in the Republic of Kazakhstan in the conditions of realization of Strategy "Kazakhstan - 2050", approved by decision of the National scientific Council of the Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan "Intellectual potential of the country".
Keywords: education, teacher education, continuing teacher education, assessment of the quality of teacher education, educational technology
роисходящие в настоящее время инновационные изменения в Республике Казахстан требуют повышения качества образования, вообще, и качества педагогического образования, в частности [2].
В рамках проекта «Перспективные модели развития педагогического образования в Республике Казахстан в условиях реализации Стратегии «Казахстан - 2050» для нас важным было с целью поиска путей повышения эффективности высшего педагогического образования провести анализ зарубежного опыта развития педагогического образования. При этом мы исходили из понимания того, что сфера образования отдельной страны подчиняется общим тенденциям и закономерностям развития в глобализирующемся мире. К этому нас подвел вывод, сделанный на основе анализа зарубежной научно-педагогической литературы, о том, что существуют во многом схожие приоритетные направления развития педагогической науки в экономически развитых странах.
Здесь ярко проявляется преобразующая функция сравнительной педагогики. Если развитие фундаментальных исследований во многом общее, то и доведение результатов изучения позитивного зарубежного педагогического опыта до практических рекомендаций для учителей становится похожим в разных странах. Не остается в стороне и прогностическая функция, проявляющаяся в выявлении тенденций и прогнозировании моделей будущего [1].
Основными принципами использованного нами подхода явились следующие: диалектический подход к рассмотрению многообразия опыта педагогического образования в зарубежных странах; конструирование нового знания по актуальным проблемам современной дидактики педагогического образования на основе концепции целостного учебно-воспитательного процесса; соответствие практической реализации обобщённых знаний, полученных в рамках проекта, целям казахстанской школы и педагогического образования Республики Казахстан. Не остался в стороне и принцип объективности. Процессы, произошедшие в казахском обществе, позволяют в настоящее время более объективно изучать общемировой опыт функционирования образовательных систем. Системный подход к оценке зарубежного педагогического опыта подвигал нас проводить рассмотрение как отдельных инвариантных сторон процесса обучения педагогов, так и целостного охвата систем образования различных стран, групп стран или регионов в их единстве и внутренних взаимосвязях.
Для нас было важно не просто зафиксировать наличие позитивного опыта, необходимо было выявить тенденции и содержание дидактических поисков; осмыслить подходы к учебному процессу в педагогическом образовании.
Материалами для исследования служили дискуссии и аналитические тексты коллег из веду-
щих университетов Франции и Японии, научных организаций Швейцарии (Международное бюро воспитания), США (Международный институт образования, Академия воспитания), Великобритании (Центр исследования по сравнительной педагогике, Общество педагогических исследований), Франции (Центр педагогической документации), Германия (Международный институт педагогических исследований) и многие другие [1].
Активную разработку проблематики реформирования педагогического образования ведут крупнейшие межправительственные организации: ЮНЕСКО (например, серьезное звучание получила концепция "образование через всю жизнь" (lifelong education), Организация экономического сотрудничества и развития (ОСЭР продвинула концепцию "возобновляемого образования" (recurrent education)), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Совет Европы и Международная организация труда [1]. Не остаются в стороне и различные авторитетные неправительственные организации такие, как Римский клуб.
Интересно отметить, что в концепции ЮНЕСКО понятие «образование» включает все внешние и внутренние воздействия, весь процесс, не только специально организованный, формирования личности человека. В данном случае процесс имеет приоритет над результатом. Результат же образования рассматривается вне жёсткой связи со способом его получения. Обучение теряет свою центральную роль, на первый план выдвигается образование. Как следствие, появляется отличная от привычной трактовка системы образования. Теперь в нее включают не только все виды образовательных программ и организаций, но также средства массовой коммуникации и информации, производственное и социальное окружение, учреждения культуры и науки, сферу межличностного взаимодействия. В приоритете позиция о том, что учитель, проводящий всю свою жизнь в школе и не знающий ничего, что происходит за её пределами, не может успешно работать [1].
Рост квалификация учителей и повышение качества преподавания являются основной задачей образовательных реформ в европейских странах в настоящее время. Этот новый интерес к фигуре учителя и его профессиональному уровню объясняется конкуренцией на международном рынке труда. Важно отметить, что модернизация педагогического образования в европейских странах идет уже много лет. Как результат этих реформ имеет место значительный рост массива научных исследований по вопросам педагогического образования, эффективности педагогического образования для целей повышения продуктивности школы и роста образовательных достижений обучающихся. Европейские исследования подтверждают тезис о важности глубокого знания учителем преподаваемого предмета, поскольку это позволяет учителю вовлечь школьника в многоуровневый познавательный процесс [3].
Пока нет очевидных доказательств, что реформы привели к повышению качества преподаваемых педагогических курсов в вузах и качества подготовки выпускников, однако уже сегодня можно утверждать, что растёт уважение к труду учителя со стороны общества, повышается статус профессии учителя.
Специалистами ЮНЕСКО сформулированы основные принципы системы непрерывного образования, которые в полной мере касаются системы непрерывного педагогического образования: всеобщий характер непрерывного образования; преемственность различных ступеней педагогического образования, преемственность различных направлений формирования личности обучающегося; интеграция всего многообразия образовательных воздействий (образовательная организация, различные социальные институты, окружающие вуз и школу, средства массовой информации, организации науки и культуры); взаимосвязь и взаимодополняемость общего и профессионального педагогического образования; практикоориентированное образование, дополняемое подготовкой в реальной школе; открытость и гибкость системы педагогического образования; свободный выбор профиля обучения и возможность вернуться на свою образовательную траекторию, чтобы воспользоваться услугами системы педагогического образования после перерыва в любом возрасте; свобода выбора средств, методов и форм обучения (дневная, очно-заочная, заочная, самообразование, опирающееся на использование различных информационных источников); справедливая, объективизированная оценка учебных достижений и признание результатов педагогического образования не по способам его получения, а по фактически достигнутому результату; доступ к любым видам и типам педагогического образования на основе индивидуальных способностей и склонностей, а не вследствие ранее полученных дипломов, сертификатов, свидетельств или предшествующей практической деятельности [4].
Анализ этих принципов дает право утверждать, что идеи непрерывного педагогического образования оказывают влияние на цели, содержание, формы и методы обучения, организацию процедур получения образования на всех ступенях современной системы педагогического образования в экономически развитых странах.
Одной из перспективных сегодня считается модель педагогического образования, при которой студенты наряду с изучением обязательных общих и профессиональных учебных курсов в установленном объёме имеют широкие возможности изучения курсов по выбору. Такая модель осуществляется в Канаде, Испании, Франции, США, Японии, др.
Интересно отметить, что даже в школу перекочевал такой подход. В Швеции на сегодняшний день реализуется более двух десятков профилей
в старших классах средней общеобразовательной школы. В некоторых странах на уровнях основного и среднего общего образования идет процесс формирования модели «объединённой школы», включающей профили профессионального обучения (начальный уровень) и среднего профессионального образования [1].
Расширение форм и содержания высшего педагогического образования ведёт к внедрению нетрадиционных методов и приемов обучения. Значительно популярнее становится очно-заочное и заочное обучение, в том числе с применением средств массовых коммуникаций, информационных компьютерных сетей и т.п. Во всём мире растет число специализированных образовательных организаций, применяющих дистанционные технологии обучения. Эффективно действует Европейская ассоциация университетов, осуществляющих обучение на расстоянии (дистанционное обучение). Такие удаленные формы обучения дают широкий доступ к высшему педагогическому образованию, расширяя возможности индивидуализации содержания образования и, что важно, темпов обучения.
Занимаясь оценкой перспективных зарубежных моделей развития педагогического образования для целей инновационного развития Казахстана важно понимать, какие внешние тенденции в зарубежных странах подвигают их педагогическое образование идти по обозначенным выше направлениям. Есть ли такие тенденции в Казахстане? Это также важнейший вопрос, на который нам предстоит дать ответ. Дело в том, что тенденции, проявляющиеся в общемировом пространстве, не всегда совпадают с тенденциями, проявляющимися в Казахстане, а в некоторых случаях они имеют прямо противоположную направленность. Это связано с отсутствием в Казахстане необдуманного «шараханья» из стороны в сторону, присущего некоторым странам слепо доверяющих регулирующей функции рынка в образовании. Поэтому возникает необходимость отдельного рассмотрения общемировых, общецивилизационных тенденций, характеризуя особенности их проявления в Казахстане [2].
Во-первых, сегодня основным критерием могущества государства и населяющего его народа является количественное и качественное овладение современными технологиями, скоростью их разработки. Они, в свою очередь увязаны с уровнем развития фундаментальной и прикладной науки, с числом ученых, способных разработать новые подходы и современные технологии. Поэтому резко возрастает роль образования в формировании фундаментальной и прикладной науки. Можно, конечно, обходиться и без образования своих граждан, перекупая «мозги» в других странах. Но для этого надо иметь мощную экономику и большие бюджеты на науку, чтобы быть привлекательной страной для научных мигрантов. Казахстан, находящийся в начале пути
инновационного развития, пока не стал в полной мере привлекательной страной для научных мигрантов. Однако, все начинают понимать, что главное богатство Казахстана - человек. Главный механизм повышения могущества страны и благосостояния ее народа - повышение уровня образования населения, развитие творческих способностей каждого отдельного человека. Поэтому вложения в образование сегодня следует рассматривать не как затраты, но как долгосрочные инвестиции, способные дать в обозримом будущем экономический эффект. Примером стран, прошедших этот путь, являются страны, довольно быстро вышедшие на передовые рубежи экономического развития (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Япония) [5].
Во-вторых, большинство ученых сходятся во мнении, что наступивший век характеризуется преимущественным развитием наук о человеке, открытий в человекознании, т.е. в области психологии, педагогики, гуманитарных и социальных наук. Биологические открытия последних десятилетий (в частности, расшифровка генома человека, клонирование) дают нам право утверждать, что жизнь как отдельного человека, так и человеческого социума может в очень сильной степени измениться. Естественно будут меняться наши представления о потенциальных возможностях человека, требующих специальных методик для их развития. Как следствие, требуются новые оценки целей образования, содержания образования, методов и форм обучения, приемов воспитания и развития человека. При этом мощный общественный интерес к модным в свое время альтернативным системам обучения и воспитания, как то системы М. Монтессо-ри, Р. Штайнера, П. Петерсона и т.п., постепенно затухает. И это совершенно естественный процесс. На смену рукоплесканиям «панацея» приходит вполне реалистичное понимание того, что система образования просто становится более сложной, многоуровневой, дифференцированной и многопрофильной. Пока общество пытается определить основополагающую социальную цель и ищет механизм формирования и защиты политической демократии и экономической стабильности, образование должно выступить в качестве важного рычага, направляющего общество к модели инновационного развития[6]. Поэтому нынешним образовательным структурам придается большая гибкость, восприимчивость к растущим мировым знаниям, имеющим ярко выраженную гуманистическую направленность и плюралистичность.
Эта общецивилизационная тенденция, безусловно, имеет свои ментальные особенности для Казахстана, которые придется учитывать при построении системы ценностей, содержания и методов обучения в системе педагогического образования.
В-третьих, глобализация экономик и систем образования, поликультурный характер взаимодействия людей и целых стран приводит к серьезному изменению мировоззрения человека в целом. Это с неизбежностью приводит и к изменению принципов взаимоотношений взрослых и детей, родителей и детей, учителя и ученика, старшего поколения и младшего. По образному выражению специалистов ЮНЕСКО интенсивное развитие процессов мировой интеграции превращает мир в «глобальную деревню». Ранее отдельный житель Казахстана мог всю жизнь прожить в сравнительно замкнутом территориальном образовании. Сегодня, когда в Казахстане работают международные корпорации, курсируют международные авиалайнеры, человек в считанные часы оказывается на другом континенте. Интернет еще более упростил задачи коммуникаций между людьми из разных стран. Наглядным примером является Единая Европа, где регулярно употребляется выражений «мир без границ», «гражданин мира» и др. Процессы интеграции для Казахстана могут иметь как позитивное значение (участие в международном разделении труда, привлечение новых технологий и т.п.), так и сложно прогнозируемые отрицатель-ныеявления (стирание национальных, культурных, языковых традиций, утрата ментальной связи с родиной предков, др.). Это диалектическое противоречие требует обязательного учета при выработке приоритетов в воспитании подрастающего поколения и формировании содержания педагогического образования [7].
В-четвертых, в мире семимильными шагами происходят изменения социально-экономических и бытовых условий, как жизни человека, так и отдельной семьи. Переходит на качественно новый технологизированный уровень жизнь в быту. Человек высвобождается от тяжелого физического труда по обеспечению санитарно-бы-товых условий, по приготовлению пищи для себя и своей семьи. Дом становится местом отдыха и общения членов семьи между собой. При этом мы видим, что процесс коммуникаций между людьми зачастую замещается коммуникацией человека с техникой (компьютер, телевизор, мобильный телефон, планшет и т.п.). Психологи бьют тревогу - растет чувство одиночества, тревожность, изолированность членов семьи друг от друга, особенно это касается детей, которые находят замену семье через виртуальное общение в социальных сетях. Серьезные изменения произошли во взаимоотношениях между членами семьи западных стран. Патриархально-авторитарные отношения экономической зависимости членов семьи друг от друга перешли к эгалитарным (равноправным, партнерским) от-ношениям[8]. Снижается уважение у молодежи к старшему поколению. Это именуется гуманизацией воспитательных отношений в обществе. Готово ли казахстанское общество сегодня отка-
заться от вековых устоев воспитательной доктрины, основанной на патерналистских принципах, как системы отношений, основанной на покровительстве, опеке и контроле старшими младших, а также уважении младшими старших.
В-пятых, резкое и довольно существенное расслоение общества на бедных и богатых закладывает конфликты не только в социальные отношения, но и в систему образования. Это необходимо учитывать при подготовке учителя. Молодому поколению приходится пробивать себе путь в жизни в трудных, часто жестоких условиях конкуренции. Такое состояние общества не может не привести к серьезной стратификации образовательных систем в Казахстане, к усилению конкурентных условий при получении образования. Как следствие могут появиться вспышки агрессии и жестокости в подростковой и молодежной среде.
В-шестых, на Западе грань между «нормальным» и «ненормальным» поведением человека стирается. Настоящее время характеризуется терпимым отношением к людям, имеющим отличную от большинства точку зрения по поводу норм поведения, ценностей, авторитетов. При этом толерантность проявляется не только в отношении политики, идеологии, религии, но и в вопросах, затрагивающих нормы и патологии в психиатрии, ранней сексуальности, поведенческих реакций (бисексуализм, гомосексуализм, вуйяеризм, фетишистский трансвестизм, эксгибиционизм, др.), внешнего вида (готы, эмо-ки-ды, сатанисты, геймеры, хакеры, скинхеды битники, отаку, растаманы, хипхоперы, киберпанки, мильё, рэперы, хиппи) и пр. Происходит определенное стирание грани между «нормальным поведением» и «атипичным», это ведет к усложнению целей педагогической деятельности. Если для родителя и учителя нет «маяка» в воспитании детей и молодежи, то осуществить процесс педагогического целеполагания становится чрезвычайно сложно.
В-седьмых, наступило время информационного взрыва. В рамках традиционной педагогической парадигмы Яна Амоса Коменского, образование представлялось как трансляция социального опыта, культуры, накопленных предшествующими поколениями новым поколениям, идущим на смену старым. Трансляция опыта не давала сбоев в течение нескольких веков. Отбор содержания передаваемых сведений с очевидностью попадал в учебники и учебные программы. Под устоявшееся содержание разрабатывались методы, формы, приемы обучения. Всему этому и обучали будущих учителей. Учителя же стабильно выступали в роли «трансляторов». Традиционная педагогическая парадигма, сводились к оптимизации, интенсификации, унификации учебно-воспитательного процесса, предполагавшего типизацию программ и массовость обучения [9]. Процесс развития человека в рам-
ках традиционной педагогической парадигмы представлялся как последовательность - освоение социального опыта, накопленного предшествующими поколениями; его прирост посредством собственной трудовой деятельности; передача следующему поколению «приращенного» опыта. Такие представления жили в сознании на протяжении веков. Резкие социальные изменения, произошедшие в течение последних десятилетий, с необходимостью ведут к значительной трансформации сферы образования и, как следствие, системы педагогического образования.
Сегодня информация стареет, не успев дойти до своего получателя. Поэтому остро встает проблема отбора содержания образования. Необходимо постоянно доучиваться, повышать квалификацию, проходить переподготовку. И так всю жизнь. Время жизни образовательных программ зачастую расходится со временем жизни профессий и специальностей. Сделанная на исходе прошлого века попытка преодолеть эту проблему за счет создания системы повышения квалификации и переподготовки кадров оказалась малоэффективной. Сегодня стратегия развития сферы образования, ориентированная на подготовку людей для выполнения ими конкретных профессиональных функций, отвергается везде в мире. Человеческая деятельность серьезно изменилась, изменились виды человеческой занятости в экономически развитых странах. Заводы, фабрики, конвейеры, массовая человеческая занятость сегодня не доминируют, как в прошлом веке. Людям необходимо управлять технологиями и строить коммуникационные системы для достижения общих целей. Требуется ориентироваться в пространстве знаний, уметь отказываться от устоявшихся стереотипов, традиционных форм поведения и мышления.
Для профессиональной подготовки Казахстана это означает переход от принципа стабильности к принципу мобильности. Это же касается и педагогического образования.
В-восьмых, в мире, как впрочем, и в Казахстане, фиксируется рост образовательного уровня населения. Перспективной целью реформирования в области образования является поиск динамично развивающейся, гибкой модели системы образования, которая включает как инвариантные компоненты по каждому вертикальному уровню, так и специфические компоненты для отдельных территорий в их взаимосвязи «по горизонтали», так называемое профильное многообразие в зависимости от географических и национально-этнических особенностей страны, традиций, потребностей и возможностей населения. Такой подход включает в себя: развитие общественного и личного осознания образования как важнейшей ценности, проявляющейся в мотивированном и стимулирующем отношении социума и конкретного человека к качеству
собственного образования и его уровню; устойчивое развитие образования как системы, проявляющееся в установлении взаимосвязи между множеством образовательных (государственных и негосударственных) организаций, различных по уровню и профилю подготовки, при этом обладающих такими инвариантными качествами, как вариативность, преемственность, гибкость, динамичность и целостность; поступательное развитие образования, проявляющееся в тех-нологизированном продвижении от целей к результату посредством личностно-социального взаимодействия педагогов и обучающихся на основе персонифицированного, эмоционально-мотивационного совершенствования личности и деятельности педагога; выведение результатов образования на качественно новый уровень, проявляющееся в повышении уровня функциональной грамотности, доведенной до общественно и личностно необходимого оптимума, профессиональной компетентности специалистов и общекультурного уровня всех категорий населения [10].
Все это позволило нам сделать следующие выводы.
На рубеже веков педагогическое образование в экономически развитых странах стало рассматриваться в контексте непрерывного образования как важнейшее средство развития и «осовременивания» школы и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Изучение важнейших тенденций развития педагогического образования в мире позволяет утверждать, что современный подход к организации педагогического образования, включает в себя общенаучную и общекультурную подготовку, совершенствование собственно профессионального уровня конкретного учителя и педагогического коллектива школы в целом, превратился сегодня в социальный и культурный феномен. В качестве базового звена в общей системе непрерывного педагогического образования в мировой практике считается школа, поскольку именно здесь оптимально учитываются повседневные интересы и практические потребности учителей.
Изученные в процессе исследования материалы по проблеме непрерывного педагогического образования позволяют утверждать, что сегодня первоначальная подготовка к педагогической профессии рассматривается только как первая базовая стадия в процессе образования учителей. Это связано с тем, что идет постоянное обновление и развитие общих и педагогических знаний. Происходят постоянные изменения в педагогических системах. Этим обусловлена невозможность передачи в вузе будущему учителю всех тех знаний и умений, достаточных для его успешной профессиональной деятельности.
Содержание и формы непрерывного педагогического образования строятся на следующих принципах: принцип базового образования,
принцип многоуровневости, принцип дополнительности, принцип мобильности, принцип преемственности образовательных программ, принцип интеграции образовательных структур, принцип гибкости образовательных форм.
Ретроспективный анализ развития педагогического образования во второй половине XX и начале XXI века, позволяет нам утверждать, что в центре внимания ученых и педагогов-практиков в этой связи была проблема соотношения теоретической и практической подготовки учителя в вузовский и послевузовский период обучения. Как показало специальное изучение данной проблемы, ключевой тенденцией этих изменений является постепенное снижение объемов теоретической подготовки и ориентация на рост объемов практической подготовки и переподготовки учителей.
Выделяются два принципиально различных подхода к подготовке учителей: модель профессиональной компетентности и модель практических умений и навыков. Модель профессиональной компетентности утверждает роль учителя в системе образования, как профессионала предметника. Это инструментальная точка зрения на преподавание. Требования к знаниям учителей в значительной степени определяются в соответствии с требованиями звания предмета в учебным плане. Согласно данной модели профессиональное развитие предусматривает приобретение дополнительных, новых знаний. По мнению оппонентов, слабость этой модели в недостаточном опыте практического применения полученных знаний учителем и отсутствие навыков самооценки своего труда. Модель практических умений и навыков - это модель, в основе которой лежит практический опыт работы в школе. Данная модель рассматривает преподавание как практическую деятельность, задаваемую с помощью знания и суждения. Считается, что важнейшей характеристикой этой модели является наличие большого потенциала для личностного роста и профессионального самоопределения. Оппоненты критикуют эту модель за слабое внимание к предметному уровню подготовки учителя.
Важным является пробный год работы в школе. Например, в британской системе непрерывного педагогического образования, в первый год работы учителя-стажера он получает систематическую, профессиональную поддержку со стороны администрации школы, а также учителей-наставников, которые помогают ему в процессе адаптации в школе. Система профессиональной поддержки первогодка включает: многоком-понентность стажировки; участие в программе стажировки большого количества опытных педагогов, непосредственная связь стажировки с реальной школьной жизнью, наличие методически проработанного комплекта вспомогательных материалов, активные формы стажировки, возможность постоянной рефлексии, обмена впечатлениями и анализом приобретаемого опыта,
обязательный учет запросов самих стажеров по сферам приобретаемых знаниях, система самооценки качества своей стажировки. Развивающий характер программе стажировки придает наличие регулярно повторяющейся системы подготовки учителя-наставника, включающей в себя стажировку и совершенствование его педагогического мастерства.
В соответствии с этими выводами можно предложить следующие механизмы использования международного опыта педагогического образования для Республики Казахстан: необходимо обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность общегосударственных и местных программ непрерывного педагогического образования при определении его приоритетов, целей, содержания, форм и методов организации; ввести в практику многоуровневую систему
непрерывного педагогического образования, в которой стажировка учителей в первый пробный год педагогической деятельности занимает центральное место; организовать специальную подготовку учителей-наставников, обеспечивающих проведение стажировки начинающих учителей в условиях школы; увеличить удельный вес практических занятий в школе в противовес теоретическим знаниям; разработать систему комплексной оценки качества непрерывного педагогического образования, в том числе и со стороны студентов, и работодателей; создать систему преемственности образовательных программ непрерывного педагогического образования; обеспечить адекватную связь изменений в государственных образовательных стандартах Республики Казахстан с процессом непрерывного образования учителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Publications in Education. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/resources/online-materials/publications/ (дата обращения 10.06.2015).
2. Государственная Программа развития образования в РК на 2011-2020 гг. Астана, Указ Президента Республики Казахстан от 07.12.2010г., № 1118.
3. Абылкасымова А.Е., Рыжаков М.В. Содержание образования и школьный учебник. М.: Арсенал образования, 2012. 224 с.
4. Абылкасымова А.Е. Перспективные направления исследований в области образования в условиях интеграции наук // Материалы междунар. научно-практ. конф. по проблеме совершенствования инновации в образовании. Бишкек, КГУ, 2013. С. 7.
5. Абылкасымова А.Е., Рыжаков М.В., Шишов С.Е. Стратегические направления модернизации педагогического образования в условиях инновационного развития // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. № 3. С.10.
6. Шишов С.Е., Абылкасымова А.Е. Основные тенденции развития педагогического образования в Западной Европе // Высшее образование сегодня. 2015. № 6. С. 19-21.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе. М., 2013.
8. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.
9. Шишов С.Е. Качество общего образования в постиндустриальном обществе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 5. С. 52-56.
10. Шишов С.Г., Агапов И.В. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 2. С. 58.
REFERENCES
lO.
Publications in Education. URL: http://www.unesco.org/new/en/education/resources/online-materials/publications/ (accessed on 10.06.2015). Gosudarstvennaia Programma razvitiia obrazovaniia vRKna2011-2020 gg. Astana, Ukaz Prezidenta RespublikiKazakhstan ot 07.12.2010g., № 1118 Gosudarstvennaia Programma razvitiia obrazovaniia v RK na 2011-2020 gg. Astana, Ukaz Prezidenta Respubliki Kazakhstan ot 07.12.2010g., № 1118 [State Program of education development in Kazakhstan for 2011-2020 Astana, the presidential Decree of the Republic of Kazakhstan dated 07.12.2010 G., No. 1118].
Abylkasymova A.E., Ryzhakov M.V. Soderzhanie obrazovaniia ishkol'nyi uchebnik [Content of education and the school textbook]. Moscow, Arsenal of education Publ., 2012. 224 p.
Abylkasymova A.E. Perspektivnye napravleniia issledovanii v oblasti obrazovaniia v usloviiakh integratsii nauk // Materialy mezhdunar. nauchno-prakt. konf. po probleme sovershenstvovaniia innovatsii v obrazovanii. [Promising areas of research in the field of education in the integration of science // Proceedings of the Intern. scientific-practical. conf. on the issue of improvement of innovations in education]. Bishkek, KSU Publ., 2013. p. 7.
Abylkasymova A.E., Ryzhakov M.V., Shishov S.E. Strategic directions of modernization of pedagogical education in the conditions of innovative development. Research and development. Socio-humanitarian studies and technology, 2015, no. 3, pp. 10 (in Russian).
Shishov S.E., Abylkasymova A.E. The main trends of development of pedagogical education in Western Europe. Higher education today, 2015, no. 6, pp. 19-21 (in Russian).
Shishov S.E., Kal'nei V.A., Girba E.Iu. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo protsessa v shkole [Monitoring of quality of educational process in the school]. Moscow, 2013. Shishov S. E. The quality of education as the object of monitoring in the information society. Obrazovanie i nauka - Education and science, 2008, no. 5, pp. 33-44 (in Russian).
Shishov S. E. the Quality of General education in the post-industrial society. Standarty i monitoring v obrazovanii - Standards and monitoring in education, 2008. no. 5, pp. 52-56 (in Russian).
Shishov S. G., Agapov V. I. Competence-based approach to education: whim or necessity. Standarty i monitoring v obrazovanii - Standards and monitoring in education, 2000, no. 2, pp. 58 (in Russian).
Информация об авторах
Абылкасымова Алма Есимбековна
(Казахстан, Алма-Ата) Доктор педагогических наук, профессор Казахский национальный педагогический университет им. Абая E-mail: [email protected].
Information about the authors
Abylkasymova Alma Esimbekovna
(Kazakhstan, Alma-Ata) Doctor of pedagogical sciences Professor
The Kazakh National Pedagogical University Abai E-mail: [email protected].
Шишов Сергей Евгеньевич
(Россия, Москва) Доктор педагогических наук, профессор Институт Социально-гуманитарных технологий МГУТУ им. К.Г.Разумовского E-mail: [email protected]
Shishov Sergey Evgenyevich
(Russia, Moscow) Doctor of pedagogical sciences, professor Moscow State University of Technology and Management E-mail: [email protected]