крутая шкала
оценка отношения персонала
к инновациям как основа выработки мер по управлению изменениями
на промышленных предприятиях
Исследования инновационных процессов на промышленных предприятиях убедительно доказывают, что отношение персонала к введению каких-либо изменений, как правило, далеко не однозначно [2,4,5, б, 7]. Часть персонала поддерживает инициаторов изменений, часть относится к преобразованиям нейтрально. Остальные же сотрудники оказывают сопротивление вводимым инновациям, что существенно затрудняет проведение преобразований и при отсутствии специальных мер может свести к нулю усилия реформаторов.
Под сопротивлением изменениям системы управления принято понимать негативную реакцию системы, групп и отдельных лиц, затрудняющую процесс проведения преобразований, угрожающую культуре организации и структуре власти [1]. Значительное сопротивление персонала инновациям на промышленном предприятии согласно исследованиям [6, 7, 8] обусловлено следующими причинами:
- низким уровнем корпоративной культуры;
- недостатком у персонала информации о проводимых реформах;
- недостаточной мотивацией участия персонала в изменениях;
- несогласованностью действий руководства;
- использованием авторитарного подхода при реализации изменений;
- недоверием сотрудников к инициаторам изменений.
Независимо от природы изменения работники стремятся защититься от его последствий, обращаясь к жалобам, проволочкам, пассивному сопротивлению, которые могут пере-
Корнеева Е.Н.
ст. преподаватель кафедры «Теоретическая и прикладная экономика», Волжский университет им. ВН. Татищева
.работники
стремятся
_защититься
от последствий _изменений,
обращаясь
к жалобам,
проволочкам,
пассивному
сопротивлению, _которые могут перерасти
в саботаж
\-Ш—ЗЯ—^
П
расти в саботаж и падение интенсивности труда [6].
Отношение персонала к инновациям является не менее важной информацией, чем объём продаж, прибыльность и другие «материальные» показатели деятельности организации [3]. Информацию подобного «эмоционального» характера целесообразно собирать и анализировать для решения задач преодоления сопротивления персонала. Преобразование качественной информации об отношении сотрудников к инновациям в количественную информацию возможно на основе шкалы (табл. 1). Шкала устанавливает соответствие между наиболее распространёнными ответами сотрудников по поводу их эмоциональной реакции на инновации и балль-ой оценкой этой реакции.
обный подход позволяет выявлять и опреть отдельные эмоциональные проявления, оценивать их силу и анализировать их влияние на экономические результаты, что в свою едь позволяет формировать стратегию и аботы с ними.
Гтка и реализация адекватных характеру ивления мер по его преодолению позволяет значительно снизить его уровень, тем самым повысить эффективность проводимых изменений в системе управления на промышленных предприятиях. Общие рекомендации по управлению значительным сопротивлением, получившим пятибалльную оценку и выше, таковы [1, 3, 6]:
- вовлечь сотрудников в процесс преобразований, что обеспечит его открытость, уменьшит страх коллектива перед неизвестностью;
- продумать заранее и объяснить коллективу систему морального и материального поощрения за дополнительное участие в работе по повышению эффективности организации;
- создать открытую информационную среду, для этого систематически проводить собрания коллектива, выпускать корпоративную газету, информационные листки, посвящённые организационному развитию;
1ское предпринимательство, 2008, № 2 (2)
Таблица
Шкала «Отношение персонала к инновациям» _
Баллы Реакция сотрудников на вводимые изменения Характер сопротивления / поддержки изменений
10 Абсолютная поддержка изменений, доверие и готовность к внедрению инноваций Поддерживающие изменения силы
9 Реализация творческого потенциала сотрудников
8 Воодушевление от участия в процессе преобразований
7 Ощущение причастности к происходящим изменениям
6 План преобразований находит понимание у сотрудников
5 Признание необходимости запланированных изменений Пассивная реакция на изменения
4 Осторожный оптимизм
3 Привыкание к мысли о неизбежности изменений
2 Надежда на улучшение положения в организации, на продвижение по карьерной лестнице
1 Оживление, вызванное объявлением об изменениях на предприятии
0 Нейтральное отношение сотрудников к планируемым изменениям
-1 Сомнения, вызванные возможностью создания нежелательных условий
-2 Непонимание целей проводимых изменений
-3 Нарушение своих планов относительно будущего, осознание возможности изменения стабильного положения сотрудников на предприятии
-4 Неуверенность в собственных силах из-за нехватки профессиональных знаний и навыков
-5 Рост конфликтов и разногласий в коллективе из-за несогласия сотрудников с определёнными решениями руководства Значительное сопротивление изменениям
-6 Чувство подавленности из-за убеждённости, что изменения ничего хорошего не принесут
-7 Беспокойство и тревога, вызванные нехваткой информации и отсутствием привычки к изменениям
-8 Скептицизм и раздражение из-за убеждённости сотрудников в том, что изменения негативно отразятся на их положении
-9 Разочарование по поводу предстоящих изменений, сотрудник не видит своего будущего в данной компании
-10 Полное неприятие изменений, умышленное торможение работы фирмы, угроза увольнения
ка н
отношение
персонала
к инновациям
является
не менее важной
чем объём продаж, прибыльность
и другие
материальные» показатели
_деятельности
_организации
- постепенно, но настойчиво формировать новую инновационную культуру и идеологию организации.
Шкала «Отношение персонала к инновациям» позволяет применить к управлению изменениями правило трёх составных частей [3], согласно которому одна треть персонала видит в изменениях нечто, не имеющее к ним никакого отношения, другая треть воспринимает их с различной степенью заинтересованности, а ещё одна треть не согласна и сопротивляется, открыто или тайно. Собранная на предприятии информация эмоционального характера, оцененная по предложенной шкале, даёт возможность получить количественную оценку трёх составных частей. Эта оценка может быть оложена в основу выбора адекватных ей способов реализации инноваций: введения новых поддерживающих сил, профилактики сопротивления инновациям, устранения
сдерживающих сил, преобразованием сдер-ивающих сил в поддерживающие измене-ия силы.
м образом, для успешного решения про-управления сопротивлением изменениям в компаниях необходимо уделять внимание эмоциональным и поведенческим аспектам не меньше, чем производственным. Принятие эффективных управленческих решений требует исследования отношения персонала к инновациям и использования полученной информации для выработки адекватных характеру сопротивления мер по его профилактике и преодолению.
Литература
1. Аистова М.Д. Реструктуризация предприятий: вопросы управления. Стратегии, координация структурных параметров, снижение сопротивления преобразованиям. - М.: Альпина Паблишер, 2002.
2. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий // Вопросы экономики. - 2001. - №7.
кое предпринимательство, 2008, № 2 (2)
3. Джини Даниэль Дак. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований - М.: Альпина Паблишер, 2002.
4. Ерохин Д.В., Скляр Е.Н. К вопросу управления сопротивлением изменениям системы управления промышленного предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. -№4.
5. Кабалина В, Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - 2001. - №7.
6. Мильнер Б.З. Концепция организационных изменений в современных компаниях // Проблемы теории и практики управления. -2006. - №1.
7. Смоленцев К. «Подводные камни» организационных преобразований // Управление компанией. - 2006. - №3.
8. Факторы успеха и причины неудач при внедрении инноваций. // Вестник IBS. - Электр. дан.: http://consulting.ibs.ru
для успешного
решения проблем
управления
сопротивлением
изменениям
в компаниях
необходимо
уделять внимание
эмоциональным
и поведенческим
аспектам
не меньше, чем
производственным
Korneyeva, Ye.N. _
Senior lecturer, Department ofTheoretical and Applied Economics, Tatishchev _ Volga University _
Assessment of the Staff's Attitude to Innovations as a Basis for the _ Development of Measures to Manage Changes at Manufacturing _ Companies _
The article examines the problems of change management. The author _ explores matters of preventive care and remedial action undertaken _ in response to changes in the staffs resistance. _
As a basis for the development of measures to manage the resistance to _ innovations, a scale is proposed, which links qualitative information on the _ staffs attitude to innovations with score-based assessment of the level of support or resistance. The scale enables identification and determination of _ individual emotional manifestations, assessment of their force and analysis _ of their impact on economic results, which, in turn, makes it possible to _ formulate a strategy and tactics for controlling them. _