Научная статья на тему 'Оценка основных показателей конкурентоспособности и качества продукции вагоностроительных предприятий'

Оценка основных показателей конкурентоспособности и качества продукции вагоностроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / METHOD / КАЧЕСТВО / QUALITY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ОЦЕНКА / EVALUATION / ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурланков Степан Петрович, Ильина Ирина Евгеньевна, Долгов Дмитрий Иванович

Актуальность и цели. Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Качество сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория, а как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит стабильность российской экономики, ее место в мировом производстве и распределении. Актуальность темы заключается в том, что одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Материалы и методы. Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности и качества продукции В. Л. Белоусова и Дж. Стрикленда с целью выявления наиболее точного из них. В работе используется аналитический метод, изучается статистический материал. Результаты. В результате исследования выяснено, что метод Джона Стрикленда является более точным, чем метод Белоусова. Выводы. Конкурентоустойчивость заключается в способности организации надежно сохранять свою конкурентоспособность (это реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, постоянно совершенствуя ключевые бизнес-процессы). Производство и реализация конкурентоустойчивых товаров и услуг обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать организационный, производственный, финансовый, социальный потенциалы. Как следствие, конкурентоустойчивое предприятие имеет особые преимущества перед своими конкурентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE MAIN INDICATORS OF COMPETITIVENESS AND QUALITY OF PRODUCTS RAILCAR BUSINESSES

Background. The problem of improving the quality of products is relevant for any business, especially at the present stage, when the increase in the production of more and more importance is the factor of «quality products», ensuring its competitiveness. Quality today is perceived not as an abstract category, but as a strategic task, the successful solution of which depends largely on the stability of the Russian economy, its place in the global production and distribution. Relevance of the topic is one of the main problems currently facing the Russian enterprises is their successful adaptation to the market economy. The solution to this problem a necessary condition for their survival and further development. Materials and methods. The subject of research are methods for assessing the competitiveness and quality of products V. L. Belousov and J. Strickland to identify the most accurate of them. The paper uses the analytical method, studied the statistical material. Results... Background. The problem of improving the quality of products is relevant for any business, especially at the present stage, when the increase in the production of more and more importance is the factor of «quality products», ensuring its competitiveness. Quality today is perceived not as an abstract category, but as a strategic task, the successful solution of which depends largely on the stability of the Russian economy, its place in the global production and distribution. Relevance of the topic is one of the main problems currently facing the Russian enterprises is their successful adaptation to the market economy. The solution to this problem a necessary condition for their survival and further development. Materials and methods. The subject of research are methods for assessing the competitiveness and quality of products V. L. Belousov and J. Strickland to identify the most accurate of them. The paper uses the analytical method, studied the statistical material. Results. The study found that the method of John Strickland is more accurate than the method Belousov. Conclusions. Consept is the organization's ability to reliably maintain its competitiveness (it is a real and potential surpass their rivals in a variety of settings, constantly improving key business processes). Production and sales of goods and services consept a general indicator of the viability of the company, its ability to effectively use the institutional, industrial, financial, social potentials. As a result, the company consept has special advantages over their competitors. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Оценка основных показателей конкурентоспособности и качества продукции вагоностроительных предприятий»

УДК 25477-36

ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

С. П. Бурланков, И. Е. Ильина, Д. И. Долгов

ASSESSMENT OF THE MAIN INDICATORS OF COMPETITIVENESS AND QUALITY OF PRODUCTS RAILCAR BUSINESSES

S. P. Burlankov, I. E. Ilyina, D. I. Dolgov

Аннотация. Актуальность и цели. Проблема повышения качества продукции актуальна для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность. Качество сегодня воспринимается уже не как абстрактная категория, а как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит стабильность российской экономики, ее место в мировом производстве и распределении. Актуальность темы заключается в том, что одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы -необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Материалы и методы. Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности и качества продукции В. Л. Белоусова и Дж. Стрикленда с целью выявления наиболее точного из них. В работе используется аналитический метод, изучается статистический материал. Результаты. В результате исследования выяснено, что метод Джона Стрикленда является более точным, чем метод Белоусова. Выводы. Конкуренто-устойчивость заключается в способности организации надежно сохранять свою конкурентоспособность (это реальная и потенциальная возможность превосходить своих соперников в самых разных условиях, постоянно совершенствуя ключевые бизнес-процессы). Производство и реализация конкурентоустойчивых товаров и услуг -обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать организационный, производственный, финансовый, социальный потенциалы. Как следствие, конкурентоустойчивое предприятие имеет особые преимущества перед своими конкурентами.

Ключевые слова: метод, качество, конкурентоспособность, оценка, продукция.

Abstract. Background. The problem of improving the quality of products is relevant for any business, especially at the present stage, when the increase in the production of more and more importance is the factor of «quality products», ensuring its competitiveness. Quality today is perceived not as an abstract category, but as a strategic task, the successful solution of which depends largely on the stability of the Russian economy, its place in the global production and distribution. Relevance of the topic is one of the main problems currently facing the Russian enterprises is their successful adaptation to the market economy. The solution to this problem - a necessary condition for their survival and further development. Materials and methods. The subject of research are methods for assessing the competitiveness and quality of products V. L. Belousov and J. Strickland to identify the most accurate of them. The paper uses the analytical method, studied the statistical material. Results. The study found that the method of John Strickland is more accurate than the method Belousov. Conclusions. Consept is the organization's ability to reliably maintain its compet-

itiveness (it is a real and potential surpass their rivals in a variety of settings, constantly improving key business processes). Production and sales of goods and services consept - a general indicator of the viability of the company, its ability to effectively use the institutional, industrial, financial, social potentials. As a result, the company consept has special advantages over their competitors.

Key words: method, quality, competitiveness, evaluation, production.

В настоящее время важнейшими факторами, влияющими на конкурентоспособность продукции, являются затраты на производство, цена продукции и качество. С помощью методов оценки, предложенных Ф. Яукухара, В. Л. Белоусовым и Дж. Стриклендом, оценим качество и конкурентоспособность продукции вагоностроительных предприятий [1, с. 37].

Метод Ф. Яукухара заключается в структурировании функций качества продукции [2, c. 258].

Метод В. Л. Белоусова заключается в определении данной категории через среднее арифметическое единичных показателей конкурентоспособности продукции.

В табл. 1 представлены технико-экономические показатели идентичных по своим характеристикам вагон-цистерн, а также данные о затратах на производство, о цене, прибыли и объеме производства.

Таблица 1

Технико-экономические характеристики показателей вагон-цистерн

Модели вагон-цистерн Наименование показателя

Грузоподъемность, т Объем кузова, м3 Затраты на производство единицы продукции, тыс. руб. Цена, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Объем производства, шт.

15-1200-02 (ОАО «Рузхиммаш») 40,8 73,9 1 610 1716 106 66

15-144 (ОАО «Уралвагонзавод») 44 74 1 650 1780 130 75

15-1210-01 (ОАО «Рузхиммаш») 66 72,44 1 125 1320 195 82

15-156 (ОАО «Уралвагонзавод») 69 72,38 1 025 1375 350 96

15-1727 (ОАО «Азовмаш») 69 72,38 1 010 1125 110 55

15-740 (ОАО «Рузхиммаш») 66 72,44 985 1190 205 100

15-150 (ОАО «Уралвагонзавод») 66 74 1 115 1 240 125 115

Из табл. 1 видно, что вагон-цистерны ОАО «Уралвагонзавод» по своим техническим характеристикам стоят на первом месте, продукция ОАО «Рузхим-маш» - на втором, а вагон-цистерна ОАО «Азовмаш» находится практически на одном уровне с вагон-цистерной 15-156 ОАО «Уралвагонзавод» [3, с. 90].

Оптимальной по соотношению затрат, цены, прибыли и объема производства из перечисленных моделей для ОАО «Рузхиммаш» будет вагон-цистерна 15-1210-01, а для ОАО «Уралвагонзавод» - вагон-цистерна 15-156.

Таким образом, оптимальные модели имеют следующие параметры: объем производства - 82 шт., цена - 1320 тыс. руб., затраты на производство -1125 тыс. руб. (вагон-цистерна 15-1210-01 производства ОАО «Рузхиммаш»); оптимальный объем производства - 96 шт., цена - 1 375 тыс. руб., затраты - 1 025 тыс. руб. (вагон-цистерна 15-156 ОАО «Уралвагонзавод»); затраты на производство - 1 010 тыс. руб., цена - 1 125 тыс. руб., прибыль -205 тыс. руб., объем производства - 55 шт. (вагон-цистерна, изготовленная на ОАО «Азовмаш») [4, с. 224].

Значение единичных показателей конкурентоспособности товаров -конкурентов можно определить следующим образом:

4грузоподъемность15-1200-02 = (^ / G2) ■ 100 = (40,8 / 44) ■ 100 = 92,72 %,

где Gl - грузоподъемность 15_1200-02, т; G2 - грузоподъемность15-144, т.

Значения единичных показателей конкурентоспособности вагон-цистерн различных производителей сведем в табл. 2.

Таблица 2

Единичные показатели конкурентоспособности вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш»1

Наименование показателя Модели вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» Модель вагон-цистерн ОАО «Азовмаш»

15-1200-02 15-1210-01 15-740 15-1727

1. Технические параметры

Грузоподъемность 97,2 95,96 100 100

Объем кузова 94 98,92 97,89 100

Нагрузка от колесной пары на рельсы 69,57 97,16 99,13 100

Высота от уровня головки рельсов 96,43 100,0 100 100

Длина котла 99,72 100 103,93 100

Давление в котле 82,5 10 10 100

Цена продукции 96,4 96 95,97 98,5

Данные, приведенные в табл. 2, позволяют сделать вывод о том, что вагон-цистерна модели 15-1200-02 производства ОАО «Рузхиммаш» отстает от базовой модели по техническим параметрам в среднем на 10,85 %, по цене -на 3,6 %; модель 15-1210-01 отстает по техническим параметрам на 16,21 %, по цене - на 4 %; модель 15-740 отстает по техническим параметрам на 14,84 %, по цене - на 4,03 % [5].

Итак, по ценовым показателям конкурентоспособность продукции ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Уралвагонзавод» практически одинакова (вагон-цистерны первого предприятия уступают продукции второго на 4 %). По техническим параметрам ситуация более сложная: вагон-цистерны ОАО «Рузхим-

1 За базу приняты вагон-цистерны производства ОАО «Уралвагонзавод».

маш» отстают от продукции конкурента более чем на 15 %. Что касается модели 15-1727, то она отстает по цене только на 1,5 % [6].

Все это позволяет сделать вывод о необходимости работы по совершенствованию технических параметров рассмотренных моделей вагон-цистерн производства ОАО «Рузхиммаш». Однако, вместе с тем, можно отметить, что рассмотренные модели вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Уралвагон-завод» являются достойными конкурентами по техническим, экономическим, эстетическим и другим показателям.

Показатели качества вагон-цистерн представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели качества и надежности вагон-цистерн

Основные показатели качества Модели вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» Модель вагон-цистерн ОАО «Урал-вагон-завод» Модели вагон-цистерн ОАО «Азовмаш»

151200-02 15121001 15-740 15-144 15156 15150 151727

Показатели назначения: - грузоподъемность (т); - объем кузова (м3) 40.8 73.9 66 72,44 66 72,44 44 74 69 72,38 66 74 69 72,38

Показатели безотказности: - срок службы (лет); - вероятность безотказной работы (лет) 40 10 40 10 40 10 40 12 32 12 32 12 32 12

Ремонтопригодность 1,3 1,3 1,3 1,2 1,2 1,2 1,2

Долговечность (лет) 14 14 14 16 16 16 16

Затраты на производство продукции (тыс. руб.) 1610 1125 985 1650 1025 1115 1010

Цена единицы продукции (тыс. руб.) 1716 1320 1190 1780 1375 1240 1125

Прибыль (тыс. руб.) 106 195 205 130 350 125 110

Объем производства (шт.) 66 82 100 75 96 115 55

Рентабельность затрат (%) 105 98,3 98,7 72,7 96,7 94,5 68,6

Показатели стандартизации и унификации: - габарит по ГОСТу; - материал по ГОСТу 1-Т 092ГО13 02-ВМ ГОСТ 5520-79 1-Т 092ГО13 02-ВМ ГОСТ 5520-79

Патентно-правовые показатели Продукция запатентована, технические решения защищены юридически

Из табл. 3 видно, что срок службы у вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» больше, чем у аналогичной продукции ОАО «Уралвагонзавод», на 8 лет, но у вторых на 2 года больше вероятность безотказной работы, что свидетельствует о более высоком качестве данной продукции. Кроме того, у моделей 15-144, 15-156 грузоподъемность и объем кузова больше, чем у моделей 151200-02 и 15-1210-01, а у вагон-цистерн моделей 15-150 и 15-740 первый показатель одинаков, а второй (объем кузова) различен (у 15-150 больше).

Модель 15-1727 близка по показателям назначения к модели 15-156, но менее рентабельна.

Таким образом, по показателям качества наиболее предпочтительны вагон-цистерны 15-144, 15-156, 15-150 производства ОАО «Уралвагонза-вод».

Показатель конкурентоспособности продукции:

К15-1200-02 = (З + Ц + П) / 3 = (1610 + 1 716 + 106) / 3 = 1114,

где З - затраты, тыс. руб.; Ц - цена, тыс. руб.; П - прибыль, тыс. руб.

По методу В. Л. Белоусова определим конкурентоспособность вагон-цистерн, а результаты сведем в табл. 4.

Таблица 4

Определение комплексного показателя конкурентоспособности моделей

вагон-цистерн

Наименование показателя Модели вагон-цистерн ОАО «Рузхиммаш» Модели вагон-цистерн ОАО «Уралвагонзавод» Модель вагон-цистерн ОАО «Азовмаш»

15120002 15121001

15740 15144 15156 15150 15-1727

Конкурентоспособность 1114 880 793 1186,6 916,6 826,6 715

вагон-цистерны

Комплексный

показатель конкурентоспособности 929 976,6 715

Согласно данным табл. 4, на первом месте по уровню конкурентоспособности продукции находятся вагон-цистерны ОАО «Уралвагонзавод», на втором - ОАО «Рузхиммаш», на третьем - ОАО «Азовмаш».

Метод В. Л. Белоусова для данной оценки не в полной мере отражает картину по продукции ОАО «Азовмаш», так как на данном предприятии производится только одна модель-аналог.

Определим конкурентоспособность продукции по методу Дж. Стрик-

ленда.

Оценим с помощью соответствующих показателей такие факторы, как качество, финансовая устойчивость, реинжиниринг, потенциал производства.

Но сначала оценим системы менеджмента качества, действующие на ОАО «Уралвагонзавод», ОАО «Рузхиммаш», ОАО «Азовмаш» [7].

Стабильность качества продукции обеспечивается действующей системой менеджмента качества Уралвагонзавода, которая:

- представляет собой организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для административного управления качеством;

- разработана в соответствии с требованиями международных и государственных стандартов: ИСО 9001-2000, ГОСТ Р, ИСО 9001-2001, ГОСТ РВ 15.002.2003;

- функционирует в каждом подразделении предприятия одновременно со всеми видами деятельности, влияющими на качество, и взаимодействует с ними на всех этапах жизненного цикла продукции;

- включает более 60 руководящих нормативных документов (стандартов предприятия) по процедурам управления и обеспечения качества на этапах разработки, проектирования, изготовления, монтажа, ремонта и эксплуатации продукции.

Система менеджмента качества включает в себя службы и структурные подразделения, отвечающие за качество продукции: ОТК, отдел сертификации, метрологическую службу, эксплуатационно-технический отдел, цеха и подразделения, уполномоченные решать вопросы повышения уровня качества продукции.

Система менеджмента качества имеет:

- два международных сертификата соответствия на гражданскую продукцию: ТЮФ (Германия) и СЖС (Швейцария);

- три российских сертификата соответствия на спецтехнику, продукцию вагоностроения, строительно-дорожную технику и товары народного потребления.

Более 30 лет на предприятии ежегодно разрабатываются и выполняются Программы качества по всем видам серийной продукции. В этих программах предусматриваются мероприятия по совершенствованию конструкций изделий, повышению их эксплуатационной надежности, внедрению новых прогрессивных технологических процессов и методов контроля, замене устаревшего оборудования, повышению оснащенности производства, дальнейшему совершенствованию действующей системы менеджмента качества.

Управленческие решения по вопросам повышения качества продукции на предприятии ОАО «Рузхиммаш» принимаются в соответствии со стандартами «Стандарт предприятия СТП РЗХМ-04-01-2003. Система качества. Проектирование (разработка) и постановка продукции на производство. Организация и порядок проведения работ», разработанными отделом главного конструктора предприятия на основе стандартов ИСО 9000 с соответствующими изменениями и дополнениями. Сертификация продукции на данном предприятии производится в соответствии с техническими условиями, разработанными на основе данной системы стандартов.

Система менеджмента качества ОАО «Рузхиммаш» включает в себя следующие структурные подразделения: ОТК, отдел по качеству, службы контроля.

На предприятии ОАО «Азовмаш» вопросам повышения качества продукции также уделяется значительное внимание. На заводе имеются стандар-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ты, созданные на основе ИСО 9000, которые постоянно пересматриваются в свете последних изменений.

Оценивая вышеперечисленные системы менеджмента качества на предприятиях, можно заметить, что все рассматриваемые предприятия имеют свои общезаводские стандарты, основой которых является система ИСО 9000. Разница состоит лишь в том, что стандарты ОАО «Уралвагонзавод» более грамотно разработаны и детально касаются всех стадий производства продукции по сравнению со стандартами ОАО «Рузхиммаш» и ОАО «Азовмаш».

На качество продукции отрицательное воздействие оказывают дефекты, проявляющиеся при ее эксплуатации.

Как видно, из двух рассматриваемых методов наиболее точным является метод Дж. Стрикленда.

Список литературы

1. Абрютина, М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина, А. С. Грачев. - М. : Дис, 2001. - 457 с.

2. Азрилиян, С. П. Коммерческий словарь / С. П. Азрилиян. - М., 2000. - 457 с.

3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / под ред. В. А. Раевского. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 654 с.

4. Антонов, Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки / Н. Г. Антонов, М. А. Пес-сель. - М. : Финстатинформ, 2000. - 557 с.

5. Бурланков, С. П. Формирование стратегии конкурентоустойчивости на микроуровне / С. П. Бурланков, Д. И. Долгов // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2014. - № 3. - С. 187-191.

6. Бурланков, С. П. Подходы регулирования системы управления качеством вагон-цистерн как важной стадии развития конкурентоустойчивости предприятия / С. П. Бурланков, Д. И. Долгов // Бизнес и общество. - 2015. - № 2. - иКЬ: http://business-society.esrae.ru/9-65.

7. Долгов, Д. И. Методология процессного подхода к управлению конкурентоустой-чивостью / Д. И. Долгов // Известия Тульского государственного университета. Серия «Экономические и юридические науки». - 2014. - № 1.- С. 176-184.

Бурланков Степан Петрович доктор экономических наук, профессор, кафедра технического сервиса машин, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, E-mail: [email protected]

Ильина Ирина Евгеньевна доктор экономических наук, доцент, заведующая отделом правовых проблем сферы науки и инноваций, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (г. Москва) E-mail: [email protected]

Burlankov Stepan Petrovich

doctor of economic sciences, professor,

sub-department of technical service machines,

Mordovia State University

named after N. P. Ogarev

Ilyina Irina Evgenjevna doctor of economic sciences, associate professor,

head of sub-department of legal problems in the sphere of science and innovation, Russian research Institute of economy, politics and law in the scientific-technical sphere (Moscow)

Долгов Дмитрий Иванович

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск) E-mail: [email protected]

Dolgov Dmitry Ivanovich candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economics of education, Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evsevjev (Saransk)

УДК 25477-36 Бурланков, С. П.

Оценка основных показателей конкурентоспособности и качества продукции вагоностроительных предприятий / С. П. Бурланков, И. Е. Ильина, Д. И. Долгов // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. -2015. - № 1 (13). - С. 35-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.