ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Л.Н. Корзун
Аннотация. В статье проведена оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области.
Ключевые слова: хлебопекарная промышленность, хлебозаводы, Курская область, эффективность, конкурентоспособность.
Хлебопекарная промышленность является ведущей пищевой отраслью агропромышленного комплекса, которая обеспечивает производство продукции первой необходимости, наиболее социально значимой и незаменимой. Эффективность функционирования отрасли во многом определяет снабжение всех слоев населения самым доступным продуктом питания.
Хлебопекарная промышленность Курской области представляет собой сложное многоотраслевое и межотраслевое образование со специфическими ресурсами, технологией, организацией производства и конечной продукцией.
Структура хлебопекарной промышленности как производственно-экономической системы определяется её целью, которая состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в хлебе, хлебобулочных изделиях при минимальных затратах труда и средств производства, обеспечении повышения социально-экономической эффективности.
Поскольку хлебопекарная промышленность входит в подсистему АПК, по аналогии в ней можно выделить две основные сферы:
- первая - хлебопекарная промышленность;
- вторая - охватывает предприятия, обеспечивающие доведение продукции до конечных потребителей.
По нашему мнению, центральным звеном этой системы являются организации, производящие хлеб и хлебобулочные изделия.
В настоящее время в хлебопекарной промышленности Курской области можно выделить следующие товаропроизводящие секторы:
- крупные хлебозаводы;
- районные потребительские общества;
- подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания;
- частные пекарни и мини-пекарни.
Поскольку наибольшие объемы продукции производятся крупными хлебозаводами, кроме того, они обладают возможностями по расширению и обновлению ассортимента продукции и повышению ее качества, именно разработка мероприятий по совершенствованию организации производства, управления их работой будет способствовать росту социально-экономической эффективности всей хлебопекарной промышленности, а, следовательно, и АПК, росту удовлетворенности населения в доступных и качественных продуктах.
По данным официальной статистики на 01.01.2012 года на территории Курской области функционируют 33 предприятия, основным видом деятельности которых является производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного хранения.
Ведущими производителями хлеба и хлебобулочных изделий Курской области являются: ОАО «Курск-хлеб», ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ОАО «Льговский хлебозавод».
Все крупные хлебопекарные предприятия находятся в настоящее время в частной собственности. Некоторые хлебозаводы входят в различные холдинговые формирования.
Так, ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыль-ский хлебозавод» входят в структуру под управлением ООО «Курскхлебпром. Номинальная стоимость доли ООО «Курск-Агро» в уставном капитале ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов» составляет 100% (до 2009 года его собственником было ООО «Строй-Трансгаз-Инвест»).
Хлеб был и остается базовым продуктом питания большей части населения, однако в последние годы его потребление в Курской области снизилось (таблица 1).
Таблица 1 - Потребление хлеба и хлебобулочных изделий в домашних хозяйствах Курской области в 2007-2011 гг. (в среднем на члена домохозяйства в год;
Так, за период 2007-2011 годов потребление хлеба и хлебобулочных изделий в среднем на одного человека сократилось на 17,2%, в том числе в городской местности - на 14,7%, в сельской местности - на 20,1%. Основными причинами этого является рост уровня доходов населения и переориентация их потребления на другие продукты. Кроме того, сокращение потребления хлебобулочных изделий обусловлено частичным самообеспечением, особенно сельского населения, этим продуктом питания. Однако, несмотря на это, уровень потребления хлеба в сельской местности на 23,6% превышает городской в целом за рассматриваемый период.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий значительно колеблется в зависимости от уровня благосостояния населения, что подтверждается данными анализа.
За исследуемый период наблюдается снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий по домашним хозяйствам всех социально-экономических категорий. При этом прослеживается устойчивая тенденция значительных темпов снижения потребления в домашних хозяйствах с низкими денежными доходами. Основная причина данного явления - высокая чувствительность спроса на хлеб и хлебобулочные изделия в зависимости от уровня дохода этой категории потребителей, ориентированных на приобретение хлеба массового спроса.
Максимальные объемы потребления хлеба отмечены в хозяйствах с наибольшими денежными доходами - 10,34 кг в среднем на члена домохозяйства в месяц в связи усилением их предпочтений приобретения хлеба нетрадиционных сортов со сложной рецептурой, с по-
килограммов)
Годы Все домашние хозяйства Домашние хозяйства в городской местности Домашние хозяйства в сельской местности
2007 116 102 139
2008 113 108 122
2009 116 109 128
2010 98 90 113
2011 96 87 111
Темп роста 2011 г. к 2007 г., % 82,76 85,29 79,86
Темп прироста 2001 г. к 2007 г., % -17,24 -14,71 -20,14
Средний темп роста 2011г. к 2007 г., % -4,00 -3,00 -5,60
Среднее значение 107,80 99,20 122,60
лезными добавками, низкокалорийного хлеба, мелкоштучных и сдобных изделий.
В экономической практике сложилось следующее деление потребителей хлеба и хлебобулочных изделий по уровню дохода:
- потребители, которые около 20% расходов направляют на приобретение продуктов питания. Основным критерием выбора хлебобулочных изделий для них является цена, рост которой приведет к переходу их на более дешевый продукт.
- потребители, которые около 10-12% расходов направляют на приобретение продуктов питания. Хлеб в структуре их потребления занимает небольшую долю, а при покупке продуктов питания они ориентируются на перераспределение расходов в пользу фруктов, овощей. Этот потребительский сегмент проявляет интерес к экологически чистым продуктам и продуктам для здорового образа жизни.
Согласно приведенной методике оценки потенциальных покупателей следует отметить, что потребители Курской области значительную часть средств направляют на приобретение продуктов питания - порядка 30% всех расходов, а, следовательно, покупатели, в том числе и с достатком, не готовы к покупке дорогого хлеба.
По способу приобретения товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий категории конечных потребителей дифференцируются следующим образом:
- розничные покупатели потребляют около 98% конечной реализации;
- предприятия общественного питания занимают 2% конечной реализации.
Действующие хлебопекарные предприятия Курской области реализуют продукцию конечным потребителям по различным каналам, основными из которых являются:
- прямая реализация продукции через собственную торговую сеть;
- реализация (поставка) продукции предприятиям общепита;
- оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в магазины, торговые сети и т.п.).
Несмотря на снижение уровня потребления хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека, производство этого продукта увеличивается в связи с ростом числа сезонных потребителей с 81,2 тыс. т. в 2007 г. до 86,1 тыс. т в 2011 г., или на 6,0% (таблица 2).
Средний темп роста производства продукции составляет порядка 1% в год. Поскольку продукция хлебопекарной отрасли является скоропортящейся, количество произведенной продукции практически полно-
стью совпадает с количеством реализованной продукции, о чем свидетельствуют приведенные индексы реализации. Незначительное отставание реализации от производства обусловлено возвратом нереализованной продукции с истекшим сроком хранения, а также бракованной продукции.
Производители хлеба и хлебобулочных изделий сосредоточены в Курской области в крупных населенных пунктах с целью приближения к потребителям для сокращения транспортных расходов и удовлетворения потребностей населения в свежей продукции.
Порядка 60% всего хлеба и хлебобулочных изделий производится в городе Курске, 12-15% - городе Желез-ногорске, 5-7% - Рыльском районе, 4-5% - городе Льгове. Товарные рынки этих населенных пунктов являются развивающимися, т.е. имеют положительные ежегодные темпы прироста производства.
С этих позиций негативные явления характерны для г. Курчатова, Дмитриевского, Золотухинского, Кас-торенского, Мантуровского, Фатежского, Хомутовского, Черемисиновского районов.
В 2010 году прекратилось производство хлеба и хлебобулочной продукции в г. Щигры - одном из крупнейших товаропроизводящих центров, занимающем 3 -5% общего объема производства в связи с присоединением ОАО «Щигровский комбинат хлебопродуктов» к ЗАО «Холдинговая компания «Русский дом».
Значительную часть производимой продукции крупными хлебозаводами (порядка 50%) составляют регулируемые сорта хлеба («Сеймский», «Дарницкий», «Майский»). В 2004 году в Курской области был сформирован региональный страховой фонд зерна. На мукомольные предприятия области зерно из этого фонда поступает по фиксированным ценам, которые, в свою очередь, направляют муку на хлебозаводы.
За период 2007-2011 гг. средние потребительские цены хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 32,8%. При этом средние индексы цен производителей из ржаной и пшеничной муки - отрицательные и составляют 1,9 и 4,2% в год соответственно. Основная причина этого заключается в том, что отпускные цены на регулируемые сорта хлеба установлены на уровне 2008 года:
хлеб «Сеймский» - 8,80 руб. хлеб «Дарницкий» - 8,20 руб. хлеб «Майский» - 8,70 руб.
При этом определена и максимальная наценка на эти сорта в размере 10% - для городских и районных центров и 15% - для сельской местности.
Все это позволяет удерживать цены на хлеб на приемлемом для потребителя уровне.
Таблица 2 - Показатели производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в Курской области в 20072011 гг.
Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение
Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. т 81,2 82,7 87,1 85,7 86,1 106,03 6,03 0,98 84,56
Индексы производства в процентах к предыдущему году 100,9 103,6 97,7 102,5 106,4 105,45 5,45 1,10 102,22
Индексы реализации в процентах к предыдущему году 101,8 103,1 106,1 102,8 104,8 102,95 2,95 0,60 103,72
Таблица 3 - Динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия в Курской области в 2007-2011 гг.
Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение
Средние потребительские цены, руб./кг 32,79 40,32 39,14 41,47 43,53 132,75 32,75 2,15 39,45
Индекс цен производителей на продукты из ржаной муки в процентах 113,6 132,9 98,5 106,6 104,1 91,64 -8,36 -1,90 111,14
Индекс цен производителей
на продукты из пшеничнои
муки в процентах 128,6 118,4 100,8 110,5 107,7 83,75 -16,25 -4,18 113,20
Таблица 4 - Состояние и использование материально-технической базы хлебопекарных предприятий Курской области в 2007-2011 гг.
Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение
Уровень использования производственной мощности, % 42,8 44,1 41,4 47,4 52,5 9,70 1,94 45,64
Ввод в действие мощностей, т/сутки 1,9 15 1,7 4,6 0,8 42,11 -57,89 -0,22 4,80
Таблица 5 - Качество хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых предприятиями Курской области в 2007-2011гг.
Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., пп. Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение
Продукция ненадлежащего качества, % 28 7 8 11 15 -13,00 -2,60 13,80
Функционирование курских хлебопекарных предприятий связано с рядом проблем. В первую очередь -это низкий уровень материально-технического обеспечения отрасли, невозможность использования современное оборудование.
В настоящее время мощности хлебопекарных предприятий используются на 41-53%. Оставшаяся доля мощностей является резервной, что может обеспечить население продукцией в чрезвычайных ситуациях. Однако наличие таких резервов при использовании малопроизводительного, физически изношенного и морально устаревшего оборудования ведет к росту себестоимости продукции, низкому качеству и ассортименту хлеба и хлебобулочных изделий.
За 2007-2011гг. на предприятиях сократился процент продукции ненадлежащего качества с 28% в 2007 году до 15% - в 2011 году. Однако данную тенденцию нельзя охарактеризовать как положительную и устойчивую (уровень устойчивости составляет лишь 38%), поскольку в рассматриваемых организациях минимальный уровень данного показателя был отмечен в 2008 году и составил 7%. Все это снижает конкурентоспособность курских производителей хлеба и хлебобулочных изделий.
Хлебопекарная промышленность является центральным звеном АПК, призванным обеспечить население незаменимыми, качественными и доступными продуктами.
В настоящее время в хлебопекарной промышленности Курской области можно выделить следующие товаропроизводящие секторы:
- крупные хлебозаводы;
- районные потребительские общества;
- подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания;
- частные пекарни и мини-пекарни.
Хлебопекарные предприятия функционируют в условиях снижающегося спроса на продукцию, статичности развития сегмента рынка продукции массового спроса, государственного регулирования цен на социальные сорта хлеба, составляющие около 50% общего объема производства, с одной стороны, роста затратной составляющей его производства - с другой стороны, низкого уровня материально-технического обеспечения отрасли, невозможности использования современного оборудования, определяющих снижение качества продукции, эффективности и конкурентоспособности предприятий.
Все это требует принятия безотлагательных мер по совершенствованию ассортимента продукции в ценовом сегменте массового спроса, развитию рынка более дорогого брендированного хлеба, хлеба новых сортов, сдобы; технологии производства, организации и управления им; направлений государственной поддержки предприятий отрасли на основе льготного кредитования, налогообложения.
Список использованных источников
1 Сводный статежегодник Курской области. 2008: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. -Курск, 2008.- 560 с.
2 Сводный статежегодник Курской области. 2012: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. -Курск, 2012.- 440 с.
Информация об авторе
Корзун Лариса Николаевна, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», e-mail: [email protected], тел. 51-37-24.