Научная статья на тему 'Оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области'

Оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЛЕБОПЕКАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ХЛЕБОЗАВОДЫ / КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корзун Лариса Николаевна

В статье проведена оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области»

ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Л.Н. Корзун

Аннотация. В статье проведена оценка организационно-институциональных условий функционирования предприятий хлебопекарной промышленности Курской области.

Ключевые слова: хлебопекарная промышленность, хлебозаводы, Курская область, эффективность, конкурентоспособность.

Хлебопекарная промышленность является ведущей пищевой отраслью агропромышленного комплекса, которая обеспечивает производство продукции первой необходимости, наиболее социально значимой и незаменимой. Эффективность функционирования отрасли во многом определяет снабжение всех слоев населения самым доступным продуктом питания.

Хлебопекарная промышленность Курской области представляет собой сложное многоотраслевое и межотраслевое образование со специфическими ресурсами, технологией, организацией производства и конечной продукцией.

Структура хлебопекарной промышленности как производственно-экономической системы определяется её целью, которая состоит в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в хлебе, хлебобулочных изделиях при минимальных затратах труда и средств производства, обеспечении повышения социально-экономической эффективности.

Поскольку хлебопекарная промышленность входит в подсистему АПК, по аналогии в ней можно выделить две основные сферы:

- первая - хлебопекарная промышленность;

- вторая - охватывает предприятия, обеспечивающие доведение продукции до конечных потребителей.

По нашему мнению, центральным звеном этой системы являются организации, производящие хлеб и хлебобулочные изделия.

В настоящее время в хлебопекарной промышленности Курской области можно выделить следующие товаропроизводящие секторы:

- крупные хлебозаводы;

- районные потребительские общества;

- подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания;

- частные пекарни и мини-пекарни.

Поскольку наибольшие объемы продукции производятся крупными хлебозаводами, кроме того, они обладают возможностями по расширению и обновлению ассортимента продукции и повышению ее качества, именно разработка мероприятий по совершенствованию организации производства, управления их работой будет способствовать росту социально-экономической эффективности всей хлебопекарной промышленности, а, следовательно, и АПК, росту удовлетворенности населения в доступных и качественных продуктах.

По данным официальной статистики на 01.01.2012 года на территории Курской области функционируют 33 предприятия, основным видом деятельности которых является производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного хранения.

Ведущими производителями хлеба и хлебобулочных изделий Курской области являются: ОАО «Курск-хлеб», ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов», ЗАО «Рыльский хлебозавод», ОАО «Льговский хлебозавод».

Все крупные хлебопекарные предприятия находятся в настоящее время в частной собственности. Некоторые хлебозаводы входят в различные холдинговые формирования.

Так, ЗАО «Курскхлеб», ООО «Курский хлебозавод», ЗАО «Железногорский хлебозавод», ЗАО «Рыль-ский хлебозавод» входят в структуру под управлением ООО «Курскхлебпром. Номинальная стоимость доли ООО «Курск-Агро» в уставном капитале ООО «Дмитриевский комбинат хлебопродуктов» составляет 100% (до 2009 года его собственником было ООО «Строй-Трансгаз-Инвест»).

Хлеб был и остается базовым продуктом питания большей части населения, однако в последние годы его потребление в Курской области снизилось (таблица 1).

Таблица 1 - Потребление хлеба и хлебобулочных изделий в домашних хозяйствах Курской области в 2007-2011 гг. (в среднем на члена домохозяйства в год;

Так, за период 2007-2011 годов потребление хлеба и хлебобулочных изделий в среднем на одного человека сократилось на 17,2%, в том числе в городской местности - на 14,7%, в сельской местности - на 20,1%. Основными причинами этого является рост уровня доходов населения и переориентация их потребления на другие продукты. Кроме того, сокращение потребления хлебобулочных изделий обусловлено частичным самообеспечением, особенно сельского населения, этим продуктом питания. Однако, несмотря на это, уровень потребления хлеба в сельской местности на 23,6% превышает городской в целом за рассматриваемый период.

Потребление хлеба и хлебобулочных изделий значительно колеблется в зависимости от уровня благосостояния населения, что подтверждается данными анализа.

За исследуемый период наблюдается снижение потребления хлеба и хлебобулочных изделий по домашним хозяйствам всех социально-экономических категорий. При этом прослеживается устойчивая тенденция значительных темпов снижения потребления в домашних хозяйствах с низкими денежными доходами. Основная причина данного явления - высокая чувствительность спроса на хлеб и хлебобулочные изделия в зависимости от уровня дохода этой категории потребителей, ориентированных на приобретение хлеба массового спроса.

Максимальные объемы потребления хлеба отмечены в хозяйствах с наибольшими денежными доходами - 10,34 кг в среднем на члена домохозяйства в месяц в связи усилением их предпочтений приобретения хлеба нетрадиционных сортов со сложной рецептурой, с по-

килограммов)

Годы Все домашние хозяйства Домашние хозяйства в городской местности Домашние хозяйства в сельской местности

2007 116 102 139

2008 113 108 122

2009 116 109 128

2010 98 90 113

2011 96 87 111

Темп роста 2011 г. к 2007 г., % 82,76 85,29 79,86

Темп прироста 2001 г. к 2007 г., % -17,24 -14,71 -20,14

Средний темп роста 2011г. к 2007 г., % -4,00 -3,00 -5,60

Среднее значение 107,80 99,20 122,60

лезными добавками, низкокалорийного хлеба, мелкоштучных и сдобных изделий.

В экономической практике сложилось следующее деление потребителей хлеба и хлебобулочных изделий по уровню дохода:

- потребители, которые около 20% расходов направляют на приобретение продуктов питания. Основным критерием выбора хлебобулочных изделий для них является цена, рост которой приведет к переходу их на более дешевый продукт.

- потребители, которые около 10-12% расходов направляют на приобретение продуктов питания. Хлеб в структуре их потребления занимает небольшую долю, а при покупке продуктов питания они ориентируются на перераспределение расходов в пользу фруктов, овощей. Этот потребительский сегмент проявляет интерес к экологически чистым продуктам и продуктам для здорового образа жизни.

Согласно приведенной методике оценки потенциальных покупателей следует отметить, что потребители Курской области значительную часть средств направляют на приобретение продуктов питания - порядка 30% всех расходов, а, следовательно, покупатели, в том числе и с достатком, не готовы к покупке дорогого хлеба.

По способу приобретения товара на рынке хлеба и хлебобулочных изделий категории конечных потребителей дифференцируются следующим образом:

- розничные покупатели потребляют около 98% конечной реализации;

- предприятия общественного питания занимают 2% конечной реализации.

Действующие хлебопекарные предприятия Курской области реализуют продукцию конечным потребителям по различным каналам, основными из которых являются:

- прямая реализация продукции через собственную торговую сеть;

- реализация (поставка) продукции предприятиям общепита;

- оптовая реализация продукции по договорам поставки с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в магазины, торговые сети и т.п.).

Несмотря на снижение уровня потребления хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека, производство этого продукта увеличивается в связи с ростом числа сезонных потребителей с 81,2 тыс. т. в 2007 г. до 86,1 тыс. т в 2011 г., или на 6,0% (таблица 2).

Средний темп роста производства продукции составляет порядка 1% в год. Поскольку продукция хлебопекарной отрасли является скоропортящейся, количество произведенной продукции практически полно-

стью совпадает с количеством реализованной продукции, о чем свидетельствуют приведенные индексы реализации. Незначительное отставание реализации от производства обусловлено возвратом нереализованной продукции с истекшим сроком хранения, а также бракованной продукции.

Производители хлеба и хлебобулочных изделий сосредоточены в Курской области в крупных населенных пунктах с целью приближения к потребителям для сокращения транспортных расходов и удовлетворения потребностей населения в свежей продукции.

Порядка 60% всего хлеба и хлебобулочных изделий производится в городе Курске, 12-15% - городе Желез-ногорске, 5-7% - Рыльском районе, 4-5% - городе Льгове. Товарные рынки этих населенных пунктов являются развивающимися, т.е. имеют положительные ежегодные темпы прироста производства.

С этих позиций негативные явления характерны для г. Курчатова, Дмитриевского, Золотухинского, Кас-торенского, Мантуровского, Фатежского, Хомутовского, Черемисиновского районов.

В 2010 году прекратилось производство хлеба и хлебобулочной продукции в г. Щигры - одном из крупнейших товаропроизводящих центров, занимающем 3 -5% общего объема производства в связи с присоединением ОАО «Щигровский комбинат хлебопродуктов» к ЗАО «Холдинговая компания «Русский дом».

Значительную часть производимой продукции крупными хлебозаводами (порядка 50%) составляют регулируемые сорта хлеба («Сеймский», «Дарницкий», «Майский»). В 2004 году в Курской области был сформирован региональный страховой фонд зерна. На мукомольные предприятия области зерно из этого фонда поступает по фиксированным ценам, которые, в свою очередь, направляют муку на хлебозаводы.

За период 2007-2011 гг. средние потребительские цены хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 32,8%. При этом средние индексы цен производителей из ржаной и пшеничной муки - отрицательные и составляют 1,9 и 4,2% в год соответственно. Основная причина этого заключается в том, что отпускные цены на регулируемые сорта хлеба установлены на уровне 2008 года:

хлеб «Сеймский» - 8,80 руб. хлеб «Дарницкий» - 8,20 руб. хлеб «Майский» - 8,70 руб.

При этом определена и максимальная наценка на эти сорта в размере 10% - для городских и районных центров и 15% - для сельской местности.

Все это позволяет удерживать цены на хлеб на приемлемом для потребителя уровне.

Таблица 2 - Показатели производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в Курской области в 20072011 гг.

Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение

Производство хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. т 81,2 82,7 87,1 85,7 86,1 106,03 6,03 0,98 84,56

Индексы производства в процентах к предыдущему году 100,9 103,6 97,7 102,5 106,4 105,45 5,45 1,10 102,22

Индексы реализации в процентах к предыдущему году 101,8 103,1 106,1 102,8 104,8 102,95 2,95 0,60 103,72

Таблица 3 - Динамика цен на хлеб и хлебобулочные изделия в Курской области в 2007-2011 гг.

Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение

Средние потребительские цены, руб./кг 32,79 40,32 39,14 41,47 43,53 132,75 32,75 2,15 39,45

Индекс цен производителей на продукты из ржаной муки в процентах 113,6 132,9 98,5 106,6 104,1 91,64 -8,36 -1,90 111,14

Индекс цен производителей

на продукты из пшеничнои

муки в процентах 128,6 118,4 100,8 110,5 107,7 83,75 -16,25 -4,18 113,20

Таблица 4 - Состояние и использование материально-технической базы хлебопекарных предприятий Курской области в 2007-2011 гг.

Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., % Темп прироста 2011 г. к 2007 г., % Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение

Уровень использования производственной мощности, % 42,8 44,1 41,4 47,4 52,5 9,70 1,94 45,64

Ввод в действие мощностей, т/сутки 1,9 15 1,7 4,6 0,8 42,11 -57,89 -0,22 4,80

Таблица 5 - Качество хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых предприятиями Курской области в 2007-2011гг.

Наименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Темп роста 2011 г. к 2007 г., пп. Средний темп роста 2011 г. к 2007 г., % Среднее значение

Продукция ненадлежащего качества, % 28 7 8 11 15 -13,00 -2,60 13,80

Функционирование курских хлебопекарных предприятий связано с рядом проблем. В первую очередь -это низкий уровень материально-технического обеспечения отрасли, невозможность использования современное оборудование.

В настоящее время мощности хлебопекарных предприятий используются на 41-53%. Оставшаяся доля мощностей является резервной, что может обеспечить население продукцией в чрезвычайных ситуациях. Однако наличие таких резервов при использовании малопроизводительного, физически изношенного и морально устаревшего оборудования ведет к росту себестоимости продукции, низкому качеству и ассортименту хлеба и хлебобулочных изделий.

За 2007-2011гг. на предприятиях сократился процент продукции ненадлежащего качества с 28% в 2007 году до 15% - в 2011 году. Однако данную тенденцию нельзя охарактеризовать как положительную и устойчивую (уровень устойчивости составляет лишь 38%), поскольку в рассматриваемых организациях минимальный уровень данного показателя был отмечен в 2008 году и составил 7%. Все это снижает конкурентоспособность курских производителей хлеба и хлебобулочных изделий.

Хлебопекарная промышленность является центральным звеном АПК, призванным обеспечить население незаменимыми, качественными и доступными продуктами.

В настоящее время в хлебопекарной промышленности Курской области можно выделить следующие товаропроизводящие секторы:

- крупные хлебозаводы;

- районные потребительские общества;

- подсобные хозяйства при промышленных сельхозпредприятиях, организациях торговли и бытового обслуживания;

- частные пекарни и мини-пекарни.

Хлебопекарные предприятия функционируют в условиях снижающегося спроса на продукцию, статичности развития сегмента рынка продукции массового спроса, государственного регулирования цен на социальные сорта хлеба, составляющие около 50% общего объема производства, с одной стороны, роста затратной составляющей его производства - с другой стороны, низкого уровня материально-технического обеспечения отрасли, невозможности использования современного оборудования, определяющих снижение качества продукции, эффективности и конкурентоспособности предприятий.

Все это требует принятия безотлагательных мер по совершенствованию ассортимента продукции в ценовом сегменте массового спроса, развитию рынка более дорогого брендированного хлеба, хлеба новых сортов, сдобы; технологии производства, организации и управления им; направлений государственной поддержки предприятий отрасли на основе льготного кредитования, налогообложения.

Список использованных источников

1 Сводный статежегодник Курской области. 2008: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. -Курск, 2008.- 560 с.

2 Сводный статежегодник Курской области. 2012: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. -Курск, 2012.- 440 с.

Информация об авторе

Корзун Лариса Николаевна, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», e-mail: [email protected], тел. 51-37-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.