Научная статья на тему 'Оценка опыта КНР по выравниванию региональной дифференциации мерами трансфертной политики'

Оценка опыта КНР по выравниванию региональной дифференциации мерами трансфертной политики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка опыта КНР по выравниванию региональной дифференциации мерами трансфертной политики»

Пространственная Экономика 2007. № 4. С. 147-159

Л. Л. Изотов

ОЦЕНКА ОПЫТЛ КНР ПО ВЫРАВНИВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЛИФФЕРЕНЦИАЦИИ МЕРАМИ ТРАНСФЕРТНОЙ ПОЛИТИКИ

В результате бюджетно-налоговой реформы 1994 г. в Китае произошли изменения в бюджетной политике: все регионы страны стали бюджетными «реципиентами», т. е. расходы региональных бюджетов стали превышать их собственные доходы. Причиной осуществления преобразований в бюджетной системе Китая явилось то обстоятельство, что доля центрального бюджета в консолидированных доходах страны неуклонно снижалась и у центральных органов власти не хватало средств для противостояния растущей региональной дифференциации [23]. Появившаяся в результате этого система мер бюджетной политики Китая, которая связана с распределением трансфертных средств из центрального бюджета на региональный уровень1, должна была способствовать решению проблемы неравномерности регионального развития страны [18]. То есть согласно этой позиции трансфертная политика должна если не снижать, то как минимум сдерживать увеличение уровня региональной дифференциации КНР.

Для оценки воздействия трансфертной политики на динамику региональной социально-экономической дифференциации Китая представляется важным выяснить: тенденции региональной дифференциации Китая; соотношение долей в общем объеме трансфертов между регионами КНР; влияние мер трансфертной политики Китая на динамику региональной дифференциации страны.

Тенденции региональной дифференциации Китая. Поскольку границы ре-

© Изотов Д. А., 2007

1 В дальнейшем под ней будем понимать трансфертную политику государства.

гионов КНР формировались преимущественно на основе неэкономических критериев, то они различаются по численности населения, объемам и структуре производства и т. д. Вследствие этого сравнительный анализ экономик регионов Китая может быть осуществлен на основе среднедушевых социально-экономических показателей, приводящих их в сопоставимые условия оценки и дающих обобщенное представление об уровнях их развития. Уровень социально-экономической дифференциации регионов КНР оценивался по двум показателям регионального развития: валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения и средней заработной плате на одного работника1.

Показатель ВРП является агрегированным и включает в себя стоимость всего объема конечного выпуска товаров и услуг в производственной и непроизводственной сферах региона за один год. Региональная дифференциация по среднедушевому ВРП отражает неравенство региональных экономик по производству товаров и услуг на душу населения. Другим показателем, характеризующим результаты экономической деятельности (в данном случае уровень жизни населения), является средняя заработная плата на одного работника. Поскольку в КНР существуют регионы с высокой долей как городского населения, так и сельского, то среднедушевые доходы между ними будут существенно различаться, т. к. доходы сельского населения гораздо меньше, чем в городах. Вследствие этого региональная дифференциация по среднедушевым доходам населения будет показывать искаженную тенденцию. Для того чтобы привести регионы КНР в сопоставимые условия по оценке доходов населения, региональная дифференциация оценивалась по доходам населения в городах, т. е. по средней заработной плате на одного работника2.

Следует отметить, что при оценке тенденций региональной дифференциации КНР по среднедушевому ВРП и по средней заработной плате на одного работника имеются определенные разночтения среди исследователей данного процесса. Так, по оценке Б. Милановича, в КНР имелась тенденция к увеличению региональной дифференциации и по среднедушевому ВРП, и по среднедушевым доходам населения [17]. К аналогичным выводам пришли Хуан и др., оценивая уровень региональной дифференциации КНР по показателю ВРП на душу населения [14]. К другим выводам пришли Л. Кон-драшова и Н. Корнейчук [5]. По их оценке, в КНР наблюдалось сокращение уровня региональной дифференциации по среднедушевому ВРП и по сред-

1 Безусловно, для целей региональных сопоставлений показатели ВРП на душу населения и средняя заработная плата на одного работника должны дополняться системой других показателей уровня экономического развития и качества жизни в регионах, т. е. они являются необходимыми, но не достаточными индикаторами.

2 Тем более что между средней заработной платой на одного работника и среднедушевыми доходами населения существует довольно тесная корреляция (/-=0,94).

№ 4 2007

ней заработной плате на одного работника. Вследствие этого представляется важным выяснить, какая тенденция более достоверна: увеличение или сокращение социально-экономической региональной дифференциации КНР.

На протяжении реформ (1979—2004 гг.) среднедушевое производство ВРП примерно трети китайских регионов превышало средний по Китаю уровень, причем доля этой группы регионов в производстве суммарного ВРП страны увеличилась с 50% в 1979 г. до 75% в 2004 г., что свидетельствует об увеличении региональной дифференциации (табл. 1).

Таблица 1

Распределение регионов Китая по среднедушевому ВРП относительно среднего по стране

Группа регионов 1979 1994 2004

число регионов в группе доля в общем ВРП Китая, % доля в населении КНР, % число регионов в группе доля в общем ВРП Китая, % еле % й РС К щ в КН е к оли дн число регионов в группе доля в общем ВРП Китая, % о еле % й РС к X в КН оли дн

I (> 150%) 4 18,9 6,3 7 36,8 21,5 6 41,9 19,1

II (125-150%) 1 4,8 3,3 1 3,6 2,7 3 20,8 13,1

III (100-125%) 7 27,1 25,2 4 13,9 12,4 2 10,3 8,2

IV (75-100%) 11 26,6 30,6 5 12,5 14,7 4 10,4 10,1

V (50-75%) 8 22,7 34,6 12 31,2 43,9 14 14,4 44,5

VI (<50%) 0 0 0 2 2,1 4,9 2 2,3 5,0

Всего 31 100 100 31 100 100 31 100 100

Источник: рассчитано по: [11].

Примечательно, что наибольшими значениями среднедушевого ВРП в КНР характеризуются приморские регионы1, образующие Восточную макрозону. Три приморских региона КНР — Шанхай, Пекин и Тяньцзинь — на протяжении 1979—2004 гг. характеризовались самыми высокими значениями среднедушевого ВРП. В 1980—1990-е гг. сформировалась группа наиболее динамично развивающихся приморских регионов Китая, к которой относятся: Гуандун, Цзянсу, Чжецзян, Фуцзянь, Шаньдун, а также Хэбэй, причем первые три провинции к 2004 г. вошли в группу с самым высоким в стране значением ВРП на душу населения (табл. 2).

1 Исключением является лишь провинция Хайнань, среднедушевой ВРП которой к 2004 г. был ниже, чем в других приморских регионах КНР. Вместе с тем, доля данной провинции в производстве общего ВРП страны несущественна относительно любой другой приморской провинции.

Таблица 2

Группировка регионов КНР по среднедушевому ВРП относительно среднего по стране

Группа регионов 1979 1994 2004

I (> 150%) Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Ляонин Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Гуандун, Чжецзян, Ляонин, Цзянсу Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чжецзян, Цзянсу, Гуандун

II (125-150%) Хэйлунцзян Фуцзянь Фуцзянь, Шаньдун, Ляонин

III (100-125%) Цзянсу, Шаньси, Цзилинь, Чжецзян, Цинхай, Хубэй, Гуандун Хайнань, Шаньдун, Хэйлунцзян, Синьцзян Хэйлунцзян, Хэбэй

IV (75-100%) Тибет, Хэбэй, Нинся, Ганьсу, Синьцзян, Шаньдун, Хунань, Внутренняя Монголия, Шэнси, Хайнань, Цзянси Цзилинь, Хэбэй, Хубэй, Внутренняя Монголия, Цинхай Внутренняя Монголия, Синьцзян, Цзилинь, Хубэй

V (50-75%) Фуцзянь, Сычуань, Чунцин, Аньхой, Хэнань, Юньнань, Гуанси, Гуйчжоу Шаньси, Гуанси, Хунань, Нинся, Чунцин, Аньхой, Сычуань, Юньнань, Хэнань, Цзянси, Шэнси, Тибет Хайнань, Хэнань, Шаньси, Цинхай, Чунцин, Цзянси, Хунань, Нинся, Шэнси, Тибет, Сычуань, Аньхой, Гуан-си, Юньнань

VI (<50%) Ганьсу, Гуйчжоу Ганьсу, Гуйчжоу

Источник: рассчитано по: [11].

Примечание. Здесь и далее курсивом выделены приморские регионы.

Заметно растет в Китае доля наиболее бедных регионов по ВРП на душу населения: к 2004 г. по сравнению с началом реформ (1979 г.) число регионов КНР, производящих менее 75% ВРП на душу населения, чем в среднем по стране, увеличилось в два раза (с 8 до 16). К этой группе регионов относятся регионы центральной и западной части Китая (относящиеся к Центральной и Западной макрозонам), в которых проживает около половины населения страны (см. табл. 1 и 2).

То есть приморские регионы, составляющие Восточную макрозону Китая, за годы реформ значительно увеличили свой отрыв по среднедушевому ВРП от неприморских регионов страны, входящих в Центральную и Западную макрозоны соответственно. Поэтому приморские регионы можно охарактеризовать как имеющие самое высокое в стране значение среднедушевого ВРП.

Рассчитанная по коэффициенту вариации региональная дифференциация по 31 региону Китая по ВРП на душу населения с 1978 по 2004 г. сокращалась. Расчет того же самого коэффициента между группами регио-

№ 4 2007

нов Китая, в данном случае между приморскими (Восточная макрозона) и неприморскими (Центральная и Западная макрозоны), выявил, что региональная дифференциация по среднедушевому ВРП, наоборот, увеличивается1 (рис. 1).

Рис. 1. Динамика коэффициентов вариации (СУ) по ВРП по регионам и макрозонам Китая (1978-2004 гг.) Источник: рассчитано по: [11].

Сокращение региональной дифференциации Китая объясняется выравниванием значений среднедушевого ВРП лишь между приморскими регионами, т. е. в рамках Восточной макрозоны. Это произошло из-за того, что во время рыночных реформ именно приморские регионы выступили локомотивом экономического роста национальной экономики КНР, получив различные льготы и преимущества для своего развития. Неприморские регионы КНР по показателю среднедушевого ВРП за период 1978-2004 гг. отстают все больше и больше от приморских. Тенденция увеличения региональной дифференциации Китая по среднедушевому ВРП более достоверна, поскольку между развитыми приморскими и отстающими неприморскими регионами Китая дифференциация, рассчитанная по коэффициенту вариации, возрастает.

Другим показателем, по которому в исследовании проводилась оценка региональной социально-экономической дифференциации Китая, является средняя заработная плата на одного работника. Как и по показателю среднедушевого ВРП, по средней заработной плате имеет место заметная дифференциация между регионами КНР (табл. 3).

1 Здесь и далее региональная дифференциация между приморскими и неприморскими регионами КНР оценивается между регионами, входящими в Восточную макрозону с одной стороны и Центральную и Западную макрозоны — с другой.

Таблица 3

Распределение регионов КНР по средней заработной плате на одного работника относительно среднего по стране

Группа регионов 1979 1994 2004

число регионов в группе доля в фонде оплаты труда КНР, % доля в численности работников КНР, % число регионов в группе доля в фонде оплаты труда КНР, % доля в численности работников КНР, % число регионов в группе доля в фонде оплаты труда КНР, % доля в численности работников КНР, %

I (> 150%) 0 0 0 3 14,7 9,2 3 12,8 7,0

II (125-150%) 2 1,0 0,7 1 4,6 3,2 3 18,8 13,4

III (100-125%) 14 50,5 46,4 7 21,4 19,1 2 6,5 5,8

IV (75-100%) 15 48,5 52,9 18 52,9 59,4 21 56,8 66,8

V (50-75%) 0 0,0 0,0 2 6,4 9,1 2 5,2 7,0

Всего 31 100 100 31 100 100 31 100 100

Источник: рассчитано по: [11].

За годы реформ число регионов, характеризующихся более высокой, чем в среднем по стране, заработной платой, сократилось в два раза: с 16 в 1979 г. до 8 в 2004 г. В 1970—1980-х гг. в Китае заработная плата на одного работника была самой высокой в тех регионах, которые характеризовались самым низким в стране среднедушевым ВРП. Так, выделялся целый ряд (6 провинций и автономных районов) наиболее отсталых по производству ВРП на душу населения неприморских регионов страны, имеющих наибольшую в стране заработную плату, что было связано с доплатами из бюджетов КНР разных уровней.

К 2004 г. ситуация изменилась: в когорте регионов с наибольшими значениями средней заработной платы на одного работника из неприморских регионов осталось всего два — Тибетский автономный район (АР) и провинция Цинхай, наряду с приморскими регионами с самым высоким в стране значением ВРП на душу населения (Гуандун, Цзянсу, Чжецзян, а также Шанхай и Пекин).

Для средней заработной платы на одного работника КНР характерна сравнительно слабая региональная дифференциация, рассчитанная по коэффициенту вариации, чем по ВРП на душу населения (рис. 1 и 2).

И по показателю среднедушевого ВРП, и по заработной плате основным источником увеличения региональной дифференциации КНР выступают развитые приморские регионы, увеличивающие свой отрыв от неприморских (табл. 4).

Рис. 2. Динамика коэффициентов вариации (СУ) средней заработной платы на одного работника по регионам и макрозонам Китая (1978-2004 гг.)

Источник: рассчитано по: [11].

Таблица 4

Среднедушевой ВРП и средняя заработная плата на одного работника по приморским и неприморским регионам Китая по отношению к среднему значению

по регионам (100%)

Регион 1979 1994 2004 1979 1994 2004

ВРП на душу, % заработная плата, %

Приморские регионы 128 148 185 97 117 119

Неприморские регионы 81 69 81 102 85 82

Источник: рассчитано по: [11].

Оценка опыта КНР по выравниванию региональной дифференциации мерами бюджетной политики (1994—2004 гг.). В КНР осознается, что в стране имеется довольно высокий уровень региональной дифференциации, который необходимо если не снижать, то удерживать на определенном уровне. Особенно масштабно эту проблему стали решать в 1990-е гг. (см. подробнее: [4; 16; 20).

Для решения проблемы, связанной с выравниванием региональной дифференциации страны, в КНР принимаются различные меры воздействия на социально-экономические процессы, связанные в том числе с бюджетной политикой страны.

В результате бюджетно-налоговой реформы 1994 г. произошли изменения в бюджетной политике Китая. Доходы центрального бюджета КНР в 1994 г. увеличились более чем в 2,5 раза по сравнению с 1993 г., а их доля в консолидированном бюджете Китая повысилась с 22 до 55,7%. Все регионы Китая с 1994 г. стали бюджетными «реципиентами», а часть расходов, которые превысили собственные доходы региональных бюджетов КНР, стали

покрываться с помощью трансфертов, выделяемых из центрального бюджета (далее — «трансферты»). В результате бюджеты регионов стали в большей мере зависеть от центрального бюджета, чем ранее: к 2004 г. доля трансфертов в региональных расходах Китая возросла до 72,2% по сравнению с 16,3% в 1993 г.

Анализ динамики распределения трансфертов из центрального бюджета на региональный уровень КНР показал, что в 1994—2004 гг. увеличение объемов распределяемых трансфертных средств приморским регионам (особенно в таких регионах, как Шанхай, Пекин, Цзянсу, Чжецзян, Гуандун и Ляонин), а неприморским — сокращение (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение долей трансфертов, выделяемых из центрального бюджета в приморские и неприморские регионы Китая в 1994—2004 гг.

(Е по регионам = 100)

Источник: рассчитано по: [12].

Если в 1994 г. среднедушевое значение трансфертов в приморских регионах было ниже (98% от среднего по стране уровня), чем в неприморских (101%), то к 2004 г. ситуация изменилась: приморские регионы стали лидерами в получении распределяемых трансфертных средств на душу населения (116% — приморские регионы, 88% — неприморские) (рассчитано по: [12]). Среди неприморских регионов в 1994—2004 гг. выделяется стабильная по составу группа регионов с более высокими среднедушевыми трансфертами, чем в среднем по стране: Тибетский АР, Цинхай, Синьцзян-Уйгурский АР, АР Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский АР, Ганьсу, Юньнань, а также северо-восточные провинции — Хэйлунцзян и Цзилинь. По остальным неприморским регионам значения среднедушевых трансфертов значительно ниже, чем в среднем по стране. То есть в КНР наблюдается концентрация трансфертных средств в бюджетах приморских регионов как в объемных показателях, так и на душу населения.

ОЦЕНКА ОПЫТА КНР ПО ВЫРАВНИВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ АИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПЭ

№ 4 2007

Доля трансфертов в расходах бюджетов регионов КНР в приморских и неприморских регионах разная. Если в 1994 г. в группе с меньшим, чем в среднем по регионам КНР, было четыре неприморских региона, то к 2004 г. в данной группе были только приморские провинции (табл. 5).

Таблица 5

Группировка регионов КНР относительно доли трансфертов в расходах региональных бюджетов

Показатель 1994 2004

В среднем по регионам КНР 41% 43%

Больше, чем в среднем по регионам КНР Тибет (95%), Цинхай (72%), Нин-ся (63%), Юньнань (62%), Внутренняя Монголия (61%), Ганьсу (60%), Синьцзян (60%), Гуйчжоу (58%), Цзилинь (51%), Шэн-си (50%), Гуанси (50%), Цзянси (46%), Хэнань (45%), Хубэй (44%), Хунань (43%), Сычуань (43%) Тибет (93%), Цинхай (80%), Ганьсу (71%), Нинся (70%), Цзилинь (67%), Внутренняя Монголия (65%), Гуйчжоу (64%), Синьцзян (63%), Юньнань (60%), Хэйлунцзян (59%), Шэнси (58%), Сычуань (57%), Хунань (55%), Хайнань (55%), Цзянси (55%), Аньхой (54%), Гуанси (53%), Хубэй (52%), Хэнань (51%), Шаньси (51%), Чунцин (49%), Хэбэй (48%)

Меньше, чем в среднем по регионам КНР Аньхой (40%), Хэбэй (40%), Хэйлунцзян (40%), Шаньси (40%), Фуцзянь (39%), Чжецзян (38%), Шаньдун (38%), Чунцин (35%), Тяньцзинь (32%), Цзянсу (32%), Ляонин (31%), Хайнань (31%), Гуандун (28%), Шанхай (11%), Пекин (1%) Ляонин (42%), Фуцзянь (35%), Тяньцзинь (34%), Шаньдун (30%), Цзянсу (25%), Чжецзян (24%), Гуандун (23%), Шанхай (20%), Пекин (17%)

Источник: рассчитано по: [12].

Самой низкой долей трансфертов в расходах региональных бюджетов КНР характеризуются регионы с самыми высокими в стране значениями среднедушевого ВРП и средней заработной платы на одного работника, а самая высокая доля трансфертов в расходах региональных бюджетов Китая соответствует неприморским регионам, особенно тем, которые расположены в Западной макрозоне.

Таким образом, складывается следующая тенденция: региональная дифференциация КНР по показателям среднедушевого ВРП и средней заработной платы на одного работника возрастает при увеличении отчислений трансфертных средств из центрального бюджета на региональный уровень. В связи с этим возникает вопрос о том, каким образом и насколько сильно эти два процесса связаны между собой. Способствует ли осуществляемая в Китае трансфертная политика сокращению региональной дифференциации страны. Чтобы это понять, необходимо оценить факторное воздействие транс-

фертов на региональную дифференциацию КНР по среднедушевому ВРП и средней заработной плате на одного работника.

Для оценки факторов, определяющих региональную дифференциацию Китая по ВРП и заработной плате, использовалась простая регрессионная модель, представленная уравнением:

^ тя + /3 , X" + е„

Г • 0 • 1Г Г • пГ пГ ГГ

где г - регион, t - год, п - номер объясняющей переменной, Уп - отклонение регионального показателя от среднего (У /У ), Вп - конс-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с с 4 регион среднее по стране7 3 • 0

танта, ТКЛ - переменная, отражающая значения трансфертов, выделяемых из центрального бюджета, ХпП - переменные, отражающие значения прочих факторов, ($ы и ($ш - соответствующие значения эластичностей, ег1 - остаточный член. Массив {У, ТЯг1, Хпг1) рассматривался как панельные данные, что дает возможность оценить влияние на результирующий показатель временных и пространственных изменений объясняющих переменных. К числу прочих факторов, включенных в указанную регрессионную модель, были отнесены: производство в промышленности, объемы строительства, объемы транспортных услуг, объемы торговли, инвестиции в основные фонды, объемы экспорта, индексы розничных цен (табл. 6).

Таблица 6

Параметры регрессионных уравнений региональной дифференциации Китая по показателям среднедушевого ВРП и средней заработной платы (1995-2004 гг.)

Фактор ВРП Зарплата

Константа -0,06 - -0,01 -0,024 - 0,017

Объем промышленного производства 0,24 (21,84) -0,06 (-4,21)

Объем строительства 0,12 (14,67) -

Объем транспортных услуг - 0,03 (3,80)

Объем торговли - -0,05 (-4,39)

Объем экспорта -0,018 (-5,66) -

Индекс розничных цен -0,003 (-19,8) -

Инвестиции в основные фонды - 0,04 (3,54)

Объем трансфертных средств 0,01* (2,11) 0,02 (5,56)

*2 0,81 0,22

пж 2,12 2,25

Г 282,9 19,5

Примечание: * при 5% уровне значимости. В скобках приведены значения 1-статистики.

ОЦЕНКА ОПЫТА КНР ПО ВЫРАВНИВАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ АИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПЭ

№ 4 2007

Подавляющее воздействие на уровень региональной дифференциации по среднедушевому ВРП оказывают производство в промышленности и объемы строительства. Производство в промышленности КНР в основном сосредоточено в приморских регионах, поэтому рост промышленного производства увеличивает региональную дифференциацию по ВРП на душу населения. Несмотря на то обстоятельство, что наибольшие объемы строительства наблюдаются в неприморских регионах Китая, их воздействие на увеличение среднедушевого ВРП гораздо меньше, чем в приморских регионах.

Наиболее сильное воздействие на региональную дифференциацию по средней заработной плате на одного работника оказывают производство в промышленности и производство в сфере услуг. Рост промышленного производства сокращает региональную дифференциацию Китая вследствие того, что выравнивание по средней заработной плате в основном происходит между развитыми приморскими регионами. Что касается сферы услуг, то здесь наблюдается противоречивая тенденция: объемы торговли сокращают региональную дифференциацию, объемы транспортных услуг, напротив, увеличивают. Это объясняется тем, что развитая транспортная инфраструктура характерна лишь для приморских регионов, поэтому этот фактор увеличивает региональную дифференциацию. Что касается фактора, отражающего объемы торговли, то его смягчающее воздействие на региональную дифференциацию по заработной плате можно объяснить лишь сближением значений между приморскими регионами объемов торговых услуг на душу населения.

Полученные значения эластичностей указывают на то, что трансферты увеличивают региональную дифференциацию по среднедушевому ВРП Китая. То есть увеличение трансфертов на 1% приведет к увеличению региональной дифференциации по среднедушевому ВРП на 0,01%. Влияние трансфертной политики на динамику региональной дифференциации Китая по средней заработной плате на одного работника показало то, что трансферты также увеличивают региональную дифференциацию по данному показателю: 1% приведет к ее увеличению на 0,02%. Исходя из этого, трансферты, выделяемые из центрального бюджета на региональный уровень, увеличивают региональную дифференциацию Китая по ВРП на душу и по средней заработной плате на одного работника. Это происходит из-за того, что среди регионов КНР наибольшее количество трансфертных средств на душу населения получают, с одной стороны, приморские регионы, с другой -несколько неприморских регионов (Тибетский АР, Цинхай, АР Внутренняя Монголия и Нинся-Хуэйский АР).

По сравнению с рассмотренными в модели другими факторами транс-

ферты, выделяемые из центрального бюджета на региональный уровень, не оказывают сильного воздействия на региональную дифференциацию по среднедушевому ВРП Китая. Воздействие трансфертов на региональную дифференциацию КНР по среднедушевому ВРП составляет около 3%1. Доля трансфертов среди прочих факторов, воздействующих на региональную дифференциацию Китая по заработной плате составляет 10%.

Таким образом, оценка распределения средств из центрального бюджета на региональный уровень показала, что снижение региональной дифференциации Китая в результате проведения трансфертной политики не прослеживается. Причины низкой эффективности мер трансфертной политики КНР по выравниванию региональной дифференциации страны вызваны следующими обстоятельствами: направленностью трансфертов не в отсталые неприморские, а в развитые приморские регионы страны как в объемных показателях, так и на душу населения; слабым воздействием трансфертов на динамику региональной дифференциации Китая по среднедушевому ВРП и по средней заработной плате.

Самой низкой долей трансфертов в расходах региональных бюджетов КНР характеризуются приморские регионы с самыми высокими в стране значениями среднедушевого ВРП и средней заработной платы на одного работника, а самая высокая доля трансфертов в расходах региональных бюджетах Китая соответствует неприморским регионам. Из этого можно заключить, что существующая в КНР система распределения средств из центрального бюджета на региональный уровень способствует лишь увеличению долей трансфертов в расходах бюджетов отсталых неприморских регионов.

Можно утверждать, что распределение трансфертных средств из центрального бюджета на региональный уровень направлено на сохранение существующей тенденции увеличения региональной дифференциации, оцененной как по среднедушевому ВРП, так и по средней заработной плате на одного работника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганшин Г. А. Восточный Китай — «локомотив» экономического развития // Информационные материалы / ИДВ РАН. М., 1999.

2. Ганшин Г. А., Ушаков И. В. Китай. Экономико-географический очерк. М.: Мысль, 2004.

3. Китайская Народная Республика в 2002 г.: политика, экономика, культура / ИДВ РАН. М., 2003.

1 Сила воздействия факторов на динамику региональной дифференциации была измерена путем сложения по модулю соответствующих значений эластичностей регрессионных уравнений.

№ 4 2007

4. КНР 55 лет: политика, экономика, культура. М.: ИДВ РАН, 2004.

5. Кондрашова Л., Корнейчук Н. КНР: реформа и региональная экономическая политика. М.: ИМЭПИ РАН, 1998.

6. Ли Цзинвэнь. Перспективы экономического развития Китая в XXI веке // Проблемы прогнозирования. 2001. № 4.

7. Линь Ифу, Дай Фен, Ли Чжоу. Китайское чудо: стратегия развития и экономическая реформа. М.: ИДВ РАН, 2001.

8. Михеев В. В. О новой пятилетке Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 4.

9. Портяков В. Я. Экономическая реформа в Китае (1979—1999 гг.) / ИДВ РАН. М., 2002.

10. Akita T, Kawamura K. Regional Income Inequality in China: A Two-Stage Nested Inequality Decomposition Analysis // The Journal of Econometric Study of Notheast Asia. 2003. Vol. 4. № 2.

11. China Compendium of Statistics (1949—2004). Beijing: China Statistics Press, 2005.

12. China’s Yearbook of Finance 2005. Beijing: China Statistical Press, 2006.

13. Coughlin C., Segev E. Foreign Direct Investment in China: A Spatial Econometric Study. Oxford: Blackwell Publishers, 2000.

14. Huang J. T, Kuo C. C., Kao A. P. The Inequality of Regional Economic Development in China between 1991 and 2001 // Journal of Chinese Economic and Business Studies. 2003. Vol. 1. № 3.

15. Khight J., Li Shi. Fiscal Decentralization: Incentives, Redistribution and Reform in China // Oxford development studies. 1999. Vol. 27. № 1.

16. Li Tein. Gaige Kaifan Tanso = Исследования проблем экономических реформ и открытости. Beijing: Shehui kexue wenxuan chubanshe, 2000.

17. Milanovic B. Half a World: Regional Inequality in Five Great Federations / World Bank and Carnegie Endowment for International Peace. 2004. April.

18. Renmin ribao. 25.03.1994.

19. Sandberg K. The Dynamics of Economic Growth 1985—2000 in Chinese Provinces. Department of Economics Umea University, Sweden. 2002. www.iiasa.ac.at/Admin/PUB/ Documents/IR-02-080.pdf.

20. Wei Y. D. Regional Development in China: States, globalization and inequality. L.; N.Y.: Routledge, 2000.

21. Zhang Le Yin. Chinese Central-Provincial Fiscal Relationships, Budgetary Decline and the Impact of the 1994 Fiscal Reform: An Evaluation // China Quarterly. 1999. № 157.

22. ZhangX. B., Tong S. P. Unequal Economic Development In China: Spatial Disparities and Regional Policy Reconsideration, 1985—1995 // Regional studies. 2000. Vol. 34. № 6.

23. Zhung Xiaomin. Zhengfujian yusuan rangdu = Межправительственные бюджетные трансферты. Beijing: Lixinhui chubanshe, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.