УДК: 614.86(98)
А.В. Баранов1, Ю.Е. Барачевский1, В.В. Ключевский2, С.М. Грошилин3
ОЦЕНКА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ У ПОСТРАДАВШИХ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
1ГБОУ ВПО Северный государственный медицинский университет, Кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Россия, 163000, Архангельск, пр. Троицкий 51. Е-mail: [email protected] 2 ГБОУ ВПО Ярославский государственный медицинский университет, Кафедра травматологии, ортопедии и военной хирургии, Россия, 150000, Ярославль, ул. Революционная 5. Е-mail: [email protected] 3 Ростовский государственный медицинский университет, Кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Россия, 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский 29. Е-mail: [email protected]
Цель: оценка обстоятельств и тяжести повреждений у пострадавших в ДТП, зарегистрированных в арктической зоне Архангельской области.
Материалы и методы: проанализированы истории болезни 327 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), произошедших в 2012-2014 гг. в г. Северодвинске Архангельской области и на прилегающих к нему автодорогах (участок федеральной автодороги М-8 «Холмогоры» в 12 км и ряд региональных дорог, связывающих город с другими муниципальными образованиями области).
Результаты: оценены обстоятельства ДТП и тяжесть повреждений у пострадавших по шкале ISS (Injury severity score), выявлено преобладание травм на трассе у водителей и пассажиров, а на дорогах г. Северодвинска - травм пешеходов.
Выводы: наиболее тяжелые повреждения на трассе получали пешеходы, а в городских условиях —мотоциклисты. Отмечено превалирование тяжелых сочетанных повреждений у лиц мужского пола. Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, обстоятельства травмы, изолированная, множественная и сочетанная травма, тяжесть повреждения.
A.V. Baranov1, Yu.E. Barachevsky1, V.V. Klyuchevsky2, S.M. Groshilin3
ASSESSMENT OF THE CIRCUMSTANCES AND SEVERITY OFINJURIES IN VICTIMS OF ROAD TRAFFIC ACCIDENTS IN ARCTIC AREA OF ARKHANGELSK
REGION
1 Northern State Medical University,
Department of mobilization training of health care and disaster medicine, 51 Trokky st., Arkhangelsk, Russia, 163000. E-mail: [email protected]
2 Yaroslavl State Medical University, Department oftraumatology, orthopedics and military surgery,
5 Revolyucionnaya st., Yaroslavl, Russia, 150000. E-mail: [email protected]
3 Rostov State Medical University, Department of life safety and disaster medicine, 29 Nakhichevansky st., Rostov-on-Don, Russia, 344022. E-mail: [email protected]
Purpose: assessment of the circumstances and the severity of injuries in victims in the accident , registered in the Arctic zone of the Arkhangelsk region.
Materials and methods: we analyzed the medical histories of 327 victims of road traffic accidents in 2012-2014 in Severodvinsk and adjoiningroads of Arkhangelsk region (12-km section of the federal road M-8 «Kholmogory» and a range of regional roads connecting the city with other municipalities).
Results: the circumstances of the accidents and severity of victims' injuries were estimated using a scale of ISS (Injury severity score), the prevalence of injuries of drivers and passengers on the regional roads and injuries of pedestrians — on the roads of Severodvinskwasrevealed. Summary: pedestrians had the most severe injuries on the regional roadsamong other victims, motorcyclists- in urban area. The prevalence of severe concomitant injuries was registered in males.
Keywords: road-traffic accidents, circumstances of the injury; isolated, multiple and concomitant injuries; the severity of the injury.
Введение
аорожно-транспортный травматизм (ДТТ), приобретая характер общемировой эпидемии, является актуальной медицинской и о-экономической проблемой. Среди причин смертности населения земного шара в группе лиц моложе 45 лет дорожно-транспортные происшествия (ДТП) занимают первое место [1]. В Российской Федерации ежегодно от травм в ДТП погибает около 30 тыс. граждан, в большинстве своем, молодого и трудоспособного возраста, и около 300 тыс. получают различной тяжести повреждения [2]. Смертность среди пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем у лиц с иной травмой, инвалидность — в 6 раз, а показания для экстренной госпитализации — в 7 раз [3]. Из существующих видов транспорта большинство аварий также происходит на автомобильном транспорте, а показатели ДТТ, в целом, тенденциозно растут, сохраняя лидерство среди всех видов травматизма [4,5]. Свыше половины ДТП происходит в городах. В Российской Федерации в 115 крупных городах, где проживает почти 50% всего городского населения страны и сосредоточено до 70% транспортного парка, происходит свыше 65% всех ДТП. [6]. Эти данные свидетельствуют о несомненной актуальности и необходимости исследований, отражающих проблематику ДТТ.
Цель исследования — оценка обстоятельств и тяжести повреждений у пострадавших в ДТП, зарегистрированных в арктической зоне Архангельской области.
Материалы и методы
Статистический анализ проводился с использованием пакета прикладных статистических программ SPSS 22. Количественные признаки представлены как медиана (первый и третий квартиль) и среднее арифметическое (стандартное отклонение). Нормальность распределения определялась по критерию Холмогорова-Смирнова с поправкой Лиллиефорса. В условиях неподчинения данных закону нормального распределения сравнение двух групп по количественным признакам проводилось с использованием критерия U-теста Манна-Уитни для независимых групп. Анализ качественных признаков проводился с использованием
метода построения таблиц сопряженности, критерия хи-квадрат Пирсона и точного двустороннего критерия Фишера. В качестве критерия статистической значимости была выбрана вероятность случайной ошибки менее 5% ^<0,05).
Результаты и их обсуждение
Город Северодвинск, наряду с пятью муниципальными образованиями Архангельской области, согласно Указу Президента Российской Федерации [7], включен в Арктическую зону России. С областным центром и Москвой этот город соединяет федеральная автодорога (ФАД) М-8 «Холмогоры», завершающаяся часть которой в части медицинского обеспечения находится в зоне ответственности Северодвинской ССкМП.
При рассмотрении обстоятельств ДТП в изучаемом регионе были выделены следующие категории пострадавших: пешеходы, попавшие в ДТП — 108 человек (33,0%), водители автотранспортных средств — 69 (21,1%), пассажиры автотранспортных средств — 88 (26,9%) и водители мотоциклов — 62 человека (19,0%).
Количество пострадавших в ДТП на дорогах г. Северодвинска составило 227 человек (69,4%), а на прочих автодорогах — 100 (30,6%). На ФАД М-8 «Холмогоры» и прочих региональных автодорогах среди пострадавших преобладали водители и пассажиры автотранспортных средств — 34,8% и 46,7% соответственно, а в г. Северодвинске доминировали ^ < 0,05) пешеходы — 42,7% (рис. 1).
Анализ структуры повреждений в ДТП показал: изолированные травмы превалировали в группе пострадавших пешеходов, сбитых автомобилем (33,3%), и в группе пассажиров автотранспортных средств (28,6%); множественные травмы преобладали в группе водителей (39,2%); сочетанные повреждения регистрировались на максимальном уровне среди пешеходов (34,5%) и мотоциклистов (31,8%).
Анализ полового состава пострадавших в ДТП показал, что лица мужского пола чаще ^ = 0,0011) получали тяжелые сочетанные повреждения. Этот объясняется тем, что мужчины доминируют среди водителей и они чаще, чем женщины, регистрируются в ДТП в нетрезвом состоянии.
Рис. 1 Распределение пострадавших в зависимости от обстоятельств ДТП (п = 327)
Примечание: достоверно значимые различия абсолютных значений между городом и трассой: * при р<0,05
Среднее значение тяжести состояния травмированных в ДТП в арктической зоне Архангельской области, определяемое по шкале ISS, составило 7,61 (4,0-9,0) балла; значимых половых отличий не отмечено.
Установлено, что тяжесть состояния у пострадавших с сочетанными травмами составила 13,4 (6,0-17,25) балла, что выше (р < 0,0001), чем у пострадавших с множественными повреждениями — 9,18 (4,0-13,75) балла, а у травмированных с множественными повреждениями выше (p = 0,013), чем у пострадавших с изолированными травмами —4,01 (4,0-4,0) балла.
Оценка степени тяжести состояния пострадавших относительно обстоятельств травмы выявила, что в г. Северодвинске наиболее высокую балльную оценку тяжести получили травмированные мотоциклисты — 7,0 (4,0-16,0) баллов. В определённой мере это объясняется тем, что мотоцикл является весьма опасным и наименее защищенным для водителя видом транспорта, и становясь объектом ДТП, он (водитель) в ряде случаев вылетает из седла, разбиваясь о внешние предметы на дороге или повреждаясь от самого транспортного средства (рис. 2).
Рис. 2 Оценка тяжести травмы в зависимости от обстоятельств ДТП (п = 327)
Прочие исследуемые категории пострадавших в ДТП по степени тяжести оценены в 4,0 балла с небольшим разбросом медианы. Объясняем тем, что на городских дорогах скорость автомобилей, как правило, нормативная, а значит и доля тяжелых травм не высока.
На ФАД М-8 «Холмогоры» и региональных дорогах, связывающих Северодвинск с населенными пунктами арктической зоны Архангельской области, выявлена иная ситуация: наиболее тяжелые повреждения получали пешеходы - 8,0 (3,75-13,75) баллов. Полагаем, что в основе этого явления лежит высокий скоростной режим автотранспорта на федеральных и региональных дорогах, а, следовательно, и пешеходы получают более высокоэнергетические травмы, утяжеляющие состояние пострадавших.
Меньшие по тяжести травмы на трассах отмечены у пострадавших пассажиров автотранспортных средств — 5,0 (4,0-12,0) баллов, а у водителей и мотоциклистов — 4,0 балла с незначительным разбросом медианы.
Выводы
1. В дорожно-транспортных происшествиях на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» и на региональных дорогах арктической зоны Архангельской области выявлено преобладание травм у водителей и пассажиров автотранспортных средств — 34,8% и 46,7% соответственно, а на дорогах г. Северодвинска превалировали (р < 0,05) травмы в группе пешеходов — 42,7%.
2. Сочетанные повреждения в ДТП доминировали у лиц мужского пола, а большее их число отмечено у пешеходов (34,5%) и у мотоциклистов (31,8%).
3. Тяжесть сочетанных повреждений составила — 13,4 балла, множественных травм — 9,18 балла.
4. Наиболее тяжелые повреждения в ДТП на дорогах г. Северодвинска получали мотоциклисты (7,0 баллов), а на федеральной автодороге М-8 «Холмогоры» и региональных дорогах вблизи Северодвинска — пешеходы (8,0 баллов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Peden M., Scurfield R., Mohan D., Hyder A., Jaravan E., MathersC. World report on road traffic injury prevention. Geneva. World Health Organization 2004. 116-118 p.
2. Авербах Л.Г. Об оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП. Менеджер здравоохранения. 2009. № 7. С. 32-37.
3. Гончаров С.Ф., Борисенко Л.В. Совершенствование системы медицинского обеспечения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование организации оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и профилактика отдаленных последствий травм». Москва. 2009. С. 15-18.
4. Багненко С.Ф., Стожаров В.В., Мирошниченко А.Г. и др. Дорожно-транспортный травматизм, как медико-социальная проблема. Скорая медицинская помощь. 2007. № 1. С. 5-11.
5. Семенов В.Ю., Кузнецова Т.Ф., Макаров И.А. Организация деятельности территориальной службы медицины катастроф Московской области на современном этапе. Медицина катастроф. 2009. № 3 (69). С. 5-9.
6. Государственный доклад «О состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2006 году». Москва: ГЭОТАР-Ме-диа. 2007.
7. Указ Президента Российской Федерации от 02.05.2014 г. N-296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».
ПОСТУПИЛА: 22.12.2015