УДК 613.96+57.048
ОЦЕНКА ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Е.А. Багнетова
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Рассматриваются результаты оценки поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников, отличающихся по образу жизни. В исследовании участвовали 180 ученика 9П1 классов г. Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Полученные результаты позволили выявить наиболее актуальные направления формирования здорового образа жизни учащихся.
Ключевые слова: факторы риска, функциональные возможности организма, здоровый образ жизни, старшеклассники.
По данным Всемирной организации здравоохранения вклад социальных воздействий в формирование здоровья населения составляет до 50 %. Проведенные в этой области исследования выявили значительную роль социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний детей и подростков [1, 2]. К сожалению, для современной молодежной среды характерно широкое распространение разрушающих здоровье привычек, низкий уровень самосохранительного поведения [2, 3, 7]. В подростковом возрасте нездоровые привычки действуют особенно негативно, так как это важный период роста и формирования человека, когда возникает, развивается и завершается ряд морфологических, функциональных и психологических процессов, происходит перестройка жизненно важных систем организма, что обуславливает его повышенную чувствительность к различным факторам жизнедеятельности [3].
Нездоровые поведенческие привычки не только входят в число важнейших факторов риска развития многих заболеваний, но и препятствуют утверждению других составляющих здорового образа жизни. В то же время, здоровье подростков является не только показателем уровня социальноэкономического развития страны, но и служит одним из критериев качества жизни. Применительно к детям очевидным является тот факт, что во многом обеспечение у них рационального способа жизнедеятельности, формирования умений и навыков сохранения здоровья зависит от родителей, организаторов образования, педагогов. Ситуация устойчивых негативных тенденций в состоянии здоровья подрастающего поколения в значительной степени объясняется имеющимися недостатками в системе формирования умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) и культуры здоровья детей и подростков [1, 4, 6].
Существует множество определений здорового образа жизни, в основном, сводящиеся к тому, что ЗОЖ □ это такое повседневное поведение и
такой стиль жизни, которые способствуют сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Важно то, что здоровый образ жизни должен стать основополагающим в профилактике заболеваний, так как именно он является универсальным, широко доступным, не требующим значительных материальных затрат способом поддержания здоровья на высоком уровне. Образ жизни неизбежно накладывает отпечаток на состояние здоровья человека. В этой связи представляется актуальным исследование поведенческих факторов риска, функционального состояния и психологических особенностей подростков, отличающихся по характеристике образа жизни.
Исследование функциональных возможностей организма, прежде всего, сердечно-сосудистой системы, является показателем адаптированности к условиям жизнедеятельности. Немаловажное значение при оценке функциональных возможностей организма придается оценке психических состояний личности. Так, например, уровень тревожности, напряженности, индивидуальные особенности переживания стресса, могут выступать в качестве личностных характеристик и в то же время являться следствием продолжительного присутствия в образе жизни поведенческих факторов риска. В условиях Среднего Приобья подобные исследования приобретают особое значение, так как данная северная территория является гипо-комфортной для проживания (продолжительная и суровая зима, короткое прохладное лето, высокий уровень геомагнитных возмущений, воздействие низких среднегодовых температур в сочетании с высокой скоростью ветра, резкие перепады температуры и давления даже в течение суток, пониженное содержание кислорода в атмосфере, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами и ряд других факторов). Исследования, проведенные в нашем регионе, показали, что эффективность адаптивных процессов и устойчивость к возникновению заболеваний во многом зависят от реагиро-
вания психоэмоциональной сферы на действие гипокомфортных климатогеографических и экологических факторов, а распространенность психоэмоционального напряжения среди населения в условиях Севера имеет достаточно высокий уровень [5].
Наша работа проводилась на территории Ханты-Мансийского автономного округа □ Югры в 2009-2011 гг. В исследовании принимали участие 180 старшеклассников обоего пола в возрасте 15П8 лет, школьники 9Q1 классов городов Сургута, Лянтора, Нефтеюганска. Исследование аналитическое. Выборка стратифицированная случайная, анкетирование анонимное.
Цель исследования заключалась в оценке поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников, отличающихся по образу жизни.
Использовались следующие методики:
1. Опросник «Образ жизни учащихся □ А. С. Галицкого и ЕЮ. Березняка.
2. Специально разработанный опросник [Образ жизни учащихся» позволяющий в балльной системе (от 1 до 27) оценить степень соответствия образа жизни понятию [«здоровый □ Группа риска от 0 до 9 баллов, промежуточная □ от 10 до 18 баллов, группа ЗОЖ □ от 19 до 27 баллов. Чем выше итоговый балл по данному опроснику, тем в большей степени образ жизни соответствует понятию «здоровыйП
3. Опросник для выявления признаков вегетативных изменений А.М. Вейна с соавторами (1998), предполагает балльную оценку выявленных симптомов. У здоровых лиц сумма баллов не должна превышать 15.
4. Методика определения индекса функциональных изменений (ИФИ) Р.М. Баевского (2001), позволяющая определить адаптационный потенциал системы кровообращения. ИФИ (баллы) = = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + + 0,014(В) + 0,009(МТ) □0,009(Р) □ 0,27, где ЧСС □ частота сердечных сокращений в покое (уд./мин), САД и ДАД □ величины систолического и диастолического артериального давления в покое (мм рт. ст.), В □ возраст (лет), МТ □ масса тела (кг), Р □ длина тела (см). Для отнесения обследованных к различным классам функциональных состояний была использована следующая шкала: удовлетворительная адаптация сердечно-сосудистой системы не превышала 2,1 балла, напряжение механизмов адаптации □ 2,11С3,2 балла, неудовлетворительная адаптация □ 3,21 G4,3 балла, срыв адаптации □ не менее 4,31 балла.
5. Методика самооценки школьных ситуаций по Кондашу. Позволяет оценить восприятие учащимися различных стрессовых ситуаций в школьной среде и выявить связанный с этим уровень тревожности: до 20 баллов □ низкий, 20И0 баллов □ средний, более 30 баллов □ высокий.
6. Тест для оценки социальной адаптирован-
ности М. Г авлиновой. Данный чешский тест адаптирован к российским условиям, его оценочная шкала варьирует от 0 до 20 баллов, где начало соответствует состоянию полной социальной дезадаптации, а окончание (20 баллов) □ хорошей способности к социальной адаптации. При итоговом балле у мальчиков: от 0 до 8 □ низкий уровень социальной адаптации, от 9 до 12 □ норма, от 13 до 20 □ высокий уровень. У девушек: от 0 до 9, от 10 до 13, от 14 до 20 соответственно.
7. Анкета [Напряженность□ позволяет оценить самочувствие учащихся и уровень психологической напряженности. Для лиц, получивших высокие баллы по оценочной шкале, характерен ряд признаков, свидетельствующих о высокой психической напряженности и несформированно-сти системы самоуправления: неверном предвидении, неверной оценке своих возможностей и реальных успехов в учебной деятельности, неадекватном самоконтроле. Анкета состоит из 30 вопросов и позволяет выявить повышенную напряженность, возникающую от чрезмерной учебной нагрузки, несоблюдения физиолого-гигиенических принципов организации обучения, низкой двигательной активности, нарушений режима дня. При итоговом балле у мальчиков меньше 11 □ оценивается как низкий уровень напряженности, от 12 П 5 □ средний, от 16 и выше □ высокий; у девочек итоговый балл 14 □ низкий, от 15 до 18 □ средний, от 19 и выше □ высокий.
Систематизация материала и статистическая обработка полученных данных осуществлялись при помощи пакета компьютерных программ [Б1а-ЙБЙса 6.0» и [Биостатистика 4.03 □ Из непараметрических методов статистического анализа применялся критерий х2. При необходимости множественного сравнения использовался критерий Н □ КрускалаПУоллиса. Анализ взаимосвязи переменных осуществлялся методом линейного корреляционного анализа Пирсона (г).
В исследовании приняли участие 180 старшеклассников от 15 до 18 лет, из которых 48,33 % мальчиков и 51,66 % девочек.
Используемые опросники (№ 1 и 2) позволили выделить три группы учащихся, отличающихся по образу жизни: группу риска, промежуточную и группу здорового образа жизни (ЗОЖ). Дополнительно разработанный опросник (№ 2) был необходим для оценки образа жизни школьников в балльной системе и более точного соотнесения исследуемых показателей со степенью соответствия образа жизни понятию «здоровый □
В группу [риска» вошли не только школьники с ярко выраженными вредными привычками, но и те, у которых обнаружены постоянные нарушения режима дня, недостаточный отдых, продолжительность сна менее 6П7 часов, нерациональность и нерегулярность питания, злоупотребление компьютерными играми, длительный просмотр телевизора (п = 60; 33,33 ± 3,51 %).
Серия [Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28
33
Интегративная физиология
Школьники, у которых в образе жизни было выявлено преобладание здоровых привычек наряду с отсутствием разрушительных для здоровья форм поведения, вошли в группу ЗОЖ (п = 42;
23.33 ± 3,15 %).
Анализ образа жизни остальных старшеклассников (п = 78; 43,33 ± 3,69 %) выявил несоответствие ряда поведенческих привычек понятию «здоровых»] но не на столько, чтобы отнести данных учеников к группе риска. Эти школьники были выделены в промежуточную группу.
Из 180 школьников болеют: часто □ 9,44 ± ± 2,17 %, более 2-х раз в год □ 32,22 ± 3,48 %, 1-2 раза в год □ 53,33 ± 3,71 %, редко □ 5 ± 1,62 %. В группе ЗОЖ часто болеющих детей меньше в 3,23 раза, чем в промежуточной и в 7 раз, чем в группе риска. Болеющих более 2-х раз в год школьников в группе ЗОЖ меньше в 2,06 раза, чем в промежуточной, и в 3,38 раза, чем в группе риска. Редко и 1-2 раза в год болеющих детей больше в группе ЗОЖ в 1,33 раза, по сравнению с промежуточной, и в 2,38 раза, по сравнению с группой риска: х2 = 25,363, 4, р < 0,001.
Испытывают усталость: всегда □ 21,11 ± 3,04 % школьников, часто □27,77 ± 3,33 %, редко □44,44 ± ± 3,70 %, совсем не устают □ 6,66 ± 1,85 %. Школьников, у которых постоянно присутствует чувство усталости: в группе ЗОЖ □ 2,38 ± 2,35 %, тогда как в промежуточной □ 7,77 ± 3,03 %, а в группе риска □
38.33 ± 6,27 %. В группе здорового образа жизни в
1.81 раз больше детей, редко испытывающих уста-
лость на занятиях, чем в промежуточной, и в 2,38 раз, чем в группе риска: х2 = 32,363, 4, р < 0,001.
В группе ЗОЖ школьников в 1,63 раз чаще устраивают отношения в семье, чем в группе риска, и в 1,21 раз чаще, чем в промежуточной: х2 = = 14,981, 4, р = 0,005. При этом в группе здоро-
вого образа жизни нет ни одного старшеклассника, которого бы не удовлетворяли взаимоотношения с родителями, а в группе риска таких учащихся в 2,86 раз больше, чем в промежуточной. Разницы в удовлетворенности отношениями в семье между мальчиками и девочками не выявлено.
Постоянно курят □ 20,55 ± 3,01 % старшеклассников, пробовали или курят редко □ 16,11 ± ± 2,74 %. Из числа детей, полностью довольных взаимоотношениями с родителями, не курят □
68.81 ± 4,43 %; из тех, кого взаимоотношения в семье удовлетворяют, но не всегда, не курят □ 56,36 ± 6,68 %; из неудовлетворенных отношениями с родителями не курят □ 50,00 ± 12,50 % (но эти отличия статистически незначимы).
Употребляют алкоголь: часто □ 5,00 ± 1,62 % старшеклассников, иногда и редко □ 56,11 ± 3,69 %, никогда □ 38,88 ± 3,63 %. Из числа детей, полностью довольных взаимоотношениями с родителями, часто употребляют алкоголь □ 4,58 ± 2,00 %; из тех, кого взаимоотношения в семье удовлетворяют, но не всегда □ 3,64 ± 2,52 %; из школьников, считающих отношения с родителями плохими, □
12,5 ± 8,26 % (но эти отличия статистически незначимы).
Средний балл признаков вегетативнык изменений (М ± т) в группе ЗОЖ составил: 12,02 ± 1,02 балла, в промежуточной □ 14,88 ± 0,91, в группе риска □ 21,43 ± 0,81 (Н = 23,439, и = 2, р < 0,001). В группе ЗОЖ в 1,21 раза больше школьников, у которык признаки вегетативных изменений находятся в пределах нормы, чем в промежуточной, и в 3,06 раза, чем в группе риска: х2 = 27,294, 2,
р < 0,001. У мальчиков в 1,43 раза чаще признаки вегетативных изменений соответствуют норме: X2 = 4,984, 1, р = 0,026. Чем более образ жизни
старшеклассников соответствует понятию [доро-вый», тем меньше выражены признаки вегетативных дисфункций (г = -0,53, р < 0,01).
По анкете [Напряженность» получены следующие данные: в группе ЗОЖ средний балл (М ± т) составил 10,52 ± 0,54, в промежуточной □ 12,23 ± ± 0,52, в группе риска □ 15,34 ± 0,61 (Н = 13,805, и = 2, р = 0,001). В группе ЗОЖ в 2,15 раза меньше школьников с высоким уровнем напряженности, чем в промежуточной, и в 4,90 раза, чем в группе риска: х2 = 20,587, 4, р < 0,001. Сравнение по-
лученных данных между мальчиками и девочками показало, что у мальчиков в 1,97 раза чаще встречается высокий уровень напряженности, а у девочек в 1,44 раза чаще низкий: х2 = 7,518, 2,
р = 0,023. Вышвлена обратная корреляционная связь между степенью соответствия образа жизни учащихся понятию -здоровый □ и уровнем напряженности (г = -0,48, р < 0,01).
Результаты исследования социальной адапти-рованности показали, что в группе ЗОЖ средний балл (М ± т) составил 12,38 ± 0,29, в промежуточной - 10,55 ± 0,24, в группе риска - 10,78 ± 0,34. Статистически значимые отличия выявлены только при сравнении показателей в группе ЗОЖ с промежуточной группой (Н = 11,257, и = 1, р < 0,001) и группой риска (Н = 9,087, и = 1, р = 0,003). В группе ЗОЖ школьников с низким уровнем социальной адаптированности не обнаружено, в группе риска их в 1,23 раза больше, чем в промежуточной. Старшеклассников с высокой социальной адаптированностью больше в 2,02 раза в группе ЗОЖ, чем в промежуточной, и в 1,43 раза, чем в группе риска: х2 = 17,673, 4, р = 0,001. Выяв-
лена слабая прямая корреляционная связь между степенью соответствия образа жизни понятию □здоровыш» и социальной адаптированностью (г = 0,28, р < 0,01).
Оценка по Кондашу, отражающая самочувствие учащихся в различных школьных ситуациях и реакцию на них, только в группе ЗОЖ выявила низкий уровень тревожности (М ± т): 15,36 ± 1,66, в то время как в группе риска и промежуточной -средний уровень (20,9 ± 1,05 и 20,19 ± 0,85 соответственно). Статистически значимые отличия выявлены при сравнении показателей в группе ЗОЖ с промежуточной группой (Н = 8,909, и = 1,
р = 0,003) и группой риска (Н = 14,863, и = 1, р < 0,001). В группе ЗОЖ у школьников в 1,86 раза чаще встречается низкий уровень тревожности, чем в промежуточной, и в 1,71 раза, чем в группе риска: х2 = 16,551, 2, р < 0,001. Между уровнем
тревожности и степенью соответствия образа жизни понятию [здоровый» прослеживается обратная корреляционная связь: г = -0,35, р < 0,01.
Определение индекса функциональных изменений показало, что в группе ЗОЖ среднее значение ИФИ составило 1,86 ± 0,02, в промежуточной -1,99 ± 0,03, в группе риска - 2,16 ± 0,02. Отличия статистически значимы: между группой ЗОЖ и риска (Н = 36,320, и = 1, р < 0,001); между группой ЗОЖ и промежуточной (Н = 4,352, и = 1, р = 0,037). В группе ЗОЖ старшеклассники с удовлетворительной адаптацией сердечно-сосудистой системы встречаются в 1,25 раз чаще, чем в промежуточной и в 1,89 раз, чем в группе риска: х2 = 19,998, 2,
р < 0,001. Между образом жизни школьников и ИФИ выявлены значимые обратные корреляционные связи (г = «0,54, р < 0,01).
Исследование поведенческих факторов риска, психологических особенностей и функционального состояния старшеклассников позволило выявить статистически значимую разницу в исследуемых показателях в группах подростков, отличающихся по образу жизни.
Полученные данные о более высоком уровне тревожности и напряженности учащихся в группе риска свидетельствуют о необходимости такого приоритета в работе школьного психолога с данными детьми, как психопрофилактика стрессовых состояний. Лучшая социальная адаптированность в группе ЗОЖ позволяет констатировать актуальность формирования здорового стиля жизни в подростковой среде. Выявление статистически значимой разницы между индексом функциональных изменений в выделенных группах также подтверждает значение здоровых привычек в образе жизни старшеклассников.
Основы здоровья и здорового образа жизни изначально закладываются, прежде всего, в семье. Это объясняет тот факт, что удовлетворенность взаимоотношениями с родителями выше у школьников, относящихся к группе ЗОЖ. Очевидно, что забота родителей о здоровье детей в этих семьях
является неотъемлемой частью общего фона более здоровых взаимоотношений, чем у детей в группе риска.
Проведенное исследование позволило определить актуальные направления деятельности учебных заведений по формированию ЗОЖ учащихся, одним из которых является реализация системы обучения основам здоровья и гигиенического воспитания.
Литература
1. Баранов, A.A. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность / A.A. Баранов, В. Р. Кучма, Л.М. Сухарева. □ М.: Династия, 2006. □ 312 с.
2. Баранов, A.A. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей / A.A. Баранов,
B.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. □ М.: rSOTAP-Медиа, 2008. □432 с.
3. Вахмистрова, A.B. Гигиеническая оценка комплексного влияния факторов среды обитания на физиологический статус и качество жизни сельских подростков: дис. ... канд. мед. наук /
A.B. Вахмистрова. □ Оренбург, 2009. □ 146 с.
4. Вишневская, ЕЛ. Проблемы школьного здравоохранения: общеобразовательная школа как основное звено формирования здоровья подрастающего поколения / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, ВЛ. Полесский // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. □ 1999. □№ 1. □ С. 8Н5.
5. Иванова, Т.Н. Психоэмоциональное напряжение как фактор риска соматических заболеваний в условиях Европейского Севера / Т.Н. Иванова, O.A. Юдинцева, С.Н. Одинцова // Экология человека. □ 1998. □ № 2. □ С. 35^36.
6. Особенности образа жизни и выработки самосохранительного поведения подростков и молодежи / Н.Н. Потехина, М.Г. Дьячкова, ИЛ. Колесникова и др. // Экология человека. □2009. □ № 8. □
C. 61Ü64.
7. Панкратьев, В.Я. Распространенность употребления алкоголя среди учащихся Мурманска /
B.Я. Панкратьев, НЛ. Aнтипина, A.A. Рощупкин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. □2001. □ № 2. □ С. 20^21.
Поступила в редакцию 21 марта 2011 г.
Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 28
35