утверждать, что деятельность в данном направлении носит достаточно продуктивный характер, но возможности школы в социально-психологической реабилитации детей с ОВЗ средствами культурно-массовой деятельности несколько ограничены, но это достаточно легко можно устранить, организовав взаимодействие с различными учреждениями искусства и культуры города Кызыла.
Библиографический список
1. Храпылина, Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. /Л.П. Храпылина. -М., Издательство «Астра» 2006. - 415 с.
2. Мастюкова, Е.М.. Они ждут нашей помощи. /Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. М.: Педагогика, 2012г. - 160 с.
3. Клячкин, Л.М. Медицинская реабилитация больных с заболеваниями внутренних органов / Л.М. Клячкин, А.М. Щегольцов. - М.: Медицина. - 2000. - 137 с.
Bibliograficheskij spisok
1. Hrapylina, L.P. Osnovy reabilitacii invalidov: Ucheb.-metod. posobie. /L.P. Hrapylina. - M., Izdatel'stvo «Astra» 2006. - 415 s.
2. Mastyukova, E.M.. Oni zhdut nashej pomoshchi. /E.M. Mastyukova, A.G. Moskovkina. M.: Pedagogika, 2012g. - 160 s.
3. Klyachkin, L.M. Medicinskaya reabilitaciya bol'nyh s zabolevaniyami vnutrennih organov / L.M. Klyachkin, A.M. SHCHegol'cov. - M.: Medicina. - 2000. - 137 s.
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии Тувинского государственного университета, г. Кызыл. E-mail:[email protected]
Frokol Anna - senior lecturer, Department of Psychology, Tuva state University, Kyzyl. E-mail:[email protected]
Хевек Алимаа Борбак-ооловна - начальник отдела Республиканского центра народного творчества и досуга, г. Кызыл. E-mail: [email protected].
Khevek Alima - Head of the Department, the Republican center of folk art and leisure, Kyzyl . E-mail: [email protected]
УДК 37.373.31
ОЦЕНКА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: РАЗРАБОТКА ЗАДАНИЙ
Баярмаа Г.
Монгольский государственный университет Образования, Институт исследований образования, Улан-батор
EARLY GRADE READING ASSESSMENT: TEST DEVELOPMENT
Bayarmaa G.
Mongolian State University of Education, School of Education study, Ulan-bator
Четыре года назад началась реализация новой программы начального образования в Монголии. Для того, чтобы оказать поддержку в осуществлении данной программы, Министерство образования, науки и культуры Монголии с 2015 года запустило проект «Реформа качества образования» за счет льготных кредитов
Международной ассоциации развития. Одной из составных частей данного проекта является "Оценка качества образования", целью которой является организация исследования по качеству изучения родного языка и математики младшими школьниками в национальном масштабе, для этого требовалось: адаптировать международную методологию (I); сделать мониторинг во время исследования (II); оказать поддержку учителям, чтобы учитывать результаты исследования в обучении (III); разработать рекомендации на основе результатов исследования (IV). Во время подготовки к данному исследованию, мы адаптировали задания для оценки качества родного языка и навыков чтения согласно новой учебной программы монгольского языка в начальном образовании. В данной статье дается анализ структуры заданий и их значения.
Ключевые слова: родной язык, чтение, навыки чтения, оценка навыков чтения, система заданий для оценки.
It has been 4 years since the time, when they started to implement the new curriculum of primary education in Mongolia. In order to support the implementation of this program, the Ministry of Education, Science and Culture of Mongolia in 2015, launched the project "Education Quality Reform" by soft loans from the International Development Association. One of the components of this project is the "Assessment of quality of education", the aim of which is to organize a study on the quality of teaching of the mother tongue and mathematics in primary school on a national scale, for this it was necessary: to adapt the international methodology (I), to make monitoring of the study (II), to provide support for teachers in order to take into account the results of research in education (III), to develop recommendations on the basis of research results (IV). To prepare for this study, we adapted the task to assess the quality of the native language and reading skills according to the new curriculum of the Mongolian language in primary education. In this article, we will analyze the structure of tasks and their meaning.
Key words: mother toungue, reading, reading skills, reading assessment, system of tests for assessment.
Основной учебный план монгольского языка начального образования призван развить у учащихся способности читать, писать, говорить и слушать [1]. Одним из наиболее важных вопросов является выявление уровня и оценка уровня чтения с учетом класса. Поэтому на основе международного опыта студентов готовят проверять способности навыков чтения учащихся начальных классов (классы МП). В данной статье основное внимание уделяется инструментам исследования и его структуре.
Чтение. Установление четкого определения понятия «чтение» обеспечивает важную перспективу для оценки подходов к обучению чтения. В.А. Сухомлинский писал, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и узнают мир и самих себя» [2]. Известный психолог Т.Г. Егоров в работе "Очерки психологии обучения детей чтению" рассматривает чтение как деятельность, состоящую из трех взаимосвязанных действий: восприятие буквенных знаков, озвучивание (произношение) того, что ими обозначено, и осмысление прочитанного [3]. У маленького ребенка, который только учится читать, эти
действия протекают последовательно. Однако по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. А.Н. Корнев сказал, что чтение -это сложный комплексный вид деятельности, состоящий из ряда операций. Достаточно полный навык чтения может характеризовать совокупность нескольких его параметров: способ, скорость, правильность, автоматизированность (так называемая «беглость») и понимание прочитанного [4].
Большинство педагогов согласны с тем, что главная цель чтения -постигать смысл и активно реагировать на то, что прочитал. Чтение является процессом построения смысла из письменных текстов. Это сложный навык требует координации ряда взаимосвязанных источников информации (Андерсон С.Р. и др.). Чтение является процессом построения смысла через динамическое взаимодействие: знания читателя (1); информации, предложенной текстом (2) и контекста ситуации чтения (3) (Вихсон К.К., Петер Т и др).
Из вышесказанного следует, что чтение представляет собой сложный когнитивный процесс декодирования символов для того, чтобы построить смысл или вывести значение (понимание прочитанного).
Навыки чтения. Овладение навыками чтения - это длительный, сложный процесс. Российский ученый Т.Г. Егоров выделяет три этапа в процессе формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации [3].
Первый, аналитический этап, характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов по слогам. В нем различают две специфические стадии: 1) дети запоминают и узнают буквы, а также учатся соединять буквы в слоги; 2) легко узнают слоги и объединяют их в слова. Единицей чтения на первой стадии формирования навыка является буква. Ребенок сначала запоминает буквы и только потом учится соединять их в слоги, слова.
Обучая чтению, прежде всего, необходимо заботиться о том, чтобы помочь детям как можно скорее преодолеть трудности аналитического этапа и формировать интерес к читательской деятельности [5].
Этап синтетического чтения также неоднороден. Он начинается со стадии становления синтетических (целостных) приемов чтения, основная особенность которой заключается в распознавании слова по некоторым признакам: длине, конфигурации букв и их элементов, выступающих за строку, т. е. восприятие отдельных слов на этой стадии вызывает особые затруднения. Тем не менее синтез в процессе восприятия характеризуется здесь еще недостаточной зрелостью, поскольку сохраняется трудность в целостном восприятии словосочетаний, предложений, частей текста. Стадию синтетического чтения, основным проявлением которой является интонационное объединение предложений, контекстное чтение, связанные с завершением процессов анализа и синтеза графических элементов текста согласно их произношению, Т.Г. Егоров относит на конец обучения в начальной школе и указывает на возможность его дальнейшего безграничного
совершенствования путем развития выразительности. Основная задача-понимание прочитанного, решается благодаря целостным процессам восприятия, которые уже не затрудняют чтеца и все его внимание направляется на осмысление содержания. Темп чтения на этой стадии развития продолжает возрастать. По мнению Т.Г. Егорова, достижение стадии синтетического чтения в процессе обучения является важной предпосылкой возникновения интереса к чтению как деятельности [3].
Сэймоур Ф. (2003) определил 3 этапа овладения навыками чтения, когда изучают язык на основе алфавита [6]. На первом этапе продолжается процесс распознавания букв, слов и соединения букв с их звуками. Дети овладевают основными навыками, как соединение букв в слова и в дальнейшем формирование запаса знакомых слов. На следующих этапах дети работают с текстом в письменном виде и понимают внутреннюю сущность языка. Ученик уже знает орфографию, читает вслух слова и понимает прочитанное. Данные этапы могут проходить не в строгой последовательности, но дети должны пройти сложный процесс овладения навыками чтения.
Оценка навыков чтения. Оценка навыков чтения младших школьников (БОРД) основывается на двух принципах, таких как [7]:
1. Поэтапное овладение навыками чтения.
2. Оценка навыков чтения - очень трудная работа.
Исследования, в которых используются задания для оценки навыков
чтения, дают возможность сделать вывод о том, на каком этапе допускаются ошибки, как их исправить, какие дополнительные работы необходимы для учеников и т.д.
Оценка навыков чтения младших школьников (БОРД) основана на фундаментальных навыках чтения.
Основываясь на вышеуказанных принципах была разработана система заданий для оценки навыков чтения. В оценку навыков чтения младших школьников (БОРД) включены следующие навыки: знание об алфавите и его использование; знание о звуках; понимание прочитанного или услышанного. Система состоит из 8 заданий, каждое из которых направлено на оценку определенных навыков чтения [7]. Задания и их критерии указаны в таблице 1.
Таблица 1
Задания для оценки навыков чтения и их критерии_
Цель оценки Задания Навыки чтения Критерии оценки
Понимание Понимание услышанного Навык понимания, услышав текст Устное общение ✓ По правильным ответам на различные вопросы, в том числе и выведенных (для того, чтобы отвечать на вопрос, ученик должен сделать умозаключение) и буквальных (из содержания текста можно сразу ответить) после прослушивания текста.
Понимание прочитанного Чтение вслух Понимание прочитанного ✓ Чтением текста с точностью, с небольшим усилием, на достаточной скорости. ✓ По правильным ответам на различные вопросы, в том числе и выведенных (для того чтобы отвечать на вопрос ученик должен сделать умозаключение), и буквальных (из содержания текста можно сразу ответить), после чтения текста.
Знание об алфавите и его использование Узнавание букв Алфавитное знание ✓ Название букв, и звука, представлены в случайном порядке
Чтение слов, не имеющих смысла Расшифровка ✓ Умение различать буквы и звуки при прочтении простых бессмысленных слов
Чтение знакомых слов Узнавание слов ✓ Правильное чтение слов, популярных для учеников
Диктант Письмо ✓ Правильное написание коротких предложений
Знание о звуках Узнавание и произношение первых и последних звуков слов Узнавание звука ✓ Определение и дифференцирование начальных или конечных звуков
Произношение звука предложенных букв ✓ Правильное произношение звуков
Оценка знания звуков. Данная часть включает 2 задания, одним из которых является узнавание звуков букв, находящихся в начале слов. Следующее задание заключается в том, что ученик должен правильно произнести звук предложенных букв.
Задание 2. Исследователь читает ученику короткие, знакомые для них слова, два раза. Ученик, услышав данные слова, должен правильно произнести звук первых букв. При выполнении данного задания, исследователь должен делать заметки в соответствующей части таблицы.
Задание 3. Узнать и произнести звуки букв, данных в таблице. В задании даны 100 слов (выбранные из списка), в которых имеются повторяющиеся буквы, встречающиеся в учебниках монгольского языка. Данные буквы расположены в строках таблицы. Ученик выполняет задание в течение 1 минуты. Когда время заканчивается, исследователь делает заметку на той букве, где закончил ученик.
Оценка знания алфавита. Основной принцип алфавита - понимание того, что слова состоят из звуков (то есть, фонемы) и букв (т.е. морфемы), являющиеся символами. Алфавитное знание включает в себя знания о названиях отдельных букв и их отличительных графических возможностях. Исследования показали, алфавитное знание является сильным предсказателем последующего раннего достижения чтения (Адамс М.Ж., Ихри Л.С., и Вилс Л.С. 1985; Пайпер Б. и Корд М. 2010; Вагнер Р.К., Торгесен. Ж.К., Рашотт С.А. 1994), как для родных и не родных носителей языка (Чайп П., Сегел Л.И., Вейд-Волли Л. 2002). Задания для оценки знаний об алфавите:
Задание 1. Назвать буквы. В данном задании в таблице расположены 100 больших и маленьких букв, из списка по несколько раз повторяющихся букв в учебниках монгольского языка. Ученик должен называть буквы в течение 1 минуты. Когда ученик
заканчивает задание, исследователь делает отметки в той части, где закончил ученик.
Эн>|/гний э*»нд ямар авиа сонсогдож ванна в1 _"_" "_ ПД1Г угийг хо.р дахь удаагаа удаан давтан Ч1ЛН > [уаийз ховр дахь . '.):.)
Би / Ь / = ... о буруУ о хариулаагуй
чи г 41 = ... о буруу о хариулаагуй
гол /а/ о :» О Суруу о «ариулаагуй
»»ж / е: / о Э» О Суруу о «ариулаагуй
жиме /щ;/ о Э» о Суруу о «ариулаагуй
едер ! о / „ >.. о еуруу о хариулаагуй
КС / и / = ... о буруу о хариулаагуй
йХЕМ / 8/ = ... о буруу о хариулаагуй
тя / т / о ... о буруу о хариулаагуй
нзг / п/ = ... а буруу о хариулаагуй
1 2 3 4 5 6 7 а 9 10
<ь а с а ы н ш о □ (10)
А я и И р 3 X а и п (20)
й Т э н а э р 3 а м 130)
Э э л в э ч г а е (40)
о V 6 о М э в а г а (50)
Ч л о ы н г Р н (60)
о X э И X о с Г о г (70)
н г п д У т н л н и (80)
й В а к э Й в ж й (90)
е д X ю V а Ц о ж У (100)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ф а С а ы н Ш с а Щ ПО)
А я м и р п X а и п (20)
й т э н а э Р 3 а м (30)
Э д э л е я ч г а е (40)
о V ^ р М э в а г а (50)
ч л в ы н г и о н V (60)
0 X э и X о с Г о г (70)
н г л А У т н л н и (60)
й Б а V к э Й в ж й (90)
е Д X ю V а Ц о ж У (100)
Задание 4. Чтение знакомых слов. Для этого ученик должен выбрать 50 слов с 1 или 2 слогами (из списка повторяющихся слов в учебниках монгольского языка). По пять слов расположены в строках таблицы. Ученик выполняет задание в течение 1 минуты. После выполнения можно сделать вывод о том, с какой скоростью читает ученик знакомые слова
Задание 5. Чтение бессмысленных слов. Слова, используемые в 4-ом задании будут превращаться в бессмысленные по двум способам:
Путем изменения букв
1 2 3 4 5
туулай бага тэгвэл ном МЙНЙЙ (5)
болжээ L1JW сайхан олон бе гее д (10)
Я1ВЖ ирэв билээ ТОО гелаг (15)
терсен аав газар хар ХУУХЭД (20)
аваад гэж мал цэцэг гэнэт (25)
хоёр ЮМ орох хэн харах (30)
найз гарсан ингэж бичдэг еглее (35)
нар ендер гоё одоо дунд (40)
улгэр мэдлээ ах егчээ тэр (45)
зеелен упаан XW мод дээр (50,
- заяц, букву "л"
• путем изменения букв. Например, "туулай" заменим с "д". Получится бессмысленное слово "туудай".
• Путем изменения расположения букв. Например, "аваад" -заменяем местами буквы "в" и "д". получается бессмысленное слово "адаав".
Данное задание предупреждает ребенка от зубрежки и оценивает правильное чтение каждых слов. После завершения задания можно сделать вывод о том, с каким успехом ученик читает знакомые и не знакомые слова.
Задание 8. Диктант. Это задание научит школьников распознавать звуки и буквы в словах и в коротких предложениях, записывая их. Задание измеряет алфавитное знание школьников, умение слышать и различать звуки и буквы по отдельности или в словах, добиться правильного написания (кодирования) слов. Предложение должно быть как можно более коротким и состоять из 5-7 слов.
Оценка понимания. Чтение с пониманием включает в себя больше, чем просто распознавание слов. Чтобы построить связную речь, мы должны связать предложения и зная значение слов, связываем их в предложения, а предложения в связную устную или письменную речь.
Задание 6. В течение одной минуты прочитать текст осознанно и после чтения ответить на 6 вопросов. Вопросы, на которые они должны отвечать делятся на 2 вида. Одни являются выведенными (inferential). Для того чтобы ответить на эти вопросы ученики подумав, делают умозаключение. Из 6 вопросов выведенными должны быть 2 вопроса. Другие являются, как мы назвали, буквальными (literal), т.е ученики отвечают на вопросы сразу после чтения. Таких вопросов должно быть 4. Например, был текст на тему "На
рыбалку".
Буквальными вопросами могут быть: Зачем мальчики пришли на реку? Что принес Золбоо, а что Болд? Почему они не смогли поймать рыбу? Что они решили? Почему они возвращались домой счастливые?
А выведенные: Как поймал рыбу Золбоо, а как Болд? Как ребята поймали много рыбы?
Задание 7. Понимание услышанного. Исследователь читает ученику подобный текст. После чтения текста исследователем, ученик должен ответить на 6 вопросов, 2 из них выведенные, 4 - буквальные.
Выводы. Сделав анализ системы заданий, используемые для оценки навыков чтения младших школьников, мы пришли к следующим выводам:
1. Задания рассматриваются как система, т.е для оценки навыков чтения необходим целостный комплекс заданий, каждое из них имеет определенную цель и значение.
2. Каждое задание имеет свою особенность (и по содержанию, и по структуре) в зависимости от того, что оно оценивает. Особенно, задание для оценки понимания прочитанного.
3. Каждое задание требует определенных умений и способностей от разработчиков. Например, для разработки заданий 4 и 5, необходимо составить список слов, повторяющихся в учебниках монгольского языка 1 и 2 классов.
4. Для разработки каждого задания необходимо учитывать определенный стандарт и процедуру. Например, текст, который используется для оценки понимания должен состоять приблизительно из 60 слов и состоять из трех частей: начало, основная часть и конец, а также соответствовать поставленным задачам.
Библиографический список
1. Приказ Министерства образования, культуры и наукиА/301 «Учебная программа начального образования». 2015.с 19.
2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 3 т., т. 1, с. 197.
3. Егоров Т.Г.Очерки психологии обучения детей чтению, 2 изд. М., 1953
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. СПб.: МиМ, 1997. 286 с.
5. Литвинова А. В., Мойсеенко М. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников // Молодой ученый. 2015. №1.2. С. 21 - 23.
6. Сеймоур Ф. Основа приобретения грамотности в Европейских орфографий // Британский журнал психологии. 2003. № 94. С.143-174
7. Оценка навыков чтения младших школьников (EGRA). Пособие. Второе издание. Вашингтон: Международная ассоциация развития. Международный институт исследования, 2015. Bibliograficheskij spisok
1. Prikaz Ministerstvo obrazovaniya, kultury i nauki A/301 "Uchebnaya programma nachalnogo obrazovaniya". 2015. s 19.
2. Sukhomlinskij V. A. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya v 3 t., T. 1, c. 197.
3. Egorov T.G. Ocherki psikhologii obucheniya detej chteniyu, 2 izd. M., 1953
4. Kornev A.N. Narusheniya chteniya i pisma u detej: Uchebno-metodicheskoe posobie. SPB.: MIM, 1997. 286 s.
5. Litvinova A. V., Mojseenko M. V. Osobennosti formirovaniya navyka chteniya mladshikh shkolnikov // Molodoj uchenyj. 2015. 1.2. S. 21 - 23.
6. Sejmour F. Osnova priobreteniya gramotnosti v evropejskikh orfografij // Britanskij zhurnal psikhologij. 2003. 94. S.143-174.
7. Otsenka navykov chteniya mladshikh shkolnikov (EGRA). Posobie. Vtoroe izdanie. Vashington: Mezhdunarodnaya assotsiatsiya razvitiya. Mezhdunarodnyj institut issledovaniya, 2015.
Баярмаа Гомбын - кандидат педагогических наук, Монгольский государственный университет Образования, Институт исследований образования, Улан-Батор, заведующая кафедрой педагогики и методологии, E-mail: [email protected]
Bayarmaa Gombiin - Candidate of Pedagogics (Ph.D), Mongolian State University of Education, School of Education study, Ulan-Bator, head of department of educational study and methodology, E-mail: [email protected]