Научная статья на тему 'Оценка научно-педагогической и общественной деятельности академика РАО Г. В. Мухаметзяновой методом профессиограммы'

Оценка научно-педагогической и общественной деятельности академика РАО Г. В. Мухаметзяновой методом профессиограммы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИК РАО Г.В.МУХАМЕТЗЯНОВА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОФЕССИОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимов В. В., Мухаметшин А. М.

Представленырезультаты количественной оценки деятельности академика РАО Г.В.Мухаметзяновой методами акмеологии и профессиограммы. Разработка подобного подхода позволит объективно оценивать достижения научных работников в различных отраслях науки и общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка научно-педагогической и общественной деятельности академика РАО Г. В. Мухаметзяновой методом профессиограммы»

УДК 37:001

ОЦЕНКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИКА РАО Г.В.МУХАМЕТЗЯНОВОЙ МЕТОДОМ ПРОФЕССИОГРАММЫ

В.В.Герасимов, А.М.Мухаметшин

Представленырезультаты количественной оценки деятельности академика РАО Г.В.Мухаметзяновой методами акмеологии и профессиограммы. Разработка подобного подхода позволит объективно оценивать достижения научных работников в различных отраслях науки и общественной жизни.

Ключевые слова: академик РАО Г.В.Мухаметзянова, научная деятельность, общественная деятельность, метод профессиограммы.

Академик РАО Г.В.Мухаметзянова - создатель и руководитель первого в России уникального научно-образовательного комплекса, состоящего из трех разноподчиненных учреждений: «Института педагогики и психологии профессионального образования» (РАО), Академии социального образования (Минобразнауки) и колледжа (факультета среднего профессионального образования). В этом комплексе осуществляется сквозная подготовка кадров бакалавров и специалистов, научных и практических работников по педагогическому, психологическому и социально-юридическому направлениям. В комплексе успешно функционирует специализированный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, издается научный «Казанский педагогический журнал», имеющий высокий импакт-фактор.

В настоящее время по ряду причин возникла острая необходимость объективной оценки результативности деятельности научных работников. В научно-педагогической литературе имеются рекомендации по оценке деятельности ученых по ряду критериев, в том числе и по публикационной активности. Но данный метод является полностью не раскрывает научно-педагогическую и совсем не затрагивает общественную деятельность работника. Цель нашей работы - предложить метод количественной оценки деятельности ученых на основе изучения динамики основополагающих публикаций, динамики научного роста, общественного вклада на основе интеграции методов акмеологии, профессиограммы и матанализа.

Гузел Валеевна Мухаметзянова относится к плеяде ученых, обладающих яркими творческими способностями, обширными и глубокими знаниями, богатым практическим опытом, талантом организатора исследовательской работы, широтой и многосторонностью научных интересов. Вокруг Гузел

Валеевны сформировалось целое созвездие ученых и специалистов. Круг интересов Г.В.Мухаметзяновой необычно широк: прочитываются литературные новинки и раритеты, посещаются концерты и пишутся стихи. Издан собственный сборник стихов, глубоки и содержательны выступления на Санкт-Петербургских Лихачевских чтениях. У нее изящная, безупречно грамотная речь, выдержка, манеры. Она всегда предупредительна по отношению к людям. Возглавляемый ею научно-образовательный Комплекс поддерживает детские дома и приюты, она сама всегда готова помочь нуждающимся. Г.В.Мухаметзянова вошла в историю татарского народа как первая женщина, и на сегодняшний день его единственная представительница, ставшая академиком РАО.

Плодотворная научно-педагогическая деятельность Г.В.Мухаметзяновой отмечена многочисленными наградами: медалью имени К.Д.Ушинского за особые заслуги в области образования, Почетной грамотой Президента Республики Татарстан. Американский биографический институт (штат Северная Каролина) признал ее «Женщиной 2004 года», а международный биографический центр (Кембридж) за выдающиеся достижения в сфере науки и образования избрал ее Кавалером Ордена Заслуг. Указом Президента России академик Г.В.Мухаметзянова в 2005 г. за заслуги в области образования и педагогической науки награждена Орденом Дружбы народов. Г.В.Мухаметзянова возглавляет Совет по защите докторских диссертаций по педагогическим и психологическим наукам. Является членом Экспертного Совета Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ. Ведет плодотворную общественную работу как член Совета по Государственным премиям при Президенте России, член Комиссии по помилованию при Президенте РТ, лауреат Государственной премии РТ в области науки и техники, Председатель Ассоциации негосударственных вузов Республики Татарстан.

Оценка деятельности Гузел Валеевны нами связывалась с наиболее значимыми научными исследованиями и событиями в общественной деятельности после защиты кандидатской диссертации, т.е. в зрелые годы (требование акмеологического подхода). Однако акмеологический подход был ограничен основной его частью профессиографией. Полная информация о научно-педагогической и общественной деятельности Гузел Валеевны представлена в 3-х-томнике «Избранные педагогические труды» [1] и книге «Жизнь для науки» [2]. Анализ деятельности осуществлялся по данным из указанных источников. Для обработки фактических (т.е. экспериментальных) данных применялся метод наименьших квадратов. Для качественной оценки

значимости результатов деятельности использовался метод экспертных оценок. Баллы могут варьироваться в интервале от 1 до 300. Наиболее высокий балл 300 эксперты присудили Гузел Валеевне за присуждение ей звания гранд-доктора и полного профессора за заслуги в развитии Болонского процесса. Выборка основных результатов (экспериментальные данные) приведена в табл. 1. Представлены: масштаб - РТ, РФ или Международный; параметр времени, годы (возраст); результаты деятельности; значимость - в баллах по методу экспертных оценок.

Таблица 1. Основные результаты деятельности Г.В.Мухаметзяновой

Масштаб Параметр Результаты деятельности Баллы

достижения времени

РТ 35 Защита кандидатской диссертации 80

40 Отличник народного образования 30

51 Заслуженный учитель школы РТ 80

55 Почетная грамота президента РТ 50

63 Член ученого Совета при Совете безопасности РТ 90

68 Член Комиссии по помилованию при Президенте РТ 40

68 Председатель Ассоциации негосударственных ВУЗов РТ 40

69 Член Общественной палаты РТ 70

71 Орден «За заслуги перед РТ» 100

РФ 50 Защита докторской диссертации 180

52 Присуждение научного звания профессора 190

55 Академик РАО 200

57 Золотая медаль РАО «За достижения в науке 150

59 Заслуженный деятель науки и РФ 200

62 Член Экспертного Совета ВАК 130

64 Лидер 2002 г. за научное обеспечение среднего образования РФ 140

67 Орден дружбы народов 170

67 Медаль РАО им. Ушинского 120

67 Премия Правительства РФ в области образования 110

Мир 65 Звание «Женщина года» (США) 240

65 «Человек года» (США) 250

66 Гранд-доктор и полный профессор (Болонский процесс) 300

67 Присуждение международного ордена «За заслуги в науке» 270

68 Золотая медаль Российско-Швейцарского экспертного Совета за безупречную деловую репутацию 260

Из таблицы 1 видно, что защита кандидатской и докторской диссертаций состоялись соответственно в 35 и 50 лет. Значительный между ними интервал указывают на важнейшие черты характера Гузел Валеевны, такие как трудолюбие, настойчивость, нежелание представлять слабое исследование. Для Гузел Валеевны характерен фундаментальный подход в научной работе. Научные исследования концентрируются на таких актуальных проблемах, как теоретико-методические основы развития профессионального образования, проектирование региональных образовательных систем, научное прогнозирование развития профессионального образования, психолого-педагогические и культурологические основы гуманизации и гуманитаризации средней профессиональной и высшей школы, интеграция профессиональной и социальной подготовки специалиста, формирование национального самосознания инравственное развитиемолодежи.

Под руководством Г.В.Мухаметзяновой защищено более 30 докторских и более 55 кандидатских диссертаций. Опубликовано более 350 основополагающих научных работ, в том числе 20 монографий, такие как «Формирование мировоззрения молодежи», «Трудовое и эстетическое воспитание студентов», «Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования», «Педагогическая культура татарского народа», «Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы», «Подготовка специалистов социальной сферы: региональный аспект», «Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе», «Современные проблемы образования», «Профессиональное образование в России: методология и теория, Зх-томник «Избранные педагогические труды», «Жизнь для науки».

Рассматриваются многие актуальные вопросы обучения и воспитания в общеобразовательной и профессиональной школах, которые широко известны педагогической общественности и получили

международноепризнание. Выходные данные по научным публикациям, дифференцированным по годам, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Объём научных публикаций

Возраст Объём, печ.л. Возраст Объём, печ.л.

38 0,65 56 9

40 0,3 57 32

41 1,7 58 53

42 23 59 58

43 5 60 52

44 3 61 36

45 4 62 27

46 5 63 86

47 1,5 64 23

49 48 65 30

50 2 66 70

51 10 67 23

52 15 68 30

53 20 69 65

54 3 70 99

55 8 71 80

Данные таблиц 1 и 2 представим в виде графиков: Рис. 1- динамика наиболее 59 значимых научных достижений, Рис. 2 - динамика творческой деятельности - печатная продукция в зависимости от возраста.

Нщ чипе дослихения.йоплы" Линейная аппроксимация у ■ -15703 - 6650 /

¿¿7 50 60 70

Рис. 1 Дин аника научных достижений 1 - Кандидат , 2 - Доктор , 3 - Профессор, 4 - Акадепик, 5 - Засл. деятель науки РФ, 6 - гранд-доктор и полный профессор (Болюнекий прцесс)

' Метод экспертных оуеиок

График, характеризующий динамику научных достижений в рассматриваемом интервале 35-70 лет, представляет собой линейную функцию У= - 157,138 + 6,650 х. Константа скорости возрастания показателя составляет 6,650 балл/год. Подобная закономерность обнаруживается и на графике изменения творческой деятельности (Рис. 2). Линейка аппроксимация в последнем случае выражается уравнением у= -93,324+2,193 х. Константа скорости роста публикаций 2,193 печ.л./год. Из графиков следует, что пик творческой активности не пройден. Для Гузел Валеевны следует ожидать еще большего количества и более весомых публикаций в ближайшем будущем. Установленные линейные зависимости для научной практики, видимо, все же являются исключением. Вблизи пенсионного возраста активность специалиста обычно достигает максимума и далее происходит спад.

В общем случае творческую активность научных работников можно представить в виде графика квадратичной параболы У= а0 + ахх + а2х2. Если а2 < 0, вторая производная У" = - 2а2< 0 отрицательна при всех значениях х. Кривая обращена выпуклостью вверх, находится в 1 квадранте, то есть график правильно описывает закономерности творческой деятельности специалиста (рис.3). В точке максимума из условия обращения первой

производной в нуль имеем х= а1 / 2а2, у= а0 + а1 /4а2. Для ученых-женщин можно записать: а1=110 а2=1. Получаем характерные 55 лет.

Рис. 3. График квадратичной параболы для анализадеятельности однопрофильных

научных работников

Если а2 = 0 , парабола переходит в прямую У = а0 + а^, т.е. линию с постоянным уклоном У = а! = сош1 Пик максимума творческой активности ученого в этом случае отодвигается на более поздние сроки. Свободный член а0 в данном случае не очень характерен для анализа, так как рассматривается временной интервал начиная с защиты кандидатской диссертации.

Левая восходящая ветвь может характеризовать важнейшие события и даты значимых научных достижений, такие как присуждение ученых степеней и званий, почетных званий, достижений тех или высот в республиканском, российском, международном масштабах. Важно при анализе зафиксировать пик параболы - максимальный творческий уровень и, соответственно, сопоставить с возрастом специалиста. Представляет интерес и нисходящая ветвь, насколько она насыщена событиями.

Обозначим у в точке максимума активности как параметр «Пмахингенсив.», х, соответственно,- «Пдаит. мах. интенсив.». Легко видеть, что чем больше значение а! и меньше а2, тем больше творческая отдача от деятельности научного работника. Построение и сравнительный анализ подобных графиков для групп однотипных специалистов, в частности, по педагогическим, психологическим, юридическим другим наукам позволит путем построения и анализа соответствующих графиков, компьютерной

аппроксимации по квадратичной параболе, говоря иначе вычисления и аранжировки коэффициентов а0, аь а2, аргументировано по индивидуальному вкладу, выявить ученых-лидеров, что объективно важно знать для любого творческого коллектива.

Для сравнительной количественной оценки деятельности скажем двух специалистов достаточно взять, соответственно, отношения их индивидуальных параметров Пмах. интенсив. и Пдлит. мах.интенсив., получим интересующий нас результат.

Легко и безболезненноподобный анализ можно выполнить по ученым, по которым еще нет устоявшегося общественного мнения или по тем или иным специалистам из прошлого, тем более, чтов последние время опубликовано много конкретных библиографических сведений об итогах деятельности научных работниках. В частности, по Казанскому федеральному университету [3], Казанскому технологическому университету [4]. Ключевые данные приведены и в Татарской энциклопедии [5]. Можно для анализа обратиться к первоисточникам, или получить архивные сведения. Таким образом, предложен метод количественной оценки деятельности научных работников путем использования и анализа функции типа квадратичной параболы. Вопрос является актуальным и, возможно, получит дальнейшее развитие.

Источники:

1. Мухаметзянова Г.В. Избранные педагогические труды: В 3-х томах. Казань: Магариф, 2005. 416 с.

2. Мухаметзянова Г.В. Жизнь для науки / под ред. Н.Б.Пугачевой. Казань: ИПП ПО РАО, 2008. 304 с.

3. Казанский университет (1804 - 2004): Библиографический словарь. Т. 1: 1804-1904. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002. 808с.; Т.2: 1905-2004. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2004. 880 с.; Т.3. 1905-2004. Казань: Изд-во Казан. Ун-та 2004. 768с.

4. Гордость технологического университета. Библиографический словарь. Казань: Изд-во КГТУ, 2009. 524с.

5. Татарский энциклопедический словарь / под редакцией М.Х.Хасанова. Казань: Изд-во Ин-тататарской энциклопедии АН РТ, 1999 г.

Зарегистрирована: 05.03.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.