Научная статья на тему 'Оценка напряженного состояния латунного покрытия высокоуглеродистой проволоки при волочении'

Оценка напряженного состояния латунного покрытия высокоуглеродистой проволоки при волочении Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
288
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАЛЛОКОРД / ПРОВОЛОКА / ВОЛОЧЕНИЕ / ПОКРЫТИЕ / ЛАТУНЬ / ТОЛЩИНА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПОВЕРХНОСТЬ / ПРОФИЛЬ / НАПРЯЖЕНИЯ / РАСТЯЖЕНИЕ / ОТСЛОЕНИЕ / MODELING/SIMULATION / STEEL CORD / WIRE / DRAWING / COATING / BRASS / THICKNESS / SURFACE / PROFILE / STRESS / TENSILE STRESS / SEPARATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Столяров Алексей Юрьевич, Мелихова Наталья Вениаминовна

Рассмотрен вопрос формирования рациональной толщины латунного покрытия высокоуглеродистой проволоки, предназначенной для свивки металлокорда. С применением компьютерного моделирования исследовано напряженное состояние латунного покрытия при волочении монолитной волоке и показано, что причиной отслоения покрытия являются растягивающие напряжения, возникающие во впадине микронеровности поверхности проволоки. Величина напряжений растет с увеличением толщины покрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stress State Estimation of High Carbon Wire Brass Coating During Drawing

The authors studied the issue of adequate thickness of brass coating of high carbon wire developed for steel cord laying. Using computer simulation they investigated the stress state of the brass coating in the process of drawing throughone-piece drawing dies and proved that the coating separation is caused by the tensile stress developing in the wire surface microroughnesses. It was found that the intensity of stress increases with the increase of coating thickness.

Текст научной работы на тему «Оценка напряженного состояния латунного покрытия высокоуглеродистой проволоки при волочении»

жения, верхней оценки, сопротивления материалов пластическим деформациям и баланса работ, невозможно расчётными методами обосновать реализацию нулевого прироста осевого напряжения от действия противонатяжения. Об этом свидетельствуют результаты соответствующих расчётов [1 , 2 , 5 ]. На практике реализация нулевого прироста для большинства материалов невозможна из-за обрыва переднего конца проволоки или нецелесообразна по ряду причин. Однако учёт особенностей процесса волочения с противонатяжением позволяет повысить эффективность его применения для разгрузки волоки от радиальной силы и повышения эксплуатационной стойкости волочильного инструмента, снижения температуры волочения, неоднородности физико-механических свойств деформированного металла и уровня остаточных напряжений в поперечном сечении.

УДК 621.771.23:621.778.09

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЛАТУННОГО ПОКРЫТИЯ ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТОЙ ПРОВОЛОКИ ПРИ ВОЛОЧЕНИИ

1 2 Столяров А.Ю. , Мелихова Н.В.

1000 «Специальные технологии», г. Магнитогорск, Россия 2ФГБОУВПО «Магнитогорский государственный техническийуниверситет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск, Россия

Для обеспечения высоких эксплуатационных характеристик автомобильных шин ме-таллокорд, широко применяемый при их изготовлении, наряду с другими характеристиками, должен иметь высокую прочность связи с резиной (адгезия к резине). Для чего металлокорд свивают из латунированной высокоуглеродистой проволоки. Латунное покрытие наносится на патентированную проволоку-заготовку, которая затем подвергается мокрому волочению на многократных волочильных машинах со скольжением на готовый размер под свивку.

При этом толщина латунного покрытия на проволоке должна быть рациональной, т.к. с одной стороны, с увеличением толщины покрытия адгезия снижается [1], а с другой стороны, слишком тонкое покрытие приводит к нарушению его сплошности. Следует также учитывать экономические факторы, т. к. при нанесении латунного покрытия используются дорогостоящие материалы (медь и цинк анодные) и сложные технологические процессы осаждения металлов из комплексных электролитов, и увеличение толщины покрытия вызывает дополнительные затраты.

При волочении уменьшение толщины покрытия происходит пропорционально изменению диаметра проволоки, а также происходят потери латунного покрытия (съём) в волоках и на тяговых устройствах волочильных машин [2].

При расчёте параметров толщины латунного покрытия на патентированной заготовке необходимо учитывать съём латунного покрытия, который при нормальных условиях должен составлять 10-15 %. Величина съёма латунного покрытия зависит от величины суммарной деформации, геометрии и шероховатости поверхности рабочего канала волочильного инструмента, а также величины скольжения проволоки на тянущих устройствах волочильного стана. Опытным путём установлено, что съём латунного покрытия зависит ещё и от его начальной толщины [1-4].

Таким образом, вопрос формирования рациональной толщины латунного покрытия на патентированной заготовке в зависимости от условий волочения и требований к готовому металлокорду является актуальным.

На сегодняшний день в литературе вопросу волочения проволоки с латунным покрытием под металлокорд уделено мало внимания. Объясняется это тем, что с позиций теории совместной пластической деформации разных материалов (СПДРМ) [5] аналитически исследовать данный процесс затруднительно, поскольку латунное покрытие довольно тонкое, его

толщина сопоставима высотой микронеровностей деформируемой основы. Из-за наличия микронеровностей стальной основы при волочении возникает слой дополнительных сдвиговых деформаций [6]. Это приводит к образованию очагов локализации деформации латуни, образованию в нём дополнительных напряжений, что, в свою очередь, меняет характер течения латуни и требует проведения дополнительных исследований.

Данных по влиянию параметров волочения и толщины латунного покрытия на его потери не достаточно. Так, например, в работе [3] на основании экспериментальных данных показано, что при снижении рабочего угла волочильного инструмента с 14° до 10° съём латуни уменьшается, при этом не исследовано, как сказывается на съёме латунного покрытия дальнейшее уменьшение угла волочильного инструмента. В работе [7] рекомендована начальная толщина латунного покрытия, гарантирующая отсутствие его обратного течения. Показано, что при уменьшении угла минимальная начальная толщина покрытия уменьшается, но ничего не говорится о максимально допустимой толщине. Практикой же волочения латунированной проволоки под металлокорд установлено, что снижение угла рабочей зоны волочильного инструмента до 8 - 10°, а также повышение начальной толщины латунного покрытия приводит к его повышенному съёму при волочении.

В связи с чем, возникает необходимость проведения дополнительных исследований характера течения латунного покрытия в очаге деформации при волочении латунированной проволоки под металлокорд, а также оценки влияния его начальной толщины и параметров волочения на деформацию латуни.

Для поставленной задачи был проведен компьютерный эксперимент по моделированию процесса волочения проволоки с латунным покрытием в программной среде БЕРОИМ-2Б по методике, представленной в работах [6, 8], т.е. для определения показателей деформации при волочении на заготовке учитывалась фактическая шероховатость поверхности. При этом был добавлен слой латунного покрытия (рис. 1). Материал основы - стальная высокопрочная проволока с содержанием углерода 0,76 %, материал покрытия - латунь с содержанием меди 63 % и цинка 37 %. Физико-механические свойства материалов для моделирования были взяты из результатов тестовых испытаний, отношение толщины покрытия к диа-

°

метру основы - 0,007, полуугол волочильного инструмента - 6 , величина единичной деформации 22 %, коэффициент трения для «мокрого» волочения - 0,2.

.6

ч1НЕт

4

Рис. 1. Исходные данные для моделирования процесса волочения проволоки с

тонким латунным покрытием: 1 - проволока; 2 - волочильный инструмент; 3 - тянущее устройство; 4 - фотография элемента поверхности проволоки 5 с латунным покрытием 6

Был исследован характер изменения толщины латунного покрытия при волочении тонкой проволоки под металлокорд и показано, что течение металла покрытия происходит от пиков микронеровностей профиля во впадины. Повышение толщины латунного покрытия не приводит к повышению его сплошности при волочении высокоуглеродистой проволоки под металлокорд, поскольку сдвиговая составляющая деформации покрытия при волочении увеличивается во впадинах микронеровностей профиля, т.е. в тех местах, где толщина покрытия выше. Обратного течения металла покрытия при моделировании обнаружено не было, что свидетельствует о трибологическом механизме износа (съёма) латунного покрытия [8].

Данная работа посвящена исследованию напряженного состояния в слое латунного покрытия при волочении в монолитной волоке. Связано это с тем, что именно напряженное состояние определяет сопротивление деформации и деформируемость (предельную степень деформации до разрушения) металла. Расчетная схема приведена на рис. 2. Расчет проводился для точек, расположенных: 1) по линии раздела: «основной металл-латунное покрытие» (тт. 1, 3, 5); 2) на контактной поверхности: «латунное покрытие-рабочая поверхность волоки» (тт. 2, 4, 6). При этом расчет проводился для зоны покрытия без микронеровностей (тт. 1, 2), для покрытия, находящегося во впадине микронеровности (тт. 3, 4) и покрытия, находящегося на вершине микронеровности (тт. 5, 6).

Рис. 2. Расчетная схема: 1 и 2 точки, взятые без учёта микронеровностей профиля основы; точки 3 и 4 - во впадинах профиля; точки 5 и 6 - на пиках микронеровностей

Проводился расчет продольных, радиальных и средних (гидростатических) напряжений. Результаты расчета приведены в таблице.

Результаты расчета напряженного состояния в латунном покрытии

Напряжения, Н/мм2 Значения напряжений в точках на контакте основы и покрытия Значения напряжений в точках контакта покрытия и волочильного инструмента

1 3 5 2 4 6

Продольные -98 71 -71 -97 12 -11

Радиальные -126 -84 -68 -128 1 -84

Средние -130 39 -80 -131 6 -50

Анализ полученных результатов показывает следующее:

- без учёта микронеровностей профиля продольные, радиальные и средние напряжения принимают максимальное значение, причём с отрицательным знаком, т.е. все напряжения сжимающие;

- во впадинах профиля в точках 3 и 4 продольные напряжения становятся растягивающими, а средние напряжения принимают положительное значение;

- во впадинах профиля разница между напряжениями, возникающими на поверхности раздела «основа - покрытие» и «покрытие - инструмент» максимальная.

Таким образом, во впадине микронеровности действуют продольные растягивающие напряжения, причем максимальные их значения приходятся на линию раздела «основной металл-покрытие», что может вызвать разрушение латунного покрытия в этом месте и его последующее отслоение. С ростом толщины латунного покрытия его долевое влияние увеличивается, что приводит к росту съёма латуни.

Список литературы

1. Кравцов A.A., Леднева A.A., Макуха O.A. Адгезия резины к металлокорду // Метизы. 2005. 1(08). С. 65-68.

2. Райз М.Ш., Красик А.Е. Выбор режимов обжатий при изготовлении латунированной проволоки // Новые технологические процессы и оборудование в метизном производстве: тем. сб. науч. тр. М.: Металлургия, 1986. С. 44-47.

3. Крымчанский И.И., Катыльков Г.Н., Гонтарь Д.В. Влияние параметров волок на съём покрытия при волочении латунированной проволоки и качество металлокорда // Литьё и металлургия. 1999. № 3. С 39-41

4. Алексеев Ю.Г., Кувалдин H.A. Металлокорд для автомобильных шин. М.: Металлургия, 1992. 192 с.

5. Аркулис Г.Э. Совместная пластическая деформация разных металлов. М.: Металлургия, 1964. 271 с.

6. Столяров А.Ю., Харитонов A.B. Определение глубины слоя дополнительной сдвиговой деформации при волочении тонкой проволоки // Сталь. 2012. № 12. С. 45-47.

7. Налимова М.В. Совершенствование технологии волочения проволоки с покрытием с целью экономии металла, улучшения сплошности и прочности сцепления: автореф. дис. ... канд. тех. наук: 05.03.05 / Налимова Марина Викторовна. Магнитогорск. 2004. 19 с.

8. Столяров А.Ю. Особенности процесса волочения тонкой высокопрочной проволоки с латунным покрытием под металлокорд / А.Ю. Столяров, В.А. Харитонов // Материалы VIII Междунар. техн. конф. «Техника и технология: новые перспективы развития». М.: Спут-ник+, 2013. С. 91-96.

References

1. Adhesion of rubber to metal cord / A.A. Kravcov, A.A. Ledneva, O.A. Makuha // Metal-ware.2005. № 1(08). P.65-68.

2. Raiz M.Sh., Krasik A.E. Choice of drafting schedule in case of production of a brass plated wire // New technical processes and the equipment in hardware production: thematic collection of scientific works M.: Metallurgy, 1986. P. 44-47.

3. Kryjmchanskiy I.I., Katyjlkov G.N., Gontar D.V. The influence of parameters of drawing die on surface pick-off in case brass plated wire drawing and a quality of a metal cord // Casting and metallurgy. 1999. №3. P. 39-41

4. Alekseev Yu.G., Kuvaldin N.A. Metal cord for car tires. M.: Metallurgy, 1992. 192 p.

5. Arkulis G.E. Joint plastic flow of different metals. M.: Metallurgy , 1964. 271 p.

6. Stolyarov A.Yu., Kharitonov A.V. Determination of a layer depth of additional shearing deformation when a thin wire drawing // Steel. 2012. № 12. p. 45-47.

7. Nalimova M.V. Improvement of technology of a covered wire drawing for the purpose of economy of metal, improvement of a uniformity and strength of adhesion: synopsis of a thesis ... PhD in Engineering: 05.03.05 / Nalimova Marina Viktorovna. Magnitogorsk. 2004. 19 p.

8. Stolyarov A.Yu. Special features of process of a thin high-strength wire drawing with a brass covering under a metal cord / A.Yu. Stolyarov, V.A. Kharitonov // Materials of the VIII International technical conference. «Engineering and technology: new prospects of development». M.: Sputnik+. , 2013. P. 91-96.

УДК 621.777: 621.777.22

РАСЧЕТ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ЗОНЫ ОБЖАТИЯ ПРИ ХОЛОДНОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРОКАТКЕ ТРУБ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ

Курмачев Ю. Ф., Соколов Р. Е., Высотина А. А.

ФГАОУВПО «Сибирский федералъныйуниверситет»,

Холоднокатанные трубы из цветных металлов и сплавов занимают важное место в современной промышленности. Трубы из алюминиевых сплавов широко применяются в качестве изделий ответственного назначения в авиационной и космической технике.

Следует отметить, что процесс проектирования инструментальной оснастки при разработке технологии холодной прокатки труб (ХПТ) сопряжен с проведением большого объема вычислений, связанных с определением продольного профиля ручья калибра.

На сегодняшний день из технической литературы [1, 2] известен ряд методик расчета калибровок инструмента станов ХПТ, наиболее распространенными из которых являются: НИТИ-НТЗ, МИСиС и УралНИТИ. Данные методики широко применяются в производстве стальных и титановых труб. Однако они не предполагают точного аналитического решения поставленной задачи из-за принятия ряда допущений при постановке задачи.

В связи с этим, актуальной становится задача по разработке методики точного расчета продольного профиля зоны обжатия при холодной периодической прокатке труб из алюминиевых сплавов по заданной функции изменения степени деформации.

Введем следующие обозначения: L - длина обжимной зоны; D{x) - диаметр трубы в точке х; D - диаметр заготовки; d - диаметр готовой трубы;

t - толщина стенки трубы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.