УДК336.2 JEL Н26, Н29 DOI 10.26425/1816-4277-2024-2-104-114
Оценка налоговых платежей в формировании региональных бюджетов
Огородникова Елена Петровна1'2
Канд. экон. наук, доц. каф. финансов и менеджмента ORCID: 0000-0003-3848-3581, e-mail: [email protected]
Рахматуллина Ляйсана Ильдаровна2
Канд. экон. наук, доц. каф. экономической теории и управления ORCID: 0009-0000-7721-112X, e-mail: [email protected]
Андреева Наталия Васильевна2
Канд. техн. наук, доц. каф. экономической теории и управления ORCID: 0009-0005-7568-5213, e-mail: [email protected]
Юренбургский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Оренбург, Россия 2Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург, Россия
Ключевые слова
Бюджет, регион, региональная бюджетная политика, налоговые доходы, неналоговые доходы, региональные власти, субъект РФ
Аннотация
В статье представлено исследование по оценке налоговых платежей в бюджеты и эффективности формирования региональной бюджетной политики, связанных с негативным влиянием пандемии COVID-19 и санкций на доходную часть бюджета. Представлен обзор научной литературы экономистов, изучающих проблему формирования региональной бюджетной политики, сформулированы цели и задачи проведенного исследования. Целью исследования является оценка формирования доходной части бюджета на региональном уровне (на примере Оренбургской области Российской Федерации). Проведена оценка по наполняемости доходной части бюджета за счет налоговых платежей, осуществлен анализ методик отечественных и зарубежных ученых, принимавших участие в изучении данной проблемы. В исследовании уделено внимание показателям, характеризующим эффективность формирования бюджетной политики в российских регионах. Использованы логические, статистические методы и приемы. На основании оценки устойчивого уровня формирования динамических показателей доходной и расходной частей регионального бюджета и их роста показана стабильная неустойчивость налоговых поступлений от прибыли организаций. Исходя из проведенного исследования и изучения материалов ученых, сформулирован вывод о том, что в будущем следует продолжить трансформацию эффективного формирования регионального бюджета, а также составлен прогноз бюджета на перспективный период с высокой точностью. Воздействие разнонаправленных факторов на бюджетно-налоговую политику Российской Федерации в среднесрочном периоде усиливает неопределенность условий ее реализации.
Для цитирования: Огородникова Е.П., Рахматуллина Л.И., Андреева Н.В. Оценка налоговых платежей в формировании региональных бюджетов//Вестник университета. 2024. № 2. С. 104—114.
© Огородникова Е.П., Рахматуллина Л.И., Андреева Н.В., 2024.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Assessing tax payments in regional budgets formation
Elena P. Ogorodnikova12
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Finance and Management Department ORCID: 0000-0003-3848-3581, e-mail: [email protected]
Laysan I. Rakhmatullina2
Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Economic Theory and Management Department ORCID: 0009-0000-7721-112X, e-mail: [email protected]
Natalia V. Andreeva2
Cand. Sci. (Engr.), Assoc. Prof. at the Economic Theory and Management Department ORCID: 0009-0005-7568-5213, e-mail: [email protected]
'Orenburg Branch of the Plekhanov Russian University of Economics, Orenburg, Russia 2Orenburg State Agrarian University, Orenburg, Russia
Abstract
The article presents a study on assessing tax payments to budgets and the regional budgetary policy formation effectiveness related to the negative impact of the COVID-19 pandemic and sanctions on the revenue side of the budget. The review of economic papers studying the problem of forming regional budget policy has been presented, the goals and objectives of the study e formulated. The purpose of the study is to assess the formation of the budget revenue part at the regional level (on the example of the Orenburg region of the Russian Federation). The estimation of the filling of the budget revenue part at the expense of tax payments has been carried out, the analysis of domestic and foreign scientists, who participated in studying this problem, methodology has been carried out. The study pays attention to the indicators that characterize budget policy formation effectiveness in Russian regions. Logical and statistical methods and techniques have been used. Based on the assessment of the stable level of forming dynamic indicators of revenue and expenditure parts of the regional budget and their growth, the stable instability of tax revenues from the profit of organizations has been shown. Based on the research and scientific studies, the article concludes that in the future the transformation regional budget effective formation should continue. The budget forecast for the future period with high accuracy has been made. The impact of multidirectional factors on the Russian fiscal policy in the medium term increases the uncertainty of its implementation conditions.
Keywords
Budget, region, regional budget policy, tax revenues, non-tax revenues, regional authorities, subject of the Russian Federation
For citation: Ogorodnikova E.P., Rakhmatullina L.I., Andreeva N.V (2024) Assessing tax payments in regional budgets formation. Vestnik universiteta, no. 2, pp. 104—114.
© Ogorodnikova E.P., Rakhmatullina L.I., Andreeva N.V., 2024.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
ВВЕДЕНИЕ
Используя систему статистических методов, возможно построить методологию статистического исследования устойчивости уровней динамических рядов статей бюджета и тенденции динамики (тренда) статей бюджета региона, которая может быть использована в практической деятельности законодательных органов при формировании законодательной базы, региональных и муниципальных властей при управления бюджетным процессом, бюджетной политикой [1].
В исследовании выбранный период с 2017 г. по 2021 г. характеризуется усложнением проблем эффективности бюджета субъектов Российской Федерации (далее — РФ, Россия) [2; 3].
Актуальность темы исследования определяется в целях и задачах. Целью проведенного исследования является статистическая оценка эффективности бюджетной политики на региональном уровне.
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
1) определена система статистических показателей уровней и тенденций устойчивости доходов и расходов как базовых параметров эффективности бюджетной политики региона;
2) оценены основные показатели доходной части бюджета Оренбургской области за анализируемый период;
3) осуществлен анализ динамики и удельный вес расходов бюджета региона;
4) рассчитан комплекс бюджетных коэффициентов, характеризующих эффективность бюджета региона.
Объектом исследования являются показатели бюджета Оренбургской области. Предметом исследования выступает эффективность бюджета Оренбургской области.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основным фундаментом проведенного исследования выступили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные результатам социально-экономической статистики, эконометрическо-го моделирования и изучения бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях, проблемам и перспективам развития государственных финансов.
Вопрос формирования доходной части региональных бюджетов рассматривался среди отечественных ученых: И.Н. Мальцева, В.Е. Мартыненко, М.Л. Пешин, А.Н. Бондарь, В.Н. Саранцев и др. В.Н. Саранцев в своих исследованиях выделял макроэкономическую и подлинную эффективности бюджета. Первая основывается на формировании непосредственного бюджета как макроэкономического показателя, вторая проявляется как степень достижения конкретной цели. По нашему мнению, это определяет качество реализации региональной и местной политики в процессе управления бюджетными ресурсами [4].
Исследования ученых оказали существенное влияние на применяемые понятия и методы по формированию бюджета в различных экономических условиях. Это направление нельзя считать изученным в полном объеме, поэтому возникает необходимость дальнейшего теоретического и практического изучения данного вопроса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Оренбургская область входит состав Приволжского федерального округа РФ. Территория — 124 тыс. км2, население — 2 033,1 тыс. чел. [5]. Проведем анализ динамики бюджета Оренбургской области по его составным частям, взяв за базу суммы исполненных показателей бюджета, то есть доходов и расходов (табл. 1).
Таблица 1
Динамика доходов бюджета Оренбургской области за 2017—2021 гг.
Годы Доходы, млн руб. Абсолютное отклонение, млн руб. Темп роста, % Темп прироста, %
Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
2017 74 936,71 - - - - - -
2018 75 416,47 479,76 472,66 100,64 99,38 0,64 0,62
2019 87 269,19 11 852,7 11 380,06 115,72 115,00 15,72 15,00
2020 99 685,45 12 416,3 23 796,32 114,23 131,36 14,23 31,36
Окончание табл. 1
Годы Доходы, млн руб. Абсолютное отклонение, млн руб. Темп роста, % Темп прироста, %
Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
2021 111 502,5 11 817,0 35 613,33 111,85 146,93 11,85 46,93
Составлено авторами по материалам источника [5]
По данным, представленным в табл. 1, наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению поступающих доходов в региональный бюджет Оренбургской области, расчет которых осуществлен методом цепных подстановок.
Уменьшение доходов наблюдается в 2017 г. по сравнению с предыдущим годом. При расчете базисным методом отмечается снижение доходов бюджета также в 2017 г. и 2018 г., тогда как в остальные периоды они увеличиваются.
Так, в 2021 г. доходы увеличились на 46,93 % по сравнению с 2017 г. Наибольшее изменение доходов бюджета Оренбургской области, рассчитанное методом цепных подстановок, наблюдается в 2019 г. по сравнению с 2018 г. и составляет 11 852,7 млн руб. (15,72 %).
Наименьшее изменение при данном методе расчета наблюдается в 2018 г. по сравнению с 2017 г., и оно составило 479,76 млн руб. (0,64 %). Наибольшее изменение доходов бюджета Оренбургской области, рассчитанное базисным методом, наблюдается в 2021 г. по сравнению с 2017 г., составив 35 613,33 млн руб. (46,93 %) [6].
Удельный вес доходной части Оренбургского бюджета за исследуемый период представлен на рис. 1.
Безвозмездные поступления
~1—
10
—I—
20
—I—
30
—I—
40
%
—I—
50
—I—
60
~1—
70
■ 2017 г. □ 2021 г.
Составлено авторами по материалам источника [6]
Рис. 1. Удельный вес доходов бюджета Оренбургской области
—I
80
0
По данным рис. 1, можно утверждать, что в 2017 г. наибольший удельный вес в доходах Оренбургского бюджета приходится на налоговые доходы (75,01 %). На неналоговые поступления приходится лишь 2,87 % от общего объема бюджета.
В 2021 г. наибольший удельный вес в доходной части бюджета Оренбургской области занимают налоговые доходы — 57,12 %, на безвозмездные поступления приходится 41,7 %, а 1,41 % — на неналоговые поступления в бюджет региона. Так, с 2017 г. по 2021 г. доля налоговых доходов снизилась. Это произошло за счет увеличения безвозмездных платежей в 2021 г. Доля неналоговых доходов изменилась незначительно. Таким образом, можно сказать, что основную часть бюджета Оренбургской области составляют налоговые поступления.
Рассмотрим более подробно структуры налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений в бюджет Оренбургской области и проследим их динамику. Исходя из данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод о том, что как в 2017 г., так и в 2021 г. наибольшую долю налоговых поступлений
составляют поступления от налога на прибыль и доход. В 2021 г. его доля составляла 66,88 %. Также значительную долю занимают поступления от налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, и налоги на имущество (в 2021 г. — 18,66 %, что на 3,11 % больше, чем в 2017 г.). Остальные поступления занимают незначительную долю в структуре доходов бюджета.
Налоги на прибыль, доходы Налоги на товары (работы, услуги) Налоги на совокупный доход Налоги на имущество
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
Государственная пошлина
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности Платежи при пользовании природными ресурсами
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
Административные платежи и сборы Штрафы, санкции, возмещение ущерба Прочие налоговые доходы
1
20
Т
50
т
60
т
70
П
80
2016 г.
%
□ 2021 г.
Составлено авторами по материалам источника1
Рис. 2. Удельный вес налоговых и неналоговых поступлений в бюджет Оренбургской области за 2016 г. и 2021 г.
0
В 2021 г. по сравнению с 2017 г. удельный вес налоговых поступлений остался практически на прежнем уровне, изменения затрагивают лишь процентный состав [7; 8]. Удельный вес налоговых и неналоговых поступлений в региональный бюджет за исследуемый период изменился: в 2017 г. наибольшую долю в структуре неналоговых доходов в бюджет региона занимали поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (40,68 %), тогда как в 2021 г. данный показатель составил лишь 27,74 %, то есть произошло снижение на 12,94 %.
В 2021 г. наибольшую долю в структуре занимал такой показатель, как штрафы, санкции, возмещение ущерба — 56,39 %, что практически в два раза больше, чем в 2017 г. Также значительную долю в структуре неналоговых поступлений занимали такие показатели, как отчисления за пользование природными ресурсами и объектами природопользования (в 2017 г. — 18,13 %, в 2021 г. — 7,98 %) [7; 9]. Остальные показатели составляли незначительную долю в структуре неналоговых поступлений в бюджет Оренбургской области как в 2017 г., так и в 2021 г. Таким образом, можно сказать, что в структуре неналоговых поступлений в 2021 г. наибольшую их часть представляли штрафы, санкции, возмещение ущерба.
Состав и удельный вес безвозмездных поступлений в бюджет Оренбургской области по состоянию на 2021 г. относительно 2017 г. представлены на рис. 3.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций
Безвозмездные поступления от негосударственных организаций
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет
I
20
I
40
60
"Т"
80
100
%
12017 г.
□ 2021 :
0
Составлено авторами по материалам источника2
Рис. 3. Динамика удельного веса безвозмездных поступлений в бюджет Оренбургской области в 2021 г. относительно 2017 г.
Удельный вес безвозмездных поступлений в бюджет Оренбургской области не изменился в 2021 г. по сравнению с 2017 г. Наибольшую долю в их структуре занимают безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ: в 2021 г. данная доля была равна 97,73 %. Остальные показатели занимали незначительные доли в структуре неналоговых поступлений.
Можно сделать вывод о том, что доходная часть бюджета Оренбургской области напрямую зависит от налоговых поступлений, так как они занимают большую долю в доходах бюджета. В свою очередь налоговые поступления по большей части пополняются за счет налога на прибыль и доходы.
Основой разработки планов развития субъектов РФ является планирование доходной и расходной частей регионального бюджета. На основе анализа удельного веса финансового обеспечения основных статей или с учетом изменения их объема за определенный период можно судить о приоритетности направлений расходования бюджетных средств (табл. 2).
Таблица 2
Динамика расходов бюджета Оренбургской области за 2017—2021 гг.
Годы Расходы, млн руб. Абсолютное отклонение, млн руб. Темп роста, % Темп прироста, %
Цепной Базисный Цепной Базисный Цепной Базисный
2017 75 417,89 - - - - - -
2018 75 469,13 51,24 3 456,16 100,07 95,62 0,07 4,38
2019 82 096,12 6 626,99 3 170,83 108,78 104,02 8,78 4,02
2020 99 477,76 17 381,6 20 552,47 121,17 126,04 21,17 26,04
2021 114 059,1 14 581,3 35 133,77 114,66 144,52 14,66 44,52
Составлено авторами по материалам источника [6]
Исходя из анализа, проведенного в табл. 3, можно сказать, что наблюдается тенденция к увеличению расходов бюджета Оренбургской области. При расчете базисным методом можно заметить, что снижение расходов бюджета наблюдается лишь в 2018 г., тогда как в остальные периоды происходит их увеличение. Так, в 2021 году расходы увеличились на 44,52 % по сравнению с 2017 г., то есть практически вдвое.
Наибольшее изменение расходов бюджета Оренбургской области наблюдается в 2020 г. по сравнению с 2019 г. и составляет 17 381,6 млн руб. (21,17 %). В 2021 г. можно наблюдать наибольшее изменение расходов бюджета Оренбургской области, рассчитанное базисным методом, — прирост на 44,52 %.
При анализе основных направлений расходной части бюджета субъекта РФ важным является рассмотрение не только динамики его разделов, но и их удельного веса и его изменения за определенный период. Структура и удельный вес расходов за 2021 г. представлены на рис. 4.
(— 2,03 %
■ 0,06 % ■ 0,5 %
0,98 %
19,31 %
0,98 %
30,7 %
2,89 % 0,2 %
19,63 %
| Общегосударственные вопросы
Национальная оборона
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
| Национальная экономика | Жилищно-коммунальное хозяйство
Охрана окружающей среды Образование
Культура, кинематография
| Здравоохранение
Социальная политика
Физическая культура и спорт
I Обслуживание государственного (муниципального) долга
I Межбюджетные трансферы
1,24 %
■ 12,94 %
Составлено авторами по материалам источника1
Рис. 4. Структура расходов бюджета Оренбургской области в 2021 г.
Наибольшая доля в 2021 г. приходится на дотации (81,8 %) и субвенции (17,4 %). Незначительную часть составляли субсидии — 0,78 %. Категория иных межбюджетных трансфертов, в 2019—2020 гг. составлявшая 0,03 % и 0,01 % соответственно, в 2021 г. не зафиксирована.
На рис. 5 представлены межбюджетные трансферты.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» региональный проект был исполнен в размере 4 239,2 млн руб., что позволило осуществить деятельность по проведению дорожных работ на сети дорог, имеющих федеральное, региональное и муниципальное значение.
Говоря об основных направлениях расходов бюджета Оренбургской области, расходы увеличились на 32,4 % по сравнению с 2019 г. В меньших объемах увеличились расходы на физическую культуру и спорт (25,5 %), образование (16,1 %), национальную оборону (15,9 %), общегосударственные вопросы (14,7 %). Таким образом, анализ динамики показывает, что бюджетные средства в Оренбургской области концентрируются на направлениях, являющихся наиболее важными для обеспечения достойных условий жизни граждан, оказания социальной поддержки и создания условий для эффективного функционирования экономики.
Путем сопоставления двух ранее рассмотренных элементов бюджета можно сделать вывод о том, был ли бюджет профицитным или дефицитным (табл. 3).
%
Щ Дотации Субсидии Субвенции | Иные межбюджетные
трансферы
Составлено авторами по материалам источника4
Рис. 5. Структура межбюджетных трансфертов бюджетам
Таблица 3
Сопоставление доходной и расходной частей бюджета Оренбургской области с целью выявления дефицита или профицита
Годы Доходы, млрд руб. Расходы, млрд руб. Дефицит / Профицит
2017 74 936,71 75 417,89 - 481,18
2018 75 416,47 75 469,13 - 52,66
2019 87 269,19 82 096,12 5 173,07
2020 99 685,45 99 477,76 207,69
2021 111 502,5 114 059,1 - 2 556,56
Составлено авторами по материалам источника5
За весь исследуемый период бюджет с профицитом наблюдался лишь в 2019 г. и 2020 г. В остальные периоды бюджет был исполнен с дефицитом. Таким образом, можно говорить об ускоренном росте расходов над ростом доходов бюджета Оренбургской области, что и образует дефицит бюджета.
Бюджетная обеспеченность является одним из показателей финансово-экономического благополучия региона и фундаментом его экономической безопасности. Существенная дифференциация субъектов РФ по уровню развития промышленности, обеспеченности природными ресурсами, торговому потенциалу и региональной инфраструктуре предопределяет различия в уровне бюджетной обеспеченности. Еще одним фактором в этом контексте является долговая нагрузка бюджетов субъектов РФ, замедляющая развитие региона и снижающая возможности регионального бюджета.
Рассмотрим индексы налогового потенциала Оренбургской области и бюджетных расходов. Представим данные расчетов индекса бюджетной обеспеченности и бюджетных расходов Оренбургской области за 2017—2021 гг. (рис. 6).
Данная методика используется для выравнивания бюджетной обеспеченности по отдельным субъектам РФ с целью определения необходимого объема дотаций.
Для осуществления расчетов систематизируем необходимые данные в табл. 4.
Согласно проведенному исследованию, максимальное значение показателя наблюдается в 2021 г. Данный факт объясняется тем, что наблюдается ежегодная убыль населения при одновременном увеличении расходов бюджета, которое обусловливается как социальной ориентированностью бюджета, так и инфляционными процессами.
1,0 0,914 0,937 0,914 0,929 0,917 0,927 0,924 0,927
2017 2018 2019 2020 2021
Год
И Индекс бюджетных расходов П Индекс бюджетной обеспеченности
Составлено авторами по материалам источника5 Рис. 6. Динамика индекса бюджетной обеспеченности и индекса бюджетных расходов за 2017—2021 гг.
Таблица 4
Расчет бюджетной обеспеченности Оренбургской области
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Расходы, тыс. руб. 75 417,89 75 469,13 82 096,12 99 477,76 114 059,1
Численность населения, тыс. чел. 1 994,73 1 989,51 1 977,72 1 963,01 1 956,83
Коэффициент бюджетной обеспеченности, % 37,8 37,9 41,5 50,6 58,3
Составлено авторами по материалам источника7
Коэффициент определяется как отношение дефицита бюджета к расходам бюджета. Расчет коэффициента имеет смысл только при наличии дефицита бюджета. Если в анализируемом периоде наблюдается профицит или бюджетная сбалансированность, значение коэффициента бюджетной задолженности равно нулю (табл. 5).
Таблица 5
Бюджетные коэффициенты Оренбургской области
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.
Коэффициент бюджетной результативности 37,56 37,8 44,12 50,78 56,98
Коэффициент бюджетной задолженности 0,006 0,0005 0 0 0,022
Коэффициент бюджетного покрытия 0,96 0,95 0,99 1,06 1,02
Составлено авторами по материалам источника8
Согласно данным табл. 5, за анализируемый период произошло увеличение всех бюджетных коэффициентов. Это обусловлено, в первую очередь, абсолютным приростом показателей бюджета, используемых для их расчета. Коэффициент бюджетной обеспеченности увеличился более чем на 35 %. Это означает, что расходы бюджета в расчете на душу населения ежегодно растут: так, в 2017 г. показатель составлял 37,8, а к 2021 г. возрос до 58,3.
Коэффициент бюджетной результативности также подвержен положительной динамике. Наблюдается ежегодное увеличение доходов бюджета Оренбургской области в расчете на каждого жителя.
6 Министерство финансов Оренбургской области. Отчет об исполнении консолидированного бюджета Оренбургской области. Режим доступа: ЬИр://ттйп.огЬ.ш/отчеты-об-исполнении-бюджета (дата обращения: 24.11.2023).
7 Там же.
8 Там же.
При этом следует отметить, что для расчетов использовался показатель доходов бюджета с учетом собственных налоговых и неналоговых доходов, а также межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Коэффициент бюджетной задолженности, как уже было отмечено выше, рассчитывается только в случае наличия дефицита регионального бюджета. В 2019 г. и 2020 г. бюджет Оренбургской области был исполнен с незначительным профицитом. В связи с этим значение коэффициента в эти периоды отсутствует. В 2017 г. профицит бюджета Оренбургской области составил 481,18 млн руб., в 2018 г. — 52,66 млн руб., в 2021 г. — 2 556,56 млн руб. Коэффициенты бюджетной задолженности составили в эти периоды 0,95, 0,96 и 0,022 соответственно.
На основании расчета коэффициента бюджетного покрытия определяется, к какому региону-донору или дотационному региону рассматриваемый субъект РФ относят. Если значение коэффициента превышает единицу, регион относят к донору, в противном случае субъект РФ считается дотационным. Согласно авторским расчетам, коэффициент превышает единицу в 2020 г. и 2021 г. Значение в остальные периоды немного меньше единицы, что в целом является положительной характеристикой бюджета Оренбуржья.
Бюджетные коэффициенты, как и структурно-динамический анализ показателей бюджета, не являются исчерпывающими характеристиками эффективности бюджета региона. В связи с этим возникает необходимость более углубленного анализа устойчивости бюджета как базового признака эффективности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С помощью эффекта агрегирования коэффициентов корреляции отклонения от трендов по парам структурных единиц совокупности на основе проведенного исследования обобщения волатильности структурных единиц бюджета можно отметить ее снижение в совокупности, что имеет как научную, так и практическую значимость в системе государственного регулирования бюджетной политики в РФ.
Результаты проведенного исследования показали, что бюджетная политика, которой придерживаются в Оренбургской области при ее формировании, характеризует высокую неустойчивость основного, на наш взгляд, показателя налоговых поступлений от прибыли организации.
Список литературы
1. Данилов Р.С., Картышева ПА. Влияние национальных проектов на структуру расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Государственная служба. 2021;5(127):19-25. https://doi.org/10.22394/2070-8378-2020-22-5-19-25
2. Зотиков Н.З., ЛьвоваН.В., Арланова О.И. Особенности и проблемы формирования бюджетов субъектов РФ. Инновационное развитие экономики. 2020;2(50):205-218.
3. Тимушев Е.Н. Потенциал, ограничения и направления исследований внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации в федеральной политике регионального развития. Финансы и кредит. 2020;1(26):196-212. https://doi.Org/10.24891/fc.26.1.196
4. Глушакова О.В. О взаимосвязи национальных целей развития России с бюджетными расходами и о возможностях достижения целей в условиях COVID-19. Финансы и кредит. 2021;7(27):1444-1475.
5. Ковалева Т.М., Маняева ВА, Бойко И.А. Вопросы эффективности общественных финансов. Экономика и предпринимательство. 2020;2(103):189-193.
6. Колодяжная А.Ю. Сбалансированность как базовый параметр эффективности бюджета региона. В кн.: Статистический анализ социально-экономического развития федеральных округов российской федерации: опыт, реалии, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 7-8 апреля 2021 г. Ставрополь; 2021. С.122-126.
7. Шешуков Д.Е. Анализ состава, структуры и динамики доходов и расходов регионального бюджета. Научные записки молодых исследователей. 2021;3:57-66.
8. Чуркин И.Д., Корчемкина Е.С. К вопросу о проблемах региональных бюджетов Российской Федерации. Вестник науки и образования. 2020;10-4(64):46-49.
9. Огородникова Е.П. Региональные бюджеты - «инициативное бюджетирование». В кн.: Социально-экономическое развитие регионов России: тенденции, проблемы, перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Оренбург, 8 декабря 2021 г. Волгоград; 2022. С. 192-196.
10. Огородникова Е.П., Ермолаева ВА, Рязанова Е.В. Реформирование налоговой системы РФ на примере НДС. В кн.: Стратегические приоритеты развития экономики и ее информационное обеспечение: материалы Международной научной конференции, молодых ученых и преподавателей вузов. Краснодар; 2022. С. 158-163.
BecmnuK ynmepcumema № 2/2024
References
1. Danilov R.S., Kartysheva P.A. The impact of national projects on the cost structure of the budgets of the budget system of the Russian Federation. Public Administration. 2021;5(127):19-25. (In Russian). https://doi.org/10.22394/2070-8378-2020-22-5-19-25
2. Zotikov N.Z., Lvova N.V., Arlanova O.I. Peculiarities and problems of forming budgets of the Russian subjects. Innovatsion-noe razvitie ekonomiki. 2020;2(50):205—218. (In Russian).
3. Timushev E.N. Potential, limitations and research directions of intra-regional (local) budget decentralization in the federal policy of regional development. Finance and Credit. 2020;1(26):196—212. (In Russian).
4. Glushakova O.V. On the interrelation of Russia's national development goals with budget expenditures and the possibilities of achieving the goals under COVID-19. Finance and Credit. 2021;7(27):1444—1475. (In Russian).
5. Kovaleva T.M., Manyaeva VA, Boiko I.A. Issues of efficiency of public finance. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2020;2(103):189—193. (In Russian).
6. Kolodya%hnayaA.Yu. Balanced as a basic parameter of the region's budget effectiveness. In: Statistical analysis of socio-economic development of the Russian federal districts: Experience, realities, prospects: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Stavropol, April 7—8, 2021. Stavropol; 2021. Pp.122—126. (In Russian).
7. Sheshukov D.E. Analysis of the composition, structure, and dynamics of income and expenditure of the regional budget. Nauchnye zapiski molodyh issledovatelej. 2021;3:57-66. (In Russian).
8. Churkin I.D., Korchemkina E.S. On the problems of the regional budgets of the Russian federation. Vestnik nauki i obra-zovaniya. 2020;10-4(64):46-49. (In Russian).
9. OgorodnikovaE.P. Regional budgets — "proactive budgeting". In: Socio-economic development of Russian regions: Trends, problems, prospects: Proceedings of the II All-Russian Scientific and Practical Conference, Orenburg, December 8, 2021. Volgograd; 2022. Pp. 192—196.
10. Ogorodnikova E.P., Ermolaeva VA, Rya%anova E.V. Reforming the tax system of the Russian Federation on the example of VAT. In: Strategic priorities of economic development and its information support: Proceedings of the International Scientific Conference of Young Scientists and Professors. Krasnodar; 2022. Pp. 158—163. (In Russian).