Батырова Д.К.
ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В РОССИИ
Аннотация. Статья посвящена вопросам оценки налоговой нагрузки в целом по стране и на предприятиях. Исследованы методологические подходы к расчету налоговой нагрузки, выявлены их недостатки. Рассмотрена динамика налоговых доходов и платежей бюджета расширенного правительства Российской Федерации. Приведены результаты исследования налоговой нагрузки на работников в странах Евросоюза. Акцентировано внимание на необходимости закрепить методы расчета налоговой нагрузки на законодательном уровне.
Ключевые слова. Налоговая нагрузка, налоговое давление, налоговые доходы, День налоговой свободы, Индекс налоговой нагрузки на работника.
Batyrova D.K.
ESTIMATION OF THE TAX BURDEN IN RUSSIA
Abstract. The article is devoted to the assessment of the tax burden in the whole country and on the enterprise. The methodological approaches to calculating the tax burden are investigated, and shortcomings are identified. Consideration of the dynamics of tax revenues and payments of the budget of the expanded government of the Russian Federation. The results of studies of the tax burden on workers in the EU countries are presented. The attention is focused on the need to fix the methods of calculating the tax burden at the legislative level.
Keywords. Tax burden, tax pressure, tax revenues, Tax Freedom Day, Employee Tax Burden Index.
В России налоговую нагрузку на экономику страны в целом определяет Минфин России по данным расширенного правительства как отношение величины налоговых доходов бюджета и страховых взносов во внебюджетные фонды к ВВП. Сравнивая налоговые доходы с ВВП, мы характеризуем тем самым его налогоёмкость, то есть оценивается доля ВВП, перераспределенная с помощью налогов. В экономической литературе чаще всего такое соотношение тождественно понятию «налоговая нагрузка» на макроуровне или на уровне государства. Налоговые доходы можно определять и в процентах к добавленной стоимости, но наиболее распространенным для характеристики налоговой нагрузки на макроуровне и для международных сопоставлений является доля налоговых доходов в ВВП.
Уровень налоговой нагрузки зависит от двух составляющих расчёта данного показателя: структура налогов и иных платежей, включаемых в расчет при определении налогового бремени; показатель, с которым сравнивают уплачиваемые налоги (на макроуровне - ВВП).
ГРНТИ 06.52.13 © Батырова Д.К., 2019
Дарья Кирилловна Батырова - аспирант кафедры статистики и эконометрики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: Санкт-Петербург, пр. Наставников, 29 (Russia, St. Petersburg, Nastavni-kov av., 29). Тел.: 8 (950) 007-69-21. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 17.04.2019.
По имеющимся данным (ВВП - по Росстату, данные по состоянию на 31.03.2017, доходы бюджета расширенного правительства - по Федеральному казначейству), уровень налоговых изъятий в 2017 г. составлял 30,29% ВВП. Рассматриваемый показатель ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня - 34,3% (см. рис.). Получается, что налоговое бремя в России ниже, чем во многих развитых европейских странах. Однако, этот вывод, по нашему мнению, не соответствует реальности. Хотя сравнение налоговой нагрузки России с ОЭСР общепринято и рассматривается как обобщённая оценка эффективности налоговой системы, но у данного показателя есть негативные стороны, которые не позволяют по изменению его величины однозначно судить о тяжести налогового бремени.
л
п о
о С
ч m a m
W
32,03
31,86
31,29
30,29
28,86
28,46
годы
Рис. Налоговые доходы и платежи бюджета расширенного правительства РФ в 2009-2017 гг. (% к ВВП)
В 2009 году, на пике кризиса, доля налоговых доходов в ВВП составляла 30,9%. Далее наблюдается волнообразное движение налоговой нагрузки, демонстрируемое на рисунке. Динамика налоговых доходов и платежей за рассматриваемый период характеризуется синусоидой вида:
y = 30,621+1,437sin t, t (142,9) (4,7)
где t - фактор времени в радианах.
R2 = 0,763, F = 22,5, критерий D-W = 1,632. Уравнение тренда статически значимо, по критерию Фишера (F-критерий) ошибка составила лишь 0,2%, автокорреляция в остатках отсутствует.
В 2017 г. в консолидированный бюджет страны поступило почти на 20,0% больше налоговых платежей, чем в 2016 г. (абсолютный цепной прирост составил 2,9 трлн рублей). Прирост ВВП за 2017 г. составил 1,5% (после падающих темпов роста ВВП в 2015-2016 гг.). Соответственно произошло и увеличение доли налоговых доходов в ВВП. Прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП, но и в результате улучшения налогового администрирования, использующего автоматизированные методы налогового контроля.
На предприятии при сравнении налоговых доходов с ВВП учитываются лишь те налоги, администрированием которых занимается ФНС РФ. Между тем, у предприятий есть обязательные платежи, которые не прописаны в НК РФ, а потому и не учитываются в расчётах налоговой нагрузки. К ним можно отнести: платежи за выбросы загрязняющих веществ, патентные пошлины, лицензионные сборы, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, за проведение государственных экспертиз и т.д. Поэтому реальная налоговая нагрузка на бизнес существенно выше.
В рейтинге для 190 стран мира - Paying Taxes, проводимом экспертами Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компанией Pricewaterhouse Coopers, опубликованном в 2017 г., налоговая нагрузка по России составила 46,3%, а в среднем по миру 40,6% (мерой налоговой нагрузки в рейтинге рассматривался показатель: процент суммы всех взимаемых налогов от коммерческой прибыли).
О базе сравнения при расчете налоговой нагрузки ведутся дискуссии, в связи с этим Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) также высказывает мнение о возможной методике расчета налоговой нагрузки на бизнес. РСПП предлагает рассчитывать этот показатель так [4]:
тт НП+ОПС+ОМС+ОСС+ОП-НДФЛ Налоговая нагрузка =---,
Чистая добавленная стоимость
148
Батырова Д. К.
где НП - сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации; ОПС -сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; ОМС - сумма страховых взносов на обязательное медицинское страхование; ОСС - сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование; ОП - сумма страховых премий на обязательное страхование опасных производственных объектов; НДФЛ - налог на доходы физических лиц.
Как можно заметить, данный расчёт предполагает оценку налоговой нагрузки на бизнес, поэтому исключён НДФЛ как налог, уплачиваемый физическими, а не юридическими лицами. Вместе с тем, следует заметить, что НДФЛ практически учитывается в затратах предприятия в составе величины начисленной оплаты труда, тем более, учитывая, что страховые платежи предприятий от фонда оплаты труда, включаемые в затраты, присутствуют в числителе формулы со знаком «+». В знаменателе расчёта используется чистая добавленная стоимость: ВДС - АМ, что представляется более точным в расчёте налоговой нагрузки по сравнению с ВВП, который включает в себя налоги на производство и импорт (НДС, Акцизы) и, следовательно, часть налогов учитывается одновременно в числителе и знаменателе расчёта налоговой нагрузки. Поэтому можно рекомендовать считать долю налоговых платежей вместе со страховыми взносами в процентах к чистой добавленной стоимости.
Непосредственное сравнение величины налоговой нагрузки по странам мира вряд ли возможно, ибо в разных странах существуют разные налоговые системы с разными видами налогов и налоговыми ставками, спецификой определения налоговой базы. Речь может идти о тренде налогового бремени с целью расширения возможностей развития бизнес-сферы и сокращения теневой экономики. В этом плане и представляет интерес, построенный на выборочных обследованиях рейтинг стран мира Paying Taxes.
Налоговая нагрузка на уровне предприятий рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. Расчет этого показателя по отдельным видам экономической деятельности позволяет видеть, какая часть выручки тратится на уплату налогов в бюджет. Федеральная налоговая служба России рекомендует данный показатель для самостоятельной оценки предприятиями своей налоговой нагрузки с той целью, чтобы не подпасть под выездную налоговую проверку. Налоговые органы проводят анализ и сравнивают налоговую нагрузку по предприятиям со средним уровнем по видам экономической деятельности. Если у предприятия налоговая нагрузка оказывается ниже средней, для него велика вероятность подпасть под выездную налоговую проверку [5].
Публикуемая информация за каждый год позволяет анализировать динамику налоговой нагрузки по отдельным видам деятельности и видеть дифференциацию налогового давления по разным сферам экономики. Вместе с тем, показатель налоговой нагрузки как доля выручки, затрачиваемая на уплату налогов в бюджет, даже в рамках одного вида деятельности по предприятиям может различаться в виду особенностей ценовой политики, специфики структуры затрат, размера предприятия, его местонахождения и других факторов. Например, в 2016 г. в компании «Роснефть» налоги составили от выручки 27,3%, а в компании «Лукойл» при той же практически выручке - 11,9% [1].
Кроме того, такие налоги как налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог не связаны с выручкой. К недостаткам данного показателя можно отнести и то, что налоговыми органами территориальные различия в величине налоговой нагрузки не учитываются, что в последующем затрудняет работу бизнес-сферы. Также отсутствует статистическая информация для оценки налогового бремени на уровне предприятия. Следовательно, можно говорить о преуменьшении налогового давления на уровне предприятия [3].
Такой показатель, как среднедушевая налоговая квота на занятое население - еще одна разновидность оценки налогового бремени: налоговые поступления в бюджет сравнивают с численностью занятого населения (на уровне предприятия за базу сравнения берут среднесписочную численность работников). Так, в консолидированный бюджет России в 2017 году поступило налогов в сумме 17,3 трлн руб., а численность занятых в экономике составила 72,3 млн чел, т.е. на каждого занятого налоговая нагрузка в среднем составила 239,3 тыс. руб. Среднедушевая налоговая квота на 1 занятого выступает функцией налогоёмкости ВВП (доли налоговых платежей в ВВП) и производительности труда на макроуровне. Эти показатели связаны между собой мультипликативно. Т.е., чем больше налогоемкость, тем больше налоговая квота на 1 занятого. Однако, этот показатель, как и налоги на
душу населения, не сравним по регионам ввиду его зависимости от уровня инфляции. Налоги на душу населения и на 1 занятого тоже связаны между собой мультипликативно.
Сегодня проблема оценки налоговой нагрузки на работника широко обсуждается в литературе. В странах Евросоюза рассматривается показатель «Индекс налоговой нагрузки на работника». Его целью является сравнение размера налогов и социальных выплат со средним уровнем дохода и выведение таким образом «Дня свободы от налогов» (Tax Freedom Day - TFD) и момента, с которого сотрудник начинает получать чистую прибыль. Исследование проводит французский экономический институт Молинари (Institut Économique Molinari, IEM) с 2010 г. Результаты исследования налоговой нагрузки на работников в странах Евросоюза опубликованы в 2015 г. [6].
Для расчёта TFD была определена «реальная налоговая нагрузка», представляющая соотношение социальных выплат, подоходного налога и НДС к полному заработку сотрудника. Чем раньше наступает «День свободы от налогов» тем, по мнению специалистов института Молинари, меньше налоговая нагрузка. Странами ЕС с наименьшей налоговой нагрузкой в 2015 г. оказались: Кипр - TFD 31 марта; Мальта - TFD 19 апреля; Ирландия - TFD 28 апреля; Британия - TFD 9 мая; Болгария - TFD 18 мая [6].
Странами Евросоюза с самой высокой налоговой нагрузкой стали: Бельгия - TFD 6 августа; Франция - TFD 29 июля; Австрия - TFD 25 июля; Венгрия - TFD 17 июля; Греция - TFD 14 июля [там же]. История данного показателя охватывает не только Европу, еще в 1948 году американский бизнесмен из Флориды Даллас Хостетлер предложил рассчитывать показатель TFD. В Великобритании, в Германии, Болгарии, Чехии, Канаде также проводят расчёты TFD с дальнейшей публикацией результатов.
Аналитики компании ФБК («Финансовые и бухгалтерские консультанты») по данным Росстата за 2013 г. впервые рассчитали наступление в России «Дня налоговой свободы». Для расчета показателя сумма поступивших в бюджет налоговых доходов и социальных взносов в числителе сравнивалась с чистым национальным доходом (валовый национальный доход за вычетом амортизации основных средств). Рассчитанный показатель составил 104 дня для уплаты всех налогов и сборов, таким образом «Днём налоговой свободы» можно было считать 15 апреля 2013 г. (105-ый день). Данные в ретроспективе показали, что «День налоговой свободы» в 2011-2013 гг. наступал значительно позднее, чем в 2000-х. Это является косвенным доказательством роста налоговой нагрузки в России за последние несколько лет.
Существуют и другие методы расчета показателя: учитываются не только доходы за счет налогов, но и обязательные платежи в бюджет. В 2013 году такой подход к расчету сдвинул данный индикатор на 147-й день календаря - 27 мая (2013 год) [2]. Существенные доходы страны от внешнеэкономической деятельности: таможенные пошлины и неналоговые доходы государства объясняют полученные результаты. Стоит отметить, что во многих зарубежных странах таможенные пошлины рассматриваются в качестве разновидности косвенных налогов. Независимо от способов оценки, «День налоговой свободы» в России наступает поздно.
Очевидно, что присутствует проблема избыточной налоговой нагрузки, так как после уплаты всех налогов средств на развитие все равно оказывается недостаточно. Разнообразие методик исчисления показателя налоговой нагрузки и разброс колебаний в этих показателях указывают на необходимость на законодательном уровне закрепить методы расчета налоговой нагрузки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование РБК: крупнейшие налогоплательщики России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/15/08/2017/597724fd9a794714c9ac187c (дата обращения 01.03.2019).
2. Когда в России наступает День налоговой свободы: исследование компании ФБК. М.: Институт стратегического анализа, 2015.
3. Курышева С.В. Оценка тенденций в изменении налоговой нагрузки предприятий России по видам экономической деятельности за 2006-2014 годы // Вестник НГУЭ. 2015. С. 152-159.
4. Николаев И.А. Аналитическая оценка налоговой нагрузки в российской экономике. М.: ФКБ, Grant Thornton, 2016.
5. Статистика в 2 т. Том 1 / И.И. Елисеева и др. М.: Юрайт, 2018. 332 с.
6. The Tax Burden of Typical Workers in the EU 28. 2015.