Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2
УДК 629.07.017
ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
А. Н. Беженарь Научный руководитель - Г. Ф. Рудзей
Сибирский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 E-mail: [email protected]
Тезисы содержат описание важности определения повреждаемости летательных аппаратов для управления их надежностью. Анализ с помощью простых статистических методов выявляет немногочисленные, но существенно важные повреждения и их причины.
Ключевые слова: летательные аппараты, надежность, эксплуатационные повреждения, коррозия, простые методы статистического анализа, оценка технического состояния.
RELIABILITY ASSESSMENT OF AERONAUTICAL EQUIPMENT IN OPERATION USING SIMPLE STATISTICAL METHODS
A. N. Bezhenar Scientific supervisor - G.F. Rudzey
Siberian Transport University 191, Dusi Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049, Russian Federation E-mail: [email protected]
Abstracts describe the importance of determining the damageability of aircraft to control their reliability. Analysis using simple statistical methods reveals a few, but essential damageand their causes.
Keywords: aircraft, reliability, operational damage, corrosion, simple methods of statistical analysis, assessment of technical condition.
На всех этапах создания и эксплуатации летательных аппаратов (ЛА) необходима организация процесса управления надежностью изделий. Остаточный потенциал работоспособности ЛА определен интенсивностью накопления и числом повреждений в тех элементах конструкции, отказы которых могут привести к постепенным отказам компонентов ЛА или к возникновению аварийной ситуации. Повреждаемость изделий зависит от многих факторов, в том числе особенностей их эксплуатации, климатических условий регионов базирования, культуры обслуживания.
В настоящее время в связи со значительным сокращением объема лабораторно-стендовых исследований по продлению назначенных ресурсов стареющей авиационной техники (AT) и дороговизной новых ЛА, актуальным является их эксплуатация по техническому состоянию. Созданы независимые службы, производящие экспертизу технического состояния ЛА, накоплен большой материал по обнаруженным повреждениям и отказам, что позволяет с целью прогнозирования надежности изделий осуществлять анализ тенденций развития повреждений и отказов [1]. Для проведения анализа были собраны данные осмотра и оценки технического состояния 130 самолетов Ан-2, находящихся в эксплуатации у частных
Секция «Эксплуатация и надежность авиационной техники»
авиакомпаний, за период с 2015 года по 2019 год. Выявление немногочисленных, но существенно важных повреждений проводилось с помощью анализа Парето [2], для определения причин появления коррозии построена причинно-следственная диаграмма Каору Исикавы [3].
В результате проведенного анализа выявлены немногочисленные, но существенно важные факторы, к которым относятся: коррозия крепежа, ослабление покрытия по контурам крепежа, нарушение металлизации узлов подвески руля высоты и троса управления рулем направления, множественные нарушения лакокрасочного покрытия (ЛКП) полотняной обшивки, рулевых поверхностей оперения самолета, высохшая смазка подвижных соединений и поверхностей трения, отслоение мягкой обшивки в районе установки кронштейна подвески руля высоты к стабилизатору, многочисленные растрескивания киперных лент и нарушения защитного ЛКП обшивки верхнего и нижнего крыла, обшивки стабилизатора, местная коррозия элементов крепления лент-расчалок к бипланной коробке крыльев, «серебрение» переднего стекла фонаря кабины экипажа. Кумулятивный (накопленный) процент данных видов повреждений составляет 78%.
Наибольшее число повреждений приходится именно на коррозионные. Несмотря на проводимые обширные исследования проблемы коррозии и разработанные на их основе конструктивно-технологические мероприятия, коррозионные поражения являются наиболее массовым видом дефекта металлической силовой конструкции [4].
Для коррозионных повреждений проведен анализ с использованием диаграммы Каору Исикавы.
Общие рекомендации заключаются в том, что необходимо своевременно:
- контролировать техническое состояние и выполнять оперативный ремонт (при необходимости) мягкой обшивки и дефектов, обнаруживаемых при обследованиях и осмотрах;
- устранять коррозионные поражения с восстановлением защитного ЛКП, регулярно выполнять на самолёте антикоррозионные мероприятия;
- выполнять смазку подвижных соединений и поверхности трения.
Библиографические ссылки
1. Калюта A.A., Рудзей Г.Ф. Исследование повреждаемости летательных аппаратов с помощью статистических методов обеспечения качества / Труды международной научной конференции «Мониторинг ЛА-2005». Ташкент. 2005. С. 231 - 235.
2. Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето /Стандарт ОАО «РЖД». СТО
1.05.515.2. 2009. 21 с.
3. Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы /Стандарт ОАО «РЖД». СТО
1.05.515.3. 2009. 18 с.
4. Обеспечение прочности композиционных авиационных материалов с учетом случайных эксплуатационных ударных воздействий / Ю.М. Фейгенбаум, C.B. Дубинский, Д.Г. Божевалов, Ю.С. Соколов, Е.С. Метелкин, Ю.А. Миколайчук, B.C. Шапкин. // М.: ТЕХНОСФЕРА. 2018. - 506 с.
© Беженарь А. Н., 2020