Научная статья на тему 'ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ '

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
летательные аппараты / надежность / эксплуатационные повреждения / коррозия / простые методы статистического анализа / оценка технического состояния / aircraft / reliability / operational damage / corrosion / simple methods of statistical analysis / assessment of technical condition

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — А Н. Беженарь, Г Ф. Рудзей

Тезисы содержат описание важности определения повреждаемости летательных аппаратов для управления их надежностью. Анализ с помощью простых статистических методов выявляет немногочисленные, но существенно важные повреждения и их причины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — А Н. Беженарь, Г Ф. Рудзей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIABILITY ASSESSMENT OF AERONAUTICAL EQUIPMENT IN OPERATION USING SIMPLE STATISTICAL METHODS

Abstracts describe the importance of determining the damageability of aircraft to control their reliability. Analysis using simple statistical methods reveals a few, but essential damage and their causes.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ »

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 2

УДК 629.07.017

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ В ЭКСПЛУАТАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОСТЫХ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

А. Н. Беженарь Научный руководитель - Г. Ф. Рудзей

Сибирский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, 630049, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 191 E-mail: [email protected]

Тезисы содержат описание важности определения повреждаемости летательных аппаратов для управления их надежностью. Анализ с помощью простых статистических методов выявляет немногочисленные, но существенно важные повреждения и их причины.

Ключевые слова: летательные аппараты, надежность, эксплуатационные повреждения, коррозия, простые методы статистического анализа, оценка технического состояния.

RELIABILITY ASSESSMENT OF AERONAUTICAL EQUIPMENT IN OPERATION USING SIMPLE STATISTICAL METHODS

A. N. Bezhenar Scientific supervisor - G.F. Rudzey

Siberian Transport University 191, Dusi Kovalchuk Str., Novosibirsk, 630049, Russian Federation E-mail: [email protected]

Abstracts describe the importance of determining the damageability of aircraft to control their reliability. Analysis using simple statistical methods reveals a few, but essential damageand their causes.

Keywords: aircraft, reliability, operational damage, corrosion, simple methods of statistical analysis, assessment of technical condition.

На всех этапах создания и эксплуатации летательных аппаратов (ЛА) необходима организация процесса управления надежностью изделий. Остаточный потенциал работоспособности ЛА определен интенсивностью накопления и числом повреждений в тех элементах конструкции, отказы которых могут привести к постепенным отказам компонентов ЛА или к возникновению аварийной ситуации. Повреждаемость изделий зависит от многих факторов, в том числе особенностей их эксплуатации, климатических условий регионов базирования, культуры обслуживания.

В настоящее время в связи со значительным сокращением объема лабораторно-стендовых исследований по продлению назначенных ресурсов стареющей авиационной техники (AT) и дороговизной новых ЛА, актуальным является их эксплуатация по техническому состоянию. Созданы независимые службы, производящие экспертизу технического состояния ЛА, накоплен большой материал по обнаруженным повреждениям и отказам, что позволяет с целью прогнозирования надежности изделий осуществлять анализ тенденций развития повреждений и отказов [1]. Для проведения анализа были собраны данные осмотра и оценки технического состояния 130 самолетов Ан-2, находящихся в эксплуатации у частных

Секция «Эксплуатация и надежность авиационной техники»

авиакомпаний, за период с 2015 года по 2019 год. Выявление немногочисленных, но существенно важных повреждений проводилось с помощью анализа Парето [2], для определения причин появления коррозии построена причинно-следственная диаграмма Каору Исикавы [3].

В результате проведенного анализа выявлены немногочисленные, но существенно важные факторы, к которым относятся: коррозия крепежа, ослабление покрытия по контурам крепежа, нарушение металлизации узлов подвески руля высоты и троса управления рулем направления, множественные нарушения лакокрасочного покрытия (ЛКП) полотняной обшивки, рулевых поверхностей оперения самолета, высохшая смазка подвижных соединений и поверхностей трения, отслоение мягкой обшивки в районе установки кронштейна подвески руля высоты к стабилизатору, многочисленные растрескивания киперных лент и нарушения защитного ЛКП обшивки верхнего и нижнего крыла, обшивки стабилизатора, местная коррозия элементов крепления лент-расчалок к бипланной коробке крыльев, «серебрение» переднего стекла фонаря кабины экипажа. Кумулятивный (накопленный) процент данных видов повреждений составляет 78%.

Наибольшее число повреждений приходится именно на коррозионные. Несмотря на проводимые обширные исследования проблемы коррозии и разработанные на их основе конструктивно-технологические мероприятия, коррозионные поражения являются наиболее массовым видом дефекта металлической силовой конструкции [4].

Для коррозионных повреждений проведен анализ с использованием диаграммы Каору Исикавы.

Общие рекомендации заключаются в том, что необходимо своевременно:

- контролировать техническое состояние и выполнять оперативный ремонт (при необходимости) мягкой обшивки и дефектов, обнаруживаемых при обследованиях и осмотрах;

- устранять коррозионные поражения с восстановлением защитного ЛКП, регулярно выполнять на самолёте антикоррозионные мероприятия;

- выполнять смазку подвижных соединений и поверхности трения.

Библиографические ссылки

1. Калюта A.A., Рудзей Г.Ф. Исследование повреждаемости летательных аппаратов с помощью статистических методов обеспечения качества / Труды международной научной конференции «Мониторинг ЛА-2005». Ташкент. 2005. С. 231 - 235.

2. Методы и инструменты улучшений. Анализ Парето /Стандарт ОАО «РЖД». СТО

1.05.515.2. 2009. 21 с.

3. Методы и инструменты улучшений. Диаграмма Исикавы /Стандарт ОАО «РЖД». СТО

1.05.515.3. 2009. 18 с.

4. Обеспечение прочности композиционных авиационных материалов с учетом случайных эксплуатационных ударных воздействий / Ю.М. Фейгенбаум, C.B. Дубинский, Д.Г. Божевалов, Ю.С. Соколов, Е.С. Метелкин, Ю.А. Миколайчук, B.C. Шапкин. // М.: ТЕХНОСФЕРА. 2018. - 506 с.

© Беженарь А. Н., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.