ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
В.А. Седнев, профессор, д.т.н., профессор, Н.В. Тетерина, соискатель, Академия ГПС МЧС России, г. Москва
Несмотря на подготовку сил и средств субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону, на их территориях ежегодно возникают крупномасштабные лесные пожары (ЛП), которые приводят к гибели людей, наносят огромный экономический ущерб, а также создают опасность возникновения экологической катастрофы.
Вопросы обеспечения защиты населённых пунктов от воздействия крупномасштабных ЛП необходимо рассматривать совместно с вопросами обеспечения пожарной безопасности в лесах. Охрана лесов включает систему мероприятий по профилактике, предупреждению, обнаружению, мониторингу и тушению возгораний. Практическое осуществление мероприятий по предупреждению, обнаружению и тушению пожаров в лесах лесхозов возложено на государственную лесную охрану, а в лесах, закреплённых за другими владельцами, на ведомственную охрану.
Нормативные правовые документы определяют классификацию чрезвычайных ситуаций (ЧС), возникших вследствие ЛП, порядок введения чрезвычайной ситуации, разработки и утверждения планов тушения пожаров в лесах и форму этих документов; рассматривают вопросы организации защиты населения и территорий от ЛП.
В случае введения режима ЧС и угрозы перехода огня на населённые пункты и объекты экономики к тушению ЛП привлекаются силы и средства МЧС России.
К превентивным мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности населённых пунктов относят организационные и инженерно-технические мероприятия [1-3].
К организационным мероприятиям по защите населения и территорий населенных пунктов от лесных пожаров относят:
- прогнозирование пожарной обстановки - осуществляется организациями лесного хозяйства и сельскохозяйственными организациями, проводится в весенне-летний и осенний периоды и заключается в выявлении возможности возникновения ЛП и в оценке условий их развития. Основными факторами, влияющими на интенсивность распространения пожаров в засушливое время года, являются влажность воздуха и скорость ветра. В стране действует единая стандартная шкала пожарной опасности в лесу по условиям погоды и величине комплексного показателя, учитывающего изменение влажности лесных горючих материалов. Оценка обстановки служит основой для планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации ЛП и защите населённых пунктов;
- планирование предупреждения и ликвидации ЛП и мер по защите
населения и территорий населённых пунктов. Мероприятия по защите населения отражаются в Плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основным мероприятием по защите населения от крупномасштабных ЛП является организация и проведение эвакуации населения - комплекса мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон ЧС или вероятной ЧС. Мероприятия по защите территорий населённых пунктов от ЛП отражают в сводном плане тушения ЛП на территории субъекта Российской Федерации, в котором определяются меры по противопожарному обустройству населённых пунктов, объектов экономики и инфраструктуры. Он формируется на основании Планов тушения ЛП в лесничествах (лесопарках), расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
- организация пожарного наблюдения. В лесопожарный период для контроля пожарной обстановки применяются космическая съёмка, авиационная и наземная разведка очагов пожаров. На основе полученных данных делается краткосрочный прогноз о динамике развития пожарной обстановки, проводится мониторинг по характеристикам очагов и площадей, выявляются угрозы населённым пунктам. Наиболее эффективный способ обнаружения лесных пожаров - космический мониторинг. Ежедневно до 4 раз в сутки проводится приём и обработка космической информации по территории страны. Через час после приёма информации о местонахождении очагов она передается в органы управления МЧС России и заинтересованные территориальные подразделения органов власти всех уровней;
- подготовка населения к действиям в условиях ЛП и обеспечение его средствами индивидуальной защиты. Федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы должны обеспечивать проведение лесопожарной пропаганды по соблюдению правил пожарной безопасности в лесу среди населения в населённых пунктах, местах выполнения работ и массового отдыха людей.
К инженерно-техническим мероприятиям относят [1-3]:
- размещение и обеспечение пожаростойкости населённых пунктов и объектов экономики в лесных районах с соблюдением противопожарных мер (рассредоточенное размещение построек; создание изоляционно-противопожарной зоны между окраинной застройкой и кромкой леса и искусственных водоёмов; применение огнестойких материалов при новой застройке и повышение огнестойкости построенных зданий; строительство подземных хранилищ горюче-смазочных материалов, и др.);
- инженерное оборудование пожароопасных территорий - предполагает повышение пожароустойчивости лесов путём регулирования состава древостоев, санитарных рубок, создания на территории лесного фонда противопожарных барьеров; устройство сети дорог пожарного назначения на опасных участках леса; устройство водоёмов, пожароустойчивых колонок водоисточников и артезианских скважин;
- инженерное обеспечение защиты населения - предполагает оснащение средств коллективной защиты системами регенерации либо фильтровентиляции с
защитой от угарного газа.
Для населённых пунктов, подверженных угрозе ЛП, и садовых некоммерческих товариществ, имеющих общую границу с лесными массивами, разрабатывается Паспорт населённого пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, с целью оценки достаточности принятых органами местного самоуправления мер по подготовке территорий к пожароопасному периоду. Структура паспорта состоит из двух блоков: в первом содержатся данные о населённом пункте, включая сведения о силах и средствах подразделений пожарной охраны, привлекаемых к тушению возможных ЛП; второй определяет основные показатели и критерии готовности органа местного самоуправления к летнему сезону (организация противопожарных разрывов и минерализованных полос на протяжённости участка границы населённого пункта с лесным массивом; источники наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, реки, озёра, пруды и т. п.), отвечающие требованиям пожарной безопасности; наличие систем оповещения населения о ЧС; укомплектованность первичными средствами пожаротушения и противопожарным инвентарём (ранцевые огнетушители, краги, топоры, лопаты) для добровольных пожарных формирований и др.).
Таким образом, превентивные мероприятия по защите населённых пунктов от воздействия ЛП ориентированы на нейтрализацию ЛП, а этого недостаточно для защиты самих населённых пунктов, не имеющих для этого необходимых сил и средств.
Список использованной литературы
1. Седнев В.А. и др. Обоснование инженерно-технических мероприятий, состава сил и средств для защиты населения и территорий от воздействия крупномасштабных природных пожаров: учеб. пособ. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2010. - 73 с.
2. Исследование основных проблем инженерной защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время: отчет о научно-исследовательской работе / В.А. Седнев, Н.В. Тетерина, П.А. Аляев. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 414 с.
3. Седнев В.А. и др. Инженерная защита населения: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2015. - 386 с.