Оценка мер государственной поддержки на примере развития молочного скотоводства Оренбургской области
Ю.А. Мигель, соискатель, Оренбургский ГАУ
В России в настоящее время продовольственная безопасность страны не обеспечивается по нескольким видам продукции, в первую очередь — мясным и молочным. Сегодня молочное скотоводство переживает глубокий экономический кризис, связанный с адаптацией отрасли к рыночным условиям, а также с ошибками, допущенными со стороны государства в ходе реформирования сельскохозяйственных предприятий. Повышение эффективности молочного скотоводства является одной из актуальных проблем, успешное решение которой даёт возможность ускорения темпов развития молочнопродуктового подкомплекса и обеспечения населения его продукцией [1].
На примере Оренбургской области рассмотрим произошедшие изменения в развитии молочного скотоводства в рамках реализации мер государственной поддержки. В период с 1990 г. поголовье коров в регионе уменьшилось в 1,99 раза (с 604,3 тыс. гол. в 1990 г. до 304,2 тыс. гол. в 2008 г.). При этом в сельскохозяйственных организациях поголовье коров сократилось более чем в 3 раза (с 409, 2 тыс. гол. в 1990 г. до 128,6 тыс. гол.), в хозяйствах населения поголовье коров — на 16% (с 195,1 тыс. гол. до 164 тыс. гол.). Как показывают исследования, поголовье коров в хозяйствах населения стабилизировалось
начиная с 1997 г. и варьируется в границах от 185 тыс. гол. до 165 тыс. гол. (рис. 1).
Если в период с 1999 по 2001 гг. численность коров в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения была почти одинаковой, то начиная с 2002 г. численность коров в сельскохозяйственных организациях стала меньше, чем в хозяйствах населения. Лишь в 2007 г. наблюдается резкое увеличение поголовья коров в сельскохозяйственных организациях — на 34% относительно 2006 г. [2]. Данное изменение стало результатом резкого увеличения государственной поддержки молочного скотоводства в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (рис. 2). Максимальный уровень государственной поддержки был в 2008 г. и составил 729,9 млн руб., что в 1,66 раза больше, чем в 2007 г. (439,5 тыс. руб.) [3].
Результатом данных тенденций в изменении поголовья коров и государственной поддержки стало отсутствие корреляции между данными параметрами в сельском хозяйстве Оренбургской области. В период с 1998 г. наблюдается увеличение разрыва в производстве молока между хозяйствами населения и сельскохозяйственными организациями (рис. 3).
В 2008 г. сложилась ситуация, когда поголовье коров в хозяйствах населения превышало поголовье сельскохозяйственных организаций на 27,5%, при этом производство молока в хозяй-
тыс. гол.
350
о--.
№
у = 0,4051х2 - 8,8417х + 213,52 0,6497
у = І.иВВСк-1 - 2б,302х + Зи1,ЙУ _____________= 0 9?31_________________
: 0,0388х2 - 0,2б71х + 6,8637 --------^-0,7159---------------
■■-о
гЗл
1>
о--,
оо
а--,
СЇ",
а--.
год
1’-----■ --- ’-1 ’-■ I. Ч I. Ч Ч >.41 Ч I. Ч ■. Ч ■. Ч ■. 41
—•—Поголовье коров в с.х. организациях —■- Поголовье коров в хозяйствах населения Поголовье коров в КФХ ---•Полиномиальная (Поголовьекоров в с.х. организациях)
-----Полиномиальная (П оголовье коров в хозяйствах населения)
^^—Полиномиальная (Поголовье коров в КФХ)
Рис. 1-Динамика изменения поголовья коров в Оренбургской области в период с 1995 по 2008 гг.
тыс.руб.
ЕЭ субсидии на комбикорма Е)другие субсидии
Н субсидии на животноводство без субсидий на переработку И субсидии на поддержку племенного животноводства
Рис. 2-Изменение состава государственной поддержки животноводства в Оренбургской области [3]
тыс. т
'—' 1—' т—' л -I I ч >. -а к 41 к -а
—Производство молока в с.х. организациях, тыс. тонн —Производство молокав хозяйствах населения, тыс. тонн —й— Производство молокав КФХ, тыс. тонн
^^Полиномиальный (Производство молока в хозяйствах населения, тыс. тонн) ^^Полиномиальный (Производство молокав с.х. организациях, тыс. тонн) ^^—Полиномиальный (Производство молокав КФХ, тыс. тонн)
Рис. 3 - Динамика изменения объёмов производства молока 1997-2008 гг.
ствах населения превышало данный показатель в сельскохозяйственных организациях в 1,93 раза.
Не могут кардинально изменить ситуацию и государственные дотации в сельскохозяйственные организации, направленные на поддержку молочного скотоводства. Хотя год от года расходуются значительные средства на поддержку племенного животноводства и в 2008 г. их доля составила 26% общего объёма дотаций (99,2 млн руб.) (рис. 4), но параметры молочного производства предполагают постановку вопроса об эффективности их использования [3].
Результатом происходящих в молочном скотоводстве экономических процессов стала
□ субсидии на поддержку племенного животноводства
В субсидии на животноводство без субсидий на переработку 19 другие субсидии
□ субсидии на комбикорма
Рис. 4 - Состав и структура государственной поддержки скотоводства в Оренбургской области в 2008 г.
Рис. 5 - Динамика изменения рентабельности всего сельского хозяйства, 1995-2008 гг.
ситуация, когда с 1995 г. животноводство Оренбургской области является убыточным (рис. 5). При этом положительная рентабельность сельского хозяйства региона обеспечивается, прежде всего, развитием растениеводства и мясного скотоводства.
Хотя можно проследить наличие явной положительной тенденции изменения рентабельности животноводства в сторону эффективного развития отрасли. Однако при сохранении данной тенденции выход на уровень безубыточности можно прогнозировать не ранее чем через пять лет при условии сохранения присутствующего на сегодняшний момент уровня финансовой поддержки со стороны государства и стабилизации производства молока в сельскохозяйственных организациях.
Проведённые исследования показали, что в настоящее время сложилась благоприятная ситуация в сельском хозяйстве Оренбургской области для решения проблем развития молочного скотоводства. Повышается финансовая устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей. Начиная с 1998 г. можно проследить наличие устойчивой тенденции увеличения балансовой прибыли предприятий сельского хозяйства.
Изменение балансовой прибыли свидетельствует о сформировавшейся способности сельхозтоваропроизводителей адаптироваться к новым (рыночным) условиям хозяйствования, чего не наблюдалось в середине 90-х годов.
Данная предпосылка является основанием для того, чтобы утверждать о возможности решения проблем, сложившихся в молочном скотоводстве на сегодняшний момент, исходя из поиска внутренних резервов развития предприятий и хозяйств АПК региона.
В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:
— существующая государственная финансовая поддержка животноводства не коррелируется с производственно-экономическими параметрами молочного скотоводства;
— наиболее эффективно молочное скотоводство развивается в КФХ, но их доля в производстве молока в регионе незначительна;
— значительная доля молочного стада сосредоточена в сельскохозяйственных организациях, однако его эффективность заметно ниже, чем в КФХ и хозяйствах населения;
— в сельском хозяйстве региона на сегодняшний день появляются производственноэкономические и финансовые резервы для решения проблем эффективного развития молочного скотоводства.
Литература
1. Ушачёв И.Г. Направления развития сельского хозяйства
России на долгосрочный период // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007.
№ 12.
2. Ежегодный статистический сборник «Сельское хозяйство».
Оренбург, 2009.
3. Отчёт о средствах целевого финансирования за 2007—2009 гг.
Оренбургской области / Министерство сельского хозяйства
Оренбургской области.