Научная статья на тему 'Оценка маркетингового потенциала территории как основа устойчивого развития региона на примере Свердловской области'

Оценка маркетингового потенциала территории как основа устойчивого развития региона на примере Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ / COMPETITIVENESS OF THE TERRITORY / МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ / MARKETING POTENTIAL OF THE TERRITORY / СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / SOCIO ECONOMIC CHARACTERISTICS / МАРКЕТИНГОВЫЕ ЦЕЛИ / MARKETING OBJECTIVES / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ECONOMIC INDICATORS / МАРКЕТИНГОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / MARKETING DEVELOPMENT OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Цель. Статья посвящена оценке устойчивости маркетингового потенциала территории в современных условиях. Маркетинговый потенциал определяет конкурентоспособность и эффективность функционирования в современных условиях любой локальной территории, что обеспечивается имиджем территории и ее популярностью среди субъектов: резидентов и нерезидентов территории. Научная новизна. Маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и качества и разнообразия медицинских услуг в соответствии с современными стандартами и спросом со стороны субъектов территории, развития рынка труда и многих других жизненно важных аспектов. В ходе исследования возникает необходимость изучения социальноэкономического развития региона, так как именно социальноэкономическая система становится основой развития территории. Практическая значимость. Представлены в статье эмпирические исследования социальноэкономической системы функционирования Свердловской области в рамках проводимого исследования, определены сильные и слабые стороны развития территории с позиций маркетингового потенциала. Представлены ключевые моменты, мешающие устойчивому развитию территории, а также направления повышения конкурентоспособности объекта исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF MARKETING POTENTIAL OF THE TERRITORY AS A BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION

Purpose. The article is devoted to assessing the sustainability of the marketing potential of the territory in modern conditions. Marketing potential determines the competitiveness and efficiency of functioning in modern conditions any local area, provided that the image of the territory and its popularity among the subjects: residents and non-residents of the territory. Scientific novelty. Marketing development of the region generates the need to address key issues: increasing revenues, improving the quality of education, nutrition and the quality and diversity of medical services in accordance with modern standards and demand-side actors of the territory, development of the labour market and many other vital aspects. In the study, it is necessary to study the socio economic development of the region, as it is a socio economic system is the basis for the development of the territory. Results. The article presents the empirical research of the socio economic system of the Sverdlovsk region in the framework of the ongoing study, identified strengths and weaknesses of development of the territory in terms of marketing potential. Presents key points, impeding the sustainable development of the territory, as well as the directions of increase of competitiveness of the research object.

Текст научной работы на тему «Оценка маркетингового потенциала территории как основа устойчивого развития региона на примере Свердловской области»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Куликова Е. С.

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский

государственный экономический университет (Россия), 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли,

д. 62/45, [email protected]

Дурандина О. А.

кандидат экономических наук, заведующая отделением экономики, ООО «Уральский институт практической психологии» (Россия), 620147, Россия, г. Екатеринбург, ул. Первомайская, д. 77-Х, [email protected]

УДК 338.24(470.54)

ББК 65.050.22(2Рос-4Све)

Цель. Статья посвящена оценке устойчивости маркетингового потенциала территории в современных условиях. Маркетинговый потенциал определяет конкурентоспособность и эффективность функционирования в современных условиях любой локальной территории, что обеспечивается имиджем территории и ее популярностью среди субъектов: резидентов и нерезидентов территории.

Научная новизна. Маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и качества и разнообразия медицинских услуг в соответствии с современными стандартами и спросом со стороны субъектов территории, развития рынка труда и многих других жизненно важных аспектов. В ходе исследования возникает необходимость изучения социально-экономического развития региона, так как именно социально-экономическая система становится основой развития территории.

Практическая значимость. Представлены в статье эмпирические исследования социально-экономической системы функционирования Свердловской области в рамках проводимого исследования, определены сильные и слабые стороны развития территории с позиций маркетингового потенциала. Представлены ключевые моменты, мешающие устойчивому развитию территории, а также направления повышения конкурентоспособности объекта ^ исследования.

0

г Ключевые слова: конкурентоспособность территории, маркетинговый потенциал территории, социально-эко-ч

Ф номическая характеристика, маркетинговые цели, экономические показатели, маркетинговое развитие региона.

<0 t 3 'О

! EVALUATION OF MARKETING POTENTIAL OF THE TERRITORY

§ AS A BASIS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION

or ON THE EXAMPLE OF THE SVERDLOVSK REGION

UJ

CO

1 Kulikova E. S.

3

c;

Candidate of Science (Economy), Associate Professor, Associate Professor of Department of state and municipal management, Ural © state economic university (Russia), 620144, Russia, Ekaterinburg, 8 Marta St/Narodnoy voli, 62/45, [email protected]

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Durandina O. A.

Candidate of Science (Economy), Head of the Department of Economics, LLC "Ural Institute of Practical Psychology" (Russia), 620147, Russia, Sverdlovsk Region, Ekaterinburg, Pervomaiskaya str., 77-X, [email protected]

Purpose. The article is devoted to assessing the sustainability of the marketing potential of the territory in modern conditions. Marketing potential determines the competitiveness and efficiency of functioning in modern conditions any local area, provided that the image of the territory and its popularity among the subjects: residents and non-residents of the territory.

Scientific novelty. Marketing development of the region generates the need to address key issues: increasing revenues, improving the quality of education, nutrition and the quality and diversity of medical services in accordance with modern standards and demand-side actors of the territory, development of the labour market and many other vital aspects. In the study, it is necessary to study the socio-economic development of the region, as it is a socio-economic system is the basis for the development of the territory.

Results. The article presents the empirical research of the socio-economic system of the Sverdlovsk region in the framework of the ongoing study, identified strengths and weaknesses of development of the territory in terms of marketing potential. Presents key points, impeding the sustainable development of the territory, as well as the directions of increase of competitiveness of the research object.

Key words: the competitiveness of the territory, the marketing potential of the territory, socio-economic characteristics, marketing objectives, economic indicators, marketing development of the region.

Современное состояние и развитие любой территории является ключевым направлением качества жизни субъектов территории. Данная проблема исследуется с различных позиций, и многие исследователи приходят к определению того, что в основе качества жизни лежит маркетинговый потенциал территории. Как раз итогом функционирования маркетингового потенциала выступает, по мнению авторов, рост уровня благосостояния, который определяет качество жизни, проживающего на территории населения.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

• во-первых, развитие региона является многомерным и многоаспектный процессом, рассматриваемым с точки зрения совокупности различных маркетинговых целей, основой которого является улучшение качества жизни населения;

• во-вторых, маркетинговое развитие региона порождает необходимость решения ключевых вопросов: увеличения доходов, улучшение качества образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни и т.п.;

• в-третьих, в основе развития маркетингового потенциала региона лежат определенные условия, сформировавшиеся на данной территории, представленные, прежде всего в виде ресурсов. А стратегическое планирование социально-экономического развития строится исходя из реальных возможностей этих ресурсов, которые явятся основой развития экономики в будущем, т.е. исходя из ресурсного потенциала. Именно в этом аспекте, мы предполагаем, можно

говорить и о степени эффективности использования маркетингового потенциала территории.

Под устойчивостью маркетингового потенциала территории понимается способность поддерживать уровень благосостояния без резких спадов. Соответственно социально-экономическая система территории, которая обеспечивает стабильно высокий уровень благосостояния граждан, может считаться источником высокого потенциала развития территории. При этом должны учитываться перспективы, будущее состояние системы, т.е. возникает необходимость оценить не только достигнутый уровень, а способность системы к изменениям. Эта задача может быть решена только при комплексном анализе факторов экономического роста каждой конкретной территории. Рассмотрим в качестве объекта исследования Свердловскую область.

К конкурентным преимуществам Свердловской области, оказывающим благоприятное влияние на развитие региона относятся [1]:

1) высокий уровень развития обрабатывающей промышленности и высокий уровень концентрации организаций оборонно-промышленного комплекса;

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

2) административный центр Свердловской области является макрорегиональным центром предоставления бизнес-услуг;

3) высокий уровень показателей, характеризующий макроэкономические условия осуществления инвестиционной деятельности;

4) высокий уровень развития научно-образовательного сектора;

5) высокий уровень инновационного развития отдельных отраслей экономики;

6) наличие доступных природных, производственных, энергетических, человеческих ресурсов;

7) выгодное для транспортно-логистического комплекса географическое положение Свердловской области.

Итак, на основании анализа слабых и сильных сторон социально-экономического развития Свердловской области можно сделать следующие выводы: сильные стороны региона заключаются в выгодном географическом положении, развитом промышленном комплексе, благоприятном инвестиционном климате; слабые стороны региона проявляются в наличии экологических проблем в области, низкой мобильности трудовых ресурсов, низкие показатели результативности инновационной деятельности в регионе, недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры, высокой степени износа основных фондов региона.

Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области в 2013-2016 гг. представлены в табл. 2.

Табл. 1. Анализ сильных и слабых сторон социально-экономического развития Свердловской области [1]

Сильные стороны Слабые стороны

• Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии на пересечении трансконтинентальных потоков обеспечивает близость емких рынков сбыта • Свердловская область один из крупнейших в России и в мире регионов по величине разведанных и прогнозируемых запасов минерально-сырьевых ресурсов • Развитый промышленный комплекс (большой объем отгруженных товаров собственного производства, производит 40 % промышленной продукции в стране) • Наличие активной работы по развитию минерально-сырьевой базы- • Ценность недр Свердловской области составляет 9,5 % от общей стоимости недр РФ в целом и около 30 % от общей стоимости недр Уральского региона- • Свердловская область демонстрирует стабильный долговременный рост практически всех отраслей экономики, при этом темпы роста являются более высокими, чем в целом по Российской Федерации • Экономически развитый регион (6-е место по ВРП в стране, 10-е место по инвестициям среди других субъектов РФ • Расположение региона в центре крупного рынка спроса на продукцию промышленного и инвестиционного назначения (Урало-Западносибирского региона) • Благоприятный инвестиционный климат региона • Доступ к основным ж/д, автомобильным, авиационным и логистических узлам • Направленность государственного и научно-образовательного сектора (УрФУ, УрО РАН) на оказание поддержки инновационному бизнесу в реализации различных проектов • Свердловская область находится в зоне континентального климата с холодной и продолжительной зимой • Наличие экологических проблем (большой объем загрязнения воздуха, водоемов) • Низкие показатели результативности инновационной деятельности в регионе • Недостаточные темпы развития транспортной инфраструктуры • Существенная удаленность от стратегических портов, границ стран-потенциальных импортеров продукции, сравнительно высокая стоимость вывоза продукции • Недостаточно развит промышленный аутсорсинг крупных компаний региона • Низкая мобильность трудовых ресурсов (внутренняя миграция) • Недостаточно развита система венчурного инвестирования и бизнес-ангелов с целью привлечения долгосрочных инвестиций в высокорисковые проекты (разработки) • Отсутствие стратегии инновационного развития Свердловской области с четко прописанными дорожными картами, этапами достижения поставленных целей и прописанной ответственностью • Средние позиции Свердловской области в конкуренции за федеральные ресурсы институтов развития • Высокая степень износа основных фондов области

Возможности Угрозы

• Объективные факторы развития науки, техники и технологий • Социально-экономическая политика федерального центра • Межрегиональная кооперация и конкуренция • Модернизация транспортной системы России • Зависимость от колебаний конъюнктуры мировых рынков металлов • Демографическое и индустриальное давление Китая • Неоиндустриальное давление Запада • Возможные отрицательные последствия решений, принимаемых на федеральном уровне

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Табл. 2. Основные показатели социально-экономического положения Свердловской области в 2013-2016 гг. (составлено авторами по [20])

Наименование показателя Значение показателя Абсолютное Темп

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. отклонение прироста, %

Численность населения, тыс. чел. 4307,6 4315,8 4320,7 4327,5 19,9 0,5

в том числе

в возрасте моложе трудоспособного 690,6 708,7 731,5 756,5 65,9 9,5

мужчины 353,7 362,9 374,4 387,3 33,6 9,5

женщины 336,9 345,7 357,1 369,3 32,4 9,6

в трудоспособном возрасте 2618,9 2592,9 2559,0 2518,9 -100 -3,8

мужчины 1346,7 1336,2 1321,4 1303,1 -43,6 -3,2

женщины 1272,2 1256,7 1237,5 1256,9 -15,3 -1,2

старше трудоспособного возраста 987,7 1005,9 1025,4 1045,3 57,6 5,8

мужчины 267,1 274,6 282,9 290,7 23,6 8,8

женщины 720,6 731,4 742,5 754,6 34 4,7

Естественный прирост, тыс. чел. -2,77 1,49 2,96 2,21 4,98 -179,8

Миграционный прирост, убыль (-) населения, тыс. чел. 13,14 6,74 1,88 4,58 -8,56 -65,1

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 1575,4 1586,5 1581,2 1544,3 -31,1 -2,0

Среднегодовая общая численность безработных, тыс. человек 167,2 133,4 136,3 138,4 -28,8 -17,2

Численность безработных, зарегистрированных в органах гос. службы занятости, тыс. чел. 38,4 30,7 27,2 26,6 -11,8 -30,7

Численность пенсионеров, тыс. чел. 1269,9 1282,9 1295,7 1308,1 38,2 3,0

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 24892,6 27851,7 31013,0 32035,9 7143,3 28,7

Среднедушевые денежные расходы населения в месяц, руб. 24496,1 27637,4 30765,7 32183,4 7687,3 31,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 22179,2 25138,8 27608,2 29492,2 7313 33,0

Средний размер назначенных пенсий, руб. 8513,9 9343,6 10353,8 11255,9 2742 32,2

Валовой региональный продукт,

млрд. рублей 1046,6 1291,1 1484,9 1586,3 539,7 51,6

на душу населения, тыс. руб. 243,3 300,1 344,4 367,3 124 51,0

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв.м 1822,2 1869,4 1755,3 2424,0 601,8 33,0

Оборот розничной торговли, млрд. руб. 40,0 43,8 48,8 53,2 13,2 33,0

Платные услуги населению, млрд. руб. 199,7 215,0 253,3 281,1 81,4 40,8

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 184,1 203,6 206,3 210,7 26,6 14,4

Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 189,9 204,4 232,6 232,6 42,7 22,5

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 333,5 351,6 352,9 370,4 36,9 11,1

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Я!

344 4 367,3

300,1 344,4

I I I I

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Валовый региональный продукт, млрд руб.

Валовый региональный продукт на душу населения, тыс. руб.

Индекс физического объема ВРП, %

Рис. 1. Валовой региональный продукт Свердловской области в 2013-2016 гг. (составлено авторами по [20])

В соответствии с данными табл. 2 видно, что численность населения Свердловской области за последние четыре года выросла на 19,9 тыс. чел. или на 0,5 %. В частности, отмечается рост населения моложе трудоспособного возраста на 65,9 тыс. чел. или на 9,5 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рост населения старше трудоспособного возраста на

57.6 тыс. чел. или на 5,8 %. Численность населения в трудоспособном возрасте за анализируемый период снизилась на 100,0 тыс. чел или на 3,8 %.

Численность работников организаций в регионе снизилась на 31,1 тыс. чел. или на 2,0 %. Хотя наглядно видно, что число безработных граждан в области снизилось на 28,8 тыс. чел. или на 17,2 %, кроме того, снизилось количество безработных, зарегистрированных в службе занятости населения на 11,8 тыс. чел. или на

30.7 % за анализируемый период. Численность пенсионеров в области выросла на 38,2 тыс. человек или на 3,0 % за 2013-2016 гг.

Отмечается увеличение валового регионального продукта Свердловской области на 539,7 млрд. руб. или на 51,6 % за анализируемый период. Величина ВРП на душу населения за анализируемый период в Свердловской области выросла на 124,0 тыс. руб. или на 51,0 %.

На рисунке 1 представлена величина валового регионального продукта и величина валового регионального продукта на душу населения в Свердловской области в 2013-2016 гг. Индекс ВРП за анализируемый период снизился на 4,6 %.

Так, ВРП Свердловской области в 2016 году составил 1 586,3 млрд. руб., а ВРП на душу населения - 367,3 тыс. руб., индекс физического объема ВРП - 106,8 %.

Структура валового регионального продукта Свердловской области в 2016 году по видам деятельности представлена на рисунке 2.

Замедление роста ВРП Свердловской области обусловлено снижением производства валовой добавленной стоимости в производстве и распределении энергии, газа и воды (на 1,7 %), торговле (на 2,6 %), гостиницах и ресторанах (на 0,8 %),

Прочие виды деятельности

14,3%_

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

4,7% _

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование

4,8% _

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

10,4%_

Обрабатывающие

производства

27,1%

Строительство

5,1%

Оптовая и розничная

торговля, ремонт

автотранспортных

средств, бытовых

изделий и предметов Рис. 2. Структура

личного пользования валового регионального

21,6% продукта Свердловской

области в 2016 году по

видам деятельности, %

Транспорт и связь (составлено авторами

12% по [20])

г:::::::::::::::::: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ :::::::::::::::

::::::::::::::::::: УПРАВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫМ РАЗВИТИЕМ :::::::::::::::

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Табл. 3. Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Свердловской области за 20132016 гг. (составлено авторами по [20])

Наименование показателя Значение показателя Абсолютное отклонение Темп прироста, %

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, руб. 24892,6 27851,7 31013,0 32035,9 7143,3 28,7

Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году 102,0 104,7 103,1 95,9 -6,1 -6,0

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 22179,2 25138,8 27608,2 29492,2 7313 33,0

Реальная начисленная заработная плата, % к предыдущему году 102,8 107,6 102,2 99,0 -3,8 -3,7

Средний размер назначенных пенсий, руб. 8513,9 9434,6 10353,8 11255,9 2742 32,2

Реальный размер назначенных пенсий, % к предыдущему году 104,8 102,8 103,1 98,3 -6,5 -6,2

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума тыс. чел. % от общей численности населения 452,1 10,5 365,1 8,5 354,2 8,2 358,0 8,3 -94,1 -2,2 -20,8 -21,0

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), раз. 17,2 17,8 17,8 16,8 -0,4 -2,3

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) 0,425 0,430 0,431 0,423 -0,002 -0,5

государственном управлении и обеспечении военной безопасности (на 0,2 %).

Кроме того, в 2016 году отмечается замедление темпа роста производства валовой добавленной стоимости добычи полезных ископаемых (на 0,8 %), финансовой деятельности (на 8,7 %), здравоохранения и предоставления социальных услуг (на 2,1 %).

Основную долю в структуре ВРП занимает обрабатывающее производство - 27,1 %, оптовая и розничная торговля - 21,6 %, прочие виды деятельности - 14,3 %, операции с недвижимым имуществом - 10,4 %, транспорт и связь - 12,0 %.

Величина инвестиций в основной капитал Свердловской области за анализируемый период существенно увеличились с 333,5 млрд. руб. до 370,4 млрд. руб. Удельный вес инвестиций в основной капитал региона за счет бюджетных средств снизился с 16,5 % до 13,9 % за исследуемый период, аналогичная ситуация наблюдается и по инвестициям из федерального бюджета.

Существенно изменилась ситуация относительно величины среднедушевых денежных доходов населения в месяц, их величина за последние четыре года выросла с 24 892,6 руб. до 32 035,9 руб., т.е. на 7 143,3 руб. или на 28,7 %. В тоже время отмечается рост среднедушевых денежных расходов

населения области с 24 496,1 руб. до 32 183,4 руб. или на 7 687,3 руб. (на 31,4 %).

Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области в 2016 г. составила 29 492,2 руб., что на 7313,0 руб. или 33,0 % больше, чем в 2013 году.

Таким образом, занимая особое геополитическое положение, Свердловская область имеет не только уникальные природные ресурсы, но и обладает необходимыми предпосылками, которые могут стать основой его развития и инвестиционной привлекательности.

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения Свердловской области за 2013-2016 гг. представлены в табл. 3.

По данным табл. 3 видно, что среднедушевые доходы населения области в месяц выросли за 20132016 гг. на 7143,3 руб. или на 28,7 %. В свою очередь реально располагаемые доходы населения снизились на 6,0 %. Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области выросла на 7 313,0 тыс. руб. или на 33,0 %. Отмечается рост средней величины пенсии на 2 742,0 руб. или на 32,2 % за 20132016 гг.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доходы от предпринимательской деятельности Социальные выплаты Доходы от собственности

2016 г.

Оплата труда Другие доходы

Рис. 3. Структура денежных доходов населения Свердловской области за 2013-2016 гг., в % (составлено авторами по [20])

анализируемый период снизилась на 94,1 тыс. чел или на 20,8 %. Так же отмечается снижение доли данной группы населения в общей численности населения области с 10,5 % до 8,3 % за анализируемый период.

По данным рисунка 3 видно, что доля денежных доходов от предпринимательской деятельности за анализируемый период выросла с 9,9 % до 11,0 %. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим источникам доходов населения региона.

Распределение населения Свердловской области по величине среднедушевых денежных доходов за 20132016 гг. представлено в табл. 4.

Итак, согласно данным табл. 4 в Свердловской области за анализируемый период преобладает доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. Так, доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. в 2016 году составила 46,9 %, что

Табл. 4. Распределение населения Свердловской области по величине среднедушевых денежных доходов (в месяц) за 2013-2016 гг., % (составлено авторами по [20])

Численность населения со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц Значение показателя Отклонение

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

до 2 000,0 0,3 0,2 0,1 0,1 -0,2

от 2 000,1 до 4 000,0 2,5 2,0 1,5 1,1 -1,4

от 4 000,1 до 6 000,0 5,3 4,3 3,5 2,9 -2,4

от 6 000,1 до 8 000,0 6,9 5,9 5,0 4,4 -2,5

от 8 000,1 до 10 000,0 7,5 6,6 5,8 5,3 -2,2

от 10 000,1 до 15 000,0 17,9 16,5 15,2 14,6 -3,3

от 15 000,1 до 25 000,0 25,2 25,0 24,6 24,7 -0,5

свыше 25 000,0 34,4 39,5 44,3 46,9 12,5

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Численность населения, тыс. чел. Удельный вес, %

Рис. 4. Динамика численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Свердловской области за 2013-2016 гг. (составлено авторами по [20])

на 12,5 % больше, чем в 2013 году. На втором месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 15 000,01 до 25 000 руб., их доля в 2016 году составила 24,7 %. На третьем месте доля населения со среднедушевыми денежными

доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. - 14,6 % в 2016 году.

По данным таблицы видно, что произошло снижение доли населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. на 3,3 % за анализируемый период. Аналогичная ситуация наблюдается и по другим группам населения.

За анализируемый период в Свердловской области снизилась численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 452,1 тыс. чел. до 358,0 тыс. чел. или на 20,8 %. Также отмечается снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума от общей численности населения на 2,2 % за 2013-2016 гг

Численность экономически активного населения Свердловской области за 2012-2016 гг., а также численность занятых и безработных представлена в табл. 5.

В результате представленных данных табл. 5 следует отметить, что численность экономически активного населения в Свердловской области за последние пять лет уменьшилась на 25,2 тыс. человек или на 1,1 %. Численность занятых в экономике за 2012-2016 гг. в Свердловской области выросла на 30,3 тыс. человек или 1,4 %, что обусловлено притоком рабочей силы из других регионов, особенно наблюдается приток рабочей силы из Курганской области, Казахстана, Киргизии и других соседних регионов Свердловской области.

Распределение численности безработных Свердловской области за 2012-2016 гг. по возрастным группам представлено в табл. 6.

По данным табл. 6 видно, что средний возраст безработного в Свердловской области в 2016 году

Табл. 5. Численность экономически активного населения, занятых и безработных Свердловской области за 20122016 гг., тыс. чел. (составлено авторами по [20])

Наименование показателя Значение показателя Абсолютное Темпы

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. отклонение прироста, %

Численность экономически активного населения всего 2 304,7 2 306,6 2 292,8 2 309,0 2 279,5 -25,2 -1,1

в том числе

занятые в экономике 2 110,8 2 139,5 2 159,5 2 172,6 2 141,1 30,3 1,4

безработные 193,9 167,2 133,4 136,3 138,4 -55,5 -28,6

Мужчины всего 1 165,2 1 162,6 1 158,8 1 171,4 1 165,5 0,3 0,0

в том числе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

занятые в экономике 1 053,8 1 074,5 1 087,9 1 093,9 1 090,5 36,7 3,5

безработные 111,4 88,1 70,9 77,5 75,0 -36,4 -32,7

Женщины всего 1 139,5 1 144,0 1 134,0 1 137,6 1 114,0 -25,5 -2,2

в том числе

занятые в экономике 1 057,0 1 064,9 1 071,6 1 078,8 1 050,6 -6,4 -0,6

безработные 82,5 79,1 62,4 58,8 63,4 -19,1 -23,2

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Табл. 6. Численность безработных Свердловской области в 2016 гг. по возрастным группам, % (составлено авторами по [20])

Численность безработных Возрастные группы, лет Средний возраст безработных, лет

до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72

Всего 6,7 20,0 16,4 11,9 9,4 7,7 9,3 7,9 6,4 4,3 35,2

в том числе

мужчины 7,3 20,4 15,9 10,6 10,0 7,5 9,0 7,9 7,5 3,9 35,1

женщины 6,0 19,5 17,0 13,5 8,7 8,0 9,6 7,9 5,2 4,7 35,3

составляет 35,2 лет, в том числе среди мужчин -35,1 лет, а среди женщин - 35,3 лет. Наибольшая доля безработного населения находится в возрасте от 20 до 24 лет - 20,0 %, из них: мужчин - 20,4 % и женщин -19,5 %. На втором месте находится возрастная группа от 25 до 29 лет - 16,4 % безработных, из них мужчин -15,9 % и женщин - 17,0 %. На третьем месте возрастная группа населения области от 30 до 34 лет - 11,9 % безработных, из них: мужчин - 10,6 % и женщин - 13,5 %.

На рисунке 5 наглядно представлена структура безработного населения Свердловской области по возрастным группа в 2016 году.

Наибольшая численность безработного населения приходится на возрастную группу от 20 до 24 лет, к которой относятся студенты вузов и образовательных учреждений среднего профессионального образования, в том числе в данной возрастной группе 20,4 % мужского населения и 19,5 % - женского.

Уровень безработицы в Свердловской области в 2012-2016 гг. представлен на рисунке 6.

По данным рисунка 6 видно, что за 2012-2016 гг. уровень безработицы в Свердловской области значительно снизился на 2,3 %, что является положительным моментом на рынке труда исследуемого региона.

Итак, по данным табл. 7 видно, основная доля безработных в области имеет среднее (полное) образование - 30,1 %, из них: мужчин - 31,5 % и женщин - 28,3 %. На втором месте безработные граждане с начальным профессиональным образованием -23,5 %, из них мужчин - 24,5 % и женщин - 22,3 %. На третьем месте безработные граждане со средним профессиональным образованием - 20,4 5, из них: мужчины - 15,7 % и женщины 26,1 %.

Таким образом, в результате анализа экономического состояния Свердловской области за 2013-2016 гг. можно сделать следующие выводы:

1) численность населения Свердловской области за последние четыре года выросла на 19,9 тыс. чел. или на 0,5 %, что обусловлено увеличением населения моложе трудоспособного возраста на 9,5 % и населения

мужчины женщины

до 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72

Возрастные группы

Рис. 5. Динамика структуры безработного населения Свердловской области по возрастным группам в 2016 году, % (составлено авторами по [20])

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

старше трудоспособного возраста на 5,8 %. Численность населения в трудоспособном возрасте за анализируемый период снизилась на 100,0 тыс. чел или на 3,8 %. Кроме того, за анализируемый период наблюдается снижение безработных граждан 17,2 %, а также рост численности пенсионеров на 3,0 % за 2013-2016 гг.;

2) увеличение валового регионального продукта Свердловской области на 539,7 млрд. руб. или на 51,6 % за анализируемый период. Величина ВРП на душу населения за анализируемый период в Свердловской области выросла на 124,0 тыс. руб. или на 51,0 %;

3) среднедушевые доходы населения области в месяц выросли за 2013-2016 гг. на 7143,3 руб. или на 28,7 % и составили в 2016 году 31 013,0 руб. в месяц на человека. Среднемесячная номинальная заработная плата в Свердловской области выросла на 7 313,0 тыс. руб. или на 33,0 % и составила в 2016 году -29 492,2 руб. Средний размер пенсии увеличился на 2 742,0 руб. или на 32,2 % за 2013-2016 гг. и составил в 2016 году 11 255,9 руб. в месяц на человека;

4) в Свердловской области за анализируемый период преобладает доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. Так, доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц свыше 25 000 руб. в 2016 году составила 46,9 %, что на 12,5 % больше, чем в 2013 году. На втором месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 15 000,01 до 25 000 руб., их доля в 2016 году составила 24,7 %. На третьем месте доля населения со среднедушевыми денежными доходами в месяц от 10 000,01 до 15 000 руб. - 14,6 % в 2016 году;

5) численность занятых в экономике за 20122016 гг. в Свердловской области выросла на 30,3 тыс. человек или 1,4 %, что обусловлено притоком рабочей силы из других регионов, особенно наблюдается приток рабочей силы из Курганской области, Казахстана, Киргизии и других соседних регионов Свердловской области. В структуре экономически активного населения области преобладает доля населения

0,6 0,6 0,6

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Рис. 6. Уровень безработицы Свердловской области за 2012-2016 гг., в % (составлено авторами по [20])

занятого в экономике. Отмечается рост доли населения занятого в экономике с 91,6 % до 93,9 %, что привело к снижению доли безработных с 8,4 % до 6,1 %. Среди экономически активного населения численность мужчин занятых в экономике за 2012-2016 гг. выросла на 36,7 тыс. человек или на 3,5 %, а численность женщин снизилась на 25,5 тыс. человек или на 2,2 %, что может быть обусловлено временной нетрудоспособностью женщин в результате отпуска по уходу за ребенком;

6) численность безработных за 2012-2016 гг. на рынке труда Свердловской области снизилась на 55,5 тыс. человек или на 28,6 %, что является положительным моментом. Отмечается отрицательная тенденция роста доли мужчин среди безработного населения Свердловской области, доля в структуре безработного населения снизилась на 32,7 %. Также наблюдается отрицательная тенденция доли женщин среди безработных на рынке труда Свердловской области, доля которых в структуре безработного населения снизилась на 23,2 %;

Табл. 7. Распределение численности безработных по уровню образования в 2016 году, % (составлено авторами по [20])

Имеют образование

Численность безработных высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего образования

Всего 13,9 20,4 23,5 30,1 11,1 1,0

в том числе

мужчины 12,4 15,7 24,5 31,5 13,9 1,9

женщины 15,6 26,1 22,3 28,3 7,7 -

Куликова E. С., Дурандина О. А.

7) уровень безработицы в Свердловской области за анализируемый период значительно снизился на 2,3 %, что является положительным моментом на рынке труда исследуемого региона. Основная доля безработных граждан в Свердловской области имеет среднее (полное) образование - 30,1 %, из них: мужчин - 31,5 % и женщин - 28,3 %. На втором месте безработные граждане с начальным профессиональным образованием - 23,5 %, из них мужчин - 24,5 % и женщин - 22,3 %. На третьем месте безработные граждане со средним профессиональным образованием - 20,4 5, из них: мужчины - 15,7 % и женщины 26,1 %.

Таким образом, на базе проведенного анализа можно предположить, что маркетинговый потенциал

Свердловской области за исследуемый период в рамках системы социально-экономического развития показал высокую устойчивость и положительную динамику функционирования, особенно за 2016 год. Данный факт может служить основой для благоприятного функционирования территории и роста благосостояния граждан в рамках развития маркетингового потенциала территории согласно текущим и перспективным потребностям муниципального образования. Однако все сопутствующие процессы в рамках анализируемых процессов необходимо тщательно контролировать, продумывая все необходимые механизмы и методы для обеспечения устойчивости маркетингового потенциала.

Литература:

1. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 гг.: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г. № 151-ОЗ [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.09.2017)

2. Агафонов В. А. Стратегическое планирование на региональном уровне: системный подход: Препринт. М.: Инфра-М, 2014. 62 с.

3. Анимица Е. Г. Стратегическое планирование развития территории: сущность, основные принципы, проблемы // Известия УрГЭУ 2015. № 12. С. 87-95.

4. Антонов Г. Д. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / Г. Д. Антонов, В. М. Тумин, О. П. Иванова. М.: Инфра-М, 2014. 239 с.

5. Бабичев И. В. Местное самоуправление в современной России: становление и развитие. Историко-правовые аспекты: Монография / И. В. Бабичев, Б. В. Смирнов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 528 с.

6. Бочков М. А. Социально-экономический потенциал региона: сущность и структура // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. ХХШ междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2013. 250 с.

7. Дертишникова Е. Н. Комплексная оценка социально-экономического развития региона // Проблемы развития территории. 2013. № 1. С. 25-35.

8. Каменских Н. А. Региональное управление и территориальное планирование: стратегическое партнерство в системе регионального развития: учеб.пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 127 с.

9. Комилов С. Оценка инновационного потенциала социально-экономического развития региона // Проблемы современной экономики. 2013. № 3. С. 369-373.

10. Кутаев Ш. К. Проблемы и перспективы социально-экономического развития региона // СИСП. 2012. № 1. С. 275-282.

11. Ларионова И. К. Стратегическое управление: Учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. М.: Дашков и К, 2014. 235 с.

References:

1. On the strategy of social and economic development of the Sverdlovsk region for 2016-2030: Law of the Sverdlovsk Region of 21 December 2015 No. 151-OL [e-resource]. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 12.09.2017)

2. Agafonov V.A. Strategic planning at the regional level: a systematic approach: Preprint. M .: Infra-M, 2014. 62 p.

3. Animitsa E. G. Strategic planning of territory development: essence, basic principles, problems // Izvestiya Ural State University of Economics and Management. 2015. № 12. P. 87-95.

4. Antonov G. D. Strategic management of the organization: Textbook / G. D. Antonov, V. M. Tumin, O. P. Ivanova. Moscow: Infra-M, 2014. 239 p.

5. Babichev I. V. Local self-government in modern Russia: formation and development. Historical and legal aspects: Monograph / I. V. Babichev, B. V. Smirnov. M .: Norma: INFRA-M, 2014. 528 p.

6. Bochkov MA Socio-economic potential of the region: essence and structure // Economics and modern management: theory and practice: coll. Art. by mater. XXIII Intern. scientific-practical. Conf. Novosibirsk: SibAK, 2013. 250 p.

7. Dertishnikova E. N. Comprehensive assessment of the socioeconomic development of the region // Problems of Territory Development. 2013. № 1. P. 25-35.

8. Kamenskikh N. A. Regional management and territorial planning: strategic partnership in the system of regional development: training. M.: INFRA-M, 2017. 127 p.

9. Komilov S. Evaluation of the innovative potential of socioeconomic development of the region // Problems of modern economy. 2013. № 3. P. 369-373.

10. Kutayev Sh. K. Problems and prospects of social and economic development of the region // SISP. 2012. № 1. P. 275282.

11. Larionova I. K. Strategic management: Textbook for masters / Ed. Doct. econ. Sciences, prof. I. K. Larionov. M.: Dashkov and K, 2014. 235 p.

Куликова Е. С., Дурандина О. А.

Литература:

12. Ларионова И. К. Стратегическое управление: Учебник для магистров / Под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. М.: Дашков и К, 2014. 235 с.

13. МинаевЮ. Н. Анализ факторов, влияющих на уровень социально-экономического развития региона // Вестник ТГУ. 2014. № 1. С. 333-338.

14. Морозова Е. А. Демографическая ситуация и ее влияние на социально-экономическое развитие региона // Вестник КемГУ 2012. № 2. С. 213-219.

15. Смирнов В. В. Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 2. С. 25-34.

16. Смирнов В. В. Современное состояние социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Вестник ЧГУ 2016. № 6. С. 445-452.

17. Сорокина Н. Ю. Сущность социально-экономического потенциала региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. № 1-1. С. 75-83.

18. Супиков В. Н. Моделирование социально-экономического развития регионов // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 1. С. 143-149.

19. Худеева В. В. Управление развитием региона: проблемы и задачи стратегического планирования // Вестник ТГУ 2012. № 2. С. 147-151.

20. Свердловская область в 2012-2016 гг. [электронный ресурс]: статистический сборник. URL: http://sverdl.gks. ru/ (дата обращения 12.09.2017)

References:

12. Larionova I. K. Strategic management: Textbook for masters / Ed. Doct. econ. Sciences, prof. I. K. Larionov. M.: Dashkov and K, 2014. 235 p.

13. Minaev Yu. N. Analysis of factors affecting the level of social and economic development of the region // Bulletin of TSU. 2014. № 1. P. 333-338.

14. Morozova E. A. Demographic situation and its impact on the socio-economic development of the region // Bulletin of KemSU. 2012. № 2. P. 213-219.

15. Smirnov V. V. Methodology for assessing the effectiveness of socio-economic development of the region // News of higher education. The Volga region. Social Sciences. 2015. № 2. P. 25-34.

16. Smirnov V. V. The current state of socio-economic development of the regions of the Russian Federation // Bulletin of the Chechen State University. 2016. № 6. P. 445-452.

17. Sorokina N. Yu. Essence of the socio-economic potential of the region // Izvestiya TulGU. Economic and legal sciences. 2014. № 1-1. P. 75-83.

18. Supikov V. N. Modeling of social and economic development of regions // News of Higher Educational Institutions. The Volga region. Social Sciences. 2012. № 1. P. 143-149.

19. Khudeeva V V. Management of the development of the region: problems and tasks of strategic planning // Bulletin of TSU. 2012. № 2. P. 147-151.

20. The Sverdlovsk Region in 2012-2016 [e-resource]: statistical compilation. URL: http://sverdl.gks.ru/ (date of reference 12.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.