СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
УДК 338.001.36:553.04
оценка макропоказателеи территории с экономикой минерально-сырьевого типа
(на примере дальневосточного федерального округа)
г. и. архипов,
кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник E-mail: arhipov@igd. Му. ш институт горного дела Дальневосточного отделения РАИ
В статье анализируются макроэкономические показатели Дальневосточного федерального округа и его субъектов в рудном минерально-сырьевом секторе. Отмечено, что горнорудная промышленность региона имеет мононаправленность на добычу драгоценных металлов и потому не является значительным фактором экономического роста в регионе. Только развитие горно-металлургического кластера на базе железорудного сырья приведет к внутрирегиональной интеграции экономик субъектов на основе минерально-сырьевых ресурсов.
Ключевые слова: рудные минеральные ресурсы, горнорудная промышленность, валовой региональный продукт, Дальневосточный федеральный округ (ДФО).
В настоящее время основные мировые тенденции в освоении минерально-сырьевых ресурсов разнонаправленны. С одной стороны, они характеризуются увеличением объемов производства и потребления минерального сырья, а с другой — периодическими спадами. Также, с третьей стороны — снижением или полным прекращением добычи полезных ископаемых в развитых странах, а с четвертой — реанимацией остановленных предприятий при проявлении дефицита отдельных видов
минерального сырья. Неизменными остаются тенденции глобализации экономического пространства в отношении добычи, переработки и потребления минерального сырья и перемещения центра тяжести горного производства на территории развивающихся стран.
Для роли одной из таких территорий в наибольшей степени подходит Дальний Восток России в границах Дальневосточного федерального округа, настоящее и будущее которого в представлении многих административных руководителей и ученых связывается с высокоэффективной добычей и переработкой минерального сырья. Действительно, по результатам геологических исследований, в 1940— 1990 гг. главным условием для дальнейшего успешного развития горного производства здесь является наличие значительного по запасам и разнообразного по видам полезных ископаемых минерально-сырьевого комплекса, еще недостаточно изученного, высоки перспективы создания и развития металлургической и обрабатывающей промышленности.
Научный и практический интерес представляет анализ современной роли и места рудного минерального сырья в экономике Дальневосточного федерального округа и его субъектов по макроэко-
Таблица 1
основные экономические и связанные показатели Дальневосточного федерального округа в 2004—2010 гг.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Численность населения, тыс. чел. 6 634,1 6 593 6 546,9 6 508,9 6 486,4 6 460,1 6 440,4
Объем ВРП, всего, млрд руб. 678,448 826,422 999,073 1 277,127 1 534,868 1 730,519 2 103,358
Объем ДПИ, всего, млрд руб. — 196,777 229,548 370,874 435,432 494,142 703,496
Объем ДПИ, кроме топливно-энергети- — 134,772 145,842 144,975 172,21 195,205 255,613
ческих, млрд руб.
Объем ДПИ топливно-энергетических, — 62,005 83,706 225,898 263,223 298,937 447,883
млрд руб.
Добавленная стоимость от ДПИ, 101,078 123,694 150,03 273,436 319,82 376,702 519,989
млрд руб.
Доля добавленной стоимости 14,9 14,9 15,1 21,6 20,9 21,7 24,8
от ДПИ в ВРП, %
Объем ВРП на душу населения, руб. 102 584,6 125 788,3 153 045,8 196 551,1 237 109,1 268 287,6 333 840
Инвестиции в основной капитал, 216,744 276,291 330,825 436,849 584,745 686,111 725,659
млрд руб.
Инвестиции в основной капитал 54,308 77,501 127,904 118,515 145,639 108,215 129,184
организаций с участием иностранного
капитала, млрд руб.
Инвестиции в основной капитал — 41,949 88,824 98,872 107,857 130,834 132,513
по ДПИ, млрд руб.
Бюджет, млрд руб. 166,926 191,227 228,363 299,864 373,503 440,579 407,75
Дотации в бюджет, % 36,78 39,13 43,21 42,15 46,64 46,49
Источник: составлено по данным Росстата, Федерального Казначейства России, электронного издания «Российский статистический ежегодник» за 2003—2011 гг., территориальных органов государственной статистики субъектов ДФО.
номическим показателям, который позволит дать оценку эффективности горнорудного производства и оценку эффективности вложения в него инвестиций. Это в свою очередь необходимо для дальнейшей разработки рационального подхода к освоению рудных минеральных ресурсов региона и к управлению формированием горно-металлургических проектов, а также для направления дальнейших исследований по совершенствованию методики организации горнорудной промышленности.
Основными видами добываемых рудных полезных ископаемых в Дальневосточном федеральном округе на сегодняшний день являются золото, серебро, платина. Начато освоение титаномагнетитовых руд и железорудного сырья. Подготавливается освоение ресурсов урана. В связи с временной отменой налога на добычу олова в регионе возобновляется его добыча. На одном из крупнейших в Хабаровском крае Правоурмийском месторождении в 2012 г. намерены увеличить добычу руды до 60 тыс. т (417 т олова в концентрате), а в перспективе построить горно-обогатительный комбинат мощностью до 2 тыс. т оловянного концентрата.
Из выявленных на территории Дальневосточного федерального округа более 1 тыс. рудных место-
рождений только 20 % их распределено между недропользователями. В добычу полезных ископаемых и недропользование на территории ДФО инвестируют около 50 компаний — отечественных и иностранных, в том числе транснациональные. Из списка ведущих золотодобывающих компаний в России с объемом добычи свыше 1 т золота в год (всего 25 предприятий) на объектах ДФО работают 16 компаний.
Добыча олова, вольфрама, сурьмы, свинца, цинка, меди, флюорита, бора в последние 10—15 лет находится в неустойчивом состоянии: данные металлы практически утратили значение ценных для внутрироссийского потребления, а экспортное значение их было невысоким и раньше вследствие географо-экономических условий нахождения месторождений и других причин. Выявленные и оцененные запасы цинка, никеля, титана, марганца, ртути, сурьмы, молибдена, бериллия, тантала, ниобия, лития, циркония и некоторых других металлов невелики по объемам и экономически малорентабельны или нерентабельны вовсе [1].
Макроэкономические параметры, характеризующие экономическую деятельность и финансы ДФО и его субъектов, имеющие отношение к добыче полезных ископаемых (ДПИ), показаны в табл. 1.
РЕгионлльнляэкономика: теория и практика
31
20В9
2006
2007
ГОМ
2005
300
1 ООО
1 500
Рис. 1. Соотношение валового регионального продукта и доходов от добычи полезных ископаемых в ДФО в 2005—2010 гг, млрд руб.: 1 — производство добавленной стоимости по ДПИ; 2 — добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; 3 — ДПИ, кроме топливно-энергетических; 4 — ДПИ, всего; 5 — ВРП
В рассматриваемом периоде отмечаются значительный рост ВРП, объема производства и добавленной стоимости по ДПИ в целом, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и более медленный рост добычи твердых полезных ископаемых (рис. 1).
При анализе макропоказателей по субъектам Дальневосточного федерального округа очевидна их дифференцированность. Так, валовой региональный продукт по ДПИ в 2004—2010 гг. для Якутии, Сахалинской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа составлял от 17 до 50 %, для остальных субъектов региона—от 0,5 % (Еврейская автономная область) до 7 % (Амурская область). Следует отметить, что доля нерудных полезных
ископаемых (без топливно-энергетических) в общем объеме добычи полезных ископаемых и по региону в целом, и по его субъектам совершенно невелика (табл. 2).
Динамика макроэкономических показателей по субъектам Дальневосточного федерального округа представляет научный и практический интерес по той причине, что темпы роста экономических показателей в данном регионе, имеющем яркую минерально-сырьевую ориентацию и находящегося на начальных этапах развития, в отличие от устоявшихся горнопромышленных регионов с преимущественной добычей рудных полезных ископаемых, таких как Урал, Кольский регион, Западная Сибирь, Забайкалье, значительно выше. Здесь значимые изменения можно увидеть даже в относительно коротком временном интервале — в течение 5—8 лет.
По объемам ВРП, производства и добавленной стоимости по ДПИ в целом, добычи топливно-энергетических полезных ископаемых и добычи полезных ископаемых без них (в денежном выражении) и по соотношениям этих показателей в ДФО можно выделить следующие экономические типы субъектов:
• территории, в которых экономика значимо, но неоднозначно, связана с ДПИ (Республика Саха (Якутия): добавленная стоимость от ДПИ
Таблица 2
Сопоставление объемов добычи полезных ископаемых по видам в Дальневосточном федеральном округе в 2010 г., млрд руб.
Субъект РФ объем ДПи, всего объем ДПи, кроме топливно-энергетических объем добычи топливно-энергетических пи объем ДПи прочих неметаллических
ДФО 703,496 255,613 447,883 20,395
Республика Саха (Якутия) 213,633 129,007 84,626 2,533
Камчатский край 6,364 5,798 0,567 0,189
Приморский край 10,411 6,876 3,535 8,491
Хабаровский край 25,037 22,134 2,903 4,95
Амурская область 26,31 24,68 1,63 1,547
Магаданская область 30,495 29,959 0,535 0,449
Сахалинская область 354,497 1,613 352,884 1,221
Еврейская автономная область 0,293 0,291 0,002 1,015
Чукотский автономный округ 36,457 35,256 1,201 0
Источник: составлено по данным [4].
в течение рассматриваемого периода времени в объеме ВРП здесь составляет 31—51 %;
• территории, экономика которых слабо связана с экономической деятельностью по ДПИ (Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область). Добавленная стоимость от ДПИ в объеме ВРП в них составляет от 0,3 (в ЕАО) до 10,5 % (в Амурской области);
• территории, где добавленная стоимость от ДПИ стремительно растет (Сахалинская область). Так, с 17 % в 2004 г. она выросла до 59 % в 2010 г., произошло это за счет добычи нефти и газа. Вероятно, в этот тип территорий может вскоре войти Якутия. А через 10—15 лет, с развитием дальневосточной черной металлургии, к данной группе субъектов могут присоединиться Амурская область и Еврейская автономная область;
• территории, где добавленная стоимость от ДПИ значительно меньше ВРП и уступает стоимости добытых полезных ископаемых (48—60 % в Магаданской области и 30—45 % для Чукотского автономного округа после 2007 г., т. е. с началом разработки крупного золоторудного месторождения Купол). До 2007 г. Чукотский
автономный округ относился ко второму типу
территорий (Камчатский, Приморский, Хабаровский края и др.).
В среднем по Дальневосточному региону добавленная стоимость от ДПИ в ВРП составляет 15—25 %.
По соотношению ВРП, объемов производства по ДПИ и бюджетов среди субъектов ДФО выделяются:
1) субъекты, имеющие объем ДПИ (и тем более ВРП) значительно выше формируемых в них консолидированных бюджетов: Якутия и Сахалинская область (последняя особенно после 2007 г.);
2) субъекты, имеющие бюджеты, превышающие объемы производства по ДПИ: Камчатский и Приморский края (значительно), Хабаровский край, Амурская область и Еврейская АО (в меньшей степени);
3) субъекты, имеющие более сближенные значения бюджетов и объемов ДПИ: Магаданская область и Чукотский автономный округ (табл. 3).
Несомненный интерес представляет то, что все субъекты Дальневосточного федерального округа, обладая значительным потенциалом рудных минерально-сырьевых ресурсов, в том числе дефицитных, не могут самостоятельно поддержать бюджетный баланс в удовлетворительном состоянии и
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Республика Саха (Якутия)
Объем ВРП 153,497 183,027 206,845 242,657 309,518 328,202 384,726
Объем ДПИ — 112,305 119,451 116,077 136,023 109,235 213,633
Бюджет 42,888 51,754 56,028 65,344 79,625 92,688 95,29
Дотации в бюджет, % — 30,8 34,1 34,1 40,3 51,5 50,68
Камчатский край
Объем ВРП 39,639 49,25 56,12 66,077 77,854 94,643 98,121
Объем ДПИ — 4,982 4,545 4,494 4,567 5,169 6,364
Бюджет 28,757 33,565 21,668 30,8 29,49 38,529 39,538
Дотации в бюджет, % — 51,4 49,3 55,4 43,3 41,8 73,66
Приморский край
Объем ВРП 152,301 186,623 215,934 259,041 316,582 368,997 464,325
Объем ДПИ — 6,489 7,126 7,209 6,916 8,021 10,411
Бюджет 28,851 33,013 42,168 51,171 65,704 95,29 79,144
Дотации в бюджет, % — 30,5 30 28,3 57,9 63,9 49,3
Хабаровский край
Объем ВРП 133,33 161,194 194,26 231,293 269,179 276,895 351,261
Объем ДПИ — 13,917 14,507 16,397 19,118 22,804 25,037
Бюджет 15,267 18,372 38,941 53,845 62,97 62,795 64,288
Дотации в бюджет, % — 22 18,7 23,2 34,2 53,2 28,9
Амурская область
Объем ВРП 64,25 76,861 95,091 111,761 131,564 151,119 179,509
Объем ДПИ — 7,942 9,577 10,649 15,132 23,995 26,31
Таблица 3
Сравнение валового регионального продукта, объемов добычи полезных ископаемых, бюджетов и дотаций в бюджеты субъектов Дальневосточного федерального округа в 2004—2010 гг., млрд руб.
Окончание табл.3
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Бюджет 9,175 11,815 20,779 28,129 35,664 40,216 38,807
Дотации в бюджет, % — 41,5 35,7 42,9 23 27,8 41,03
Магаданская область
ВРП 24,612 27,168 31,203 35,314 42,054 47,896 58,174
Объем ДПИ — 14,883 14,755 13,718 15,757 20,871 30,495
Бюджет 7,585 9,024 10,295 11,837 16,336 19,235 17,931
Дотации в бюджет, % — 51,4 47,5 48,1 56,2 56,2 59,82
Сахалинская область
Объем ВРП 91,73 121,014 166,105 286,273 333,582 392,38 492,73
Объем ДПИ — 35,817 57,863 198,687 217,105 267,746 354,497
Бюджет 14,41 17,191 24,253 37,419 60,4 61,255 48,933
Дотации в бюджет, % — 19,9 23,2 27,3 30,5 21,4 24,65
Еврейская автономная область
Объем ВРП 11,231 14,204 17,977 23,726 23,977 25,32 32,537
Объем ДПИ 0,22 0,187 0,453 0,308 0,216 0,293
Бюджет 3,115 3,341 4,646 6,373 7,563 8,655 8,301
Дотации в бюджет, % — 53,3 50,4 54,2 51,8 57,3 62,53
Чукотский автономный округ
Объем ВРП 12,358 12,355 15,538 20,984 30,559 45,068 41,974
Объем ДПИ — 2,648 3,395 3,19 20,506 36,086 36,457
Бюджет 16,878 13,15 9,585 14,947 15,75 21,917 15,518
Дотации в бюджет, % — 30,2 63,3 75,4 27,82
Источник: составлено по данным [4].
получают ежегодно безвозмездные поступления в бюджеты (дотации). Средний размер дотаций по ДФО в течение 2005—2010 гг. составлял 37—47 % в объеме регионального бюджета (сумма бюджетов субъектов). Наименьшие относительные дотации в бюджет получают Сахалинская область и Хабаровский край, порядка 20—30 %, наибольшие — Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Камчатский край. Одной из причин этого является то, что доходы от золотодобычи не поступают в местные бюджеты в объеме, сопоставимом с добываемым количеством золота при существующей цене на него, а формируются за пределами территорий ДФО.
То, что экономическая деятельность субъектов Дальневосточного федерального округа, имеющих значительный минерально-сырьевой потенциал, не может в достаточной степени обеспечить доходы своих бюджетов, объясняется и другими причинами. Для Хабаровского, Приморского, Камчатского краев, Амурской области и Еврейской автономной области, т. е. территорий, наиболее предпочтительных для развития горнорудной промышленности в силу их расположения в наиболее освоенной и заселенной части ДФО, основной причиной является низкий уровень использования минеральных ресурсов и развития горнорудной промышленности. Это
в свою очередь является следствием слабой степени изученности минерально-сырьевого потенциала, отсутствия значительных месторождений, низким качеством руд известных объектов, неумением государственных органов, работающих в сфере недропользования, выбирать актуальные направления поисково-оценочных, а в последующем и разведочных работ, организовывать их методическое, техническое, материальное и финансовое обеспечение, привлекать к ним необходимые инвестиции.
Понятно, что рудный минерально-сырьевой комплекс не может быть освоен собственными средствами субъектов и нуждается во внешних инвестициях. Суммы инвестиций по субъектам Дальневосточного федерального округа выросли в период 2004—2010 гг. почти в 3,5 раза, а доля инвестиций от организаций с участием иностранного капитала — почти в 2,5 раза (табл. 4).
Доля инвестиций в ДПИ от общих инвестиций по Дальневосточному региону составляет 15—27 %, что свидетельствует о том, что не только ДПИ приоритетна для инвестиций, но и другие сферы производства не менее привлекательны. Наиболее высок показатель инвестиций в ДПИ в Сахалинской области (20—62 %), в Якутии (20—35 %), Чукотском АО (с 2006 г. — 17—5 8 %), на остальных территориях вкладывают в ДПИ значительно меньше: Мага-
Таблица 4
Сравнение инвестиций в основной капитал по ДПи с объемами ДПи и общими инвестициями по субъектам ДФо в 2004—2010 гг., млрд руб.
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Республика Саха (Якутия)
Инвестиции в основной капитал (ИОК) 34,387 48,978 56,619 119,825 156,954 192,648 117,231
ИОК организаций с участием иностранного 1,439 0,869 2,053 3,092 3,326 3,227 23,576
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 17,105 18,656 34,967 34,142 37,805 29,166
Камчатский край
Инвестиции в основной капитал 6,643 7,06 8,337 13,019 16,52 24,385 29,423
ИОК организаций с участием иностранного 0,749 0,142 0,199 0,447 5,46 5,093 1,354
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ 0,258 0,342 1,734 0,247 2,032 0,918
Приморский край
Инвестиции в основной капитал 18,614 28,499 34,234 46,988 76,97 149,813 201,057
ИОК организаций с участием иностранного 1,852 6,005 5,288 5,338 6,941 3,267 6,783
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 0,539 0,825 1,045 1,287 1,111 1,196
Хабаровский край
Инвестиции в основной капитал 34,592 39,166 47,281 64,544 83,675 96,974 131,201
ИОК организаций с участием иностранного 2,087 1,98 1,909 3,304 8,701 6,671 11,941
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 1,036 1,81 2,327 2,605 3,678 5,803
Амурская область
Инвестиции в основной капитал 22,032 23,742 28,651 45,683 66,056 65,625 79,386
ИОК организаций с участием иностранного 1,399 8,111 6,632 8,718 5,71 7,043 9,837
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 1,348 1,655 3,269 4,375 7,043 8,396
Магаданская область
Инвестиции в основной капитал 4,273 5,126 7,109 9,9 13,471 15,178 13,604
ИОК организаций с участием иностранного 0,273 0,294 0,093 0,178 0,358 0,385 0,268
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 0,538 0,704 1,263 2,119 2,331 2,33
Сахалинская область
Инвестиции в основной капитал 85,557 110,85 137,53 122,756 152,387 118,446 130,86
ИОК организаций с участием иностранного 46,456 59,984 111,72 96,811 113,371 72,668 72,704
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 21,094 63,955 52,823 59,175 67,382 81,538
Еврейская автономная область
Инвестиции в основной капитал 3,198 5,461 6,059 8,541 10,426 8,039 18,518
ИОК организаций с участием иностранного 0,053 0,108 0,013 0,379 0,904 1,131 1,691
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 0,012 0,022 0,276 0,558 0,729 1,348
Чукотский автономный округ
Инвестиции в основной капитал 8,614 7,409 5,006 5,594 8,286 15,001 4,38
ИОК организаций с участием иностранного 0 0,008 0,248 0,869 8,73 1,031
капитала
Инвестиции в основной капитал по ДПИ — 0,022 0,855 1,168 3,348 8,724 1,819
Источник: составлено по данным [4].
данская область — 10—17 % от общих инвестиций, Амурская область — 6—11 %, Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Еврейская автономная область — от 0,2 до 13 %.
Инвестиции организаций с участием иностранного капитала меньше отечественных в несколько
десятков раз в Якутии, Камчатском, Приморском, Хабаровском краях, Магаданской области и Еврейской автономной области, примерно в 10 и менее раз — в Амурской области и Чукотском автономном округе. И только в Сахалинской области это соотношение не превышает двукратного различия.
Это означает, что иностранные инвестиции мало идут даже в золотодобывающие территории, но это возможно объясняется не только причинами, связанными с географическим положением объектов и с невысоким качеством золоторудных ресурсов (лучшие известные объекты уже разобраны), но и организационными причинами. Оценку и разведку слабоизученных объектов, связанные с риском, до стадии добычи на территории региона выполняют канадская компания Fortress Minerals, ирландская Ovoca Gold, а из российских — инвестиционная компания «Арлан». Другие крупные российские (по существу, а не по месту регистрации) компании доразведывают выигранные на аукционах давно известные, с надежно определенными начальными ресурсами месторождения, как правило, увеличивая их, и изучают площади, прилегающие к ним.
В Дальневосточном федеральном округе объем отечественных и иностранных инвестиций в добычу полезных ископаемых в 2010 г. составил 132,513 млрд руб., или около 4,5 млрд долл. В первом полугодии 2011 г. из 5,7 млрд долл. иностранных инвестиций почти 71 % приходился на нефтегазовые проекты Сахалинской области и 24 % — на добычу угля в Якутии. Основные российские инвестиции поступают либо из федерального бюджета, либо от компаний с государственным контрольным пакетом акций — ОАО «АК «Транснефть», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром». Эти инвестиции идут в инфраструк-
20
40
60
Рис. 2. Соотношение и общий объем золотодобычи в субъектах Дальневосточного федерального округа в 2001—! 1 — Республика Саха (Якутия); 2 — Магаданская область; 3 — 4 — Чукотский автономный округ; 5 — Хабаровский край; 6
турные проекты. Объем инвестиций в экономику ДФО в 2012 г. должен составить более 1 трлн руб.
Доля доходов от добычи рудных полезных ископаемых на территории ДФО в бюджетах его субъектов невелика, хотя на регион приходится почти 40—50 % общероссийского объема добычи золота (рис. 2). Но одна только золотодобыча, даже при максимально благоприятной конъюнктуре рынка, не может быть основой или даже достаточно существенным фактором экономики. Это наглядно показывает ситуация с численностью населения в субъектах ДФО, сложившейся после 1990 г., когда на фоне общего снижения количества населения в округе на 20 % население регионов, в которых золотодобыча является главным сектором экономики, — в Магаданской области и Чукотском автономном округе — уменьшилось в 2,4 и 3,3 раза соответственно. Большую роль в этом сыграла отмена преференций в зарплате, существовавшая ранее.
Охарактеризованная выше ситуация позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, для повышения доходности от добычи полезных ископаемых необходимо освоение и других рудных минеральных ресурсов, для чего необходимо выбрать среди них ликвидно приоритетные и организовать на них геологоразведочные работы (ГРР) в достаточном объеме. Относительно рудных полезных ископаемых, видимо, должна быть пересмотрена система получения доходов от них на месте добычи. Но это вопрос не регионального уровня. Многие богатые минеральными ресурсами страны стараются все шире распространить государственный контроль над ними, чтобы присваивать природную ренту. Есть страны, которые получают от добычи полезных ископаемых на своей территории в виде разных налогов и сборов более 40 % стоимости добытого сырья, а в некоторых странах этот показатель еще выше. В мире все более усиливаются государственное регулирование и вмешательство в деятельность компаний минерально-сырье-2011 гг т: вого сектора.
- Амурская область; Во-вторых, в регионе
— Камчатский край полностью отсутствует пот-
100
ребность в собственном минеральном сырье как продукте для дальнейшего использования и передела. А это не стимулирует эффективные геологоразведочные работы. Российские потребности удовлетворяются за счет экспортных закупок или за счет разрабатываемых месторождений, находящихся западнее, в том числе и в Забайкалье, где имеется большинство тех же рудных полезных ископаемых, что и в ДФО, но инфраструктура здесь более развита. А имеющиеся предприятия не используются на полную мощность. Так, Колымский аффинажный завод, производственные мощности которого позволяют ежегодно выпускать до 50 т слитков аффинированного золота и до 450 т серебра, в 2011 г. произвел аффинаж 33,3 т золота и 220,2 т серебра. Расположение аффинажного завода было бы гораздо целесообразнее иметь в г. Амурске, где находится гидрометаллургический комплекс компании «Полиметалл».
В-третьих, большие расстояния и, следовательно, повышенные транспортные расходы делают нерентабельным экспорт сырья из Дальневосточного региона для дальнейшей переработки внутри страны. Имеется лишь возможность его экспорта в небольших объемах в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это диктует выжидательную позицию еще работающих горнодобывающих предприятий благодаря благоприятной ценовой конъюнктуре на мировом рынке минерального сырья, что также не способствует интенсивному развитию геологоразведочных работ.
В-четвертых, рудные минеральные ресурсы — пока не решающий фактор экономического роста в регионе даже для южной, наиболее освоенной его части, они — важный потенциал для экономического развития региона в будущем. Горнорудная промышленность региона имеет в настоящее время однобокое, в сторону добычи драгоценных металлов, развитие, которое нельзя назвать перспективным, так как это ограниченно-промышленные металлы, и на реальную экономику они оказывают незначительное влияние. Ввиду низкой доли труда в себестоимости золота, даже при относительно большом объеме его добычи и высокой стоимости при сравнительно низких издержках производства в сравнении со среднемировыми показателями, оно не может быть резервом для повышения жизненного уровня большинства населения региона. Как добываемый ресурс золото не может служить основой системной диверсификации горнодобывающей про-
мышленности и возникновения перерабатывающих секторов экономики.
В-пятых, железорудные и титаномагнетитовые руды — наиболее надежная сырьевая база для развития горнорудного и перерабатывающего секторов экономики в регионе.
В-шестых, поиски и разведка в целях предложения перспективных объектов на территории Дальневосточного федерального округа для дальнейшей разведки многовариантны и при выборе приоритетных видов полезных ископаемых, и при выборе конкретных рудопроявлений и площадей. В настоящее время главной задачей в регионе является последовательная, планомерная работа по более глубокому изучению территории в целях поиска и открытия крупных месторождений. В регионе необходимы создание и господдержка финансово-промышленных корпораций вертикально интегрированного межотраслевого профиля. Они на равных должны конкурировать с производствами, интегрированными с горнорудной промышленностью, а также с транснациональными корпорациями по типу зарубежных компаний BHP Billiton, Rio Tinto, Vale, Xstrata, Antofagasta, Codelco, Freeport-McMoRan, Ivanhoe Mines, хотя и менее диверсифицированных, но высокоспециализированных. Необходимо привлечение этих компаний для освоения данной территории.
Среди отечественных крупных и участвующих в транснациональной горнорудной деятельности компаний, к сожалению, преобладают предприятия с узкой специализацией и такие, которые приобретают и перепродают уже действующие или находящиеся в затруднительном положении проекты, как, например, Русская горнорудная компания, недавно появившаяся и уже прекратившая свою деятельность в регионе. Успешный рост экономики в рудно-минеральном секторе региона будет зависеть от способности компаний осуществлять крупномасштабные капиталоемкие проекты с использованием передовых технологий работы в трудных природных условиях. И это весьма длительный процесс и в том случае, если привлекать транснациональные горные компании для оценки площадей и разведки месторождений, и еще более длительный, если пытаться создавать свои компании такого типа или развивать зачатки появившихся в ДФО интегрированных горнорудных компаний.
Одним из возможных факторов успеха в первом варианте выступает высокий уровень квалификации
персонала, привлечение его позволило бы успешно осуществлять проекты с более высокой степенью вероятности успеха. При этом появляется надежда, что менеджеры таких компаний, получив более широкую информацию, смогут предложить крупные проекты для развития горнорудной отрасли в регионе, учитывающие технические, коммерческие и политические аспекты как единое целое и перспективу. Имеющиеся стратегии разного уровня в сфере рудных ресурсов точечные, не взаимоувязаны между собой, преследуют интересы субъектов разведать, освоить за бюджетные средства и продать необработанное сырье без анализа конъюнктуры и перспективы, без решения вопросов более выгодного его использования после переделов. Стратегия рационального освоения минерального сырья не может рассматриваться отдельно от стратегии экономической политики в регионе, направления и объемов инвестиционных потоков, без привлечения инвестиций в освоение других видов минерального сырья, запасы и ресурсы которого имеются на территории региона.
В-седьмых, сегодняшняя информация о полезных ископаемых региона зачастую отражает уровень более чем 20-летней давности изучения объектов недропользования. В последние десятилетия геологоразведочных работ проводилось мало, информацию нечем пополнить. Часть объектов на аукционы предлагается с ресурсами категорий Р2 или Р3. Структура и состав балансов по ряду видов полезных ископаемых квалифицированно давно не пересматривались и не актуализировались. В них учитываются мелкие, недоизученные и экономически нерентабельные объекты. Создается искаженное представление о запасах, ресурсах и потенциале минерального сырья (в том числе и в денежном выражении). Так, по ценам 2005 г. национальное богатство недр Дальневосточного федерального округа оценено в 5,438 трлн руб., а минерально-сырьевой потенциал — в 6,283 трлн руб. [2]. Пересчет, сделанный в 2008 г. по взлетевшим перед кризисом ценам, дал в несколько десятков раз большие суммы по прогнозным показателям [3]. Хотя для потенциальных инвесторов это вряд ли существенная или привлекательная информация.
Вполне возможно, что ресурсы газа и нефти в Дальневосточном федеральном округе, включая прилегающий шельф, при неизбежном истощении
этих запасов в Сахалинской области окажутся значительными (по имеющимся прогнозам) и на несколько десятилетий экономике региона и его субъектам не придется испытывать серьезную озабоченность по поводу доходов своих бюджетов. Тогда рудные ресурсы (кроме драгоценных металлов) окажутся не столь востребованными, и следует быть готовыми к продолжению застоя в горнорудной промышленности.
В-восьмых, в регионе велика потребность в площадных геологоразведочных работах на рудные полезные ископаемые, так как имеющаяся ресурсная база представляет собой большое количество рудопроявлений, а также единичных и недостаточно оцененных месторождений среднего и мелкого масштаба, хотя многие из них в настоящее время не имеют экономически извлекаемой ценности. Если общая сумма ресурсов еще представляется удовлетворительной, то их структура, в частности экономико-географическая, чаще всего неудовлетворительна. Экономически рентабельные месторождения могут стать результатом планомерных геологоразведочных работ только через 25—30 лет.
Для перехода к индустриальному типу развития Дальневосточному федеральному округу потребуется поддержка компаний, которые намерены организовать в регионе современные высокотехнологичные производства, такие, например, как горно-металлургический кластер на базе железорудного сырья в Еврейской автономной области и в Амурской области. Осуществление этого проекта приведет к внутрирегиональной интеграции экономик субъектов ДФО на основе минерально-сырьевых ресурсов.
Список литературы
1. Архипов Г. И. Минеральные ресурсы горнорудной промышленности Дальнего Востока. Обзор состояния и возможности развития. М.: Горная книга, 2011.
2. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ. СПб: Изд-во «ВСЕГЕИ», 2007.
3. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ. Изд. 3-е, доп. СПб: Изд-во «ВСЕГЕИ», 2008.
4. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.