Научная статья на тему 'Оценка конъюнктуры и инфраструктуры рынка зерновых и зернобобовых культур'

Оценка конъюнктуры и инфраструктуры рынка зерновых и зернобобовых культур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ / РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоров Н. В.

Осуществлен анализ состояния конъюнктуры рынка зерновых и зернобобовых культур на международном, национальном и региональном уровнях в целях рационализации инфраструктурного обеспечения рыночного развития отрасли, наращивания объемов производства зернобобовых культур для межрегионального товарооборота и экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конъюнктуры и инфраструктуры рынка зерновых и зернобобовых культур»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.439.5:633.1/.3

ОЦЕНКА КОНЪЮНКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР

Н.В. Егоров, аспирант

Волгоградский государственный аграрный университет

Осуществлен анализ состояния конъюнктуры рынка зерновых и зернобобовых культур на международном, национальном и региональном уровнях в целях рационализации инфраструктурного обеспечения рыночного развития отрасли, наращивания объемов производства зернобобовых культур для межрегионального товарооборота и экспорта.

Ключевые слова: рынок зерновых и зернобобовых, рыночная конъюнктура, инфраструктура рынка, экспорт, импорт, Всемирная торговая организация, Таможенный союз.

Для волгоградского рынка зерновых и зернобобовых культур, являющегося составной частью мирового и национального рынка, характерны общемировые тенденции и закономерности, включая усиление процесса глобализации, возрастающее влияние на него мировых экономических циклов и международного разделения труда, изменчивость рыночной конъюнктуры.

Современный рынок зернобобовых культур России характеризуется, с одной стороны, достаточной насыщенностью, соответствующей относительно низкому платежеспособному спросу населения, относительно высоким уровнем физической доступности продовольственных товаров, с другой стороны - неразвитой рыночной инфраструктурой, существенными ценовыми диспропорциями, высоким уровнем монополизации, значительным удельным весом импортного продовольствия.

В качестве основной цели регулирования агропродовольственного рынка в условиях членства ВТО Государственной и региональной программами на ближайшую перспективу предусмотрены: увеличение доли отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке; сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие; создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции; развитие товаропроизводящей инфраструктуры внутреннего рынка.

Реализация этих целей и задач на рынке зернобобовых культур в 2012-2013 гг. проходила под влиянием следующих факторов:

1) неблагоприятные погодные условия, сложившиеся в ряде регионов страны и Волгоградской области, повлекшие за собой недобор урожая зерновых;

2) присоединение России к ВТО и вступление в силу новых условий таможенно-тарифного регулирования с 23 августа 2012 года, способствующие росту импорта отдельных видов зернобобовой продукции;

3) значительное удорожание материально-технических ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, ограничившее возможности его модернизации и повышения конкурентоспособности продукции.

В этих условиях розничный товарооборот пищевых продуктов России составил 9922,2 млрд рублей, среднегодовой темп роста его физического объема был несколько ниже уровня предыдущего года - 103,0 % (против 103,2 % в 2011 г.) на фоне ускорения среднегодовых темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения до

104,2 % (против 100,4 % в 2011 г.). Индекс потребительских цен на продовольственные товары без алкогольных напитков в 2012 году составил 106,7 % (против 103,2 % в

2011 г.) и был на уровне общей инфляции в стране (106,6 %). Это объясняется главным образом ростом цен как на сельскохозяйственную продукцию из-за снижения ее валового производства в связи с засухой, так и на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности. Индекс производителей сельскохозяйственной продукции в

2012 году составил 110,8 % против 94,9 % в 2011 году, в том числе по зерновой и зернобобовой продукции 122,7 % (85,3 %).

Среднемесячные колебания индексов цен сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2012 году незначительно повысились, по сравнению с показателем 2011 года, и составили 13,3 п.п. (против 12,6 п.п. в 2011 г.), продукцию растениеводства в целом -23,1 п.п., на зерно - 31,8 п.п. Наряду с внутренними факторами, относительно высокий рост цен на основные виды зернобобовых на национальном и региональных рынках в 2012 году поддерживался за счет их высокого уровня на мировом рынке.

Уровень цен на зерновые и зернобобовые, по данным Росстата в течение 2012 года имел тенденцию роста. И если в первом полугодии удорожание было незначительным, то из-за недобора зерна нового урожая темпы роста цен на зерно у сельскохозяйственных товаропроизводителей возросли со 104,5 % в июне до 131,9 % в декабре. Отсутствие ограничений на вывоз зерна, как это было после засухи 2010 года, способствовало сближению цен на внутреннем и мировом рынках [5].

Из-за сложившихся неблагоприятных погодных условий в период перезимовки и весенней засухи 2012 года, в период вегетации зерновых культур в ряде регионов, в том числе и Волгоградской области, валовой сбор зерна в массе после доработки составил 70,9 млн тонн, что на 24,7 % меньше уровня предыдущего года. За счет переходящих запасов объем реализации зерновых и зернобобовых хозяйствами всех категорий в 2012 году составил 55,2 млн тонн, что на 4,6 % ниже уровня 2011 года и планового значения целевого показателя Госпрограммы 2012 года на 1,4 %. На долю сельскохозяйственных организаций приходилось 81,3 % реализованного зерна [6].

По оперативным данным ФТС России, в целом импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2012 году составил 40,2 млрд долл. США, что на 5,5 % меньше, чем в 2011 году. Экспорт продовольственных товаров России в 2012 году достиг рекордного уровня - 16,6 млрд долл. США, что на 24,5 % больше уровня 2011 года. Физические объемы зерновых и зернобобовых культур увеличились на 5,5 % относительно 2011 года [7].

В 2012 году отмечалось значительное межрегиональное перемещение зернобобовых. Вывоз зерновых и зернобобовых культур из субъектов Российской Федерации достиг 36,6 млн тонн, в том числе на экспорт - 22,4 млн тонн, ввоз импортного зерна -0,97 млн тонн (рис. 1).

21,8 1 18,3 22,4

16,7 13,6 13,9 15

■ 1

1

■ 1 1 1 1 1 1

25 20 15 10 5 0

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. Целевой

показатель 2012 г.

Рисунок 1 - Экспорт зерновых и зернобобовых культур Российской Федерацией

в 2007-2012 гг., млн тонн

С учетом переходящих запасов на начало 2012 года и собранного урожая зерновых и зернобобовых культур были полностью обеспечены потребности внутреннего рынка и направлено на экспорт 22,4 млн тонн, что стало максимальным значением за все предшествующие годы. В целом по стране движение зернобобовых достигло почти 29 % от общих ресурсов. На 16 зернопроизводящих регионов приходилось почти 87 % всего вывозимого зерна, на 9 субъектов Российской Федерации, преимущественно животноводческого направления - 43 % общего объема его ввоза.

В связи с обязательствами Российской Федерации в рамках присоединения к ВТО, с 23 августа 2012 года введена в действие новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденная решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».

После присоединения к ВТО в области таможенно-тарифного регулирования в целом сохранился приемлемый уровень защиты рынка. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин от текущего уровня составило примерно 2,2 процентных пункта.

С целью адаптации отрасли к условиям членства России в ВТО и обеспечения конкурентоспособности отечественного АПК федеральными органами исполнительной власти совместно с депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации и Деловым сообществом проводилась активная работа по выработке дополнительных мер поддержки аграрного сектора. Итогом совместной работы стала разработка Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на минимизацию рисков, связанных с присоединением Российской Федерации к ВТО [3].

Минсельхоз России утвердил «дорожную карту» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции, в которой предусматриваются ежеквартальный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия на единую территорию Таможенного союза, особенно по чувствительным категориям товаров, и принятие на его основе мер по защите внутреннего рынка.

В 2012 году происходило дальнейшее совершенствование инфраструктуры и каналов реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия на отечественном

рынке. Увеличилась доля розничных торговых сетей в формировании оборота розничной торговли продовольствием - с 23,3 % в декабре 2011 года до 23,8 % в декабре 2012 года.

Одновременно существенно уменьшилось количество розничных рынков. На начало 2013 года их действовало 2162 (на 31,6 % меньше, чем в 2011 году), из них универсальных 1455, сельскохозяйственных - 300, сельскохозяйственных кооперативных - 24 против 15 на 1 января 2012 года. На фоне сохраняющейся тенденции сокращения числа универсальных рынков ускорился прирост числа специализированных сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков.

С принятием в декабре 2006 года Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» основной тенденцией, характерной для большинства российских региональных и муниципальных оптово-продовольственных рынков, явилось значительное улучшение качества реализуемой продукции и предоставление более цивилизованных условий для сбыта [2]. Так, например, Правительством Волгоградской области совместно с органами местного самоуправления проводится работа по организации сельскохозяйственных кооперативных потребительских рынков, а также по организации деятельности рынков и сельскохозяйственных продовольственных ярмарок. По оперативной информации регионального Министерства сельского хозяйства на начало 2013 года на территории Волгоградской области осуществляют деятельность 64 розничных рынка, в том числе действуют 23 сельскохозяйственных рынка. Одновременно с замещением розничных рынков и ярмарок более организованными формами торговли, включая сетевые, в качестве тенденции следует отметить повышение доли торговли пищевыми продуктами через Интернет. Только за последние два года количество покупателей в «Интернет-магазинах» области возросло на 44 %. Покупателей привлекают как удобство получения информации, так и соотношение «цена - качество», разнообразие выбора.

При этом оптово-продовольственные и розничные рынки по-прежнему остаются удобным и доступным каналом реализации целого ряда зернобобовой продукции, особенно в районных центрах и сельской местности, что позволяет малым формам хозяйствования (крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, личным подсобным хозяйствам) наращивать объемы продаж произведенной продукции.

Несмотря на снижение валового сбора зернобобовых, последовавший в результате этого рост цен на рынке положительно сказался на экономике производителей зерна. По данным бухгалтерской отчетности Минсельхоза России, среднегодовая цена реализации зерновых и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях в 2012 году возросла, по сравнению с ее уровнем в 2011 году, на 30 % при росте себестоимости за аналогичный период на 24,9 %, в результате уровень рентабельности реализованного зерна повысился до 26,4 % (табл. 1).

Таблица 1 - Экономические показатели реализации зерновых и зернобобовых _культур в сельскохозяйственных организациях РФ в 2007-2012 гг._

Показатели 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Себестоимость 1 т, руб. 3044 3336 3362 3990 4139 5171

Цена реализации 1 т, руб. 4462 4515 3676 4394 5026 6536

Прибыль от реализации (без учета субсидий), млрд. руб. 55,4 52,6 16,6 16,3 40,7 48,4

Уровень рентабельности (без учета субсидий), % 46,6 35,4 9,3 10,1 21,4 26,4

В 2012 году производство зерна было рентабельным в 66 субъектах Российской Федерации. Волгоградская область (35,2 %), наряду с 16 регионами-продуцентами, вошла в группу с высоким уровнем рентабельности от 30,1 до 60 %. Уровень рентабельности зернобобовых от 20,1 до 30 % составил в 17 регионах, в 21 регионе колебался в пределах от 10,1 до 20 %, менее 10 % рентабельности имели сельскохозяйственные организации в 12 регионах, а в 7 регионах реализация зерна в 2012 году была убыточной (табл. 2).

В целях стимулирования реализации зерновых и зернобобовых культур путем обеспечения возможности их поставок в удаленные от мест производства ре -гионы Федеральной службой по тарифам, по поручению Правительства Российской Федерации был установлен льготный исключительный тариф в виде понижающего коэффициента 0,5 за расстояние перевозки, превышающее 1100 километров, к тарифам раздела 2 Прейскуранта № 10-01«Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» на перевозки железнодорожным транспортом.

Таблица 2 - Группировка субъектов РФ по рентабельности продаж зерновых

и зернобобовых культур в сельскохозяйственных организациях _в 2012 году (без бюджетных субсидий)_

Рентабельность (убыточность),% Число субъектов Субъект Российской Федерации

Рентабельные 66 Республики: Башкортостан, Марий Эл Край: Пермский Области: Амурская, Архангельская, Вологодская, Кемеровская, Новгородская, Новосибирская, Свердловская, Тверская, Ярославская

До 10 12

10,1-20 21 Республики: Дагестан, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Мордовия, Северная Осетия-Алания, Татарстан, Удмуртская Области: Иркутская, Калининградская, Кировская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Рязанская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская

20,1-30 17 Республики: Адыгея, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Коми, Хакасия, Чувашская Края: Алтайский, Красноярский, Ставропольский, Приморский, Хабаровский Области: Владимирская, Костромская, Московская, Смоленская, Тамбовская, Тульская

30,1-60 16 Республика: Бурятия Края: Забайкальский, Краснодарский Области: Астраханская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Курская, Ленинградская, Орловская, Ростовская, Самарская

Убыточные 7

До 10 4 Республики: Алтай, Чеченская Области: Псковская, Томская

Свыше 10 3 Республики: Карелия, Саха (Якутия), Тыва

В 2012 г. продолжилась модернизация инфраструктуры зернового и зернобобового рынка в рамках реализации целевой программы ведомства «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, предусматривающее расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе с использованием потенциала открытого акционерного общества «Объединенная зерновая компания».

ОАО «ОЗК» в рамках выполнения мероприятий по развитию инфраструктуры зернового и зернобобового рынка были реализованы следующие инвестиционные проекты: увеличена производительность по перевалке зерна на морские суда с 350 до 450 тыс. т в месяц за счет проведения реконструкции производственных мощностей ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов»; восстановлены мощности по хранению зерна в общем объеме 38 тыс. т; выполнены подготовительные работы и начат монтаж зерновых складов общей емкостью единовременного хранения 12 тыс. тонн. Кроме того, в 2012 г. в рамках реализации намеченных мероприятий по развитию инфраструктуры зернового и зернобобового рынка Мин-сельхоз России одобрил 54 инвестиционных проекта по строительству новых и модернизации существующих мощностей по подработке и хранению зерновых. Объем выданных кредитов сельскохозяйственным организациям, в том числе малым формам хозяйствования, равнялся 5611,6 млн рублей. Субсидии из федерального бюджета на эти цели в 2012 году составили 201,1 млн рублей. Мощности единовременного хранения зерна увеличены на 644,9 тыс. тонн.

Минсельхоз России ежегодно проводит мониторинг информации о товарных и потребительских свойствах зерна нового урожая, осуществляет работу по техническому регулированию рынка зерна. Решением Комиссии Таможенного союза принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011 Евразийской экономической комиссии от 09.12.2012 № 874).

Таким образом, оценка конъюнктуры и инфраструктуры регионального и национального рынков зернобобовых свидетельствует, что в целом ситуация на нем в 2012-2013 гг. складывалась адекватно сокращению предложения и конъюнктуре мирового рынка, цены на зерновые и зернобобовые культуры нового урожая существенно повысились, что положительно отразилось на экономике зернопродуктово-го подкомплекса и потребовало проведения государственных товарных ин-тервенций для обеспечения сравнительно низкой динамики цен на потребительском рынке.

Библиографический список

1. Балашова, Н.Н. Интегративный рост аграрного производства на основе возделывания высокобелковых культур [Текст] : монография / Н.Н. Балашова. - Волгоград, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, 2004. - 188 с.

2. Балашова, Н.Н. Состояние рынка зернобобовой продукции Волгоградской области [Текст] / Н.Н. Балашова, А.К. Морозов // Экономика и управление. - 2004. - № 4. - С. 27-29.

3. Иванова, Н.В. Адаптация управления маркетингом АПК Волгоградской области к условиям членства России в ВТО [Текст] / Н.В. Иванова, А.Н. Цепляев, Е.Ф. Абрамова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 3. - С. 32-37.

4. Иванова, Н.В. Совершенствование маркетингового управления аграрной сферой региона в условиях ВТО [Текст] / Н.В. Иванова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 140-142.

5. Материалы Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]// Официальный портал Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. URL: -http://www.gks.ru.

6. Материалы Министерства сельского хозяйства Волгоградской области [Электронный ресурс]// Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской области: [сайт]. URL: - http://www.volganet.ru.

7. Материалы Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]// Интернет-портал Минэкономразвития РФ: [сайт]. URL: - http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/ deptorg/ doc20120822_03.

Е-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.