Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: методический аспект'

Оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: методический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
679
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МНОГОУГОЛЬНИК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / ASSESSMENT METHODS / INTEGRAL INDEX OF COMPETITIVENESS / COMPETITIVENESS FACTORS / COMPETITIVENESS POLYGON

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ангелина И. А., Салита С. В.

В статье изложен усовершенствованный методический подход к комплексной оценке конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе выделения шести групп показателей, характеризующихконкурентоспособность предприятий пищевой промышленности по основным бизнес-процессам; построен многоугольник конкурентоспособности и рассчитаны интегральные показатели конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР; обоснованы факторы, которые влияют на конкурентоспособный потенциал производителей пищевой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the competitiveness of the food industry enterprises: methodological aspect

The article improved the methodological approach to the integrated competitiveness assessment of the food industry enterprises, by distinguishing six groups of indexes characterizing the competitiveness of food industry enterprises in the main business processes; developed a competitiveness polygon and figured the integral indexes of the competitiveness of the food industry enterprises of the DPR and LPR; substantiated the factors influencing the competitive potential of food producers.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности: методический аспект»

УДК 082.1:336

И.А. АНГЕЛИНА, д-р экон. наук, зав. кафедрой туризма

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского», г. Донецк, ДНР,

С.В. САЛИТА, канд. экон. наук, зав. кафедрой финансов и кредита

ГО ВПО «Луганский национальный университет им. Владимира Даля», г. Луганск, ЛНР

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье изложен усовершенствованный методический подход к комплексной оценке конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности на основе выделения шести групп показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности по основным бизнес-процессам; построен многоугольник конкурентоспособности и рассчитаны интегральные показатели конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР; обоснованы факторы, которые влияют на конкурентоспособный потенциал производителей пищевой продукции.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки, интегральный показатель конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности, многоугольник конкурентоспособности.

Angelina I.A., Salita S.V. Assessing the competitiveness of the food industry enterprises: methodological aspect.

The article improved the methodological approach to the integrated

competitiveness assessment of the food industry enterprises, by distinguishing six groups of indexes characterizing the competitiveness of food industry enterprises in the main business processes; developed a competitiveness polygon and figured the integral indexes of the competitiveness of the food industry enterprises of the DPR and LPR; substantiated the factors influencing the competitive potential of food producers.

Keywords: competitiveness, assessment methods, integral index of competitiveness, competitiveness factors, competitiveness polygon.

Конкуренция является одним из важнейших аспектов развития предприятия. Благодаря рыночной конкуренции менеджмент предприятия разрабатывает новые подходы к его управлению, формирование стратегии ценообразования, товарной и коммуникационной политики, политики распределения продукции. В условиях нестабильной политической и экономической ситуации обеспечение

© И.А. Ангелина, С.В. Салита, 2018 г.

населения качественными и доступными продуктами питания возможно только при стабильном развитии пищевой промышленности, основная проблема которой - низкая конкурентоспособность многих предприятий. Потребность адаптации предприятия пищевой промышленности к условиям динамической конкурентной бизнес-среды обуславливает необходимость разработки новых подходов к оценке конкурентоспособности предприятия.

Теоретическим, методическим и практическим аспектами изучения конкуренции и конкурентоспособности субъектов экономической деятельности посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых. К классикам вопросов конкурентоспособности следует отнести труды И. Ансоффа П. Друкера и М. Портера. Обширную классификацию факторов конкурентоспособности представили О.Н. Беленов, А.А. Анучин [1], сущность и структуру конкурентных отношений, управления конкурентоспособным потенциалом предприятий, в том числе и пищевой отрасли исследовали Е.Б. Шелудько, Х.А. Фасхиев [2, 3], теоретические, методические и практические вопросы разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия исследовал Р.А. Фатхутдинов [4]. Однако актуальными остаются вопросы совершенствования и внедрения дальнейших научных исследований по разработке и практической реализации новой системы оценки конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, которая соответствует специфике и практическим потребностям этого сектора экономики, а также особенностям его развития на уровне государства и региона.

Целью статьи является исследование и обоснование методических и практических задач эффективного функционирования системы управления конкурентоспособностью предприятий пищевой промышленности.

В процессе исследования использованы методы: экономического анализа и синтеза (при исследовании и обосновании сущности экономической эффективности производства и конкурентоспособного потенциала пищевых предприятий ДНР и ЛНР), расчетно-конструктивный (в процессе исследования и определения факторов конкурентоспособного потенциала производителей пищевой продукции), экспертный (для определения качественных показателей конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности), графический (при построении многоугольника конкурентоспособности).

В теории и практике управления конкурентоспособностью применяют различные методы оценки конкурентоспособности предприятия, среди которых наиболее часто применямые такие методы, как: метод преимуществ, интегральной оценки, графический, балльной оценки конкурентоспособности, структурный, функциональный и матричный метод [1, 2]. Единого универсального метода оценки конкурентоспособности предприятия не существует. В современных условиях конкурентной рыночной среды невозможно проводить оценку конкурентоспособности лишь на основе показателей оценки конкурентоспособности продукции. В зависимости от рыночной конъюнктуры, особенностей хозяйственной деятельности предприятия, свойств выпускаемой продукции целесообразно применять системный подход к оценке конкурентоспособности предприятия. Предложенный подход представляет собой оценку конкурентоспособности предприятия по отдельным подсистемам управления предприятия, а именно: конкурентоспособности производственной, финансовой, маркетинговой, контрактной деятельности, организации сбыта, управления персоналом, конкурентоспособности продукции, инновационной деятельности предприятия (рис. 1).

4. Определение и обоснование основных показателей оценки конкурентоспособности 1 + 1 ' 1

- затраты на про- - показатели - коэффици- - коэффи- - качество; -латентность

изводство продук- ликвидности; ент рыночной циент ста- - цена; инноваций;

ции; - показатели доли; бильности - ассорти- -коэффициент

- фондоотдача; финансовой - коэффици- кадров; мент; достаточности;

-производитель- устойчивости; ент экономиче- - средняя -экологич- - коэффициент

ность труда; -рентабель- ской эффектив- месячная за- ность; перманентности;

- показатели де- ность капитала; ности методов работная - уровень об- - коэффициент

ловой активности - рентабель- продвижения и плата; служивания устойчивости

(коэффициент ность предпри- сбыта продук- - коэффи-

оборачиваемости ятия ции; циент теку-

активов и т.д.) - рентабельность маркетинга чести кадров

5. Определение весовых коэффициентов значимости каждого частного показателя

Рис. 1. Методический подход к комплексной оценке конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности

Каждая из подсистем представлена показателями оценки эффективности. Для каждого показателя подсистемы, а также и для самой подсистемы с помощью метода экспертных оценок определяется показатель весомости.

На основе предложенных показателей можно рассчитать индексы развития на каждом уровне и интегральный индекс

где 1к - интегральный показатель конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности;

\пр, dпp - уровень конкурентоспособности производственной деятельности и его весовой коэффициент;

1ф, dф - уровень конкурентоспособности финансовой деятельности и его весовой коэффициент;

1м, dм - уровень конкурентоспособности маркетинговой деятельности и его весовой коэффициент;

1щ, dyп - уровень конкурентоспособности управления персоналом и его весовой коэффициент;

1пп, dпп - уровень конкурентоспособности производимой продукции предприятия и его весовой коэффициент;

1пр, dпp - уровень конкурентоспособности инновационной деятельности и его весовой коэффициент.

Максимальное значение, которое может получить предприятие в результате вычислений по формуле (1), равно 100%, тогда интегральный показатель конкурентоспособности будет эталонным, что свидетельствует о достижении максимального индекса конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности.

Основные выводы по оценке показателя конкурентоспособности и последующих действий руководства предприятия пищевой промышленности в рамках полученных результатов представлены в табл. 1.

инвестиционной привлекательности развития промышленного туризма на основе количественной и качественной оценки трех направлений по частным индексами их привлекательности с учетом значимости каждого направления. Интегральный индекс инвестиционной привлекательности развития промышленного туризма определяется по формуле:

(1)

Разработанная методика комплексной оценки конкурентоспособности по шести подсистемам (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, продукция и инновации) содержит проработанную систему показателей с учетом значимости каждого уровня, учитывающего разницу величин экономических показателей с точки зрения особенностей отрасли пищевой промышленности. Эта методика позволяет получить достоверную оценку и при этом не требует больших финансовых затрат.

Для определения качественных показателей, характеризующих работу предприятий, используем опрос двух групп экспертов: специалистов (10 человек) в управлении предприятиями пищевой промышленности и потребителей продукции выбранных предприятий (100 человек). Качественные показатели конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности рассчитываются по следующей технологии:

1. Экспертами двух групп оцениваются по десятибалльной шкале параметры, которые характеризуют конкурентоспособность пищевых предприятий, рассчитываются усредненные показатели.

2. Определяется среднее значение взвешенных усредненных экспертных оценок по каждому из показателей.

3. Для конвертации количественных показателей работы предприятий в баллы используем инструменты MS Excel 2000,

max^

IК = ^ПР * ^ПР + ^Ф * ^Ф + ^М * ^М + ^УП * ^УП + ^ПП * ^ПП + ^ИД * ^ИД " 100%,

Таблица 1

Результаты оценки интегрального показателя конкурентоспособности предприятий

пищевой промышленности

Значение Ir, % Результаты оценки

0-20 Уровень конкурентоспособности низкий и не отвечает идеальному, требует кардинального изменения всей политики управления на предприятии и внедрение мероприятий по улучшению основной деятельности предприятия. Предприятие ресурсно и организационно имеет неудовлетворительный уровень конкурентоспособности

20,1-40 Для достижения хорошего уровня конкурентоспособности предприятию необходимо внедрить изменения большинства его элементов. Политика по повышению конкурентоспособности должна быть откорректирована руководством предприятия на основе повышения общей эффективности управления

40,1-60 Уровень конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности в некоторой степени соответствует хорошему уровню и требует корректировки незначительного количества элементов в определенных подсистемах. Именно внедрение стратегии повышения конкурентоспособности будет способствовать дальнейшему развитию предприятия

60,1-100 Уровень конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности соответствует идеальному, внесение каких-либо изменений в политике управления им не требуется, необходимости внедрения стратегии для улучшения результатов деятельности нет

а именно функцию «ГПР», которая позволит автоматизировать процесс предоставления количественном показателе соответствующего шкалы балла.

Результаты расчета по подсистемам предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР представлены графически на рис. 2.

Практически по всем критериям конкурентоспособности лидируют два предприятия ДП «Тор» (ТМ «Донко», ДНР) и завод продовольственных товаров «Анжей» (ЛНР).

Для наглядности приведем рассчитанные интегральные показатели конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР (табл. 2).

Анализируя полученные результаты оценки конкурентоспособности предприятий, мы видим, что конкурентоспособность предприятий пищевой промыш-

ленности ДНР и ЛНР не высокая, по шкале градации соответствует удовлетворительному и относительно хорошему уровню, находится в середине интервала. Видно, что уровень показателя колеблется из года в год, что свидетельствует о неспособности предприятий удерживать свои конкурентные позиции на рынке.

Конкурентоспособность продукции предприятий пищевой промышленности -это совокупность качественных и экономических факторов, которые создают продукт в соответствии с санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями для полного удовлетворения потребностей потенциальных потребителей и эффективной долгосрочной деятельности предприятия на рынке [3]. На конкурентоспособность пищевой продукции влияет большое количество факторов: внутренних (технико-технологические, организа-

Производство 10

Уровень обслуживания

ИННОВАЦИИ

Финансы

Маркетиш

Качество продукции ■Горним — — Колбимо

Доимо

Управление персоналом • ЛХК —---Амжей

-ЛМК

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР

Таблица 2

Свод интегральных показателей конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР

Компании Годы Среднее значение

2015 2016 2017

ДНР

Торговый дом «Горняк» (ТМ «Геркулес», «Пан Фазан», «Добрыня») 32,5 45.8 43,6 40,6

ООО «Колбико» 40,8 39,5 45,2 41,8

ДП «Тор» (ТМ «Донко») 51,2 53,5 52,8 52,5

ЛНР

ДП «Луганский хладокомбинат» 39,6 48.7 50,1 46,1

ООО «Луганский мясокомбинат» 41,2 39,3 42,7 41,1

Завод продовольственных товаров «Анжей» 48,5 49,6 51,1 49,7

Средний уровень по сегменту рынка 42,3 46,1 47,6 -

ционно-экономические, маркетинговые, социальные) и внешних (политические, государственное регулирование, экологические, научно-технический прогресс).

Количественное и качественное обновление технической базы и квалификационное обслуживание современного оборудования, полная загрузка

производственных мощностей, использование новейших рациональных технологических проектов даст возможность повысить величину производственных мощностей промышленных предприятий и увеличить объем производства продукции [4]. Размер пищевых предприятий, специализация, интеграция, транспортные

условия, территориальное размещение предприятий и климатические условия определяют объемы производства продукции, ее себестоимость и ассортимент. Размер пищевых предприятий оказывает значительное влияние на экономическую эффективность производства.

На конкурентоспособный потенциал пищевых предприятий влияет множество факторов как положительных, так и отрицательных. Выявление этих факторов, а также оценка степени их влияния на конкурентоспособный потенциал предприятий позволит определить существующие резервы и сформировать основные направления повышения конкурентоспособного потенциала [5].

Факторы, которые влияют на конкурентоспособный потенциал предприятий, описываются и измеряются совокупностью статистических (количественных) и экспертных (качественных) показателей. Поэтому при исследовании проанализированы факторы, которые влияют на конкурентоспособный потенциал пищевых предприятий ДНР и ЛНР путем их ранжирования по 1-балльной системе с применением метода экспертных оценок (в качестве экспертов привлекались ведущие специалисты, которые работают в отрасли, и ведущие научные работники, которые проводят подобные исследования).

Для определения рейтинга любого фактора отдельному показателю (в зависимости от оценки эксперта) присваивается определенный балл (табл. 3).

При этом фактор, оцененный в 1 балл, оказывает наибольшее влияние на конкурентоспособный потенциал предприятия, а 0,1 балла - минимальное. Результаты оценки факторов, которые влияют на конкурентоспособный потенциал предприятий пищевой промышленности в ДНР и ЛНР на основе результатов опроса 10 экспертов показали, что сырьевые ресурсы и условия спроса на рынке являются наиболее влиятельными факторами, которые определяют конкурентоспособный потенциал предприятий пищевой

отрасли. Поэтому при планировании хозяйственной деятельности и разработке социально-экономической стратегии предприятиям необходимо учитывать спрос, который сформировался на рынке пищевых продуктов и доступность ресурсов на рынке.

Первоочередные пути повышения конкурентоспособности потенциала пищевых предприятий возможны за счет мобилизации ресурсов микросреды, которые включают:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменение сырьевой базы предприятий, установление долгосрочных партнерских отношений с предприятиями, которые производят и поставляют сырье;

переход от ценовых методов конкуренции к неценовым, маркетинговые исследования и поддержка сбыта с помощью рекламы;

всестороннее повышение качества продукции, использование передового опыта в сфере управления качеством продукции;

повышение эффективности труда.

Выводы

В статье предложен комплексный подход к оценке конкурентоспособности предприятий по шести группам показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятий пищевой промышленности по основным бизнес-подсистемам (производственной, финансовой, маркетинговой, управления персоналом, конкурентоспособности продукции, инновационной деятельности предприятия). Предложенный подход базируется на оценке уровня конкурентоспособности подсистем деятельности организации, что дает возможность менеджменту выявить слабые стороны деятельности предприятия и разработать стратегии повышения конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности. Результаты расчетов интегральных показателей конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР показали невысокий их уровень, что позволило обосновать факторы, которые влияют на

Таблица 3

Коэффициенты весомости факторов, которые влияют на конкурентоспособный потенциал предприятий пищевой промышленности ДНР И ЛНР

Факторы конкурентоспособности Эксперты Средний коэффициент весомости

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Внешние

Правовое регулирование функционирования экономики 0,18 0,24 0,20 0,21 0,17 0,21 0,23 0,24 0,20 0,22 0,21

Инфраструктура рвшка пищевой продукции 0,29 0,32 0,35 0,32 0,34 0,33 0,32 0,28 0,32 0,34 0,32

Условия спроса на внутреннем и внешнем рынках 0,34 0,32 0,34 0,35 0,37 0,35 0,38 0,34 0,36 0,38 0,35

Трудовые ресурсы пищевой отрасли 0,19 0,12 0,11 0,12 0,12 0,11 0,07 0,17 0,12 0,06 0,12

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

Внутренние

Ресурсный потенциал 0,18 0,13 0,14 0,11 0,12 0,15 0,18 0,20 0,19 0,16 0,16

Производственный потенциал 0,15 0,16 0,18 0,13 0,18 0,15 0,21 0,14 0,12 0,15 0,16

Инвестиционный потенциал 0,09 0,19 0,12 0,16 0,18 0,15 0,12 0,11 0,12 0,10 0,13

Финансово-экономическое состояние 0,22 0,18 0,19 0,15 0,16 0,17 0,18 0,15 0,14 0,24 0,18

Научно-инновационный потенциал 0,08 0,12 0,10 0,13 0,15 0,10 0,07 0,09 0,10 0,10 0,10

Кадровый потенциал 0,12 0,13 0,12 0,16 0,10 0,09 010 0,15 0,12 0,09 0,12

Маркетинговый потенциал 0,12 0,06 0,08 0,08 0,07 0,12 0,08 0,09 0,13 0,08 0,09

Территориально- географический потенциал 0,04 0,03 0,07 0,08 0,04 0,07 0,06 0,07 0,08 0,08 0,06

Итого 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00 1,00

конкурентоспособный потенциал производителей пищевой продукции и выделить пути его повышения.

Дальнейшие исследования должны быть направлены на разработку и обоснование стратегий повышения конкурентоспособного потенциала предприятий пищевой промышленности ДНР и ЛНР.

Список использованной литературы

1. Беленов, О.Н. Конкурентоспособность стран и регионов / О.Н. Беленов, А.А. Анучин. - М.: КНОРУС, 2015. -148 с.

2. Шелудько, Е.Б. Конкурентоспособность предприятия: сущность, факторы и принципы / Е.Б. Шелудько // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. - № 56.

3. Фасхиев, Х.А. Как оценить и управлять качеством и конкурентоспособностью товаров и услуг / Х.А. Фасхи-ев // Маркетинг в России и за рубежом. -

2014. - № 3. - С. 88-102.

4. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Изд-во «Эксмо», 2014. - 545 с.

Статья поступила в редакцию 26.10.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.