ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ «ПОТЕНЦИАЛ - КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО -КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»
Л.В. Фомченкова, д-р экон. наук, профессор В.С. Крупенькина, студент
Смоленский филиал Национального исследовательского университета МЭИ (Россия, г. Смоленск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10284
Аннотация. В статье рассмотрена актуальная проблема неадекватного современным условиям бизнеса подхода к оценке конкурентоспособности организации. Выявлены недостатки существующих методик ее анализа и оценки, обусловленные некорректным определением данного понятия. Обоснована необходимость комплексного исследования системы «потенциал - конкурентное преимущество - конкурентоспособность». Предложен процесс анализа данных компонентов на основе их уточненных определений. Показана необходимость оценки конкурентоспособности организации в тесной связи с ее конкурентными преимуществами и потенциалом на основе предложенной системы показателей.
Ключевые слова: организация, потенциал, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, конкурентная стратегия, оценка, конкурентный анализ.
В современных условиях обострения конкурентной ситуации руководству организации необходим ее постоянный анализ для выработки эффективных управленческих решений. По мнению многих экспертов [1], низкая конкурентоспособность стоит рядом с закредитованностью и неэффективным использованием ресурсов в списке самых частых причин банкротства. В связи с этим ее периодическая оценка является актуальной как для успешных организаций для подтверждения правильно выбранной стратегии, так и для проблемных экономических субъектов.
Исследованию конкурентоспособности посвящены работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Г.Л. Азоев, Ф. Котлер, М. Портер, К.К. Прахалад, Г. Хэмел, А.Ю. Юданови многих других. Они посвящены изучению природы конкуренции, формированию системы оценочных критериев и разработке аналитических методов и инструментов. В их работах конкурентоспособность рассматривается как комплексная характеристика организации, отражающая степень ее превосходства над конкурентами [2]. Для ее
оценки предложены различные системы показателей в соответствии с целями и спецификой конкретного исследования. При этом исследователи нередко трактуют конкурентоспособность как потенциал, конкурентное преимущество или результат финансово-экономической деятельности (таблица 1). В итоге получаемые оценки оказываются несопоставимы, не позволяют сравнить конкурентов и разработать обоснованные управленческие решения. В связи с вышеизложенным возникает актуальная научная задача разработки технологии оценки конкурентоспособности организации в системе взаимосвязанных понятий «потенциал», «конкурентное преимущество», «конкурентоспособность».
Первым звеном в цепочке обеспечения конкурентоспособности организации является потенциал, который включает в себя все материальные и нематериальные активы, ресурсы и источники их пополнения, которые можно применять в работе по достижению целей. При его оценке формируется ответ на вопрос «Чем обладает организация?».
Таблица 1.Сравнение понятий «потенциал», «конкурентное преимущество», «конкурентоспособность»_
Автор Определение
Потенциал
Лопатин В. А, Лопатина Л.Е. Совокупность средств, возможностей в какой-нибудь области
Ефремов В.С. Ресурсы, источники пополнения, которыми располагает организация, ее связи, положение и организационная система в целом
Конкурентное преимущество
ГЛ. Азоев Концентрированное проявление превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационной сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями
А. Ойхер Способность предприятий, ведущих конкурентную борьбу между собой, обеспечить лучшие условия для приобретения различных ресурсов и их эффективное использование
А. Алчинян, Т. Эг-гертсон, Г. Демсец Уникальные свойства, которые имеются у предприятия по сравнению с другими конкурентами
Конкурентоспособность организации
М. Портер Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.
Р.А. Фатхутдинов Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
М.И. Гельвановский Обладание свойствами, создающими преимущества субъекта экономического соревнования
Оценочные показатели, относящиеся к отдельным составляющим потенциала организации, представлены в таблице 2. На их основе рассчитывается интегральная оценка, которая отражает ресурсные и организационные возможности для формирования конкурентных преимуществ. В процессе конкурентного анализа формируется информационная основа для принятия стратегических решений [3]. Для этого проводится оценка компетенций, присущих всем организациям отрасли, и стержневых компетенций, необходимых для обеспечения высокой конкурентоспособности. В ходе анализа осуществляется поиск ответа на вопрос «В чем организация превосходит конкурентов?». В составе конкурентных преимуществ выделяют естественные и искусственные. Первыми об-
ладает любая организация вне зависимости от ее отношения к лидерству на рынке. Искусственные конкурентные преимущества способны повысить конкурентоспособность. Состав показателей для их оценки (таблица 2) формируется в соответствии имеющейся информацией о конкурентах. Конкурентоспособность является результатом реализации конкурентных преимуществ и представляет собой характеристику отличия данной организации от конкурентов по степени удовлетворения потребителей и по эффективности деятельности. При этом важно не просто дать числовую оценку каждого показателя, но и верно трактовать их в соответствии с ситуацией на рынке, используя для этого мнение экспертов.
Таблица 2. Система показателей оценки потенциала, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности организации_
Компонент Показатели оценки
Потенциал организации
- производственный потенциал стоимость основных производственных фондов (ОПФ); износ ОПФ; уровень использования производственной мощности; производительность труда (выработка).
- ресурсный потенциал обеспеченность материальными ресурсами; степень обеспеченности кадрами; обеспеченность оборотным капиталом.
- сбытовой потенциал объем продаж; эффективность дистрибьютерской сети; количество каналов сбыта.
- финансовый потенциал чистая прибыль; коэффициенты ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; коэффициент финансовой независимости.
- инновационный потенциал количество внедренных инновационных проектов за период; рентабельность инновационных проектов.
Конкурентные преимущества
- естественные себестоимость; сроки выполнения заказа; уровень технологического развития; географическое положение; ассортимент.
- искусственные полезность товаров и услуг; ответственность перед обществом; уникальность торговых предложений.
Конкурентоспособность доля рынка;темп прироста доли рынка; темп роста объема продаж; степень удовлетворенности потребителей.
С учетом изложенных причинно-следственных взаимосвязей предлагается модель процесса комплексной оценки конкурентоспособности организации (рисунок), предполагающая последовательное
исследование потенциала, конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, соответствующее логике разработки и реализации стратегии и обеспечивающее корректную трактовку данных понятий.
! процессе стратегического управления конкурентоспособностью организации
Рисунок 1. Процесс оценки конкурентоспособности организации в системе «потенциал -конкурентное преимущество - конкурентоспособность»
Таким образом, предложенные процесс путаницы в определении объекта и выборе и система оценки конкурентоспособности параметров оценки. Приведенный переявляется универсальным инструментом чень основных оценочных показателей для практического применения в органи- может быть дополнен характеристиками, зации любого вида экономической дея- отражающими специфику деятельности тельности. С ее помощью можно избежать конкретной организации.
Библиографический список
1. Львова О.А. Факторы и причины банкротства организаций // Государственное управление. Электронный вестник. - 2014. - № 44. - С. 64-82.
2. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. -М.: Альпина Паблишерс, 2017. - 454 с.
3. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. - М.: БИНОМ, 2005. - 541 с.
ORGANIZATIONS COMPETITIVENESS ASSESMENT IN THE «POTENTIAL -COMPETITIVE ADVANTAGE - COMPETITIVENESS» SYSTEM
L.V. Fomchenkova, doctor of economic sciences, professor V.S. Krupenkina, student
National Research university «Moscow power engineering institute» (MPEI) Smolensk branch
(Russia, Smolensk)
Abstract. The article discusses the actual problem of inadequate organization competitiveness assessment in modern business conditions. Disadvantages of existing methods of analyze and assessment, caused by uncertainty of this category, were detected. The necessity of complex research of the «potential - competitive advantage - competitiveness» system was proved. We offered the process of these components analyzing based on specified definitions. It shows the necessity of organization competitiveness assessment in complex relationship with it's competitive advantages and potential by using the offered indicator system.
Keywords: organization, potential, competitive advantages, competitiveness, competitive strategy, assessment, competitiveness analysis.