2. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - 2-е изд., испр. и доп. - М: Смысл, 1997. - 365с.
3. Апанасюк Л.А. Психолого-педагогический аспект преодоления ксенофобии среди молодежи // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №2 (24). - С. 389-395.
4. Апанасюк Л. А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии в молодежной среде // Балтийский гуманитарный журнал. - Калининград. - 2013. - №3. - С. 10-15.
5. Апанасюк Л.А. Проблемы этнокультурного воспитания и миграционные процессы // Альманах современной науки и образования. - Тамбов. - 2007. - №1. - С. 28-29.
6. Апанасюк Л.А. Педагогическая эффективность преодоления ксенофобии и нетерпимости среди молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. - №11 (127). - С. 154-162.
7 Апанасюк, Л.А. Психолого-педагогические подходы к преодолению проявлений ксенофобии в молодежной среде средствами социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - №12 (110). - С. 153-157.
© Елясина Н.М., 2016
УДК 377.5
Е.А. Кедровских
Заведующий отделением Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация
ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ
Аннотация
В современном мире важным приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи, а результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Поэтому на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие компетентности выпускника, как, например, способность разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Но процесс формирования компетенций обучающихся не может быть полноценным без продуманной системы средств их измерения и оценивания.
Ключевые слова
Компетенции, оценивание, балльно-рейтинговая система контроля, самооценивание, взаимоконтроль.
Актуальность изучения процесса оценивания отмечается всегда. Без обратной связи управление любым процессом не может быть эффективным. Необходимость оценивания отмечают все участники образовательного процесса: обучающиеся, преподаватели, родители. Оценки являются неотъемлемой частью учебного процесса.
Существующая на сегодняшний день оценка знаний с помощью баллов, по мнению некоторых педагогов, имеет ряд преимуществ. Это наиболее простое и доступное средство вызвать соревнование между детьми, побудить их систематически заниматься. Оценки удобны для проведения конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т. п.
Однако, каждый преподаватель оценивает знания обучающихся исходя из своих интуитивных представлений. Главным недостатком существующей системы оценок и отметок, с точки зрения психолога - это их возможное травмирующее влияние на ребенка.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Как учесть и оценить качественное приращение каждого обучающегося? Безусловно, оценка качества должна заключаться не в оценке объема полученных знаний, а в оценке уровня сформированности комплекса компетентностей. При оценивании необходимо учитывать совокупность операционных действий: ЧТО достигнуто - результат, КАКИМ ОБРАЗОМ - постановка цели, планирование, использование источников, обработка информации, участие в диалоге; КАКОЙ продукт получен - его оригинальность, нестандартность, демонстрация личностной позиции.
Предлагаются новые способы оценивания учащихся. Такие, например, как рейтинговая балльно-рейтинговая система (БРС)
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Основной алгоритм балльно-рейтинговой системы контроля знаний:
1) весь курс обучения по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;
2) по окончании обучения по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний обучающихся с оценкой в баллах;
3) в конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка.
Балльно-рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.
Балльно-рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе специальные занятия по коррекции знаний и умений обучающихся. По результатам деятельности обучающегося преподаватель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы обучающегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.
Главная сложность при внедрении балльно-рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к занятиям и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.
Итак, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу, как обучающихся, так и преподавателей.
Это подтверждается тем, что при внедрении балльно-рейтинговой системы в учебный процесс создаются следующие преимущества в обучении:
— снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для обучающихся, так и для преподавателей;
— обучение становится личностно-ориентированным;
— балльно-рейтинговая система исключает всякий дискомфорт личности учащегося, позволяет ему самому оценивать свои способности и возможности, т.е. стимулирует его на добросовестную работу в течение всего периода обучения.
Одним из важных аспектов оценивания является самооценка обучающихся. Воздействия преподавателей должны совпадать с собственными усилиями обучающихся в освоении учебной деятельности, с его активностью по «образовыванию» себя.
Самоконтролем называют особые действия, предметом которых являются собственные состояния и свойства человека как субъекта деятельности и общения.
Еще одним важнейшим условием формирования самоконтроля является вовлечение обучающихся в разнообразные формы взаимопроверки. Взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на предметах, ибо эта деятельность побуждает обучающегося быть на предмете в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.
Перед началом взаимопроверки каждый обучающийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством преподавателя идет взаимопроверка.
Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого обучающегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых - научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается обучающимся сделать краткие записи - обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.
Таким образом, изменения системы оценивания в колледже будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
Поиск новых подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся связан с переходом от принципа оценивания по соответствию некоторой норме к принципу оценивания образованности ребенка по результатам его собственного продвижения, с необходимостью оценки личностных достижений каждого обучающегося, развитием рефлексивных умений и самооценки учащихся.
© Кедровских Е.А., 2016
УДК 377.5
О.Ю. Ковалева
Заведующий отделением Колледж ИСТиС ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» г. Челябинск, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация
В статье представлен опыт наблюдения и оценки формирования компетенций обучающихся. Проблема объективного оценивания сформированности компетенций будущих специалистов является одной из актуальных проблем современного образования. Данная проблема рассмотрена с позиций административно -управленческого аппарата, преподавателей, руководителей практики.
Ключевые слова Компетенции, оценивание, личностно-ориетированный подход.
Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентно способным на рынке труда, успешно профессионально самореализоваться. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и лабораторно-исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного раннее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателями или под его руководством.
Формирование системы оценивания компетенций обучающихся, связано с деятельностью преподавателя, и заключается в обеспечении соответствия методов обучения критериям оценивания полученным результатам. Особенностью компетентностно-ориентированной рабочей программы дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля (ПМ) является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения.
Согласно ФГОС СПО и международным документам в этой области можно выделить два метода оценивания компетенций:
— метод прямого оценивания (контрольные работы, тесты, курсовые работы, промежуточная и итоговая аттестации и т.д.), которые проводятся непосредственно в ходе образовательного процесса;